Программа факультатива Основы государства и права-9 кл

Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Анжеро-Судженского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №3 с углублённым изучением отдельных предметов имени Германа Панфилова»




Программа факультатива

« Основы государства и права»

9 класс (34ч, )





Авторы-составители:

Гаврилова С.В., учитель истории

МБОУ «СОШ №3 с УИОП

им. Г. Панфилова».
















Анжеро-Судженский городской округ

2015

Программа факультатива

« Основы государства и права»

9 класс (34ч, )

Пояснительная записка

Предлагаемая программа воплощает содержание курса, предназначенного для тех учащихся, которые готовы серь­езно изучать право как полноценный предмет на достаточ­но доступном, для учащихся 9-х классов содержательно-методическом уровне.

Если в средних классах некоторая беглость и облегченность в изложении научных знаний по общественным пред­метам допустима в силу известных причин, то уже к кон­цу основной школы преподавание этих дисциплин должно в идеале происходить в систематизированной форме и срав­нительно полном объеме, достаточном для того, чтобы вы­пускники вышли в самостоятельную жизнь или продолжили обучение с максимально полным багажом знаний об обществе, государ­стве, правилах жизни, которым им в дальнейшем придет­ся следовать.

Программа факультатива содействует общей цели образования в сфере общественных наук - формированию гражданина, социально-политические пози­ции которого базируются на богатой гуманитарной культу­ре прошлого и настоящего.

Продуктивная работа способствует формированию у учеников 9-х классов первоначальных, базовых знаний права (в пределах программ основной школы).

Цели курса исходят из самой жизненной действительно­сти: развитие правовой культуры, воспитание цивилизо­ванного правосознания, уважения к закону, привычек пра­вомерного поведения - одни из самых действенных и на­дежных средств стабилизации общественной жизни, создания разумных условий для духовного и физического существования и совершенствования отдельных людей и народов.

Определенное внимание уделяется в программе истории отечественного государства и права. Представляется, что этот материал (отчасти напоминающий и расширяющий сведения по всеобщей и отечественной истории, полученные учащимися ранее) послужит хорошим импульсом для осво­ения содержания всего курса. Вместе с тем представлен значительный объем актуальных в современных социально-экономических и политических условиях знаний, касаю­щихся прав человека, в том числе избирательного, граж­данского, налогового и уголовного права и др.

Изучение курса рассчитано на 34ч., программа дополняет предмет обществознания и способствует более успешной подготовки учащихся к сдаче экзамена по новой форме .

Блок 1. Происхождение государства и права (3 часа)

Вопросы для изучения:

  1. Власть и социальные нормы в первобытнообщинном обществе.

  2. Причины возникновения государства и права.

Методические рекомендации: Данная тема вводит учащихся в проблематику юриспруденции. Задача преподавателя, опираясь на уже изученные в курсе истории сведения, познакомить учащихся с зарождением специфических соци­альных институтов - государства и права. Своеобразными иллюстра­циями процесса понимания причин и условий их зарождения будут политические теории, объясняющие данный процесс.

Основные понятия:

Социальные нормы - это правила поведения, регулирующие отношения между людьми.

Обычай - правило поведения, сложившееся исторически, на протяжении жизни нескольких поколений, ставшее всеобщим в результате многократного повторения.

Род - коллектив кровных родственников, ведущих происхожде­ние от общего предка, носящих общее родовое имя. Возник из первобытного человеческого стада.

Первобытнообщинный строй - первая в истории человечества общественно-экономическая формация, для которой характерны низкий уровень развития производительных сил и отсутствие общественного разделения труда, частной собственности, классов и государства.

Блок 2. Основы общей теории государства

(4 часов)

Вопросы для изучения:

  1. Понятие, признаки и сущность государства.

  2. Понятие и классификация функций государства.

  3. Понятие формы государства, общая характеристика ее элементов.

  4. Понятие и виды форм государственного правления.

  5. Понятие и виды форм государственного устройства.

  6. Политический режим (понятие и виды)

  7. Понятие и структура политической системы демократического об­щества.


  1. Государственный аппарат: понятие, принципы организации и дея­тельности, структура.

  2. Органы государства: понятие и виды.

10. Правоохранительные органы, их место и роль в правовом государстве

Методические рекомендации:

При изучении вопросов данного блока преподаватель должен стремиться к тому, чтобы учащиеся познакомились с основными понятиями

государствоведения, а также приобрели общее представление о государстве, его форме, функциях, органах и т.д. Если эти представ­ления будут иметь пока несколько формальный, отвлеченный характер, то это не должно беспокоить. В дальнейшем, при изучении конститу­ционного права Российской Федерации, эти общие представления бу­дут конкретизированы, приобретут должную полноту и цельность. Для поддержания интереса при изучении данного раздела рекомендуется широко использовать страноведческий материал, исторические сведе­ния, положения политической географии. С этой целью полезно давать учащимся задания для подготовки рефератов и выступлений на раз­личные темы, например: "Форма правления во Франции", "Форма го­сударственного устройства США", "Функции Российского государст­ва при Петре I" и т.п.

Основные понятия:

Политическая система - это совокупность государственных и общественных органов, организаций и объединений, участвую­щих в отправлении политической власти в обществе.

Государство - всеохватывающая организация политической вла­сти, обладающая территорией, населением, суверенитетом и спо­собная делать свою волю обязательной для всего населения страны (издавать законы).

Форма государства - внешнее выражение сущности государст­ва, состоит из трех сторон (элементов): формы правления (республика, монархия), формы государственного устройства (унитарное государство, федерация), политического режима (демократия, авторитаризм, тоталитаризм).

Суверенитет - признак государства, заключающийся в верхо­венстве и независимости государственной власти как внутри страны, так и на международной арене.

Функции государства - основные направления деятельности го­сударства, в которых выражается его сущность.

Республика - форма государственного правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит периодически переиз­бираемым коллегиальным (парламенты) и/или единоличным органам (президент).

Федерация - разновидность формы государственного устройст­ва, обозначающая государство со сложной внутренней организа­цией власти, в котором отдельные части имеют признаки госу­дарственности.

Демократия - форма политического режима, характеризующаяся широким привлечением населения к управлению государством, наличием прав и свобод человека и гражданина, их надежной защитой, политическим плюрализмом (многопартийностью).

Государственный аппарат - система государственных органов, участвующих в реализации государственных функций.

Орган государства - обособленное звено государственного ап­парата, создаваемое и упраздняемое по воле государства, обла­дающее собственной компетенцией по решению конкретной за­дачи, стоящей перед государством.

Блок 3. Основы общей теории права (7 часов)

Вопросы для изучения:

  1. Понятие, сущность и признаки права.

  2. Право в системе социальных норм.

3. Понятие источника (формы) права. Виды источников Российского права.

4. Нормативно-правовой акт как основной источник Права. Понятие, виды.

5 . Понятие системы права. Характеристика основных элементов
системы права. Понятие и признаки правовых норм.

6.Понятие, признаки и состав правовых отношений.

7.Понятие и основные формы реализации права.

  1. Понятие, структура и виды правосознания.

  2. Правовая культура: понятие, структура. Правовое воспита­ние.

  3. Понятие, признаки и виды правонарушений.

  4. Понятие, признаки и виды юридической ответственности.

  5. Понятие и основные принципы законности.

14. Правовое государство: понятие и принципы.

Методические рекомендации:

В данном блоке изучается наиболее сложный для усвоения ма­териал. Сложность представляет понимание многих абстрактных кате­горий, которыми, как правило, учащиеся не пользуются в повседнев­ной жизни. Вместе с тем логическая разработанность правовых поня­тий и конструкций помогает более четкому усвоению логических мето­дов и приемов, является основой для становления логического мышле­ния. В процессе обучения преподавателю рекомендуется обращать внимание не на механическое заучивание юридических категорий, а на понимание учащимися внутренней логики их строения и внешней логи­ки взаимосвязи понятий. Успешное усвоение данной тематики - это залог дальнейших успехов при изучении отдельных отраслей права.

Основные понятия:

Право - система общеобязательных, формально определенных норм (правил поведения), установленных или санкционированных государст­вом, обеспеченных его принудительной силой и регулирующих поведе­ние людей.

Источник (форма) права - способ внешнего выражения юридиче­ских норм.

Норма права - это общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством, имеющее внутреннюю структуру.

Отрасль права - группа правовых норм и институтов, регулирующая обособленную однородную сферу общественных отношений определен­ным методом.

Нормативный акт - документ, изданный государственным органом в пределах его компетенции, содержащий нормы права. Закон - нормативный акт, издаваемый высшим органом законода­тельной (представительной) власти государства (или субъекта федера­ции), принимаемый в особом процедурном порядке, регулирующий наиболее важные вопросы общественной жизни и имеющий высшую юридическую силу.

Правоотношение - общественное отношение, урегулированное норма­ми права.

Субъекты права - лица или организации (юридические лица), кото­рые согласно законодательству страны обладают правоспособностью. Субъективное право - обеспеченная законодательством возможность поведения или определенных действий субъектов права.

Юридическая обязанность - установленная законодательством необ­ходимость определенного поведения или действий субъектов права. Реализация права - претворение правовых предписаний в реальные общественные отношения.

Применение права - властная деятельность государственных органов и должностных лиц, осуществляемая в строгом процессуальном поряд­ке по разрешению конкретных дел на основе норм права. Правонарушение - общественно опасное (вредное), посягающее на социальные ценности, противоправное, наказуемое деяние (действие или бездействие).

Правосознание - совокупность идей, теорий, чувств, эмоций по от­ношению к действующему и желаемому праву и путей его реализации.

Законность - принцип деятельности органов государства, важнейшая сторона демократического политического режима.

Основные понятия:

Апартеид - крайняя форма расовой дискриминации, при которой практикуется раздельное проживание групп населения по расовой при­надлежности.

Геноцид - нарушение прав человека, выражающееся в уничтожении групп населения по расовым, национальным, религиозным, политиче­ским мотивам.

Гражданские права - разновидность прав человека, обеспечивающая его достойное существование (напр. право на жизнь, достойное суще­ствование, свободу передвижения и т.п.).

Защита прав человека - деятельность государственных и обществен­ных органов и организаций и отдельных лиц, имеющая своей целью охрану и обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Права человека - совокупность норм, закрепленных в международ­ных пактах и законодательстве государств, фиксирующих охраняемые и обеспеченные государствами возможности достойной жизни челове­ка.

Права гражданина - предоставленные законодательством страны возможности определенного поведения и действий только для лиц, яв­ляющихся ее гражданами.

Гарантии прав и свобод - система политических, экономических, культурных и специально-юридических мер, принимаемых государст­вом для обеспечения реализации прав и свобод гражданина и челове­ка.

Сегрегация - одна из форм расовой дискриминации,

Блок 5. Основы конституционного права России ( 5)


Вопросы для изучения:

1. Понятие и общая характеристика конституционного права.

  1. Понятие конституции. Общая характеристика Конституции Российской Федерации.

  2. Гражданство РФ: понятие, основания приобретения и пре­кращения.

  3. Избирательное право Российской Федерации: основные по­ложения.

  4. Президент Российской Федерации, порядок его избрания и компетенция.

  5. Федеральное Собрание Российской Федерации: порядок формирования и компетенция.

  6. Правительство Российской Федерации.

8. Судебная система Российской Федерации.

9. Органы власти и управления субъектов Российской Федерации.
10. Местное самоуправление в России.

Перечень основных нормативных актов блока:

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосо­ванием 12 декабря 1993 г.

Закон РФ "О выборах депутатов Государственной думы Феде­рального Собрания Российской Федерации" от 21 июня 1995 г. //Собрание законодательства РФ. 1995. №26

Закон РФ "О гражданстве Российской Федерации" от 28 ноября 1991 г. //Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного

Совета РФ. 1992. №6.

  • Закон РФ "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 г. //Собрание законодательства РФ. 1994. № 13.

  • Закон РФ "Об общих принципах организации местного самоуправ­ления Российской федерации" от 28 августа 1995 г. //Собрание законодательства РФ. 1995. № 35.

  • Закон РФ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" от 6 декабря 1994 г. //Собрание законо­дательства РФ. 1994. № 33.


Методические рекомендации:

При изучении проблем конституционного права необходимо опираться на усвоенный материал из блоков общей теории государства и общей теории права в форме применения изученных абстрактных понятий к конкретным фактам. Преподаватель должен добиться того, чтобы учащиеся как можно больше работали с текстом Конституции РФ, на это направлены предложенные ниже задания. Кроме того, учащимся можно давать задания, в ходе выполнения которых они по­знакомятся с конкретными сторонами конституционных явлений. Так, им можно предложить в определенный день посмотреть программу "Время" и выделить те вопросы, которые затрагиваются в конститу­ции (например, работа Государственной Думы, Президента, Прави­тельства, Конституционного Суда, подписание договоров). Важно до­биться того, чтобы Конституция РФ не воспринималась как абст­рактный юридический акт, а выглядела повседневно действующей.

Та­ким образом, учащиеся учатся выделять наиболее важные конституци­онные вопросы государственной жизни и давать им правовую оценку.

Другая важная проблема данного блока - устройство власти на местах, в частности, вопросы местного самоуправления. Учащиеся должны твердо знать, как строится управление областью, районом, населенным пунктом, знать фамилии руководителей органов власти и местного самоуправления. При возможности их нужно приглашать на уроки. Было бы полезно при изучении последней темы блока особое внимание уделить Уставу субъекта федерации и его законодательству, и особо Уставу местного самоуправления муниципального образования, в котором находится учебное заведение.

Основные понятия:

Апатриды - лица, не имеющие гражданства.

Верховный Суд РФ - высший судебный орган Российской Федера­ции по делам общей юрисдикции, осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и дает разъяснения по вопро­сам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд РФ - высший судебный орган по раз­решению экономических споров, осуществляет судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Воинская обязанность - обязанность граждан России проходить во­енную подготовку в рядах Вооруженных сил РФ и защищать Отече­ство.

Государственный герб - официальный символ, эмблема государства, изображаемая на официальных документах государственных органов, денежных знаках.

Государственный гимн - торжественная песня, исполняемая во время официальных церемоний, символ государства.

Государственная Дума РФ - палата Федерального Собрания, со­стоящая из депутатов, избираемых по территориальным округам, глав­ная задача которой - принятие федеральных законов.

Государственная территория - часть суши, водной поверхности, континентального шельфа и воздушного пространства, очерченная госу­дарственной границей.

Государственный флаг - один из основных официальных символов государства, представляющий полотнище определенных цветов.

Государственный язык - основной язык государства, используемый в законодательстве, официальном делопроизводстве, судопроизводстве, обучении и т.п.

Гражданство - политико-правовая связь человека и государства ( принадлежность человека к государству), в которой стороны обла­дают взаимными правами и обязанностями.

Депутат - избираемый представитель населения в органах государст­венной власти и местного самоуправления.

Избирательное право - конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного само­управления; совокупность правовых норм, регулирующих порядок из­брания органов государственной власти и местного самоуправления.

Конституция - нормативно-правовой акт высшей юридической силы, принимаемый в особом порядке, закрепляющий основы общественно-политического и экономического строя страны, форму правления и го­сударственное устройство, основы правового положения граждан.

Конституционное право - отрасль права, нормы которой регулируют наиболее важные отношения в сфере устройства и функционирования государственной власти и правового положения граждан.

Конституционный Суд РФ - орган конституционного контроля, рас­сматривающий дела о соответствии Конституции РФ нормативно-правовых актов органов власти, защищающий права и свободы граж­дан.

Международный договор - соглашение между государствами или иными субъектами международного права, устанавливающее для его участников права и обязанности.

Местное самоуправление - самостоятельная, под свою ответствен­ность, деятельность населения по решению дел, имеющих местное зна­чение.

Правительство РФ - орган исполнительной власти государства, обеспечивающий оперативное руководство государственными делами.

Президент РФ - выборный глава государства, согласно конституци­онным положениям - гарант Конституции РФ, прав и свобод челове­ка и гражданина.

Прокуратура РФ - система государственных органов, осуществ­ляющих надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.

Референдум - всенародное голосования с целью принятия наиболее важных решений.

Совет Федерации РФ - палата Федерального Собрания, состоящая из двух представителей субъектов федерации, рассматривает и одобря­ет или отклоняет принятые Государственной Думой федеральные за­коны, решает вопросы войны и мира, утверждения границ между субъектами федерации, назначения на должности высших должност­ных лиц государства.

Федеральное Собрание РФ - парламент Российской Федерации, представительный и законодательный орган РФ.

Блок 6. Основы гражданского права России

(5 часа)


Вопросы для изучения:

  1. Понятие и общая характеристика гражданского права. Имущест­венные и неимущественные отношения.

  2. Субъекты гражданского права. Физические и юридические лица.

  1. Дееспособность несовершеннолетних.

  2. Понятие сделок по гражданскому праву.

  3. Право собственности по законодательству Российской Федерации.

Перечень основных нормативных актов блока:

  • Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосо­ванием 12 декабря 1993 г.

  • Гражданский кодекс Российской Федерации.

  • Закон РФ "О защите прав потребителей" / / Собрание законода­тельства РФ. 1996. №3.

Методические рекомендации:

Вопросы гражданского права - одни из самых сложных в курсе. Учащиеся должны усвоить общую характеристику гражданского права, понять, какие вопросы регулируют его нормы. Следует обратить вни­мание на усвоение каждым учащимся своего гражданско-правового положения. Кроме того, при изучении этого блока полезно обратить внимание на новые экономические процессы, происходящие в стра­не, добиться усвоения хотя бы основных юридико-экономических ка­тегорий: право собственности, формы собственности, предприниматель­ская деятельность, юридические лица, гражданско-правовая ответст­венность и т.п. Желательно в ходе занятий зримо показать, что и в такой многообразной и сложной сфере, как экономические отношения, существует система строгих правил и механизм контроля за их испол­нением.

Кроме того, в ходе практической части занятий необходимо нау­чить учащихся составлять простейшие правовые документы: доверен­ность, договор купли-продажи, подряда, исковое заявление и т.п.

Основные понятия:

Государственная собственность - собственность, принадлежащая как Российской Федерации, так и субъектам федерации.

Гражданский кодекс - систематизированный нормативный акт, со­держащий нормы гражданского права.

Гражданское право - отрасль права, нормы которой регулируют имущественные отношения и личные неимущественные отношения (например, защиту чести и достоинства).

Дарение - договор, согласно которому одно лицо безвозмездно пере­дает свое имущество в собственность другому.

Договор - соглашение двух или более сторон, направленное на уста­новление, изменение или прекращение гражданских прав или обязан­ностей.

Завещание - распоряжение гражданина своим имуществом на случай смерти, сделанное в установленном законом порядке.

Имущество - ценности, находящиеся в чьей-либо собственности.

Истец - лицо, обращающееся в суд, арбитражный или третейский суд за защитой своего нарушенного права или охраняемого законом инте­реса.

Купля-продажа - в гражданском праве один из договоров, согласно которому одна сторона (продавец) обязуется передать имущество в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель - принять имущество и уплатить за него определенную денежную сумму.

Мена - договор, в силу которого стороны осуществляют обмен иму­щества.

Блок 7. Основы трудового права России (3 часа)

Вопросы для изучения:

  1. Общая характеристика трудового права.

  2. Трудовой договор (контракт): понятие, виды, порядок заключения и основания прекращения.

  3. Особенности правового положения несовершеннолетних по трудо­вому законодательству.

Перечень основных нормативных актов блока:

• Конституция Российской Федерации. принята всенародным голосо­ванием 12 декабря 1993 г.

  • Кодекс законов о труде РФ.

  • Закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях" от 11 марта 1992 г. //Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. №17.

  • Закон РФ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 13 января 1996 г. //Собрание законодательства РФ. 1996. №3.



Методические рекомендации:

При изучении вопросов трудового законодательства целесооб­разно постоянно обращаться к конкретным практическим примерам. Необходимо обратить внимание на чисто практические вопросы по­рядка устройства на работу, показать трудовую книжку, добиться ус­воения каждым учащимся его положения в трудовом праве. Также необходимо дать возможность им поближе познакомиться с КЗоТ, научить их практически пользоваться этим правовым актом, а также составлять простейшие правовые документы: заявление о приеме на работу, о предоставлении очередного отпуска, об увольнении и т.п.

Основные понятия:

Заработная плата - вознаграждение, которое работодатель обязан выплачивать работнику в соответствии с количеством и качеством его труда.

Ответственность дисциплинарная - взыскание, налагаемое админи­страцией предприятия или учреждения на работника за нарушение трудовой дисциплины.

Отпуск - перерыв в работе, который ежегодно предоставляется ра­ботнику в соответствии с трудовым законодательством.

Охрана труда - совокупность предусмотренных законодательством организационных, технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопас­ность, сохранение здоровья и работоспособности работника в процессе труда.

Рабочее время - часть календарного времени, в течение которого ра­ботник должен выполнять возложенные на него функции.

Трудовая дисциплина - порядок, необходимый для нормального функционирования организации, предусмотренный нормативными ак­тами и внутренним трудовым распорядком организации.

Трудовой договор (контракт) - соглашение между работником и ра­ботодателем, по которому работник обязуется выполнять трудовые обязанности по определенной специальности, а работодатель обязуется выплачивать заработную плату и обеспечивать условия труда, соответ­ствующие требованиям нормативных актов, коллективным договором или соглашением сторон.

Трудовой спор - способ разрешения разногласий, возникающих меж­ду работником или трудовым коллективом и работодателем.

Трудовое право - отрасль права, регулирующая отношения, возни­кающие между работником и работодателем и иными субъектами по поводу трудовой деятельности.

Увольнение с работы - прекращение трудового договора по основа­ниям, предусмотренным законом, иногда крайняя мера дисциплинар­ного взыскания.

Блок 8. Основы семейного права России (2 часа)

Вопросы для изучения:

  1. Общая характеристика семейного права.

  2. Понятие брака. Условия и порядок его заключения и расторжения.

  3. Права и обязанности супругов.

  4. Права и обязанности родителей и детей.


Перечень основных нормативных актов блока:

  • Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосо­ванием 12 декабря 1993 г.

  • Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г.

  • Методические рекомендации:

  • При изучении вопросов семейного права необходимо особое внимание уделить моральной стороне брачно-семейных отношений, особо подчеркнуть ответственность, в том числе и юридическую, лиц, вступающих в брак. Как свидетельствует практика, у учащихся, как правило, довольно смутные представления об условиях, при которых возможно заключение брака, о брачном контракте, ответственности супругов между собой и перед детьми. Желательно пригласить на за­нятия сотрудников ЗАГС, возможно совместить изучение юридиче­ской стороны брака с медицинскими и психологическими вопросами, для чего привлечь врача, психолога. В любом случае необходимо до­биться самостоятельного изучения учащимися Семейного кодекса, цельного представления у них об институте брака и его правовой ос­нове.


Основные понятия:

  • Брак - добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, за­ключаемый ими для создания семьи и порождающий взаимные права и обязанности супругов.

  • Семейное право - отрасль права, нормы которой регулируют личные и имущественные отношения, вытекающие из брака и принадлежности к семье.

  • Брачный договор - соглашение лиц, вступающих в брак, или согла­шение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.

  • Усыновление (удочерение) - юридический акт, в силу которого ме­жду усыновленным ребенком и его усыновителем устанавливаются правовые отношения, аналогичные отношениям между родителями и детьми.

Блок 9. Основы административного права России

(2 часа)


Вопросы для изучения:

  1. Понятие и общая характеристика административного права.

  2. Административная ответственность.

  3. Административные взыскания: понятие и виды.

4. Административная ответственность несовершеннолетних.


Перечень основных нормативных актов блока:

  • Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосо­ванием 12 декабря 1993 г.

  • Кодекс об административных правонарушениях РСФСР (с измене­ниями и дополнениями).

  • Закон РФ "Об основах государственной службы Российской Фе­дерации" //Собрание законодательства РФ. 1995. №31.

Методические рекомендации:

Вопросы административного права удобно рассматривать на практических примерах повседневной жизни. Рекомендуется пригла­сить на занятие участковых инспекторов милиции, сотрудников ГАИ, паспортных столов, работников комиссии по делам несовершеннолет­них. Необходимо добиваться четкого усвоения учащимися составов наиболее распространенных в среде несовершеннолетних администра­тивных правонарушений: мелкого хулиганства, мелкого хищения, на­рушения правил дорожного движения и т.п. Отдельным вопросом вы­носятся виды административных взысканий, на этом вопросе нельзя останавливаться бегло, а предлагать, например, учащимся самим вы­числить сумму штрафа, т. е. добиваться наглядности. Кроме того, учащихся нужно научить составлять простые документы, связанные с административно-правовой сферой: заявление в орган внутренних дел, объяснение участковому инспектору и т.п.

Основные понятия:

1. Административное право - отрасль права, регулирующая отноше­ния, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной дея­тельности государственных органов, т.е. в сфере государственного управления.

  1. Административное взыскание - это мера государственного при­нуждения (мера ответственности), применяемая от имени государст­ва по решению уполномоченных органов к лицу, совершившему ад­министративное правонарушение.

  2. Административное правонарушение (проступок) - посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, пра­ва и свободы граждан, на установленный порядок управления про­тивоправное, виновное действие или бездействие, за которое преду­смотрена административная ответственность.

Блок 10. Основы уголовного права России (3 часа)

Вопросы для изучения:

  1. Понятие и общая характеристика уголовного права. Понятие и виды преступлений по уголовному праву.

  2. Состав преступления.

  3. Обстоятельства, исключающие преступность деяния.

  4. Уголовная ответственность. Обстоятельства, смягчающие и отяг­чающие уголовное наказание.

  5. Уголовное наказание, его цели и виды.

  6. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних



Перечень основных нормативных актов блока:

  • Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосо­ванием 12 декабря 1993 г.

  • Уголовный кодекс РФ.

Методические рекомендации:

Данный блок содержит особо значимую для учащихся информа­цию, поэтому рекомендуем тщательно готовить занятия. На одно из занятий есть смысл пригласить работников правоохранительных орга­нов: милиции, суда, прокуратуры. В связи со сложностью основного нормативного акта - Уголовного кодекса11 обратите внимание на ключе­вые понятия: рассмотреть подробнее раздел Y "Уголовная ответствен­ность несовершеннолетних" и несколько типичных статей, например ст. 115,116, 130, 131, 134, 150, 151, 158, 161,163, 166, 228. Конкрет­ные составы преступлений нужно анализировать согласно учению о со­ставе преступления: объект, субъект, объективная сторона, субъектив­ная сторона. Кроме того, необходимо обратить внимание учащихся на порядок их действий, когда они стали очевидцами или жертвами совершенного преступления. В новый Уголовный кодекс впервые включена глава об уголовной ответственности несовершенно­летних, она нуждается в тщательном изучении. Кроме того, у некото­рой категории молодежи наблюдается определенный инфантилизм в вопросах уголовной ответственности, что можно преодолеть лишь пу­тем самостоятельного и сознательного изучения соответствующих ста­тей кодекса. По возможности можно обратиться за примерами к уго­ловно-исправительному законодательству.

'

Основные понятия:

Преступление - виновно совершенное общественно опасное дея­ние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания. Наказание есть мера государственного принуждения, назна­чаемая по приговору суда.

Наказание применяется к лицу, при­знанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных Уголовным кодексом лишении или ограниче­нии прав и свобод этого лица.

Целью наказания является восстановление социальной справед­ливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений.

Виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности.

Невменяемость. Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния нахо­дилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие психического рас­стройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психи­ки.

Необходимая оборона - причинение вреда посягающему лицу при защите личности и прав обороняющегося или других лиц,
























Литература

Азаров А. Я., Болотина Т. В. Права человека: Пособие для учителя.- М., 1995.

Алексеев С. С. Право: Законы, правосудие, юриспруден­ция в жизни людей: 9-11 кл.- М., 1998.

Алексеев С. С. Философия права.- М., 1998.

Воскресенская Н. М., Давлетшина Н. В. Демократия: государство, общество.- М., 1997.

Ильин А. В., Морозова С. А. Из истории права.- СПб., 1997.

Исаев И. А. История государства и права России.- М., 1994.

Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права.- М., 1997.

Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Право и экономика: 10-11 кл.- М., 2000.

Коваленко А. И. Правоведение: 10-11 кл.- М., 1998.

Кравченко А. И. Обществознание: 10-11 кл.- М., 2000.

Липсиц И. В. Экономика: 9 кл.- М., 1997-2003.- Ч. 1 (любое издание).

Морозова С. А. Обществознание: 10-11 кл.- СПб., 2001.

Мушинский В. О. Обществознание: 10 кл.- М., 2002. Мушинский В. О. Основы правоведения: 10-11 кл.- М., 1994.

Обществознание: 10-11 кл./Под ред. А. Ф. Никити­на.- М., 2003.

Никитин А. Ф. Основы обществознания: 8 кл.- М., 2002.

Никитин А. Ф. Основы обществознания: 9 кл.- М., 2002.

Никитин А. Ф. Школьный юридический словарь.- М., 2004.

Певцова Е. А. Основы правовых знаний: Практикум для ст. кл.- М., 2000.

Права человека. История, теория, практика.- М., 1995. Сборник кодексов РФ.- М., 2002.

Спиридонов Л. И. Теория государства и права.- М., 1966.

Человек и общество. Обществознание: 10-11 кл. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. В 2 ч.- М., 2002.

Шилобод М. И., Петрухин А. С, Кривошеее В. Ф. По­литика и право: 10-11 кл.- М., 1995. Юридическая энциклопедия.- М., 2001.



© 2010-2022