• Преподавателю
  • Обществознание
  • Исследовательская работа на тему «Проектная деятельность учащихся на уроках обществознания как средство формирования ключевых компетентностей»

Исследовательская работа на тему «Проектная деятельность учащихся на уроках обществознания как средство формирования ключевых компетентностей»

Исследовательская работа на тему: «Проектная деятельность на уроках обществознания как средство формирования ключевых компетентностей» содержит введение, 2 главы, заключение и использованную литературу: Глава I. Теоретико – методологические основы реализации проектной методики; Глава II. Технология использования проектной методики в преподавании обществознания на средней и старшей ступени обучения: 2.1. Опыт работы по реализации разнообразных форм участия учащихся в проектной деятельности; 2.2...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9» г. Улан-Удэ














Исследовательская работа на тему:

«Проектная деятельность учащихся на уроках обществознания

как средство формирования ключевых компетентностей»






Выполнила: Доржиева Е.Б.

учитель обществознания









2012 год

Содержание


Введение ………………………………………………………………….……………..3-6

Глава I. Теоретико - методологические основы реализации проектной методики..7-18

Глава II. Технология использования проектной методики в преподавании обществознания на средней и старшей ступени обучения.

2.1. Опыт работы по реализации разнообразных форм участия учащихся в проектной деятельности ….. ……………………………….............................................................19-30

2.2. Педагогическая диагностика результативности реализации

проектной методики ………………………………………………………………..….31-36

Заключение …………………………………………………………………..…………37-39

Литература ………………… …………………………………………….………….....40 стр.























Введение

Актуальность проекта. Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Такая подготовка не может быть обеспечена за счёт усвоения определённого количества знаний. На современном этапе требуется другое: выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе.

В последние годы в развитых странах мира активно обсуждается проблема поворота системы образования к формированию ключевых компетенции. Эта проблема стала актуальной и для отечественной школы. В соответствии с одобренной Правительством Российской Федерации Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и иных сферах. Особо следует выделить учебно-познавательную, информационную, социально-трудовую и коммуникативную компетенции, которые определяют успешность функционирования выпускника в будущих условиях жизнедеятельности.

Полноценная познавательная деятельность школьников выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности есть ни что иное, как ключевые компетентности. Они формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого вида учебных заданий - проектных работ - приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

Особая роль в достижении целей образования принадлежит проектной технологи, т.к. она оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение. Развитие и расширение использования проектной технологии напрямую связывается с и проблемой изменения эффективности обучения. В последние годы все чаще наблюдается обращение к проектной деятельности.

Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов, на основе анализа информации, при проведении экспериментов и исследований.

В рамках профильного обучения проектирование следует рассматривать как основной вид познавательной деятельности школьников.

Учет особенностей структуры познавательной деятельности школьника по усвоению и применению содержания образования является исходным моментом в разработке и определении эффективных средств и способов организации, управления учебной деятельностью учащихся.

Таким образом, можно отметить, что активизируется процесс включения школьников в активную познавательную деятельность. В то же время анализ содержания представляемых учениками работ, их выступлений на конференциях позволяет сделать вывод о том, что в большинстве случаев проектная деятельность учащихся не вполне самостоятельна. Это мнение подтверждают и руководители проектных и исследовательских работ учащихся. Они отмечают, что около 50% школьников не умеют самостоятельно выдвигать и обосновывать гипотезу, планировать деятельность, формулировать цель, осуществлять поиск и анализ необходимой информации, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования, осуществлять рефлексию, грамотно выстраивать доклад. Это происходит вследствие того, что школьники не обучены проектной и исследовательской деятельности. Школьникам приходится пользоваться предложенным учителем алгоритмом без предварительной подготовки, не имея базовых знаний и умений, относящихся к проектной и исследовательской деятельности, это ведет к отсутствию внутренней мотивации на такого рода деятельность.

Теоретический анализ исследований и практики позволили сформулировать проблемы в педагогической деятельности учителей:

  • Учителя в основном используют готовые методические рекомендации, обладающие малой эффективностью;

  • Обучение по традиционным методам приводит к погашению учебного интереса, ограничивает право выбора ученика, как формы, так и содержания обучения;

  • Серьезной проблемой является создание контрольно-измерительных материалов, позволяющих отслеживать развитие компетентностей.

В связи с этим сформулирована цель исследования - теоретически и практически обосновать условия реализации проектной методики в системе учебных и внеучебных занятий по обществознанию, как средство формирования ключевых компетентностей.

Гипотеза исследования. Процесс формирования ключевых компетентностей у учащихся с помощью проектной деятельности будет протекать успешно при соблюдении следующих условий:

  • формирование мотивации на проектную деятельность у учащихся и учителей,

  • последовательное включение в проектную деятельность системы элективных курсов учащихся (10 класс) и учащихся предпрофильной подготовки (9 класс) общеобразовательной школы

  • тьюторское сопровождение проектной деятельности;

  • мониторинг формирования ключевых компетентностей.

Цель и гипотеза позволяют сформулировать задачи исследования.

  1. Исследовать состояние проблемы обучения проектной деятельности в теории и практике обучения в общеобразовательной школе;

  2. Проанализировать суть ключевых базовых компетенций с позиции компетентностного подхода;

  3. Описать возможности и особенности использования проектной технологии на уроках в формировании ключевых компетентностей у учащихся;

  4. Разработать модульную структуру системы элективных курсов предпрофильной подготовки учащихся общеобразовательной школы, способствующую формированию у них проектно-исследовательской компетенции.

  5. Разработать модель последовательного включения школьников общеобразовательной школы в проектную деятельность, способствующую формированию у них ключевых компетентностей.

  6. Осуществить педагогическую диагностику результативности реализации проектной методики

Практическая значимость: заключается в том, что разработанные материалы могут быть использованы в практике преподавания учителями - обществоведами, в системе повышения квалификации работников образования при разработке лекционных и семинарских материалов.

Научная новизна исследования состоит:

- в определении и обосновании требования и содержания проектной методики.

- в практическом обосновании условий реализации проектной методики.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования осуществлялись

на окружных и районных семинарах учителей истории и обществознания (2006), на заседаниях методического объединения учителей гуманитарного цикла (2007), на семинаре для молодых специалистов (2007).

Методологической основой исследования являются идеи последовательной организации проектной деятельности учащихся в учебной и внеучебной деятельности, на элективных курсах в профиле и в процессе предпрофильной подготовки для усиления мотивации на проектную деятельность; применение деятельностного подхода для разработки способов управления процессом формирования ключевых компетентностей в процессе проектной деятельности школьников общеобразовательной школы.

1. Теоретико - методологические основы реализации проектной методики

На современном этапе цели образования определяют общее направление всей системы образования. Они направлены на формирование и всестороннее развитие творческой, активной личности учащегося, формирование у школьников умений самостоятельно приобретать и применять знания, подготовку их к последующей трудовой и общественной деятельности, о чем свидетельствуют работы Л.Е. Андреевой, В. И. Байденко, В.А. Болотова, И.А. Зимней, В.В. Серикова, Ю.Г. Татура, Ю.В. Фролова, А.В. Хуторского, А.А. Шаповалова, В.Д. Шадрикова и др. В связи с новой парадигмой образования возрастает роль компетентностного подхода.

Основой компетентностного подхода к образованию является приоритетная ориентация на цели - векторы образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности (Э.Ф. Зеер, В.А. Болотов, В.В. Сериков, И.А. Зимняя, Т.В. Иванова). Компетентностный подход является одной из важнейших мировых тенденций при построении содержания образования, а результатом его усвоения является система развитых ключевых компетентностей ученика. Компетентностный подход - это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организация образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

В связи с этим разрабатывается новое описание содержательных характеристик результирующих единиц содержания образования (компетентности и компетенции) и их классификации.

В процессе разработки компетентностного подхода исследователи уточняют основные понятия: «компетенция» и «компетентность». Английский психолог Дж. Равен определяет компетентность, как специфическую способность эффективного выполнения конкретных действий в предметной области, включая узкопредметные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, понимание ответственности за свои действия. Он выделяет "высшие компетентности", которые предполагают наличие у человека высокого уровня инициативы, способности организовывать людей для выполнения поставленных целей, готовности оценивать и анализировать социальные последствия своих действий.

И. А.Зимняя трактует "компетентность" как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека. В противопоставление, "компетенция" рассматривается как не пришедший в "употребление" резерв "скрытого", потенциального".

А. В. Хуторской рассматривает понятие "компетенция" как совокупность качеств, которые требуются для функционирования в конкретной области деятельности. Компетентность - "уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере", т. е. владение "учеником соответствующей компетенцией". Компетенция - владение, обладание человеком соответствующей компетентностей, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

По мнению Э.Ф. Зеера, компетентность предполагает не столько наличие у специалиста значительного объема знаний и опыта, сколько умение актуализировать накопленные знания и умения в нужный момент использовать их в процессе реализации своих профессиональных функций.

В. В. Сериков определяет компетентность как "способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению воспитанником своего места в мире".

Компетентностный подход к образованию школьников ориентируется на самостоятельное участие личности школьника в учебно-познавательном процессе и овладение способностью к переносу своих навыков в сферу своего опыта для становления разного рода компетенций. Образовательная компетенция включает совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способов деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.

Ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:

1. Ценностно-смысловая компетенция.

2. Общекультурная компетенция.

3. Учебно-познавательная компетенция

4. Информационная компетенция.

5. Коммуникативная компетенция.

6. Социально-трудовая компетенция

7. Компетенция личностного самосовершенствования

Ключевые компетентности - новая парадигма результата образования. В. Н. Введенский характеризует проявление ключевой компетентности "не только в решении узко-профессиональных задач, но и в том, как человек воспринимает, оценивает, понимает мир за пределами своей профессии". Ключевые компетентности ученика многие исследователи (В.В. Краевский, А.В. Хуторской) относят к общепредметному содержанию образования, куда входят универсальные общекультурные знания, общеучебные умения и навыки, обобщенные способы деятельности и т.д. Таким образом, по отношению к предметным знаниям, умениям, навыкам ключевые компетентности занимают в структуре содержания образования более высокое положение, включая в их себя.

Исследовательская работа на тему «Проектная деятельность учащихся на уроках обществознания как средство формирования ключевых компетентностей»





Рис. 1. Отношение системы ключевых компетентностей к системе ЗУН

Компетентностный подход обновления содержания образования направлен на развитие компетентностей учащихся на основе принципов фундаментальности, универсальности, интегративности, вариативности, практической направленности.

Особая роль в формировании ключевых компетентностей учащихся принадлежит проектной деятельности. Теория и практика организации проектной деятельности школьников в общеобразовательной школе представлены в работах Е.С. Полат, А.Н. Худина, С.Н. Белова, Т.В. Куклина, В.М. Назаренко; анализ сущности понятий «исследование» и «проект» рассмотрены А. Пентиным; разработки концепции развития познавательной самостоятельности школьников на основе проектного метода обучения представлены Е.В. Оспенниковой.

По-мнению ученых, цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия при которых учащиеся:

  • самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников;

  • пользуются приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

  • развивают исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации, наблюдения, проведение экспериментов, анализ, построение гипотез, обобщение);

  • развивают системное мышление.

Психологии проектной деятельности школьников посвящена работа Н.В. Матяш; проектной и исследовательской деятельности учащихся в образовательной среде негосударственного образовательного учреждения исследование А. Капитоновой; проектно-исследовательской деятельности учителя как средство самореализации в педагогической карьере работа Т.И. Долгодворовой.

Суть инициативы проекта состоит в том, каким образом, организовать учебный процесс, чтобы не просто дать ученикам знания об исследуемых процессах и сформировать у них навыки работы над проектом, а также умения проведения исследований, но и решить более глубокую задачу формирования ключевых компетентностей, наличие которой необходимо для продолжения образования, успешной деятельности в различных сферах производства.

Повысить активность учащихся в самостоятельном получении знаний, приобретении умений осуществлять практическую деятельность можно путем широкого внедрения в настоящее время проектной технологии, которая, по сути, основана на использовании проблемных, исследовательских методов. Школьники должны быть подготовлены к проектной деятельности, а для этого их необходимо последовательно обучать планированию этого вида деятельности, а также создавать условия для мотивации на данный вид деятельности. В решении данной задачи важная роль отводится учителю-исследователю, готовому к организации и руководству проектной деятельностью.

В планируемой модели формирования ключевых компетентностей учащихся в процессе проектной деятельности предусмотрена подготовка тьюторов. Технология тьюторства подразумевает взаимодействие опытного, который что-то умеет делать (знает как сделать), и начинающего. Тьютор или наставник призван не исправлять, а направлять учащегося; не указывать на ошибки, а дать состояться ошибкам (например - в неправильном планировании, в неумении себя организовать в коллективе, в предмете и т.п.) под присмотром взрослого. Учащийся сам делает выводы о тех ошибках, которые он проанализировал с тьютором.

Деятельность, организуемая тьютором, идет совместная работа взрослого и ребенка, любое событие проектируется совместно с детьми. Обсуждая с детьми проблемы, на которые это действие или событие может быть направлено, тьютор формирует активную позицию ребенка по отношению к себе и внешнему пространству. Обсуждая цели и задачи работы, способы достижения цели, ресурсы и результаты ее, тьютор как бы дает ребенку (пока в наиболее безопасном режиме) потренироваться в том, что ждет ребенка в его пути по жизни. В результате сотрудничество учителя-тьютора и учащегося насыщенностью, целенаправленностью, высоким уровнем рефлексии самого процесса деятельности и его результатов. Коммуникативная направленность сотрудничества позволяет добиваться учащимся высоких образовательных результатов.

Формой коммуникации, которая обеспечивает тьюторство (или перенос опыта) является свободное общение, в ходе которого опытный за счет вопросов и фиксаций внимания помогает осознать ученику его компетентности.

Тьютор должен быть максимально отстранен от содержания. Его функция не учить, а «отзеркаливать», давать возможность самоопределиться в ситуации и сделать выбор.

Результат деятельности тьютора - самостоятельность участника.

Поэтому при работе фокус внимания тьютора на том, какими средствами он:

- описывает своё состояние …;

- пользуется, ставя цели и задачи;

- организует отношения со своим окружением, прежде, чем начать действовать (различает ли позиции в деятельности);

- планирует свою деятельность;

- исполняет план деятельности;

- оценивает результаты и эффекты деятельности;

- … результаты и эффекты передаются или соощаются сообществу, делаются доступными для других людей.

Модель готовности учителя к проектной деятельности отражена на рисунке.

Исследовательская работа на тему «Проектная деятельность учащихся на уроках обществознания как средство формирования ключевых компетентностей»

ПИсследовательская работа на тему «Проектная деятельность учащихся на уроках обществознания как средство формирования ключевых компетентностей»одготовленные тьюторы проектной деятельности обеспечивают повышение профессиональной компетентности учителей, через организацию семинара-практикума, основной целью которого является усвоение механизма организации проектной деятельности учащихся и использование ее возможностей в формировании ключевых компетентностей учащихся.










Критерии оценки учебных проектов:

  • Объем выполненной работы;

  • Сложность, использование знаний, выходящих за рамки программы;

  • Качественное и эффективное использование возможностей среды, в которой разрабатывался проект;

  • Пользовательский интерфейс (дизайн);

  • Корректность разработки с точки зрения представления материала;

  • Практическая значимость и новизна проекта.

Критериями оценки являются достижение и цели проекта, и надпредметных связей. Если цели достигнуты, то можно рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей ученика и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

В условиях базисного учебного плана и государственных образовательных стандартов, соответствующих им учебных планов, типовых программ, сетки часов, оценки деятельности учеников по стандартной шкале возможность развития межпредметных связей затруднена. Однако можно предложить учащимся ряд форм образовательной деятельности, в которых они могут принять участие на добровольной основе. Для решения данной проблемы необходимо учитывать возможности внеучебной деятельности. Инновационный режим работы в школе не позволяет разорвать исследования и проекты, учебу и внеучебные дела, идеи и их воплощение. Поэтому одним из главных образовательных маршрутов для взрослых и детей становится освоение проектно-исследовательских методов.

Таким образом система проектной деятельности учащихся в школе содержит следующие компоненты:

1) учебно-исследовательская деятельность учащихся (обучение алгоритмам исследовательской работы + использование их для выполнения учебных задач);

4) учебное проектирование (обучение алгоритмам проектировочной деятельности + использование их для выполнения учебных задач);

5) социальное проектирование (как направление воспитательной работы);

6) реализация комплексных (общешкольных, межшкольных, межотраслевых и др.) образовательных и социальных проектов;

7) сопровождение тьюторами индивидуальных и групповых проектов учащихся во внеурочное время.

В учебном процессе реализация проектной методики может быть обеспечена группой предметов, формирующих систему специальных и общеучебных знаний и умений учащихся: родной язык, литература, история, география, биология, химия, физика, математика. Придерживаясь позиции И.С.Сергеева, выделяем группу, которая ориентирована непосредственно на формирование компетентностей (гражданской, информационной, коммуникативной и других). Эти предметы не так тесно связаны со своей научной основой и носят в значительной степени интегративный и/или прикладной характер. Кроме того, все они тесно связаны с окружающей жизнью и будущей профессиональной или общественной деятельностью школьников. В данную группу входят такие предметы, как: иностранные языки, информатика, ИЗО, технология, граждановедение, экология. Для этих предметов вопрос о том, как их изучать, имеет не меньшую, а нередко и большую значимость, чем вопрос о том, что изучать в рамках данных курсов. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проектов как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.

Исследовательская работа на тему «Проектная деятельность учащихся на уроках обществознания как средство формирования ключевых компетентностей»










С учетом научных рекомендаций и передового опыта учителей школ в ходе реализации в учебном процессе проектной методики должны соблюдаться следующие этапы работы:

IИсследовательская работа на тему «Проектная деятельность учащихся на уроках обществознания как средство формирования ключевых компетентностей»Исследовательская работа на тему «Проектная деятельность учащихся на уроках обществознания как средство формирования ключевых компетентностей». Погружение в проект

II. Организация деятельности 2 урока

III. Осуществление деятельности внеурочная деятельность

IV. Презентация результатов 2 урока

  1. Погружение в проект предполагает:

  • Вступительное слово учителя

  • Определение темы и постановка учебной задачи

  • Обсуждение вопросов (проблематизация)

  • Постановка учебных задач: первая задача формулируется учащимися после определения темы урока и записывается на доске; вторая - формулируется и записывается в ходе организации деятельности по выполнению проекта)

  • Определение способа решения учебной задачи. Учащиеся знакомятся с этапами работы над проектом:

  1. Есть проблема,

  2. Определяется способ её решения,

  3. Реальный результат её решения.

II. Организация деятельности включает:

1. Выбор тем проектов, формирование групп (возможно индивидуальное выполнение проекта) Определяется вторая учебная задача данного урока.

2. Обсуждение организации работы.

Источники информации: научно-популярная литература, интернет; интервью, жизненный опыт…

Результат (доклад; памятка; буклет; плакат; стенгазета, фотогазета; макет; компьютерный слайд-фильм (презентация), альбом и т.д.)

  1. Планирование проектной деятельности и её письменное оформление:

  • «промысливание того, что должно быть»;

  • работа в группах по постановке цели и задач, выбору способа действия и формы представления результата с использованием схемы «Учебный проект»;

  • распределение обязанностей - «статусных ролей», заполнение матрицы проекта;

  • выступления групп по наработанному, обсуждение, уточнение.

4. Организационные вопросы

  • сроки выполнения проекта;

  • внеурочные консультации с учителем;

  • заслушивание промежуточных результатов на уроках, решение возникших проблем;

оценка проекта (учащимся раздаются оценочные таблицы, Приложение 5)

IV. Презентация результатов

1. Вступительное слово учителя.

2. Постановка учебных задач урока

3. Установка к презентации проектов

- Время защиты, ответы на вопросы - 8 минут

- Начать с самоанализа работы над проектом (рекомендации даны заранее).

- Источники информации (как были использованы, полученные в школе знания; житейский опыт; какая новая информация и откуда поступила, как рассматривалась).

- Как проходила работа над проектом. Какие возникали идеи, как они обсуждались, какие из них были отвергнуты, а какие приняты и почему?

- Какие были трудности в ходе работы над проектом и как они преодолевались?

4. Презентация учащимися проектов

5. Подведение итогов

6. Рефлексия (индивидуальная). Ответы на вопросы

Для анализа формирования и развития ключевых компетенций в урочной внеурочной деятельности, выделяются следующие виды деятельности:


Компетенции

Виды деятельности

Ценностно-смысловые компетенции.

Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

1. Участие в конкурсах разного уровня, научно-практических конференциях.

2. Участие в проектах.

3.Проведение социологического опроса, интервьюирование.

Учебно-познавательные компетенции.

Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.

1. Проведение экспериментов.

2. Конспектирование.

3. Работа с учебником.

4. Фотографирование объектов.

5. Работа над рефератом.

6. Участие в экскурсии.

7. Изготовление приборов.

Информационные компетенции (ИКТ).

Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

1. Поиск информации в библиотеке.

2. Поиск информации в электронных энциклопедиях.

3. Поиск информации в школьной медиатеке.

4. Использование информации из Интернета.

5. Создание презентации.

6. Создание буклета.

Коммуникативные компетенции.

Знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

1. Участие в обсуждении вопросов семинаров, конференций.

2. Выступление на конференции.

3. Выступление с сообщением.

4. Взаимоконтроль

5. Участие в дискуссии.

6. Участие в анкетировании.

7. Собеседование.

Такие формы работы обеспечивают реализацию деятельностного подхода в процессе обучения. На этой основе формируются компетенции личностного самосовершенствования. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

Формирование информационной компетентности обеспечивается включением учащихся в учебно-исследовательскую деятельность - форму учебной деятельности, целью которой является достижение более глубокого образовательного уровня, развитие творческих, интеллектуальных способностей школьников. В процессе данного вида деятельности учащиеся усваивают основные этапы процедуры исследования, знание которых обеспечивает осмысление сущности проектной деятельности:

  • мотивация исследовательской деятельности;

  • постановка проблемы;

  • сбор фактического материала;

  • систематизация и анализ полученного материала;

  • выдвижение гипотез;

  • проверка гипотез;

  • доказательство или опровержение гипотез.









2.1. Опыт работы по реализации разнообразных

форм участия учащихся в проектной деятельности

Практика преподавания обществознания показывает, что работа по методу проектов - это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя.

Учитель, применяющий в своей педагогической практике метод проектов должен:

  • создать мотивацию;

  • создать образовательную среду;

  • определить, чему должны научиться учащиеся в результате работы;

  • уметь использовать простые примеры для объяснения сложных явлений;

  • представлять возможные способы презентации ситуации для осмысления проблемы исследования;

  • организовать работу (в малых группах, индивидуально);

  • владеть способами организации обсуждения в группах методов исследования, выдвижения гипотез, аргументирования, выводов;

  • консультировать (по методу убывающих подсказок);

  • иметь критерии объективной оценки.

Ведущие принципы, реализуемые в ходе обучения обществознанию с помощью проектной методики:

  1. Принцип прогностичности обусловлен самой природой проектирования, ориентированного на будущее состояние объекта. Проект может быть определен как пошаговое осуществление потребности будущего.

  2. Принцип пошаговости. Природа проектной деятельности предполагает постепенный переход от проектного замысла и формированию образа цели и образа действий. От него - к программе действий и ее реализации.

  3. Принцип нормирования требует обязательности прохождения всех этапов создания проекта в рамках регламентированных процедур, в первую очередь связанных с различными формами мыследеятельности.

  4. Принцип обратной связи напоминает о необходимости после осуществления каждой проектной процедуры получать информацию.

  5. Принцип продуктивности подчеркивает прагматичность проектной деятельности, обязательность ее ориентации на получение результата, имеющего прикладную значимость.

  6. Принцип культурной аналогии указывает на адекватность результатов проектирования определенным культурным образцам. Опасность получения проектного результата, лежащего вне культурного поля, снимается, если у участников проектной деятельности есть понимание того, что индивидуальное творчество ученика не является самодостаточным. Чтобы быть включенным в культурный процесс, необходимо научиться понимать и чувствовать свое место в нем, формулировать собственный взгляд на достижения человечества на основе изучения культурно-исторических аналогов. При этом получение научных знаний и знакомство с культурными ценностями важно осуществлять в сопоставлении с собственными суждениями и результатами познавательной деятельности.

  7. Принцип саморазвития касается как субъекта проектирования на уровне ветвящейся активности участников, так и порождения новых проектов в результате реализации поставленной цели. Решение одних задач и проблем приводит к постановке новых задач и проблем, стимулирующих развитие новых форм проектирования.

Успешная организация проектной деятельности связана с выполнением ряда требований:

  • Требование контекстности, т.е. не изолированного представления предмета проектирования, а в соотнесении с определенным контекстом.

  • Учет многообразия потребностей всех заинтересованных в образовании сторон: личностей, государства и общества.

  • Требование активности участников проектирования. Одно из выражений активности добровольная включенность и эмоционально-ценностное проживание своего участия в проекте.

  • Требование реалистичности связано с обеспечением гарантии достижимости проектных целей

Любая проектная деятельность имеет свою точку отсчета.

Как найти место в предмете для использования проектных технологий? На своих уроках я применяю метод проектов, организуя проектную деятельность учеников, которая позволяет формировать внутренний план действий у учащихся, умения проектировать ситуации, погружаться в обществоведческие проблемы и находить выход из них.

Остановимся на особенностях проектов, наиболее часто встречающихся в современной образовательной практике. Согласно определению, приведенному в пособии по проектированию, подготовленном специалистами компании Microsoft, учебный проект - это «Организационная форма работы, ориентированная на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и сопоставляющая часть стандартного учебного курса или нескольких учебных курсов. Такие проекты реализуются в ходе совместной (учебно-познавательной, исследовательской, игровой) деятельности учащихся, носящий характер партнерства и направленной на решение проблем, значимых для участников проекта. Эта деятельность имеет общую цель и согласованные способы действий. Для педагога основным содержанием учебного проектирования является изменение учащегося (новые знания, умения, навыки, отношения) на основе проектной деятельности. Для учащихся - самостоятельная реализация учебного проекта.

Формат проекта - в зависимости от целей и задач обучения задается по нескольким параметрам.

По месту - школьный, внешкольный. По масштабу субъекта, непосредственно участвующего в проектной деятельности: индивидуальный, групповой, коллективный, корпоративный. По времени, которое может потребоваться для реализации проекта: краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный. По территории распространения: международный, внутришкольный, межвузовский, сетевой. По содержанию - предметный, межпредметный, междисциплинарный, интегративный. По характеру приоритетной деятельности - исследовательский, экспериментальный, поисковый, коммуникационный.

Дальнейшая логика организации проектной деятельности такова: Тема проекта предлагается учащимся в самой формулировке. Назначаются сроки общей работы над темой. После этого каждому предстоит найти в ее границах свою проблему, свой вопрос, обозначив тем самым будущий индивидуальный вклад в проектную деятельность и конкретизировав для себя тематику работы. Таким образом, основная тема (проблема) начинает разветвляться. Для организации последующей работы обычно формируются творческие группы (или мини-группы по 2-3 человека), что не исключает возможности выполнения в рамках проекта индивидуальных заданий. В результате внутригруппового обсуждения выдвигаются гипотезы работы над проблемой, сопоставляется развернутый план совместных действий, конкретизируется вклад каждого участника в проектную деятельность, определяется вид конечного проектного продукта. На этом этапе со стороны учащихся должны возникать информационные запросы в адрес педагога, касающиеся источников получения необходимых исходных и дополнительных сведений для работы над проблемой, а также регламента деятельности в проекте. Задача учителя - предоставить учебно-методические материалы, обеспечивающие полноту охвата проблематики, разъяснить содержание и специфику работы в проекте, если это первый подобный опыт учащихся, а также оказать консультативную помощь, связанную с поиском литературы или получением доступа к Интернет-ресурсам.

После этого начинается непосредственная самостоятельная работа над реализацией проекта, в которой сочетается индивидуальная и групповая деятельность. Эта работа может проходить в рамках учебных занятий в соответствии со временем, предназначенным для изучения темы, а также во внеурочное время (если речь идет о проведении опроса, посещения музея или библиотеки).

Учителю необходимо предусмотреть формы работы, в рамках которых учащиеся смогут обмениваться друг с другом и с педагогом, полученными впечатлениями, промежуточными результатами, тем самым получая обратную связь для коррекции своей деятельности. Это могут быть проблемные семинары, дискуссии в группах, лабораторные работы, различные виды имитационного моделирования.

Обобщение самостоятельно подготовленных в ходе проектной активности материалов позволяет получить в итоге некий интегративный продукт в форме творческого отсчета, тематического выпуска газеты, коллективного научного доклада, компьютерной презентации, веб-сайта. Этот продукт представляется на общее обсуждение и оценку в соответствии с заданными на начальном этапе критериями. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику или представителям общественности достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство для решения проблемы.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

То есть проект - это «пять П»: Проблема - Проектирование (планирование) - Поиск информации - Продукт - Презентация.

Шестое «П» проекта - его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Защита проекта - всегда событие жизни учащихся, поэтому следует заранее подробно обсудить ее ход и оформление, а также дать возможность каждому участнику внести свой вклад в ее подготовку. Желательно четко регламентировать время и процедуру презентации результатов проекта, а также ту часть, которая связана с вопросами, дискуссией и оценочными суждениями.

Рекомендуется составлять сценарий защиты. На своих уроках я использую следующую схему защиты:

  1. Постановка проблемы, ее актуальность

  2. Высказывание гипотезы

  3. Основная часть. Этапы работы над проектом, полученные результаты, их краткий анализ.

  4. Выводы. Результаты рефлексивной оценки проекта.

  5. Ответы на вопросы других групп (дискуссия)

Для защиты должны быть расписаны роли участников проекта:

Участники

Роль на защите

Материалы для защиты

Доржиев Аюша

Сценарист, докладчик

Папка работы над проектом (дизайн-папка), рисунки, диаграммы, схемы, плакаты, видеофильм, мультимедийные средства.

Цыденов Баир

Оформитель

Арбальжинова Дарима

Содокладчик

Эрдэмтуева Ирина

Демонстратор, ассистент

Защиту лучше проводить на сдвоенном уроке, чтобы иметь достаточно времени для выступления участников. Уроки для защиты провожу по следующей схеме:

1-ый урок:

  • Организационный момент (2 мин);

  • Актуализация знаний и мотивации их применения в решении проектных задач (8 мин);

  • Защита проектов (2 группы по 7-10 мин);

  • Ответы на вопросы (дискуссия) по 5 минут на каждый проект.

2-ой урок:

  • Организационный момент (2 мин);

  • Защита проектов (2-3 группы по 7-10 мин);

  • Ответы на вопросы (дискуссия) по 5 минут на каждый проект;

  • Подведение итогов урока (выставление от 4-8 минут)

Обязательным процедурным моментом, завершающим учебный проект, является итоговая рефлексия.

На уроках обществознания, права и экономики предоставляется реальная возможность одаренным детям проявить себя, например:

- на уроках обществознания в темах: «Местное самоуправление в селе», «Социальная группа как субъекты и объекты политической жизни», «Семья и брак - особая роль семейных традиций в воспитании личности, демографическая динамика в городе, родословная семьи» и др.

- на уроках права: «Защита трудовых прав несовершеннолетних», «Реклама».

- на уроках экономики - «Малый бизнес и предпринимательство в селе, районе», «Изучение спроса и предложения в селе», «Безработица и ее основные виды».

В таких темах очень легко научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

В данной работе предлагается возможный вариант проведения урока с применением проектной технологии в 10-м классе по теме: «Безработица и ее проблемы». В Виду того, что теоретический аспект этой проблематики легко усваивается учащимися, наиболее целесообразно сосредоточить внимание не на объяснении, а на закреплении теоретической части; главный же акцент следует сделать на рассмотрении проблем занятости и безработицы РФ.

Паспорт проектной работы

Название проекта: урок-проект по теме: «Безработица и ее проблемы»

Руководитель проекта: Доржиева Е.Б.

Учебный предмет: экономика.

Учебные дисциплины близкие к теме проекта: обществознание.

Возраст учащихся: 15-16 лет

Состав проектной группы: Учащиеся 10 класса

Тип проекта: по доминирующей деятельности учащихся - информационный. По продолжительности - краткосрочный (6 часов).

Класс: 10

Актуальность проекта: Актуальность изучения в школе вопросов безработицы связана в первую очередь с тем, что безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на человека.

Цель проекта:

  1. уяснение учащимися вопроса о том, какие люди классифицируются как безработные;

  2. исследовать различные формы безработицы, их отличия друг от друга, выявить особенности безработицы в России на современном этапе;

Задачи проекта:

Для учителя:

  1. создать условия для усвоения темы посредством проектной технологии;

  2. воспитание умения навыков работы в группе;

  3. воспитание экономического мышления, интереса к учебному предмету, трудолюбия в процессе проектной деятельности;

  4. развитие умения оформлять материал, анализировать, конкретизировать, систематизировать и защищать проект публично.

Вопросы проекта:

  1. Что такое безработица и ее виды?

  2. Каковы причины появления проблемы безработицы?

  3. Что такое полная и неполная занятость, естественный уровень безработицы?

  4. Методы сокращения безработицы в РФ.

  5. Какие существуют программы поддержки молодых специалистов в АБАО;

Необходимое оборудование:

  1. Интерактивная доска, маркер;

  2. Эпиграф урока: «Скажи мне - и я забуду,

Покажи мне - и я запомню,

Вовлеки меня - и я научусь»

(китайская пословица)

  1. Эмблема;

  2. УМК Липсиц И.В. Экономика часть I. М., 2000. Издательство Вита-пресс; Иванов С.И. Основы экономической теории. Книга 2.; Любимов Л.А. Основы экономической теории. Книга для углубленного изучения. Вита-пресс, М., 1996; Экономический словарь.

  3. Фломастеры, маркеры, ватманы для оформления творческого проекта в группах

  4. Индивидуальные рейтинговые карты.

  5. Карточки-задания.

  6. Компьютер.

  7. Мультимедийный проектор

Предполагаемые продукты проекта:

  1. Невидимая часть результата: педагогический эффект от включения школьников в «добывании знаний»

  2. Видимая часть результата: это собственно выполненный проект (творческий отчет групп)

Этапы работы над проектом:

1-2 урок: определение состава проектных групп; распределение ролей; определение задания проектных групп; сбор и анализ информации

3-4 урок: отчеты групп по собранной информации; работа по альтернативным учебникам; определение продуктов и форм презентации;

5-6 урок: презентация готовых проектов, их обсуждение, рефлексия и тестовый контроль. (задания дифференцированного характера)

Действия учителя и учащихся на этапах выполнения проекта

Учитель

Учащиеся

1-й этап - погружение в проект

Формулирует (формулирование учебного проекта производится с учетом возраста учащихся):

  1. проблему проекта;

  2. сюжетную ситуацию;

  3. цель и задачи.

Осуществляют:

  1. личностное присвоение проблемы;

  2. вживание в ситуацию;

  3. принятие, уточнение и конкретизация цели и задач.

2-й этап - организация деятельности

Организует деятельность - предлагает (оснащает всем необходимым и создает условия для самостоятельной работы):

  1. организовать группы;

  2. распределить амплуа в группах;

  3. спланировать деятельность по решению задач проекта;

  4. возможные формы презентации результатов.

Осуществляют:

  1. разбивку на группы;

  2. распределение ролей в группе;

  3. планирование работы;

  4. выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов

3-й этап - осуществление деятельности

Не участвует, но:

  1. консультирует учащихся по необходимости;

  2. ненавязчиво контролирует;

  3. дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость;

  4. репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов

Работают активно и самостоятельно:

  1. каждый в соответствии со своим амплуа и сообща;

  2. консультируются по необходимости;

  3. «добывают» недостающие знания;

  4. готовят презентацию результатов

4-й этап - презентация результатов

Принимает отчет:

  1. обобщает и резюмирует полученные результаты;

  2. подводит итоги обучения;

  3. оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.

Демонстрируют:

  1. понимание проблемы, цели и задач;

  2. умение планировать и осуществлять работу;

  3. найденный способ решения проблемы;

  4. рефлексию деятельности и результата;

  5. дают взаимооценку деятельности и ее результативности

Урок завершается публичным отчетом готовых презентаций.

Примеры мини-проектов на уроках обществознания

Преподавание обществознания в 5-7 классах сопряжено с рядом трудностей, одна из которых - неотработанность методики. Сухое «разжевывание» основных понятий, чтение текстов учебников, репродуктивные вопросы и ответы в сочетании с возрастными особенностями учащихся не дают практически никакого результата. С другой стороны - предмет часто воспринимается как «несерьезный» учащимся. Четкая организация разнообразной деятельности учащихся с использованием метода проектов позволяет разрешить все эти проблемы, сделать введение курса обществоведения занимательным и полезным.

Презентационный мини-проект «Жизненная позиция в рисунках»

Каждой проектной группе предстоит изобразить на листе ватмана рисунок на тему: «Люди в экстремальной ситуации» и потом защитить его перед классом. Для этого обсуждаются возможные типы экстремальных ситуаций (пожар, наводнение, война, нападение бандитов и т.д.)

Группы формируются по 7-10 человек так, чтобы «любители» какой-то одной экстремальной ситуации были собраны в одну группу. Задания группам: наглядно изобразите, как ведут себя в данной ситуации люди, имеющие различную жизненную позицию.

Во время защиты мини-проектов группы объясняют:

- что делают герои рисунка, что они в это момент думают;

- что обозначают позы, жесты, выражения лиц героев рисунка.

Презентационный мини-проект «Защита Поступка»

Разбившись на группы по 7-10 человек, учащиеся в течение недели находят примеры настоящих поступков (из книг, фильмов или из жизни).

На втором этапе отбирают лучший (один на группу) и готовят выступление. Поскольку цель выступления каждой группы - представить поступок как можно убедительнее, используются разные формы. Например, не просто сообщение, а театральная сценка.

Творческий мини-проект «Общение без слов»

Задание для группы (вариант 1): Вы - команда спелеологов (исследователи пещер). В результате обвала вы можете оказаться замурованы в пещере, так что общение с товарищами может осуществляться только с помощью стука (примерно как в Петропавловской крепости). Придумайте свой «язык», с помощью которого вы сможете общаться без слов. На презентации разыграйте сценку общения двух «замурованных» спелеологов с группой спасателей.

Задание для группы (вариант 2): Вы - команда разведчиков, которой предстоит работать в чужой стране. Изобретите шифр, с помощью которого вы сможете отправлять друг другу письменные сообщения. Этот шифр, во-первых, не должен ни вызывать у посторонних особых подозрений и, во-вторых, не должен слишком легко «раскрываться». На защите разыграйте сценку из жизни разведчиков, пользующихся шифром.

Исследовательский мини-проект «Сила воли»

Проект проводится индивидуально и только с желающими учащимися. Цель проекта - исследование силы воли. Задание каждому учащемуся: «Попробуй в течение недели:

- не употреблять сладкого;

- никуда не опаздывать;

- вставать раньше на час, чем всегда;

- воздерживаться от грубых ответов на замечания родителей и других старших;

- не говорить ничего плохого о других.

При этом каждый день веди записи, отвечая на вопросы:

  1. Что сегодня удалось, а что - не удалось?

  2. Если не удалось, то что помешало?

  3. Если удалось, какие трудности пришлось преодолеть?

По итогам исследования ответь на вопрос: «Что было для меня самым сложным и почему?»

Исследовательский мини-проект «Социологический опрос»

Проект готовит «группа социологов» (3-4 человека)

Все учащиеся класса на отдельных листочках кратко отвечают на вопрос: «Зачем я учусь?», указывая только самое главное. Листочки сдаются «социологам».

После урока социологи (сами или с помощью учителя - в зависимости от реальных возможностей учащихся) распределяют листочки на группы: в каждой группе - одинаковые или похожие ответы.

На следующем уроке социологи докладывают классу, какие разные типы ответов на заданный вопрос были даны, и сколько было дано ответов каждого типа. Такие же опросы могут проводиться по вопросам: «Какими качествами должен обладать настоящий друг?», «Что я больше всего ценю в жизни?» и т.д. Очевидно, что учитель может опираться на результаты опросов, организуя индивидуальный и дифференцированный подход в процессе гражданского образования и воспитания данных учащихся.

Творческий мини-проект «Символика нашего класса»

Задание группе (3-5 человек): «Вы знаете, что не только государства, но и отдельные города (например, Москва), а также фирмы и другие организации имеют свою символику - герб, флаг и гимн. В этой символике отражаются ценности и интересы организации, их главные достижения и другие особенности - все то, чем можно по праву гордиться. Разработайте и предложите на конкурс варианты символики своего класса. Не забудьте обосновать, почему именно такие символы вы решили выбрать и как они связаны с жизнью именно вашего класса».

Защита проекта проводится в форме конкурса, на который в качестве жюри могут быть приглашены классный руководитель, учитель ИЗО, старшеклассники - представители школьного самоуправления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся в течение определенного отрезка времени. Результаты выполнения проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема - то конкретное ее решение, если практическая - то конкретный результат, готовый к внедрению.

Очень четко и ясно представляются проектные технологии в новых элективных курсах «Мой выбор», «Основы выбора профессии и профессионального самоопределения», которые я веду в 10-11 классах. «Мой выбор - мое действие» - это основы социального проектирования. Он знакомит с азами как проектной, так и исследовательской деятельности.

В основу программы профориентационного курса «Основы выбора и профессионального самоопределения» положена трехфакторная модель Е.А. Климова: желания (хочу) - возможности (могу) - потребности (надо).

Сфера желаемого - это профессиональная и профессиональные намерения людей, выбирающих профессию (оптантов), их интересы к определенным сферам деятельности: мотивы, побудившие к выбору предполагаемой карьеры.

Пространство возможностей определяется по актуальному уровню развития общих способностей; специальных способностей (музыкальных, художественных, спортивных), развиваемых в дополнительных школах, кружках, на факультативах; склонностей, а также по психофизиологическим особенностям оптантов и их физическому здоровью.

Большое значение отводится профориентационным играм, тренинговым формам активизации школьников в профессиональном самоопределении. Учебно-игровые проекты повышают познавательную активность подростков, способствуют эффективному усвоению будущих профессиональных и специальных ролей; получению обратной связи от сверстников, имеющих аналогичные проблемы и переживания. Приобретенный в имитационных ситуациях опыт может помочь подросткам легче приспособиться к сложностям реального профессионального мира.

Характерной особенностью программы является перенос акцента выбора профессии на подготовку к ней - путем правильной оценки природных и приобретенных особенностей, свойств личности; реальных представлений о профессиональном мире и социальной обстановке; отработки и усвоения новых социальных и профессиональных ролей в учебных проектах.

В основе данных курсов лежит открытая позиция моя, как педагога, в соответствии с которой при проведении урока не настаиваю на правильном ответе учеников. Главное другое - дать возможность каждому ученику получить максимально полную информацию об основаниях и последсях того или иного варианта выбора, учу делать свой собственный выбор и принимать на себя ответственность за его последствия. Однако на уроке стараюсь сохранять за собой ключевую роль, направляю и выстраиваю логику обсуждаемых проблем. Элективные курсы «Мой выбор» и «Основы выбора профессии и профессиональные самоопределения» являются практико-ориентированными, так как их основное содержание актуально и непосредственно связано с жизнью, потребностями интересами самих школьников. Поскольку исходным лозунгом основателей системы проектного обучения является «все из жизни, все для жизни». Поэтому проектный метод предполагал изначально использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания. Карл Фрей в своей книге «Проектный метод» под эти понятием подразумевает путь, по которому идут обучающие и обучаемые, разрабатывая проект. Он выделяет 17 отличительных черт проектного метода, пример, такие как:

  • Участники проекта организуют себя на дело;

  • Участники проекта информируют друг друга о ходе работы.

  • Участники проекта вступают в дискуссию

Все это говорит о том, что переводить полностью весь образовательный процесс на проектное обучение считаю целесообразным. Для современного этапа развития системы образования важно обогатить практику многообразием личностно-ориентированных технологий, одной из которых может стать технология проектного обучения.

Проектирование на уроках и во внеурочной деятельности, ставя стратегической задачей создание условий для успешной социализации и самореализации подростка, способствует созданию условий, в которых может вырасти патриот, знающий насущные проблемы, видящий пути их решения и желающий помочь стране.

Для малокомплектной школы - это один из реальных способов перестройки образовательного процесса и подготовки учащихся к жизни в социуме.


2.2. Педагогическая диагностика результативности проектной методики.

Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, выявление динамики, тенденции, прогнозирование дальнейшего развития событий. Диагностика, служащая улучшению учебного процесса, должна ориентироваться на следующие цели:

- внутренняя и внешняя коррекция в случае неверной оценки результатов обучения.

- определение пробелов в обучении.

- подтверждение успешных результатов обучения.

- планирование последующих этапов учебного процесса.

- мотивация с помощью поощрения за успехи в учебе и регулирование сложностей последующих шагов.

- улучшение условий учебы.

При применении проектной методики учитель направляет рефлексивную оценку школьником своей проектной деятельности в двух аспектах.

  1. Рефлексивная оценка решения поставленной проблемы. Насколько успешно решена проблема? В зависимости от типа проекта: если изготовлено изделие, то насколько оно удачно; если проект информационный, то насколько полно собрана информация и в какой мере удовлетворяет она потребность, обозначенную при формулировке проблемы. Насколько представленное проектное решение может быть улучшено?

  2. Рефлексивная оценка школьником самого себя в процессе проектирования. Насколько я был успешен в процессе проектирования? Ответ на этот вопрос должен отражать ряд критериальных моментов, связанных с этапами проектирования, например: значимость и четкость формулировки проблемы; аргументация положений гипотезы, планирование и проведение исследования (если проект исследовательский); успешность применения творческих методов проектирования (если проект творческий); широта спектра первоначальных идей; достаточность проработки выбранной идеи.

Как оценивать проект?

Как верно отмечает П.С. Лернер, оценивание творчества складывается из оценок этапов выполнения проекта (от формулировки проблемы до полученного результата), результатов контрольного тестирования (если часть программы изучалась самостоятельно в ходе проектирования) и результатов защиты проекта.

Я в своей работе использую разработанные П.С. Лернером показательные оценки проектных работ.

Оценка по приведенным ниже показателям осуществляется на 4 уровнях: 0, 5, 10, 20 баллов. Итоговая оценка подсчитывается как средняя рейтинговая оценка по формуле:

Рейтинговая оценка = (Средняя коллективная оценка + самооценка + оценка преподавателя)13

Показатели оценивания выполнения проектов:

  1. Аргументированность выбора темы, обоснование потребности, практическая направленность проекта и значимость выполненной работы.

  2. Объем и полнота разработок, выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность, подготовленность к восприятию проекта другими людьми, материальное воплощение проекта.

  3. Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота биографии

  4. Уровень творчества, оригинальность темы, подходов, найденных решений, предлагаемых аргументов; оригинальность материального воплощения и представление проекта.

  5. Оформление, соответствие стандартным требованиям, рубрицирование и структура теста, качество эскизов, схем, рисунков.

Всего баллов за выполненный проект ________

Показатели оценивания публичной защиты выполненного проекта:

  1. Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов, аргументированность, убедительность и убежденность.

  2. Объем и глубина знаний по теме (или предмету), эрудиция межпредметные связи.

  3. Педагогическая ориентация: культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, импровизационное начало, удержание внимания аудитории.

  4. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и убежденность, дружелюбность, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон проекта.

  5. Деловые и волевые качества докладчика: ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, доброжелательность, контактность

Всего баллов за защиту проекта________

Суммарная оценка проекта и его защиты ________

Для перехода к традиционной системе оценок можно воспользоваться следующим ключом:

Отлично - 155-200 баллов.

Хорошо - 100-154 балла.

Удовлетворительно - менее 100 баллов.

Обязательно должны быть обнародованы рейтинговые оценки первой десятки лучших среди всех выполненных и защищавших проекты - так узнаются лидеры, «золотой фонд»

Динамика рейтинговой оценки за проект является важным показателем диагностики развития личности растущего человека, его жизненного и профессионального самоопределения.

Особенно тщательно должны отслеживаться либо высокие рейтинговые оценки, либо их заметный рост или спад. Для учащихся, не имеющих роста, следует менять область и тематику проектирования; вероятно, они еще не нашли себя в той или иной деятельности, не преодолели различные психологические барьеры, не приобрели опыт достижения удовлетворения творческой деятельностью.

По данным анкетирования среди учащихся нашей школы:

- 62 % учащихся отмечают, что проект был интересен именно потому, что выполнялся самостоятельно.

- по итогам выполнения проекта 74 % учащихся стали выше оценивать свои возможности и способности; остальные говорили о недовольствиии собой, часто добавляя, что постараются выполнить следующий проект качественнее.

На вопрос «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?» учащиеся дают следующие ответы.

- распределять правильно время.

- анализировать собственные действия.

- презентовать результаты своего труда.

- доделывать все до конца.

- достигать поставленной цели.

- рассматривать тему с разных точек зрения.

Ответы учеников - проектантов на вопрос «В какой форме лучше всего проводить презентацию проектов?» распределились следующим образом:

- 48 % - в свободной форме;

- 18 % - в форме продолжительной защиты;

- 12 % - в форме деловой игры;

- 11 % - в форме мультимедиапрезентации;

7 % - в форме театрализации;

- 5 % - разные ответы.

Проектирование позволяет изменить позицию учащегося, сделать его субъектом образовательного процесса. Родившись из идеи свободного воспитания, метод проектов постепенно «самодисциплинировался» и успешно интегрировался в структуру образовательных методов, но суть его остается прежней - стимулировать интерес учеников к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных задач вне школы.

Зачем нужны учебные проекты? Чтобы в настоящей взрослой жизни ученик оказался более компетентным, адаптированным, конкурентноспособным. Первый проект ученику лучше выполнять индивидуально, разумеется, под руководством учителя. В это время можно приобрести специальные проектные умения и навыки: постановка цели, детализация задач, подбор ресурсов, планирование, собственно исполнение, коррекция, подведение итогов, заключительная рефлексия. И только после этого можно приступать к коллективной работе. Недопустимы никакие формы диктата со стороны учителя. Учитель-руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, комплексом творческих способностей. И прежде всего - развитой фантазией, без которой он не сможет быть генератором развития интересов ребенка и его творческого потенциала. Авторитет учителя базируется теперь на способности быть инициатором интересных начинаний. Впереди оказывается тот, кто провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности.

Как именно учителю предстоит создавать условия для развития учащихся в ходе проектной деятельности. Ответ на этот вопрос даст список ролей, которые предстоит «прожить» педагогу в ходе руководства проектом:

  1. Энтузиаст (повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в сторону достижения цели);

  2. Специалист (обладает знаниями и умениями в нескольких - не во всех! - областях);

  3. Консультант (организатор доступа к ресурсам, в том числе к другим специалистам);

  4. Руководитель (особенно в вопросах планирования времени);

  5. Человек, который задает вопросы (по Дж. Питту тот, кто организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов; тот, кто обнаруживает ошибки и вообще поддерживает обратную связь);

  6. Координатор всего группового процесса;

  7. Эксперт (дает четкий анализ результатов выполненного проекта).

Наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать учитель, какие - сами учащиеся, и какие разрешимы в их сотрудничестве. Готового ответа на эти вопросы нет и никогда не будет. Очевидно, что степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе.

Для учителя важно избежать перегибов как в ту, так и в другую сторону.

Вспомним, что одним из основных направлений критики метода проектов в 1920-е гг. стало именно «принижение роли учителя». В отечественной практике проектной деятельности начала XXI века преобладает противоположная крайность. Даже в проектах, выполненных старшеклассниками, зачастую явно ощущается «рука руководителя». А ведь развивающий эффект проектной деятельности находится в прямой зависимости от степени ее самостоятельности. Вопрос о том, чтобы для каждого возрастного периода подобрать такие виды и продукты проектной деятельности, которые были бы адекватны возрасту. Точно так же важно, что тема проекта не должна задаваться взрослыми. В крайнем случае допустим выбор одной из предложенных тем. Еще лучше - совместная выработка темы в группе «учащиеся + учитель» по принципу скрытой координации. Планирование, реализация и оценка проектов также должны осуществляться в первую очередь самими детьми.

«Подводные камни» проектного метода.

Приступая к внедрению метода проектов в образовательную практику школы, необходимо учесть и другие проблемные моменты, которые неизбежно возникнут на этом пути. Некоторые из таких «Подводных камней» мы охарактеризуем ниже.

  1. Всегда существует опасность переоценить результат проектной деятельности и недооценить его процесс. Это связано с тем, что оценка дается по результатам презентации, а презентация именно результат проекта. Чтобы оценка была максимально объективной и разносторонней, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу портфолио проекта (проектной папке). Грамотно составленный портфолио характеризует ход проекта, когда сам проект завершен.

  2. Главная опасность при выполнении исследовательского проекта - его превращение в реферат.

Конечно, реферативная часть обычно присутствует в любом исследовании, и умение писать рефераты необходимо. Но создавать у детей представление о научной деятельности как о компиляции чужих мыслей не стоит.

Недостаточно изучить какие-либо работы и грамотно изложить их содержание. Проектант должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под которым он будет рассматривать реферируемые источники.

Таким образом, педагогическая диагностика призвана, во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения, во-вторых, в интересах общества обеспечить правильное определение результатов обучения и, в-третьих, руководствуясь выработанными критериями, свести к минимуму ошибки при переводе учащихся из одной учебной группы в другую, при направлении их на различные курсы и выборе специализации обучения.





















Заключение

В результате проведенного исследования по проблеме использования проектной методики в системе учебных и внеучебных занятий по обществознанию были сделаны следующие выводы:

  1. Проектная методика является новой педагогической технологией обучения и представляет собой возможную альтернативу традиционной классно-урочной системе. Необходимость применения проектной методики в современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности.

В процессе целенаправленного анализа теоретической научно-методической литературы по проблеме был сделан вывод, что проектная методика, являясь инновационной технологией, соотносится с основными задачами современного школьного образования:

- сделать преподавание более проблемно-ориентированным;

- шире использовать рефлексивный подход в обучении (анализ, синтез идей);

- стимулировать у обучаемых умение формулировать собственные суждения;

- усилить степень автономии учащихся;

- пересмотреть традиционную роль учителя и ученика на уроке.

Однако, решение данных задач школы является затруднительным при традиционном подходе в образовании, направленном в большей степени на усвоение и воспроизведение школьного материала и развитие необходимых умений.

  1. Проектная методика находит все более широкое применение при обучении учащихся обществознанию, что обусловлено ее характерными особенностями:

а) проектная методика направлена на реализацию личностного потенциала учащегося, где имеет место не субъектно-объектные отношения учителя и учащихся (как при традиционной классно-урочной системе), а субъектно-субъективные с доминирующей консультационно-координирующей функцией учителя;

б) проектная методика предполагает овладение коммуникативной компетенцией при условии личностно-деятельностного подхода в процессе обучения. Деятельностный компонент реализуется при этом двояко. С одной стороны, в проектной работе соблюдается взаимосвязь теории и практики, т.е. учащиеся в процессе творческого создания конкретного продукта (стенгазета, юмористический фотоколлаж, запись интервью, журнал, дневник) применяют определенные научные знания, собственный опыт и наиболее полно осознают их функционирование при решении различных проблем, что влечет за собой поиск новых и новых знаний, открытие новых источников информации. С другой стороны, учащиеся в процессе проектной работы вовлечены в активную мыслительную деятельность. Коммуникативно-познавательная потребность ученика при личностно-ориентированном обучении становится внутренним мотивом его речевой деятельности.

Таким образом, проектная методика основана на личностно-деятельностном подходе, способствует формированию межкультурной компетенции школьников.

  1. Применение проектной методики наиболее результативно на средней и старшей ступени средней общеобразовательной школы, т.к. сущность проектной методики при этом отвечает основным психологическим особенностям учащихся, их мотивам и потребностям и позволяет наиболее полно раскрывать их личность. Прежде всего, это обусловлено:

- проблемным характером проектной деятельности, ее интегративностью: в основе проектной методики лежит практически или теоретически значимая проблема, связанная с реальной жизнью, решение которой требует от участников знаний не только в рамках данного предмета, но и в других областях;

- автономным характером проектной деятельности: проектная методика предполагает устранение прямой зависимости обучаемого от преподавателя путем самоорганизации и возможности проявления собственной инициативы в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности.

Таким образом, актуальность темы исследования, ее практическая и теоретическая значимость в современной системе образования способствовали решению ряда задач, поставленных в начале исследования:

Нами было дано теоретическое обоснование проектной методики в ее психолого-педагогическом аспекте с учетом специфики обществознания как учебного предмета на старшей и средней ступени обучения.

Были исследованы и обоснованы условия реализации проектной методики при обучении обществознанию.

В процессе исследования использовались беседы и анкетирования среди учащихся и учителей с целью выявления эффективности проектного обучения как новой педагогической технологии.

Проведенное исследование показало следующие результаты: в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников и сплоченность коллектива, а также общее интеллектуальное развитие учащихся.

Таким образом, можно считать правомерным и результативным решение цели, задач и адекватность формулировки гипотезы данного научного исследования.


































Литература:

  1. Бобиенко О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций // tisbi.ru/science/veatnik/2003/issue2/

  2. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательных технологий. М.: Народное образование, 2001.

  3. Добрецова Н.В. Педагогическое проектирование в дополнительном экологическом образовании // Экологическое образование в школе.- 1999, -№ 9, -с.57

  4. Из опыта методической работы: Дайджест журнала «Методист»/ Сост. Е.М. Пахомова; Науч. Ред. Э.М. Никитин. - М.: АПКиПРО, 2004

  5. Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с.61

  6. Полат Е.С. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям // Методология учебного проекта: Материалы методического семинара. М., 2001. - с.123.

  7. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003

  8. Пахомова Н.Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя. - schools.keldysh.ru/labmro

  9. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: Аркти, 2004, с.4



© 2010-2022