Урок по теме Рыночные отношения в экономике

Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по обществознанию , 11 класс

Учитель Макарихина Татьяна Викторовна, МОУ ГБОУ С. Курумоч

Дата 18 сентября 2015 год

Тема урока: Рыночные отношения в экономике

Цель урока: формирование экономического сознания и экономического мышления на основе осмысления рыночных отношений в экономике.

Задачи урока:

  1. Образовательная: сформировать знания об основных чертах рыночной экономики, рассмотреть понятия спрос и предложение, рыночное равновесие.

  2. Развивающая: развивать способности анализировать экономические факты, события, делать выводы, аргументировано излагать. Продолжить формировать коммуникативные навыки.

3. Воспитательная: Воспитывать активную гражданскую позицию. Способствовать повышению интереса учащихся к экономическим знаниям.

Тип урока: урок изучения новой темы с использованием презентации Power Point.

Основные понятия: типы экономических систем, рынок, спрос, предложение, законы спроса и предложения.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, учебник Обществознание, 11 класс, автор Боголюбов Л.Н., словарь по экономике.

План урока

1.Экономические системы.

2.Рынок и его роль в экономической жизни.

3. Рыночные структуры.

4.Современный рынок.


Ход урока.

1.Организационный момент -2 мин. Проверка готовности к уроку

Вступительное слово учителя. Сообщение темы урока, целей, задач. Открываются слайды № , .

Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока «Рыночные отношения в экономике».

2. Изучение нового материала.

Учитель формулирует проблемные вопросы. И организует

беседу по вопросам:

- Что такое экономика? Какие три главных вопроса решает экономика? Рынок - благо или зло? Российская экономика уже рыночная или еще нет?

Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы.

- В чем заключаются достоинства и недостатки рыночной системы?

- Почему российская экономика ориентируется на рыночный путь развития?

В ходе урока мы ответим на эти вопросы

1.Рассказ учителя.

Слайд 2

Развитие общества показало возможность существования различных вариантов организации экономической жизни.

В зависимости от того как общество решало главные вопросы экономики, выделят следующие типы экономических систем.

1. Традиционная экономическая система. Главные вопросы экономики, что производить, как производить и каким образом распределять она решает в соответствии с традициями, передающимися из поколения в поколение. Малоэффективна.

2.Командная экономика. Все решения по вопросам производства и распределения принимаются центральными органами управления. Командную систему нередко называют централизованной, директивной

или плановой. Такая экономическая система привела экономику СССР к развалу, вводу талонов и карточек на самые необходимые товары, тотальный дефицит, многокилометровые очереди, низкое качество продукции, спекуляции на так называемом черном рынке.

3.Рыночная экономика решает главные вопросы экономики, ориентируясь на соотношение спроса и предложения. Производитель принимает решение самостоятельно, действуя на свой страх и риск.

Характерные черты - частная собственность, высокий уровень предприимчивости, изобилие товаров и услуг, конкуренция.

Давайте определим, что же такое рынок и как он действует ?

Учащиеся в словаре находят понятие рынок и записывают в тетрадь.

Рынок - совокупность всех отношений , а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг. Слайд 3

Учащиеся самостоятельно работают с текстом параграфа, стр.30-31и отвечают на вопрос, что такое спрос и предложение? От чего они зависят?

Спрос - это желание и возможность купить конкретный товар или услугу по конкретной цене в определенный период времени. Слайд 4

Закон спроса: чем выше цена, тем ниже величина спроса.

Слайд 5,6, 7

Графическое изображение кривой спроса.

Зависит от: 1) доходов,2) численности населения, 3) цены на заменяющие или дополняющие товары, 4) моды, вкуса, сезона.

Слайд 9, 10

Предложение - это желание производителя произвести и предложить к продаже свои товары по конкретным ценам в течение определенного периода времени. Слайд11,12

. Кривая предложения. Слайд 13

Закон предложения: чем выше цена, тем выше величина предложения. Слайд14

Зависит от : затрат на ресурсы, технологии производства, ожидания динамики цен в будущем. Слайд 15

Лекция учителя.

Пересечение кривых спроса и предложения отражает ситуацию рыночного равновесия, то есть весь предложенный товар продан. Пересечение кривых спроса и предложения даёт значение равновесной цены.

Равновесная цена - это цена, при которой весь поставляемый на рынок товар покупается.

Если цена товара на рынке выше равновесной, то это побуждает продавца к увеличению предложения. В то же время эта завышенная цена снижает спрос на данный товар. В результате на рынке возникает избыточное предложение (избыток) товара, что в свою очередь приводит к снижению цены до уровня равновесия.

Если цена ниже равновесной, то предложение падает, а спрос растет. Такая ситуация на рынке приводит к дефициту товара. Слайд №

Вывод: таким образом, рынок сам регулирует производство, «сигнализирует» через цены что, как и для кого производить.

Вопрос учителя. В чем же преимущества рынка?

- Самостоятельная работа по тексту учебника, обучающиеся выписывают достоинства рыночной системы и зачитывают ответы.

Достоинства рынка.

Рынок побуждает :

1)снизить издержки - экономия ресурсов,

2) совершенствовать технику и технологию

3) повысить производительность труда

4) производить товары, пользующиеся спросом.

Вывод: рыночная система более эффективна чем командная, поэтому российская экономика и ориентируется на рыночные отношения.

Рассказ учителя.

Но и рыночная экономика не лишена недостатков, например экономические кризисы, которые сопровождаются инфляцией ( ростом цен0, безработицей, резкие различия между уровнями доходов, поэтому в развитых странах формируется смешанный тип экономической системы, в которой объединились рыночные механизмы с государственным регулированием.

Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу «структура рынка»



3. Обобщение и закрепление изученного материала. 7мин.

Учащиеся выполняют тестовое задание ( приложение 1).

4. Взаимопроверка работ и выставление оценок. 3 мин.

5. Рефлексия . Что из материала урока ты уже знал, что узнал на уроке новое, что хотел бы узнать. 1мин.

6. Домашнее задание. П. 3 ответить на вопросы






Приложение 1.

А-1 .Экономическая система, в которой механизм рынка дополняется активной ролью государства в

хозяйственной жизни общества называется:

1) рыночной 3) командной

2) смешанной 4) традиционной

А-2. С наступлением лета и школьных каникул в 2 раза возросли доходы фирм-туроператоров. Это результат

1) государственного регулирования

2) повышенного спроса на туристические услуги

3) технический прогресс

4) конкурентной борьбы

А-3. На рисунке отражена ситуация на рынке цветных металлов. Изменение спроса может быть вызвано, прежде всего

Урок по теме Рыночные отношения в экономикеУрок по теме Рыночные отношения в экономике

  1. ростом числа производителей цветных металлов

  2. введением нового налог на производителей

  3. совершенствованием технологии производства

  4. ожиданием повышения цен на цветные металлы

А-4. Сущность стимулирующей функции рынка в экономике заключается в том, что он

1) выявляет платежеспособный спрос

2) развивает стремление к снижению затрат

3) придает частному труду предпринимателя общественное значение.

А-5 Количество проданного товара возрастет, если спрос

1) останется неизменным

2) уменьшится, а предложение останется прежним

3) сократится и предложение сократится

4) повысится, а предложение останется прежним

А-6. Какую функцию в рыночной экономике выполняет рынок?

1) ориентирован на производство общественных благ

2) обеспечивает согласование производителей и потребителей

3) гарантирует высокие прибыли производителю

4) нацелен на преодоление внешних факторов.

А - 7. Желание и возможность потребителя купить товар в определенном месте и по конкретной цене называется

1) спросом 3) потребностью

2) предложением 4) стоимостью

В-1. Установите соответствия между факторами влияния (на спрос и предложение) и элементами рыночного механизма.

А) количество товаропроизводителей 1) спрос

Б) уровень доходов 2) предложение

В) количество покупателей

Г) уровень технологий

В-2.

Ниже приведен ряд понятий, все они за исключением двух относятся

к рыночной экономике, найдите два термина, выпадающих из общего ряда.

Инфляция, твердые цены, дифференциация доходов, частная собственность, конкуренция, натуральное хозяйство.

В-3.

Найдите в приведенном списке признаки традиционной системы и укажите их.

  1. низкий уровень эффективности

  2. традиционные технологии

  3. инфляция

  4. дефицит

  5. частная собственность

  6. товарное хозяйство

ключ к тесту

А-1

А-2

А-3

А-4

А-5

А-6

А-7

В-1

В-2

В-3

2

2

4

2

4

2

1

2112

Твердые цены

Натуральное хозяйство

1 2


© 2010-2022