Методическая разработка урока по обществознанию на тему

Разработка урока «На пути к жизненному успеху» Форма урока: урок систематизации знаний.Цели урока: Формирование у уч-ся в сфере личностного самоопределения ключевых компетенций, определяющие жизненную позицию каждого ученика, что служит залогом успешности каждого ребенка в его индивидуальной траектории развития.Предполагаемые результаты деятельности:Личностные: · формирование ключевых компетенций, ценностных ориентиров: уважения, ответственности, гражданственности,· осознание н...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Урок обществознания в 10 классе

«На пути к жизненному успеху»

Автор: Радаева Елена Петровна, учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории














Разработка урока «На пути к жизненному успеху»

Форма урока: урок систематизации знаний.

Цели урока: Формирование у уч-ся в сфере личностного самоопределения ключевых компетенций, определяющие жизненную позицию каждого ученика, что служит залогом успешности каждого ребенка в его индивидуальной траектории развития.

Предполагаемые результаты деятельности:

Личностные:

  • формирование ключевых компетенций, ценностных ориентиров: уважения, ответственности, гражданственности,

  • осознание нравственных норм, как высшей ценности человека.

Метапредметные:

  • овладение различными видами публичных выступлений: высказывания, диалог, монолог,

  • следование этическим нормам поведения.

  • Оценка своих учебных достижений с учетом мнения других

Предметные:

  • Познавательные (анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями)

  • Ценностно -мотивационные (оценка реальных социальных ситуаций)

  • Коммуникативные ( умение взаимодействовать в ходе выполнения парной и групповой работы, самоопределяться в различных ситуациях)

Материально-техническое обеспечение:

  • Компьютер

  • Проектор

  • Презентация к уроку

  • Распечатки

  • Листы самооценки на каждого ученика

  • Разноцветные сектора





Ход урока

I.Этап мотивации и целеполагания

- Ребята, посмотрите на тему нашего урока(слайд 1)

К этой теме я подобрала изречения мудрых людей(слайд2)

- Как вы думаете, что объединяет эти высказывания?

- Попробуйте определить круг вопросов, которые мы будем сегодня изучать.

- Уже сейчас вы можете сказать, из чего складывается жизненный успех человека?

Приглашается ученик к доске.

Чтобы ответы наглядно запечатлелись, ключевые слова в высказываниях можно подчеркивать, а дети составляют в своих тетрадях кластер «Слагаемые жизненного успеха» (Умения, преодоление препятствий, осознание причин и следствий побед и поражений, приложение собственных усилий) (слайд3)

- Какие цели вы перед собой ставите на сегодняшний урок?

II.Планирование

- А достаточно ли вам жизненного опыта, чтобы дать полный ответ?

- Попробуем проверить ваши утверждения.

- Как мы будем это делать?

Дети дают свои варианты ответа

III.Реализация плана

Учитель предлагает одному ученику у доски заполнить карту «Мой жизненный путь», определить на нем основные этапы.(слайд4)

Объяснить, каким образом ему удастся этого добиться. Такую же работу на местах выполняют все школьники.

Ученик объясняет свои записи, а остальные при желании могут прокомментировать свое мнение.

Также прослушивается другой вариант (на местах)

- Ребята, заметили ли вы что-то общее в планах ваших одноклассников?

- А похожи ли способы их достижения?

По жизни наша невнимательнось делает нас безразличными , бездушными людьми, мы живем не задумываясь о смысле жизни, о тех возможностях и способностях, которые есть в каждом из вас. Давайте прочитаем притчу и попробуем понять смысл содержания и соотнести его с нашими действиями и поступками. (приложение)

класс обсуждает свое задание.

Учитель организует беседу

- Какова основная мысль этой притчи?

- Что помогает добиться успеха?

Деловая игра

- Каждый человек сам определяет свой жизненный путь. Этот выбор во многом зависит от убеждений и взглядов на жизнь, профессию, труд. А какой путь ведет к настоящему успеху и счастью, мы попробуем определить в ходе игры.

Дидактическая игра «Три судьбы»1

Инструкция.

Необходимо выбрать трех главных участников игры (по желанию).

Представьте, что дело происходит в школе будущего. К вам на диспут о смысле жизни приглашены три уважаемых человека, каждый из которых закончил школу, а затем прожил интересную жизнь. Каждому из приглашенных где-то около 70 лет. Но «гости» наши необычные: они отличаются по своим жизненным ориентирам.

Первый - это труженик, уверенный, что только в честном труде заключается настоящее счастье.

Второй - лентяй, считающий, что работать должны только дураки.

Третий - удивительная бездарность, убежденная, что высшее счастье - заниматься таким делом и сидеть на таких постах, которым он явно не соответствует (и пусть перед тобой трепещут более умные и более достойные).

Мы не будем знать, кто из наших «гостей» кем является.

В силу своих приоритетов дети распределяют роли (три главных героя, остальные - корреспонденты), заслушивают правила игры

Участникам раздаются роли в закрытых конвертах, за 3-4 мин. продумывают основные этапы «своей» жизни.

Остальные ребята на местах придумывают по 2-3 вопроса,

касающихся профессиональной деятельности, личной жизни и досуга «гостей». Обращение к гостям на «Вы» и по имени-отчеству.

После их рассказов начинается пресс-конференция, т.е. остальные учащиеся задают краткие вопросы, выступая в роли корреспондентов.

Обсуждение.

- Кто из «гостей» показался более счастливым и почему?

- У кого какие роли получились?

- Чем отличаются друг от друга труженик, лентяй и бездарность?

На слайде предлагается заполнить таблицу «Критерии различий труженика, лентяя и бездарности» (Слайд 5).

Дети отвечают на вопросы, а потом заполняют таблицу «Критерии различий». (слайд 5)

Две свободные строки в графе «Критерии различия» учащиеся предлагают сами, обосновывают и записывают на доске.

А к какому разряду вы себя соотносите, что умеете делать, какие творческие способности у вас есть, что поможет вам в вашей жизненной ориентации?

Что является залогом слагаемого успеха?

У каждого из вас на рабочем столе находятся заготовки, это разноцветные сектора круга, вы подписываете важные на ваш взгляд критерии, которые помогут вам по жизни стать востребованными и успешными людьми.(слайд 6), звучит композиция джаз мелодии романтическая.

А теперь по одному сектору (вызываются 6 человек), поделитесь со мной своими возможностями, (прикрепляем на доску).

Видите как насыщенно и ярко, выглядит наша работа, вот так и по жизни происходит, «Как вы яхту назовете, так она и поплывет!»

IV.Рефлексия

Учитель обращает внимание ребят на листы самооценки и предлагает их заполнить.

Работа учащихся с листом самооценки

1. Чему я научился на уроке?________________________________

2. Что осталось непонятным?_____________________________

3. Какую роль я выполнял на уроке: слушателя, участника игры, корреспондента, участника обсуждения главных вопросов темы (нужное подчеркнуть).

4. Моя оценка за урок _____

Каждый ученик по очереди отмечает ту роль, которая была ему свойственна на уроке: слушателя, участника игры, корреспондента, участника обсуждения главных вопросов темы.

Наглядно представить деятельность учащихся на уроке при наличии времени можно на слайде. Сделать заготовки смайликов и их прикрепить на слайд проектора, будет все наглядно видно. (Слайд 7 ).

Ученики объясняют свою позицию выбора.

И в завершении урока я вам всем желаю (звучит композиция мелодия саксафон)

Однажды утром я проснулась
И поняла, что я - не я,
Что жизнь как будто изменилась
И стала словно не моя.

Вмиг поняла: я бабочкой стала!
Как страшно, тяжело дышать,
И с мыслью этой не смириться,
Придется снова все начать?
Я обернулась у окошка
И попыталась вспомнить все:
Как мне жилось, как было сложно
И что осталось от того…
И вот сквозь форточку
Вспорхнула…
И полетела в небеса.
Но не хватало мне чего-то,
Я ведь не верю в чудеса.
Тогда присела я на ветку

И пораздумала о том,
Что жизнь дается человеку
И все приходит к нам с трудом.
Я вспоминала то, как в детстве
Когда-то в садике была,
Как в первый класс пошла я в школу
И как букет большой несла.
Как не хотелось просыпаться,
Казалось сложным это все,
Хотелось просто нагуляться,
портфель свой выбросить в окно.
Я вспомнила, как я влюбилась,
И вспомнила его глаза,
Я в них буквально растворилась
И улетела в небеса.

Так жизнь меня всему учила

Прощать, любить, не помнить зла,

Но я на всех всегда сердилась,

Считая что во всем права.

Я как та бабочка порхала, все время в поиске себя,

По юности не понимая, чего хочу я для себя.

А правила они простые: жизнь она радости полна,

Сумей прожить ее достойно, тогда поймешь что все не зря.

А бабочка живет лишь сутки,
И то, бывает, не всегда.

И все что с каждым происходит не повторится никогда.

Всегда старайтесь достигать поставленной перед собой цели, приложив к этому свои усилия и знания, умения, но главное при этом всегда оставайтесь людьми.

Спасибо всем за урок!




Приложение

Притча

Сеятель стал сеять семена. Часть семян упало у дороги, и их склевали птицы. Другие упали на каменистую неплодородную почву. Они быстро взошли, но так как корни у них были не глубокие, то стоило подняться солнцу, как ростки засохли. Некоторые семена упали среди колючек; колючки заглушили их. И, наконец, часть семян упало на хорошую почву, и они дали богатый урожай.








Самоанализ урока

Основа ФГОС - это системно-деятельностный подход, который предполагает разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей учащихся, воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. В соответствии с требованиями ФГОС ООО, представленная методическая разработка реализует системно-деятельностный подход. Структура занятия соответствует ведущему виду деятельности учащихся - учебной.

Форма урока: урок систематизации знаний.

Цели урока: Формирование у уч-ся в сфере личностного самоопределения ключевых компетенций, определяющие жизненную позицию каждого ученика, что служит залогом успешности каждого ребенка в его индивидуальной траектории развития.

Предполагаемые результаты деятельности:

Личностные:

  • формирование ключевых компетенций, ценностных ориентиров: уважения, ответственности, гражданственности,

  • осознание нравственных норм, как высшей ценности человека.

Метапредметные:

  • овладение различными видами публичных выступлений: высказывания, диалог, монолог,

  • следование этическим нормам поведения.

  • Оценка своих учебных достижений с учетом мнения других

Предметные:

  • Познавательные (анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями)

  • Ценностно -мотивационные (оценка реальных социальных ситуаций)

  • Коммуникативные ( умение взаимодействовать в ходе выполнения парной и групповой работы, самоопределяться в различных ситуациях)


Материально-техническое обеспечение:

  • Компьютер

  • Проектор

  • Презентация к уроку

  • Распечатки

  • Листы самооценки на каждого ученика

В ходе занятия развиваются коммуникативные и информационные компетенции учащихся. Выбранная форма занятия -урок систематизации знаний, способствует развитию познавательного интереса школьников, усвоению уч-ся новых способов действий, формированию ценностно-смысловых компетенций, направленных на способность видеть и понимать свою роль и предназначение, на умения выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, обеспечивающих механизм своего самоопределения в ситуации учебной и иной деятельности.

Элементы технологии ИОСО, ИКТ, применяемые на уроке, позволяют формировать такие компетенции, как умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, ставить цели, планировать, определять оптимальное соотношение цели и средств, умение оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения.

Позиция учителя: к классу не с ответом, где предоставляется готовая информация, которая не требует осмысления, а с вопросом, постановкой проблемы, что обучает учащихся ставить и адресовать вопросы друг другу, нарабатывает навыки вести диалог, умения слушать, а главное слышать. Поэтому условием проведения этого урока является владение учителем технологией диалога.

На уроке достигается осмысление учебного материала всеми учащимися. Используются для этого специальные приёмы: участие в сюжетно - ролевой ситуации, в той роли, которую сами учащиеся для себя выбрали, парная и групповая форма работы, рефлексия, на оценивание не только своей учебной деятельности, но и на содержание внутреннего состояния урока.

1


© 2010-2022