Рабочая программа по экономике (5 класс)

Программа составлена на основании областной программы экономического образования школьников (5 – 11 кл.): Сборник программ по экономике для средней школы. – С 23 Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2002. – 131 с. Рецензент: канд. экон. наук М.В.Сивов. Составители: кафедра экономического образования НИРО. Основной задачей курса является подготовка обучающихся на уровне требований, предъявляемых Образовательным стандартом основного общего образования по экономике (2004).   Настоящая про...
Раздел Обществознание
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе областной программы экономического образования школьников.

Программа раскрывает содержание общего курса экономических знаний, которые

включают в себя как необходимое представление о современных экономических системах,основах хозяйственной деятельности, так и умения учащихся, а также основные критерииподготовки социально адаптированной личности школьника.

Овладение основами экономических знаний даст ученикам возможность понять:

· роль, которую играют в рыночной экономической системе ее субъекты;

· место государства в экономике, причины и пределы эффективности его участия в

экономической жизни;

· механизмы рыночной экономики, ее макроэкономические индикаторы, значения

сбережений и инвестиций, налоговую систему;

· причины возникновения безработицы, ее виды, связь с инфляцией, с проблемами

экономического роста;

· сущность и механизмы функционирования денежной системы, роль Центрального банка, коммерческий банков, финансовых рынков;

· движущие силы и основные закономерности экономического роста;

· основные проблемы мировой экономики, международная торговля и система платежей.

Полученные экономические знания важны для учащихся не только как информация. Они дают основу для понимания роли и прав человека в обществе, формируют рациональные экономические ценности, способствуют выработке рационального экономического поведения в обществе.

В процессе обучения учащийся должен понять, что экономические знания помогают решать проблему целесообразного выбора, который в течении жизни человек делает постоянно, в своих собственных интересах, в интересах своей семьи, сообщества.

Экономическое поведение неотделимо от поведения человека в целом, оно зависит от норм, традиций и обычаев общества.

Вместе с тем, являясь проекцией поведения на экономическую плоскость, оно имеет и

самостоятельное значение и самостоятельно составляющую его формирования. Поэтому в

процессе преподавания экономики важно опираться на знания учащихся в области общественных дисциплин, их собственный опыт, в максимальной степени использовать индуктивный метод обучения, предваряя знакомство с экономическими понятиями как можно большим числом ярких жизненных ситуаций, примеров и фактов.

В качестве текущего контроля знаний по экономике могут быть рекомендованы

традиционные для всех предметных областей способы:

· теоретические, практические, проблемные вопросы:

· решение задач и выполнение упражнений;

· домашние творческие задания;

· экономические тесты, кроссворды;

· деловые игры.

Данный курс имеет целью помочь детям развить экономическое мышление, освоить понятия и приобрести навыки, необходимые для ориентации и существования в современном рыночном мире, создает основы для дальнейшего более глубокого изучения экономики в старших классах, формирует стимулы к приобретению знаний.

Для того чтобы добиться результатов, нужно поставить и успешно решить в процессе обучения следующие задачи:

- сообщить учащимся элементарные сведения об экономике и добиться их понимания, раскрыть значение экономических понятий и терминов;

- объяснить доступные для данного возраста экономические взаимосвязи, мотивы и ограничения в экономической деятельности людей, основные экономические принципы и законы;

- привить учащимся навыки экономически грамотного поведения в повседневной жизни;

- выработать умение наблюдать и объяснять события своей повседневной жизни с точки зрения экономики;

- создать основу для дальнейшего, более глубокого изучения экономики в старших классах.

Место курса в учебном плане

Курс экономики в 5 классе рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю.


Требования к уровню подготовки учащихся.

Понятия

Умения

Тема 1. Что изучает экономика.

Потребности: духовные, социальные,

физиологические; их многообразие и

неограниченность.Блага как средства

удовлетворения потребностей.Экономические инеэкономические блага.Основные видыэкономическихресурсов, ихограниченность.Выбор как основная

экономическая проблема, его необходимость и всеобщность.

Выделять духовные, социальные,

физиологические потребности и осознавать ихбезграничность.Приводить примеры благ, удовлетворяющих различные

потребности.Приводить примеры экономическихи неэкономических благ.Классифицироватьресурсы,

осознавать их ограниченность.

Тема 2.Труд.

Труд как экономический ресурс.

Разделение труда и специализация.

Производительность труда.

Профессия и квалификация.

Заработная плата.

Различать разделение трудаи специализацию,

Приводитьпримеры.

Решать типовые задачи на расчет

производительности труда.

Приводить примеры различныхпрофессий.

Выявлять причины различийв оплате труда

Тема 3. Товары и услуги.

Товары и услуги как результат объединения

(взаимодействия)

экономических ресурсов.Товары и услуги как

экономические блага, посредством которых

удовлетворяются потребности. Различия

товаров и услуг.

Приводить примеры удовлетворения различных

потребностей с помощью товарови услуг.

Тема 4. Обмен.

Обмен, его экономическая сущность,

предпосылки возникновения.

Необходимость и взаимовыгодность

добровольного обмена.

Торговля как наиболее эффективная

форма обмена.

Объяснять предпосылки возникновения

обмена.Аргументировать утверждения о том, чтообмен расширяетвозможности

удовлетворенияпотребностей, повышает

взаимозависимость людей и что он выгоден

обменивающимся сторонам. Различать бартер иобмен при помощи денег. Приводить примеры.Объяснять, почему обмен при помощи денегявляется более эффективной формой посравнению с бартером.

Тема 5. Рынок и конкуренция.

Потребитель и его экономические интересы.

Производитель и его экономические интересы(мотивы). Рынок как взаимодействиеэкономических интересов потребителей ипроизводителей. Необходимые условиясуществования рынка. Конкуренция иконкуренты. Ценовая и неценоваяконкуренция продавцов. Влияние конкуренции

на цены. Рынок продавца и рынок покупателя.

Объяснять мотивы деятельности

производителей и потребителей. Различать

рынок как результат взаимодействия

экономических интересов продавцов и

экономических интересов покупателей и какместо купли-продажи. Приводить примерыконкуренции среди продавцов и средипокупателей. Различать ценовую и неценовуюконкуренцию, приводить примеры. Объяснять,кто и почему выигрывает на рынке продавца ина рынке покупателя. Видеть плюсы и минусы

конкуренции.

Тема 6. Экономика семьи. Семейный бюджет.

Семья как потребитель товаров и услуг на

рынке. Права потребителей и их защита.

Источники доходов семьи: заработная плата,пенсия, стипендия, пособия; доходы от сдачи варенду, от вложения денег вбанк, отподсобного домашнегохозяйства.

Основные расходы семьи:постоянные и

переменные.Планирование доходов и

расходов.Семейный бюджет. Дефицитный,

сбалансированный, избыточный семейный

бюджет. Сбережения. Рациональное

ведениедомашнего хозяйства

Перечислять основные права потребителей.

Оценивать доходы семьи. Видеть пути

увеличения доходов и экономии расходов.

Различать постоянные и переменные расходысемьи. Приводить примеры сбалансированного,дефицитного, избыточного бюджетов.Решать

типовые задачи по составлению семейного

бюджета.

Заполнять бланки отдельныхоплат.

Содержание курса.

Наименование темы, урока

Часы

Дата

1.1

1.2

1.3

1.4

2.1

2.2

2.3

2.4

3.1

3.2

3.3

4.1

4.2

4.3

5.1

5.2

5.3

5.4

5.5

6.1

6.2

6.3

6.4

6.5

6.6



Тема 1. Что изучает экономика.

Потребности, их многообразие и неограниченность.

Блага как средства удовлетворения потребностей.

Экономические и неэкономические блага.

Основные виды экономических ресурсов, их ограниченность.

Выбор как основная экономическая проблема, его необходимость и всеобщность.



Тема 2.Труд.

Труд как экономический ресурс.

Разделение труда и специализация.

Производительность труда.

Профессия и квалификация.

Заработная плата как плата за использование услуг труда.



Тема 3. Товары и услуги.

Товары и услуги как результат объединения

(взаимодействия) экономических ресурсов.

Товары и услуги как экономические блага, посредством которых удовлетворяются потребности. Различия товаров и услуг.



Тема 4. Обмен.

Обмен, его экономическая сущность, предпосылки возникновения.

Необходимость и взаимовыгодность добровольного обмена.

Торговля как наиболее эффективная форма обмена.

Тема 5. Рынок и конкуренция.

Потребитель и его экономические интересы.

Производитель и его экономические интересы.

Рынок как взаимодействие экономических интересов потребителей и производителей. Необходимые условия существования рынка.

Конкуренция и конкуренты. Ценовая и неценовая конкуренция продавцов. Влияние конкуренции

на цены.

Рынок продавца и рынок покупателя.

Тема 6. Экономика семьи. Семейный бюджет.

Семья как потребитель товаров и услуг на

рынке.

Семья как потребитель товаров и услуг на

рынке. Права потребителей и их защита.

Источники доходов семьи.

Основные расходы семьи. Постоянные и переменные расходы.

Планирование доходов и расходов семьи. Семейный бюджет. Дефицитный, сбалансированный, избыточный семейный бюджет. Сбережения.

Рациональное ведение домашнего хозяйства.

Резерв времени

Итого



4

1

1





1



1



4



1

1

1



1



4



2



1

1

4



2



1

1



5

1

1

1









1

1



9



1

2



1



2





2

1



4



34


























































































































Учебно-методическое обеспечение


1. Областная программа экономического образования школьников (составители зав. кафедрой экономического образования НИРО И.А Симонов; канд. эконом. наук, доцент кафедры эконом. образования НИРО Р.С Лукьянова; ст. преподаватели Н.М Левина, Г.И Гребенёва; методист О.В Плетенёва)

2. «Экономика: Рабочая тетрадь. 5 класс». Н.Новгород, НГЦ, 2010.

3. Белоусов Р.С., Докучаев Д.С. Я познаю мир. Экономика. М.: АСТ. 2010.

4. Пособие для учителя «Жизнь денег». Н.Новгород. Нижегородский гуманитарный центр. 2006.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Шахунская средняя общеобразовательная школа №14


Согласовано___________ Утверждаю_____________

Зам. директора по УВР Директор МБОУСОШ №14

Смирнова И.В. Н.В. Смирнова

Приказ №134 от 05.09.14







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по экономике МБОУ СОШ №14

на 2014 - 2015 учебный год

для 5 класса

составлена на основе областной программы экономического образования школьников (составители зав. кафедрой экономического образования НИРО И.А Симонов; канд. эконом. наук, доцент кафедры эконом. образования НИРО Р.С Лукьянова; ст. преподаватели Н.М Левина, Г.И Гребенёва; методист О.В Плетенёва)



Учитель Н.А Куливец

Рассмотрено на заседании

методического совета

Протокол №____1__ от_05.09.14г.

Председатель МС________________

Бушуева Т. Л.

© 2010-2022