Конспект урока по теме: Юридическая ответственность

Раздел Обществознание
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по теме: Юридическая ответственностьКонспект урока по теме: Юридическая ответственностьКонспект урока по теме: Юридическая ответственностьКонспект урока по теме: Юридическая ответственностьКонспект урока по теме: Юридическая ответственностьКонспект урока по теме: Юридическая ответственностьКонспект урока

Образовательное учреждение ______МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»

Предмет ______Основы правовой грамотности_____________________________________

Класс ___8__________________________________________________________________ __

Тема урока: Юридическая ответственность________________________________________

Характеристика класса __активный, творческий, дисциплинированный, уровень подготовки учеников высокий и средний, но есть более слабые учащиеся, в коллективе им принято помогать.______________________________________________________________

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: _раздаточный материал, учебная презентация, компьютер, проектор_______________________________________

1. Организационный момент, включающий:

Цель: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию, сконцентрировать внимание.

Задачи: доброжелательный настрой учителя и учащихся. Готовность класса и оборудования к уроку. Быстрое включение класса в деловой ритм. Кратковременность организационного момента.

Метод: словесный.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, садятся. Дежурный сообщает об отсутствующих.

Читают: «Ответственность - мужество иметь дело со всеми последствиями своих дел».

Объясняют смысл. Человек должен нести ответственность за свои проступки и преступления. Давайте проверим, умеем ли мы отличать проступки и преступления.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, садит учащихся, отмечает отсутствующих.

«Сегодня мы вновь будем выступать в роли экспертов права. Вы готовы?»

Для нашего урока я выбрала эпиграфом высказывание писателя Александра Круглова. Прочтите эпиграф и скажите, как вы понимаете его смысл.

Концентрация внимания учащихся

2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

Цель данного этапа: контроль правильности и полноты выполнения домашнего задания,

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

-Проверить правильность выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявить пробелы и скорректировать их; обеспечить мотивацию и понимание учащимися целей учебно-познавательной деятельности, выявить проблемную ситуацию.

Критерии данного этапа: точность и правильность выполнения домашнего задания.

Действия педагога в случае, если учащемуся не удается достичь поставленных целей: повторное объяснения, взаимопроверка, проверка по образцу.

Метод организации: индивидуальная работа учащегося у доски, проверка по образцу.

Метод мотивирования учебной активности учащихся: создание ситуации успеха.

Методы и критерии оценивая ответов учащихся: индивидуальный подход, правильность и точность выполнения заданий.


Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Работа учащегося у доски, (представлен перечень противоправных деяний, необходимо разделить их на две группы) остальные учащиеся проверяют задание.

Давайте разделим представленные действия на две группы: проступки и преступления.

Необходимо вспомнить пройденный материал публичных выступлений и владения речью.

3. Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

Цель этапа: Поставить вместе с учениками цель урока. Добиться осмысления (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

Цели и задачи, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока:

- Организовать решение поставленных учебных задач.

- Создать условия для взаимодействия учащихся, для оценки своей деятельности.

Формы и методы изложения (представления) нового учебного материала: предложение познавательного проблемного задания, поэтапное решение учебных задач с использованием разных форм работы,

Формы и методы организации работы: работа в парах, работа в группах, индивидуальная работа.

Изложение основных положений нового учебного материала: Понятие юридической ответственности, принципы и виды.

Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу: точность и правильность выполнения заданий, получение результата

Методы стимулирования учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала: метод педагогической поддержки, ситуация успеха

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Вспоминают материал прошлого урока.

Смотрят видео-сюжет. Читают задачу.

Читают письмо.



Формулируют тему урока.

Ставят цель и задачи.



Составляют определение по признакам. Представляют результаты. Проверяют по образцу на доске.

Оценивают свою работу.

Отмечают достижение поставленной задачи.

Работают в группах. Распределяют роли. Рассказывают о принципе и заполняют схему.



Представляют схемы. Проводят проверку по образцу. Зеленый и оранжевый индикаторы - неправильные ответы должны остаться. Отмечают на доске выполнение задачи. Оценивают свою работу.

Выполняют задания. Отвечают устно. Оценивают себя в дневнике достижений.

«Мы на уроке решали с вами задачу про Андрея (выводит текст задачи на экран). Давайте вспомним. (Видео сюжет) Посмотрите, можем ли мы с уверенностью сказать, что ожидает Андрея. Чего мы не знаем? Андрей обратился к нам за помощью, вот его новое письмо (выводит на экран новое письмо).

«Я не знаю, что такое ответственность. На каких основных положениях она базируется? Какой вид ответственности мне грозит?»

Давайте сформулируем тему нашего урока. (Открывает на доске тему). Фиксирует цель и задачи учащихся на доске.

Цель: узнать, что такое юридическая ответственность.

Задачи: - Сформулировать определение.

- Узнать принципы ЮО.

- Узнать виды ЮО.

«Давайте поработаем в парах. Обратите внимание на лист с заданиями у вас на парте. Выполним задание номер один. Вам представлены признаки, из них нужно составить определение ЮО».

«Давайте оценим вашу работу, у вас на столах есть дневник достижений. Откройте его, и если вы справились с первым заданием, поставьте себе 1 бал».

Предлагает отметить достижение поставленной задачи на доске.

«Теперь поработаем в группах. Распределите роли в вашей группе, кто будет выступать, кто проверять работу. Группы по 4-5 человек. (раздает задание текст и схему). Каждая группа должна рассказать о принципе и заполнить схему».

«Посмотрим, что у вас получилось. Давайте проверим. (Проверка по образцу). Можем мы отметить выполнение второй задачи? Оцените свою работу в дневнике достижений в пунктах 2 и 3».

«Теперь обратимся к листу с заданиями. Задание номер два: определите виды ЮО. По представленным ситуациям».

Заслушивает ответы. Показывает кодексы. Фиксирует на доске виды ответственности. Отмечает выполнение задачи. Предлагает оценить в дневнике достижений.





Физминутка

Цель и задача этапа: смена деятельности; обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся, актуализировать знания по курсу.

Формы и методы: практический.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Учащиеся встают. Выполняют задания учителя.

«Пришло время отдохнуть. Если я назову преступление, вам нужно сесть на стул, если назову проступок - погрозить пальцем, если действие разрешенное правом - поздороваться за руку с соседом по парте. Готовы:

-угон автомобиля

- обмен товарами

-причинение тяжких телесных повреждений

-купля-продажа товаров

-опоздание на работу

-разбой

- переход улицы в неположенном месте

-дарение

4. Закрепление учебного материала, предполагающее:

Учебная цель этапа: создать условия для осмысления нового материала, умения использовать полученные фактические знания в решении проблемных познавательных задач.

Цели и задачи, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока:

-Закрепить в памяти учащихся полученные знания.

-Добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.

-Продолжить вырабатывать навыки по анализу информации, обобщению.

Формы и методы достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала: индивидуальная работа с последующей самопроверкой. Ликвидация неверных представлений у учащихся.

Критерии определения степени усвоения учащимися нового учебного материала: аргументированность позиции учащегося по выбранному заданию.

Пути и методы реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал: проверка учителем результатов, анализ ошибок учителем и учащимися.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Учащиеся выполняют задание, представляют его результаты.



Оценивают свою работу.

«Мы выполнили поставленные задачи, но давайте вспомним начало нашего урока. Мы получили письмо с просьбой о помощи. Мы помогли? Давайте ответим Андрею. Переверните лист с заданиями. И дайте Андрею настоящую юридическую консультацию. Вам предлагается заполнить бланк, вписав нужные слова».

Оцените свою работу в дневнике достижений. Поставьте себе общий бал в прямоугольник на странице.

Смотрит, какие балы поставили себе учащиеся.





Учащиеся, которые не справились получают алгоритм выполнения домашнего задания.

5. Задание на дом, включающее:

Цель домашней работы для учащихся:

- Закрепление полученных знаний, расширение знаний по теме, развитие навыка самообразования.

Цель учителя:

Создать условия для закрепление полученных знаний, расширить знания по теме, развивать навык самообразования через представления дополнительного материала.

-Обеспечить в ходе выполнения домашнего задания повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания.

Критерии успешного выполнения домашнего задания: правильность и полнота выполнения заданий.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Получают домашнее задание. Подводят итоги, проговаривают, что нового узнали.

Сообщает учащимся о домашнем задании, разъясняет методику его выполнения, мотивирует необходимость и обязательность выполнения задания для последующей работы.

Дает дифференцированное домашнее задание: с алгоритмом работы и без такового.

«Предлагаю вам подвести итоги. Скажите, что вы узнали на уроке? Что было лично значимо для Вас? Андрей понесет ответственность за свои действия, что нужно было сделать, что бы этого избежать?».





Приложение №1





Дневник достижений







Оцени свою работу на уроке, в каждом пункте 1 балл:

1. Я смог составить определение.

2. Моя группа смогла заполнить схему.

3. Я активно участвовал в работе группы.

4. Я смог определить виды ответственности.

5. Я смог дать Андрею консультацию.


Посчитай количество баллов и поставь оценку в квадрате.


Лист с индивидуальными заданиями

Задание 1.

Составьте в парах определение Юридической ответственности, используя признаки в схеме:

Конспект урока по теме: Юридическая ответственность

Юридическая ответственность - это ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

Рассмотрите ситуации и подумайте, какой вид ответственности представлен:

1. Наступает за совершение дисциплинарных правонарушений. Она заключается в наложении взыскания руководителем предприятия или учреждения. Основные меры: выговор, замечание, увольнение. Например, гражданин Ильченко получит замечание за опоздание на работу.

2. Наступает за совершение административного проступка. Она заключается в наложении наказания органами власти. Это может быть штраф, предупреждение, арест. Например, гражданин Иванов оштрафован за превышение скорости.

3. Наступает за нарушение имущественных прав граждан и организаций (гражданский проступок - называют деликт). Мерой ответственности будет необходимость возместить причиненный вред. Например, предприниматель, гражданин Жданов должен возместить цену проданного некачественного товара.

4. Наступает за совершение преступления. Видами уголовных наказаний могут быть штраф, обязательные работы, арест, лишение свободы. Например, гражданин Петров был осужден на 2 года лишения свободы за кражу автомагнитолы.



Задание 3 Составьте ответ на письмо Андрея, подумайте какое преступление совершил он.

Статья 111. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью

1. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, или повлекшего за собой потерю зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрату органом его функций, прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией либо токсикоманией, или выразившегося в неизгладимом обезображивании лица, или вызвавшего значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть или заведомо для виновного полную утрату профессиональной трудоспособности, -

наказывается лишением свободы на срок до восьми лет.

Статья 114. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление

1. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное при превышении пределов необходимой обороны, -

наказывается исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

Статья 118. Причине ние тяжкого вреда здоровью по неосторожности

1. Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности -

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев.

Здравствуйте, Андрей.

Вы спрашивали о том, что такое Юридическая ответственность, на каких принципах она основана, какой вид ответственности вам грозит. Я могу сообщить следующее:

Юридическая ответственность - это ___________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Юридическая ответственность основана на таких принципах, как ___________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

За ваш проступок Вы понесете ____________________ ответственность на основании ст. ___ Уголовного кодекса РФ. Вам может грозить наказание в виде ________________

_____________________________________________________________________________.

Приложение №3

Лист с заданиями для групп.

Группа 1

1. Расскажите о принципе юридической ответственности

Основным принципом юридической ответственности является законность. Это означает, что ответственность применяется только за совершение правонарушения. Не может быть юридической ответственности за деяние, не предусмотренное законом. Более того, закон предусматривает конкретную форму юридической ответственности за совершение каждого правонарушения.

2. Заполните схему:

Принципы


1

5

2

6

3

7

4

8





Лист с заданиями для групп.

Группа 2

1. Расскажите о принципе юридической ответственности

Не менее важным принципом юридической ответственности является ее обоснованность. Суть его в том, что ответственность определяется на основании тщательного изучения и правильной правовой оценки всех обстоятельств правонарушения. Только, изучив все обстоятельства дела и приняв во внимание все нюансы, можно привлекать человека к ответственности.

2. Заполните схему:

Принципы


1

5

2

6

3

7

4

8

Лист с заданиями для групп.

Группа 3

1. Расскажите о принципе юридической ответственности

К принципам ответственности относится и ее неотвратимость. Юридическая ответственность важна, чтобы каждый правонарушитель не остался безнаказанным. Неотвратимость существенно зависит от работы правоохранительных органов, от профессионализма, компетентности и добросовестности работников, имеющих право привлекать лиц, совершивших правонарушения, к ответственности.

2. Заполните схему:

Принципы


1

5

2

6

3

7

4

8





Лист с заданиями для групп.

Группа 4

1. Расскажите о принципе юридической ответственности

Своевременность - еще один принцип ответственности. Своевременность ответственности означает возможность привлечения правонарушителя к ответственности в течение срока давности, т. е. установленного законом периода. Срок давности позволяет применять меры ответственности тогда, когда это максимально эффективно. Для административных и дисциплинарных проступков срок давности определен в несколько месяцев, по уголовным преступлениям значительно больше - от двух до пятнадцати лет в зависимости от тяжести преступления.

2. Заполните схему:

Принципы


1

5

2

6

3

7

4

8

Лист с заданиями для групп.

Группа 5

1. Расскажите о принципе юридической ответственности

Самым важным является принцип индивидуальной ответственности. Он обязывает максимально учитывать не только характер правонарушения и его последствия, но и особенности лица, совершившего правонарушение, смягчающие и отягчающие обстоятельства.

Например, если хулиганские действия совершены группой лиц, принимавших в этом практически одинаковое участие, то это еще не значит, что ко всем ним будут применены одинаковые меры ответственности. Конкретная мера ответственности будет определяться отдельно для каждого участника хулиганских действий, исходя как из его поведения, так и из особенностей его личности.

2. Заполните схему:

Принципы


1

5

2

6

3

7

4

8

Лист с заданиями для групп.

Группа 6

1. Расскажите о принципе юридической ответственности

Необходимым принципом ответственности является состязательность процесса. Она выражается в предоставлении возможности лицу, обвиняемому в совершении правонарушения, активно участвовать в процессе и тем самым защищать свои интересы.

2. Заполните схему:

Принципы


1

5

2

6

3

7

4

8





Лист с заданиями для групп.

Группа 7

1. Расскажите о принципе юридической ответственности

Принцип презумпции невиновности, который закреплен в статье 49 Конституции: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда». Более того, обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а все неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

2. Заполните схему:

Принципы


1

5

2

6

3

7

4

8





Лист с заданиями для групп.

Группа 8

1. Расскажите о принципе юридической ответственности

Отдельно можно выделить такой принцип ответственности, как справедливость. При таком подходе деяние, составляющее правонарушение, а также меры юридической ответственности за его совершение нужно оценивать, исходя из категорий «справедливо» - «несправедливо». Суть дела заключается в том, что при самом тщательном соблюдении принципов ответственности она окажется несправедливой, если правонарушитель в точном соответствии с действующим законом подвергся чрезмерно суровому либо, наоборот, чересчур мягкому наказанию или взысканию.

2. Заполните схему:

Принципы


1

5

2

6

3

7

4

8





Домашнее задание. 1. Реши задачу:

К уголовной ответственности был привлечен водитель автофургона Николай Сергеев. Возвращаясь из дальнего рейса, он проехал на красный свет светофора и сбил пешехода. Суд назначил ему самое строгое наказание, предусмотренное за это преступление. При назначении наказания суд не учел, что Николай Сергеев совершил преступление впервые; что до этого, прожив 40 лет, он ни разу не привлекался к ответственности; что это неумышленное преступление; что он является лучшим водителем автобазы, неоднократно награждался за отличную работу, хороший семьянин, любящий отец.

Какой принцип юридической ответственности нарушен в этом случае?

2. Определи, какой вид ответственности понесет человек в следующих ситуациях:

- гражданин Синицин не выполняет трудовые обязанности

- гражданин Иванов не пропустил пешехода на пешеходном переходе

- гражданин Воробьев украл телефон у гражданина Сергеева

Алгоритм выполнения:

Вспомни, какие принципы юридической ответственности ты узнал на уроке.

Основным принципом юридической ответственности является законность. Это означает, что ответственность применяется только за совершение правонарушения. Не может быть юридической ответственности за деяние, не предусмотренное законом. Более того, закон предусматривает конкретную форму юридической ответственности за совершение каждого правонарушения.

Не менее важным принципом юридической ответственности является ее обоснованность. Суть его в том, что ответственность определяется на основании тщательного изучения и правильной правовой оценки всех обстоятельств правонарушения. Только, изучив все обстоятельства дела и приняв во внимание все нюансы, можно привлекать человека к ответственности.

К принципам ответственности относится и ее неотвратимость. Юридическая ответственность важна, чтобы каждый правонарушитель не остался безнаказанным. Неотвратимость существенно зависит от работы правоохранительных органов, от профессионализма, компетентности и добросовестности работников, имеющих право привлекать лиц, совершивших правонарушения, к ответственности.

Своевременность - еще один принцип ответственности. Своевременность ответственности означает возможность привлечения правонарушителя к ответственности в течение срока давности, т. е. установленного законом периода. Срок давности позволяет применять меры ответственности тогда, когда это максимально эффективно. Для административных и дисциплинарных проступков срок давности определен в несколько месяцев, по уголовным преступлениям значительно больше - от двух до пятнадцати лет в зависимости от тяжести преступления.

Самым важным является принцип индивидуальной ответственности. Он обязывает максимально учитывать не только характер правонарушения и его последствия, но и особенности лица, совершившего правонарушение, смягчающие и отягчающие обстоятельства.

Например, если хулиганские действия совершены группой лиц, принимавших в этом практически одинаковое участие, то это еще не значит, что ко всем ним будут применены одинаковые меры ответственности. Конкретная мера ответственности будет определяться отдельно для каждого участника хулиганских действий, исходя как из его поведения, так и из особенностей его личности.

Необходимым принципом ответственности является состязательность процесса. Она выражается в предоставлении возможности лицу, обвиняемому в совершении правонарушения, активно участвовать в процессе и тем самым защищать свои интересы.

Принцип презумпции невиновности, который закреплен в статье 49 Конституции: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда». Более того, обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а все неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Отдельно можно выделить такой принцип ответственности, как справедливость. При таком подходе деяние, составляющее правонарушение, а также меры юридической ответственности за его совершение нужно оценивать, исходя из категорий «справедливо» - «несправедливо». Суть дела заключается в том, что при самом тщательном соблюдении принципов ответственности она окажется несправедливой, если правонарушитель в точном соответствии с действующим законом подвергся чрезмерно суровому либо, наоборот, чересчур мягкому наказанию или взысканию.

Определи, какой из них не учел суд.

Задание 2

Вспомни, какие виды ответственности ты узнал на уроке.

1. Наступает за совершение дисциплинарных правонарушений. Она заключается в наложении взыскания руководителем предприятия или учреждения. Основные меры: выговор, замечание, увольнение. Например, гражданин Ильченко получит замечание за опоздание на работу.

2. Наступает за совершение административного проступка. Она заключается в наложении наказания органами власти. Это может быть штраф, предупреждение, арест. Например, гражданин Иванов оштрафован за превышение скорости.

3. Наступает за нарушение имущественных прав граждан и организаций (гражданский проступок - называют деликт). Мерой ответственности будет необходимость возместить причиненный вред. Например, предприниматель, гражданин Жданов должен возместить цену проданного некачественного товара.

4. Наступает за совершение преступления. Видами уголовных наказаний могут быть штраф, обязательные работы, арест, лишение свободы. Например, гражданин Петров был осужден на 2 года лишения свободы за кражу автомагнитолы.

Определи вид ответственности в каждом случае.







«Ответственность - мужество иметь дело со всеми последствиями своих дел».

А. Круглов







Пропедевтический курс «Основы правовой грамотности» позволяет решать проблемы формирования правовой компетентности молодежи, призван способствовать формированию правосознания и повышению правовой культуры подрастающего поколения, от которого зависит будущее России.

Основная задача обучения основам правовой грамотности в школе состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей

Конспект урока по теме: Юридическая ответственность

























































г. Бийск, 2015



Тема: Юридическая ответственность





Цель:

обеспечить усвоение учащимися понятия юридическая ответственность, принципов и видов юридической ответственности.





Задачи:

- Сформулировать понятие юридическая ответственность.

- Узнать о принципах, на которых основана юридическая ответственность

- Узнать о видах юридической ответственности.

Тип урока: урок-открытие новых знаний.


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»





Основы правовой грамотности

8 класс













Тема урока:

Юридическая ответственность



Учитель: Новикова Алла Андреевна





Конспект урока по теме: Юридическая ответственность





Основные понятия:

- юридическая ответственность

- административная ответственность

- дисциплинарная ответственность

- гражданская ответственность

- уголовная ответственность

-презумпция невиновности





Формы и методы:

предложение познавательного проблемного задания, поэтапное решение учебных задач с использованием индивидуальной работы, работы в парах и группах.

Конспект урока по теме: Юридическая ответственность



© 2010-2022