- Преподавателю
- Обществознание
- Конспект урока по обществознанию 10 класс на тему Религия
Конспект урока по обществознанию 10 класс на тему Религия
Раздел | Обществознание |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Черных А.А. |
Дата | 31.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципально казённое общеобразовательное учреждение
«Плотавская средняя общеобразовательная школа»
Октябрьского района Курской области
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА В 10 КЛАССЕ НА ТЕМУ:
Учитель истории и обществознания:
Черных Александр Александрович
2014 год
Цели урока:
-
дать обучающимся представление о религии как мировоззрении и особой древнейшей сфере духовной культуры;
-
формировать объективные и корректные представления о роли религии в истории человека и общества;
- продолжить формировать умения обучающихся находить самостоятельно материал, выбирать главное, анализировать;
Тип урока:
изучение нового материала
Оборудование:
проектор, ноутбук, экран.
ХОД УРОКА:
ПЛАН: 1.Религия как мировоззрение и образ жизни 2.Виды религий 3.Значение функции религии
I .Религия как мировоззрение и образ жизни
(вступительное слово)
Наряду с мифом и философией религия - одна из форм мировоззрения. Как и философия, она пришла на смену мифологическому мировоззрению, которое не смогло дать удовлетворительные ответы на вопросы, возникавшие в древнем обществе при переходе от первобытно-общинных отношений к более усложненным, классовым. Религиозное сознание, возникнув в древности и претерпев различные изменения, связанные с развитием общественных отношений, продолжает оказывать влияние на поведение и поступки очень многих людей и в наши дни.
В истории человеческого общества религия играла неоднозначную роль. Например, в Европе в Средние века (с V по XV вв.) христианская форма мировоззрения являлась господствующей. Христианство определяло развитие всех сфер жизни общества, все решалось в соответствии с его предписаниями. В дальнейшем, при переходе от феодальных отношений к буржуазным, с развитием наук стала выявляться ограниченность и несостоятельность христианских постулатов. Первые шаги в освобождении от религии происходили в ученой среде, а с расширением образования и новыми научными открытиями влияние религии постепенно стало ослабевать и в других слоях общества. Жизнь общества стала секуляризироваться, т.е. освобождаться от религиозного влияния. В современную эпоху даже в тех государствах Западной Европы и Америки, где христианство традиционно поддерживается на официальном уровне, идет заметное ослабление его влияния на развитие культуры. «В прошлом это влияние было громадно, его наследством мы продолжаем пользоваться по сей день; сегодня оно ничтожно мало». В это же время в странах бывшего социалистического лагеря, где официально осуществлялось атеистическое воспитание, наблюдается возрастание интереса к религиозным проблемам. В России в наши дни к верующим относят себя 60% опрошенных граждан.
(запись в тетрадь)
Религия - это совокупность взглядов и представлений, система верования и обрядов, объединяющая и признающая людей в общности.
Признаки мировых религий:
-
Вера в сверхъестественное;
-
Преклонение высшей силе;
-
Стремление организовывать свою жизнь с требованиями абсолюта.
(объяснение с элементами беседы)
РЕЛИГИЯ
ПОЛИТЕИСТИЧЕСКАЯ МОНОТЕИСТИЧЕСКАЯ
(многобожие) (единобожие)
II.Виды религий
Все религии подразделяются на:
Родоплеменные:
Тотемизм (поклонению животному или растению) Анимизм (вера в душу и духов) Фетишизм Знахарство Шаманизм
Национально - государственные Иудаизм (Израиль) Индуизм (Индия) Синтоизм (Япония) Конфуцианство (Китай)
Мировые Буддизм Христианство -католичество -православие -протестантизм Ислам
(Выступления обучающихся, защита проектов по трём мировым религиям)
III.Значение функции религии
(беседа с обучающимися)
ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ:
-
Мировоззренческая;
-
Компенсаторная;
-
Коммуникативная;
-
Регулятивная;
-
Интегрирующая;
-
Культурно-транслирующая
Благодаря религии у человека формируется сознание:
Религиозное - убеждение в реальном существовании сверхъестественного, потустороннего, в том, что источником главных ориентиров и ценностей человечества является Бог.
Светское - источники всех важнейших процессов в мире оно усматривает в потусторонних, на его взгляд, изменениях в обществе: в накоплении культурных навыков, в бурном прогрессе естественных, технических и прикладных наук и т.д.
В религии можно выделить как положительное, так и отрицательное воздействие, на человека и общество в целом
ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ:
1.Религия играет роль мировоззрения, готовой системы взглядов, принципов, идеалов, объясняя устройство мира и определяя место человека в нем. 2.Религиозные нормы - один из мощных социальных регуляторов. 3. В вере находят утешение, успокоение, надежду многие люди. 4. Религия предлагает свои варианты ответа на неспособность науки объяснить множество природных явлений. 5.Способствует объединению нации, объединению государств.
ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ:
1 .Религиозная почва является причиной многих конфликтов и воин. 2.Вра не удерживает человека и общество от совершения преступлений и пороков. 3.накладывала запреты на определённые виды деятельности, науки, искусства, сковывая творческую силу людей. 4.земную жизнь религия призывала провести в покое и смирении, не противясь злу.
Закрепление изученного:
(Беседа с обучающимися по вопросам)
В чем заключается религиозная вера?
Почему существует много разных религий?
Что необходимо делать государствам для предотвращения конфликтов на религиозной почве?
Домашнее задание:§10