• Преподавателю
  • Обществознание
  • Доклад на тему: Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения через приобщение его к отечественной религиозно-культурной традиции

Доклад на тему: Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения через приобщение его к отечественной религиозно-культурной традиции

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











Доклад на тему:



«Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения через приобщение его к отечественной

религиозно-культурной традиции».


Выполнил:

Черноморова Елена Ивановна

педагог дополнительного образования

МОУ ДОД РЦРТД и Ю




Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения

через приобщение его к отечественной

религиозно-культурной традиции.


«Просвещение приносит благие плоды обществу только тогда, когда основанием ему служит вера».

Святитель Филарет Московский

«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа»

К. Д. Ушинский

2012 год Указом Президента Российской Федерации объявлен годом российской истории, который напоминает нам о том, что истоки зарождения нравственности и морали - в великом героическом прошлом России.

Россия - многонациональная страна, в которой исторически сложилось так, что в ней сосуществует множество культур, часто выросших и в рамках своих религиозных традициях. Поэтому новое поколение россиян, не обладая знаниями о религиях, их роли в российской истории, просто не сможем обустраивать свою страну. Без элементарных знаний о религиозной стороне жизни невозможно правильно разобраться в событиях прошлого и настоящего.

Увы, но в той же России, на протяжении последнего почти целого века попирались тысячелетние духовные традиции, породившие одну из высочайших культур, признанную всем миром, размывались нормы нравственности, душа человеческая ставилась ни во что. И самая большая опасность, подстерегает наше общество сегодня, - не развал экономики, не смена политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодёжи искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Целые поколения людей оказались духовно и душевно обделенными и искалеченными. И особенно больно эта разрушительная система ударила по самому дорогому в жизни - нашим детям.

Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. С самого юного возраста происходит накопление нравственного опыта и обращения к духовной жизни с нравственным самоопределением и становлением самосознания. И чем насыщено сегодня это самое детство? Со всех сторон на детей обрушились цинизм, насилие, безверие и глумление над всем, что свято для души человеческой.

По мудрому высказыванию святителя Феофана Затворника "Воспитание - самое святое из всех святых дел".

Детские годы являются самым благоприятным временем для более удобного восприятия духовного семени. Духовно-нравственное воспитание, которое является главной задачей и семьи, и школы, и общества, состоит в том, чтобы помочь маленькому человеку познать, в чем состоит добродетель и грех, и научить его в одном совершенствоваться, а другого избегать. Не заложив этого фундамента нравственности в школьные годы, когда формируется мировоззрение человека, не объяснив, что такое грех и какую ответственность несет каждый за его совершение, мы получим плачевный результат, своими руками вырастим то, от чего придем в ужас.

К сожалению, сегодня дети и в своем Отечестве, и в русских храмах, и в музеях, и в библиотеках чувствуют себя иностранцами. Кризис духовности обнажает глубинные вопросы человеческого существования, смысла жизни живущих и будущих поколений. Педагогика призвана отвечать на запросы времени, определяя такие системы, методы и формы воспитания, которые конструктивно влияли бы на молодых людей. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет большую значимость.

В условиях духовного кризиса человеческого общества через средства массовой информации ещё больше говорится об актуальности духовно-нравственного воспитания в школе, причиной этому свидетельствуют многие негативные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания.

В связи с этим духовно - нравственное развитие личности гражданина России является одним ключевых факторов модернизации России. Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

В основе традиционного русского воспитания всегда лежало православное вероучение, и бесплодные поиски чего-то другого приводят к разрушению русского самосознания, к разрушению человеческой личности.

Но воспитать духовно-нравственную личность в отрыве от семьи невозможно. В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой эгоизм, в семье узнает "что такое хорошо и что такое плохо".

В семье ребенок осваивает основы культуры материальной и духовной. В общении с близкими взрослыми у ребенка формируются собственно человеческие формы поведения: навыки мышления и речи, ориентации и деятельности в мире предметов и человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности, стремления, идеалы. В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.

Особенностью современных условий духовно-нравственного воспитания является то, что осваивать его традиции родителям приходится не только в педагогическом (применительно к детям), но и в личностном плане (применительно к самим себе).

Сложность социальной ситуации развития и воспитания современных детей делают не только возможным, но и крайне необходимым взаимодействие образовательного учреждения, классного воспитателя и родителей в решении воспитательных задач. Поэтому современные учителя помимо воспитательной работы с детьми, обязаны проводить воспитательную работу и с их родителями, работать только в тесном взаимодействии с семьей ребенка.

В работе по духовно-нравственному воспитанию детей перед собой необходимо поставить следующие задачи:

  • Формирование гражданского самосознания ребенка, любви к Родине и своему народу на основе знакомства с традиционной культурой русского народа.

  • Приобщение детей к традиционным для России духовно-нравственным ценностям, знакомство с Православной культурой.

  • Пробуждение у ребенка таких чувств, как долг, совесть, свобода выбора, ответственность.

  • Формирование нравственной позиции личности, выражающейся в различении добра и зла, готовности проявлять милосердие.

Сегодняшние дети не похожи на нас в детстве. Они более информированы, более раскованы, более "взрослые", но при этом в своем большинстве лишенные родительского внимания, любви и ласки, лишенные детства.

Сейчас ведется много споров по поводу введения в программу общеобразовательных школ предметов духовно-этического направления и особенно возраста, с которого надо начинать знакомить детей с основами религии и культуры своих предков. Начинать это надо с первого класса, а еще лучше с детского сада, если не с рождения ребенка.

Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Несмотря на это, процесс должен идти постоянно, но без насилия, руководствуясь принципом "не навреди" и обязательно в тесном взаимодействии семьи и школы. И здесь можно вспомнить известные многим слова: "Человек - это своего рода цветок, охотно распускающийся в тихую полночь и увядающий от прикосновения грубых рук". Поэтому, чтобы заложить в души учеников высокие принципы, учителю нужны не только теоретические знания, сама его жизнь должна быть построена на тех же самых принципах.

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Мы хотим вырастить порядочных, высоко духовных детей, но отводим этой проблеме самое последнее место в учебно-воспитательном процессе? Почему же так происходит? Более пристальное исследование этого вопроса показало, что отчасти за этим скрывается неосознанное желание «не видеть» проблему.

Поэтому я поставила перед собой задачу, не просто написать данную статью, а попытаться раскрыть высоко значимую проблему в нашем обществе - духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения через приобщение его к отечественной религиозно-культурной традиции. Чтобы воспитывая вверенных нам детей, вложить в них помимо знаний ещё и духовные ценности, которые будут сопровождать их на всём жизненном пути, не сбивая на кривую дорогу, ведущую в ад. Воспитать так, чтобы научить любить свою землю, жить в мире и согласии с окружающими, быть терпимыми, толерантными, добрыми. Патриотами, наконец. А решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

Сайты, используемые при написании статьи

patriarchia.ru/db/text/141422- основы социальной концепции РПЦ.

nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/dukhovno-nravstvennoe-razvitie-i-vospitanie-mladshego-shkolnika-cherez-prio-

Литературный источник.

«Вестник образования России» - февраль.2012г. стр.79



© 2010-2022