Статья Отражение проблемы социального сиротства в российских СМИ

Данная статья имеет практическую направленность и абсолютно оригинальна. Отражение социального сиротства в СМИ в данной статье изучается посредством метода анализа документов, точнее, анализа материалов газеты «Известия».  Для проведения внутреннего анализа в данной статье использовался традиционный метод анализа документов и формализованный метод анализа документов (контент-анализ). Для определения поля предстоящей деятельности использовался простой частотный анализ. Мы проанализировали все сл...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сайханова Л. И.

ОТРАЖЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА В РОССИЙСКИХ СМИ


Для исследования отражения социального сиротства было решено использовать метод анализа документов. Данный метод может использоваться и как самостоятельный (в основном, в теоретических исследованиях) и как вспомогательный на этапе подготовки любых прикладных исследований. В качестве документа в социологии может выступать любой специально созданный предмет для передачи или хранения информации. Выделяют различные виды документов по способу фиксации информации, по статусу, по авторству, по содержанию. Так как не все документы несут в себе в равной мере объективную информацию (официальные документы более объективны, чем неофициальные, личные более объективны, чем безличные, первичные более объективны, чем вторичные) мы выбрали для анализа материалы газеты «Известия».

«Известия» - российская общественно-политическая и деловая ежедневная газета, учрежденная в марте 1917 года. В настоящее время является независимым СМИ, издатель - ОАО «Редакция газеты "Известия"». Тематика газеты - освещение событий в России и за рубежом, аналитика и комментарии, обзор вопросов бизнеса и экономики, событий культурной и спортивной жизни. Газета выпускается как в печатном, так и в электронном виде. Объем газеты «Известия» 12-48 полос; периодичность выхода - пять раз в неделю с понедельника по пятницу; формат - А2. В феврале 2005 г. лидер мировой прессы американская газета «The New York Times» выбрала «Известия» в качестве партнера для издания в России приложения The New York Times in Известия без купюр на языке оригинала. Генеральный директор ОАО «Редакция газеты "Известия"» - Петр Годлевский. Главный редактор газеты «Известия» - Владимир Мамонтов

Социологи в своей работе чаще всего используют текстовые и статистические документы. На оценку достоверности документа направлен внешний анализ документа - изучение «исторического контекста» документа (времени и условий его создания, целей создания документа, инициатора и автора). Всякая социальная информация представляет собой результат социальной деятельности и как таковая отражает особенности социальных взаимодействий, социальные интересы и потребности людей. Внешний анализ позволяет определить степень объективности социальной информации, содержащейся в документе. Собственно достоверность документа и содержащейся в ней информации проверяется при помощи сравнения ее с другими документами, исходящими из того же источника или с независимыми источниками.

Определив документальную базу исследования, приступают к внутреннему анализу документов - исследованию самого содержания документа. Для проведения внутреннего анализа можно использовать традиционный метод анализа документов и/или формализованный метод анализа документов (контент-анализ).

Формализованный анализ (контент-анализ) - предполагает перевод качественной информации в количественные показатели. Суть этого метода сводится к тому, чтобы найти такие легко подсчитываемые признаки, черты, свойства документов, которые отражали бы определенные существенные стороны содержания. Таким образом, качественное содержание делается измеримым, становится доступным точным вычислительным операциям. Использование контент-анализа позволяет достичь высокой степени точности и объективности анализа; обобщить большой объем несистематизированного материала; проанализировать специфические характеристики языка изучаемых источников.

Процедура контент-анализа связана с переводом качественной информации на язык счета и включает в себя:

Определение документальной базы исследования.

Определение предмета (темы и целей) анализа документов.

Выделение категории анализа - набора смысловых единиц (слов, высказываний, другой знаковой информации), в которых мы можем описать предмет исследования. Категории анализа представляют собой концепцию исследования.

Определение единицы счета (частота обращения или использования, абзац, полоса, печатные знаки, статья, монография, элементы изображения и другое). Определение единиц счета зависит от специфики документальной базы, предмета и смысловых единиц анализа.

Подсчет употребления категорий анализа при помощи заранее подготовленного классификатора контент-анализа.

Классификатор контент-анализа не имеет унифицированной формы. В наиболее простом виде это таблица, содержащая в себе по вертикали смысловые единицы анализа, а по горизонтали - единицы счета.

Анализ полученной информации путем определения простых и относительных частот. Простые частоты представляют собой простой подсчет частоты появления в текстах различных слов, тем, суждений и т.п.

Относительные частоты позволяют сравнивать два и более документов, делать выводы на основе сравнения относительных частот с определенными нормами употребления тех или иных слов (данные можно найти в частотных словарях).

Современными тенденциями в развитии метода контент-анализа является изучение связей категорий (анализ совместной встречаемости различных категорий); контекстный анализ (анализ контекста употребления тех или иных категорий).

Для исследования причин роста социального сиротства мы решили проанализировать все журналистские материалы, опубликованные в газете «Известия» в 2005 - 2008 годах.

Для определения поля предстоящей деятельности мы использовали простой частотный анализ. Слово «сиротство» было использовано в 44 материалах, а слово «сирота» («сироты») - 495 раз. Поэтому выбор в качестве категории анализа слова «сирота» («сироты») является очевидным.

Мы проанализировали все случаи употребления слова «сирота» («сироты») и пришли к выводу, что, несмотря на очень высокую частоту употребления данного слова, явление сиротства не является частым предметом рассмотрения издания. Во многих случаях (98 из 495) слово «сирота» («сироты») употребляется не в том смысле, в котором оно используется в данном исследовании: применительно к животным (материал «Гигантская столетняя черепаха усыновила детеныша бегемота, осиротевшего из-за цунами», опубликованный 20.01.2005 и т.д.), героям художественных произведений (балета «Золушка», цикла романов о приключениях Гарри Поттера») - или применяется в символическом значении состояния одиночества, оторванности от окружающих, свойственного совершеннолетним людям или даже социальным группам. Также за скобки мы вывели те материалы, в которых слова «сирота» («сироты») употреблялось применительно к взрослым или даже умершим на момент написания журналистского произведения людям, оставшихся в детстве сиротами (Чингисхан, Роман Абрамович и пр.)

Ещё более грустную картину представляет результат отбора материалов по следующему критерию - важность, значительность темы сиротства в журналистском произведении. В 211 материалов из 397 категория «сирота» («сироты») упоминается походя, зачастую для красного словца, обычно в перечислении «старики, инвалиды, сироты» или «вдовы и сироты», как одна из наиболее беззащитных и социально незащищенных социальных групп. А иногда для того, чтобы подчеркнуть общую положительность герои публикации журналист пишет, что он или она жертвовал(а)/собирал(а) средства на помощь детям-сиротам (британский принц Гарри, супруга президента Гейдара Алиева и пр.) Ещё один далеко не единичный случай, заслуживающий упоминания - использование слова «сирота» («сироты») в материалах о Великой Отечественной войне и о праздновании Дня Победы. В материалах на эти темы слова «сирота» («сироты») употребляются всегда. Также слово «сирота» («сироты») обязательно упоминают люди духовного звания, по тем или иным поводам дающие интервью журналистам «Известий».

Из 188 материалов, в которых делались разной степени удачности попытки рассмотреть/изучить/показать явление сиротства, только в 83 упоминались не как-либо абстрактные «сироты», иллюстрирующие нерешенные социальные проблемы, стоящие перед политиками, страной или её регионом, а конкретные дети, воспитанники конкретного детского дома или приюта, конкретная возрастная группа. Причём часто эти конкретные дети (Вика Мороз, Катя Тимочкина) или организации (православная община «Семейный очаг», лицей «Подмосковный», основанный Ходорковским) становятся героями нескольких (2 - 5) публикаций: «Известия» публикуют дополнительные данные или рассказывают о дальнейшем развитии событий.

Таким образом, мы сделали достаточно неожиданный вывод - несмотря на то, что слова «сирота» («сироты») весьма активно используются, само явление сиротства показывается либо очень абстрактно и обще, а зачастую и просто для красного словца либо - напротив - абсолютно конкретно: выводя на страницы газеты несчастных больных детей, родители которых покинули их в переносном или прямом смысле (Вика Мороз, Катя Тимочкина, сироты Рената и Сережа), или знаменитостей, которые их усыновляют (Анжелина Джоли, Мадонна, Михаил Зурабов). Стоит отметить, что конкретным детишкам, о которых писали, публикация весьма помогла (читатели их усыновляли, брали под опеку, просто помогали морально и материально). Возможно, если бы сиротство, как социальное явление имело бы такую же газетную площадь и столь же талантливых авторов, оно бы тоже получило поддержку?


© 2010-2022