Рабочая программа по праву в 10 классе

Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кезская средняя общеобразовательная школа №1»

Рассмотрена на заседании методического объединения учителей истории, географии

Протокол №___

« _ » __________

(число, месяц)

Принята на заседании педагогического совета

Протокол №___

« _ » __________

(число, месяц)

Утверждена:

Приказ №___

« _ » __________

(число, месяц)

Директор школы: _____/Жигалова С.Н./


Составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования по обществознанию (базовый уровень)





Рабочая программа

по праву (базовый уровень)


10 класс

социально-гуманитарного профиля




Составитель: Худякова Мария Сергеевна



















2015-16 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по праву (базовый уровень) в 10 классе социально-гуманитарного профиля составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  1. Федеральный закон «Об образовании» № 273 от 29.12.2012г.

  2. Федеральный компонент Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования"

  3. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, утвержденный приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской от "31" марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  5. Учебный план МБОУ «Кезская СОШ №1» на 2015-2016 учебный год

  6. Методическое письмо Управления образованием Администрации МО «Кезский район» от 07.06. 2011 г

  7. Право: Примерная программа среднего (полного) общего образования. Базовый уровень. М: МО и Н, 2004г. window.edu.ru/resource/210/37210

Рабочая программа по предмету «Право» составлена на основе базисного учебного плана, где для социально-гуманитарного класса по данному предмету предусмотрено 0,5 часа в неделю, а на год 17 учебных часов. Право изучается в первой половине учебного года.

Последовательность уроков может меняться в связи с тем, что в старших классах действует зачетная система оценивания учащихся. Правовое обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса. Правовая информация, представленная в программе, расширяет возможности правовой социализации учащихся, обеспечивает преемственность между общим и юридическим профессиональным образованием, позволяет более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Право, как учебный предмет, обеспечивает изучение основ юриспруденции в соответствии с современными требованиями высших учебных заведений в части оценки уровня подготовки выпускников. Знакомит с современным профессиональным юридическим образованием, основными юридическими профессиями, особенностями профессиональной юридической деятельности, что позволит выпускнику осознанно и целенаправленно выбрать профессию и специальность в будущем. Изучить современные научные подходы к решению актуальных вопросов правоведения и государственного управления, а также принять участие в осуществлении исследовательской, проектной и иной творческой деятельности.

Изучение права в старшей школе на этапе среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей и задач:

  1. Развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя, полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;

  2. Воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку.

  3. Освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно- правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;

  4. Овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально - правовой сфере, продолжения обучения в системе профильного образования.

  5. Формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельности принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.

Опыт познавательной и практической деятельности

  • опыт работы с источниками информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

  • Самостоятельный поиск, анализ и применение полученной правовой информации.

  • Разбор текстов отдельных нормативных правовых актов с точки зрения реализации и защиты прав человека, гражданина, избирателя, собственника, потребителя, работника, налогоплательщика.

  • Формулирование и защита собственной точки зрения с использованием правовых норм

  • Применение полученных знаний для определения соответствующего закону способа поведения и порядка действий в конкретных ситуациях.

  • Оценка собственных действий и действий других с точки зрения соответствия их действующему законодательству.

Используемый учебно-методический комплект:

Право. Базовый и углубленный уровни.10-11 кл.: учебник/Никитин А.Ф., Никитина Т.И.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения права на базовом уровне ученик должен

Знать

права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России;

уметь

  • правильно употреблять основные правовые понятия и категории (правовой статус, компетенция, полномочия, юридическое лицо, имущественные и неимущественные права, решение суда);

  • характеризовать: систему российского права, порядок участия в митингах, шествиях, демонстрациях; права и обязанности супругов; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; правовой статус индивидуального предпринимателя; порядок получения платных образовательных услуг; права абитуриента;

  • объяснять: содержание права на благоприятную экологическую среду; основные условия приобретения гражданства, основания отсрочки от военной службы, выбора альтернативной гражданской службы;

  • различать: способы выдвижения кандидатов на выборах; виды судопроизводства; полномочия судов, органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • осуществлять поиск, первичный анализ и использование правовой информации; обращаться в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;

  • анализировать нормы закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

  • выбирать соответствующие закону формы поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определять способы реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;

  • формулировать, аргументировать и излагать собственное суждение о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

  • решать правовые задачи (на примерах конкретных ситуаций).

Формы контроля:

Прогнозируемый результат: успешное выполнение заданий по праву в КИМах ЕГЭ

Перечень контрольных работ:

  1. Формы государства

  2. Конституционное право

  3. Право

Учебный план

Раздел

Всего часов

Контрольные работы

Конституционное право

17

3

Учебно-тематическое планирование

Тема

Минимальный объем содержания

Из истории государства и права

§1,9

Происхождение права и государства. Право в системе социальных норм. Сущность права и государства. Современное российское право.

Государство, его признаки и формы

§10

Понятие и признаки государства. Формы и функции государства.

к/р «Формы государства»

Понятие права. Система права. Источники права.

§11

Система российского права, его структура. Деление права на отрасли и институты. Правовые системы современности, их развитие. Понятие источник права, его формы. Виды нормативно-правовых актов.

Правовое государство

§12

Признаки правового государства. Верховенство закона. законность и правопорядок. Разделение властей.

Конституция РФ

§16,18,19

Верховенство Конституции в РФ. Основы конституционного строя РФ. Основы экономической, политической, социальной систем.

Гражданство в РФ

§20

Понятие гражданства и его специфика. Приобретение и утрата гражданства. Многогражданство и безгражданство. Граждане иностранных государств.

Федеративное устройство.

§21,22

Федеративное устройство. Президент РФ.


Система органов государственной власти РФ

§23,24

Федеральное Собрание, Совет Федерации, Государственная Дума. Законотворческий процесс в России.

Система органов государственной власти РФ

§25,26,27

Правительство РФ. Судебная власть, прокуратура РФ. Местное самоуправление.

к/р «Конституционное право»

Права и свободы человека и гражданина.

§28

Понятие, сущность, структура прав человека. Элементы правового статуса. Права человека и гражданина. Конституционные обязанности. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба.

Гражданские и политические права

§30,31

Гражданские и политические права в Конституции РФ


Экономические, социальные и культурные права

§32

Экономические, социальные и культурные права в Конституции РФ. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Право на благоприятную окружающую среду.

§33

Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения.


Международная защита прав человека

Устав ООН. Международные органы по защите прав, их деятельность. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Избирательное право.

§38,39

Разновидности выборов в РФ, их сущность. Принципы проведения выборов. Избирательная система. Избирательный процесс.

«Право» Контрольная работа

Систематизация знаний по изученному материалу.

Зачет

Систематизация знаний по изученному материалу.

Литература:

  1. Право: Примерная программа среднего (полного) общего образования. Базовый уровень. window.edu.ru/resource/210/37210

  2. Право. Базовый и углубленный уровни.10-11 кл.: учебник/Никитин А.Ф., Никитина Т.И. - М.: Дрофа, 2015.

Конституционное право

1. В со­от­вет­ствии с Кон­сти­ту­ци­ей РФ в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

1) ор­га­ны за­ко­но­да­тель­ной, ис­пол­ни­тель­ной и су­деб­ной вла­стей яв­ля­ют­ся са­мо­сто­я­тель­ны­ми
2) го­су­дар­ствен­ная власть кон­тро­ли­ру­ет­ся и стро­го под­чи­ня­ет­ся Пре­зи­ден­ту РФ
3) выс­шим ор­га­ном го­су­дар­ствен­ной вла­сти яв­ля­ет­ся Кон­сти­ту­ци­он­ное Со­бра­ние
4) уста­нов­ле­на форма прав­ле­ния пар­ла­мент­ская рес­пуб­ли­ка

2. В со­от­вет­ствии с Кон­сти­ту­ци­ей РФ в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

1) га­ран­ти­ру­ет­ся еди­ное эко­но­ми­че­ское про­стран­ство
2) га­ран­ти­ру­ет­ся при­о­ри­тет част­ной соб­ствен­но­сти
3) под­дер­жи­ва­ют­ся мо­но­по­лии
4) пе­ре­ме­ще­ние то­ва­ров, услуг, фи­нан­со­вых средств пол­но­стью кон­тро­ли­ру­ет­ся го­су­дар­ством

3. По от­но­ше­нию к ре­ли­гии и ре­ли­ги­оз­ным объ­еди­не­ни­ям Рос­сий­ская Фе­де­ра­ция яв­ля­ет­ся

1) мно­го­кон­фес­си­о­наль­ным го­су­дар­ством
2) свет­ским го­су­дар­ством
3) со­ци­аль­ным го­су­дар­ством
4) рес­пуб­ли­кан­ским го­су­дар­ством

4. По форме прав­ле­ния Рос­сий­ская Фе­де­ра­ция яв­ля­ет­ся

1) де­мо­кра­ти­че­ским го­су­дар­ством
2) фе­де­ра­тив­ным го­су­дар­ством
3) мо­нар­хи­че­ским го­су­дар­ством
4) рес­пуб­ли­кан­ским го­су­дар­ством

5. По при­зна­ку тер­ри­то­ри­аль­но-го­су­дар­ствен­но­го устрой­ства Рос­сия яв­ля­ет­ся

1) уни­тар­ным го­су­дар­ством
2) фе­де­ра­тив­ным го­су­дар­ством
3) пра­во­вым го­су­дар­ством
4) рес­пуб­ли­кан­ским го­су­дар­ством

6. Га­ран­том Кон­сти­ту­ции РФ вы­сту­па­ет

1) Пред­се­да­тель Кон­сти­ту­ци­он­но­го Суда РФ
2) Вице-спи­кер Со­ве­та Фе­де­ра­ции РФ
3) Пре­зи­дент РФ
4) Пред­се­да­тель Пра­ви­тель­ства РФ

7. Гла­вой го­су­дар­ства в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции яв­ля­ет­ся

1) Пред­се­да­тель Го­су­дар­ствен­ной Думы РФ
2) Вице-спи­кер Со­ве­та Фе­де­ра­ции РФ
3) Пре­зи­дент РФ
4) Пред­се­да­тель Пра­ви­тель­ства РФ

8. На­зна­че­ние даты вы­бо­ров Пре­зи­ден­та РФ вхо­дит в ком­пе­тен­цию

1) Кон­сти­ту­ци­он­но­го суда
2) Го­су­дар­ствен­ной думы
3) Со­ве­та Фе­де­ра­ции
4) Пра­ви­тель­ства

9. Пра­вом ро­спус­ка Го­су­дар­ствен­ной Думы Фе­де­раль­но­го Со­бра­ния РФ, со­глас­но Кон­сти­ту­ции РФ, об­ла­да­ет

1) Ге­не­раль­ный про­ку­рор РФ
2) Совет Фе­де­ра­ции
3) Кон­сти­ту­ци­он­ный суд РФ
4) Пре­зи­дент РФ

10. К функ­ци­ям Пра­ви­тель­ства РФ от­но­сит­ся

1) при­ня­тие фе­де­раль­ных за­ко­нов
2) раз­ра­бот­ка го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та
3) ро­спуск Го­су­дар­ствен­ной Думы РФ
4) на­зна­че­ние ре­фе­рен­ду­мов

11. В Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции при­ня­тые Го­су­дар­ствен­ной Думой РФ фе­де­раль­ные за­ко­ны в те­че­ние пяти дней пе­ре­да­ют­ся на рас­смот­ре­ние

1) Со­ве­ту Без­опас­но­сти РФ
2) Со­ве­ту Фе­де­ра­ции
3) Пра­ви­тель­ству РФ
4) Пре­зи­ден­ту РФ

12. Выс­шим ор­га­ном за­ко­но­да­тель­ной вла­сти в РФ яв­ля­ет­ся

1) Фе­де­раль­ное Со­бра­ние РФ
2) Пра­ви­тель­ство РФ
3) Кон­сти­ту­ци­он­ный Суд РФ
4) Го­су­дар­ствен­ный Совет РФ

13. К функ­ци­ям Пра­ви­тель­ства РФ от­но­сит­ся

1) управ­ле­ние фе­де­раль­ной соб­ствен­но­стью
2) ре­ше­ние во­про­са предо­став­ле­ния граж­дан­ства
3) раз­ра­бот­ка и при­ня­тие за­ко­нов
4) раз­ра­бот­ка и при­ня­тие го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та

14. К функ­ци­ям Го­су­дар­ствен­ной Думы РФ от­но­сит­ся

1) уста­нов­ле­ние гра­ниц субъ­ек­тов РФ
2) утвер­жде­ние кан­ди­да­тур судей Вер­хов­но­го Суда РФ
3) ре­ше­ние во­про­са о до­ве­рии Пра­ви­тель­ству РФ
4) при­сво­е­ние во­ин­ских зва­ний

15. Выс­шим ор­га­ном за­ко­но­да­тель­ной вла­сти в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции яв­ля­ет­ся

1) Об­ще­ствен­ная па­ла­та РФ
2) Кон­сти­ту­ци­он­ный суд РФ
3) Фе­де­раль­ное Со­бра­ние РФ
4) Го­су­дар­ствен­ный совет РФ

16. В сов­мест­ном ве­де­нии фе­де­раль­но­го цен­тра и субъ­ек­та РФ на­хо­дит­ся

1) при­ро­до­поль­зо­ва­ние; охра­на окру­жа­ю­щей среды
2) ме­тео­ро­ло­ги­че­ская служ­ба, стан­дар­ты, эта­ло­ны, мет­ри­че­ская си­сте­ма и ис­чис­ле­ние вре­ме­ни
3) внеш­няя по­ли­ти­ка и меж­ду­на­род­ные от­но­ше­ния
4) ре­гу­ли­ро­ва­ние и за­щи­та прав и сво­бод че­ло­ве­ка и граж­да­ни­на

17. В со­от­вет­ствии с Кон­сти­ту­ци­ей РФ Пре­зи­дент РФ

1) на­зна­ча­ет выс­шее ко­ман­до­ва­ние Во­оружённых Сил Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции
2) утвер­жда­ет из­ме­не­ния гра­ниц между субъ­ек­та­ми РФ
3) объ­яв­ля­ет ам­ни­стию
4) еди­но­лич­но на­зна­ча­ет на долж­ность Ге­не­раль­но­го про­ку­ро­ра Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

18. К ком­пе­тен­ции Пра­ви­тель­ства РФ от­но­сит­ся

1) при­ня­тие ре­ше­ния об ам­ни­стии
2) осу­ществ­ле­ние управ­ле­ния фе­де­раль­ной соб­ствен­но­стью
3) при­ня­тие фе­де­раль­ных за­ко­нов
4) на­зна­че­ние вы­бо­ров Пре­зи­ден­та Р

B 3 Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между функ­ци­я­ми и го­су­дар­ствен­ны­ми ин­сти­ту­та­ми, долж­ност­ным лицом в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, ко­то­рые их ис­пол­ня­ют.

ФУНК­ЦИИ

ГО­СУ­ДАР­СТВЕН­НЫЕ ИН­СТИ­ТУ­ТЫ И ДОЛЖ­НОСТ­НОЕ ЛИЦО

А) на­зна­ча­ет вы­бо­ры Пре­зи­ден­та РФ

Б) издаёт указы и рас­по­ря­же­ния

В) ре­ша­ет во­прос о до­ве­рии Пра­ви­тель­ству РФ

Г) воз­глав­ля­ет го­су­дар­ство

Д) пред­став­ля­ет го­су­дар­ство в меж­ду­на­род­ных от­но­ше­ни­ях

1) Пре­зи­дент РФ

2) Совет Фе­де­ра­ции

3) Го­су­дар­ствен­ная Дума РФ

B 4 Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке эле­мен­ты си­сте­мы сдер­жек и про­ти­во­ве­сов между вет­вя­ми вла­сти в пра­во­вом го­су­дар­стве. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) воз­мож­ность на­ло­же­ния Пре­зи­ден­том РФ вето на за­ко­но­про­ект

2) кон­фе­де­ра­ция об­ществ за­щи­ты прав по­тре­би­те­лей

3) сво­бод­ные сред­ства мас­со­вой ин­фор­ма­ции

4) ин­сти­тут Упол­но­мо­чен­но­го по пра­вам че­ло­ве­ка

5) право ро­спус­ка Го­су­дар­ствен­ной Думы Пре­зи­ден­том РФ

6) под­отчётность Пра­ви­тель­ства РФ пар­ла­мен­ту

B 7 Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке пол­но­мо­чия Пре­зи­ден­та РФ, и об­ве­ди­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) вы­ступ­ле­ние в ка­че­стве главы го­су­дар­ства с еже­год­ным по­сла­ни­ем к Фе­де­раль­но­му со­бра­нию

2) вне­се­ние по­пра­вок в текст Кон­сти­ту­ции РФ и иные кон­сти­ту­ци­он­ные за­ко­ны

3) на­ло­же­ние вето на не­ко­то­рые за­ко­ны, при­ня­тые Думой, с целью их по­втор­но­го рас­смот­ре­ния

4) ро­спуск Го­су­дар­ствен­ной думы и объ­яв­ле­ние до­сроч­ных пар­ла­мент­ских вы­бо­ров в слу­чае не­со­гла­сия пре­зи­ден­та с по­зи­ци­ей думы по бюд­жет­ным во­про­сам

5) под­пи­са­ние от имени РФ меж­ду­на­род­ных до­го­во­ров

6) по­се­ще­ние вой­ско­вых ча­стей в ка­че­стве вер­хов­но­го глав­но­ко­ман­ду­ю­ще­го

C 6 . В ст. 13 Кон­сти­ту­ции РФ утвер­жда­ет­ся: «В Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции при­зна­ет­ся идео­ло­ги­че­ское мно­го­об­ра­зие». Про­ил­лю­стри­руй­те тремя при­ме­ра­ми дан­ное кон­сти­ту­ци­он­ное по­ло­же­ние.

C 6 . На­зо­ви­те три ор­га­на выс­шей го­су­дар­ствен­ной вла­сти в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и ука­жи­те одно из пол­но­мо­чий каж­до­го ор­га­на.

C 6 . При­ве­ди­те по два при­ме­ра, рас­кры­ва­ю­щих воз­дей­ствие го­су­дар­ства на лич­ность и лич­но­сти на го­су­дар­ство в по­ли­ти­че­ской сфере в де­мо­кра­ти­че­ском об­ще­стве.

C 6 . На­зо­ви­те любые три со­ци­аль­ные функ­ции го­су­дар­ства и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром каж­дую из них.


Ключ

№ п/п

Ответ

С6. При­ве­де­ны три при­ме­ра, ил­лю­стри­ру­ю­щие кон­сти­ту­ци­он­ное по­ло­же­ние.

- в вы­бо­рах в Го­су­дар­ствен­ную думу между собой бо­рют­ся пар­тии раз­лич­ной идео­ло­ги­че­ской на­прав­лен­но­сти: ли­бе­раль­ной (ЛДПР), ком­му­ни­сти­че­ской (КПРФ), со­ци­ал-де­мо­кра­ти­че­ской ("Спра­вед­ли­вая Рос­сия") и т.д.

- в Рос­сии граж­да­не имеют право со­зда­вать раз­лич­ные об­ще­ствен­ные объ­еди­не­ния, союзы, сов­мест­но до­би­ва­ясь своих целей, на­при­мер за­щи­щать при­ро­ду, се­мей­ные цен­но­сти, ре­ли­ги­оз­ные цен­но­сти и пр.

- для со­вре­мен­ной рос­сий­ской дей­стви­тель­но­сти ха­рак­тер­но од­но­вре­мен­ное су­ще­ство­ва­ние раз­лич­ных на­уч­ных школ: в ис­то­ри­че­ской науке, на­при­мер, одни уче­ные при­дер­жи­ва­ют­ся марк­сист­ско­го по­ни­ма­ния ис­то­ри­че­ско­го про­цес­са, дру­гие - ци­ви­ли­за­ци­он­но­го (Тойн­би и др.)

С6. В от­ве­те могут быть на­зва­ны ор­га­ны го­су­дар­ствен­ной вла­сти и со­от­вет­ству­ю­щие им пол­но­мо­чия:

1) Фе­де­раль­ное Со­бра­ние РФ (при­ня­тие за­ко­нов, на­зна­че­ние вы­бо­ров Пре­зи­ден­та РФ, утвер­жде­ние из­ме­не­ния гра­ниц между субъ­ек­та­ми РФ);

2) Пра­ви­тель­ство РФ (раз­ра­бот­ка бюд­же­та, управ­ле­ние фе­де­раль­ной соб­ствен­но­стью);

3) Вер­хов­ный Суд РФ (осу­ществ­ле­ние над­зо­ра над де­я­тель­но­стью судов общей юрис­дик­ции; в пре­де­лах своей ком­пе­тен­ции рас­смот­ре­ние дел в ка­че­стве суда вто­рой (кас­са­ци­он­ной) ин­стан­ции).

Ука­за­ние долж­но­сти и пол­но­мо­чий Пре­зи­ден­та РФ может быть за­счи­та­но как вер­ное.

С6. В от­ве­те могут быть на­зва­ны сле­ду­ю­щие при­ме­ры:

1) воз­дей­ствие го­су­дар­ства на лич­ность:

- при­ня­тие за­ко­нов, опре­де­ля­ю­щих права и сво­бо­ды лич­но­сти;

- на­ли­чие го­су­дар­ствен­ных учеб­ных за­ве­де­ний, ре­а­ли­зу­ю­щих го­су­дар­ствен­ные об­ра­зо­ва­тель­ные про­грам­мы;

- де­я­тель­ность го­су­дар­ствен­ных СМИ;

2) воз­дей­ствие лич­но­сти на го­су­дар­ство:

- уча­стие в вы­бо­рах;

- вы­дви­же­ние по­ли­ти­че­ских тре­бо­ва­ний, де­я­тель­ность по­ли­ти­че­ских ли­де­ров.

С6. В пра­виль­ном от­ве­те могут быть ука­за­ны:

- уста­нов­ле­ние и обес­пе­че­ние ми­ни­маль­ных со­ци­аль­ных стан­дар­тов жизни (за­ра­бот­ной платы, пен­сии, про­жи­точ­но­го ми­ни­му­ма и проч.);

- под­держ­ку тех, кто в силу объ­ек­тив­ных при­чин не может пол­но­цен­но тру­дить­ся (ин­ва­ли­дов, детей, по­жи­лых людей, сту­ден­тов и др.);

- обес­пе­че­ние за­ня­то­сти; раз­ви­тие пен­си­он­но­го обес­пе­че­ния, стра­хо­ва­ния, здра­во­охра­не­ния и т. д.

1

1

2

1

3

2

4

4

5

2

6

3

7

3

8

3

9

4

10

2

11

2

12

1

13

1

14

3

15

3

16

1

17

1

18

2

В3

1-б, г,д

2-а

3-в

В4

156

В7

1356


тест Формы государства

Часть 1 (А) содержит 5 заданий с выбором ответа (один верный ответ из 4 предложенных). Оценка каждого задания этой группы - 1 балл.

Часть 2 (В) состоит из 2 заданий с открытым кратким ответом или набором цифр. В разных вариантах предложены разные задания этой части (отрабатываются различные задания этой части). Задания В1 и В2 оцениваются в 1 балл, а В3 и В4 - в 2 балла.

Часть 3 (С) - проверяется умение составлять сложный план. Задание оценивается в 3 балла.

Вариант 1

Часть А

1. В ряде стран Европы короли и королевы, получающие свою власть по наследству, выполняют лишь представительские функции, не оказывая существенного влияния на деятельность законодательной, судебной и исполнительной властей. Какая форма правления установлена в этих странах?

1) абсолютная монархия 2) конституционная монархия 3) парламентская республика 4) президентская

2. Какой признак отличает тоталитарный политический режим?

1) наличие единственной общеобязательной идеологии 2) обязанность граждан подчиняться законам

3) невмешательство государства в дела гражданского общества 4) наличие правоохранительных органов

3. В государстве К. существует двухуровневая система власти, в конституции четко разграничены полномочия центра и регионов. Такие признаки характерны для государства

1) унитарного 2) федеративного 3) конфедеративного 4) республиканского

4. Верны ли следующие суждения о политике?

А. По сферам охвата политика подразделяется на внутреннюю и внешнюю.

Б. По направлениям деятельности политика может быть экономической, социальной, национальной.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

5. Конституция РФ устанавливает принцип суверенитета. Он означает, что

1) церковь отделена от государства и системы образования 2) народы, проживающие на территории РФ, имеют равные права

3) человек, его права и свободы признаются высшей ценностью

4) государственная власть самостоятельно издает общеобязательные для всех правила поведения

Часть В

В2. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «политический институт».

Партии, общественные движения, денежная система, государство, избирательная система, гражданское общество.

В4. Найдите в приведенном ниже списке функции политических партий в демократическом обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) разработка и принятие законов 2) выдвижение политических лидеров

3) оппонирование правительству 4) контроль над денежной системой

5) формирование правоохранительных органов 6) представление определенных групп общества

Часть С

С8. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Политическое поведение». Составьте развернутый план.

Вариант 2

Часть А

1. Что определяет особую роль государства в политической системе общества7

1) исключительное право издавать законы 2) защита частных интересов граждан

3) наличие политического лидера 4) разработка политической идеологии

2. Какой признак отличает демократический политический режим?

1) наличие однопартийной системы 2) ограничение свободы слова и свободы печати

3) контроль государства над частной жизнью граждан 3) подчинение политического меньшинства большинству

3. Каждые 5 лет в стране Z проходят парламентские выборы. Места в парламенте получают партии. Набравшие больше 9% голосов, а победителем признается партия или блок партий, набравшие большинство голосов избирателей. Какой из приведенных ниже признаков характерен для избирательной системы такого типа?

1) В парламенте представлены все официально зарегистрированные политические партии.

2) Количество депутатских мандатов определяется процентом голосов, набранных партией на выборах.

3) Избиратели голосуют прежде всего за личности кандидатов. А потом уже за их политическую программу.

4) В стране для выдвижения кандидатов и поведения выборов создаются одномандатные округа.

4. Верны ли следующие суждения о формах государства?

А. Термины «унитарное государство « и «федерация» относятся к формам правления и характеризуют структуру полномочия высших органов государственной власти.

Б. термины «конституционная монархия» и «парламентская республика» относятся к формам территориального устройства государства и характеризуют отношения регионов с центральной властью.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

5. Что является отличительным признаком демократического режима?

1) федеративное устройство 2) право на взимание налогов

3) гарантии прав и свобод граждан 4) наличие публичной власти

Часть В

В1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Форма государства

Политические институты

А) представительство совокупных интересов общества

1) государство

Б) политическая социализация граждан

2) политические партии

В) выдвижение политических лидеров

3) и государство, и партии

Г) разработка и принятие законов

Д) выступление с критикой правительства

Часть С

С8. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Политические режимы». Составьте развернутый план.


Зачет ПРАВО 10 кл.

Вариант 1

1. Верны ли следующие суждения о государстве с республиканской формой правления?

А. Государство с республиканской формой правления может быть президентской республикой, парламентской республикой или республикой смешанного типа.

Б. В государстве с республиканкой формой правления власть передается по наследству или договоренности.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба неверны

2. Верны ли следующие суждения о формах государства?

А. Термины «унитарное государство» и «федерация» относятся к формам правления и характеризуют структуру и полномочия высших органов государственной власти,

Б. Термины «конституционная монархия» и «парламентская республика» относятся к формам территориального устройства государства и характеризуют отношения регионов с центральной властью.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба неверны

3. Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Политической партией называют любое зарегистрированное объединение граждан.

Б. По отношению к закону различают легальные и нелегальные политические партии.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба неверны

4. Верны ли следующие суждения о правовом государстве?

А. Только правовое государство провозглашает высшей ценностью права и свободы человека.

Б. Только в правовом государстве осуществляется правоохранительная деятельность.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба неверны

5. Верны ли следующие суждения о Президенте РФ?

А. Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами РФ.

Б. Президент РФ является главой Правительства.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба неверны

6. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) нормативно-правовой акт 2) источник (форма) права

3) судебный прецедент 4) естественное право 5) правовой обычай

7. Ниже приведен ряд характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «правоотношение». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда.

1) Охраняемое государством; 2) урегулированное нормами права; 3) виновное; 4) общественно опасное; 5) общественное отношение; 6) содержит права и обязанности участников.

8. Найдите в приведенном ниже списке три признака, характеризующие право. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) формулируется и поддерживается государством 2) существует как в устной, так и в письменной форме

3) за нарушение правовых норм следуют меры общественного воздействия (выговор, бойкот и др.) 4) относится к нормативной системе общества

5) определяет границы должного поведения людей

9. А ) Гражданство - это устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. (Б) Во многих зарубежных странах введены достаточно жёсткие требовании к претендентам на гражданство. (В) В ряде стран необходимо продемонстрировать знание языка, в некоторых странах претендент на гражданство должен отвечать критериям материально-финансового и уголовно-правового характера. (Г) В Российской Федерации для потенциальных граждан вводится только ценз оседлости. (Д) Но правоприменительная практика оставляет желать лучшего.

Определите, какие положения из текста имеют

1) фактический характер 2) характер оценочных суждений 3) характер теоретических утверждений

10. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политическом режиме.

Вариант 2

1. Верны ли следующие суждения о средствах массовой информации?

А. Средства массовой информации оказывают существенное влияние на формирование общественного мнения.

Б. Конституцией РФ запрещена цензура средств массовой информации.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба неверны

2. Верны ли следующие суждения о Конституции РФ?

А. Высшей ценностью Конституция РФ провозглашает права и свободы человека.

Б. Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба неверны

3. Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. В условиях гражданского общества население имеет возможность самостоятельно создавать ассоциации по защите своих интересов.

Б. Наличие гражданского общества является одним из условий формирования правового государства.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба неверны

4. Верны ли следующие суждения о принципе разделения властей?

А. Принцип разделения властей обеспечивает систему сдержек и противовесов в демократическом государстве.

Б. Принцип разделения властей является основополагающим признаком авторитарного государства.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба неверны

5. Верны ли следующие суждения о правонарушениях?

А. Правонарушения в зависимости от количества участников правонарушения принято разделять на проступки и преступления.

Б. Вид правонарушения определяется в зависимости от отрасли права.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба неверны

6. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) форма государства 2) методы государственного властвования

3) форма правления 4) тип политического режима

5) форма государственного устройства

7. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют формы государства. Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда.

1) федерация; 2) президентская республика; 3)унитарное государство; 4) иммунитет; 5) политический режим; 6) территория.

8. Найдите в приведенном списке три формы территориально-государственного устройства. Запишите цифры, под которыми они указаны

1) унитарное государство 2) монархия 3) конфедерация 4) республика 5) федерация

9. (А) Для стабильности общества, думается, важно, чтобы люди уважительно относились к праву, понимали смысл и назначение правовых норм. (Б) Эксперты свидетельствуют, правонарушения часто совершаются людьми по незнанию. (В) Особенно опасен для государства и общества правовой нигилизм (Г) Правовой нигилизм - отрицание ценности права в сознании человека. (Д) Очевидно, общество не может двигаться вперед, если люди не будут доверять законам, стремиться строить по ним свою жизнь.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер 2) характер оценочных суждений 3) характер теоретических положений

10. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «гражданство»? Привлекая знания, составьте два предложения, содержащих информацию о гражданстве.

© 2010-2022