Программа элективного курса Обществознание в ЕГЭ

Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:















































  1. Пояснительная записка

Программа элективного курса «Обществознание. ЕГЭ» предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию в рамках Единого государственного экзамена. Программа курса ориентирована на повторение и систематизацию знаний курса обществознания средней школы, а также ознакомление учащихся 10 и 11 классов с видами экзаменационных заданий по обществознанию и овладение методикой их выполнения.

Программа элективного курса составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию (от 05.03.2004 №1089);

  • Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2015 года по обществознанию;

  • Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2015 году единого государственного экзамена по обществознанию;

  • Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2015 году единого государственного экзамена по обществознанию.

Цель курса - целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации - ЕГЭ.

Задачи курса:

  • повышение предметной компетентности учеников;

  • развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету;

  • краткое изложение и повторение курса обществознания;

  • формирование умений и навыков решения типовых тестовых заданий;

  • формирование умений выполнять задания повышенной и высокой сложности.

  • воспитание положительного отношения к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена;

  • знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету; распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);

  • формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;

  • психологическая подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации.

Программа курса рассчитана на 34 учебных часа, из расчета 0,5 час в неделю (17 ч.) в 10 классе и 0,5 час в неделю (17 ч.) в 11классе в первом полугодии. Учебное время выделяется за счет компонента образовательного учреждения.

Программа курса состоит из трех разделов:

  • Особенности ЕГЭ по обществознанию.

  • Методика решения заданий ЕГЭ разного уровня сложности.

  • Тестовый практикум.

Практические работы в рамках курса включают следующие формы:

  • работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);

  • критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

  • анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;

  • решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.

Требования к уровню подготовки выпускников

Знать и понимать

  • биосоциальную сущность человека

  • основные этапы и факторы социализации личности

  • место и роль человека в системе общественных отношений

  • закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы

  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов

  • основные социальные институты и процессы

  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования

  • особенности социально-гуманитарного познания

Уметь

  • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы

  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

  • объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)

  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы

  • сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

  • подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Использовать приобретенные знания и умения для

  • самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации

  • оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации

  • решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности

  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий

  • ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования

  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права

  1. Основное содержание

10 класс - 17 часов.

Раздел 1. Особенности ЕГЭ по обществознанию. - 1ч.

ЕГЭ как способ объективной оценки качества образования. Особенности ЕГЭ по обществознанию:
- кодификатор элементов содержания
- спецификация КИМов ЕГЭ по обществознанию.
Правила заполнения бланков ЕГЭ.
Информационные ресурсы ЕГЭ.

Раздел 2. Методика решения заданий ЕГЭ разного уровня сложности. - 10 ч.

Задания, направленные на определение существенных признаков ключевых обществоведческих понятий; оценивание приведенных положений с точки зрения их соответствия современным научным представлениям; характеристику социальных объектов на основе смоделированных социальных ситуаций; осуществление поиска социальной информации, представленной в таких знаковых системах, как схемы, диаграммы, таблицы; сравнение социальных объектов, выявляя их общие черты и различия.
Задания, направленные на установление соответствия между существенными чертами и признаками изученных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; работу с рядом однородной социальной информации, определяя лишнее звено, выделяя обобщающее понятие; выявление структурных элементов с помощью схем и таблиц; соотнесение видовых понятий с родовыми; дифференциацию в социальной информации фактов и мнений; определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту.
Задания, направленные на выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде; на характеристику текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на обществоведческие знания; на использование информации текста в другой познавательной ситуации, формулирование и аргументацию оценочных, а также прогностических суждений, связанных с проблематикой текста.
Задания, проверяющие умение применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте. Задания, требующие конкретизации приведенных положений, проверяющее умение иллюстрировать примерами изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук. Задание-задача, требующее анализа представленной информации, в том числе статистической и графической, объяснения связи социальных объектов, процессов, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, а также прогностических суждений, объяснений, выводов. Задания, требующие составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Задания, требующие написать мини-сочинение (эссе) по одной теме из шести, предлагаемых экзаменуемому в форме афористических высказываний.

Раздел 3. Тестовый практикум. - 5 ч.

Решение заданий разного уровня сложности.

Решение полного варианта заданий ЕГЭ.

Итоговое повторение и обобщение. - 1ч.

11 класс

Раздел 1. Изменения в ЕГЭ по обществознанию в 2016 году - 1 ч.

Кодификатор элементов содержания, Спецификация КИМов. Правила заполнения бланков ЕГЭ. Информационные ресурсы.

Раздел 2. Тестовый практикум. - 15 ч.

Решение заданий разного уровня сложности по темам:

«Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», « Политика, «Право»,

«Духовная сфера».

Решение полного варианта заданий ЕГЭ.

Итоговое повторение и обобщение. - 1ч.



  1. Календарно-тематическое планирование

10 класс

№ урока

Содержание

Виды деятельности

Формы контроля

Дата

план

Дата

факт

1

Особенности ЕГЭ по обществознанию,

кодификатор элементов содержания,

спецификация КИМов.

Правила заполнения бланков ЕГЭ.

Информационные ресурсы.

Практическая работа с документами,

заполнение бланков.

Работа с сайтами

еgе.edu.ru

fipi.ru

1/09

2

Основные типы заданий. Специфика заданий на сравнение, на классификацию.

Практическая работа с заданиями из сборников

Письменное тестирование, онлайн тестирование

8/09

3

Задания на распределение позиций по группам

Практическая работа с заданиями из сборников

Письменное тестирование, онлайн тестирование

15/09

4

Задания на установление соответствия.

Практическая работа с заданиями из сборников

Письменное тестирование, онлайн тестирование

22/09

5

Задания на соотнесение понятий и определений;

Практическая работа с заданиями из сборников

Письменное тестирование, онлайн тестирование

29/09

6

Задания на конкретизацию.

Практическая работа с заданиями из сборников

Письменное тестирование, онлайн тестирование

6/10

7

Решение задач с выбором ответа.


Практическая работа с заданиями из сборников

Письменное тестирование, онлайн тестирование

13/10

8

Характер заданий к тексту документа. Умение выделять главную мысль и позицию автора и сформулировать ответ на вопрос


Работа с текстом, выполнение заданий С1-С4

Устный опрос

20/10

9

Задание-задача, требующее анализа представленной информации, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, а также прогностических суждений, объяснений, выводов.

Решение задач С7

Письменные ответы

27/10

10

Развернутый ответ по заданной теме. Составление плана

Составление планов (задание С8)

Письменные ответы

10/11

11

Алгоритм написания эссе по обществознанию. Структура письменного рассуждения. Определение проблемы и позиции автора по высказыванию (цитате). Использование понятийного аппарата и терминологии курса «Обществознание».

Разбор структуры эссе, работа с памяткой по написанию эссе, написание эссе

Проверка написания эссе

17/10

12

Выполнение заданий с выбором ответа

Практическая работа с заданиями из сборников

Тестирование

24/10

13

Выполнение заданий с кратким ответом

Практическая работа с заданиями из сборников

Тестирование

1/12

14

Выполнение заданий с развёрнутым ответом

Практическая работа с заданиями из сборников

Тестирование

8/12

15-16

Выполнение полного варианта заданий

Тестирование

15/12

22/12

17

Итоговое повторение и обобщение.

Работа над ошибками

Устный опрос

11 класс

№ урока

Содержание

Виды деятельности

Формы контроля

Дата

план

Дата

факт

1

Изменения в ЕГЭ по обществознанию,

Кодификатор элементов содержания,

Спецификация КИМов.

Правила заполнения бланков ЕГЭ.

Информационные ресурсы.

Практическая работа с документами. Заполнение бланков.

Работа с сайтами

еgе.edu.ru

fipi.ru

1/09

2

Тема: Человек и общество.

Практическая работа с заданиями из сборников

Решение тематических тестов

8/09

3

Тема: Экономика

Практическая работа с заданиями из сборников

Решение тематических тестов

15/09

4

Тема: Политика

Практическая работа с заданиями из сборников

Решение тематических тестов

22/09

5

Тема: Право.

Практическая работа с заданиями из сборников

Решение тематических тестов

29/09

6

Тема: Духовная сфера жизни общества.

Практическая работа с заданиями из сборников

Решение тематических тестов

6/10

7

Тема: Социальная сфера.

13/10

8

Характер заданий к тексту документа. Умение выделять главную мысль и позицию автора и сформулировать ответ на вопрос


Работа с текстом, выполнение заданий С1-С4

Ответы на вопросы к тексту

20/10

9

Задание-задача, требующее анализа представленной информации, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, а также прогностических суждений, объяснений, выводов.

Решение задач С7

Письменные ответы

27/10

10

Развернутый ответ по заданной теме. Составление плана

Составление планов (задание С8)

Составить план к заданной теме

10/11

11

Алгоритм написания эссе по обществознанию. Структура письменного рассуждения. Определение проблемы и позиции автора по высказыванию (цитате). Использование понятийного аппарата и терминологии курса «Обществознание».

Разбор структуры эссе, работа с памяткой по написанию эссе, написание эссе

Проверка написания эссе

17/11

11-12

Выполнение полного варианта заданий

Практическая работа с заданиями из сборников

Тестирование

24/11

13

Работа над ошибками

Практическая работа с заданиями из сборников

Устный опрос

1/12

14-15

Выполнение полного варианта заданий

Практическая работа с заданиями из сборников

Тестирование

8/12

16

Работа над ошибками

Устный опрос

15/12

17

Итоговое повторение и обобщение.

Работа над ошибками

Устный опрос

22/12

Ожидаемые результаты

В результате изучения данного курса учащиеся должны:

  1. Систематизировать и углубить теоретические знания по ключевым позициям курса;

  2. Ориентироваться в дидактических смыслах и психологических механизмах заданий уровня А, В, С и достичь определенной свободы в выборе темы эссе;

  3. Проявлять компетентности, позволяющие использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и преодолении психологических барьеров при подготовке к экзамену.

Литература

  1. Единый государственный экзамен 2015. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская - М.: Интеллект-Центр, 2015.

  2. ЕГЭ-2010: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова - М.: Астрель, 2015.

  3. ЕГЭ-2010. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: Е.Л. Рутковская, О.А. Котова, Т.Е. Лискова, О.В. Кишенкова, Е.С. Королькова - М.: Эксмо, 2015.

  4. Обществознание. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена/ ФИПИ авторы: Е.Л. Рутковская, А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова - М: Русское слово, 2009.

  5. ЕГЭ. Обществознание. Тематическая рабочая тетрадь/ФИПИ авторы: Е.Л. Рутковская, А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова - М.: Экзамен, 2015.

  6. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2015. Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова - М.: Астрель, 2015.

  7. Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская - М.: Интеллект-Центр, 2010.

  8. Единый государственный экзамен 2011. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ автор-составитель: Е.Л. Рутковская - М.: Интеллект-Центр, 2010.

  9. ЕГЭ-2011: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова - М.: Астрель, 2010.

Интернет-ресурсы

  • еgе.edu.ru - портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

  • mon.ru.gov.ru - официальный сайт Министерства образования и науки РФ

  • fipi.ru - портал федерального института педагогических измерений

  • school.edu.ru - российский общеобразовательный Портал

  • som.fio.ru - сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов

  • it-n.ru - российская версия международного проекта Сеть творческих учителей

  • standart.edu.ru - государственные образовательные стандарты второго поколения

  • levada.ru - Левада-Центр изучения общественного мнения

  • elibrary.ru/defaultx.asp - научная электронная библиотека




© 2010-2022