- Преподавателю
- Обществознание
- Методическая разработка урока по обществознанию на тему
Методическая разработка урока по обществознанию на тему
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Радаева Е.П. |
Дата | 25.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок обществознания в 10 классе
«На пути к жизненному успеху»
Автор: Радаева Елена Петровна, учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
Разработка урока «На пути к жизненному успеху»
Форма урока: урок систематизации знаний.
Цели урока: Формирование у уч-ся в сфере личностного самоопределения ключевых компетенций, определяющие жизненную позицию каждого ученика, что служит залогом успешности каждого ребенка в его индивидуальной траектории развития.
Предполагаемые результаты деятельности:
Личностные:
-
формирование ключевых компетенций, ценностных ориентиров: уважения, ответственности, гражданственности,
-
осознание нравственных норм, как высшей ценности человека.
Метапредметные:
-
овладение различными видами публичных выступлений: высказывания, диалог, монолог,
-
следование этическим нормам поведения.
-
Оценка своих учебных достижений с учетом мнения других
Предметные:
-
Познавательные (анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями)
-
Ценностно -мотивационные (оценка реальных социальных ситуаций)
-
Коммуникативные ( умение взаимодействовать в ходе выполнения парной и групповой работы, самоопределяться в различных ситуациях)
Материально-техническое обеспечение:
-
Компьютер
-
Проектор
-
Презентация к уроку
-
Распечатки
-
Листы самооценки на каждого ученика
-
Разноцветные сектора
Ход урока
I.Этап мотивации и целеполагания
- Ребята, посмотрите на тему нашего урока(слайд 1)
К этой теме я подобрала изречения мудрых людей(слайд2)
- Как вы думаете, что объединяет эти высказывания?
- Попробуйте определить круг вопросов, которые мы будем сегодня изучать.
- Уже сейчас вы можете сказать, из чего складывается жизненный успех человека?
Приглашается ученик к доске.
Чтобы ответы наглядно запечатлелись, ключевые слова в высказываниях можно подчеркивать, а дети составляют в своих тетрадях кластер «Слагаемые жизненного успеха» (Умения, преодоление препятствий, осознание причин и следствий побед и поражений, приложение собственных усилий) (слайд3)
- Какие цели вы перед собой ставите на сегодняшний урок?
II.Планирование
- А достаточно ли вам жизненного опыта, чтобы дать полный ответ?
- Попробуем проверить ваши утверждения.
- Как мы будем это делать?
Дети дают свои варианты ответа
III.Реализация плана
Учитель предлагает одному ученику у доски заполнить карту «Мой жизненный путь», определить на нем основные этапы.(слайд4)
Объяснить, каким образом ему удастся этого добиться. Такую же работу на местах выполняют все школьники.
Ученик объясняет свои записи, а остальные при желании могут прокомментировать свое мнение.
Также прослушивается другой вариант (на местах)
- Ребята, заметили ли вы что-то общее в планах ваших одноклассников?
- А похожи ли способы их достижения?
По жизни наша невнимательнось делает нас безразличными , бездушными людьми, мы живем не задумываясь о смысле жизни, о тех возможностях и способностях, которые есть в каждом из вас. Давайте прочитаем притчу и попробуем понять смысл содержания и соотнести его с нашими действиями и поступками. (приложение)
класс обсуждает свое задание.
Учитель организует беседу
- Какова основная мысль этой притчи?
- Что помогает добиться успеха?
Деловая игра
- Каждый человек сам определяет свой жизненный путь. Этот выбор во многом зависит от убеждений и взглядов на жизнь, профессию, труд. А какой путь ведет к настоящему успеху и счастью, мы попробуем определить в ходе игры.
Дидактическая игра «Три судьбы»1
Инструкция.
Необходимо выбрать трех главных участников игры (по желанию).
Представьте, что дело происходит в школе будущего. К вам на диспут о смысле жизни приглашены три уважаемых человека, каждый из которых закончил школу, а затем прожил интересную жизнь. Каждому из приглашенных где-то около 70 лет. Но «гости» наши необычные: они отличаются по своим жизненным ориентирам.
Первый - это труженик, уверенный, что только в честном труде заключается настоящее счастье.
Второй - лентяй, считающий, что работать должны только дураки.
Третий - удивительная бездарность, убежденная, что высшее счастье - заниматься таким делом и сидеть на таких постах, которым он явно не соответствует (и пусть перед тобой трепещут более умные и более достойные).
Мы не будем знать, кто из наших «гостей» кем является.
В силу своих приоритетов дети распределяют роли (три главных героя, остальные - корреспонденты), заслушивают правила игры
Участникам раздаются роли в закрытых конвертах, за 3-4 мин. продумывают основные этапы «своей» жизни.
Остальные ребята на местах придумывают по 2-3 вопроса,
касающихся профессиональной деятельности, личной жизни и досуга «гостей». Обращение к гостям на «Вы» и по имени-отчеству.
После их рассказов начинается пресс-конференция, т.е. остальные учащиеся задают краткие вопросы, выступая в роли корреспондентов.
Обсуждение.
- Кто из «гостей» показался более счастливым и почему?
- У кого какие роли получились?
- Чем отличаются друг от друга труженик, лентяй и бездарность?
На слайде предлагается заполнить таблицу «Критерии различий труженика, лентяя и бездарности» (Слайд 5).
Дети отвечают на вопросы, а потом заполняют таблицу «Критерии различий». (слайд 5)
Две свободные строки в графе «Критерии различия» учащиеся предлагают сами, обосновывают и записывают на доске.
А к какому разряду вы себя соотносите, что умеете делать, какие творческие способности у вас есть, что поможет вам в вашей жизненной ориентации?
Что является залогом слагаемого успеха?
У каждого из вас на рабочем столе находятся заготовки, это разноцветные сектора круга, вы подписываете важные на ваш взгляд критерии, которые помогут вам по жизни стать востребованными и успешными людьми.(слайд 6), звучит композиция джаз мелодии романтическая.
А теперь по одному сектору (вызываются 6 человек), поделитесь со мной своими возможностями, (прикрепляем на доску).
Видите как насыщенно и ярко, выглядит наша работа, вот так и по жизни происходит, «Как вы яхту назовете, так она и поплывет!»
IV.Рефлексия
Учитель обращает внимание ребят на листы самооценки и предлагает их заполнить.
Работа учащихся с листом самооценки
1. Чему я научился на уроке?________________________________
2. Что осталось непонятным?_____________________________
3. Какую роль я выполнял на уроке: слушателя, участника игры, корреспондента, участника обсуждения главных вопросов темы (нужное подчеркнуть).
4. Моя оценка за урок _____
Каждый ученик по очереди отмечает ту роль, которая была ему свойственна на уроке: слушателя, участника игры, корреспондента, участника обсуждения главных вопросов темы.
Наглядно представить деятельность учащихся на уроке при наличии времени можно на слайде. Сделать заготовки смайликов и их прикрепить на слайд проектора, будет все наглядно видно. (Слайд 7 ).
Ученики объясняют свою позицию выбора.
И в завершении урока я вам всем желаю (звучит композиция мелодия саксафон)
Однажды утром я проснулась
И поняла, что я - не я,
Что жизнь как будто изменилась
И стала словно не моя.
Вмиг поняла: я бабочкой стала!
Как страшно, тяжело дышать,
И с мыслью этой не смириться,
Придется снова все начать?
Я обернулась у окошка
И попыталась вспомнить все:
Как мне жилось, как было сложно
И что осталось от того…
И вот сквозь форточку
Вспорхнула…
И полетела в небеса.
Но не хватало мне чего-то,
Я ведь не верю в чудеса.
Тогда присела я на ветку
И пораздумала о том,
Что жизнь дается человеку
И все приходит к нам с трудом.
Я вспоминала то, как в детстве
Когда-то в садике была,
Как в первый класс пошла я в школу
И как букет большой несла.
Как не хотелось просыпаться,
Казалось сложным это все,
Хотелось просто нагуляться,
портфель свой выбросить в окно.
Я вспомнила, как я влюбилась,
И вспомнила его глаза,
Я в них буквально растворилась
И улетела в небеса.
Так жизнь меня всему учила
Прощать, любить, не помнить зла,
Но я на всех всегда сердилась,
Считая что во всем права.
Я как та бабочка порхала, все время в поиске себя,
По юности не понимая, чего хочу я для себя.
А правила они простые: жизнь она радости полна,
Сумей прожить ее достойно, тогда поймешь что все не зря.
А бабочка живет лишь сутки,
И то, бывает, не всегда.
И все что с каждым происходит не повторится никогда.
Всегда старайтесь достигать поставленной перед собой цели, приложив к этому свои усилия и знания, умения, но главное при этом всегда оставайтесь людьми.
Спасибо всем за урок!
Приложение
Притча
Сеятель стал сеять семена. Часть семян упало у дороги, и их склевали птицы. Другие упали на каменистую неплодородную почву. Они быстро взошли, но так как корни у них были не глубокие, то стоило подняться солнцу, как ростки засохли. Некоторые семена упали среди колючек; колючки заглушили их. И, наконец, часть семян упало на хорошую почву, и они дали богатый урожай.
Самоанализ урока
Основа ФГОС - это системно-деятельностный подход, который предполагает разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей учащихся, воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. В соответствии с требованиями ФГОС ООО, представленная методическая разработка реализует системно-деятельностный подход. Структура занятия соответствует ведущему виду деятельности учащихся - учебной.
Форма урока: урок систематизации знаний.
Цели урока: Формирование у уч-ся в сфере личностного самоопределения ключевых компетенций, определяющие жизненную позицию каждого ученика, что служит залогом успешности каждого ребенка в его индивидуальной траектории развития.
Предполагаемые результаты деятельности:
Личностные:
-
формирование ключевых компетенций, ценностных ориентиров: уважения, ответственности, гражданственности,
-
осознание нравственных норм, как высшей ценности человека.
Метапредметные:
-
овладение различными видами публичных выступлений: высказывания, диалог, монолог,
-
следование этическим нормам поведения.
-
Оценка своих учебных достижений с учетом мнения других
Предметные:
-
Познавательные (анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями)
-
Ценностно -мотивационные (оценка реальных социальных ситуаций)
-
Коммуникативные ( умение взаимодействовать в ходе выполнения парной и групповой работы, самоопределяться в различных ситуациях)
Материально-техническое обеспечение:
-
Компьютер
-
Проектор
-
Презентация к уроку
-
Распечатки
-
Листы самооценки на каждого ученика
В ходе занятия развиваются коммуникативные и информационные компетенции учащихся. Выбранная форма занятия -урок систематизации знаний, способствует развитию познавательного интереса школьников, усвоению уч-ся новых способов действий, формированию ценностно-смысловых компетенций, направленных на способность видеть и понимать свою роль и предназначение, на умения выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, обеспечивающих механизм своего самоопределения в ситуации учебной и иной деятельности.
Элементы технологии ИОСО, ИКТ, применяемые на уроке, позволяют формировать такие компетенции, как умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, ставить цели, планировать, определять оптимальное соотношение цели и средств, умение оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения.
Позиция учителя: к классу не с ответом, где предоставляется готовая информация, которая не требует осмысления, а с вопросом, постановкой проблемы, что обучает учащихся ставить и адресовать вопросы друг другу, нарабатывает навыки вести диалог, умения слушать, а главное слышать. Поэтому условием проведения этого урока является владение учителем технологией диалога.
На уроке достигается осмысление учебного материала всеми учащимися. Используются для этого специальные приёмы: участие в сюжетно - ролевой ситуации, в той роли, которую сами учащиеся для себя выбрали, парная и групповая форма работы, рефлексия, на оценивание не только своей учебной деятельности, но и на содержание внутреннего состояния урока.
1