Программа по обществознанию 11 класс

Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КРАСНОПЕРЕКОПСК

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ


«Согласовано»

Руководитель ГМО

________ /Я.Е.Василенко

Протокол №___

от«___» ____________ 20__ г

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

___________ / О.П.Арефьева

«___» ____________ 20__ г

«Утверждаю»

Директор школы:

_________ / Н.В.Лебедева

Приказ № ____

от«___» ____________ 20__ г.



Рабочая программа по обществознанию

11 класс

2015/2016 учебный год

Василенко Ярослава Евгеньевна

учитель высшей квалификационной категории


Срок реализации программы - 1 год

г. Красноперекопск

СОДЕРЖАНИЕ


1

Пояснительная записка:

-адресность программы

-нормативная основа программы

-структура документа

-цели, задачи изучения курса

- место предмета в базисном учебном плане

-особенности данной программы преподавания обществознания

- контроль и оценивание знаний

-общеучебные умения, навыки и способы деятельности

- требования к уровню подготовки обучащихся

3

2

Содержание программы

7

3

Тематическое планирование

8

4

Календарно-тематическое планирование

8

5

Ресурсное обеспечение программы

14

6

Критерии оценивания устного ответа по обществознанию

14

7

Характеристика КИМов, используемых при оценивании уровня подготовки обучающихся

16

8

Приложение. Ориентировочные итоговые тестовые задания по обществознанию 11 класс

19

9

Изменения, вносимые в программу

24










1. Пояснительная записка

Адресность программы

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Рабочая программа определяет цели и содержание обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, структурирует учебный материал посредством тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Рабочая программа является ориентиром для составления авторских учебных программ для отдельного класса ступени основного общего образования на конкретный учебный год, с обязательной её корректировкой и ориентацией на особенности образовательной организации, учебные возможности класса.

Нормативная основа программы

  • Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации от 5.03.2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».);

  • Федерального закона № 273-ФЗ от 01.09.2013 «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Фундаментального ядра общего образования;

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 № 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений";

  • Федерального закона № 273-ФЗ от 01.09.2013 «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 N 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников".

  • Программа общеобразовательных учреждений «История Обществознание 5-11 классы. М., «Просвещение», 2006

  • Приказа Управления образования Красноперекопского городского совета № 488 от 05.09.2014 г «О порядке разработки и утверждении рабочей программы учебного предмета (курса)»;

  • Приказа МКУ «ЦИМС» управления образования администрации города Красноперекопска от 10.06.2015 г. № 35 «Об организации работы по разработке проектов рабочих учебных программ на 2015/2016 учебный год»

  • Основной образовательной программой основного общего образования (10-11 классы) МБОУ «СОШ №3 » на 2015- 2017гг. (приказ УО от 05.09.14 №488)

Используемый учебно-методический комплект:

1) Обществознание. 11класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень; / [Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. ]под ред. Л.Н. Боголюбова [и др.] ; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение».- М. : Просвещение, 2014.

2) Обществознание. Поурочные разработки. 11 класс : пособие для учителей общеобразоват. организций: базовый уровень / [Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.Ю. Басик и др. ]. - М. : Просвещение, 2014.

Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.

Структура документа

Данная рабочая программа включает: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения тематических блоков, Календарно-тематическое планирование, Ресурсное обеспечение программы, Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся, приложения.

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществознанию (обществоведению) представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Знания об этих социальных объектах дают социология, экономическая теория, политология, социальная психология, правоведение, философия. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей. Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др. Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей, задач:

развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования отводит 140 ч для изучения на базисном уровне учебного предмета «Обществознание». В том числе: в 11 классах по 70 ч, из расчета 2 ч в неделю, один из которых планируется для различных видов самостоятельной работы учащихся. Все это открывает возможность для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Данная программа, ориентирована на изложенные выше цели базового обществоведческого курса. В 11 классе предусмотрено значительное расширение экономической и правовой проблематики, а также некоторых вопросов социально-политического характера.

Контроль и оценивание знаний.

Рабочая программа предусматривает следующие формы текущего контроля: тестирование, практические работы, повторительно-обобщающие уроки, исторические диктанты, самостоятельная работа (воспроизводящая; реконструктивно - вариативная; эвристическая; творческая, синквейн.), письменная проверочная работа;- карточки - задания, кроссворды.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы. При выполнении творческих работ (особенно в рамках предпрофильной подготовки) формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Требования к уровню подготовки. В результате изучения обществознания ученик должен: знать и понимать:

биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;

необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

- особенности социально-гуманитарного познания; уметь:

характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

извлекать из неадаптированных, оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

готовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

совершенствования собственной познавательной деятельности;

критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах, определения личной и гражданской позиции;

предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.

2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

11 класс (70 ч.)

ГЛАВА I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА (26 ч)

Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.

Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.

Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.

Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.

Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы.

Государственная политика в области занятости.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.

Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.

ГЛАВА II СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА (15 ч.)

Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.

Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда.

Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль.

Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений.

Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Культура топоса.

Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура

ГЛАВА III ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА(27 ч.)

Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды.

Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России.

Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества.

Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология.

Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ (6 .)

Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противоречия.

Не менее 50% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

- работу с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

- критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

- анализ современных общественных явлений и событий;

- освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т. п.);

- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

- аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

- написание творческих работ по социальным дисциплинам.

3.Тематическое планирование

п/п

Тема

Общее количество часов

В том числе на повторение и обобщение

1

Введение

1


2

Тема I. Экономическая жизнь общества

25

1

3

Тема II. Социальная сфера

15

1

4

Тема III. Политическая жизнь общества

25

6


Всего

70


4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 11 КЛАССЕ

(70 часов).

п/п

дата

Тема урока

Содержание урока

Основные понятия, термины

Самостоятельная работа, дом. задание

планир.

факт

1



Введение

Основное содержание курса. Проблематика. Межпредметные связи.

-

Стр. 5

Тема I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА(25ч.)

2-3



Роль экономики в жизни общества

Понятие «экономика». Что изучает экономическая наука.

Экономика

§ 1

4-5



Экономика: наука и хозяйство.

Экономика и экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности.

Макроэкономика, микроэкономика, мировая экономика, экономические блага, обмен, производительность, ВНП, ВВП.

§ 2, термины

6-7



Экономический рост и развитие.

Понятие экономического роста. Факторы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный рост. Экономическое развитие. Экономический цикл.

Экономический рост, экстенсивный рост, интенсивный рост, экономическое развитие, экономический цикл.

§ 3, термины

8-9



Рыночные отношения в экономике.

Рынок и его роль в экономической жизни. Рыночная структура и инфраструктура. Конкуренция и монополия. Современный рынок. Становление рыночной экономики.

Традиционная экономика, командная экономика, рыночная экономика, спрос, предложение, фондовый рынок, монополия.

§ 4, термины, задание 3,4, с. 54.

10-11



Фирмы в экономике

Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки производства. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Фирма, заработная плата, прибыль, рента, капитал, издержки производства, экономические издержки, внутренние издержки, внешние издержки, экономическая прибыль, бухгалтерская прибыль, постоянные и переменные издержки.

§ 5, термины,

12-13



Правовые основы предпринимательской деятельности

Правовые основы предпринимательства. Организационно-правовые формы предпринимательства. Как открыть свое дело.

Предпринимательство, предпринимательские правоотношения, субъекты предпринимательского права, товарищество, ООО, ОАО, ЗАО, унитарные предприятия, лицензия.

§ 6, термины.

14-15



Слагаемые успеха в бизнесе

Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

Источники финансирования, банковский кредит, менеджер, менеджмент, маркетинг.

§ 7, термины

16-17



Экономика и государство

Экономические функции государства. Инструменты регулирования экономики. Денежно-кредитная политика. Бюджетно-налоговая политика. Рынок и помощь государства.

Российская экономическая политика, государственный бюджет, дефицит бюджета.

§ 8, термины, задание 3.

18-19



Финансы в экономике

Банковская система. Другие финансовые институты. Инфляция: виды причины, последствия.

Финансы, банковская система, центральный банк, коммерческий банк, пассивные и активные операции банка, инфляция.

§ 9, термины, задание 6,.

20-21



Занятость и безработица

Рынок труда. Причины и виды безработицы. Государственная политика в области занятости.

Рынок труда, заработная плата, прожиточный минимум, занятость, безработица.

§ 10, термины, задание 1,2

22-23



Мировая экономика

Понятие мировой экономики. Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.

Мировая экономика, международное разделение труда, протекционизм, свободная торговля, тарифные и нетарифные методы регулирования.

§ 11, термины

24-25


11.12

Экономическая культура

Рациональное поведение потребителя. Рациональное поведение производителя.

Рациональное поведение, обязательные расходы, производительность труда.

§ 12..

26


18.12

Повторительно-обобщающий урок

Человек и экономика.



Тема II СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА (15 ч.)

27-28


21.12.22.12

Социальная структура общества

Знать: что такое социальный статус личности в обществе, социальная группа, социальные отношения что такое социальная стратификация, какие существуют крупные страты в определенном обществе людей


§ 13, термины Составить схему «Социальная структура общества», и словарик по теме.

29-30



Социальные нормы и отклоняющееся поведение

Знать: - что такое социальные нормы и социальный контроль; - в чем состоит значение самоконтроля.

Уметь: - приводить примеры, характеризующие виды социальных норм; - определять причины отклоняющегося поведения; объяснять социальную опасность преступности


§ 14, термины Составить таблицу «Виды социальных норм».

31-32



Нации и межнациональные отношения

Знать, что представляют собой межнациональные отношения. Уметь: - разъяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на конкретные исторические примеры; - пояснять сущность этноцентризма и его влияние на взаимоотношения с разными народами; - уметь анализировать этнические конфликты, имевшие место в истории и существующие в современном обществе; - уважительно относиться к национальной инакости людей


§ 15, термины,

Эссе на тему «Причины межнациональных конфликтов и пути их преодоления. Словарик по теме,

33-34



Семья и быт.

Знать, что такое семья с социологической точки зрения, какие могут быть семьи. Уметь: - описывать жизненный цикл семьи; - анализировать мотивы и причины распада семей; - анализировать семейные взаимоотношения и находить грамотные варианты выхода из конфликтных жизненных ситуаций


§ 16, термины

Составить схему «Функции семьи», словарик по теме

35-36



Гендер-социальный пол



§ 17, термины,

37-38



Молодежь в современном обществе.

Знать: - актуальные проблемы нашего общества и молодежи; - как изменяются социальные роли человека в молодые годы; - какие льготы предусмотрены для несовершеннолетних работников. Уметь характеризовать особенности молодежи как социальной группы


§ 18, термины Задания группам: выделить проблемы современной молодёжи, проработать пути их решения

38-39



Демографическая ситуация в современной России



, задание 2 или 3, с. 212.

40



Повторительно-обобщающий урок



§ 19, термины, задание 1, с. 228.

Тема III ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА (26 ч.)

41-42



Политика и власть.

Знать, какие существуют формы проявления влияния в обществе. Уметь: - пояснять, что представляет собой власть, ее виды; - анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с борьбой за власть

Знать: - что такое политическая система общества и какова роль государства в ней; - основные признаки и функции государства, уметь их анализировать; - что такое политический режим и какие существуют его типы; - какие причины могут лежать в основе зарождения государства


§ 20, термины, задание 1, с. 238.

43-44



Политическая система


§ 21, термины, задания 1 или 2, Составить схемы «Политические институты», «Власть и её виды

Составить схему «Политическая система» и словарик по теме или 3,с. 249.

45-46



Гражданское общество и правовое государство

Знать: - основные положения урока; - что такое гражданское общество; - что представляет собой институт «гражданства», а также кто такие граждане и каков их правовой статус; - что такое правовое государство, каковы его основные признаки

Составить кластер «Правовое государство» и словарик по теме

§ 22, термины,

47-48



Демократические выборы

Знать: - что представляет собой политическая система; типологии политических партий и их сущность. Уметь определять сходства и различия мажоритарной и пропорциональных политических систем

Составить таблицу «Политические партии, их программы»

§ 23, термины,

49-50



Политические партии и партийные системы


§ 24, термины,

51-52



Политическая элита и политическое лидерство


§ 25, термины,

53-54



Политическое сознание

Знать: - что представляет собой голосование, референдум и каков их механизм; - каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны, чтобы оказывать реальное воздействие на власть и принимаемые ею решения. Уметь: - объяснять сущность активного и пассивного избирательного права; - анализировать собственные и чужие политические симпатии и определять факторы, способствующие политической активности населения; - объяснять противоречия реальной жизни и находить возможные варианты их разрешения


§ 26, термины,.

55-56



Политическое поведение

Анализ материалов СМИ, выполнение проблемных заданий

§ 27, термины,

57-59



Политический процесс и культура политического участия

Знать основные положения главы. Уметь: - анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; - высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; - уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Анализ материалов СМИ, выполнение проблемных заданий

§ 28, термины

60-

64



Уроки представления результатов проектной деятельности по темам главы 3



§ 29, термины,

65-66



Повторительно-обобщающий урок




67-70



Резерв





5. Ресурсное обеспечение программы:

  1. Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права: учеб. пособие. - М.: Мастерство: Высшая школа, 2000;

  2. Козленко С.И. Обществознание. Всероссийские олимпиады. - М.: Просвещение, 2008;

  3. Курбатов В.И. Обществознание. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999;

  4. Конституция РФ, РБ;

  5. Липсиц И.В. Экономика: учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. в 2 кн. - М.: Вите-Пресс, 2006.

  6. Магницкая Е.В., Евстигнеев Е.Н. Трудовое право. Краткий курс. - СПб: Питер, 2004;

  7. Мушинский В.О. Основы правоведения. - М.: Междунар. отнош., 1997;

  8. Певцова Е.А. Обществознание. 10-11 классы: Книга для учителя. Методическое пособие к учебнику А.И. Кравченко «Обществознание. 10-11 кл.». - М.: ТИД «Русское слово - РС», 2001;

  9. Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры: учебник для 10 кл. В 2 ч. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2005;

  10. Поляков Л.В., Федоров В.В. Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. - М.; Просвещение, 2008;

  11. Райзберг Б.А. Основы экономики и предпринимательства. - М.: Просвещение1995;

  12. Степанько С.Н. Олимпиадные задания по обществознанию. 9-11 классы. - Волгоград: Учитель, 2008;

  13. Тавадов Г.Т. Политология: учебное пособие. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.

6. Критерии оценки по обществознанию

Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.

Оценка «4» ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

  3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

  2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.

  4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

  5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

  6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

  2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.

  3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

  5. Полностью не усвоил материал.

При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки

  1. незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений

  2. неумение выделить в ответе главное;

  3. неумение применять знания для решения проблемных задач и объяснения явлений;

  4. неумение делать выводы и обобщения

  5. неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;

Критерии оценки рефератов

1. Плагиат/не плагиат (0 баллов в случае плагиата)

2. Использование аппарата, категорий, логики институциональной экономики

(демонстрация приобретенных знаний и умения ими пользоваться)
3. Раскрытие темы

4. Логика рассуждений, обоснованность выводов

5. Самостоятельность анализа (наличие своей логики изложения, собственных примеров и т.п.).

Критерии оценки презентаций

1. Свободность изложения материала (в том числе: рассказ без листка или зачитывание)
2. Раскрытие темы в докладе
3. Логичность изложения
4. Степень владения материалом (в том числе правильность ответов на вопросы)
5. Самостоятельность при рассказе (наличие своей логики изложения и примеров, отличных от изложенных в лекциях и семинарах)

Критерии оценки тестовых заданий.

Тесты, составлены в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования и действующими программами и учебниками.

Задания составлены в форме открытых тестов. К каждому вопросу дается четыре варианта ответов, только один из которых - правильный. При составлении тестов учитывались следующие методические условия:

• тесты корректны по содержанию - тестовые опросы соответствуют стержневым линиям и концепциям государственного стандарта и программы;

•язык теста лаконичен, однозначен и выразителен;

• задания в одном тесте разного уровня сложности, что позволяет проверить знания каждого учащегося, и сравнить степень усвоения материала;
• тестовые задания начинаются с легких и завершаются трудными.

Критерии оценки.

Каждый балл (по пятибалльной системе) равен 20%:

20% - 1 балл,

20%-40% - 2 балла,

40%-60 %- 3 балла,

7.Характеристика КИМов, используемых при оценивании уровня подготовки обучающихся:

Формы контроля знаний и умений обучающихся по истории:

В данной рабочей программе предусмотрены традиционные формы контроля знаний учащихся и их умений:

- исторический диктант;

- тестовое задание

- самостоятельная работа (воспроизводящая; реконструктивно - вариативная; эвристическая; творческая, синквейн.)

- письменная проверочная работа;

- практическая работа;

- карточки - задания

- кроссворды

Применются для оценки и коррекции учебного материала по главам

  1. Тестовые задания. Здесь обучающимся предлагается несколько, обычно 3-4, варианта ответов на вопрос, из которых надо выбрать правильный. Чаще используется при выявлении и коррекции знаний у учащихся по разделам и главам программы.. Обучающиеся не теряют времени на формулировку ответов и их запись, что позволяет охватить большее количество материала за это же время. Следует, однако, отметить, что тестовые задания дают возможность проверить ограниченную область знаний и умений обучающихся, оставляя в стороне деятельность по созданию исторических объектов, воспроизведению конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и экологическим явлениям и т.п. По результатам выполнения тестов учитель не может проверить умения обучающихся решать комбинированные задачи, способности построения логически связанного ответа в устной форме. Варианты ответов на каждое задание должны подбираться таким образом, чтобы исключались возможности простой догадки или отбрасывания заведомо неподходящего ответа.Тестовый контроль не проверяет умение обучающихся строить ответ, грамотно и логично выражать свои мысли на языке науки, рассуждать и обосновывать свои суждения. Тестовый опрос многофункционален. Он позволяет быстрее понять, как дальше работать с данным учеником.

2.Устный ответ по теме. - предполагает комплексную проверку всех знаний и умений обучающихся. Ученик может решать задачи, выполнить практическую работу, а затем беседовать с учителем. Устная беседа с учителем, позволяющая проконтролировать сформированность исторического мировоззрения, пробелы в знаниях, рассмотреть непонятные места в курсе, отличает данную форму от других форм контроля. Это наиболее индивидуализированная форма. Учитель решает, основываясь на результатах прошлых или промежуточных контрольных мероприятий, какие знания и умения целесообразно проверять у каждого ученика: всем даются индивидуальные задания. Качество устной проверки зависит от подбора, последовательности и постановки вопросов, которые предлагаются, во-первых, каждый вопрос должен быть целенаправленным и логически завершённым, а во вторых, должен быть предельно сжатым, лаконичным и точным. Рекомендуется учащимся пояснять устные ответы схематическими рисунками, диаграммами, таблицами. Этот приём заставляет обучающихся точнее выражать мысли, конкретизировать знания и приводить их в определённую систему. Это позволяет избежать ошибок, связанных с неумением школьников отобрать необходимые для ответа сведения, установить соподчинение составных частей ответа, расположить материал в таблице или схеме.

3.Исторический диктант -представляет собой перечень вопросов, на которые обучающиеся должны дать незамедлительные и краткие ответы. Время на каждый ответ строго регламентировано и достаточно мало, поэтому сформулированные вопросы четко и требуют однозначных, не требующих долгого размышления, ответов.

С помощью исторических диктантов можно проверить ограниченную область знаний обучающихся:

- буквенные обозначения исторических понятий, явлений, ход событий;

- определения исторических явлений, формулировки исторических законов, формулировки научных фактов.

Исторический диктант не позволяет проверить умения, которыми овладели обучающиесяпри изучении той или иной темы. Таким образом, быстрота проведения исторического диктанта является одновременно как сто достоинством, так и недостатком, т.к. ограничивает область проверяемых знаний. Однако эта форма контроля знаний и умений обучающихся снимает часть нагрузки с остальных форм, a также может быть с успехом применена в сочетании с другими формами контроля.

4. Кроссворд - применяется в двух формах: в качестве разгадывания и самостоятельного составления активизирует мыслительные процессы, однако этот метод проверки - является дополнительный к известным методам контроля, но не альтернативный им, поскольку не дает возможности проверить глубину понимания изученного материала.

Применяется для оценки и коррекции учебного материала по темам:

5. Кратковременная самостоятельная работа. Здесь обучающимся задается некоторое количество вопросов, на которые предлагается дать свои обоснованные ответы. В качестве заданий могут выступать теоретические вопросы на проверку знаний, усвоенные обучающимися конкретные ситуации, сформулированные или показанные с целью проверить умение обучающихся распознавать исторические явления, задания по моделированию (воспроизведению) конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и понятиям. При этой форме контроля обучающиеся обдумывают план своих действий, формулируют и записывают свои мысли и решения. Кратковременная самостоятельная работа требует гораздо больше времени, чем предыдущие формы контроля, и количество вопросов может быть не более 2-3, а иногда самостоятельная работа состоит из одного задания.

6. Письменная проверочная работа - наиболее распространенная форма в школьной практике. Традиционно проверочные работы по истории проводятся с целью определения конечного результата в обучении умению применять знания. Содержание проверочных работ составляют задачи как текстовые, так и экспериментальные. Понятие "проверочная работа" следует расширить и включить в нее различные типы заданий, если она используется учителем как форма контроля знаний и умений обучающихся в конце изучения темы. Творческие задания, составляющие проверочные работы, могут быть разными по сложности: это позволит учителю проверить, насколько полно обучающиеся усвоили изучаемые знания, а если кто-то не справился с заданием целиком, то обладает ли он необходимым минимумом знания по этой теме или на каком уровне он усвоил материал темы.Задачи могут включать в себя вопросы повышенной сложности, необязательные для выполнения, но за их решение ученики получают дополнительную хорошую отметку, а учитель - возможность выявить знания и умения учеников, не входящие в обязательные требования программы.

7. Практическая работа. позволяют обучающимся провести наблюдения, анализ в ходе сравнения, сделать вывод или обобщение.

По способу организации практические работы проводятся фронтально и группами.

С целью экономии времени при проведении практической работы используются по возможности инструктивные карточки. Они включают цель работы, оборудование, перечень материалов для изучения, а также указания о порядке и способах проведения работы, рекомендации для записи результатов наблюдений.

8. Карточки-задания как средство конкретизации и развития понятий, для доказательств и обобщений.Содержание карточек включает:

  • вопросы, требующие конкретных знаний, фактического материала;

  • задания, предлагающие применение ранее полученных знаний для усвоения нового материала;

  • задания, требующие доказательного ответа на основе систематизации и обобщения изученного.

Содержание и построение вопросов и заданий предполагает развитие умений и навыков логического мышления, умений последовательно изучать, выбирать наиболее правильное решение вопроса, осуществлять связь ранее полученных знаний с поставленной проблемой, делать выводы и обобщения. Карточки-задания, включающие отрывки из текста и вопросы по их содержанию, предполагают развитие умений соотносить полученные знания с вновь приобретёнными, использовать их в новой ситуации для обобщений и доказательств

ПРИЛОЖЕНИЕ


Ориентировочные итоговые тестовые задания по обществознанию 11 класс


ВАРИАНТ 1

Часть А

При выполнении этой части дается 4 ответа, один из которых верный.

1.Обществом в широком смысле слова называют

а)весь окружающий мир б)совокупность форм объединения людей

в) группы, в которых происходит общение г)взаимодействия людей в повседневной жизни

2.Отношения общества и природы характеризуются тем, что

а)общество оказывает преимущественно отрицательное влияние на природу

б)природа полностью определяет направление развития общества

в)общество не оказывает существенного влияния на природу

г)природа и общество воздействуют друг на друга

3.Если общество утрачивает способность к выполнению той или иной значимой функции, то это является признаком

а)регресса б)эволюции в)революции г)реформы

4.К потребностям человека, обусловленным его биологической организацией, относятся потребности в

а) самореализации б)самосохранении в)самопознании г)самообразовании

5.Признаком человеческой деятельности, отличающей ее от поведения животных, является

а)проявление активности б)целеполагание в)приспособление к среде обитания г)взаимодействие с окружающим миром

6.Какой термин используется для того, чтобы обозначить неповторимое своеобразие, специфические черты, присущие конкретному человеку?

а) индивид б) деятель в) творец г) индивидуальность

7.Результатом самопознания, в частности, является

а ) накопление знаний о человеке и обществе б) познание ценностей общества в) изучение социальных норм г) представление о своих способностях

8.Познание в отличие от общения

а) является проявлением человеческой активности

б) допускает использование речи (словесных форм)

в) способствует развитию личности

г) может быть индивидуальным

9.И абсолютная, и относительная истины

а) всегда находят свое подтверждение в практике

б) носят объективный характер

в) дают полное, исчерпывающее знание о предмете

г) могут быть опровергнуты со временем

10.Примером какого вида знания является утверждение: «Задатки - природная основа способностей»?

а)паранаучного б)мифологического в)научного г)обыденного

11.Любое государство характеризуется

а)разделением властей б)наличием армии

в)осуществлением тотального контроля над личностью г)многопартийностью

12.Либеральная политическая идеология предполагает

а)уважение к традициям, обычаям, существующим в обществе

б)борьбу против социального неравенства, социальных контрастов

в)стремление к созданию социально однородного бесклассового общества

г)признание в качестве приоритета прав и свобод отдельной личности

13.С помощью такого критерия, как совершенствование нравственности людей, можно показать прогрессивный характер

а)изобретения письменности б)успехов в освоении космического пространства в)отмирания обычая кровной мести г)учения о разделении властей

14.К духовной жизни общества относятся:

а)знания б)стремления и цели людей в)все указанное выше

15.Девиантным поведением считается

а)алкоголизм б)убийство в)кража г)вымогательство

16.Нормы гражданского права применяются при

а)получении патента б)выборах в органы представительной власти

в)экологических правонарушениях г)решении трудовых споров

17.Племена и народности- это:

а)исторические типы общества б)социальные страты в)этнические общности г)социальные группы

18.Экономическое развитие страны определяется:

а) ее бюджетом б) ВВП в)расходами на образование г)количеством предприятий

ЧАСТЬ В

При выполнении заданий этой части, ответ необходимо давать в виде слова, последовательности букв или цифр.

В1.Ниже приведен перечень понятий. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «наука». Закон, теория, культ, понятие, факт.

Найдите и укажите термин не связанный с понятием «наука».

В2.Установите соответствие между формой познания и ее особенностью: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ

ОСОБЕННОСТИ

А)миф

1)знание является побочным продуктом практической деятельности

Б)наука

2)знание существует в форме художественных образов

В)обыденное знание

3)знание раскрывается в процессе повествования

Г)искусство

4)знание является результатом целенаправленной деятельности

В3.Найдите в приведенном списке проявления экономической (хозяйственной) деятельности людей и обведите цифры, под которыми они указаны.

А)строительство новой транспортной развязки Б)выборы депутатов парламента В)изменение ставки банковского процента Г)оказание парикмахерских услуг Д)репетиция новой пьесы в театре Е)покупка в кредит квартиры

В4.Переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности - это …………………….

В5.Идут сельскохозяйственные работы: прополка, окучивание, полив. Укажите, что из ниже приведенного списка является объектом данной деятельности:

1)водители поливочных машин 2)поливочные машины 3)грядки картофеля 4)помидоры и огурцы в теплицах 5)технические приспособления 6)пшеничное поле 7)земледельцы

В6.Мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения называется ………………….

В7.Найдите в приведенном ниже списке правовые отношения, регулируемые нормами гражданского права ,и укажите цифры, под которыми они указаны.

1)заключение брачного договора 2)заключение договора о поставке продукции 3)конфискация имущества 4)установление авторства 5) нарушение дисциплины труда 6)совершение покупки в магазине

ВАРИАНТ 2

Часть А

При выполнении этой части даётся 4 ответа, один из которых верный.

1. Личность человека - это

а) целостность социальных свойств человека

б) своеобразное сочетание особенностей, отличающих одного человека от другого

в) отдельный представитель социальной общности

г) отдельно взятый человек как представитель человеческого рода

2. В наиболее общем виде под культурой понимают

а)сложные формы поведения людей б)вся преобразовательная деятельность человека в)производство и применение орудий труда г)следование правилам этикета

3.Экономическая дифференциация проявляется в

а)сращивании политической власти и крупного капитала

б)выделении богатых, бедных и средних слоев общества

в)появлении у отдельных групп новых источников дохода

г)создании новых производств

4.Верны ли суждения:

А. Политика обладает абсолютной самостоятельностью и не зависит от экономического строя общества.

Б. Политика обладает значительной самостоятельностью, оказывает воздействие на экономику и в то же время зависима от экономики.

1)верно только А 2)верно только Б 3)оба верны 4)оба неверны

5.Одним из атрибутов государства является:

а)профсоюз б)правящая партия в)публичная власть г)церковь

6.За ограничение вмешательства государства в экономическую сферу выступают партии:

а)коммунистические б)социал-демократические в)консервативные г)либеральные

7.Рациональное познание, в отличие от чувственного

а)создает зрительный образ предмета

б)выделяет существенные признаки предмета

в)формирует знания и представления о предмете

г)нацелено на постижение истины

8.Истинное знание, в отличие от ложного

а)создается в результате познавательной деятельности

б)требует усилий для понимания

в)соответствует предмету познания

г)является результатом наблюдений

9.Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует у животного?

А)действие механизмов наследственности

Б)работа органов чувств

В)способность адаптироваться к окружающей среде

Г)целенаправленная деятельность

10.Игра в отличие от труда

а)может носить условный характер б)имеет целенаправленный характер в)предполагает общение г)требует разнообразных средств

11.Обществом в широком смысле слова называют

а)исторически сложившуюся систему социальных отношений

б)весь окружающий человека мир

в)группу, в которой люди взаимодействуют друг с другом

г) непосредственное социальное окружение людей

12.Производство - это:

а)разработка новых технологий б)отношения между людьми в процессе обмена; в)процесс взаимодействия людей с природой и техникой; г)использование людьми машин и оборудования

13.Принятие законов в РФ, согласно Конституции является функцией:

а)Конституционного собрания б)председателя правительства

в)Федерального собрания г)Верховного суда

14.Суммарная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории страны за год-это

а)национальный доход б)валовой национальный продукт в)производительность труда г)валовой оборот

15.Правоспособность человека наступает:

а)в момент рождения б)после наступления совершеннолетия

в)после вступления в брак г)при получении образования

16.Верны ли суждения:

А.В современном обществе возможна вертикальная мобильность.

Б.В современном обществе возможна горизонтальная мобильность.

1)верно только А 2)верно только Б 3)оба верны 4)оба неверны

ЧАСТЬ В

При выполнении заданий этой части, ответ необходимо давать в виде слова, последовательности букв или цифр.

В1.Распределите перечисленные ниже позиции следующим образом: три первые должны быть предметом изучения экономической науки, три последующие-других наук. Цифры в каждой тройке запишите в порядке возрастания:

1)формы взаимодействия государства и политических партий

2)методы рационального хозяйствования

3)пути устранения межнациональных конфликтов

4)способы внедрения ресурсосберегающих технологий

5)особенности научного познания

6)условия повышения эффективности производства

В2.Установите соответствие нормативных систем, приведённых в первом столбце, и конкретных примеров, приведенных во втором.

НОРМАТИВНАЯ СИСТЕМА

ПРИМЕР

1.Право

А. Уважение к старшим

2.Мораль

Б. Право граждан на участие в голосовании с 18 лет

3.Политические нормы

В. Соблюдение церковных обрядов

4.Религиозные нормы

Г. Единство места и времени действия в пьесе

5.Обычаи,традиции

Д. Почетное место за столом предоставляется имениннику

6.Эстетические нормы

Е. Назначение главой правительства лидера партии, победившей на выборах

7.Организационные нормы

Ж. Продолжительность рабочего дня

В3.Найдите в приведенном списке субъекты деятельности и укажите цифры, под которыми они указаны.

1.ученый 2.ученик 3.писатель 4.учебник 5.наука 6.учение

В4.Запишите слово ,пропущенное в следующей фразе:

«Основой политики является …………….»

В5.Укажите понятие:

«Система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы, ценностные ориентации- это ……..

В6Запишите слово ,пропущенное в предложении:

Пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие, называют _______________ ________________.

В7.Найдите в списке признаки, характеризующие право:

А)определяет границы должного поведения людей

Б)относится к нормативной системе общества

В)существует как в устной, так и в письменной форме

Г)за нарушение этих норм следует общественное порицание

Д)формируется и поддерживается государством.

ОТВЕТЫ К ИТОГОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 11 класс

ВАРИАНТ 1:

Часть А

1.б

2.г

3.а

4.б

5.б

6.г

7.г

8.г

9.б

10.в

11.б

12.г

13.в

14.в

15.а

16.а

17.в

18.б

Часть В

В1 культ

В2.А3 Б4 В1 Г2

В3 авг

В4 потребность

В5 346

В6 умозаключение

В7 246

ВАРИАНТ 2:

Часть А

1.а

2.б

3.б

4. 2

5.в

6.г

7.б

8.в

9.г

10.а

11.а

12.в

13.в

14.б

15.а

16.3

Часть В

В1.246 135

В2.А2 Б1 В4 Г6 Д5 Е3 Ж7

В3. 123

В4.власть

В5.мировоззрение

В6.социальные лифты

В7.абд






8. ИЗМЕНЕНИЯ, ВНОСИМЫЕ В ПРОГРАММУ

СУТЬ ИЗМЕНЕНИЙ

Подпись учителя

Подпись заместителя директора
































































































В данной программе прошито и пронумеровано 23 (двадцать три) страницы.

Директор

МБОУ «СОШ №3»

________________________Н.В.Лебедева

26


© 2010-2022