Рабочая программа элективного курса «Массовая культура» 10 – 11 классы

Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Массовая культура - важнейший феномен современного общества. Она рассматривается как неотъемлемая часть социального и культурного порядка современности, то есть не как набор завершенных артефактов, результатов деятельности человека, соотносимых с определенными ценностями, но как динамичный процесс порождения, закрепления и трансляции культурных значений. Результатом и одновременно средством продвижения массовой культуры выступают современные средства продвижения массовой культуры выступают современные средства массовой информации, роль которых в обществе возросла в последние десятилетия.

Основная цель курса - помочь старшеклассникам.

  • Осознать массовую культуру как социальное явление, противоречивость, неоднозначность воздействия на сознание и поведение личности.

  • Осмыслить связь с другими видами культуры, ее роль и место в культурной жизни.

  • Овладеть умением видеть за внешним многообразием направлений, форм и жанров массовой культуры жесткие стандарты.

  • В приобщении к культурному богатству человечества во всей его полноте и многогранности.

Задачи курса:

- обобщать, систематизировать и углубить знания учащихся, полученные в результате изучения тем, разделов инвариантного курса, путем концентрации программного материала вокруг проблем, связанных с массовой культурой;

- ознакомить учащихся с широкой палитрой противоречивых, взаимоисключающих мнений, оценок, суждений, что требует от них проделать внутреннюю работу, сделать нравственный выбор, уяснить себе свои идеалы;

- подготовка учащихся к получению в дальнейшем профессионального образования по социально-гуманитарным специальностям.

Программа курса «Массовая культура» состоит из двух разделов.

Первый раздел «Массовая культура как общественное явление» посвящен характеристике общих явлении и процессов в сфере культуры: функции в обществе, влияние государства на культурное развитие, негосударственная поддержка, различные подходы к типологии культуры. Массовая культура показывается как продукт развития общества. Характеризуемся противоречивая связь массовой культуры с народной и элитарной. Рассматриваются исторические лапы становления массовой культуры, особенности ее развития в России. Особое внимание уделяется роли средств массовой информации в современном мире.

Во втором разделе «Основные направления и формы массовой культуры» рассматриваются конкретные проявления и продукты массовой культуры: массовая литератора, популярная музыка, реклама, мода, дизайн. Завершается курс темой, затрагивающей проблем потребительского поведения и потребительских стандартов в современном обществе.

Характер курса предполагает широкое использование межпредметных связей. Опору на личный опыт учащихся как активных потребителей массовой культуры.

Курс соответствует целям изучения:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин: критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности: приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции Российской Федерации;

  • освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективною взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;

  • овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;

  • сформирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений: в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности.

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Лазебниковой А.Ю. «Массовая культура» 10 - 11 классы. (Москва «Русское слово», 2005) Рабочая программа элективного курса «Массовая культура» (согласно учебному плану на 2015-2016 учебный год) рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов в год.



1. Нормативные документы,

обеспечивающие реализацию программы


1.

Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ).

2.

Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»

3.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.

4.

Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (принята 11 октября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации).

5.

Приказ Минобразования России от 05.03. 2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

6.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

7.

Приказ Минобразования России от 09.03. 2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»

8.

Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;

9

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Лазебниковой А.Ю. «Массовая культура» 10 - 11 классы. (Москва «Русское слово», 2005)

2. Цели изучения курса


Компетенции

Общеучебные


  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
    - поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.).

-отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Предметно-ориентированные

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

- исследовать основные формы и процессы современной российской и западной культуры;
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

- знать различные культурные традиции и существование между ними различий, сформированных в процессе самобытного исторического опыта народа;

-развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры.

Региональные

- Формирование картины единого мира на основе усвоения системы знаний. - Усвоение моральных ценностей человечества, правил цивилизованного общения. - Овладение учащимися способностью извлекать информацию о формах культуры;

Школьные

- Воспитательный процесс определяется содержанием, ориентированным на усвоение общечеловеческих ценностей.

- Формирование образовательной самостоятельности учащихся как средство повышения качества знаний

3. Структура курса


Модуль (глава)


Примерное

количество часов


Раздел I

Массовая культура как общественное явление

16 ч.

Раздел II

Основные направления и формы массовой культуры

16 ч.



4.Содержание учебного курса.

Модуль (глава)

Примерное

количество часов


Раздел I

Массовая культура как общественное явление

16ч.

Тема 1. Культура в жизни человека и развитии общества

Многообразие значений понятия «культура». Материальная и духовная культура. Компоненты духовной культуры. Внебиологический характер наследования культуры.

Пути и формы освоения культурного наследия. Основные функции культуры в обществе. Проблемы межкультурной коммуникации.

Тема 2. Культура как сфера жизни общества

Обособление сферы духовной культуры как подсистемы общества.

Проблема взаимодействия государственной власти и творцов культуры. Рычаги государственного влияния на культуру. Модели государственного регулирования культуры.

Негосударственная поддержка развития культуры. Спонсорство и меценатство.

Тема 3. Культуры в культуре

Типология культуры: различные подходы. Народная культура, основные направления и жанры. Особенности элитарной культуры. Элитарное искусство начала XX в. Возникновение массовой культуры. Различные точки зрения на взаимодействие народной, элитарной и массовой культуры.

Субкультуры в основном культурном потоке. Критерии выделения субкультур. Контркультура как антитеза господствующей культуре. Антикультура и ее герои.

Тема 4. Массовое общество и «человек массы»

«Масса» как социологическое понятие. Становление и развитие массово! о общества, его характерные черты. Мыслители первой половины XX в. о «человеке массы» и причинах его появления. Новые концепции массового общества.

Тема 5. Массовая культура современного общества

Этапы формирования. Характерные черты. Общедоступность и тиражируемость. Коммерческий характер. Основные направления и жанры. Различие в оценках роли массовой культуры в общественном развитии.

Тема 6. Массовая культура в России

Зарождение массовой культуры в России. Отношение к феномену массовой культуры передовых русских мыслителей XIX начала XX в. Создание в СССР массового общества мобилизационного типа. Отличия советской массовой культуры от западной модели. Новые черты массовой культуры в советском обществе 60 80-х гг.. ХХв. Особенности массовой культуры в постсоветском обществе. Взаимосвязь традиционной и массовой культуры в современных условиях. «Промежуточная» культура, ее отличия от массовой культуры.

Тема 7. Массмедиа

Средства массовой коммуникации как общественный институт. Функции СМИ. Влияние СМИ на сознание и поведение людей: различные оценки. Массовая культура и СМИ. Роль государства в регулировании деятельности СМИ. Особенности развития отечественных средств массовой информации.

Тема 8. Эра телевидения

Социальные и технологические предпосылки перехода к эре телевидения. Телевидение в системе СМИ. Информационное и развлекательное вещание. Особенности телевосприятия. Государственное, общественно-государственное и частое телевещание. Развитие телевещания в нашей стране.

Раздел II

Основные направления и формы массовой культуры

16ч.

Тема 9. Массовая литература как общественно-историческое явление

Факторы, способствующие появлению массовой литературы. Коммерциализация литературной деятельности. Особенности массовой литературы. Направления и жанры. Массовая литература в современном обществе, масштабы и характер влияния: различные оценки. Читательские предпочтения.

Тема 10. Массовая литература как чаек, литературного процесса

Неоднородность массовой литературы. Низкое и высокое в массовом литературном потоке. Жанрово-тематические особенности, стилистическое своеобразие. Создание произведений массовой литературы: ремесло или творчество'?

Тема 11. Популярная музыка

Основные этапы в развитии музыкального искусства. Появление профессиональных создателей и исполнителей музыкальных произведений. Создание систем звукозаписи. Музыка для массовой аудитории. Жанры популярной музыки. Основные направления легкой музыки. Развитие популярной музыки в России. Музыка молодых.

Тема 12. Реклама в жизни современного общества

Предыстория рекламного дела. Возрастание роли рекламы в современном мире. Реклама как компонент маркетинга. Место рекламы в формировании представлений об идеальной модели потребления. Государственное регулирование рекламной деятельности.

Тема 13. Реклама и культура

Виртуальный мир рекламы. Рекламные сообщения как мифологемы. Влияние рекламы на другие направления и формы массовой культуры. СМИ и реклама. Основные этапы процесса создания рекламы.

Тема 14. Капризы моды

Место моды в системе социальной регуляции. Стремление соответствовать моде: базовая потребность или навязанная прихоть'? Универсальность и демонстративность. изменчивость и постоянство моды. Высокая мода. Мода как массовое явление. Индустрия моды. Молодежная мода.

Тема 15. Дизайн

Отношение «человек - вещь». Утилитарность и эстетика вещи. Прикладное искусство и дизайн. Требования эргономики в дизайне. Разновидности дизайна: промышленный, графический, архитектурный, арт-дизайн. Стили в дизайне. Особенности стиля модерн, ("тиль арт-деко. Русский конструктивизм.

Тема 16. Индустрия развлечений

Превращение досуга в общественный фактор. Досуг как отвлечение и развлечение. Профессиональные развлекатели. Антрепренеры и продюсеры. Шоу-бизнес. Звезды шоу-бизнеса. Законы рынка в шоу-бизнесе.

Тема 17. Культура потребления и потребление культуры

Типы потребительского поведения. Влияние культурных норм и стандартов на потребительское поведение. Символическое значение вещи. Сакральное и демонстративное поведение. Общество потребления. Торговые фирмы брэнды.


5. Планируемые результаты программы.


Название темы раздела

Планируемые результаты

Раздел I

Массовая культура как общественное явление

Раздел II

Основные направления и формы массовой культуры




В результате изучения ученик должен

Знать/понимать

• социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;

• закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы ;

• основные социальные институты и процессы;

• знать различные культурные традиции и существование между ними различий, сформированных в процессе самобытного исторического опыта народа;

•знать и понимать особенности массовой культуры в XXI вв.

Уметь

• характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;

• обобщать, анализировать, воспринимать культурную информацию.

• охарактеризовать функции массовой культуры в обществе

• сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;

• объяснять: внутренние и внешние связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и культуры;

• раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

• участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;

• формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• эффективного выполнения типичных социальных ролей;

• сознательного взаимодействия с социальными институтами

• оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;

• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями.

6. Контроль реализации программы

Контроль реализации программы осуществляется в виде проверка знаний обучающихся. Количество обязательных контрольных работ программой не предусмотрено. Но для максимального усвоения программного материала в календарно-тематическое планирование включена тестовая работа.

Виды контроля

Формы контроля

1.Текущий контроль

Опрос

2.Итоговый контроль по разделам курса

Контрольный тест по теме: «Массовая культура»7.КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Кол-во

часов

Основные

понятия

Домашнее задание

Содержание

Характеристика

Основных видов деятельности (по разделам)

Срок изучения

1

2

3

4

5

6

7

8

Раздел 1. Массовая культура как общественное явление

Культура в жизни человека и развитии общества

1-2

1.Многообразие значений понятия «культура».Функции культуры.

2.Пути и формы освоения культурного наследия

2

Культура, духовная культура, духовные ценности, культурные универсалии.

§ 1

Многообразие значений понятия «культура». Материальная и духовная культура. Компоненты духовной культуры. Внебиологический характер наследования культуры.

Пути и формы освоения культурного наследия. Основные функции культуры в обществе. Проблемы межкультурной коммуникации.

Общеклассные дискуссии. Лекция. Составление конспектов урока.


Культура как сфера жизни общества

3-4

1.Сфера духовной культуры как одна из подсистем общества

2.Формы и способы государственного воздействия на культуру. Негосударственная поддержка культуры: плюсы и минусы

2

Спонсорство, меценатство, патронаж, фандрейзинг.

§ 2

Обособление сферы духовной культуры как подсистемы общества.

Проблема взаимодействия государственной власти и творцов культуры. Рычаги государственного влияния на культуру. Модели государственного регулирования культуры.

Лекция. Составление конспекта урока. Общеклассные дискуссии.

Культуры в культуре

5-7

1.Многообразие культуры. Народная, элитарная, массовая культура.

2.Субкультуры. Молодежная субкультура.

3.Контркультура и антикультура.

3

Народная культура, элитарная культура, фольклор, культурный авангард, субкультура, контркультура.

§ 3

Типология культуры: различные подходы. Народная культура, основные направления и жанры. Особенности элитарной культуры. Элитарное искусство начала XX в. Возникновение массовой культуры. Различные точки зрения на взаимодействие народной, элитарной и массовой культуры.

Лекция. Составление конспекта урока. Общеклассные дискуссии.

Массовое общество и человек «массы»

8-9

1.Предпосылки появления массового общества, его особенности.

2. Толпа и масса. «Человек массы»

2

Масса, массовое общество, стандартизация, демассовизация.

§ 4

«Масса» как социологическое понятие. Становление и развитие массово! о общества, его характерные черты. Мыслители первой половины XX в. о «человеке массы» и причинах его появления. Новые концепции массового общества.

Лекция. Составление конспекта урока. Общеклассные дискуссии.

Массовая культура современного общества

9-13

1.Культурно-исторические и технологические предпосылки формирования массовой культуры

2. Особенности массовой культуры. Отличие от народной и элитарной культуры.

3. Роль массовой культуры в жизни человека и развитии общества: различные оценки

3

Секуляризация культуры, бульварная пресса, духовное потребительство коммерциализация культуры.

§ 5

Этапы формирования. Характерные черты. Общедоступность и тиражируемость. Коммерческий характер. Основные направления и жанры. Различие в оценках роли массовой культуры в общественном развитии.

Лекция. Составление конспекта урока. Общеклассные дискуссии. Семинар.

Массовая культура в России

14-15

1.Зарождение массовой культуры в России

2. Советская модель массовой культуры. Массовая культура в современном российском обществе.

2

Традиционная культура, культурный синтез, промежуточная культура.

§ 6

Зарождение массовой культуры в России. Отношение к феномену массовой культуры передовых русских мыслителей XIX начала XX в. Создание в СССР массового общества мобилизационного типа. Отличия советской массовой культуры от западной модели. Новые черты массовой культуры в советском обществе 60 80-х гг.. ХХв. Особенности массовой культуры в постсоветском обществе. Взаимосвязь традиционной и массовой культуры в современных условиях. «Промежуточная» культура, ее отличия от массовой культуры.

Лекция. Составление конспекта урока. Общеклассные дискуссии. Семинар.

Массмедиа

16-17

1. СМИ: этапы развития, функции

СМИ в глобализующимся мире. Государственные и частные СМИ.

2. Особенности развития отечественных СМИ

2

СМК, СМИ.

§ 7

Средства массовой коммуникации как общественный институт. Функции СМИ. Влияние СМИ на сознание и поведение людей: различные оценки. Массовая культура и СМИ. Роль государства в регулировании деятельности СМИ. Особенности развития отечественных средств массовой информации.

Лекция. Составление конспекта урока. Общеклассные дискуссии.


Эра телевидения

18-19

1.Этапы развития электронных средств массовой коммуникации. Функции телевидения в современном обществе.

2. Развитие телевещания в России

2

Коммерческое телевидение, общественное телевидение.

§ 8

Социальные и технологические предпосылки перехода к эре телевидения. Телевидение в системе СМИ. Информационное и развлекательное вещание. Особенности телевосприятия. Государственное, общественно-государственное и частое телевещание. Развитие телевещания в нашей стране.

Лекция. Составление конспекта урока. Общеклассные дискуссии. Семинар.

Раздел 2. Основные направления и формы массовой культуры

Массовая литература как общественно-историческое явление

20-21

1.Появление массовой литературы, этапы становления.

2.Место и роль массовой литературы в культуре современного общества.

2

Массовая литература, литературный лубок, профессиональный писатель, рейтинг продаж.

§ 9

Факторы, способствующие появлению массовой литературы. Коммерциализация литературной деятельности. Особенности массовой литературы. Направления и жанры. Массовая литература в современном обществе, масштабы и характер влияния: различные оценки. Читательские предпочтения.

Лекция. Составление конспекта урока. Общеклассные дискуссии. Семинар.

Массовая литература как часть литературного процесса

22-23

Массовая литература как часть литературного процесса

2

Беллетристика, сюжетная схема, паралитература.

§ 10

Неоднородность массовой литературы. Низкое и высокое в массовом литературном потоке. Жанрово-тематические особенности, стилистическое своеобразие. Создание произведений массовой литературы: ремесло или творчество'?

Лекция. Составление конспекта урока. Общеклассные дискуссии.


Популярная музыка

24-25

1.Развитие музыкального искусства:основные этапы.

2. Направления массового музыкального искусства.

2

Инструментальная музыка, меломан, шлягер.

§ 11

Основные этапы в развитии музыкального искусства. Появление профессиональных создателей и исполнителей музыкальных произведений. Создание систем звукозаписи. Музыка для массовой аудитории. Жанры популярной музыки. Основные направления легкой музыки. Развитие популярной музыки в России. Музыка молодых.

Лекция. Составление конспекта урока. Общеклассные дискуссии. Семинар.

Реклама в жизни современного общества

26-27

1.Исторические предшественники рекламы

2.Реклама в современном мире

2

Коммуникация, презентация, социальный институт, знак.

§ 12

Предыстория рекламного дела. Возрастание роли рекламы в современном мире. Реклама как компонент маркетинга. Место рекламы в формировании представлений об идеальной модели потребления. Государственное регулирование рекламной деятельности.

Лекция. Составление конспекта урока. Общеклассные дискуссии. Семинар.

Реклама и культура

28-29

1.Информационная модель рекламы. Взаимосвязь рекламы с массовым искусством

2.Основные этапы процесса создания рекламы


2

Мифологема, брэнд, целевая аудитория, имидж.

§ 13

Виртуальный мир рекламы. Рекламные сообщения как мифологемы. Влияние рекламы на другие направления и формы массовой культуры. СМИ и реклама. Основные этапы процесса создания рекламы.

Лекция. Составление конспекта урока. Общеклассные дискуссии. Семинар.


Капризы моды

30

1.Мода как механизм социальной регуляции. Феномен моды в массовом обществе

1

Социальная регуляция, демонстративное поведение.

§ 14

Место моды в системе социальной регуляции. Стремление соответствовать моде: базовая потребность или навязанная прихоть? Универсальность и демонстративность. изменчивость и постоянство моды. Высокая мода. Мода как массовое явление. Индустрия моды. Молодежная мода.

Лекция. Составление конспекта урока. Общеклассные дискуссии. Семинар.

Дизайн

31

1.Разновидности дизайна

1

Прикладное искусство, эргономика, утилитаризм, техническая эстетика.

§ 15

Отношение «человек - вещь». Утилитарность и эстетика вещи. Прикладное искусство и дизайн. Требования эргономики в дизайне. Разновидности дизайна: промышленный, графический, архитектурный, арт-дизайн. Стили в дизайне. Особенности стиля модерн, ("тиль арт-деко. Русский конструктивизм.


Лекция. Составление конспекта урока. Общеклассные дискуссии. Семинар.

Индустрия развлечения

32-33

1. Досуг как массовое явление

2. Создание индустрии развлечений

2

Досуг, антрепренер, продюсер, шоу-бизнес.

§ 16

Превращение досуга в общественный фактор. Досуг как отвлечение и развлечение. Профессиональные развлекатели. Антрепренеры и продюсеры. Шоу-бизнес. Звезды шоу-бизнеса. Законы рынка в шоу-бизнесе.

Лекция. Составление конспекта урока. Общеклассные дискуссии. Семинар.

Культура потребления и потребление культуры

34

Культура потребления и потребление культуры

2

Потребность, потребление, блага, вещизм, престиж, эпатаж.

§ 17

Типы потребительского поведения. Влияние культурных норм и стандартов на потребительское поведение. Символическое значение вещи. Сакральное и демонстративное поведение. Общество потребления. Торговые фирмы брэнды.

Лекция. Составление конспекта урока. Общеклассные дискуссии. Семинар.

35

Контрольный тест по теме: «Массовая культура»

1

учить конспекты лекций

Самостоятельная работа.


8. Требования к уровню усвоения дисциплины

В результате изучения курса массовая культура, учащиеся должны:

знать/понимать: - значение культуры в жизни человека и в развитии общества; - массовую культуру современного общества; - основные направления и формы массовой культуры.

уметь: - характеризовать общие процессы в сфере культуры: функции в обществе, влияние государства на культурное развитие, негосударственная поддержка, различные подходы к типологии культуры; - характеризовать основные виды культуры: материальную, духовную, обыденную, элитарную, народную, массовую; - показать взаимосвязь массового общества, человека массы, и массовой культуры - приводить примеры влияния технических достижений на развитие массовой культуры; влияние СМИ на сознание и поведение людей; - анализировать данные социологических опросов, СМИ;

9.Материально-техническое обеспечение


Наименование объектов и средств материально - технического обеспечения

1

Технические средства обучения:

-интерактивная доска

- мультимедийный проектор)

- компьютер)

2

Экранно - звуковые пособия:

- видеофильмы, соответствующие содержанию обучения

- слайды , соответствующие содержанию обучения

- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения



10.Учебно-методическое обеспечение

1. Лазебникова А.Ю. Массовая культура. Программа курса. - М.: Русское слово, 2005.

2. Лазебникова А.Ю., Савельева О.О., Ерохина Е.В., Захаров А.В. Массовая культура. Учебное пособие для 10 - 11 классов. - М.: Русское слово, 2005г.

  1. Ашин Г.А. Современные теории элиты: критический очерк. - М.. 1985.

  2. Бердяев Н.А. Судьба России. - М.- Харьков. 2000.

  3. Гуревич П.Г. Философия культуры. - М.. 1994. Гл.13.

  4. Давыдов Ю.Н. Искусство и элита. - М. 1966.

  5. Зоркая Н.М. Уникальное и тиражированное. - М. 1981.

  6. Козлова Н.Н. Безвкусица масс и вкус интеллектуалов. // Общественные науки и современность. 1994. № 3.

  7. Кравцов Н.И.. Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. - М. 1977

  8. Кукаркин А.В. Буржуазное общество и культура. - М. 1970.

  9. Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура. - М. 1985.

  10. Культурология. XX век. Словарь. - СПб.. 1998.

  11. Э.Мунье. Манифест персонализма. - М.. 1999.

  12. Народная культура в современных условиях. - 2000.

  13. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. - М.. 1983

  14. Ортега-и-Гаесет. Избранные груды. - VI.. 1997.

  15. Ортега-и-Гассег. Эстетика. Философия культуры. -М. 1981.

  16. Путилов Б.И. Фольклор и народная кхльтура. - СПб.. 1994.

  17. Р\сские: Народная культура (история и современность). Г. 4. Общественный быт и праздничная культура. - М. 2000.

  18. Сапрыкин В.А. Русская культура как самостоятельный, самобытный тип культуры. //Русская культура: ценности и архетип. - М.. 1999.

  19. Справочное пособие по истории немарксистской западной социологии. - VI.. 1986.

  20. Шестаков В.П. Мифология XX века. - М. 1988.


Приложение

Контрольный тест по теме: «Массовая культура». 11 класс

  1. Какая из перечисленных религий является самой древней?

  1. ислам 3) протестантизм

  2. христианство 4) иудаизм

  1. Политеистической религией является

  1. христианство 3) язычество

  2. буддизм 4) ислам

  1. Верны ли следующие суждения?

А. Примером массовой культуры является карело- финский эпос «Калевала».

Б. Для элитарной литературы характерна анонимность.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

4. Конфессия- это

1) экономическая теория 3) политическая идеология

2) религиозное учение 4) философское учение

5. К категориям морали относятся

1) прибыль и убыток 3) мужество и трусость

2) образование и невежество 4) правомерность и неправомерность

6. Гуманитаризация образования проявляется в

1) гуманном обращении с детьми 3) углубленном изучении общественных дисциплин

2) расширением спектра элективных учебных курсов 4) разнообразие форм получения общего образования

7. Какую функцию науки иллюстрирует внедрение двигателя внутреннего сгорания?

1) прогностическую 3) производственную

2) мировоззренческую 4) познавательную

8. Искусство не характеризуется

1) чувственностью восприятия мира 3) образностью

2) объективностью 4) индивидуальностью восприятия

9. В соответствии с Конституцией РФ Россия является государством

1) с православной официальной религией

2) с мусульманской официальной религией

3) с несколькими официальными религиями

4) светским

10. Молодёжное движение роллеров- любителей кататься на роликовых коньках- является примером

1) массовой культуры 3) молодёжной субкультуры

2) элитарной культуры 4) молодёжной контркультуры

11. Какая из религиозных форм возникла как поклонение основателю рода?

1) тотемизм 3) анимизм

2) фетишизм 4) магия

12. Запишите слово, пропущенное в схеме

Виды образования

дошкольное

общее

Профессиональное

Проверочные тесты по теме: «Массовая культура».

1. Какой из примеров иллюстрирует новаторство в развитии культуры?

1)

празднование Масленицы

2)

посещение художественной галереи

3)

прочтение стихотворения А. С. Пушкина

4)

создание самолета братьями Райт

2. Что из перечисленного характеризует искусство в отличие от науки?

1)

выявление закономерностей развития природы и общества

2)

теоретическое решение мировоззренческих проблем

3)

отражение мира в художественных образах

4)

использование теоретических понятий

3. Верны ли следующие суждения о культурных процессах?

А.

Интернационализации культуры способствуют мировое разделение труда, возросшая подвижность населения.

Б.

Интернационализации культуры способствуют научно-технический прогресс, развитие информационных технологий.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны

4. Учащиеся одного французского колледжа коллекционируют песок. В созданном ими музее насчитывается более 3000 различных образцов и проб песка из разных уголков мира. Какой тип поведения иллюстрируется этим примером?

1)

соответствующее обычаям

2)

нарушающее нормы права

3)

негативное отклоняющееся

4)

позитивное отклоняющееся

5. Установите соответствие между социальными фактами и формами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ

ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ

1)

премьера телесериала

А)

массовая

2)

конкурс фольклорных коллективов

Б)

народная

3)

празднование дня Ивана Купалы

4)

скандал с участием поп-звезды

5)

переиздание детектива-бестселлера

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

1

2

3

4

5


6. Какую функцию науки иллюстрирует внедрение универсального парового двигателя Дж. Уатта?

1)

социального прогнозирования

2)

познавательно-мировоззренческую

3)

производственную

4)

социального управления

7. Верны ли следующие суждения об отношениях общества и культуры?

А.

Культура возникает и развивается в результате социальной деятельности человека.

Б.

Возникновение и развитие культуры не связано с материально-производственной деятельностью человека.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны


8. Запишите слово, пропущенное в следующей фразе:

«Произведения ______________________ культуры ориентированы на получение коммерческой выгоды и широкий круг потребителей».

Ответ: _______________________________________________.

9. Все то, что создано человеком, в своей совокупности называется

1)

обществом

2)

культурой

3)

искусством

4)

цивилизацией

10.Искусство характеризуется тем, что оно

1)

отражает действительность в образно-символической форме

2)

выполняет функцию социального управления

3)

основано на вере в сверхъестественное

4)

комплексно описывает и объясняет события и явления

11. Верны ли следующие суждения о разновидностях культуры?

А.

Достижения элитарной культуры не могут перениматься массовой культурой.

Б.

Часть потребителей массовой культуры может быть также и потребителями культуры элитарной.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны

12. Массовая культура рассматривается социологами как коммерческая, так как она

1)

способна приносить прибыль

2)

направлена на мифологизацию сознания

3)

объективно отражает события и процессы

4)

нацеливает на социальную борьбу

13. Постижение закономерностей развития природы, общества и мышления является целью

1)

искусства

2)

религии

3)

науки

4)

паранауки

14. Верны ли следующие суждения о духовной сфере жизни общества?

А.

К духовной сфере жизни общества относятся наука, нравственность, религия, искусство.

Б.

К духовной сфере жизни общества относятся научные учреждения, учреждения культуры, религиозные организации.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны

15. Какой из примеров иллюстрирует преемственность в развитии культуры?

1)

проектирование здания фондовой биржи

2)

создание скульптуры царя Петра I

3)

съемка фильма о Джеймсе Бонде

4)

традиция встречи Нового года

16. Какое из следующих понятий соответствует определению:

«Самостоятельная работа по приобретению знаний о природе, обществе, личности»?

1)

самоанализ

2)

самообразование

3)

самореализация

4)

самодеятельность

17. Верны ли следующие суждения о массовой культуре?

А.

Массовой культуре свойственно приносить прибыль.

Б.

Массовой культуре свойственна ориентация на узкий круг ценителей.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны

18. Продуктом массовой культуры является

1)

симфония

2)

фольклор

3)

балетный спектакль

4)

городской роман

Ответы к проверочным тестам «Массовая культура»

1. 4

2. 3

3. 3

4. 4

5. АББАА

6. 3

7. 1

8. массовой

9.2

10. 1

11. 2

12. 1

13. 3

14. 3

15. 4

16. 2

17. 1

18. 4

Темы творческих, исследовательских работ «Массовая культура рубежа XX-XXI вв.»

1. Массовая культура в эпоху постмодерна и информационного общества.

2. Диверсификация и «демассовизация» массовой культуры. Экспансия коммерческой культуры и развлечений; феномен о массовления.

3. Присвоение и ресемантизация классики в массовой культуре.

4. Литература и рынок. Феномен литературного бестселлера. Феномен ирониче-ского детектива, ретро-детектива.

6. Феномен гламура и культура глянцевых журналов: продвижение образов и сти-лей жизни.

7. Кинематограф в условиях новых цифровых технологий. Блокбастер; массовое и авторское кино; сиквелы, приквелы и трансмедийные «переводы» культурных текстов.

8. Культурные особенности «мужских» и «женских» романов.

9. Герои, образы, истории и идеологии российской, европейской, американской массовой культуры н. XXI в.

10. Профессиональный спорт в системе массовой культуры.


7

© 2010-2022