• Преподавателю
  • Обществознание
  • Статья на тему: Применение проектно - исследовательской технологии для создания мини-проектов на уроках истории и обществознания как условие развития творческой деятельности учащихся

Статья на тему: Применение проектно - исследовательской технологии для создания мини-проектов на уроках истории и обществознания как условие развития творческой деятельности учащихся

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Применение технологии проектно - исследовательской деятельности для создания мини - проектов на уроках истории и обществознания как условие развития творческой деятельности учащихся.

Мартемьянова Антонина Вячеславовна,

Учитель истории и обществознания,

МКОУ «Слободо - Туринская СОШ №2»


Ключевые слова: метод мини - проектов, проектно - исследовательская деятельность, творческая деятельность, технология.

Аннотация. В данной статье рассмотрено применение технологии проектно - исследовательской деятельности для создания мини - проектов на уроках истории и обществознания. В работе рассмотрены преимущества метода, виды и формы мини - проектов, а также представлен опыт работы применения данного метода.

Актуальность данной темы обусловлена изменениями, происходящими в современной системе образования. Традиционная классно - урочная система наполняет содержание образования. Проектно - исследовательская деятельность, при правильной её организации, способна наполнить смыслом жизнь и деятельность детей в ходе выполнения проекта.

«Я ставлю тебя в центре мира…» - это слова Флорентийского философа эпохи Возрождения - Пикаделла Мирандолы. В центре мира, по его мнению, Бог поставил человека. В образовательной деятельности, на каждом уроке, в центре нашего маленького школьного мира, на мой взгляд, поставлен ученик и его возможности.

Педагог, используя в своей деятельности разнообразные формы и методы работы, способен помочь раскрыть творческие возможности каждого ученика.

В своём выступлении хочу поделиться опытом применения проектно - исследовательского метода на уроках, а именно метода мини - проектов.

Метод проектов имеет ряд преимуществ.

Во-первых, позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования - проблему мотивации. Для творческой продуктивности проекта важно сформулировать такие задания, которые не имели бы единых, заранее известных решений.

Во-вторых, реализуются принципы личностно-ориентированного обучения, когда обучающиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами.

В-третьих, выполняя проекты, ребята учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения.

В-четвёртых, реализуется принцип связи обучения с жизнью.

Мини-проекты отличаются от больших проектов рядом особенностей:

  • во-первых, они должны отвечать уровню психофизического развития подростков данного возраста, поэтому должны обязательно включать игровой, творческий момент;

  • во-вторых, они не должны занимать слишком много учебного времени, должны быть рассчитаны на быструю их реализацию;

  • в-третьих, проекты должны подразумевать разнообразную форму их воплощения, создающую для каждого индивидуальные условия для творческой самореализации.

Мини-проект должен быть основан на прочном знаниевом фундаменте, и в то же время подразумевать индивидуальное представление и личностное отношение к изучаемому материалу. По способам своей реализации мини-проекты можно разделить на несколько видов: творческие домашние задания, проблемные задачи на уроке, индивидуальные, групповые. Вид мини-проекта зависит от нескольких моментов: от уровня подготовленности учащихся, от содержания изучаемого материала.

В своей педагогической практике на уроках истории и обществознания чаще всего использую такие виды проектов, как информационные, игровые, исследовательские, творческие, ролевые.

Для того, чтобы в старших классах учащиеся могли самостоятельно формулировать цели, задачи, гипотезу при подготовке масштабных проектов, считаю необходимым внедрять в учебную деятельность мини проекты. Мини проекты являются краткосрочными и могут быть реализованы в 1-2 урока.

В 5 - 6 классах учимся представлять учебный материал в различной форме, творческие мини - проекты:

- составление кроссвордов, филвордов.

- творческое переосмысление материала: представить описательный текст с помощью рисунка или поделки.

Ролевые проекты: используя графику, текст, рисунки, схемы составить рассказ на темы: «Я - участник ледового побоища», «Я - зритель олимпийских игр», «Я - ученик Спартанской школы».

На уроке обществознания в 6 классе после изучения темы «Символика России», детям предлагалось творческое задание: придумать и изобразить герб своей семьи, объяснить символику.

При изучении темы «Будь смелым» на уроке формулировалась проблема: «Какой поступок является проявлением смелости, храбрости?» Ответить на данный вопрос необходимо было с помощью поиска информации в газетах и журналах. Результатом такого вида информационного проекта стали вырезки статей из газет и журналов о смелых поступках различных людей и высказывание собственного отношения к этим поступкам.

После изучения темы «Семья - ячейка общества» на уроке предлагалось составить постер на тему «Для меня семья - это…». Дети в своих работах использовали схемы, рисунки, картинки, пословицы, стихи, слова благодарности мамам. Результатом творческого процесса является творческий продукт.

В 7 классе по теме «Реклама - двигатель торговли» дети разрабатывали свой рекламный буклет или листовку того или иного товара. Результат такого мини проекта - мини баннер рекламы товара с названием товара, лозунгом, рисунками.

В 8 классе при изучении темы «Личность и социальная среда» на заключительном этапе урока ребята самостоятельно сформулировали основные характеристики зрелой личности, провели мини - исследование: по данным характеристикам привести примеры зрелой личности из истории или современности.

На уроках истории в 6 классе при изучении крестовых походов учащиеся получают задание на дом: придумать и написать свою «Историю рыцаря», придумать его герб, знамя, девиз. Отправить его в крестовый поход: составить и начертить схему его передвижений, описать одно его сражение, используя знания, полученные на уроках.

В 7 - 8 классах на уроках истории возможно применение, так называемых, обратных кроссвордов, в которых ответы уже присутствуют, необходимо составить вопросы.

Считаю, что применение метода мини - проектов на уроках способствует более глубокому осмыслению учащимися учебного материала, ведёт к формированию собственных оценок тех или иных явлении, событий, развитию критического мышления.

Каждый мини - проект предполагает наличие какой - либо проблемы, поиска её решения и представления в творческой форме результатов.

Таким образом, использование проектно - исследовательской технологии для создания мини - проектов на уроках способствует развитию творческой деятельности учащихся.


Литература:

  1. Агафонова, М.А. Метод проектов / М.А. Агафонова // Вопросы Интернет Образования. - 2006. - №35.- С. 28

  2. Гольденберг М.Л. Технология метода проектов при обучении истории // Преподавание истории в школе. - 2001. - №4. С.71-72.

  3. Клименко А.В., Подколзина О.А. Проектная деятельность учащихся.//Преподавание истории и обществознания в школе. - 2002. - №9. - С.69-75.

  4. Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе. Библиотека учителя истории. - М.: Владос, 2007.


© 2010-2022