• Преподавателю
  • Обществознание
  • Синквейн как один из эффективных приемов контроля усвоения студентами учебного материала по дисциплине Основы философии и средство творческого самовыражения студентов

Синквейн как один из эффективных приемов контроля усвоения студентами учебного материала по дисциплине Основы философии и средство творческого самовыражения студентов

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Синквейн как один из эффективных приемов контроля усвоения студентами учебного материала по дисциплине Основы философии и средство творческого самовыражения студентов

Для эффективного управления уроком преподавателю необходима постоянная обратная связь с группой. Как усвоили материал студенты? Какие проблемы возникли? Каково их настроение? Одними опросами домашнего задания и эпизодическими контрольными и самостоятельными работами здесь не ограничишься. На помощь приходят эффективные, динамичные приемы, позволяющие преподавателю получить своевременные сигналы о «работоспособности» студентов на уроке. Одним из эффективных приемов является прием написания синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить имеющиеся знания и осмысление нового.

Синквейн - это пятистрочная строфа, напоминающая белый стих. Это стихотворение придумали французы. Говорят, что в «вольном» переводе это означает «пять вдохновений» или «пять удач». Синквейн прост в овладении и применении уже на начальной ступени обучения как самостоятельный продукт. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк.

Правила построения синквейна:

- 1-ая строка - одно слово, название темы, явления, чаще всего это имя существительное;

- 2-ая строка - два слова, имена прилагательные, характеризующие данное понятие;

- 3-я строка - три слова, глаголы - показывающие действие понятия;

- 4-ая строка - четыре слова, помогающие логически завершить мысль - короткое предложение, показывающее отношение автора к теме;

- 5-ая строка - одно слово, синоним темы, вывод, обычно имя существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Приведу примеры синквейна, написанные студентами.

Учитель

Добрый, мудрый.

Учит, переживает, надеется.

Понимает проблемы своих учеников.

Наставник.

Время

Бурное, скоротечное,

Изменяется, движется

Из прошлого, через настоящее, в будущее.

Необратимое течение

По синквейну можно судить об уровне развития таких мыслительных операций, как анализ и синтез, об умении искать, находить и творить.

Автор синквейна должен обладать глубоким знанием темы, иметь по ней собственное мнение и высказать его по определённым правилам.

Составляя синквейн, каждый студент реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.
Синквейны - превосходный способ контроля. Написать его грамотно, не зная темы, невозможно. Например, на вводной уроке по дисциплине основы философии после рассмотрения смысла слова «философия» составляем синквейн:

Философия

Актуальная, социальная

Изучает мир, помогает людям жить правильно, учит думать

Является медициной души

Наставник каждого мыслящего человека

Изучая тему «Мировоззрение. Структура и формы мировоззрения» после рассмотрения состояний, которые формируются на основе мировоззрения - это вера, надежда, любовь, студенты составляют синквейны. Например,

Любовь

Страстная, нежная

Окрыляет, воодушевляет, прощает

Единственная вещь, которую мы можем подарить, и все же она у нас остается.

Бесценный дар

Любовь

Бескорыстная, безграничная

Помогает, учит, наставляет

Единственное состояние, которое вечно.

Незаменимое сокровище

Синквейн можно использовать для самоконтроля. Если студент легко составит синквейн, то тема усвоена. Кроме того, в синквейне содержится квинтэссенция материала - его эмоциональное восприятие студентом. Впоследствии можно изученную тему повторить, просто вспомнив синквейн.

Можно сделать следующие выводы:

- Синквейн - эффективный прием, используемый для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений и ощущений.

- Синквейн - инструмент для синтеза и обобщения сложной информации.

- Синквейн - это средство творческого самовыражения.

- Синквейн - обогащает словарный запас, подготавливает к краткому пересказу, учит формулировать идею, позволяет почувствовать себя творцом, получается у всех.

Таким образом, применение синквейнов в учебном процессе служит отличным приемом для развития потенциала студента, раскрытия его индивидуальных возможностей, способствует познанию его внутреннего мира.


© 2010-2022