Формирование духовно-нравственных ценностей в рамках работы Клуба Любителей истории и обществознания

Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование духовно-нравственных ценностей в рамках работы Клуба Любителей истории и обществознания

Сибирева Марианна Николаевна

учитель истории и обществознания

1 квалификационной категории

МОУ-СОШ №1 г. Красный Кут

Руководитель РМО учителей ОРКСЭ

Стаж работы 28 лет

Реализация авторских программ А.Н. Сахарова, Д.Д. Данилова ,Л.Н. Боголюбова, А.Ф. Никитина

Награды: Почетная грамота министерства образования Саратовской области 2014 г

Победитель муниципального конкурса « Учитель года 2009г»

Член делегации от Саратовской области на ХХIII Международных Рождественских Педагогических чтениях.

Формирование духовно-нравственных ценностей в рамках работы школьного Клуба «Любителей истории и обществознания».

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа - единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь современного школьника.

Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности?

Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ.

Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Воспитывать и формировать личность можно через любой предмет - историю, литературу, физику, химию, биологию… Но наибольшими возможностями в плане воспитания духовно-нравственной личности обладают гуманитарные предметы, среди них история и обществознание. Их средствами можно решить следующие задачи:

• формирование чувства ответственности за судьбу своей Родины;

• воспитание любви к своей малой родине, чувства гордости за своих земляков;

• привитие детям понимания и принятия общечеловеческих моральных ценностей;

• формирование у школьников собственной позиции к тем или иным историческим и политическим событиям.

Эти учебные дисциплины привлекают внимание учащихся к проблемам нравственного выбора, поведения в различных ситуациях. Большинство тем в курсе истории содержат богатый «ценностный пласт». Неразрывно с историей связаны и многие темы курса обществознания.

Сегодня в своем выступлении мне бы хотелось рассказать и поделиться опытом работы в данном направлении через призму работы Клуба «Любителей истории и обществознания».

Основные принципы работы Клуба:

никакого принуждения, натаскивания;

создание разновозрастных команд и организация их деятельности на подготовительном этапе и в ходе проведения мероприятий;

организация консультаций и методической помощи в период самостоятельной подготовки уч-ся к мероприятию;

Постановка четких проблемных вопросов при проектировании мини-исследований по темам;

Выстраивание индивидуального образовательного маршрута для каждого участника Клуба

Клуб был создан несколько лет назад как одна из форм работы с детьми, имеющими высокую мотивацию к обучению, как способ подготовки учащихся к олимпиадам и конкурсам. Тогда мы и предположить не могли насколько эта форма работы будет интересна ребятам, а значит эффективна. На сегодня в клубе около 50-60 учащихся 5-11 классов. Почему «около»? Потому, что членство в Клубе, абсолютно добровольное. Вся инициатива в работе клуба исходит от детей. В начале года на организационном заседании ребята сами называют интересующие их темы, которые впоследствии вытекают в круглые столы, конференции, встречи ,игры и праздники. Моя задача, как педагога заключается в том, чтобы предложить наиболее интересные и разнообразные формы проведения заседаний Клуба. Составить перечень вопросов по темам. Указать источники и литературу необходимые для подготовки. Собрать видео и аудио материалы (хотя часто я это делаю вместе с детьми).

В нашей школе более 15 лет педагоги начальной и средней школы работают по развивающим программам, накоплен большой опыт работы в рамках системно-деятельного подхода, поэтому даже на открытых мероприятиях с этими ребятами не получиться отрепетировать и показать готовый монтаж. Эти дети, начиная с начальной школы, умеют и любят думать, говорить решать творческие задачи. Поэтому именно с этих позиций готовятся и проводятся все мероприятия в Клубе.

Ценно то, что по ходу подготовки к мероприятию, у ребят возникает много новых идей, которые воплощаются в исследовательских проектах.

Гостями на наших заседаниях бывают представители районной власти, депутаты районного собрания, корреспонденты местной газеты, представители молодежных общественных организаций, священнослужители.

Ребятами созданы 4 разновозрастные команды, которые в течении определенного времени( 2-4 недели) самостоятельно изучают материал по теме, готовят творческие задания, а затем применяют полученные знания в ходе мероприятия.

Любое мероприятие - это праздник, за которым стоит большая самостоятельная работа. И какой бы не была тема: историческое событие, культура какого-либо периода истории страны или проблемы современного общества всегда помним то, что главный критерий, с помощью которого определяется прогресс любого общества - это ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ. Человечность - не смотря ни на что, человечность - вопреки всему. Я пытаюсь учить детей оценивать человеческие поступки, не быть равнодушными. Ведь мудрость гласит: «Не бойтесь врагов своих - они могут только убить вас, не бойтесь друзей своих - они могут только предать вас, но бойтесь равнодушных!»

Не хотелось утомлять присутствующих перечислением мероприятий состоявшихся и тех, которые состоятся в будущем в рамках работы Клуба. Всего их запланировано в 2015-2016учебном году 12. В настоящее время группы учащихся готовят несколько проектов заседаний посвященных вопросам культуры России. Могу остановиться только на одном из семи состоявшихся в этом учебном году, которое было посвящено основам нравственности.

В начале встречи, на которой присутствовал священник Николай Поваляев, мы посмотрели фрагмент фильма А. Лашака « Не наше дело» ( о человеческом равнодушии, которое приводит к сожалению к непоправимым последствиям), затем очень заинтересованно обсудили увиденное, вспомнили и перечислили нравственные категории, о которых никогда никому нельзя забывать, сформулировали базовые национальные ценности: патриотизм; гражданственность; социальная солидарность ;человечество , наука; семья; труд и творчество; традиционные российские религии; искусство и литература и т.д.;

узнали мнение по многим вопросам священнослужителя, членов местного отделения «Молодой гвардии» и православного клуба « Встреча».

Я уверена в том, что данное заседание прошло через сердце и душу каждого ребенка.

Что дают такие встречи детям? Ребята учатся общению, умению слушать, умению принимать чужую точку зрения, разрешать конфликты, работать сообща для достижения общей цели.

Большое место в клубной деятельности учащихся, занимают различные мини-исследования, как в рамках изучаемого программного материала, так и выходя за них. По итогам, которых, члены клуба готовят сообщения в форме презентаций и устные журналы, с которыми выступают на классных часах с 1-го по 11 классы. Работая над мини-исследованиями, ребята, например, узнают о жизни исторических личностей, замечательных людей, обогащают себя новыми знаниями, очередной раз, убеждаясь в том, какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя осталось на страницах истории.

Огромным воспитательным и нравственным потенциалом обладает краеведческий материал, который используется не только на уроках истории, но и во внеурочной деятельности в рамках Клуба.

Могу с уверенностью сказать, что школьный Клуб как форма работы с учениками во внеурочное время очень эффективна в плане формирования духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения.

Литература

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России авт. А. Я. Данилюк А. М. Кондаков В. А. Тишков

Москва Просвещение, 2009. ― (Стандарты второго поколения)

Духовно-нравственное воспитание ( вопросы теории, методологии и практики в российской школе).авт. И.В. Метлик Изд. ПРО-ПРЕСС Москва 2012.



© 2010-2022