- Преподавателю
- Обществознание
- Программа правового кружка Политика и право
Программа правового кружка Политика и право
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Осокина Н. . |
Дата | 24.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3» города Мурома
«Утверждаю»
Директор МБОУ «СОШ №3»
___________Е. В. Грошкова
Программа
работы правового кружка
«Политика и право»
Руководитель:
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
Наталья Александровна Осокина
Муром
2012
Пояснительная записка
Данная программа предназначена для более глубокого изучения основ правовых знаний учащимися средней общеобразовательной школы 14-18 лет. Программа ориентируется на расширение общего кругозора учащихся, формирование активной гражданской позиции, повышение нравственно-правовой культуры, личного подхода к оценке происходящих событий, приобретение социального опыта, развитие критического мышления, навыков самостоятельной исследовательской деятельности.
Программа рассчитана на три учебных года по три часа в неделю (315 часов). Она составлена в соответствии с требованиями политико-правового образования и предполагает более глубокое изучение вопросов по основным отраслям права и практическим навыкам.
Программа содержит вопросы теории и практики. При изучении материала учащаяся знакомится с текстами законов, кодексами РФ, правовыми актами.
Актуальность программы обусловлена следующими факторами:
-
личностной ориентацией содержания образования;
-
необходимостью эффективно формировать знания социально-гуманитарной направленности;
-
психическими особенностями подросткового возраста (постоянное стремление узнавать что-то новое).
Целями данной программы являются:
-
Образовательные:
а) более глубокое знакомство со всем многообразием гражданских, трудовых, семейных, уголовных право-
отношений;
б) получение практических знаний о том, как можно разрешать споры и конфликты правовыми способами.
2) Развивающие:
а) развитие умения работать с правовыми источниками и применение их на практике;
б) развитие умения анализировать и разрешать жизненные ситуации с точки зрения права;
в) выработка навыков исследовательской деятельности.
3) Воспитательные:
а) формирование правовой культуры;
б) формирование активной жизненной позиции.
Содержание программы
Программа рассчитана на 315 часов для работы по следующим темам:
Тема 1 «Государство и право» (104 часа);
Тема 2 «Конституционное право» (81 час);
Тема 3 «Гражданское право» 23 часа);
Тема 4 «Семейное право» (27 часов);
Тема 5 «Трудовое право» (24 часа);
Тема 6 «Уголовное право» (21 час);
Тема 7 «Административное право» (15 часов);
Тема 8. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени (9 часов);
Тема 9.Правовая культура (8 часов)
Методы работы: проектно - исследовательский, эвристический, метод дискуссий, методы развития критического мышления.
№ п/п
Тема занятия
Основные понятия
Форма занятия
Дата проведения
1-ый год работы кружка
Тема 1. Государство и право (104 часа)
1-3
Организация работы кружка в начале учебного года.
Анкетирование. Составление корзины идей
4-9
Возникновение государства и права.
Государство. Право как культурно-историческое явление и механизм регулирования общест- венных отношений.
Лекция. Работа с научной литературой. Составление схемы «Связь государства и права».
10-15
Из истории российского права. Развитие права до XIX в.
«Русская правда», Судебник, Соборное уложение.
Работа с научной литературой. Анализ исторических правовых документов: «Русская Правда», Судебник 1497 г., Судебник 1550 г., Соборное уложение 1649 г., законоположе- ние о судебной реформе 1864 г., Положение о губернских и уездных учреждениях, конституции советского периода.
Правовой брейн-ринг.
16-21
Российское право в XIX-начале XXв.
Полное собрание законов Российской империи, судебная реформа 1864 г., земская реформа, мировой суд.
22-27
Советское право.
Конституции 1918, 1924, 1936, 1977 годов
28-33
Реформа российского права после 1991 г.
Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ.
34-39
Право как вид социальной нормы. Признаки права.
Субъективное и объективное право. Естественное право.
Усвоение понятий. Работа с научной литературой.
40-45
Система права.
Система права. Норма права.
Составление схемы «Система права в РФ».
46-51
Система права.
Система права. Отрасли права.
Составление схемы «Система права в РФ».
52-57
Источники права. Подзаконные акты.
Нормативно-правовые акты. Иерархия законов. Подзаконные акты.
Практическая работа по источникам права. Работа со схемой «Источники права».
58-64
Правовое государство.
Правовое государство, его признаки.
Работа с литературой. Составление схемы «Правовое государство и его признаки». Работа с Конституцией РФ. Написание эссе по теме «Правовое государство».
65-71
Гражданское общество.
Гражданин. Гражданское общество.
Составление презентации «Гражданское общество». Правовая викторина
72-77
Правоохранительные органы РФ.
Правоохранительные органы. Милиция. Прокуратура.
Составление таблицы «Система правоохранительных органов в РФ», работа с законом «О милиции»
78-83
Подросток и правоохранительные органы.
Правоотношения подростков с правоохранительными органами
Анализ юридических ситуаций. Заседание круглого стола.
84-89
Правоотношения.
Правоспособность.
Физические и юридические лица. Правоспособность.
Решение юридических задач
90-95
Правоотношения. Дееспособность.
Дееспособность. Эмансипация.
Решение юридических задач
96-98
Правосудие.
Защита прав и закона. Судебная власть. Судебная система. Апелляция. Кассация.
Работа со словарем.
99-101
Повторение темы «Государство и право»
Понятия темы 1
Правовой брейн-ринг «Государство и право»
102-104
Итоговое занятие кружка. Подведение итогов.
2-ой год работы кружка
Тема 2. Конституционное право (81 час)
1-3
Организация работы кружка в начале учебного года.
Анкетирование. Составление корзины идей
4-9
Понятие и структура Конституции.
Конституция. Конституционная система.
Работа с научной литературой. Анализ Конституции РФ.
10-15
Основы конституционного строя России.
Конституционный строй, демократическое государство, социальное государство, светское государство
Работа с Конституцией РФ Гл. 1.
16-21
Российская Федерация, ее субъекты.
Субъекты федерации: область, республика, автономный округ, автономная область, край, города федерального значения.
Работа с Конституцией РФ
22-24
Законодательная власть РФ.
Федеральное Собрание, Совет Федерации, Государственная Дума.
Работа с Конституцией РФ
25-27
Исполнительная власть РФ.
Правительство РФ, председатель правительства, министры.
Работа с Конституцией РФ
28-30
Судебная власть РФ.
Верховный суд РФ, Конституционный суд РФ, Высший Арбитражный суд РФ.
Работа с Конституцией РФ
31-36
Институт президентства.
Полномочия президента РФ.
Президент РФ - глава государства, гарант прав и свобод человека и гражданина.
Работа с Конституцией РФ
37-42
Местное самоуправление.
Теория и история местного самоуправления
Работа с анализом местного законодательства. Анализ материалов СМИ. Деловая игра
43-45
Конституционные права и свободы человека и гражданина.
Конституционные гарантии прав и свобод. Конституционные обязанности. Равенство прав и обязанностей.
Работа с Конституцией РФ.
46-51
Всеобщая декларация прав человека.
Идеология прав человека
Анализ Всеобщей декларации прав человека
52-54
Международные договоры о правах человека.
Международный Билль о правах человека. Декларации и конвенции.
Работа со словарем.
55-57
Гражданские права.
Основополагающие права. Против рабства и пыток. Защита со стороны закона. Защита частной жизни. Свобода отношений с Богом.
Анализ Всеобщей декларации прав человека и Конституции РФ.
58-60
Политические права.
Информационная свобода. Участие в управлении страной.
Анализ Всеобщей декларации прав человека и Конституции РФ.
61-63
Экономические, социальные и культурные права.
Экономические права, социальные права, культурные права. Обязанности перед обществом.
Анализ Всеобщей декларации прав человека и Конституции РФ.
64-69
Права ребенка.
Необходимость прав ребенка. Принятие Конвенции о правах ребенка. Содержание Конвенции.
Анализ Конвенции о правах ребенка. Решение практических ситуаций.
70-72
Избирательное право.
Избирательное право. Правовые основы избирательной деятельности. Принципы демократических выборов.
Анализ программ политических партий
73-78
Избирательный процесс
Избирательный процесс.
Виды избирательных систем.
Анализ избирательной системы в РФ
79-81
Повторение темы «Конституционное право».
Понятия темы 2
Решение практических заданий по теме. Заседание круглого стола
Тема 3. Гражданское право (23 часа)
82-84
Гражданские правоотношения.
Гражданское право. Субъекты гражданского права. Защита гражданских прав.
Тематическая лекция
85-87
Право собственности.
Собственность. Право собственности. Права и обязанности собственника. Истец. Ответчик. Исковое заявление.
Решение правовых задач. Составление искового заявления
88-90
Заключение договора.
Сделка. Формы сделок. Договор, его содержание. Виды гражданско-правовых договоров. Особенности договорных обязательств.
Работа с научной литературой. Лекция.
91-93
Наследование.
Наследование, его виды. Наследство. Наследование по закону и завещанию.
Игра «Консультация юриста». Моделирование ситуаций из реальной жизни.
94-96
Права потребителей.
Потребитель. Срок годности. Гарантийный срок. Моральный вред.
Изучение закона «О правах потребителя»
97-99
Предпринимательство.
Предпринимательство. Виды предприятий. Правовые основы предпринимательства. Индивидуальное предпринимательство.
Тематическая лекция.
100-101
Повторение темы «Гражданское право»
Понятия темы 3
Правовая викторина
102-104
Итоговое занятие кружка. Подведение итогов.
3-ий год работы кружка
Тема 4. Семейное право (27 часов)
1-3
Организация работы кружка в начале учебного года.
Анкетирование. Составление корзины идей
4-9
Семья и право.
Семья. Понятие и источники семейного права.
Беседа. Анализ документа. Написание эссе по теме «Семья и право».
10-12
Брак, условия его заключения.
Брак. Условия заключения и расторжения брака.
Беседа. Анализ документа. Анализ ситуаций
13-18
Права и обязанности супругов.
Современная семья. Права и обязанности супругов. Брачный договор.
Анализ Семейного кодекса. Решение практических задач.
19-24
Права и обязанности родителей и детей.
Права ребенка. Права и обязанности родителей и детей.
Анализ Семейного кодекса и Конвенции о правах ребенка. Решение практических задач.
25-27
Повторение темы «Семейное право»
Понятия темы 4
Ролевая игра
Тема 5. Трудовое право (24 часа)
28-33
Понятие и источники трудового права.
Предмет трудового права. Субъекты трудовых отношений. Источники трудового права.
Анализ трудового кодекса РФ.
34-36
Трудовой договор. Коллективный договор.
Коллективный договор. Трудовое соглашение.
Анализ трудового кодекса РФ.
37-42
Трудоустройство.
Безработица и занятость. Пособие по безработице. Трудоустройство. Заключение трудового договора.
Заполнение таблицы «Права и обязанности сторон, вытекающие из трудового договора»
43-45
Оплата труда. Охрана труда.
Заработная плата. Охрана труда. Защита трудовых прав женщин и несовершеннолетних.
Решение практических ситуаций.
46-48
Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву.
Неурегулированные разногласия. Дисциплина труда. Ответственность по трудовому праву.
Анализ Трудового кодекса РФ. Решение практических ситуаций.
49-51
Повторение темы «Трудовое право».
Понятия темы 5
Решение юридических задач по теме. Разгадывание кроссворда по теме.
Тема 6. Уголовное право (21 час)
52-57
Понятие и источники уголовного права.
Уголовное право. Задачи системы уголовного права.
Лекция-беседа
58-63
Преступление и его стадии. Состав преступления.
Отличие преступлений от других правонарушений.
Работа с УК РФ
64-66
Уголовная ответственность и наказание.
Уголовная ответственность. Понятие и цель наказания. Система наказаний. Смягчающие и отягчающие обстоятельства
Работа с УК РФ. Анализ юридических ситуаций. Составление кроссворда по теме
67-69
Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Уголовная ответственность с 14 и 16 лет.
Работа с УК РФ. Анализ юридических ситуаций
70-72
Повторение темы «Уголовное право»
Понятия темы 6
Решение юридических задач по теме. Разгадывание кроссворда по теме.
Тема 7. Административное право (15 часов)
73-78
Административное правонарушение.
Административное право. Административные правонарушения и их виды.
Работа с источником и составление сравнительной таблицы.
79-84
Административная ответственность.
Виды и цели административной ответственности
Решение практических задач. Составление определений из отдельных слов и словосочетаний
85-87
Повторение темы «Административное право»
Понятия темы 7
Составление кроссворда по теме
Тема 8. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени (9 часов)
88-90
Международное гуманитарное право.
МГП. Источники МГП. Принципы МГП.
Анализ документов по МГП. Решение практических ситуаций.
91-93
Система международной защиты прав человека.
ООН. Совет Европы. ОБСЕ. Европейский суд по правам человека.
Анализ материалов СМИ.
94-96
Повторение темы «Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени».
Понятия темы 8
Анализ практических ситуаций.
Тема 9.Правовая культура (8 часов)
97-99
Содержание правовой культуры.
Правовая культура человека и общества.
Написание эссе по теме «Правовая культура»
100-102
Совершенствование правовой культуры
Недостатки правовой культуры. Учащиеся и правовая культура.
Написание эссе по теме «Правовая культура»
103
Повторение по теме «Правовая культура
Понятия темы 9
Проведение анкетирования учащихся МОУ «СОШ №3» и анализ результатов.
104
Итоговые занятия
3 часа резервное время
Методический блок
-
Изучение данной программы предполагает следующие практические работы:
-
извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
-
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
-
формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
-
наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
-
оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права;
-
участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
-
конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
-
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
-
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
-
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
-
первичного анализа и использования социальной информации;
-
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
2. Ожидаемые результаты
-Получение системных знаний о праве как регуляторе социальных отношений
-Более глубокое усвоение понятий и навыков, связанных с правоведческой направленностью
-Подготовка ученицы к практическому пониманию и применению права в реальной жизни
-Формирование приемов научно-исследовательской деятельности через работу с документами
-Обеспечение высокого уровня подготовки и выступлений на городской олимпиаде по основам правовых знаний
-Начало формирования профессиональной ориентации.
3. Научно-методическое обеспечение
-
Административный кодекс РФ. - М., 2002.
-
Всеобщая декларация прав человека.
-
Головатенко А. Ю. , Никитин А. Ф. Правоведение: вопросы, задания, ответы. - М.: Просвещение, 1998.
-
Гражданский кодекс РФ. - М., 2002.
-
Конвенция о правах ребенка.
-
Конституция РФ. - М.,2009.
-
Михайлова С. В., Ищенко В. М. История России с древнейших времен до XX в. Хрестоматия школьника. - Владимир, 1998.
-
Мушинский В. О. Основы правоведения. - М.: Международные отношения, 1995.
-
Обществознание: учеб. для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений/ Под ред. А. Ф. Никитина. - М.: Просвещение, 2005.
-
Обществознание. 8-11 классы (электронное пособие). - М.: Учитель.
-
Основы правовых знаний. Пробный учебник для 8-9 кл. В 2-ух книгах/ Под ред. С. И. Володина. - М.,1999.
-
Правовая культура учащихся (методические материалы для учителей истории и обществознания). - ВИПКРО, 2008.
-
Семейный кодекс РФ. - М. 2002.
-
Трудовой кодекс РФ. - М., 2002.
-
Уголовный кодекс РФ. - М., 2002.
-
Федоренко А. А. Рабочая тетрадь к учебнику Мушинского В. О. «Основы правовых знаний». - М.: ГЦО,1995.