- Преподавателю
- Обществознание
- Методическая разработка внеклассного мероприятия: Цветок жизни
Методическая разработка внеклассного мероприятия: Цветок жизни
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Княжева В.В. |
Дата | 06.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Тюменской области
«Тобольский многопрофильный техникум»
Рассмотрено на заседании
цикловой комиссии
Председатель _________________В.В. Княжева
Протокол от 24 ноября 2015 г. № 3
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УМР __________ С.В. Зеленская
«__» ________ 2015 г.
Методическая разработка внеклассного мероприятия
по теме: «Цветок жизни»
для студентов профессий и специальностей технического
и социально-экономического профилей
Авторы-разработчики:
Княжева Вера Витальевна, преподаватель общественных дисциплин I квалификационной категории ГАПОУ ТО «Тобольский многопрофильный техникум»
Группа: ПК 14-1
Курс: 2
Дата проведения: 01.12.2015
Тобольск 2015
Содержание
Пояснительная записка ……………………………………………..............................
3
1. Вступительное слово преподавателя……………………………………………….
5
2. Буддизм - первая мировая религия…………………………………………………
5
3. История возникновения мандал и их влияние на здоровье человека…………….
6
4. Виды мандал………………………………………………………………………….
7
5. Практикум: «Рисуем мандалу!»…………………………………………………….
8
Список Интернет-ресурсов ……………………………………………........................
10
Приложение 1. Правила рисования……………………………………………………
11
Приложение 2. Образцы мандал для раскрашивания ……………………………….
12
Пояснительная записка
Внеклассное мероприятие, проводимое в форме практикума c элементами арт-терапии по теме: «Цветок жизни» разработано в рамках декады гуманитарных и социально-экономических дисциплин ГАПОУ ТО «Тобольский многопрофильный техникум». Мероприятие рассчитано для студентов, обучающихся по профессиям и специальностям разных профилей, в учебный план которых включены дисциплины ОДБ.05. Обществознание, ОГСЭ.01.Основы философии.
Методическая разработка рассматривает вопросы зарождения буддизма - первой мировой религии человека, философские вопросы мироздания, обретения гармонии человека с природой через нетрадиционные произведения искусства.
Мероприятие позволяет получить полезную информацию о способах снятии стресса при помощи арт-терапиии - раскрашивании, а также создании удивительных узоров и рисунков, которые оказывают на организм человека мощное энергетическое и психологическое воздействие. Студентам предоставляется возможность самостоятельно нарисовать, раскрасить на бумаге, создать в компьютерной программе, сложить мозаику из разных материалов собственную мандалу. Данная творческая работа позволит ощутить свою сопричастность к древнему искусству, побывать в роли творцов, создающих картину мироздания и просто получить удовольствие от проделанной работы, а значит с пользой отдохнуть и получить расслабление от ежедневной рутинной и однообразной работы.
Для проведения данного мероприятия подготовлены эскизы, которые необходимо раскрасить, необходимые материалы для создания мандалы по принципу мозаики, цветовые круги для правильного сочетания цветов, памятки по раскрашиванию мандал, а также релаксационные очки для создания творческих работ.
Актуальность и практическая значимость внеклассного мероприятия обусловлена тенденциями к утрате духовных и культурных ценностей молодым поколением, недостаточной осведомленности о благотворном влиянии на здоровье человека произведений искусства. Кроме того, воздействие на организм современного человека стрессогенных факторов, влекут за собой разрушение психического и физического здоровья человека. Данное мероприятие позволяет иначе взглянуть на данную проблему и помочь себе через арт-терапию получить положительный заряд энергии и сил.
Мероприятие проводится с применением практико-ориентированных форм обучения, в ходе которых, студенты ощущают полную сопричастность к учебному процессу, получают не только теоретическую информацию о буддизме и мандалах, но и создают собственные рисунки в виде мандал. Кабинет, в котором проводится мероприятие, оборудован компьютерами с выходом в Интернет, что позволяет студентам работать с информационными ресурсами - создавать рисунки на компьютере, тем самым ребенок самостоятельно определяет способ приобщения к искусству - через традиционные или информационные технологии обучения.
Цели внеклассного мероприятия:
1. Образовательные: расширить знания студентов по мировым религиям, в частности буддизму.
2. Развивающие: научить студентов с помощью простых способов поднимать свое настроение, получать положительные источники эмоций.
3.Воспитательные: формирование эстетического вкуса, аккуратности, внимательного отношения к окружающей действительности.
Форма проведения: внеклассное мероприятие в форме практикума с элементами арт-терапии.
Методы реализации: просмотр видеосюжетов, беседа с элементами обсуждения, обмена мнениями, практикум, арт-терапия.
Целевая аудитория: студенты начального профессионального и среднего специального образования профессий и специальностей технического и социально-экономического профиля.
Оборудование и материалы:
-
Мультимедийное оборудование (проектор, экран, компьютер, колонки).
-
Видеоролик «Мандала».
-
Видеоролик «Мир танцующих мандал».
-
Видеоролик «Монахи создают мандалу из песка».
-
Презентация «Цветок жизни».
-
Простые карандаши (2 шт.).
-
Набор цветных карандашей (25 шт).
-
Набор цветных ручек (6 шт.)
-
Набор фломастеров (12 шт.)
-
Бумага белая формата А4 (5 листов).
-
Бумага цветная формата А 4 (10 листов).
-
Ластик.
-
Линейка.
-
Точилка для карандашей.
-
Рисунки для раскрашивания мандал.
-
Материалы для мозаики.
-
Релаксационные очки.
-
Журналы по арт-терапиии.
-
Материалы для оформления аудитории (образцы расписанных камней, тарелок).
Место проведения: учебная аудитория
Продолжительность занятия: 45 минут
План проведения внеклассного мероприятия:
-
Вступительное слово преподавателя.
-
Буддизм - первая мировая религия.
-
История возникновения мандал и их влияние на здоровье человека.
-
Виды мандал.
-
Практикум: «Создай мандалу!».
-
Подведение итогов мероприятия.
Ход мероприятия:
1. Вступительное слово преподавателя
Открывая душу вселенной,
В глубине своих дум растворяясь,
Я как птица лечу в поднебесье
От земли высоко отрываясь.
И себя, ощущая свободной,
Поднимаясь, всё выше и выше,
В океане купаюсь бездонном,
Голос истины вечной я слышу.
И когда, доходя до предела,
От небес, получив вдохновение,
Я тихонько спускаюсь на землю,
Долго помня эти мгновения…
Добрый день, уважаемые студенты и гости нашего мероприятия! Сегодня, мы собрались для того, чтобы совершить небольшое путешествие в загадочный мир буддизма, не совсем понятный европейцу, но, тем не менее, привлекающий нас необычностью и некоторой сказочностью. А также получить отдых и релаксацию во время нашего путешествия. Итак, сегодня мы будем сочетать приятное с полезным!
-
Буддизм - первая мировая религия
Напомню вам, что буддизм - одна из первых мировых религий, возникшая в VI в. до н.э. в Индии. Основателем его был молодой принц Сиддхартха Гаутама. Когда ему было 29 лет, во время четырех путешествий, когда он неожиданно увидел дряхлого старика, опирающегося на посох; человека, страдающего от болезни; труп; и, наконец, монаха в желтом одеянии с бритой головой, просящего подаяние. У принца сжалось сердце при виде первых трех людей, это было очень большое потрясение для него, ведь ранее он никогда не видел столь ужасных вещей: его окружали прекрасные молодые люди и девушки, он никогда не видел, чтобы кто-то умирал или болел. Эти видения поселились в его сердце, и он понял, что жизнь это не только радость, но боль, смерть и старость. Но четвертое видение (нищий, просящий милостыню) показало, что есть спасение, выход из этих страданий. Ночью он оставляет жену и сына и отправляется в путь. По пути он присоединяется к странствующим монахам, которые вели очень строгий образ жизни, отказывались от всего хорошего в этом мире (вкусной еды, семейной жизни, радости и т.д.). Но путешествуя с ними Гаутама чуть было не умер от такой жизни, полной лишений, и осознал, что это неправильный путь. Монахи же решили, что он отступился и ушли, бросив его. Оставшись один, принц присел отдохнуть под дерево и сказал, что не сойдет с этого места, пока не узнает как жить правильно. И через какое-то время ему пришло озарение. С этих пор и стал он называться Буддой, что значит «просветленный», т.е. человек достигший знаний праведной жизни. В состоянии просветленности Гаутама осознал четыре Благородные истины, которые стали основанием его учения:
1. Жизнь есть страдание.
2. Существует причина страдания.
3. Существует состояние свободное от страдания.
4. Существует Путь, ведущий к жизни без страданий.
Будда решил, что если эти законы смог познать он, то и остальные люди смогут это сделать и жить правильной жизнью.
Люди, которые следуют этому пути, в конце концов, должен достичь состояния, при котором происходит прекращение страданий. Это состояние называется нирвана («угасание») - слияние сознания человека с гармонией окружающего мира, это освобождение от смерти. Только настоящий Будда может достичь такого состояния. И для людей, которые исповедуют буддизм, это конечная цель жизни. Именно он стал первый практиковать медитацию, как средство освобождения духа. Будда Гаутама достиг этого состояния в 80 лет.
Вопрос: Назовите, в каких странах мира распространен биддизм?
В современном мире приблизительно около 500 млн. буддистов, которые живут преимущественно в Тайване, Таиланде, Непале, Китае, Монголии, Корее, Шри-Ланке и Японии.
Вопрос: Назовите, в каких районы нашей страны имеет свое распространение буддизм?
Из Северной Монголии проник в Россию, и теперь Бурятия, Тува, Калмыкия, Читинская и Иркутская области стали традиционным местом расселения буддистов в нашей стране. Всего в России проживает 1% буддистов.
3. История возникновения мандал и их влияние на здоровье человека
Наше внеклассное мероприятие называется «Цветок жизни», которое пройдет в форме практикума по арт-терапии.
Вопрос: Интересно, почему наше мероприятие называется «Цветок жизни», и какое оно отношение имеет к буддизму? (варианты ответов студентов).
Сегодня мы позволим себе выступить в роли творцов и попробуем создать прекраснейшее декоративное искусство буддизма, похожее на чудесные цветы, замысловатые сказочные узоры.
Просмотр видеоролика-релаксации «Мандала».
Беседа:
1. Кто знает, как правильно называются увиденные замечательные узоры?
2. Какое чувство у вас осталось после просмотра видеоролика?
3. Может быть, кому-нибудь из вас захотелось создать подобную красоту?
Но прежде, я хочу вам рассказать об этих удивительных цветках жизни - центрах мироздания, которые несут позитивную энергию и являются источником хорошего настроения.
Мандала - это сложный геометрический узор, означающий круг, диск, колесо, «карта космоса», символизирующие гармонию вселенной, объединения внешнего космоса и внутреннего мира человека. Она широко используется в духовных традициях и религиях. Мандала была придумана примерно около 3000 лет назад монахами на севере Индии. Буддийские монахи использовали мандалу для медитации, для различных ритуалов, обрядов и даже для лечения. Мандала является священной на Востоке.
С помощью различных мандал восточные мудрецы-астрологи преподавали астрономию, метафизику и другие знания, показывая происхождение вселенной и воссоздавая парад планет.
Мандалы распространены не только по всему востоку. В том или ином выражении они встречались и в Европе. В христианстве они закрепились в раннем Средневековье и представляли собой изображения с Христом посередине и четырьмя евангелистами или их символами, направленным в сторону основных частей света. До нас дошли мандалы, известные с древних времен в Тибете, Египте, Персии.
В настоящее время ученые подтвердили колоссальный положительный эффект этих особых геометрических конструкций. Карл Густав Юнг назвал мандалу «символом человеческого совершенства».
В конце 1970-х годов появилась мандала-терапия, используемая в индивидуальной и групповой психотерапии, а также позволяющая исследовать взаимоотношения человека как с внутренней, так и с внешней реальностью. В арт-терапии мандалу используют как средство самопознания.
Во всем мире увлечение мандалами набирает обороты и становится популярным среди молодежи и умудренных опытом людей, среди художников, дизайнеров, модельеров, танцоров.
В настоящее время для обозначения любых круговых изображений чаще всего используется восточное слово «мандала».
Просмотр видеоролика «Мир танцующих мандал».
4. Виды мандал
Мандала - естественная форма, созданная природой и известная еще древним цивилизациям.
Вопрос: Назовите, виды мандал природного происхождения и созданные человеком?
Мандалы бывают природного происхождения и созданные человеком. В природе это бутон цветка, морозный узор на окнах, зрачок глаза, лесная поляна, узор на крыльях бабочкии так далее.
Например, до наших дней дошли славянский Сварожий Круг и календарь цивилизации Майя, выполненные в форме мандалы. Земля, какой она видится из космоса - тоже мандала.
Люди придумывают и создают мандалы в форме газонов и ландшафтов, вписывают круги в дизайн помещений и в архитектуру дворцов, возводят в виде огромных разрисованных стен или в виде маленькой картинки.
Мандала бывает из цветного песка, цветных порошков, из шерстяных ниток, из дерева, металла, камня, мандалу можно вышить на ткани, сплести из ниток и бусин, напечатать, нарисовать на бумаге, стекле, керамике, построить из песка, глины, бетона, железа, высечь в мраморе, согнуть из трубок, вырезать из дерева и т.п.
Сами мандалы разделяют на несколько видов и предназначений:
1. постоянные изображения божества, настройки на медитацию и молитву;
2. временные, для церемоний и ритуалов;
3. целебные;
4. защитные;
5. колодцы, ловушки;
6. мельницы, вертушки, генераторы;
7. женские, мужские, парные.
5. Практикум: «Рисуем мандалу!»
Создание мандалы - это психологический ритуал, «прогулки по лабиринту» с посещением домов будд. Сотворение мандал буддистами настоящее священнодействие.
Просмотр видеоролика «Монахи создают мандалу из песка».
Как мы увидели, для монахов мандала - это инструмент медитации, «стартовая площадка» для полета в глубины познания. В процессе медитации практикующийся мысленно воспроизводит в уме все, что изображено на мандале, отождествляя себя с божеством, изображенным в его центре. После окончания ритуала он, опять же мысленно, должен разрушить эту «площадку» - «сумей сотворить и отпустить».
Момент встречи с мандалой предопределен. В состоянии моральной усталости или опустошения начните рисовать свою первую мандалу, используйте раскраски. Раскрасив первую мандалу, вы перейдете к другой, потом к следующей. Вы увидите, как ваши мандалы становятся все ярче.
Раскрашивание оказывает на организм человека терапевтическое воздействие. Во время этого процесса вы физически расслабляетесь, ваше дыхание становится боле ровным и глубоким, а сознание очищается - для быстрого снятия стресс нет ничего лучше. Кроме того, раскрашивание - это отличный способ творческого самовыражения.
Создание мандалы - это интуитивный процесс, поэтому не размышляйте над выбором цвета и следуйте вашей интуиции.
Сейчас, находясь под впечатлением увиденного и услышанного, мы попробуем создать собственные мандалы, которые помогут улучшить наше настроение и увеличат положительные эмоции.
Работа в подгруппах:
1 подгруппа. Раскрашивание мандал на бумаге.
(Правила рисования - см. приложение 1; образцы мандал - см. приложение 2).
2 подгруппа. Создание мандалы-мозаики из разных материалов.
3 подгруппа. Раскрашивание мандалы при помощи компьютерной программы (режим доступа: yugzone.ru/paint_online_mandala/).
Повесьте мандалы на стену - придет момент, когда они начнут вызывать у вас приятные мысли, а не только радовать своими цветом и формой.
6. Подведение итогов мероприятия.
Демонстрация выполненных работ и краткий рассказ о своей мандале, своих ощущениях.
Вопросы для обсуждения:
1. Что вам больше всего понравилось в мандалах?
2. Смогли ощутить себя в процессе творческого процесса «творцами мироздания»?
3. Будете применять арт-терапию в своей повседневной жизни?
4. Возник интерес к более глубокому практическому познанию религий народов мира?
В конце мероприятиях предложить детям выйти на середину класса, взяться за руки и непроизвольно создать мандалу из фигур.
И помните, мысли программируют нашу жизнь. Если вы думаете о себе, как о невезучем человеке, неудачнике, то к вам станут притягиваться неблагоприятные события. А если вы открыты миру и считаете себя везунчиком, то в большинстве случаев события будут складываться благоприятно для вас, потому что вы уверены, что жизнь вас любит, и приготовила самое хорошее.
Интересных вам изменений в жизни и благополучной реализации желаний!
Спасибо за работу!
Литература
1. Арт-терапия: творчество и релаксация. Периодическое издание. - № 1.
2. Блаво Р. Мандалы и медитация. Большая книга на все случаи жизни. - М.: АСТ, 2014. - 128 с.: ил.
3. Вознесенская В.Н. Волшебные медитации и мандалы / В.Н. Вознесенская. - М.:АСТ, Кладезь, 2015. - 80 с.: ил.
4. Друнвало М. Древняя тайна Цветка жизни. Т. 1.
Интернет-ресурсы
1. Внеклассное мероприятие: «Путешествие в загадочный мир буддизма». - Режим доступа: prostatitusnet.ru/uchebnoe/vneklassnoe-meropriyatie-puteshestvie-v-zagadochnyi-mir-buddizma/.
2.Внеклассное мероприятие. - Режим доступа: nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2013/05/12/vneklassnoe-meropriyatie-po-izo-i-tekhnologii
3. Использование метода мандала в работе психолога детского сада. - Режим доступа: collegy.ucoz.ru/publ/68-1-0-15389.
4. Мандала как средство арт-терапии. - Режим доступа: cholga.ucoz.ru/index/mandala/0-39.
5. Мандало-терапия и ее влияние на эмоциональное состояние человека. - Режим доступа: infourok.ru/issledovatelskaya_rabota_mandala_-_terapiya_i_ee_vliyanie_na_emocionalnoe_sostoyanie_cheloveka-430046.htm.
6.Раскраска мандал. - Режим доступа: yugzone.ru/paint_online_mandala/.
7. Цветочные мандалы в сиянии света. - Режим доступа: playcast.ru/communities/dusha/?act=news&id=129093.
Приложение 2