«Духовно – нравственное воспитание через предмет «Самопознание»»

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

"Именно через образование мы хотим возродить в нашем

обществе нравственно-духовные ценности, чтобы каждый

человек мог в полной мере реализовать заложенные

в нем от рождения способности и тем самым принести

пользу не только нашему государству, но и всем людям

на Земле"

Назарбаева Сара Алпысовна

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем Казахстана, о его молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К.Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника. Именно поэтому так важно и своевременно введение в учебные планы учреждений образования Казахстана такого предмета как «Самопознание».

Суть программы «Самопознание» в том, чтобы детей научили Любить себя и мир вокруг, жить во имя Любви, быть всегда самим собой, не подражать кому-то, а развивать свои собственные возможности, таланты: обязательно различать что такое «хорошо» и что такое «плохо»; быть ответственным за свои мысли, слова, поступки; всегда помогать людям; жить в ладу с совестью, не предавая своего высшего внутреннего «Я», созидать, творить на благо общества; постоянно совершенствоваться. Всё это - основные принципы жизни гармонично развитого Человека, всё это и есть курс «Самопознание».

Я полностью согласна со словами С.А. Назарбаевой, что пока человек не познает сам себя, свои возможности, своё предназначение - он будет игрушкой в руках судьбы. Если же мы начинаем задумываться над глубокими философскими вопросами о том, кто мы, откуда мы, для чего пришли в этот мир и куда идем - это уже первый шаг к тому, чтобы осознать свое невежество, а значит, изменить свое мировоззрение, свое внутреннее «Я» в лучшую сторону…«Самопознание» - это уникальный предмет, обладающий бесценными духовными сокровищами, приобщение к которым делают каждого человека духовным и нравственным, счастливым и радостным, добрым и мудрым. В основе программы - развитие нравственных и духовных качеств детей с учетом их индивидуальных особенностей.

С.А.Назарбаева отмечает: «Дети, их настоящее и будущее - это наша общая забота. Мы все и каждый из нас в отдельности несем ответственность за то, какой выбор сделают наши сыновья и дочери - пойдут ли они дорогою добра, будут ли они приносить пользу людям, помогать слабым, жить в гармонии с окружающим миром, созидать и творить, или же встанут на путь разрушения. Правильный выбор помогут им сделать уроки самопознания, уроки Любви». Духовность, составляющая основы предмета «Самопознание», выражается в единстве трех основных измерений - интеллектуальном, этическом и эстетическим.

Уроки опираются на лучшие образцы духовного наследия человечества. Их часто называют уроками народной мудрости. Учащиеся проводят анализ своего внутреннего мира и дают оценку собственной деятельности, ищут выходы за пределы собственного «я», осмысливают, изучают, анализируют свои мысли, слова и поступки. Вместе с тем они совершенствуют свои положительные качества и преодолевают отрицательные. Также учащиеся творчески подходят к своей личности: эти уроки ориентированы на получение достоверных знаний о самом себе в целях дальнейшего саморазвития и самореализации. В конечном итоге ученики получают исчерпывающие определения таких высших человеческих ценностей, как добро, красота, свобода, смысл жизни, истина, самоценность человека, достойный образ жизни, нравственность в целом.

Большую роль в воспитании нравственных качеств играют чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок помогает детям понять и оценить нравственные поступки людей. Очень приятно, когда родители вместе с ребенком выполняют творческие задания - это коллаж, рисунки, газеты, сочиняют рассказы, сказки, стихи.

Во время любого урока, большое внимание уделяю общению детей, учу их слушать друг друга, не мешать другим, участвовать в общей работе. На уроках практикую выполнение работ по группам. Очень часто я даю детям такие задания, выполняя которые надо обязательно обратиться к товарищу. Урок, на котором дети испытывают удовлетворение и радость от успешно выполненной общей работы, который заставляет самостоятельно мыслить и вызывает совместные переживания учащихся, способствует их нравственному воспитанию.

Человеческие ценности усваиваются через доступное каждому возрасту мировосприятие. Познание себя, других людей, взаимоотношение с окружающим миром, постижение истины и любви как высшего смысла человеческой жизни происходят в неформальной, доверительной обстановке, в которой дети свободно размышляют, высказывают свое мнение, раскрывают свои таланты и способности.

На уроках самопознания я стараюсь воспитывать в детях любовь к обществу, природе. Ведь человек тогда становится настоящим человеком, когда он любит людей. Очень важно так рассказать о любви, чтобы слово побудило стремление любить и умение быть любимым. Ребенок не может полноценно жить, не может по-настоящему развиваться нравственно, если он не умеет любить. Я хочу, чтобы мои ребята чувствовали и понимали, что ими дорожат, чтобы каждый ребенок познал эту ценность.

Я считаю, что важно научить ребят не только брать от общества, но и отдавать. Чем больше мы отдаем, тем больше приобретаем. Я настолько трепетно отношусь к своим ученикам, что мне хочется, чтобы эта искорка веры, любви зажглась у них и не потухла. Ведь по сути, как говорили древние, человека ничему нельзя научить, ему можно только помочь найти ответы в самом себе. И я хочу помочь своим ребятам найти ответы в самих себе и стать хорошими людьми.

Курс "Самопознание" помогает человеку найти себя, раскрыть лучшие качества, не изменить себе, сохранять свое достоинство и всегда оставаться человеком в полном смысле этого слова. По существу, все истории человечества есть не что иное, как постоянный и непрерывный процесс нравственного самосовершенствования.

Используются формы и методы как: «Круг радости» - это обязательный методический прием, которые создает доброжелательную атмосферу. Педагогический смысл этого приема заключается в том, чтобы каждый ребенок чувствовал себя принятым в коллектив, где он пользуется доверием и доверяет другим.

«Наедине с собой» - методический прием направленный на развитие саморефлексии ребенка. Помогает учащимся распознать, почувствовать воздействие на свой организм, как на физическое тело, внешних факторов, и на основе этого влияния учиться понимать свое состояние, ощущение, чувство впечатления.

«Помечтаю» - методический прием, направлен на эффективное формирование эмоций, чувств, под музыку или в полной тишине.

«Разминка» - методически существенный компонент занятий по самопознанию, необходим для снятия психологической нагрузки, усталости и снижения утомляемости.

«Почитаем» - один из важных приемов и этапов речевой деятельности. Здесь ребята учатся слушать и слышать, чувствовать и переживать.

«Беседа» - дидактический прием, позволяющий легче усваивать содержание темы.

«Инсценирование» - театрализованное представление литературных произведений. Формирует оценочные суждения.

«Творческая работа» - важная часть групповой деятельности. Включает ролевые игры, коллажи, упражнения, рисования.

Портфолио помогает учащемуся провести самоанализ, разобраться в самом себе, раскрыть свое «Я». А учитель в свою очередь имеет возможность увидеть духовно-нравственный рост ребенка.
Одним из методов приобщения учащихся к духовно-нравственной культуре является посещение музеев. В нашей школе функционирует музей «Кайнар», руководителем которого является опытный педагог-историк Жетенева И.Н.. посвящённый трём участникам ВОВ нашего села.Уроки, связанные с национальными праздниками, с изучением родного края проводятся в музейном уголке. На своих с ребятами провожу дискуссии, ребята пишут эссе, создают коллажи. Такая форма работы только благоприятствует раскрытию учащегося.





КГУ «Подгорненская основная школа»











Доклад

«Духовно - нравственное воспитание

через предмет «Самопознание»»

Подготовила: учитель физики и информатики Тойбекова С.С.

























2016 год

© 2010-2022