Рабочая программа по предмету Экономика для 10 класса

   Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом основного общего образования и на основании   программы «Основы экономической теории. Программа курса» Под ред. С. И. Иванова, соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования РФ №1089 от 05 марта 2004 года) и Федеральному базисному учебному плану (утвержден приказом Минобразования РФ № 1312 от 09 марта 2004 года), Москва. В...
Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом основного общего образования и на основании программы «Основы экономической теории. Программа курса» Под ред. С. И. Иванова, соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования РФ №1089 от 05 марта 2004 года) и Федеральному базисному учебному плану (утвержден приказом Минобразования РФ № 1312 от 09 марта 2004 года), Москва. Вита Пресс. 2008. Разработана для социально-экономического 10а класса.

В нынешних социально - экономических условиях особая роль отводится школьному экономическому образованию, по сути призванному сформировать экономическое мышление и принять навыки рационального экономического поведения. Создать предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности подрастающего поколения. Экономические преобразования, происходящие в настоящее время в Российском обществе, требуют от выпускников умения быстро адаптироваться и эффективно действовать в стремительно изменяющейся экономической среде. Экономические представления, которых, как правило, ограничены личным житейским опытом, требуют иной организации учебного процесса. В рамках обучения данной программы ставка делается на развитие у учащихся экономического мышления. Программа обеспечивает необходимыми условиями для формирования обобщенных, также частных предпринимательских умений и навыков, имеющих прежде всего практическую направленность. Экономическое образование является неотъемлемой, важной частью общего среднего образования. Взаимосвязь экономики математикой, информатикой, историей, географией, правом, обществознанием. Позволяет создать у учеников адекватное представление об окружающем мире, сформировать личность современного всесторонне образованного человека и гражданина.

Рабочая программа по «Основам экономической теории» для 10 класса разработана в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего(полного) общего образования. Программа рассчитана на 68 учебных часов, по 2 часа в неделю. Настоящая программа раскрывает содержание общего курса экономических знаний, давая необходимые представляя не только о современных экономических системах хозяйственной деятельности, но и о поведении и мотивациях индивидов и фирм общества в целом. Полученная сумма элементарных экономических знаний важна для учащегося не только с информативной точки зрения. Она дает основу для понимания роли и прав человека в обществе, воспитывает рациональные ценностные дихотомии. Например, изучая проблему ограниченности ресурсов, ученик узнает, что дискриминация является ее неизбежным последствием. Но надо видеть в ней законную и противоправную части: дискриминация по причинам убеждений, возраста, пола, расы должна преследоваться законом, в то время как дискриминация по причинам способностей, мастерства, знаний, трудолюбия должна поощряться.

Цель программы: развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;

Задачи программы:

1. Изложение сведений, необходимых им для последующего выбора профессии и сферы деятельности, освоение системы знаний об экономической деятельности фирм и государства, об экономике России для последующего изучения экономических дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

2. Овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства; выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применением элементов научного анализа;

3. Усвоение учащимися основных положений экономической науки о народном хозяйстве, о потребностях человека и общества, их природе и путях удовлетворения, о производстве, финансах и банк.

4. Воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;

5. Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.

Методы и формы обучения:

Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках экономики целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения.

  • Перспективные: (словесные, наглядные, практические) рассказ, лекция, беседа, семинары демонстрация, практические занятия. Ролевые игры.

  • Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).

  • Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)

  • Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.

  • Контроля и самоконтроля (устный, письменный).

  • Стимулирования и мотивации.

  • Самостоятельной учебной деятельности.

Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.

  • Групповая форма обеспечивает учѐт дифференцированных запросов учащихся.

  • Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.

Деятельность учащихся на уроках экономики оценивается с позиций современных образовательных технологий: личностного подхода в обучении, развивающего обучения и успешности деятельности учащихся. Задания носят посильный развивающий характер. Оценивание имеет форму стимулирования обучения и саморазвития школьника в рамках возможностей учащихся. Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины - есть составляющие учебного процесса.










Учебно - тематический план



Название раздела и темы

Раздел I. Введение

Тема 1. Предмет и метод экономической теории -5

Тема 2. Системы хозяйствования -7

Тема 3. Спрос, предложение и рыночное равновесие -5

Раздел II. Микроэкономика

Тема 4. Эластичность спроса и предложения -6

Тема 5. Поведение потребителя - 8

Тема 6. Фирма. Производство и издержки -8

Тема 7. Предпринимательство - 4

Тема 8. Деньги и банковская система - 5

Тема 9. Рынки факторов производства и распределение доходов - 8

Тема 10. Конкуренция и рыночные структуры - 10

Плановых проверочных работ (с\р, к\р - 4)






Содержание рабочей программы


Тема №1. Предмет и методы экономической науки. (5 часов)

Экономическая наука. Экономика как система хозяйственной жизни общества. Потребности людей и их виды. Причины, по которым потребности людей не могут быть удовлетворены полностью. Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Проблема выбора. Альтернативные затраты. Фундаментальные проблемы экономики. Метод экономической науки. Измерение экономических величин. Даровые (свободные) и экономические (ограниченные) блага. Специализация как способ увеличения производства экономических благ. Типы специализации. Понятие о производительности труда.

Тема №2. Системы хозяйствования. (7 часов)

Понятие об экономических системах и основные критерии их разграничения. Традиционная экономическая система. Способы решения фундаментальных проблем. Командно-административная система. Рынок и его функции. Частная собственность как основа рыночной экономической системы. Роль механизма цен как ориентира для продавцов и покупателей. Причины эффективности рыночного механизма и источники его слабостей. Ограниченность возможностей рынка. Причины возникновения и успеха смешанной экономической системы. Командная система: ее особенности и минусы. Причины возникновения смешанной экономической системы. Основные признаки смешанной экономики. Роль рыночных механизмов в смешанной экономической системе.

Тема №3. Спрос, предложение и рыночное равновесие. (5 часов)

Спрос и предложение: закон, факторы формирования, шкала, кривые, эластичность, величина. Рыночное равновесие. Нарушения рыночного равновесия. Равновесная цена и нарушение еѐ. Механизмы формирования рыночного равновесия. Избыток и дефицит. Что такое розничная и оптовая торговля. Понятие о физическом (осязаемом) и незримом (неосязаемом) капитале. Сбережения и их превра­щение в капитал. Различия между собственным и заемным капиталом. Различия в мотивах рыночного поведения покупателей и продавцов.

Тема №4. Эластичность спроса и предложения. (6часов)

Ценовая эластичность спроса и доходы производителей. Факторы, влияющие на эластичность спроса. Перекрестная эластичность. Практическое применение теории эластичности.

Тема №5. Поведение потребителя. (8часов)

Общая и предельная полезность. Правило максимальной полезности. Кривые безразличности. Бюджетное ограничение. Равновесие потребителя. Индивидуальный спрос.

Тема №6. Фирма. Производство и издержки. (8 часов)

Современная фирма. Продукт фирмы. Бухгалтерские и экономические издержки. Как изменяются издержки. Размер фирмы и его влияние на прибыль. Понятие о внешних и внутренних ресурсах, и затратах фирмы. Разница между бухгалтерскими и экономическими затратами фирмы. Понятие о нормальной прибыли владельца фирмы. Понятие о постоянных и переменных затратах. Средние и предельные затраты.

Тема №7. Предпринимательство. (4 часов)

Понятие предпринимательства. Формы предпринимательства. Менеджмент. Маркетинг. Управление персоналом. Умение продавать и предлагать товар.

Тема №8. Деньги и банковская система. (5часов)

Роль денег и история их создания. Виды денег и их свойства. Банки. Кредит. Денежная система стран. Деньги как средство обмена. Деньги как средство соизмерения различных товаров. Понятие о бартере и причины его распространения при расстройстве денежного механизма страны. Деньги как средство сбережения. Плюсы и минусы накопления сокровищ в форме наличных денег.

Тема №9. Рынки факторов производства. (9 часов)

Особенности рынков факторов производства. Рынок труда. Рынок земли. Капитал и процент. Инвестирование.

Тема №10. Конкуренция и рыночные структуры. (10 часов)

Типы рыночных структур. Совершенная конкуренция. Монополия. Олигополия. Монополистическая конкуренция. Классификация рынков по типу конкуренции



Требования к уровню подготовки обучающихся

Требования направлены на реализацию деятельностного и экономически оправданного подхода к решению жизненных задач; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в экономической среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать:

  • функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.

Уметь:

  • приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;

  • описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;

  • объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • получения и оценки экономической информации;

  • составления семейного бюджета;

оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина


Учебно-методическое обеспечение

1.Экономика. Основы экономической теории. Учебник для 10-11 кл. общеобразоват.учрежд. Профильный уровень образования/ Под ред. С.И.Иванова.- 13-изд. -В2-хкнигах. Книга1.- М.:ВИТА-ПРЕСС,2009

2. Преподавание курса «Экономика. Основы экономической теории». Пособие для учителя для 10-11 кл. общеобразоват.учрежд. Профильный уровень образования/ Под ред. С.И.Иванова.- 5-изд.- М.:ВИТА-ПРЕСС,2009

Литература для учителя



  1. Экономика и право: Методические рекомендации по использованию учебников на базовом и профильном уровнях обучения./Ю.В. Автономов, И.В. Липсиц, А.Я. Линьков и др. - М.: ., Вита-Пресс, 2004.

  2. Методическое пособие. Савицкая С. А. М., часть 1-2, 2001г.

  3. Райсберг, Б.А. Словарь современных экономических терминов/ Б.А. Райсберг, Л.Ш. Лозовский. - 3-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2007.

  4. Тесты. Обществознание. 10-11класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. - М.: ООО «РУСТЕСТ», 2006;

  5. Единый государственный экзамен 2006-2010. Обществознание. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-Центр, 2006-2010;

  6. Е.В.Савицкая «Уроки ЭКОНомики в школе» в 2-х книгах Издательство «Вита-ПРЕСС» Москва 2006

  7. Л.Л.Любимов, Н.А.Раннева Основы экономических знаний. Издательство «ВИТА-ПРЕСС» 2006

  8. А.А.Мицкевич Сборник заданий по экономике. Издательство «ВИТА-ПРЕСС»

  9. С.Равичев, С.Григорьев, Т.Протасевич, А.Свахин Сборник тестовых заданий по экономике. (8-11 классы), Издательство ВИТА-ПРЕСС Москва 2006

  10. С.Равичев, С.Григорьев Т.Протасевич, А. Свахин Сборник задач по экономике с решениями Издательство ВИТА-ПРЕСС Москва

  11. Е.В.Винокуров, Н.А.Винокурова Трудные задачи по экономике Издательство ВИТА-ПРЕСС Москва 2006

  12. 8. А.П Архипов.Азбука страхования Издательство ВИТА-ПРЕСС

  13. А.П.Балакина и др. Налоги России Издательство ВИТА-ПРЕСС

  14. В.Д.Симоненко, Т.А.Степченко Основы потребительской культуры Издательство ВИТА-ПРЕСС.

Календарно-тематическое планирование

Классы: 10а

Учитель Евстафьева Е.М.

Количество часов: всего 69 часа, в неделю 2 часа

Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по экономике (сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях)

Настоящая рабочая программа по экономике для 10 класса ориентирована на использование учебника: Экономика. Основы экономической теории. Учебник для 10-11 кл. общеобразоват.учрежд. Профильный уровень образования/ Под ред. С.И.Иванова.- 13-изд. -В2-х книгах. Книга1.- М.:ВИТА-ПРЕСС,2009




Тема урока

Кол-во

часов


Сроки


Безграничность потребностей человека.

1

1-6/09

Экономические блага и ограниченность ресурсов

1

1-6/09

Альтернативная стоимость, кривая производственных возможностей.

1

8-13/09

Фундаментальные проблемы экономики и предмет экономической науки

1

8-13/09

Метод экономической науки. Моделирование экономики

1

15-20/09

Административно-плановая система и рыночная система.

1

15-20/09

Основные черты административно-плановой системы.

1

22-27/09

Рыночная экономика. Зарождение и развитие рыночной системы

1

22-27/09

Функции рынка Конкуренция и ее роль в рыночной системе. Виды рынков

1

29/09-4/10

Домашние хозяйства и фирмы как субъекты рыночной экономики.

1

29/09-4/10

Ограниченность возможностей рынка и смешанная экономика

1

6-11/10

Необходимость государственного регулирования рыночной экономики.

1

6-11/10

Спрос. Определение спроса. Величина спроса

1

13-18/10

Предложение товара. Величина предложения

1

13-18/10

Рыночной равновесие. Условие совершенной конкуренции.

1

20-25/10

Воздействие внешних сил на рыночное равновесие. Дефицит и избыток.

1

20-25/10

Самостоятельная работа на тему «Спрос, предложение и рыночное равновесие»

1

27-30/10

Ценовая эластичность спроса

1

27-30/10

Эластичность спроса по доходу

1

5-8/11

Перекрестная эластичность спроса и ее коэффициент.

1

5-8/11

Ценовая эластичность предложения.

1

10-15/11

Практическое значение теории эластичности

1

10-15/11

Обобщающий урок по теме «Спрос и предложение»

1

17-22/11

Потребитель

1

17-22/11

Потребительское поведения

1

24-29/11

Теория предельной полезности как основа изучения поведения потребителей

1

24-29/11

Правило максимизации полезности

1

1-6/12

Кривые безразличия. Карта безразличия. Типы кривых безразличия

1

1-6/12

Бюджетное ограничение и положение потребительского равновесия.

1

8-13/12

Индивидуальный и рыночный спрос.

1

8-13/12

Обобщающий урок «Поведение потребителя»

1

15-20/12

Современная коммерческая организация

1

15-20/12

Фирма - коммерческая организация

1

22-27/12

Общий продукт фирмы. Предельный продукт.

1

22-27/12

Бухгалтерские и экономические издержки.

1

29/12-17/01

Экономические издержки и прибыль.

1

29/12-17/01

Общие издержки фирмы. Предельные издержки.

1

19-24/01

Оптимальный размер фирмы

1

19-24/01

Контрольная работа «Фирма. Производство и издержки»

1

26-30/01

Понятие предпринимательства.

1

26-30/01

Организационно-правовые формы предпринимательства.

1

2-7/02

Менеджмент и его функции

1

2-7/02

Маркетинг и его основные элементы.

1

9-14/02

Роль денег в экономике

1

9-14/02

Виды денег и их свойства

1

16-21/02

Коммерческие банки

1

16-21/02

Потребительский кредит

1

23-28/02

Центральный банк

1

23-28/02

Особенности рынков факторов производства.

1

2-7/03

Рынок труда и заработная плата. Основные черты рынка.

1

2-7/03

Индивидуальное и рыночное предложение труда.

1

9-14/03

Рынок землепользования и земельная рента.

1

9-14/03

Капитал и процент.

1

16-21/03

Процент. Ставка процента.

1

16-21/03

Условие целесообразности инвестирования денежного капитала в данный фактор производства.

1

1-11/04

Земля как вид капитала (капитального блага).

1

1-11/04

Самостоятельная работа на тему «Рынки ФП»

1

13-18/04

Конкуренция как свойство рыночной экономики.

1

13-18/04

Типы рыночных структур

1

20-25/04

Совершенная конкуренция.

1

20-25/04

Экономические границы целесообразности выпуска продукции конкурентной фирмой.

1

27/04-2/05

Монополия. Естественная монополия.

1

27/04-2/05

Антимонопольная политика государства

1

4-9/05

Олигополия. Олигополистическая взаимозависимость

1

4-9/05

Картель, лидерство в ценах и неценовая конкуренция.

1

11-16/05

Монополистическая конкуренция.

1

11-16/05

Обобщающий урок на тему «Конкуренция и рыночные структуры»

1

18-23/05

Контрольная работа «Микроэкономика»

1

18-23/05

Итоговое повторение

1

25-30/05






11


© 2010-2022