Функции семьи

Цели урока: 1.Познакомить с основными функциями семьи и сферами ее деятельность; 2. Раскрыть психолого-педагогические аспекты семьи как малой группы; 3. Представить воспитание в семье как осознанное влияние на формирование личности ребенка; 4.  Приобщить детей к пониманию ценности семейных традиций, семейного микроклимата, значимости семьи и в жизни отдельного человека и в развитии общества, гордости за свою семью и ответственности за нее.План урока:   1. Особенности семьи как малой группы. 2. Основные функции семьи в обществе. 3.Воспитание в семье. 4. Роль семьи в обществе.
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: « Функции семьи».


«Счастлив тот, кто счастлив

у себя дома»

Л.Н.Толстой.


План урока:


1. Особенности семьи как малой группы.

2. Основные функции семьи в обществе.

3.Воспитание в семье.

4. Роль семьи в обществе.

Цели урока:


1.Познакомить с основными функциями семьи и сферами ее деятельность;

2. Раскрыть психолого-педагогические аспекты семьи как малой группы;

3. Представить воспитание в семье как осознанное влияние на формирование личности ребенка;

4. Приобщить детей к пониманию ценности семейных традиций, семейного микроклимата, значимости семьи и в жизни отдельного человека и в развитии общества, гордости за свою семью и ответственности за нее.

Ход урока:


Собираясь к вам на урок, я долго думала, с чего начать наш разговор. Идея пришла самая простая. И я решила, что нужно вспомнить совсем небольшой рассказ Л.Н.Толстого: «Жил мальчик в ученье, пришел восвояси домой. Сели за кашу. Мальчик сказал: «Какая у вас каша густая, такой у хозяина не бывает». Мать сказала: «Семейная каша гуще кипит»».

Так вот друзья. Тема нашего урока посвящена важнейшему институту общества, малой социальной группе - семье. Ее роль в вашей жизни и жизни общества мы рассмотрим через семейные функции.

Их характеристика позволит нам прийти к пониманию ценности семейных традиций, семейного микроклимата, гордости за свою семью, ответственности за нее, значимости семьи и в жизни общества, и в воспитании ребенка как личности.

Запишите тему урока. ( работа в тетради)

Я думаю, что каждый из нас согласится с Л.Н.Толстым, слова которого я взяла за эпиграф урока. (зачитать)

Запишем план урока. ( работа в тетради; общий обзор вопросов)

Беседа по вопросам:

- Что такое малая группа?

- Перечислите ее признаки. ( записать на доске)

- Приведите примеры малых групп. ( записать на доске)

- Сравните время появления семьи и других малых групп.

- Можно ли и семью, и другие малые группы отнести к социальным институтам?

- Чем отличны межличностные отношения в семье и других малых группах?

- Какая общая деятельность не обязательно присуща малым группам?

- Какова должна быть степень сплоченности семьи в отличие от других малых групп?

Обобщая ответы запишем особенности семьи как малой группы в рабочей тетради. ( на доске демонстрационная таблица; на рабочих местах раздаточный материал ( Приложение №1)).

Три сформированные группы получают рабочие листы с текстом (Приложение №2), где представлены различные подходы социологов по определению функций семьи.

- Предоставляется 5 минут для работы с ними.

- Заслушиваются выступления групп.

- Обобщение ответов учителем.

- Совместная работа: через сферы семейной деятельности определяем функции семьи общественно и индивидуально значимые. ( раздаточный материал - приложения №3,№4,№5; демонстрационная таблица №6; работа в тетради)

Представление творческих работ учащихся:

- Какие функции семьи нашли отражение в ваших работах? Какое значение вы придаете им? ( заслушиваем учащихся).

- Какие, на ваш взгляд, в большей степени способствуют укреплению семьи? ( заслушиваем учащихся).

- Предложить более подробнее представить некоторые работы.

Обобщение учителем выступлений учащихся.

Воспитание в семье происходит, как правило, по отношению к детям. Поэтому под семейным воспитанием, как правило, понимают осознанное влияние на формирование личности детей, предпринимаемые старшими членами семьи. Как правило оно направлено на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, какими должны стать ребенок, подросток, юноша, девушка .

Содержание, характер и результаты семейного воспитания зависят не только от возраста и пола ребенка, но и от ряда характеристик семьи.

Личностные ресурсы семьи ( приложение №7):

- определяются составом семьи, состоянием здоровья старших членов семьи, характером, уровнем и видом образования, индивидуальными увлечениями, вкусами, ценностными ориентациями, социальными установками, уровнем притязаний и т.п. Эти факторы влияют на цели и стиль семейного воспитания.

Цели семейного воспитания( приложение №8):

- привитие младшим гигиенических навыков, бытовых умений; культуры общения; физическое интеллектуальное развитие; развитие отдельных способностей; подготовку к определенной профессии или сфере деятельности.

Стили воспитания:

- диктат;

- опека ( детоцентризм);

- невмешательство;

- сотрудничество;

- профессионализм;

- прагматизм.

Работа с классом:

- Формируется 6 групп;

- Каждая группа определяет характерные черты стиля воспитания по плану: ассоциации с данным стилем (набор предложений, словосочетаний, слов( с пояснениями); позитивные и негативные стороны стиля);

- Работа в течение 5 минут;

- Выступление групп, обобщение их ответов (использование демонстрационного материала № 9, 10. 11,12. 13, 14; работа в тетради);

- Беседа с детьми по вопросам:

1) Охарактеризуйте личностные ресурсы вашей семьи.

2) Определите цели воспитания в вашей семье.

3) Какой стиль воспитания, на ваш взгляд, характерен для вашей семьи?

К сожалению, в современной российском обществе наметилось снижение воспитательного потенциала семьи. ( Заслушиваются мнения учащихся)

Обобщая определяем причины снижения воспитательного потенциала семьи.

Причины?

- из-за увеличения семей с неполным составом;

- недостаточный уровень знаний и навыков родителей по воспитанию детей;

- стихийные бедствия, аварии, катастрофы, которые ведут к увеличению детей-сирот;

- утрата жизненно важных человеческих ценностей;

- прогрессирующая тенденция к разрушению нравственных устоев семьи;

- лишение родительских прав;

- отказ матерей от содержания и воспитания своих детей;

- рост числа матерей-одиночек;

- рост числа несовершеннолетних матерей.

( Демонстрационный материал №15; работа в тетради)

Подведение итогов урока:

Обобщая урок учитель заканчивает его цитатой:

« Семья должна вырабатывать хороших работников на

пользу человеческую, она должна дать счастье тем,

которые составили семью. Она должна связывать

молодые поколения с поколением, кончающим жизнь. И

никогда такая связь не будет существовать, если нет

известных семейных преданий, известных общих целей, на

которые положена работа и предков, и будущих,

подрастающих поколений»( приложение №16) В.И.Вернадский.

Домашнее задание:

Написать сочинение ( эссе) по 4 вопросу плана.

Приложение №1

Особенности семьи как малой группы:

- это начальная форма групповой жизни людей; так как в ней закладывается и формируется умение жить в обществе;

- сфера семьи охватывает личную жизнь;

- определяется как зависимостью, так и относительной самостоятельностью от общественного строя, т.е. имеет двойственный характер, выступая в роли и социального института и малой группы;

- важна роль психологических факторов: отношения взаимопомощи, взаимной ответственности друг за друга, за детей их здоровье и воспитание;

- многогранность семейных отношений, ведь чтобы создать психологический климат в доме необходимо пройти через цепь компромиссов в отношениях друг с другом;

- совместное ведение хозяйства.

Приложение №2

1. Функции семьи.


По мнению социолога Мердока, можно определить четыре основные жизненно важные для общества задачи. Это:

- регулирование потенциально деструктивной сексуальности с помощью такой социально одобренной системы контроля, как брак;

- воспроизводство потомства легко определяемыми и ответственными родителями;

- производство и распределение таких ресурсов для поддержки населения, как пища, одежда, средства к существованию;

- осуществление обучения так, чтобы культура общества передавалась от поколения к поколению.

Дж. Мердок утверждает, что семья вносит значительный вклад в каждую из данных жизненно важных функций, и это объясняет, по его мнению, то, что семьи существуют во всех обществах.

Мердок также считает, что семья положительно влияет как на отдельных членов общества, так и на всю социальную систему. Таким образом, он утверждает, что эти функции осуществляют люди, сплоченные в семьи. Например, сексуальная функция обеспечивает личное удовлетворение, в то же время создавая нормы сексуальных отношений внутри определенного общества. Она также помогает создать между мужем и женой более прочные отношения в семье.

Вопросы к тексту:

1. С чем Дж. Мердок связывает определение функций семьи?

2. Какие задачи государства он определяет?

3. Сформулируйте на их основе функции семьи как малой группы?

2. Функции семьи.

Толкотт Парсонс утверждал, что в современных обществах функции, которые может выполнять «только семья», свелись к двум жизненно важным задачам:

- первоначальная социализация молодежи;

- становление взрослой личности.

Он связал эту точку зрения с современными индустриальными обществами, такими как США. Заслуга Порсонса состоит в попытке объяснить то, как семья приспособилась к изменениям, связанным с переходом общества от сельского хозяйства к промышленности.

Современные общества нуждаются в более специализированных институтах. В феодальном обществе члены одной семьи работали сообща на земле или занимались вместе ремеслом. В семьях учили детей всему, что им было необходимо знать, чтобы выжить, и что определяло их статус и положение в обществе. По мере того, как структура общества усложнялась, появились специализированные предприятия, например; школы взяли на себя задачу обучить тем знаниям и умениям, которые необходимы в обществе и на работе; молодые люди все чаще покидали дом, чтобы самоутвердиться и создать себе положение с помощью собственных талантов и умений. Другими словами, семья утратила некоторые их своих общественных функций и, следовательно, больше сосредоточилась на тех вещах, которые могли быть осуществлены только в семье.

Так первоначальная социализация остается важной, потому что именно в результате этого процесса передается культура общества - его нормы, ценности, обычаи и язык. Порсонс утверждал, что происходящее в семье - больше, чем просто форма социализации, потому что, знакомясь с этими аспектами культуры в годы становления личности, ребенок впитывает их более глубоко, и таким образом они становятся частью его личности. Это помогло утвердить внутри любого общества разделяемые всеми ключевые убеждения, а процесс социализации служил для того, чтобы найти общий взгляд на понятия, которые объединяли общество и сглаживали конфликт. В американском обществе к этим ценностям традиционно относились индивидуальные достижения, конкуренция и патриотизм. В других обществах это могли быть смелость, альтруизм, уважение к старшим, забота об общем благе и т.п.

Вопросы к тексту:

1. Какие функции семьи выделяет Парсонс?

2. Почему он свел их к двум задачам общества?

3.Какую роль отводит функции первоначальной социализации?

4. Какие ценности традиционно относятся к российскому обществу?

3. Функции семьи.


Современный российский социолог Перов более детально указывает функции, которые выполняет в обществе семья:

- организация регулирования сексуального поведения;

- рождение детей в законном браке;

- забота о детях, пока они не смогут сами заботиться о себе;

- социализация или неформальное обучение детей тому поведению, ценностям и позициям, которых ожидает от них общество;

- «распределение труда» между мужем и женой с точки зрения заработка, содержания домохозяйства, воспитания детей и т.д., чтобы семейная группа могла действовать как эффективная и взаимосвязанная ячейка;

- определение таких ролей, как жена, мать, отец, муж, внук, внучка, сын, дочь и т.д., которые позволяют членам семьи знать, что от них требуется и чего требовать друг от друга;

- стремление окружить любовью, заботой, обеспечить эмоциональную безопасность и защиту членов всей семьи, что, в отличии от других групп, к которым могут принадлежать люди, создает глубокую, постоянную ответственность в обществе;

- обеспечение досуга и отдыха для членов семьи и создание ячейки, внутри которой можно отмечать праздники и значительные события, такие как рождение, браки и смерть.

Приложение№3

Сферы семейной деятельности:


Репродуктивная


Воспитательная


Хозяйственно-

бытовая


Экономическая


Первичного

социального

контроля


Духовная


Досуговая



Эмоциональная

Приложение №4


Общественные функции:


Биологическое воспроизводство населения;

Социализация молодого поколения;

Поддержка здоровья членов семьи;

Поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

Моральное регулирование поведения членов семьи, взаимной ответственности и обязательств супругов, родителей и детей;

Развитие личности членов семьи;

Организация рационального досуга, социальный контроль;

Эмоциональная стабилизация индивидов.

Приложение №5

Индивидуальные функции:

Удовлетворение потребности в детях;

Удовлетворение потребности в родительстве, самореализация в детях;

Оказание бытовых услуг членами семьи друг другу;

Получение материальных средств одними членами семьи от других;

Формирование и поддержание санкций при нарушении моральных норм членами семьи;

Духовное взаимообогащение;

Удовлетворение потребности в совместном проведении досуга, взаимообогащение интересов;

Получение психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье, удовлетворение потребности в счастье и любви.

Приложение №6

С Репродуктивная

Е Воспитательная

М Хозяйственно-

Ь бытовая

Я Экономическая

Первичного

социального

контроля

Духовная

Досуговая

Эмоциональная

Биологическое

воспроизводство

населения;

Социализация молодого поколения;

Поддержка здоровья членов семьи;

Поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

Моральное регулирование поведения членов семьи, взаимной ответственности и обязательств супругов, родителей и детей;

Развитие личности членов семьи;

Организация рационального досуга, социальный контроль;

Эмоциональная стабилизация индивидов.

Удовлетворение потребности в детях;

Удовлетворение потребности в родительстве, самореализация в детях;

Оказание бытовых услуг членами семьи друг другу;

Получение материальных средств одними членами семьи от других;

Формирование и поддержание санкций при нарушении моральных норм членами семьи;

Духовное взаимообогащение;

Удовлетворение потребности в совместном проведении досуга, взаимообогащение интересов;

Получение психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье, удовлетворение потребности в счастье и любви.

Приложение №7

Личностные ресурсы семьи:


- определяются составом семьи, состоянием здоровья старших членов семьи, характером, уровнем и видом образования, индивидуальными увлечениями, вкусами, ценностными ориентациями, социальными установками, уровнем притязаний и т.п. Эти факторы влияют на цели и стиль семейного воспитания.

Приложение №8

Цели семейного воспитания:

- привитие младшим гигиенических навыков, бытовых умений; культуры общения; физическое интеллектуальное развитие; развитие отдельных способностей; подготовку к определенной профессии или сфере деятельности.

Приложение №9

Диктат:


- стремление старших подчинить своему влиянию младших;

- пресекается инициатива младших;

- родители жестко добиваются исполнения своих требований, стремясь полностью контролировать поведение, интересы и даже желания детей;

- неусыпный контроль и

наказание.


Приложение №10

Опека ( детоценрищзм):


- родители обеспечивают удовлетворение потребностей ребенка, ограждают его от всех забот, усилий и трудностей, принимая их на себя;

- блокируют негативное влияние внесемейной среды;

- мешают детям готовиться к реально жизни за порогом родного дома; всепрощенческая отношение к детям, ложно понимаемая любовь к ним.

Приложение №11

Невмешательство:


- признание возможности и даже целесообразности назависимого существования взрослых и детей.




Приложение №12

Сотрудничество:


- стремление старших установить теплые отношения с младшими;

- привлечение детей к решению проблем взрослых;

- поощрение инициативы и самостоятельности.



Приложение №13

Профессионализм:


- отказ родителей от воспитания детей под предлогом того, что этим должны заниматься педагоги, воспитатели-профессионалы в детских садах и школах.





Приложение №14

Прагматизм:


- выработка у детей «практичности», умение « ловко устраивать свои дела», ориентации прежде всего на получение непосредственной материальной выгоды.



Приложение №15

Причины снижения воспитательного потенциала семьи.

- из-за увеличения семей с неполным составом;

- недостаточный уровень знаний и навыков родителей по воспитанию детей;

- стихийные бедствия, аварии, катастрофы, которые ведут к увеличению детей-сирот;

- утрата жизненно важных человеческих ценностей;

- прогрессирующая тенденция к разрушению нравственных устоев семьи;

- лишение родительских прав;

- отказ матерей от содержания и воспитания своих детей;

- рост числа матерей-одиночек;

- рост числа несовершеннолетних матерей.

Приложение №16

« Семья должна вырабатывать хороших работников на

пользу человеческую, она должна дать счастье тем,

которые составили семью. Она должна связывать

молодые поколения с поколением, кончающим жизнь. И

никогда такая связь не будет существовать, если нет

известных семейных преданий, известных общих целей, на

которые положена работа и предков, и будущих,

подрастающих поколений»

В.И.Вернадский.

Список литературы:

1) Обществознание: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений/ А.Ф.Никитин, И.А.Галицкая, Е.С.Королькова и др.; Под ред. А.Ф.Никитина. - М.: Просвещение, 2004 г. Парараф. 8

2) Основы обществознания: Учеб. Для 8 кл. общеобразоват. Учреждений/ А.Ф.Никитин, И.А.Галицкая, Е.С.Королькова и др.; Под ред. А.Ф.Никитина. - М.: Дрофа, 2003 г. Параграф 19.

3) Человек и общество: Учеб. Пособие по обществознанию для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений/ Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.ИавновА.Ю.Лазебникова и др.; Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой. - М.: Просвещение, 2001 г. Параграф 37.

4) Введение в обществознание: Учеб. Пособие по обществознанию для учащихся 8-9кл. общеобразоват. Учреждений/ Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.ИавновА.Ю.Лазебникова и др.; Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой. - М.: Просвещение, 2001 г. Параграф 14, 17.

5) Обществознание: Учеб. Пособие по обществознанию для учащихся 10 кл. общеобразоват. Учреждений/ Л.Н.Боголюбов, Н.М.Смирнова, А.Ю.Лазебникова и др.; Под ред. Л.Н.Боголюбова и др. - М.: Просвещение, 2007 г. Параграф 34, 37.

6)Социология: учебное пособие для ВУЗов/ Г.О Перов, С.И.Самыгин - Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2002. Тема 9.



© 2010-2022