Рабочая программа по обществознанию 9 класс Кравченко

Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по обществознанию 9 класс Кравченко

Содержание:

1. Пояснительная записка ……………………………………………………..……………………… 3-6

2. Планируемые результаты освоения курса …………………………………………………………7-9

3. Учебно-тематический план ……………………………………………………..……......................10

4. Содержание курса ………………………………………………………………..………………......11

5. Календарно - тематический план …………………….………………………………………..... 12-28

6. Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ…...29

7. Требования к уровню подготовки обучающихся ……...………………………...……………..…. 30

8. Материально-техническое и информационное обеспечение курса ………………...….……….. 31

























I. Пояснительная записка.

Рабочая программа по обществознанию составлена на основании следующих нормативно - правовых документов:

Федеральный уровень:

1) Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2) Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждена Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 года Пр-271.

3) План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 7 сентября 2010 года N 1507-р.

4) Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р.

5) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

6) Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

7) Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 года № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».

8) Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 года № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».

9) Приказ Минобрнауки России от 07.04.2014г №276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

10) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

11) Примерные основные образовательные программы начального и основного общего образования.

Инструктивно-методические письма Минобрнауки России:

1) Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011 года № 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования».

2) Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

3) Письмо Минобрнауки РФ от 24.11.2011 года № МД-1552/03 "Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием"

Региональный уровень:

1) Реализация учебного плана ООО в условиях введения ФГОС, методические рекомендации, Вологда, 2013.

Школьный уровень:

1) Устав МБОУ СМР «Коробицынская ОШ»

2) Локальные акты: «Положение о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся МБОУ СМР «Коробицынская ОШ», Положение о внутренней системе оценки качества образования, Положение о формах обучения в МБОУ СМР «Коробицынская ОШ», Положение об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий в МБОУ СМР «Коробицынская ОШ», Положение о режиме занятий и учебной нагрузке обучающихся и воспитанников в МБОУ СМР «Коробицынская ОШ»,




Рабочая программа по обществознанию, разработанная для учащихся 9-х классов рассчитана на детей с разным уровнем усвоения материала. Поэтому, в программу включены разноуровневые задания, рассчитанные на базовый (репродуктивный) уровень, конструктивный и творческий уровень.

Программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы А.И. Кравченко. Курс «Обществознания» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки РФ вариантов реализации новой структуры дисциплин социально - гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально- психологические знания в целостную, педагогически- обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем социальном и природном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Определяет образовательные задачи и универсальные учебные действия на уроке, объем усвоения и уровень владения компетенциями, раскрывает дополнительную внеурочную деятельность, направленную на усвоение предмета.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» 34 часа из расчета 1 учебный час в неделю.

Цели и задачи курса обществознания в средней школе.


Рабочая программа имеет направление на достижение следующих целей при обучении девятиклассников:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:


  • сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

  • на использование элементов причинно-следственного анализа;

  • на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

  • на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

  • на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

  • на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  • на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

  • на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

  • на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Задачи курса:

  1. Воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ.

  2. Освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения дальнейшего профессионального образования и самообразования.

  3. Овладение умениями получения, осмысления социальной информации, систематизации полученных данных.

  4. Освоение способов познавательной, практической деятельности и характерных социальных ролях.

  5. Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений: в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, (включая отношения между людьми разной национальностей и вероисповедания), познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.

Межпредметные связи на уроках обществознания:

Курс «Обществознание» в 9 классах опирается на обществоведческие знания, межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам как «История», «Литература», «География», «Мировая художественная культура». Особое значение в данном перечислении отдаётся предмету «История». Курс «Обществознание» в 9 классах, выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние.


УМК

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта.

В учебно-методический комплект входят:

Программа по обществознанию Кравченко А. И. Обществознание: Программа курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. -М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2011

Учебник: А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». - М.: «Русское слово», 2010.

Проверочные работы. - Репин А.В. Обществознание 8 класс. Саратов: Лицей, 2008


Дидактическая модель обучения: объяснительно-иллюстрационная, личностно-ориентированная педагогическая ситуация, игровая, ИКТ.












II. Планируемые результаты освоения курса по обществознанию:

Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:

1) мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

2) заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

3) ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
1) умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

2) умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

3) способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

4) овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

5) умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
- использование элементов причинно-следственного анализа;

- исследование несложных реальных связей и зависимостей;

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

- объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
1) относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
2) знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
3) знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
4) умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
1) понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
2) знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
3) приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
1) знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
2) понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
1) понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
2) понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
3) знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
4) знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
5) понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
6) понимание значения коммуникации в межличностном общении;
7) умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
8) знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.



III. Учебно-тематический план:


№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

В том числе на:

уроки

лабораторные и практические

контрольные работы

1.

Политическая сфера

12

11


1

2.

Человек и его права

13

12


1

3.

Духовная сфера

8

7


1


































IV. Содержание учебного предмета:

Глава I. Политическая сфера (11 часов + 1 час повторения)

Сущность и происхождение государства ,виды и формы политической власти, формы правления в обществе, политические режимы, гражданское общество и правовое государство, устройство и борьба политических партий составляют содержание политической жизни общества.

Основные понятия: влияние, сила ,власть, авторитет, государство политическая система, суверенитет, сепаратизм формы правления, республика, монархия, законодательная, исполнительная, судебная власть, гражданское общество, правовое государство, парламент, выборы, электорат, партия.



Глава II. Человек и его права (12 часов + 1 час повторения)

Ппознакомить учащихся с правами и обязанностями людей ,их ответственности перед законом, причины нарушения закона и последствия, к которым это ведет. Закон и право это такие виды социальных норм, которые организуют повседневную жизнь граждан и касаются каждого из нас.

Основные понятия: конституция, закон, право, преступление, ответственность, санкции, правосознание, правовая культура, отрасли права, суд, юридическое и физическое лицо, правоспособность, презумпция невиновности.



Глава III. Духовная сфера (7 часов + 1 час повторения)

Познакомить с понятиями культура, религия, искусство, образование. Показать процесс создания духовных ценностей и культурных традиций.

Основные понятия: культура, искусство, образование, наука, религия, фетишизм, тотемизм, анимизм, миф, вера, культурное наследие, обычаи, традиции, ритуал, элитарная, народная, массовая культура, субкультура, ислам, христианство, буддизм, творчество.





















V. Календарно-тематическое планирование:

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Основные требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля, самостоятельной деятельности

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА (12 ч)

1

Власть

1

Урок

характеристика

Понятия политическая сфера, сила, власть, авторитет, иерархия власти. Формы проявления влияния власти. Разделение властей. Борьба за власть. Дополнительно: властные отношения и социальная иерархия

Знать: основные понятия по теме урока; три способа влияния. Уметь: характеризовать способы влияния и объяснять различия между ними; анализировать взаимоотношения между активным большинством и пассивным меньшинством; отвечать на проблемные вопросы; работать с таблицей

Текущий контроль

§ 1, вопросы и задания к параграфу, практикум

04.09


2

Государство

1

Урок- анализ

Понятия государство, суверенитет, суверенность, функции государства, государственная монополия. Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Функции государства.

Дополнительно: теории происхождения государства

Знать: основные понятия по теме урока; причины возникновения, признаки и функции государства. Уметь: характеризовать государство как составную часть политической системы общества; приводить примеры внутренних и внешних функций государства; анализировать, обобщать и делать выводы; отвечать на проблемные вопросы; работать с таблицей

Письменный опрос

§ 2, эссе на тему «Идеальное государство»

11.09


3

Национально- государственное устройство

1

Проблемный урок

Понятия нация, национальное государственное устройство, сепаратизм, централизованное государство, держава, империя, конфедерация, федерация. Объединение и отделение наций. Формирование единой Европы. Распад СССР и проблема сепаратизма. Национально-освободительные войны и межнациональные конфликты. Одно- и многонациональное государство. Дополнительно: проблемы межнациональных отношений

Знать: основные понятия по теме урока; основные формы национального государственного устройства и их особенности. Уметь: характеризовать основные формы национального государственного устройства; определять национальное государственное устройство России; объяснять причины распада национальных государств; анализировать, обобщать и делать выводы; работать со схемой

Устный опрос

§ 3, сформулировать правила построения национальных отношений

18.09


4, 5

Формы правления

2

Уроки- характеристики

Понятия тирания, олигархия, демократия, охлократия, республика, монархия, аристократия, импичмент. Понятие об источнике власти. Классификация форм правления. Сущность и политическая природа демократии. Природа и сущность республики. Основные разновидности республики.

Дополнительно: особенности демократии в нашей стране

Знать: основные понятия по теме уроков; классификацию форм правления. Уметь: характеризовать формы правления, выделяя их положительные и отрицательные черты; отвечать на проблемные вопросы; участвовать в дискуссии; анализировать, обобщать и делать выводы; работать со схемами

Устный опрос

§ 4, эссе на тему «Я хочу жить в демократическом государстве,

потому что…»

25.09

02.10


6

Политические режимы

1

Урок-

размышление

Понятия авторитаризм, диктатура, тоталитаризм, парламент. Сущность и классификация политических режимов. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Структура парламента.

Дополнительно: исторические формы авторитаризма

Знать: основные понятия по теме урока; классификацию политических режимов. Уметь: характеризовать политические режимы, выделяя их положительные и отрицательные черты; приводить примеры разных политических режимов; участвовать в дискуссии; работать с таблицей

Тест

§ 5, придумать символы демократического и недемократического режимов

09.10


7, 8

Гражданское общество и правовое государство

2

Уроки изучения нового материала с элементами анализа

Понятия гражданское общество, гражданство, правовое государство. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Понятие о правовом государстве, его признаки. Черты тоталитарного государства.

Дополнительно: соотношение правового государства и гражданского общества

Знать: основные понятия по теме уроков; признаки и черты тоталитарного государства.

Уметь: раскрывать два значения понятия гражданское общество; характеризовать гражданское общество; сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы; работать со схемой

Устный опрос

§ 6, практикум, социологический опрос на тему «Создано ли в России гражданское общество?»

11.10

23.10


9, 10

Голосование, выборы, референдум

2

Уроки изучения нового материала с элементами деловой игры


Понятия активное избирательное право, пассивное избирательное право, электорат, референдум. Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Электорат политических партий России. Конкуренция. Роль референдума в политической жизни. Дополнительно: анализ факторов активности электората

Знать: основные понятия по теме уроков. Уметь: объяснять, в чем отличие активного избирательного права от пассивного; высказывать суждения о своих политических предпочтениях; предлагать пути повышения избирательной активности молодежи; сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы; работать со схемой

Устный опрос

§ 7, составить список мероприятий кандидата в ходе выборов

30.19


11

Политические партии

1

Урок-

исследование

Понятия политическая партия, многопартийность, политическая програми. Признаки политической партии. Функции политических партий, их функции и роль в обществе. Классификация политических партий. Дополнительно: многопартийность: за и против

Знать: основные понятия по теме урока; функции и классификацию политических партий.

Уметь: объяснять роль политических партий в жизни страны; характеризовать конкретные политические партии; описывать функции политических партий; участвовать в дискуссии; работать со схемой

Письменный опрос

§ 8, эссе на тему «Молодежь и политика»



12

Повторение и обобщение изученного по теме «Политическая сфера»

1

Повторительно обобщающий

урок

Подведение итогов изучения темы «Политическая сфера». Повторение основных понятий темы. Обсуждение проблемных вопросов

Знать: основные понятия и теоретический материал по теме «Политическая сфера». Уметь: применять полученные знания при решении практических и проблемных задач; выделять главное в учебном материале; высказывать и аргументировать свою точку зрения

Тест

Написать эссе, темы в тетради.



ГЛАВА 2. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПРАВА (13 ч)

13

Право, его роль в жизни общества и государства

1

Урок изучения нового материала

Понятия социальные нормы, право, правовая культура, норма права, отрасль права. Социальные нормы, функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов. Дополнительно: уровень и содержание правосознания

Знать: основные понятия по теме урока; признаки и функции права; нормы права; отрасли права.

Уметь: приводить примеры правовых норм; характеризовать основные отрасли права; объяснять взаимосвязь прав и обязанностей; анализировать, обобщать и делать выводы; работать со схемами

Устный опрос

§ 9, практикум



14, 15

Закон и власть

2

Уроки-практикумы

Понятия Федеральное собрание, правительство, президент, Конституционный суд, правоохранительные органы, адвокатура. Равенство перед законом. Структура Федерального собрания. Роль и функции депутатов. Состав и функции Государственной думы. Институт президентства. Правоохранительные органы. Дополнительно: проблема органов местного управления

Знать: основные понятия по теме уроков; функции правительства; роль правоохранительных органов.

Уметь: описывать устройство власти в современной России; объяснять, как связаны власть и закон; работать с текстом Конституции РФ; участвовать в дискуссии; анализировать, обобщать и делать выводы

Устный опрос

§ 10, вопрос 6



16

Конституция

1

Урок лабораторного типа

Понятия конституция, правовой статус человека, гражданство, конституционные обязанности. Конституция как основной закон государства. Структура Конституции РФ. Классификация конституционных прав. Дополнительно: права человека и их защита

Знать: основные понятия по теме урока; функции конституции; структуру Конституции РФ.

Уметь: приводить примеры конституционных прав и обязанностей человека; высказывать суждения о возможностях подростка реализовать свои гражданские права; работать с текстом Конституции РФ; отвечать на проблемные вопросы; анализировать, обобщать и делать выводы

Тест

§ 11, задание 5



17

Право и имущественные отношения

1

Урок- анализ

Понятия имущественные отношения, право собственности, сделка, договор, иск. Право собственности на имущество. Субъекты гражданского права. Договор и его виды. Дополнительно: принцип равенства участников гражданских правоотношений

Знать: основные понятия по теме урока; виды договоров; основные правила заключения сделки.

Уметь: приводить примеры ситуаций, которые регулируются нормами гражданского права; решать познавательные и практические задачи; работать со схемой; работать в группах

Устный опрос

§ 12, практикум



18, 19

Потребитель и его права

2

Уроки-практикумы с элементами деловой игры

Понятия потребитель, исполнитель, изготовитель. Законы, регулирующие права потребителя. Дополнительно: исковое заявление; процедура защиты прав потребителя

Знать: основные понятия по теме уроков; основные права потребителя. Уметь: объяснять, как потребитель может защитить свои права; использовать полученные знания при решении практических задач; отвечать на проблемные вопросы; анализировать, обобщать и делать выводы; работать со схемами

Устный опрос

§ 13, составить памятку для потребителя



20, 21

Труд и право

2

Уроки- практикумы

Понятия трудовое право, детский труд. Правовое регулирование трудовых отношений. Кодекс законов о труде. Трудоустройство и его регулирование. Заключение договора между работником и администрацией. Расторжение договора. Дополнительно: защита детского труда

Знать: основные понятия по теме уроков. Уметь: характеризовать нормы трудового права; рассказывать о своей будущей профессии; работать с документами; работать в группах

Тест

§ 14, практикум



22

Право, семья, ребенок

1

Уроки-практикумы с элементами деловой игры

Понятия брачный контракт, правоспособность, дееспособность. Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Юридическая трактовка брака. Условия заключения и порядок расторжения брака. Права и обязанности супругов. Права ребенка. Дополнительно: фиктивный брак; патронажная семья

Знать: основные понятия по теме уроков. Уметь: характеризовать нормы семейного права; на конкретных примерах разъяснять права ребенка; высказывать суждения о том, как ребенок может защитить свои права; работать с документами, таблицей; отвечать на проблемные вопросы; анализировать, обобщать и делать выводы

Устный опрос

§ 15, составить закон о воспитании детей



23, 24

Преступление

2

Комбинированные уроки

Понятия преступление, проступок, наказание несовершеннолетних. Формы совершения преступления. Умысел и неосторожность. Соучастники преступления и преступная организация. Ответственность.

Дополнительно: причины совершения преступления; проблема наказания

Знать: основные понятия по теме уроков. Уметь: приводить примеры правонарушений; анализировать возможные причины совершения преступления; оценивать свои поступки с точки зрения правовых норм; отвечать на проблемные вопросы; анализировать, обобщать и делать выводы; работать со схемой

Устный опрос

§ 16, задание 5



25

Повторение и обобщение изученного по теме «Человек и его права»

1

Повторительно-обобщающий урок

Подведение итогов изучения темы «Человек и его права». Повторение основных понятий темы. Обсуждение проблемных вопросов

Знать: основные понятия и теоретический материал по теме «Человек и его права».

Уметь: применять полученные знания при решении практических и проблемных задач; выделять главное в учебном материале; высказывать и аргументировать свою точку зрения

Тест

Повторить §9-16



ГЛАВА 3. ДУХОВНАЯ СФЕРА (8 ч)

26

Что такое культура

1

Урок- анализ

Понятия культура, культурный комплекс, этикет, культурное наследие, культурные универсалии. Основные формы культуры. Доминирующая культура. Субкультура. Контркультура. Дополнительно: неформальные молодежные группы, их поведение и образ жизни

Знать: основные понятия по теме урока. Уметь: называть элементы культуры; объяснять разницу между материальной и нематериальной культурой, приводить примеры каждого вида; рассказывать о сохранении культурного наследия, о его роли в жизни общества; отвечать на проблемные вопросы; анализировать, обобщать и делать выводы; работать со схемами

Текущий контроль

§ 17, эссе на тему «Культура - это мера человеческого в человеке»



27

Культурные нормы

1

Урок- анализ

Понятия культурные нормы, этикет, манеры, обычаи, традиции, мораль, санкция, привычки, мода, нравы, мораль, обычное право. Культурные нормы и причины их возникновения. Типы культурных норм. Дополнительно: современные трактовки культурных норм

Знать: основные понятия по теме урока. Уметь: приводить примеры культурных норм; описывать свои привычки; анализировать, обобщать и делать выводы; отвечать на проблемные вопросы; работать с таблицей

Устный опрос

§ 18,эссе на тему «Нет тирана страшнее привычки»



28

Формы культуры

1

Урок- исследование

Понятия элитарная культура, массовая культура, народная культура, субкультура, контркультура. Достоинства и недостатки разных типов культуры. Истоки контркультуры в СССР.

Дополнительно: современные субкультуры

Знать: основные понятия по теме урока; формы культуры.

Уметь: характеризовать разные формы культуры, их достоинства и недостатки; рассказывать о том, как создается массовая культура, о ее влиянии на общество; высказывать суждения о современной молодежной культуре; отвечать на проблемные вопросы; анализировать, обобщать и делать выводы; работать над презентацией

Тест

§ 19, презентация по формам культуры



29

Религия

1

Урок характеристика

Понятия религия, архаичные религии, мировые религии, мифология, тотемизм, фетишизм, анимизм, культ. Различные определения религии, ее значение в обществе. Мировые религии. Миф и мифология. Культ предков и традиция уважения родителей. Дополнительно: соотношение веры

Знать: основные понятия по теме урока. Уметь: характеризовать религии; приводить примеры церковных обрядов; отвечать на проблемные вопросы; работать со схемой; работать в группах

Устный опрос

§ 20, сообщение на тему «Особенности религии в наши дни»



30

Искусство

1

Урок-характеристика

Понятия искусство, художественная культура, фольклор, «свободное искусство». Различные трактовки искусства. Функции искусства и художественной культуры. Структура и состав изобразительного искусства. Изящные искусства, их история и развитие. Дополнительно: анализ критериев произведений искусства

Знать: основные понятия по теме урока; функции искусства и художественной культуры.

Уметь: объяснять, что такое искусство в широком и узком смысле; называть ценности, которым подчиняется произведение искусства; описывать субъекты художественной культуры; отвечать на проблемные вопросы; участвовать в дискуссии

Тест

§21, эссе

на тему

«Жизнь

коротка,

искусство

вечно»



31

Образование

1

Проблемный урок

Понятия система образования, гимназия, школа, ученик. Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Школа как особый тип учебно-воспи- тательного учреждения. Дополнительно: учебный проект «Школа будущего»

Знать: основные понятия по теме урока; основную задачу образования. Уметь: характеризовать исторические этапы развития школы; называть права и обязанности ученика; высказывать суждения о том, какой должна быть школа будущего; отвечать на проблемные вопросы; работать с таблицей

Устный опрос

§ 22,задание 6, выполнить практикум стр. 180



32

Наука

1

Урок- портрет

Понятия наука, университет, академия. Роль науки в современном обществе. Классификация наук. Структура, функции и формы высшего образования.

Дополнительно: школа как способ приобщения к основам науки

Знать: основные понятия по теме урока; функции науки; классификацию наук. Уметь: характеризовать науку как социальный институт; описывать структуру высшего образования; приводить примеры общественных, гуманитарных, естественных и технических наук; отвечать на проблемные вопросы; анализировать, обобщать и делать выводы; работать со схемой

Устный опрос

§ 23, вопросы 1-6, выполнить практикум стр. 187.



33

Повторение и обобщение изученного в курсе обществознания за 9 класс

1

Повторительно-обобщающий

урок

Подведение итогов изучения курса обществознания за 9 класс. Повторение основных понятий курса. Решение проблемных вопросов

Знать: основные понятия курса общество- знания за 9 класс; теоретический материал, изученный в течение года. Уметь: применять полученные знания при решении практических и проблемных задач; выделять главное в учебном материале; высказывать и аргументировать свою точку зрения

Тест




34

Резерв

1


























VI. Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и творческих работ.

п/п

Название раздела

Название темы

Творческие, практические, лабораторные, контрольные и другие виды работ

1

Политическая сфера

Власть

Государство

Национально- государственное устройство

Формы правления

Политические режимы

Гражданское общество и правовое государство

Голосование, выборы, референдум

Политические партии

Повторение и обобщение изученного по теме «Политическая сфера»

Тест

2

Человек и его права

Право

Закон и власть

Конституция

Право и имущественные отношения

Потребитель и его права

Труд и право

Право, семья, ребенок

Преступление

Повторение и обобщение изученного по теме «Человек и его права»

Тест

5

Духовная сфера общества

Что такое культура

Культурные нормы

Формы культуры

Религия

Искусство

Образование

Наука

Повторение и обобщение изученного в курсе обществознания за 9 класс

Тест



VII. Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения обществознания ученик должен:

Знать/понимать

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т. п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

• первичного анализа и использования социальной информации;













VIII. Материально-техническое и информационное обеспечение учебного процесса.


Литература для учителя:

  1. И. С. Хромова - рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой, 9 класс, Москва, «Русское слово», 2015 год.

  2. И. С. Хромова - тесты по обществознанию к учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой, 9 класс, Москва, «Русское слово», 2012 г.

  3. Е. Б. Биянова - поурочные разработки по обществознанию, 9 класс, Москва, «ВАКО», 2014 год.

  4. Н. С. Кочетков - обществознание, поурочные планы, 9 класс, Волгоград, издательство «Учитель», 2010 год.

  5. Е.Н.Сорокина - поурочные планы по обществознанию 9 класс: методическое пособие, Москва, «Глобус», 2013 год.


Литература для учащихся:

  1. Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ А.И. Кравченко, Е.А Певцова /М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2010.

  2. Большая энциклопедия школьника./OXFORD/Изд-во РОСМЕН-ПРЕСС, 2006.

  3. Глобализация и Россия: проблемы демократического развития. М,: ООО ТИД «Русское слово», 2005

  4. Государственные символы России: Герб, флаг, гимн. / Е.В.Пчёлов М.: Русское слово, 2004

  5. Загладин Н.В., Путилин Б.П., Международный терроризм: истоки, проблемы, противодействие. М,: Русское слово, 2006

  6. Семейный кодекс РФ. - М,: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 64с.

  7. Трудовой кодекс РФ. - М,: «Мартин», 2005. - 192с.

  8. Уголовный кодекс РФ. Официальный текст, действующая редакция. - М.: Издательство «Экзамен», 2005. - 192с.



Интернет-ресурсы:


Оборудование и приборы:

1.Мультимедийный проектор

2.Интерактивная доска 3.Экран проекционный

4. Телевизор плазменный с функцией подключения к компьютеру



Цифровые образовательные ресурсы по обществознанию

  1. С: Школа. Экономика и право. 9 - 11 класс. [Электронный ресурс]. - М.: 1С, Вита-Пресс, Дрофа, Физикон, 2006.

  2. Обществознание. 8 - 11 класс. [Электронный ресурс]. - М.: Новый диск, 2004.

  3. Учебное электронное издание. Обществознание. Практикум. 2006.

  4. fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

  5. school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  6. ppt3dn/ru

  7. www/poverpoint-ppt.ru

  8. prezentacia.ucor/lofd/obshh

  9. pptx.ru/obshhestvoznanie/page/7


СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ.

п/п

Наименование раздела, темы, урока.

Кол-во

час.

Цель контроля

Виды и формы контроля

12

Политическая сфера общества (повторительно - обобщающий урок)

1

Обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся по разделу «Политическая сфера». Продолжить работу по развитию умения делать правильный выбор, анализировать информацию, выделять в ней главное, делать выводы, обобщать, систематизировать.

Тематический

Тестирование

25

Человек и его права (повторительно - обобщающий урок).

1

Обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся по разделу «Человек и его права». Продолжить работу по развитию умения делать правильный выбор, анализировать информацию, выделять в ней главное, делать выводы, обобщать, систематизировать.

Тематический

Тестирование

28

Духовная сфера общества.

(повторительно - обобщающий урок).

1

Обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся по разделу «Духовная сфера общества»; Продолжить работу по развитию умения делать правильный выбор, анализировать информацию, выделять в ней главное, делать выводы, обобщать, систематизировать.

Тематический

Тестирование

33

Итоговое повторение.

1

Обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся по курсу «Обществознание» за 6 класс; продолжить работу по развитию умения делать правильный выбор, анализировать информацию, выделять в ней главное, делать выводы, обобщать, систематизировать.

Итоговый

Тестирование



Итоговый тест по теме «Политическая сфера».

  1. К функциям политических партий в демократическом обществе относится

    1. разработка и принятие законов 2) предложение программ развития общества

3) управление предприятиями 4) осуществление судопроизводства

  1. Главой государства Z является наследственный правитель. Он издает законы,

руководит деятельностью правительства, участвует в деятельности судебный

органов. Какова форма правления страны Z?

1) конституционная монархия 2) парламентская республика

3) президентская республика 4) абсолютная монархия

3. Верны ли следующие суждения о референдуме?

А. Референдум направлен на свободное волеизъявление граждан по наиболее

важным для всего общества вопросам.

Б. Референдум, в отличие от выборов, не предполагает голосование за кандидатуры

или партии.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

4. Органом законодательной власти в РФ является

1) Федеральное собрание 2) Правительство РФ

3) Совет Безопасности 4) Общественная Палата

5. Государственную власть осуществляет

1) ректор университета 2) Председатель Правительства

3) лидер оппозиционной партии 4) Председатель Центробанка

6. Верны ли суждения о политических партиях?

А. Политическая партия стремится к участию в осуществлении власти.

Б. Политическая партия объединяет группу единомышленников, выражающих

интересы определенных социальных сил.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

7. Президент РФ

1) решает вопрос о доверии Правительству

2) осуществляет управление федеральной собственностью

3) разрабатывает федеральный бюджет

4) определяет основные направления внутренней и внешней политики.

8. Россия по форме правления является:

1) конституционной монархией 2) демократическим государством

3) республикой 4) федерацией


9. В2 В стране Z социологической службой был проведен опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Какие политические права Вы реализуете в наибольшей степени?».

Результаты опроса представлены в таблице. Политические права (свободы) Количество голосов опрошенных (в %)

свобода слова и печати

45

избирательные права

30

право на доступ к информации

14

участие в деятельности политических партий

6

свобода мирных митингов, шествий, собраний

5


Проанализируйте данные таблицы.

Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Политической информацией интересуется более половины граждан страны.

2. В выборах регулярно принимают участие около трети граждан страны.

3. В стране регулярно проводятся массовые митинги, шествия, собрания.

4. Политические партии весьма популярны среди граждан страны.

5. Участие в выборах более распространено среди граждан, чем проведение митингов, шествий, собраний.



10. Политическая партия отличается от общественного движения тем, что… Укажите верный ответ:

1. В общественных движениях есть внутренняя структура

2. В партиях есть членство, взносы, иерархия

3. Общественные движения политическими вопросами не занимаются

4. В партиях нет постоянного количества членов


11. С какого возраста возможно участие в политических выборах?

1. С 21 г. 2. С 16 лет 3. С 18 лет 4. С 14 лет

12. Демократия- это такой политический режим, когда…

1. В стране- республика, а не монархия

2. Органы власти избираются народом и подотчетны народу

3. Вся власть принадлежит простому народу

13. В правовом государстве главной является власть…

1) законодательная 2) исполнительная

3) судебная 4) есть три равных независимых власти

14. Какое положение не является признаком правового государства?

1) верховенство права 2) разделение властей

3) президент назначает правительство 4) незыблемость прав и свобод человека

15. В республике парламентского типа…

1. Парламент назначает Правительство и Президента

2. Нет Президента 3. Парламент назначается, а не избирается


16. Какой признак присущ президентской республике?

1) президент может принимать общеобязательные правовые акты;

2) президент имеет право помилования 3) президент руководит исполнительной властью.


17. Форма правления государства указывает на:

1) формы и методы осуществления государственной власти

2) связь центральной власти и власти "на местах" 3) устройство центральных органов власти.


18. Систему разделения властей в РФ характеризует

1) подчинение судей парламент 2) подчинение Правительства РФ Государственной Думе

3) самостоятельность каждой из ветвей власти

4) соединение исполнительной и законодательной власти в одном органе

19. Верны ли следующие суждения?

А) Вся полнота исполнительной власти в РФ, в соответствии с Конституцией РФ

1993 г., принадлежит Президенту Российской Федерации.

Б) Всей полнотой исполнительной власти обладает Правительство Российской

Федерации.

1) верно только А 2) верно только 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

20. В государстве Н. народ активно ходит на выборы. Политическая власть широко использует принуждение, многие средства массовой информации финансируются из государственного бюджета, большими полномочиями наделена армия, граждане должны поддерживать государственную идеологию, утверждаемую правящей партией. Какой тип политического режима существует в этом государстве?

1) демократический 2) анархистский 3) авторитарный 4) националистический


21. Одна из ветвей власти в демократическом государстве

1) суд 2) милиция 3) армия 4) прокуратура

22. Верны ли следующие суждения о тоталитаризме?

А. Тоталитаризм - это результат развития постиндустриального общества.

Б. Идеология правящей партии становится в тоталитарном обществе официальной идеологией государства.

1) верно только А 2) верно только 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


Ключ к контрольному тесту по теме «Политическая сфера». 9 класс


1- 2; 2-4; 3-3; 4-1; 5-2; 6-3; 7-4; 8-3; 9-2,3; 10-2; 11-3; 12- 2; 13-4; 14-3; 15-1; 16-3; 17-1; 18-3; 19-2; 20-3; 21- 1; 22- ;
































Итоговый тест по теме «Человек и его права»


1.Укажите верное определение: «Право - это…»

А. наука об обществе

Б. регулятор общественных отношений

В. способ осуществления демократических режимов

Г. элемент государственного устройства


2.Имущественные отношения между супругами регулирует право

А. конституционное

Б. семейное

В. финансовое

Г. гражданское


3. Определение опасных для личности, общества и государства деяний как преступных и установление видов наказаний за их совершение закреплено в

А. Конституции РФ

Б. Гражданском кодексе

В. Уголовно-процессуальном кодексе

Г. Уголовном кодексе


4. Административное право - это отрасль права, которая

А. регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно - распорядительной деятельности государственного управления

Б. определяет преступность и наказуемость деяний, опасных для данной системы общественных отношений

В. регулирует имущественные отношения и связанные с ними личные неимущественные отношения


5.Верны ли следующие суждения о юридической ответственности?

А. Совершение правонарушения служит основанием для привлечения к юридической ответственности.

Б. Меры административной ответственности не влекут за собой судимости.


1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны


6. Увольнение с работы по причине сокращения персонала или ликвидации фирмы относится к правоотношениям

А. трудовым

Б. семейным

В. административным

Г. гражданским


7.Конституция РФ была принята

А. Указом Президента РФ

Б. на совместном заседании Федерального собрания РФ

В. на всенародном голосовании

Г. на заседании Государственной Думы РФ



8. Согласно Конституции РФ единственным источником власти является

А. Президент РФ

Б. многонациональный народ РФ

В. Федеральное Собрание РФ

Г. Конституционный суд РФ


9. Какой из перечисленных источников права обладает высшей юридической силой

А. закон РФ

Б. постановление Правительства РФ

В. Конституция РФ

Г. Указ Президента РФ


10. За какое правонарушение уголовная ответственность наступает с 14 лет?

А. нанесение морального вреда

Б. нецензурная брань

В. мелкое хулиганство

Г. грабеж


11. Когда была принята Конвенция о правах ребенка?

А. 1948г.

Б. 1959г.

В. 1989г.

Г. 1993г.


12. С какого возраста можно начать трудовую деятельность?

А. 14

Б. 15

В. 16

Г. 18


13. Примером правонарушения является:

А. ученик Сидоров, играя в мяч, разбил окно в чужой квартире

Б. ученик Петров, получив в библиотеке книги, не поблагодарил библиотекаря

В. ученик Иванов, не выполнил домашнее задание

Г. гражданин Ларьков, вернул взятые у приятеля в долг 100 рублей через неделю после установленного срока


14. Одним из видов уголовного наказания является

А. административный штраф

Б. предупреждение

В. лишение свободы

Г. объявление выговора


15. Молодой человек купил ружье и решил пойти на охоту. В то время как молодой человек целился в очередную утку. К нему подошел егерь и попросил предъявить лицензию на право охоты. Но у молодого человека такого документа не оказалось.

Данное правонарушение является

А.уголовным

Б. гражданским

В. административным

Г. экологическим


16. Вставьте пропущенное слово: «Органы местного _____________именуются в законодательстве муниципальными».


17. Установите соответствие между ситуацией и правоотношением:

А.В квартире гражданина Иванова всю

ночь громко играла музыка, беспокоя

соседей. 1.Административное

Б. Гражданин Алексеев взял долг у друзей

на покупку машины. 2.Гражданское

В. Строители заключили договор

на строительство дачного дома с гражданином

Михайловым.

Г. Гражданин Петров был доставлен

в отделение милиции за нецензурную брань

на городском рынке.


18. ЗАДАНИЕ - ЗАДАЧА.

Старшеклассник совершил хулиганский поступок. Являются ли его действия правонарушением? Укажите три признака правонарушения.










































Итоговый тест по теме «Духовная сфера»

1. Заполни схему:

Культура

в узком смысле в широком смысле

_______________________ _____________________________

_______________________ _____________________________

_______________________ _____________________________

_______________________ _____________________________

_______________________ _____________________________

_______________________ _____________________________

2. Найди соответствия: Виды культуры:

А. техника

Б. нормы поведения 1. материальная

В. различные идеологии 2. духовная

Г. производственный опыт

Д. произведения искусства

Е. научные знания

Ж. материальные ценности

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж








3. Найди соответствие: Формы культуры:

А. массовая 1. Создаётся привилегирован- ной частью общества либо по её заказу; включает

изящное искусство, классическую музыку и литературу

Б. народная 2. Культура, продукты которой ориентированы на коммерческий успех и

массовый спрос; удовлетворяет любые требования масс населения

В. элитарная 3. Создаётся не отдельными людьми, а всем народом; включает в себя мифы,

легенды, сказания, эпос, сказки, танцы и песни.

4. Верны ли суждения:

А. Искусство - это сфера духовной деятельности, направленной на художественное постижение и освоение мира.

Б. Искусство - специфическая форма общественного сознания, отражающая действительность в художественных образах

1. верно только А ; 3. верны оба суждения;

2. верно только Б; 4. оба суждения неверны.

5. Вставь пропуски в тексте:

Наука - особый вид ____________ деятельности, направленной на получение, уточнение, ________________ и __________________ объективных и обоснованных __________ о природе, обществе и мышлении

6. Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?

А. Наука помогает человеку систематизировать знания об окружающем мире.

Б. Наука стремится к достоверности получаемых результатов.

1. верно только А ; 3. верны оба суждения;

2. верно только Б; 4. оба суждения неверны.

7. Дайте определения:

А. Образование- ___________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б. Самообразование -_________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В. Цель образования- _______________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Назовите любые три принципа образования:

1. ___________________________________________________________________________________

2. ___________________________________________________________________________________

3. ___________________________________________________________________________________

9. Марина учится в 9 классе лицея, дополнительно посещает уроки английского языка и третий класс музыкальной школы. На какой ступени образования находится Марина?

  1. начальное профессиональное образование

  2. основное общее образование

  3. полное (среднее) общее образование

  4. среднее профессиональное образование


10. Верны ли суждения:

А. Религия - это совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность.

Б. Религия - одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей

1. верно только А ; 3. верны оба суждения;

2. верно только Б; 4. оба суждения неверны.

11. Найди соответствие: Типы религий:

А. Тотемизм 1. Мировые

Б. Синтоизм 2. Архаические

В. Буддизм 3. Национальные

Г. Фетишизм

Д. Ислам

Е. Христианство

Ж. Иудаизм

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж








12. Что не является признаком религиозной организации:

1. совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний

2. обучение религии и религиозное воспитание своих последователей

3. обучение пониманию художественных образов религиозных учений

4. вероисповедание

13. Верны ли суждения:

А. Свобода совести - естественное право человека иметь любые убеждения, в том числе религиозные и атеистические.

Б. Свобода вероисповедания - право исповедовать и практиковать любую религию

1. верно только А ; 3. верны оба суждения;

2. верно только Б; 4. оба суждения неверны.

14. Заполни схему:



основные категории морали



15. Что не является моральным требованием или представлением?

1. морально-психологические механизмы

2. аморальные качества личности

3. нравственные принципы

4. нормы поведения

16. Верны ли суждения:

А. Гуманизм в узком смысле - это мировоззрение, утверждающее ценность человека, достоинства, прав и свобод каждого индивида, обосновывающее возможности развития человека как личности и общества в целом.

Б. Гуманизм в широком смысле - это нравственный принцип в отношениях между людьми и в деятельности социальных институтов, в основе которого лежит забота о человеке, стремление к улучшению его жизни.

1. верно только А ; 3. верны оба суждения;

2. верно только Б; 4. оба суждения неверны.

17. Заполни пропуски в тексте:

А. Патриотизм - нравственный и _______________ принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к _______________ и готовность подчинить его интересам свои частные интересы.

Б. Гражданственность - понятие, связанное с чувством ________ и _______________ по отношению к своему Отечеству, с ______________ национальных ценностей, святынь и ___






















Итоговый тест по обществознанию за год.

А 1.Сфера деятельности, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью власти, называется

1) правом 2) экономикой 3) политикой 4) суверенитетом

А 2.Верны ли следующие суждения о суверенитете

А.Суверенитет государства означает его способность выполнять свои функции без вмешательства выполнять свои функции без вмешательства других государств

Б.Суверенитет государства означает его право выступать в качестве независимого и самостоятельного участника международных отношений

1) верно А. 2) верно Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны.

А3.Способ территорийальной организации государства называется формой

1) правления 2) режима 3) суверенитета 4) устройства

А 4.Что характеризует тоталитарный режим?

1) наличие гражданского общества 2) обеспечение прав и свобод граждан

3) отсутствие обязательной государстенной идеологии 4) всесторонний контроль государства за жизнью общества

А5.Верны ли суждения о референдуме?

А.референдум направлен на свободное волеизъявление граждлан по наиболее важным вопросам всего общества

Б.Референдум, как и выборы, предполагают голосование за кандидатуры или партии

1) верно А. 2) верно Б 3) верно А и Б 4) оба суждения неверны

А 6.Что относится к политическим правам граждан?

1) право на жизнь 2) право избирать и буть избранным 3) право на образование 4) право на труд

А 7.Кто является главой государства в РФ?

1) Председатель Правительства 2) Президент РФ 3) спикер Государсвтенной Думы РФ

4) Председатель Конституционного суда РФ.

А8.Законодательная власть в РФ осуществляется

1)Федеральным собранием РФ 2) Верховным судом РФ 3)Президентом РФ 4)Правительством

А 9.Верны ли суждения?

А.Президент РФ избиретаеся всенародным голосованием

Б. Президент РФ - Верховный Главнокомандующий Вооруженных Сил РФ

1) верно А. 2) верно Б 3) верно А и Б 4) оба суждения неверны

А10.Что является частью гражданского общества?

1) государство 2) союз предпринимателей 3) Совет Федерации 4) армия

А11.Полная дееспособность физических лиц наступает

1) в 14 лет 2)с 16 лет 3) с 18лет 4) с 21года

А12.Субъектом правоотношений является

1) гражданин, сдающий квартиру в аренду 2) арендная плата за квартиру

3)право гражданина сдавать квартиру в аренду 4) сосед, живущий в квартире напротив

А13.Равенство сторон в гражжданском праве означает

1) принятие свободных решений сторонами 2) добровольность принимаемых решений

3) имущественные отношения между сторонами 4) отсутствие между сторонами властного подчинения

А14.Верны ли суждения об отраслях права?

А.Уголовное право представляет собой совокупность юридических норм, определяющих преступность и наказуемость деяний, опасных для общества

Б.Конституционное право регулирует отношения в сфере экономической деятельности граждан и фирм

1) верно А. 2) верно Б 3) верно А и Б 4) оба суждения неверны

А15.Что из перчисленного ниже является административным проступком?

1) незаконное лишение свободы 3) нарушение правил пользования газом в быту

3) нарушение порядка проезда в общественном транспорте 4) незаконная продажа наркотических средств

В 1.В приведенном списке указаныф черты сходства и отличия понятий государство и правовое государство. Выберите и запишите в первую колонку черты сходства, во вторую черты отличия

1) верховенство закона 2) наличие органов и структуры управления 3) государственный суверенитет 4) система разделения властей

Черты сходства

Черты отличия


В 2.Гражданин Иванов продал квартиру знакомому, зарегистрировал сделку у нотариуса. Какими признаками будет обладать данная сделка?

1) формальная 2) устная 3) купля - продажа 4) дарение 5) законная 6) безвозмездная

В3. Установите соответствие

Понятия

Отрасли права

А) наследование

1) трудовое право

Б) авторство

2) гражданское право

В) время отдыха

Г) сделка

Д) коллективный договор работников с фирмой

В 4.Определите, какие положения текста отражают 1) факты 2) отражают мнения

(А ) Главой государства в РФ является Президент РФ (Б) Главой правительства является Председатель Правительства РФ (В) Однако многие СМИ называют главу Правительства премьер- министром.

В5.В тексте представлены политические права граждан, какое право выпадает из общего ряда

Право на участие в митингах, право на участие в выборах, право на участие в управлении своей страной, право на свободу совести.

Часть 3.

Прочитайте текст и выполните задания.

В современных условиях для большинства населения основной, а зачастую единственной формой участия в политике является избирательный процесс. Выборы в демократических странах охватывают все уровни государственности от центрального до местного. Всеобщие выборы позволяют выявить расстановку политических сил в стране в целом, в отдельной области; определить степень доверия избирателей к той или иной партии, ее лидерам. Они позволяют избирателям сделать осознанный выбор в пользу той программы дальнейшего развития страны, который в наибольшей степени отвечает их интересам.

В рамках предвыборной кампании важно обеспечить равенство возможностей для всех участвующих в выборах партий и кандидатов. Для этого во многих странах государство берет на себя финансирование предвыборной кампании. Другой принцип касается организации предвыборных дискуссий: кандидаты обязуются не допускать фальсификаций, оскорблений своих оппонентов. И, наконец, государственный аппарат в этот период должен сохранять нейтралитет, не вмешиваться в ход избирательной кампании.

В законах многих стран указаны требования к кандидатам на выборную государственную должность. Они чаще всего включают минимальный возрастной ценз, ценз оседлости, профессиональную пригодность для искомой должности.

В настоящее время в подавляющем большинстве стран действует всеобщее избирательное право. Вместе с тем в ряде государств голосование не только право, но и обязанность. За ее невыполнение предусмотрено наказание, чаще всего это - штраф.

По кн. К.С.Гаджиева «Политология». М., 2002. С. 245-247.

С 1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

С 2. В чем, по мысли автора текста, состоит значение всеобщих выборов в современных условиях? Укажите три позиции.

С3. Какие три принципа проведения предвыборной кампании выделяет автор?

























© 2010-2022