- Преподавателю
- Обществознание
- Технологическая карта урока по обществознанию на тему Труд с точки зрения закона
Технологическая карта урока по обществознанию на тему Труд с точки зрения закона
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Махмутова С.И. |
Дата | 28.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема:Технологическая карта урока по обществознанию в 5.6.8 классе к УМК А.И.Кравченко
Цели темы:
Образовательная: . Познакомить учащихся с основными документами, касающимися права граждан на труд, разъяснить трудовые права граждан и обязанности сторон по выполнению трудовых отношений.
Развивающая: Развитие умения работать с документами в группе, анализировать их содержание.
Воспитательная: способствовать воспитанию правовой культуры учащихся, уважения к трудовой деятельности и закону.
Планируемые результаты обучения:
-
Предметные умения
УУД
-формировать практические умения и использовать полученные знания;
- освоить новые знания о трудовой деятельности человека;
- понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;
Метапредметные умения
-формировать умения сознательной организации своей деятельности;
- уметь выполнять познавательные и практические задания;
- уметь подкреплять изученные знания конкретными примерами.
Личностные умения
- формировать заинтересованность не только в личном успехе, но и в успехе сверстников;
-
Личностные
- Формирование ответственного отношения к учению;
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и детьми младшего возраста;
-Формирование основ гражданской идентичности, чувства ответственности.
Регулятивные
- Умение самостоятельно владение основами самоконтроля . самооценки;
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- Умение работать индивидуально и в паре.
Познавательные
- Умение определять понятия, строить логические рассуждения, делать обобщающие выводы;
Коммуникативные
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- Умение формулировать , аргументировать и отстаивать свое мнение;
- Владение устной и письменной и монологической речью.
Основные понятия: работник, работодатель, трудовой договор, заработная плата.
Организация пространства
Межпредметные связи: история Формы работы: индивидуальная, групповая. Ресурсы: - УМК, презентация , документы.
Предполагаемый результат.
-
Знание учащимися основных документов, регламентирующих трудовую деятельность граждан.
-
Знание особенностей законодательства в области организации детского труда.
-
Умение работать в группе, с документами.
-
Уважительно относиться к труду и людям труда.
-
Уважать закон.
Ход урока
№ п/п
Название этапа урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
УУД
1.
Организационный момент (1-2 мин)
- Здравствуйте, ребята!
сядьте удобнее и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей. Выдохните обиду, злобу, беспокойство.
Теперь подтянитесь, выпрямитесь и откройте глаза. Посмотрите на своих товарищей , познакомьтесь мысленно, с которыми будете работать в группе.
Настриаваются на работу, приветствуют учителя .
Регулятивные: мобилизовать силы и энергию, волевое усилие.
Л- Смыслообразование ( Я должен посмотреь…)
К-планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками
2.
Формулирование темы урока(2-5 мин)
- Ребята, я вам предлагаю прочитать пословицы:
Кто не работает, тот не ест.
Хочешь есть калачи, не лежи на печи.
Труд человека кормит, а лень портит.
Всякое умение трудом дается.
Аз сөйлә, күп эшлә.
Кем эшләми, шул ашамый.
Агачны яфрак бизәсә, кешене хезмәт бизи.
- Скажите, пожалуйста, о чем идет речь в пословицах? Конечно, о труде и лености. Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке?
- Да, вы совершенно правы. И тема нашего урока такова: труд с точки зрения закона.
Как вы думаете, какие цели мы должны поставить?
-Узнать что такое труд?
-Познакомиться с основными документами, касающимися права граждан на труд.
-Узнать, какие документы нужны для поступления на работу.
Читают пословицы,
начинают объяснять смысл пословиц
учащиеся приходят к пониманию значимости труда в жизни человека
предлагают свои темы ( о труде, как устроиться на работу…)
Формулируют цели и проблему урока - нужно ли подросткам трудиться и зарабатывать деньги?
Р.- понимание проблемной ситуации и принятия решения
П.- выделение необходимой информации
Л.- принятие решения
К.- сотрудничество с взрослыми и сверстниками
К- участвовать в коллективном обсуждении проблемы
3.
Проверка домашнего задания (6-8 мин)
У каждого из вас на парте лежат карточки со словами "да", "нет". Я вам сейчас буду задавать вопросы, а вы поднимаете ту карточку, на которой, по-вашему, мнению зафиксирован правильный ответ. Будьте готовы свой ответ обосновать.
- Дети должны выполнять те домашние задания, которые вызывают у них интерес?
- Дети должны хорошо учиться. Учёба для них главная работа?
- Карманные деньги - это деньги, которые лежат в кармане?
- Нужны ли ребёнку карманные деньги?
- В древние времена дети не работали, а только играли?
- Рабочий день детей был 14-16 часов?
- Ученики не должны выполнять домашние дела, т.к. это мешает учиться?
- За выполнение домашних поручений родители должны платить своим детям деньги - зарплату?
- В каникулы подростки могут устроиться работать на почту?
- Подростки не должны работать полный рабочий день?
Молодцы! Во все времена детей приобщали к труду, иногда это был тяжёлый изнурительный труд.
Сегодня, часть подростков, активно занимается экономической деятельностью. Уже в подростковом возрасте необходимо учиться обращаться с деньгами.
Труд занимает очень важное место в жизни любого человека. Теперь в России труд свободен , никто не может принудить работать на нелюбимой работе. Каждый сам волен решать - где ему работать. У человека есть право на труд.
Отвечают на вопросы
Определяют , готовы ли они к изучению новой темы, выдвигают предложения, определяют важные моменты новой темы урока
Р- контроль и оценка прогнозирования
П.- умение добывать информацию для поиска решения проблемы
К.- умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении
4.
Физическая пауза
(9-10 мин)
Комплексы упражнений для снижения утомления глаз
1. Удивление
И.п. - сидя, откинувшись на спинку стула. Сморщить лоб, поднять брови. Расслабить лоб.
2. Сердитесь
И.п.- сидя, откинувшись на спинку стула. Нахмуриться- расслабить брови.
3. Страх
И.п.- сидя, откинувшись на спинку стула. Расширить глаза - расслабить веки.
49. И.п. - сидя. Разотрите ладони, чтобы в подушечках пальцев появилось ощущение тепла. Кончиками пальцев небольшими крупными движениями помассируйте виски. Прикрытые веки должны оставаться расслабленными. Этот комплекс воздействует на мышцы и сосуды глаз.
Выполняют упражнения физминутки
5.
Работа с новым материалом
(11-34 мин)
- Ребята, скажите, пожалуйста, так что же обозначает слово "труд"?
- Мы с вами говорили, что каждый человек имеет право на труд, что это обозначает?
Правильно, это значит, что люди могут свободно выбирать работу, иметь справедливые и благоприятные условия труда.
- В современной России действует много законов, регулирующих труд человека. Это отражается в правовых документах:
-
Всеобщая декларация прав человека.
-
Конституция РФ.
-
Трудовой Кодекс РФ.
-
Трудовой договор.
-
Трудовая книжка.
- Сейчас мы с вами с данными документами познакомимся более подробно.
Всеобщая декларация прав человека
Данный документ имеет статус международного документа, декларация была принята в 1948 году Организацией Объединенных Наций. Данный документ провозглашает право на труд для каждого человека. Обратите внимание на статью 23.(читаем вслух)
Познакомимся с Конституцией РФ.
В статье 37 Конституции РФ закреплено право граждан на труд.
- Особое внимание хочется обратить на пункт 3 статьи 37 Конституции РФ, где говорится о том, что государство гарантирует защиту от безработицы.
- Что такое безработица? Когда человека можно считать безработным?
Безработным согласно закону признается трудоспособный человек, который не имеет работы и заработка, зарегистрирован в органах службы занятости в целях поиска работы и готов приступить к работе.
Трудовой Кодекс РФ ( раздел3. Трудовой договор (самост. работа
в группе по учебнику читают с.62-64 основные понятия пишут в тетрадях)
Трудовой Договор
При устройстве на работу между работодателем и работником заключается Трудовой договор. Это письменный документ, заполняется в двух экземплярах: один остается у работника, второй - у работодателя. В данном документе определены права и обязанности сторон, также рассмотрены причины и правила расторжения трудового договора (при увольнении сотрудника).
Постараемся запомнить значение слов
Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником,
Работник- физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.
Работадатель -- физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.
1.Что необходимо для заключения трудового договора с учащимися с 14 лет?
- в свободное от учебы время;
- легкий труд, не причиняющий вреда здоровью
- согласие родителей или опекунов
2.Закон разрешает :
- трудоустройство подростков с 16 лет
Закон определяет продолжительность рабочего дня для подростков:
- 14-16 лет (учащиеся) - 2,5 часа;
- 15-16 лет - 5 часов;
- 16-18 лет - 7 часов.
Закон запрещает привлекать подростков до 18 лет:
- к тяжелым, вредным и опасным работам;
- к работам в ночное время.
Трудовая книжка
В данном документе прописывается дата приема на работу, место работы, должность, номер приказа о принятии на работу, увольнении. Итак, давайте, подумает, какие документы необходимы человеку при поступлении на работу?
-
Паспорт.
-
Трудовая книжка.
-
Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.
4.Военный билет (при наличии).
5.Документ об образовании.(Диплом)
Находят поТолковому словарю
значение слова
Знакомятся с документом »Декларация прав человека»
«Конституция РФ»
«Трудовой Кодекс РФ».
«Трудовой Договор»
Трудовая книжка.
В группе выполняют задание
Пишут в рабочих тетрадях
Представляют заготовленные решения , отвечают на вопросы
Основные законы пишут в тетрадях
Составляют список нужных документов при поступлении на работу
П.- построение логической цепи рассуждений
К.- участвуют в коллективном обсуждении проблемы
К- учет позиции других людей, партнеров по учебной деятельности; умение слушать и вступать в диалог.
6.
Работа с новым материалом(35-38 мин)
Право на отдых и социальное обеспечение ( работа в группе)
-
1.Какова продолжительность рабочей недели в РФ?
-
Не более 40 ч в неделю, 8ч раб день при 5-дн рабочей неделе
-
2.Какие праздничные дни предусмотрены законом РФ?
3.Что такое пенсия? Каков пенсионный возраст в РФ?
Знакомятся по учебнику
7.
Закрепление изученного материал (39-42 мин)
Ситуация №1
Место действия - кабинет работодателя. За столом сидит фермер. Входит подросток.
Подросток - Здравствуйте, Ульфат абый! Я узнал, что к Вам можно устроиться на работу.
Работодатель - Проходите. Садитесь. Сколько вам лет?
Подросток - Мне 14. Но вы не волнуйтесь: я буду хорошо работать и не подведу.
Работодатель - Ну что ж, пожалуй, возьмём тебя на работу. Сможешь приступить к работе прямо сегодня?
Подросток - Спасибо! А мне нигде расписаться не надо?
Работодатель - О чём ты? Ты, что, не доверяешь нам?
- Какие аспекты законодательства нарушены работодателем?
Ситуация №2.
Место действия- кабинет главного врача. За столом сидит Гарипова Амина Нагимовна.
Выпускница медучилища - Здравствуйте, Амина Нагимовна. Я- Алсу Газизова, хочу устроиться к Вам на работу медсестрой. Вот мои документы.
Работодатель - Хорошо ,Алсу. Мы берем Вас на работу. Вот Ваш трудовой договор, изучите , пожалуйста. Вы будете работать медсестрой, приходить на работу к 8-ми часам. Ваш рабочий день 8 часов, до 15 часов, с 1 часовым обедом. Выходной день- воскресенье. Будете получать 15000 рублей зарплаты. Вам еще нужно пройти медосмотр. Вас это устраивает?
Выпускница медучилища - Я согласна.
- Что скажете по второй ситуации?
Разбирают ситуацию, осуществляют самостоятельную проверку результатов, коррекцию знаний
П- закрепление знаний на уровне применения
Соотнесение понятий с темой урока:
- Ребята, на доске записаны слова. Сотрите те слова, которые не относятся к теме нашего урока:
-
увольнение,
-
налоги,
-
работник,
-
заработная плата,
-
отпуск,
-
право на жильё,
-
трудовая книжка,
-
работодатель,
-
медицинская помощь,
-
защита Отечества,
-
трудовой договор,
-
охрана природы.
Вычеркивают слова, которые не относятся к сегодняшнему уроку
П.- закрепление знаний на уровне узнавания и запоминания
Разбор ситуаций. Нарушен закон или нет:
-
Саша, 13 лет, устроился работать почтальоном на весь год.
-
Маша, 15 лет, договорилась в устной форме о работе летом по раздаче рекламы.
-
Олег, 14 лет, заключил трудовой договор на работу во время летних каникул на полный рабочий день.
-
Нина, 16 лет, устроилась летом по трудовому договору на работу в ночное время.
Самостоятельная проверка результатов
Р.- контроль и оценка процесса и результата деятельности
8.
Информация о д/(43-44 мин)
§ 12, стр. 67, практикум (2,3)
Записывают д/з.
9.
Итог урока(Рефлекция)
(44-45мин)
- О чем мы с вами сегодня говорили на уроке?
- Решили ли проблему «нужно ли подросткам трудиться и зарабатывать деньги?»
- Молодцы! Сегодня на уроке вы хорошо работали. Выставляем отметки.
- Урок окончен. До свидания!
Определяют , достиг ли урок цели, оценивают результат своей учебной деятельности
Регулятивные УУД - оценка результата деятельности, саморегуляция
Приложение 1
Толковый словарь Ожегова
Труд
1. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Умственный труд. Физический труд.
2. Работа, занятие.
3. Результат деятельности, работы, произведение. Труд всей жизни. Научный труд.
4. Привитие умения и навыков в какой-н. профессиональной, хозяйственной деятельности как предмет школьного преподавания. Уроки трудового обучения.
Приложение 2
Конституция РФ, статья 37
1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Из Трудового Кодекса Российской Федерации (2001г.)
Статья 56
Трудовой договор -соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда и т.д., а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.
Статья 20
Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Работник -физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.
Работодатель - физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.
Статья 21
Работник имеет право на:
Заключение, изменение и расторжение трудового договора в установленном порядке;
Предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;
Рабочее место, соответствующее требованиям безопасности и гигиены;
Своевременную выплату заработной платы
Отдых,
Защиту своих прав, свобод и законных интересов;
Возмещение вреда, причиненного работнику в связи с выполнением им трудовых обязанностей.
Работник обязан:
Добросовестно соблюдать свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
Соблюдать правила внутреннего распорядка;
Соблюдать трудовую дисциплину;
Выполнять установленные нормы труда;
Соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
Бережно относиться к имуществу работодателя и других работников;
Незамедлительно сообщить работодателю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя.
Статья 22
Работодатель имеет право:
Заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке, установленном Кодексом и федеральными законами;
Поощрять работников за добросовестный эффективный труд;
Требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу;
Привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в установленном порядке;
Работодатель обязан:
Соблюдать законы и иные нормативные акты, условия коллективного договора;
Предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором;
Обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда;
Выплачивать в полном размере заработную плату в сроки, установленные законом;
Обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей;
Возмещать вред, причиненный работнику в связи исполнением им трудовых обязанностей
И т.д.
Приложение 3
ТРУДОВОЙ ДОГОВОР (КОНТРАКТ) №______
Г. Тамбов «__________» __________________2010г.
Организация ___________________________________, в лице руководителя
(наименование организации)
__________________________________,именуемая в дальнейшем «Работодатель», с одной стороны, и гражданин _________________________________________, именуемый в дальнейшем «Работник», с другой стороны, заключили настоящий трудовой договор (контракт) о нижеследующем.
1. Общие положения.
1.1. По настоящему трудовому договору (контракту) работник обязуется выполнять обязанности по должности (профессии) _________________________, разряд _________,
Работодатель обязуется обеспечивать ему необходимые условия для работы, выплачивать заработную плату и предоставлять социально-бытовые льготы в соответствии с законодательством, коллективным договором и настоящим трудовым договором (контрактом).
1.2. Трудовой договор (контракт) заключается (нужное подчеркнуть):
А) на неопределенный срок ___________________________________________________
Б) на определенный срок ______________________________________________________
Дата начала работы :___________________________
Дата окончания работы: _________________________
В)на время выполнения определенной работы ______________________________________
_____________________________________________________________________________
(указать вид работы)
1.3. С целью проверки соответствия Работника поручаемой ему работе устанавливается испытательный срок продолжительностью _______________месяцев с начала действия настоящего трудового договора (контракта).
2. Права и обязанности работника.
2.1. Работник имеет право:
- на рабочее место, защищенное от воздействия вредных и опасных факторов;
- на своевременную оплату труда в размерах, предусмотренных п.4 настоящего
трудового договора (контракта);
- на выплату районного коэффициента к заработной плате;
- на выплату процентных надбавок к заработной плате;
- на ежегодный оплачиваемый отпуск в соответствии с графиками отпусков и
еженедельный отдых;
- на социально-бытовые льготы в соответствии с законодательством, коллективным
договором и настоящим трудовым договором (контрактом).
2.2. Работник обязан:
- добросовестно выполнять обязанности в соответствии с должностной инструкцией;
- подчиняться правилам внутреннего распорядка;
-соблюдать трудовую дисциплину;
-при выполнении трудовых обязанностей соблюдать нормы и правила по охране труда
и технике безопасности;
- бережно относиться к имуществу Работодателя;
-сохранять информацию, составляющую служебную и коммерческую тайну .
3. Права и обязанности Работодателя:
3.1. Работодатель имеет право:
- требовать от Работника добросовестного выполнения обязанностей, предусмотренных
настоящим трудовым договором (контрактом);
- поощрять Работника за добросовестный труд;
- привлекать Работника к дисциплинарной ответственности в случае совершения им
дисциплинарных проступков.
3.2. Работодатель обязан:
- соблюдать условия настоящего трудового договора (контракта);
- обеспечить Работника средствами и материалами, необходимыми для выполнения
работы по настоящему трудовому договору (контракту);
- обеспечить условия для безопасности и эффективного труда Работника, оборудовать
Его рабочее место в соответствии с правилами охраны труда и техники безопасности;
- своевременно выплачивать обусловленную настоящим трудовым договором
заработную плату.
4. Оплата труда и социально-бытовое обеспечение Работника.
4.1. За выполнение обязанностей, предусмотренных настоящим трудовым договором
(контрактом), Работнику выплачивается:
- должностной оклад (тарифная ставка) в размере ___________ руб. в месяц.
При повышении оплаты труда в целом по организации, включая изменения в связи с инфляцией, должностной оклад (тарифная ставка) Работника изменяется на общий коэффициент повышения;
-другие вознаграждения (выплаты), предусмотренные коллективным договором или
локальными нормативными актами организации.
5. Иные условия трудового договора (контракта).
5.1. Работнику устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью
____________ календарных дней.
5.2. Работник несет ответственность за ущерб, причиненный Работодателю его виновными действиями (бездействием), в порядке, предусмотренном законодательством.
5.3. Изменения и дополнения в настоящий трудовой договор (контракт) могут вноситься по соглашению сторон в случаях:
- изменений действующего законодательства;
- изменения Устава организации;
- инициативы любой из сторон настоящего трудового договора (контракта).
Изменения и дополнения оформляются письменными дополнительными соглашениями, которые являются неотъемлемой частью настоящего трудового договора (контракта).
-
Настоящий трудовой договор (контракт) может быть прекращен по основаниям, предусмотренным законодательством о труде.
-
Споры и разногласия по настоящему трудовому договору (контракту) разрешаются по соглашению сторон, а в случае недостижения соглашения - в порядке, установленном действующим законодательством о труде.
Настоящий трудовой договор (контракт) составлен в 2-х экземплярах. Один экземпляр хранится у Работодателя. Второй -у Работника. Оба экземпляра имеют одинаковую юридическую силу.
От работодателя Работник
_____________________________ _________________________________
_(фамилия ,имя, отчество руководителя)
______________________________ _________________________________
(подпись) (подпись)
Адреса сторон
____________________________________ ___________________________________