Рабочая программа по предмету факультатива «Право»

Рабочая программа по предмету факультатива «Право», 8 класс составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также на основе требований к уровню подготовки обучающихся, осваивающих программу предмета факультатива «Право» 8 класс. Проблема преподавания права в школе — одна из наиболее актуальных на сегодняшний день, она вызывает интерес у учителей и методистов. Эта актуальность связана, с одной стороны, с...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по предмету факультатива «Право»

Рабочая программа по предмету факультатива «Право»

Рабочая программа по предмету факультатива «Право»

Рабочая программа по предмету факультатива «Право»


Рабочая программа по предмету факультатива «Право»

Автор программы: учитель истории и права Куркина А.П.

Рабочая программа по предмету факультатива «Право»

Рабочая программа по предмету факультатива «Право», 8 класс.

Учитель истории и права Куркина Александра Павловна.

Пояснительная записка к факультативу.

Рабочая программа по предмету факультатива «Право», 8 класс составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также на основе требований к уровню подготовки обучающихся, осваивающих программу предмета факультатива «Право» 8 класс.

Проблема преподавания права в школе - одна из наиболее актуальных на сегодняшний день, она вызывает интерес у учителей и методистов. Эта актуальность связана, с одной стороны, с переменами в нашем государстве и обществе - курс взят на построение правового государства и гражданского общества. Этим объясняется и «государственный заказ»1 на подготовку молодёжи, активной, с развитой гражданской позицией и высокой правовой культурой. С другой стороны, знание основ права, возможность ориентироваться в правовом пространстве, знание и умение защищать свои права необходимо каждому человеку в ХХI в.

Изучение права направлено на достижение следующих целей:

- развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;

- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку; воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности,

толерантности, ответственности за собственное благополучие; формирование у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей.

- освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;

- овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе; решения практических задача в социально-правовой сфере, а также учебных задача в образовательном процессе;

- формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом;

- продолжить развивать у обучающихся навыки анализа правовых ситуаций и моделей правомерного поведения личности, опираясь на социальный опыт ребенка; развитие интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы; слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения; эстетических эмоций, положительного отношения к правомерному поведению; развивать умения ставить цели через учебный материал каждого урока,

Для успешного изучения правовых проблем обществознания необходимо создать следующие методические условия:

1. Опора на документ.

Право формально определено, то есть прописано. Поэтому при изучении на уроках, например, отраслей права, требуется не личная субъективная трактовка учителем положений кодекса, а обращение самих школьников к «букве закона», то есть определённой статье того или иного правового документа.

2. Познавательный интерес учащихся к праву.

Ценностно-положительное отношение к праву способствует превращению его из «чужого», исходящего от внешнего по отношению к адресатам норм права авторитета, в «своё» право, способствующее интересам большинства членов общества. Это также обеспечивает надлежащую реализацию права, правомерное поведение.

Это «превращение» возможно, если ученик поймёт, зачем изучает предложенный материал, оценит, чем эти знания могут помочь ему, причём не абстрактно, а конкретно, не в отдалённой перспективе, а здесь и сейчас. Учащиеся средней школы не достигли ещё возраста совершеннолетия, а значит и полной дееспособности, поэтому лишены возможности реализовывать большинство прав. Поэтому на уроках следует, во-первых, акцентировать внимание на правах и возможностях детей и подростков (актуальных для них), во-вторых, моделировать проблемные ситуации, проводить деловые и ролевые игры, где ученики «примеряют» на себя взрослые роли.

Известно, что принцип соучастия в событии, который в полной мере реализуется в процессе деловых и ролевых игр, формирует личностное, заинтересованное отношение к изучаемому вопросу и его познанию.

3. Самостоятельная деятельность учащихся.

Учащиеся сами подбирают статьи законов, кодексов и конкретизирующие их примеры. Исследуют, анализируют, критически оценивают содержащуюся в них информацию.

4. Активная познавательная деятельность учащихся на уроках.

Отход от традиционного урока и широкое использование дискуссионных, игровых форм, решение задач, проведение семинаров, «круглых столов», использование проектных технологий. Успешное формирование правовой культуры обеспечивается только активной, эмоционально окрашенной деятельностью. Активность в процессе обучения позволяет школьнику быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивает коммуникативные способности, формирует отношение к окружающей действительности.

5. Проблемное изучение.

Право неприемлемо изучать как готовые факты. Правовые вопросы требуют критической оценки, понимания сущности проблемы, поиска альтернативных решений.

Педагоги-учёные (Б.Б.Айсмонтас, О.В.Нестерова и др.)2 к достоинствам проблемного обучения как одного из способов формирования правовой культуры относят следующие:

Проблемное обучение способствует формированию определённого мировоззрения учащихся (высокая самостоятельность усвоения знаний трансформирует их в убеждения); формирует личностную мотивацию; развивает мыслительные способности; обеспечивает выявление учащимися новых связей в изучаемых явлениях и закономерностях.

6. Доминирование аксиологических (ценностных) характеристик права над охранительно-карательными.

Необходимо при изучении правовых проблем на уроках добиться, чтобы школьники воспринимали право как право «доброе», а не «злое». Учитель, который смог убедить ребят, что право не только запрещает и наказывает, но, во-первых, оно открывает возможности, защищает интересы граждан; во-вторых, является цивилизованной силой регулирования общественных процессов, феноменом развитого современного общества, без которого невозможно жить в ХХI в., уже во многом справился с задачей формирования правосознания учащихся. Ведь известно, что «устойчивая положительная реакция личности на правовую действительность»3, - это одно из основных условий формирования познавательной активности юного человека.

Приоритетными видами деятельности являются:

- анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

- работа с источниками права, в т.ч. новыми нормативными актами;

- выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности;

- изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;

- решение отдельных правовых споров с учётом социального опыта ученика.

Ведущими технологиями в преподавании курса являются личностно ориентированные технологии: проблемное обучение, интегрированное обучение, технология критического мышления, исследовательская деятельность. В преподавании курса применяются как традиционные формы урока (информационные, диалогические, проблемные, обзорные лекции, беседы), так и активные и интерактивные формы (круглый стол, дебаты, дискуссии, организационно-деятельностные игры (ОДИ), ролевые и деловые игры т.д.) в целях содействия в овладении ключевыми компетентностями.

В результате изучения права ученик должен:

знать/понимать:

систему и структуру права; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;

уметь:

характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательные и законодательные процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: поиска, анализа, интерпретации и использовании правовой информации; анализа текстов законодательных актов, норм права; изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права; выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; обращения в надлежащие органы за квалификационной юридической помощью.

На изучение данного предмета отводиться 18 часов факультативных занятий.

Литература:

Азаров А. Я., Болотина Т. В. Права человека: Пособие для учителя.- М.,2002.

Алексеев С. С. Философия права.- М., 2002;

Володина С.И., Спасская В.В., Полиевктова А.М. основы правовых знаний: учебник для 8-9 кл. В 2-х кН. -М., Новый учебник, 20010

Василенкова О. Основы правовых знаний: учебник для 7 кл.- М., Новый учебник, 2009

Исаев И. А. История государства и права России.- М., 2004.

Никитин А. Ф. Школьный юридический словарь.- М., 2003.

Основы российского права.- М., 2007.

Основные кодексы и законы РФ.-СПб.: ИД «Весь», 2002.

Права человека. История, теория, практика.- М., 2005.

Право в школе. АНО «Центр правового образования», 2004-2005 гг.

Программа. В.В.Спасская, С.И.Володина, Е.А.Певцова. Программы по курсу права для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. - М.: «Новы Практикум по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учащихся 8-9 кл., 10-11-х кл./С.Н. Ловягин, С.И. Володина и др.; Российский фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование в школе»-М.: Вита-Пресс, 1999.й учебник», 2009

Сборник кодексов РФ.- М., 2010.

Справочно-правовая система «Консультант-плюс».

Суворова Н.Г. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний». 7 класс. - М., Новый учебник, 2008

Суворова Н.Г. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний». 8-9 кл. - М., Новый учебник, 2009

Юридическая энциклопедия.- М., 2004.











Календарно-тематическое планирование по предмету факультатива Право, 8 класс.

Тема занятия

Основное содержание

Форма

занятия

Кол-во часов

Дата

проведения

занятия

1

Право в системе социальных норм

Понятие «право». Признаки права. Естественное и позитивное право. Принципы и источники права. Функции и значение права. Отличия права от других социальных норм.

Система и отрасли права. Институты права.

на выбор

учителя

1

2

Виновен-отвечай

Виды нормативно-правовых актов. Система законодательства. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность.

на выбор

учителя

1

3

Кто стоит на страже закона

Правоохранительные органы. Суд. Прокуратур. Нотариус. Милиция.

на выбор

учителя

1

4

Основной закон государства

Что такое Конституция.

Признаки Конституции.

Причины принятия новой Конституции.

Структура Конституции РФ.

Основные положения Конституции РФ.

на выбор

учителя

1

5

Гражданин - свободный и ответственный

Правовой статус личности в РФ. Гражданство РФ. Права и свободы гражданина РФ. Обязанности гражданина РФ. Права ребенка.

на выбор

учителя

1

6

Международная защита прав человека

Защита прав и свобод человека средствами ООН. Европейская система защиты прав человека.

Проблема отмены смертной казни. Международные преступления и правонарушения. Полномочия международного уголовного суда. Перспективы развития механизмов международной защиты прав и свобод человека.

на выбор

учителя

1

7

Всеобщая декларация прав человека

Общечеловеческие правовые документы (Всеобщая декларация прав человека,

Международный Пакт о гражданских и политических правах, Международный Пакт об

экономических, социальных и культурных правах).

Всеобщая декларация прав человека - основной документ по правам человека.

на выбор

учителя

1

8

Предпосылки правомерного поведения

Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение.

на выбор

учителя

1

9

Право выше власти

Гражданское общество и правовое государство

на выбор

учителя

1

10

Трудовое право

Понятие трудового права. Нормы трудового права. Источники трудового права. Отношения, регулируемые трудовым правом. Право несовершеннолетних на труд.

на выбор

учителя

1

11

Гражданское право

Гражданское право как отрасль права. Источники гражданского права. Гражданское правоотношение. Граждане как субъекты гражданского права. Правоспособность и дееспособность несовершеннолетних.

на выбор

учителя

1

12

Семейное право

Понятие, предмет и задачи семейного права. Источники семейного права. Понятие семейных правоотношений. Брачные отношения. Правоотношения детей и родителей.

на выбор

учителя

1

13

Преступление и наказание

Понятие уголовного права и его источники. Понятие преступления и уголовная ответственность. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

на выбор

учителя

1

14

Экологическое право

Понятие и источники экологического права. Экологические правоотношения. Правовые основы охраны окружающей среды.

на выбор

учителя

1

15

Конституционное и административное право

Понятие конституционного права и его источники. Понятие административного права и его источники. Административные отношения. Административная ответственность. Несовершеннолетние и административное право.

на выбор

учителя

1

16

Право на образование

Знакомство с законом «Об образовании РФ»

на выбор

учителя

1

17

Ювенальное право

Понятия ювенального права. Правовая защита детей и подростков в истории цивилизации. Правосудие для несовершеннолетних.

на выбор

учителя

1

18

Роль права в жизни человека, общества, государства

Итоговое занятие. Обобщение всего изученного.

на выбор

учителя

1



В блоке основное содержание урока, курсивом выделены основные составляющие данного занятия, на которые необходимо обратить особое внимание.

1Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг.; Послания Президента России Федеральному Собранию; письмо Министерства образования Российской Федерации «О повышении правовой культуры и образования учащихся в сфере избирательного права и избирательного процесса»; Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях и др.

2Айсмонтас Б.Б. Теория обучения: схемы и тесты. М., 2002; Нестерова О.В. Педагогическая психология в схемах, таблицах и опорных конспектах. М., 2006. С. 24.

3Вопленко Н.Н. Социалистическая законность и применение права. Саратов, 1983. С. 44.

© 2010-2022