Конспект урока по обществознанию на тему Труд красит человека ( 5 класс)

«Труд красит человека». Цель:- расширить представление детей о значении труда  в жизни общества. Задачи: üспособствовать формированию положитель­ной нравственной оценки таких качеств характера, как трудолю­бие, самостоятельность, усидчивость; üпобуждать детей к развитию своих трудовых навыков, к участию в трудовых акциях, к самовоспитанию. üВоспитывать положительное отношение, уважение к людям труда, к семьям одноклассников. Подготовительная работа: а)  предложить детям подготовить небольшие р...
Раздел Обществознание
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Труд красит человека».

Цель:- расширить представление детей о значении труда в жизни общества.

Задачи:

  • способствовать формированию положитель­ной нравственной оценки таких качеств характера, как трудолю­бие, самостоятельность, усидчивость;

  • побуждать детей к развитию своих трудовых навыков, к участию в трудовых акциях, к самовоспитанию.

  • Воспитывать положительное отношение, уважение к людям труда, к семьям одноклассников.

Подготовительная работа:

а) предложить детям подготовить небольшие рассказы на тему «Профессии наших родителей» по плану:

  • Чем занимаются ваши родители на работе?

  • Кто они по профессии?

  • Чем привлекает их эта профессия?

б) назначить двух учеников на роли репортеров (слова - в тексте сценария).

в) пригласить своих родителей на мероприятие.

План мероприятия.

I. Проблемная ситуация. «Два плуга».

II. Интерактивная беседа.

  1. Мини-лекция «Что труд дает человеку».

  2. Игра «Окончание пословицы».

  3. Игра «Ринг профессий».

  4. Игра «Угадай профессию».

  5. Встреча с интересными людьми.

  6. Блиц-интервью «Моя любимая профессия»

  7. Устные рассказы и презентация «Профессии наших родителей».

  8. Заключительное слово.

  9. Подведение итогов (рефлексия).



Основная часть.

Ход занятия.

I. Проблемная ситуация. «Два плуга»

Тема нашего мероприятия «Труд красит человека». И начать наш разговор я хочу с маленького рассказа К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга». Послушай­те, пожалуйста, этот рассказ.

Учитель читает рассказ.

Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сде­ланы два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел о работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

  • Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

  • От труда, мой милый, - отвечал тот. - А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

II. Интерактивная беседа

Думаю, все хорошо поняли, ка­кое отношение имеет этот рассказ к теме нашего урока.

  • Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как сереб­ро? (Потому что он трудился.)

  • Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потем­нел и покрылся ржавчиной.)

  • Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? (Труженика и лентяя.)

  • Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ? Примерные ответы детей:

  • Труд красит человека, а безделье его уродует.

  • Только в труде можно проявить все свои самые лучшие ка­чества.

  • Только в труде человек может раскрыться.

  • Без труда человек заржавеет и заболеет.

Ш. Мини-лекция «Что труд дает человеку?»

Издавна люди придавали ог­ромное значение труду. Русская традиция - это благоговейное отношение к труду. Многие древние авторы рассматривали труд как нравственный подвиг, как высокий долг человека. Помните «Поучение Владимира Мономаха? В нем труд - высшее мерило богоугодно человека. Еще один древний источник - «Домострой». По этой книге устраивали свою жизнь и князья, и крестьяне. Идеал трудовой жизни наших предков - это трудолюбие, бережливость, порядок и чистота в хозяйстве. Нигде не говорится, что человек должен работать, чтобы окружить себя роскошью и излишествами. И в наше время человек в обществе ценится по труду.

Труд - это источник радости, удовольствия. В трудовом коллективе человек учится общению с другими людьми, получает возможность ощутить силу коллектива. В труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие. Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны, которые ничему не научились.

IV. Игра «Окончание пословицы»

В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? Сейчас мы это проверим. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете. Можно отвечать хором.

Учитель читает пословицы, дети хором отвечают.

Деревья смотри в плодах... (а людей смотри в делах).

Терпенье и труд... (все перетрут).

Под лежачий камень... (и вода не течет).

Маленькое дело... (лучше большого безделья).

Горька работа... (да сладок хлеб).

Не везде сила: где уменье... (а где и терпенье).

Не сиди сложа руки - ... (не будет и скуки).

Не спеши языком - ... (спеши делом).

Любишь кататься - ... (люби и саночки возить).

Делу время... (потехе час).

Всякое дело человеком ставится... (и человеком славится).

Ищи невесту не в хороводе... (а в огороде).

V. Игра «Ринг профессий»

Незаметно пролетят годы, и вы будете выбирать профессию. Сейчас мы проверим, много ли профессий вы знаете. Мы поиграем в игру «Ринг профессий». В игре участвуют 6 команд (по количеству рядов). Приглашаю к доске по одному представителю от каждой команды. (Дети выходят к доске.) По моему сигналу вы должны по очереди называть по одной профессии. Если возникают затруднения, можете просить помощи у своих команд. Если команда не вспомнит название профессии в течение 3 секунд, то она выбывает из игры. Игра продолжается 5 минут. Побеждает тот, кто остался на ринге. Внимание - начали!

Дети по очереди называют профессии, проигравшие выбывают, са­дятся на свои места.

Игра закончилась. Победил (номер) ряд! Здесь сидят самые круп­ные специалисты в области профессий.

Победитель садится на место.

VI. Игра «Угадай профессию»

Много профессий есть в мире, и среди них есть одна - самая лучшая и самая полезная для души че­ловека. Так говорил об этой профессии выдающийся православный проповедник Иоанн Златоуст. Он называл ее «поистине праведным искусством».

Попробуйте угадать, что это за искусство. Я дам вам 4 подсказки об этой профессии.

  • Это самое необходимое искусство, которому научил человека сам Бог.

  • Это самое нужное искусство, ибо необходимо и царю, и вель­може, и бедняку.

  • Оно не заставляет ни лгать, ни красть, ни обманывать, тогда, как другие искусства редко обходятся без греха.

  • Всякое искусство, всякая профессия кормит только самого ра­ботника, а эта профессия питает всех. (Земледелие.)

К сожалению, многие сейчас не хотят заниматься земледели­ем, считают, что это не престижная, грязная работа. Даже стыдятся ее. А между тем Л.Н. Толстой писал, что «стыдиться можно и долж­но не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни».

VII. Встреча с интересными людьми.

Сегодня у нас в гостях люди этой замечательной профессии. Это дедушка и папа вашего одноклассника .... Они оба являются руководителями фермерских хозяйств, занимающихся растениеводством. Это …...

Сегодня также у нас в гостях дедушка и папа ….. Это ветеран труда, заслуженный колхозник ….., который еще в школе был награжден знаками ЦК ВЛКСМ «За отличие в труде», «За успехи в труде», «Мастер- умелец» и «Золотой колос».

VIII. Блиц-интервью «Моя любимая профессия»

А сейчас мы узнаем ваши вкусы и предпочтения в мире профессий. К нам пожаловали представители прессы. Я приглашаю их сюда.

К учителю подходят два репортера.

Репортер 1. Мы получили задание редакции взять интервью у каждого ученика нашего класса.

Репортер 2. Нас интересует, каким профессиям отдают сим­патии пятиклассники.

Репортер 1.У нас ко всем вам два вопроса. Какая профессия больше всего нравится?

Репортер 2. И чем она вас привлекает?

Репортеры подходят к каждому ученику, дети отвечают.

Если дети забывают ответить на второй вопрос, репортер напоминает его.

VIII. Устные рассказы. «Профессии наших родителей»

Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, портных, учителей… В нашем классе есть тоже семьи, где сформировались династии.

Выступление …. о династии учителей. ( Рассказ о бабушке …. и папе …., презентация)

Выступление ….. о династии библиотекарей. (Рассказ о …. и маме …

Многие ребята, мечтая о взрослой жизни, ищут для себя какой-то идеал для подражания, выбирают человека, на которого хочется быть похожим. Чаще всего в качестве такого идеала выступают звезды шоу-бизнеса, герои телевизионных тусовок, скандалов, рекламы. А ведь истинные герои живут среди нас - это ваши родители, бабушки, дедушки. Изо дня в день они скромно делают свою работу: учат, лечат, строят, перевозят, продают, убирают, кормят - делают все то, без чего мы не можем жить. Чем занимаются ваши родители на работе? Кто они по профессии? Чем привлекает их эта профессия? Слушаем ваши рассказы.

Дети рассказывают о профессиях родителей (презентация детей, выставка материалов.)

IX. Заключительное слово

В наше время, к сожалению, упал престиж труда. Зачем трудиться, если можно выиграть на «Поле чудес», или стать миллионером в телевизионной игре, или поймать свое счастье в очередной лотерее? Но никакой выигрыш или призне дадут человеку такой радости, такого счастья, которое может подарить труд. Мы начали урок со слов К.Д. Ушинского и закончим его тоже словами великого педагога. Он писал: «Воспитывать детей надо не для счастья, а для труда - это и принесет им счастье».

X. Подведение итогов (рефлексия)

Наша беседа подошла к концу. Какие моменты остались в вашей памяти? Какие мысли запомнились? Над чем хочется задуматься?

Примерные ответы детей:

  • Запомнилась сказка о двух плугах, потому что она говори о людях.

  • Запомнилась пословица про невесту, которую надо искать в огороде, а не в хороводе.

  • Удивило, что мы знаем профессии, связанные, в основном, с шоу-бизнесом, а не с обычной жизнью.

  • Запомнились слова о профессии земледельца, что она самая лучшая.

  • Заставили задуматься слова о земледелии. Эта профессия, дей­ствительно, самая полезная для души.

  • Подумаю, какие еще профессии могут быть полезными для души.


© 2010-2022