Рабочая программа элективного курса Азбука экономики для 8 класса

Раздел Обществознание
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Бобровская средняя общеобразовательная школа №1


«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

________________/И.Е. Боровкова

ФИО

Протокол заседания ШМО №1

От «28» августа 2015г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МКОУ Бобровская СОШ №1

______________/Е.А. Бобылкина

ФИО

«29» августа 2015г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ Бобровская СОШ №1

______________/Л.В. Кравченко

ФИО

Приказ № 1/2от «01» сентября 2015г.


Рабочая программа

по элективному курсу «Азбука экономики»

для 8 классов

на 2015- 2016 учебный год








Составитель программы:

учитель истории и обществознания

Родная Ольга Петровна

Содержание


  1. Пояснительная записка

  2. Общая характеристика элективного курса «Азбука экономики»

  3. Описание места элективного курса «Азбука экономики» в учебном плане

  4. Предметные, метапредметные, личностные результаты освоения элективного курса «Азбука экономики»

  5. Содержание элективного курса «Азбука экономики»

  6. Тематическое планирование курса «Азбука экономики» с определением основных видов учебной деятельности

  7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение элективного курса «Азбука экономики»
































1. Пояснительная записка

Программа элективного курса «Азбука экономика», реализуемая по социальному направлению, составлена на основе Программы непрерывного социально-экономического образования и воспитания учащихся, разработанной РАО (редактор программы - И.А.Сасова). Отличительной особенностью программы является то, что она адаптирована к условиям образовательного процесса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Реализация данной программы осуществляется через деятельностный подход к формированию универсальных учебных действий - личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.

Обучение школьников экономике является неотъемлемой и важной частью общего среднего образования. Согласно письму Министерства образования России от 12.05.99 № 707/11-12 оно «позволяет создать у обучающихся адекватное представление об окружающем мире, сформи­ровать личность современного всесторонне образованного человека и гражданина».

Исходя из общей цели системы образования, направленной на общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, начальный курс экономики призван решить следующие задачи:

  • с помощью экономических категорий и понятий содействовать целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого являются экономические отношения;

  • способствовать общему развитию школьников: развивать мышление, эмоционально-волевую сферу, формировать нравственные качества;

  • формировать знания, умения, навыки, необходимые ученику в жизни и для продолжения изучения курса в следующем звене школы;

  • развивать культуру экономического мышления, научить детей пользоваться экономическим инструментарием.

В связи с тем, что курс экономики ориентирован на достижение оптимального общего развития детей, основной акцент в программе сделан на самостоятельное приобретение школьниками новых знаний.

Обучение школьни­ков экономике должно быть ориентировано на активное использование деятельностного подхода к обучению детей. Учащийся выступает не как объект обучения, а сам участвует во всех видах учебной деятельности.
Активность школьника в процессе обучения тесно связана с его ин­тересом к предмету. Только в этом случае он принимает участие в об­суждении поставленных учителем вопросов, внимателен к изучаемому материалу, заданиям учителя. Интерес ученика как нельзя лучше помо­гает запоминанию и повышает работоспособность. «Через сказку, фан­тазию, игру, через неповторимое детское творчество, - писал В. Сухомлинский, - верная дорога к сердцу ребенка... Без сказки, без игры воображения ребенок не может жить... В сказочных образах - первый шаг от яркого, живого, конкретного к абстрактному».

  1. Общая характеристика элективного курса «Азбука экономики»

Данный курс соответствует общей направленности профиля. Функциональное назначение данного курса - знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения потребительских знаний, поэтому электив имеет прикладную направленность. Курс «Азбука потребителя» позволяет изучить некоторые экономические вопросы, включённые в контрольно-измерительные материалы Единого Государственного Экзамена по обществознанию, что позволяет сохранить преемственность между средним звеном и старшей школой.

Для изучения данного элективного курса эффективно использование активных методов обучения: проблемный метод, деловая игра. Рациональное включение в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий позволяет говорить о здоровьесберегающем компоненте обучения. Широкое использование примеров в учебном пособии по этому курсу облегчает учащимся понимание материала. Исходя из прикладной направленности электива, основной формой работы должны стать практические занятия.

Формы проведения занятий выбраны исходя из дидактических целей и содержания учебного материала. На уроках целесообразно использовать активные методы обучения: беседы, проблемные методы, лекции с разбором конкретных ситуаций и применении обратной связи.

Формы организации неурочных занятий:

- развивающие игры,

- решение задач,

- просмотр и анализ мультипликационных фильмов с экономических позиций,

- выпол­нение проблемных заданий,

- проектная деятельность

Формы контроля знаний:

- постановка контролирующих и итоговых вопросов,

- проведение итоговых уроков,

- решение задач,

-выполнение учениками творческих зада­ний,

- подготовка и защита проектов.

3. Описание места элективного курса «Азбука экономики» в учебном плане

Курс рассчитан на 17 учебных часов в год (0,5 час/нед). Существует возможность преподавать курс модулями. Возможна следующая структура курса:

5 класс - «Экономика семьи» (автор - Н.В. Новожилова)

6 класс - «Экономика школы» (автор - И.И.Нагуманова, Т.Р. Суханова)

7 класс - «Экономика ближайшего окружения» (автор - И.И.Нагуманова)

8 класс - «Личность и экономика» (автор - Н.В. Новожилова)

9 класс - элективный курс «Основы экономических знаний», составленных на основе программ «Моя фирма» (автор - Н.М.Розанова), «Азбука потребителя» (автор - В.Д.Симоненко, Т.А. Степченко), «Страхование» (автор - А.П.Архипов).

4. Предметные, метапредметные, личностные результаты освоения элективного курса
Личностные универсальные учебные действия:

У обучающегося будут сформированы:

  • внутренняя позиция положительного отношения к учебе;

  • ориентация на понимание причин успешного обучения;

  • широкая мотивационная основа экономической деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

  • проявление интереса к новому учебному материалу;

  • способность к самооценке.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости экономических знаний в современном обществе;

  • выраженной познавательной мотивации;

  • устойчивого познавательного интереса к новым способам познания;

  • морального-нравственного сознания, способности к решению морально-нравственных проблем, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

  • планировать свои действия;

  • осуществлять пошаговый и итоговый контроль;

  • различать способ и результат действия;

  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы, в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

  • высказываться в устной и письменной форме;

  • ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

  • владеть основами смыслового чтения текста;

  • анализировать объекты, выделять главное;

  • осуществлять синтез (целое из частей);

  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения об объекте;

  • обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

  • видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

  • допускать существование различных точек зрения;

  • учитывать разные мнения;

  • формулировать собственное мнение;

  • договариваться, приходить к общему решению;

  • соблюдать корректность в высказываниях;

  • задавать вопросы по существу;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • контролировать действия партнера;

  • владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

  • аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • допускать возможность существования разных точек зрения, учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

- использовать на практике понятия «экономика», «потребности», «торговля», «бюджет», «услуги» и представления о товаре как о благе, используемом владельцем для обмена с целью получения других благ; о производителе; о потребителе; о собственных затратах; о прибыли как разнице между выручкой от продаж товаров и услуг и затратами, необходимыми для производства и продажи этих товаров и услуг; о цене оптовой - цене, по которой производитель продает свой товар; о цене розничной - цене, по которой торговец продает этот же товар конечному потребителю; о торговле как особом роде деятельности; о торговой прибыли; о формах торговли: оптовой и розничной, аукционе, внутренней (внутри своей страны) и внешней (в других странах); о рынке как отношениях, складывающихся между продавцами и покупателями, и рынке как географическом месте купли-продажи; о спросе и предложении, об их изменениях в сторону увеличения или уменьшения и соотношении между ними, об их взаимосвязи с ценой; о рекламе как коммерческой информации, имеющей целью привлечь потребителей и увеличить спрос; об услугах как особой форме коммерческой деятельности; о посредничестве как особой форме коммерческой деятельности;

- использовать на практике понятие «производство» и представления о производстве как воздействии человека на природу с целью создания экономических благ; о производителе, собственных затратах производителя; о прибыли производителя; об оптовой цене и оптовой торговле как торговле партиями и разнице между оптовой ценой, по которой производитель продает свой товар, и розничной ценой как ценой, по которой конечный потребитель его приобретает; о материальных затратах; о трудовых затратах; об увеличении прибыли за счет снижения затрат; о снижении затрат и сохранении качества производимого продукта; о штрафах как мерах наказания за невыполнение или некачественное выполнение обязательств; о свободной конкуренции как форме борьбы между предпринимателями;

- понимать функционирование хозяйственного механизма населенного пункта,

- понимать смысл основных приемов выполнения экономической деятельности (учет, планирование, расчет, контроль),
- использовать на практике понятия «налоги», «пошлины», «платежи» и представления о налогах, видах налогов и налоговых поступлениях; о таможенных пошлинах как разновидности налогов, взимаемых государством с товаров, провозимых через границу; о финансировании как предоставлении денежных средств на определенные цели.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • за внешними формами видеть суть экономического явления;

  • отличать формальную логику от экономической;

  • выбирать оптимальный с экономической и нравственной точек зрения вариант и обосновывать свой выбор;

  • анализировать статистические данные, касающиеся отдельных сторон экономической жизни общества;

- находить гибкие демократичные пути решения экономических конфликтов;

- анализировать текущую информацию об изменениях экономической жизни общества;

- разумно обосновывать свои профессиональные намерения и потребности, соотносить свои способности и возможности.

5. Содержание курса

Введение. Роль экономики в жизни человека. Экономика: наука и хозяйство. Сферы экономики. Главные задачи экономики.

Тема 1. Экономические модели общества. Экономика - как хозяйственная система.

Натуральное хозяйство. Рыночное производство. По каким законам живет рынок. Механизм действия рынка: Цена товара. Покупатели и спрос. Продавцы .Конкуренция и монополия.

Проблемы и противоречия рыночной экономики. Плановая экономика. Смешанная экономика.

Тема 2. Экономическая деятельность. Производство. Производственные ресурсы. Факторы производства. Товары и услуги. Разделение труда, специализация, взаимозависимость. Производительность. Факторы, влияющие на производительность. Стоимость производства. Основные формы предприятий в Российской экономике. Малый бизнес и его роль в рыночном хозяйстве.

Тема 3. Экономические отношения.

История денег - история развития экономических отношений. Деньги как средство обращения, мера стоимости, средство накопления. Виды денег. Покупательная способность денег. Инфляция.

Кто такие потребители. Может ли потребитель воздействовать на продавца. Потребитель- главное действующее лицо на рынке. Источники информации для потребителя. Как мы выбираем. Что надо знать о товаре. Источники информации для потребителей. Поведение потребителя на рынке. Разумный потребитель.

Защита прав потребителей. Что такое потребительское законодательство. Основные права потребителей.

Разнообразие форм деятельности. Сущность и содержание труда. Трудовые ресурсы. Виды труда и трудовой деятельности. Квалификация. Сущность заработной платы. Трудовое законодательство.

6. Тематическое планирование элективного курса с определением основных видов учебной деятельности


8 класс

№ п/п

Основное содержание по темам

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

1

Введение

1

Личностные УУД:

-формирование мотивов достижения и социального признания, мотива, реализующего потребность в социально значимой деятельности.

Познавательные УУД:

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Регулятивные УУД:

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;

-умение планировать - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

-составление плана и последовательности действий.

Коммуникативные УУД:

-постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

2

Экономические модели общества

4

Личностные УУД:

- формирование мотивов достижения и социального признания, мотива, реализующего потребность в социально значимой деятельности.

Познавательные УУД:

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные УУД:

-саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;

-умение планировать - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

-составление плана и последовательности действий;.

Коммуникативные УУД:

- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка

действий партнера;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами

3

Экономическая деятельность

4

Личностные УУД:

- формирование мотивов достижения и социального признания, мотива, реализующего потребность в социально значимой деятельности.

Познавательные УУД:

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; Регулятивные УУД:

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;

-умение планировать - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

-составление плана и последовательности действий.

Коммуникативные УУД:

- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы,

поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка

действий партнера;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои

мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,

-владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами.

4

Экономические отношения

8

Личностные УУД:

-формирование мотивов достижения и социального признания, мотива, реализующего потребность в социально значимой деятельности.

Познавательные УУД:

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные УУД:

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;

-умение планировать - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

-составление плана и последовательности действий.

Коммуникативные УУД:

-постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами

Всего

17



  1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение элективного курса «Азбука экономики»


  1. Учебник по экономике: И В Липсиц «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности» для школьников 7-8 классов».-М. : Вита-Пресс, 2012 г

  2. Элективный мультимедиа-курс «Экономика и право»

  3. Интернет-ресурсы

  4. Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: В 2 кн. Кн. 1. Пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс, 2009

  5. Журнал «Экономика в школе»

  6. А.А.Мицкевич. Сборник задач по экономике.- М.: Вита-Пресс, 2011

  7. С.А.Равичев, С.Э.Григорьев, Т.А.Протасевич, А.С.Свахин. Сборник тестовых заданий по экономике. (8-11 классы).- М.: МЦЭБО- Вита-Пресс,2004.

  8. Карта по Древней истории.

  9. Тесты для проведения контрольных работ и текущего контроля.


© 2010-2022