Научное общество учащихся как пространство формирования исследовательской компетентности

В современном мире все чаще говорят о необходимости формирования различных компетенции у обущающихся. Заниматься наукой интересно, но дано не каждому, но попробовать необходимо, а где это можно сделать как не в школе. Но и в школе ученик сам мало что сможет, так как у появляются вопросы: про что можно писать, а как нужно писать, а где можно поучаствовать. В данной статье приведы примеры организации найуного общества в рамках школы, и школьная конференция - как подготовка к большим конференциям. ...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Научное общество учащихся как пространство формирования исследовательской компетентности

Быстрова Евгения Геннадьевна,

В 2006 году в нашей гимназии было создано научное общество учащихся. НОУ является самостоятельным формированием, которое объединяет в коллектив учащихся, интересующихся различными областями науки, желающих заниматься самыми разнообразными видами деятельности, увлекающихся и способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального уровня. Это добровольное творческое объединение школьников.Научное общество учащихся как пространство формирования исследовательской компетентности

НОУ было создано с целью - планомерного развития у обучающихся научных интересов, возбуждение творческой инициативы, выявления и поддержки одаренных учащихся, привития членам общества исследовательских умений.

Гимназическое научное общество имеет свое эмблему. Она представлена символикой трех секций: гуманитарной, физико-математической и естественно-научной.

Задачи НОУ:

- формирование научных взглядов учащихся;

- развитие интересов к исследованию окружающей естественной и социальной среды;

- создание условий, способствующих повышению уровня образованности учащихся;

- пропаганда знаний об окружающем мире;

- участие в проводимых в рамках деятельности ОУ, района, города, страны олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях;

- знакомство с методами научных исследований, обучение навыкам работы с современными приборами и оборудованием, научной литературой;

- формирование навыков выступлений и аргументированного отстаивания своей позиции;

- ориентация на выбор будущей профессии.

Структура НОУ

1. Совет НОУ.

2. Совет научных руководителей.

3. Предметные секции:

физико-математическая;

гуманитарная;

естественно-научная.

Непосредственное руководство научным обществом учащихся осуществляет руководителем НОУ.

Совет НОУ состоит из представителей учащихся от каждого класса (8-11). В его функции входит организация и проведение гимназических олимпиад по предметам, освещение работы НОУ в средствах массовой информации гимназии: на сайте, в газете, участие в подготовке и проведении тематических предметных радиопередач.

Совет научных руководителей осуществляет руководство научно-исследовательской, поисковой работой членов НОУ, руководит работой предметных секций, оказывает консультативную помощь, рецензирует их.

Гуманитарная секция представлена следующими предметами: история, литература, русский язык, иностранный язык, обществознание.

Физико-математическая: математика, физика, информатика, экономика.

Естественно-научная: биология, география, химия, экология, ОБЖ.

Работа секций предлагает:

- теоретические занятия и практикумы по определенной программе в рамках исследуемой темы;

- самостоятельную работу членов предметных секций экспериментального, исследовательского, реферативного характера;

- подготовку и выпуск радиопрограмм;

- организацию и проведение предметных олимпиад.

- мастер классы по составлению презентаций.

Права и обязанности учащихся, членов НОУ

1. Членами НОУ могут быть учащиеся 7-11 классов, изъявившие желание работать в объединении и проявившие склонность к творчеству, поиску, исследованию.

2. Члены НОУ имеют право:

- выбрать форму выполнения научной работы (реферат, исследовательская или практической направленности работа, проект);

- работать в 1-2 творческих группах;

- обращаться за консультацией и получать ответы и помощь по исследуемой теме от педагогов, научных руководителей, преподавателей вузов и других специалистов;

- иметь индивидуальный график консультаций в процессе создания научной работы;

- получать на свою работу рецензию и оценку, которая может рассматриваться в качестве рекомендации при итоговой аттестации выпускников;

- за активную работу и достигнутые творческие успехи члены НОУ могут быть представлены и награждены грамотами, дипломами, поощрены премиями.

- опубликовать научную работу, получившую высокую оценку, в сборнике научных работ учащихся.

- представлять свою работу, получившую высокую оценку, на конференциях различного уровня.

3. Члены НОУ обязаны:

- активно работать в 1-2 творческих группах, участвовать в конференциях, самостоятельно углублять знания по учебному предмету (по выбору);

- пропагандировать форму работы НОУ, распространять полученные знания и навыки;

- отчитываться о своей работе в творческой группе;

- защищать интересы гимназии на конкурсах, олимпиадах, конференциях различного уровня.

Общее собрание НОУ проходит два раза в год. Заседание совета НОУ - 1 раз в месяц. Занятия в секциях проходят один раз в две недели. Научно-исследовательская конференция ОУ проходит 1 раз в год в феврале.

Примерный план работы НОУ на учебный год

Месяц

сентябрь

мероприятия

ответственные

1

Организационное заседание членов НОУ

Президент НОУ

2

Разработка документов об исследовательской работе учащихся

3

Оформление стенда НОУ

Члены НОУ

октябрь

1

Организация олимпиады по русскому языку и литературе

11б

2

Привлечение студентов ВУЗов (выпускников школы) для совместной исследовательской деятельности учащихся Творчество - раскрытие и развитие творческого потенциала школьника

УСО «ШАГ»

3

Организация олимпиады по информатике

4

Организация работы старшеклассников с начальной школой

Члены НОУ

ноябрь

1.Организация олимпиады по математике 11а

2

Проекты и фандрайзинг - обучение проектной деятельности, и умению находить средства на конкретные проекты

УСО «ШАГ»

3

Организация олимпиады для начальной школы 1-2 классы

4

Редакционная деятельность

члены НОУ

декабрь

1

Самоутверждение и уверенность - обучение навыкам самоактуализации и самомотивации

УСО «ШАГ»

2

Организация олимпиады по истории

10а

3

Организация олимпиады для начальной школы 3-4 классы

4

Заседание членов НОУ

январь

1

Организация олимпиады по биологии

10б

2

Редакционная деятельность

члены НОУ

3

Планирование, управление и тайм менеджмент - обучение навыкам планирования, управления и работы в короткие сроки

УСО «ШАГ»

4

Организация олимпиады ОБЖ физкультуре и технологии

февраль

1

Организация олимпиады по физике

2

18 Гимназическая НПК

3

Заседание членов НОУ

4

X региональная НПК базовых школ КемГУ 26.02.10

март

1

Организация олимпиады по химии

2

I I НПК «Юный исследователь»

3

Заседание членов НОУ по итогам НПК

4

Редакционная деятельность

члены НОУ

апрель

1

Литературный конкурс для 9-11 классов

2

Организация олимпиады по географии

3

Конкурс рефератов по естествознанию 5-8 классы

май

1

Организация олимпиады по иностранному языку

2

Информирование родителей, уч-ся, членов НОУ по вопросам показателей достижений, развития способностей

3

Редакционная деятельность

члены НОУ

4

Итоговое заседание членов НОУ

Деятельность НОУ не ограничивается одним учебным годом и наше научное общество развивается из года в год. В течении сентября составляется план работы на год, проводится перерегистрация членов НОУ и запись вновь в него вступающих. Между учащимися распределяются отдельные задания. Каждый доклад, выполненный учащимся, представляется на научно-практической конференции с мультимедийным сопровождением. По результатам работы за год в НОУ учащимся в торжественной обстановке на расширенном заседании НОУ вручается именной значок. На сегодняшний день у нас своя страничка на сайте гимназии, свои радиопередачи, посвященные предмету месяца по плану работы.

Ежегодно количество желающих вступить в ряды НОУ увеличивается.

2006-2007 учебном году - 54 обучающихся;

2007-2008 учебном году - 87 обучающихся.

2008-2009 учебном году - 124 обучающихся

2011- 2012 учебном году 185 обучающихся


В 2011-2012 учебном году 10 старшеклассников выступили в роли научных руководителей исследовательских работ учеников 3-4 классов начальной школы.

В создании НОУ мы увидели следующие преимущества:

1) возможность учащимся попробовать свои силы в научно- исследовательской деятельности;

2) создание условий для раскрытия учащимися своих талантов и возможности раньше найти себя;

3) развитие: коммуникативных способностей для достойного сотрудничества по научной тематике; доброжелательности и чуткости; широкого круга интересов и умений; готовности к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию; творческого, возможно, нетрадиционного личного мировоззрения; эмоциональной стабильности через создание поля успешности; исследовательской компетентности.

Привлечение учащихся к участие в НОУ идет следующими путями:

- агитация через листовки, создаваемые руководителем и председателем НОУ;

- выпуск стенгазеты;

- проведение олимпиад для младших школьников;

- приглашение на конференцию в феврале месяце, через школьную радиоволну;

- возможность исследования любой темы;

- помощь от приглашенных преподавателей вузов;

- мастер классы по публичному выступлению и по составлению презентаций.

Результатами работы гимназического НОУ являются победы на конференциях различного уровня.

Список литературы

1. А.Кушнарев, Школьное научное общество: первые шаги, трудности и перспективы. «Директор школы» 3,2002.М., «Сентябрь».

2. Положение о научном обществе учащихся. «Управление школой»1,2008. М., «Первое сентября».

3. Одаренные дети. Система работы в школе. «Учитель».


© 2010-2022