Методическая разработка урока по обществознанию Глобальные проблемы современности

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Тольяттинский колледж сервисных технологий и предпринимательства

Рассмотрена ПЦК

Протокол №___ от __________20 г.

Председатель ПЦК

___________________Л.М. Клыгина









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА



По дисциплине ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

На тему: «Глобальные проблемы современности»
общеобразовательный цикл
профессий среднего профессионального образования



Автор: Савина Т.А., преподаватель













Тольятти 2013г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Тема урока «Глобальные проблемы современности» по дисциплине «Обществознание» проводится в группах третьего курса по профессии 260807.01 Повар, кондитер. Для достижения целей урока выбрана современная образовательная технология - метод проектов. Это занятие является завершающим и дает возможность преподавателю подвести наглядный итог работы студентов по методу проектов. Идея данного урока заключается в возможности актуализировать прежние знания, умения, навыки, непосредственно связанные с темой урока, организовать применение студентами знаний и опыта деятельности с целью формирования у них новых компетенций, нового опыта познавательной деятельности

Для реализации данной идеи был выбран метод проектов, так как он предполагает построение обучения на активной основе, через целесообразную деятельность студента, основанную на его личном интересе именно в этом знании. Поэтому очень важно показывать при организации данного метода работы, для чего и когда могут пригодиться знания, полученные во время изучения дисциплины в будущей профессиональной деятельности. Мы это делаем с помощью проблемы, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для каждого, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести самостоятельно или при помощи преподавателей, библиотекарей и т.д.

Уроку предшествовал подготовительный этап, который заключался в том, что за 2 месяца до занятия студенты получили задание разбиться на творческие группы, определиться с тематикой своих проектов и приступили к сбору информации и работе с литературой, составлению маршрута.

На втором этапе были подобраны материалы по темам и оформлены сообщения и презентации.

На третьем этапе была проведена работа по отработке докладов и примерные вопросы слушателей, которые и легли в основу проведения данного урока.

Во время презентации проектов слушатели готовятся для проведения последующей пресс-конференции по темам: Глобальные проблемы современности.

Форма защиты проектов - презентация - выбрана не случайно. Именно она позволяет полностью реализовать цели занятия и получить запланированные результаты.

Применение в процессе обучения новых информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), которые обладают тотальной мультимедийностью, что облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным. ИКТ и современные образовательные педагогические технологии базируются на общем понимании изменения роли информации в образовательном процессе и общих принципах информационного взаимодействия в информационно-коммуникативной среде. Интеграция ИКТ и СОТ способна: стимулировать познавательный интерес, развивать творческий потенциал студентов, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельность студентов. Знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным) они лучше усваиваются, запоминаются на более долгий срок.

Тема урока: «Глобальные проблемы современности»

Ход урока

  1. Вступительное слово ведущего (преподавателя).

    1. Приветствие гостей.

    2. Сообщение темы пресс-конференции, целей и задач, а также вопросов, которые необходимо рассмотреть.

Причины обострения глобальных проблем на современном этапе, необходимость решения этих проблем «всем миром». Гражданская ответственность каждого жителя планеты за вклад в их решение.

    1. Представление стран, прибывших на конгресс.

  1. Выступления экспертов.

Презентация проектов:

    1. Проблемы народонаселения в мире.

    2. Экологические проблемы на Земле.

    3. Проблемы разоружения на земном шаре.

    4. Борьба с международным терроризмом.

    5. Продовольственная проблема на Земле.

  1. Пресс-конференция для журналистов (обучающиеся и преподаватели).

    1. Ответы на вопросы журналистов.

Журналист представляется (от какой он газеты или журнала). Задает заранее заготовленные вопросы экспертам.

    1. Дискуссия.

Вопросы к дискуссии:

              1. Какие проблемы и почему относят к глобальным?

    1. Каковы причины появления глобальных проблем?

    2. Почему в современном обществе все больше появляется глобальных проблем?

    3. Почему странам нельзя изолированно решать такие проблемы, как борьба с терроризмом?

    4. В чем выражается взаимосвязь глобальных проблем?

    5. Какова роль научно-технического прогресса в сложившейся экологической ситуации?

    6. Каковы основные направления разрешения глобальных проблем?

  1. Выступления представителей организации «Гринпис» (обучающиеся и преподаватели).

На конференции присутствуют представители «Гринпис». У них своя «униформа», они участвуют в работе конгресса. Рассказывают, чем занимается организация «Гринпис».

Ведущий организует работу журналистов, следит за ответами экспертов, привлекает представителей «Гринпис», обобщает этапы работы конгресса.

  1. Заключительная часть.

Журналисты подбирают броские названия своим сообщениям, готовят тезисы для статьи в газету, озвучивают их.

Примечания к уроку:

  1. Каждой «стране» отведен отдельный столик.

  2. Эксперты - это «экологи», «демографы», «экономисты», «политологи» и «военные» (5 учащихся).

  3. На столах - визитная карточка страны, флаг.

  4. У каждого эксперта на груди бэйджик.

  5. Представители «Гринпис» сидят отдельно.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Хозяйственная деятельность в ряде государств сегодня развита настолько мощно, что она воздействует на экологическую обстановку не только внутри отдельной страны, но и выходит за ее границы.

Характерные примеры:

Великобритания «экспортирует» 2/3 своих промышленных выбросов.

75-90 % кислотных дождей скандинавских стран имеют заграничное происхождение. От кислотных дождей в Великобритании страдает 2/3 лесных массивов, а в странах континентальной Европы - около половины их площадей. В США не хватает того кислорода, который естественно воспроизводится на территории этой страны.

Крупнейшие реки, озера и моря Европы и Северной Америки интенсивно загрязняются промышленными отходами предприятий самых различных стран, использующих их водные ресурсы.

С 1950 по 1984 г. производство минеральных удобрений возросло с 13,5 млн т до 121 млн т в год. Их использование дало, по крайней мере, 1/3 прироста сельскохозяйственной продукции. Вместе с тем резко возросшее в последние десятилетия использование в сельском хозяйстве химических удобрений, а также различных химических средств защиты растений стало одним из важнейших источников глобального загрязнения окружающей среды. Разносимые водой и воздухом на огромные расстояния, они включаются в геохимический круговорот веществ по всей Земле, нанося нередко значительный ущерб природе, да и самому человеку.

Весьма характерным и все более развивающимся для нашего времени стал экспорт экологически вредных предприятий в слаборазвитые страны.

Огромные и все более возрастающие масштабы использования природных минеральных ресурсов привели не только к истощению сырья в отдельных странах, но и к существенному обеднению всей сырьевой базы нашей планеты.

На наших глазах заканчивается эра экстенсивного использования потенциала биосферы.

- Сегодня уже осталось ничтожно мало неосвоенных земель для ведения сельского хозяйства.

- Систематически увеличивается площадь пустынь. С 1975 по 2000 гг. она возросла на 20 %.

- Большую тревогу вызывает сокращение лесного покрова планеты. С 1950 по 2000 гг. площадь лесов уменьшилась почти на 10 %. А ведь леса - это «легкие» всей Земли.

- Эксплуатация водных бассейнов, в том числе и Мирового океана, осуществляется в таких масштабах, что природа не успевает воспроизвести то, что забирает человек.

Природа щедро делится всем, что имеет. Но человек безраздельно и бесконтрольно использует природные ресурсы в своей хозяйственной деятельности, что влечет за собой все возрастающую нагрузку на природу.

В настоящее время в результате интенсивной человеческой деятельности происходит даже изменение климата. По сравнению с началом прошлого века содержание С02 в атмосфере выросло на 30%, причем 9% этого прироста дали последние 30-40 лет. Повышение концентрации этого газа приводит к так называемому «парниковому эффекту», в результате которого происходит потепление климата всей планеты. Такого рода изменения, как считают ученые, наблюдаются уже в наше время.

В результате деятельности человека произошло потепление в пределах 0,5 градуса. Однако, если концентрация ССЬ в атмосфере удвоится по сравнению с ее уровнем в доиндустриальную эпоху, то есть увеличится еще на 70 %, произойдут очень резкие изменения в жизни Земли. Средняя температура повысится на 2-4 градуса, а на полюсах - на 6-8 градусов.

Это вызовет:

- таяние льдов,

- поднятие уровня Мирового океана на 1 метр,

- затопление многих прибрежных районов,

- существенное изменение влагообмена на поверхности Земли, количества осадков и направления ветров.

Ясно, что такого рода изменения поставят перед людьми огромные проблемы, связанные с ведением хозяйства, воспроизведением необходимых условий их жизни. В итоге сегодня человечество, как справедливо одним из первых отметил В. Вернадский, обрело такую мощь в преобразовании окружающего мира, что оно начинает существенно влиять на эволюцию биосферы как целого. Хозяйственная деятельность человека в наше время уже влечет за собой изменение климата, она воздействует на химический состав водного и воздушного бассейнов Земли, на животный и растительный мир планеты, на весь ее облик.

ПРОБЛЕМА ВОЙНЫ И МИРА

Проблема войны и мира превратилась в глобальную буквально на наших глазах, прежде всего, в результате резко возросшей мощи оружия. Сегодня одного только ядерного оружия накоплено столько, что его взрывная сила превышает в несколько тысяч раз мощь боеприпасов, использованных во всех войнах, которые велись прежде. В арсеналах разных стран хранятся ядерные заряды, суммарная мощность которых в несколько миллионов раз превосходит мощность бомбы, сброшенной на Хиросиму. А ведь от этой бомбы погибло свыше 200 тысяч человек! 40 % площади города превратилось в пепел, 92 % было изуродовано до неузнаваемости.

На каждого человека в настоящее время только в виде ядерного оружия приходится такое количество взрывчатых веществ, что их тринитро- толуоловый эквивалент превосходит 10 тонн. Если бы у людей было столько продовольствия! Этим оружием можно многие десятки раз уничтожить все живое на Земле. А ведь сегодня уже и «обычные» средства ведения войны вполне способны нанести глобальный урон и человечеству, и природе. При этом следует иметь в виду, что технология ведения войн эволюционирует в сторону все большего уничтожения мирного населения.

- Что ждет человечество, если будет развязана пусть даже и локальная война с применением самых современных средств ее ведения?

Как считают специалисты, применение современного оружия приведет, по крайней мере, к 100-кратному превышению количества жертв среди мирного населения по сравнению с числом погибших военных. По- видимому, это будет война, по существу, против мирного населения!

Последствия ядерного конфликта будут иметь глобальный характер. Они проявятся:

- в изменениях климата;

- разрушении озонового слоя атмосферы, защищающего все живое на Земле от действия космического ультрафиолетового излучения;

- значительном воздействии на генофонд человечества;

- нарушении баланса в биосфере.

Резко возросшие взаимосвязи в современном мире, экономическая и политическая нестабильность во многих странах, особенно в Африке, Латинской Америке, Юго-Восточной Азии, создают постоянную опасность возникновения крупного военного конфликта с последствиями, существенными для всего человечества. Кроме того, следует учитывать и то обстоятельство, что развертывающаяся сегодня гонка вооружений, на которую ежегодно во всем мире затрачивается свыше триллиона долларов, мешает решать проблемы экономического и культурного развития человечества.

По оценкам специалистов, около 10 % всех смертей в современном мире прямо или косвенно оказываются связанными с войнами.

- Что же нас ждет в будущем? Когда же прекратится это безумие и человечество прекратит свое самоуничтожение?

Одной из острейших и самых значительных глобальных проблем современности является вопрос о том, как преодолеть отсталость в развитии большей части человечества.

Здесь мы видим пересечение, теснейшее взаимодействие всех глобальных проблем, и чем глубже мы проникаем в смысл ситуации, тем более осознаем, насколько трудно найти здесь разумный и реальный выход из сложившегося, по существу, критического положения.

По-видимому, вполне естественно начать рассмотрение этой проблемы с демографической характеристики развивающихся стран.

Динамика населения по регионам в XX и начале XXI вв. (в млн чел.)

Год

Регион

1900

1950

1975

2000

2025

Весь регион

1656

2513

4033

6199

9065

СССР и страны, находящиеся на территории СССР

130

180

254

312

368

Восточная Азия

950

673

1063

1406

1650

Южная Азия


706

1255

2205

3651

Латинская Америка

64

164

323

608

961

Северная Америка

81

166

236

290

332

Африка

130

219

406

828

1479

Европа

295

392

474

520

580

Австралия и Океания


13

21

30

44

Мы видим, как неравномерно растет население. Его прирост незначителен в развитых странах и чрезвычайно высок в развивающихся.

За период 1975 - 2000 гг. из 2,2 млрд прироста населения мира около 90 % - 2,0 млрд - приходится на развивающиеся страны.

Увеличение населения с 1970 по 2000 гг.

Африка на 140,4%;

Латинская Америка на 89,3 %;

Азия на 76,1%;

Северная Америка на 30,2 %;

Европа на 16,1 %.

Средний размер семьи (чел.)

Развитые страны

Развивающиеся страны

США 3,1

Иран 6,0

Великобритания 2,9

Сирия 5,9

Австрия 2,9

Филиппины 5,8

Дания 2,8

Таиланд 5,8

Германия 2,7

Пакистан 5,7

- Чем вы можете объяснить неравномерный рост населения в различных регионах мира? Можно ли регулировать рост населения страны? Какие вы знаете примеры такого рода регулирования?

- Почему в развитых странах население растет медленно?

Складывается следующая картина.

Доля населения развивающихся стран в общей численности населения планеты: 1950 г. - 2/3; 1975 г. - 3/4; 2000 г. - 4/5; середина XXI в. - 9/10 (прогноз).

Эти цифры очень тревожны! Они свидетельствуют о явно неблагополучном положении дел в современном мире. Подавляющее большинство населения развивающихся стран не имеет нормальных условий жизни. По уровню развития экономики они сильно отстают от развитых стран, и им не удается сократить этот разрыв. Объем производства на душу населения в этих странах в среднем в 12 раз меньше, чем в развитых, а потребление энергии - в 14 раз. Житель США потребляет энергии в 55 раз больше, чем африканец.

Надои молока от одной коровы в развивающихся странах меньше в 6,3 раза, чем в развитых, а урожайность зерновых ниже в 2 раза. Однако и этот собранный урожай не удается должным образом сохранить. Потери продовольственных продуктов в этих странах огромны - около 30 %.

Название страны

Потери продовольственных продуктов (в %)

рис

кукуруза

пшеница

Бразилия

30

40

20

Нигерия


70


Индия



52

3/4 населения развивающихся стран живут, не имея санитарных условий. 1,5 млрд человек лишены элементарной медицинской помощи. 250 млн человек живут в трущобах. Около 2 млрд жителей нашей планеты не имеют возможности пользоваться безопасной для здоровья водой, и в основном это жители развивающихся стран.

От недоедания страдает свыше 500 млн человек. Ежегодно от голода умирает 30-40 млн человек. В среднем один человек потребляет в день: в развивающихся странах - 2200 калорий, в развитых странах - 3400 калорий.

Плохое питание особенно вредно для детей. Оно отрицательно сказывается на их физическом и психическом развитии.

О бедственном положении развивающихся стран свидетельствует то, что смертность детей до 1 года в них выше в 4 раза, чем в развитых странах.

Средняя продолжительность жизни

В то время как в 1980-1985 гг. она составляла в развитых странах 72,4 года, в развивающихся странах она была на уровне 57,0 лет. Представляют интерес показатели в отдельных странах:

Швейцария -75,0 Эфиопия -41,0

Афганистан -40,5 США -73,2

Швеция -75,5 Ангола -43,5

Индия -51,5 Япония -76,2

Франция -74,2 Индонезия -50,0


© 2010-2022