- Преподавателю
- Обществознание
- Программа элективного курса Обществознание в ЕГЭ
Программа элективного курса Обществознание в ЕГЭ
Раздел | Обществознание |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сушкова С.А. |
Дата | 06.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
-
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Обществознание. ЕГЭ» предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию в рамках Единого государственного экзамена. Программа курса ориентирована на повторение и систематизацию знаний курса обществознания средней школы, а также ознакомление учащихся 10 и 11 классов с видами экзаменационных заданий по обществознанию и овладение методикой их выполнения.
Программа элективного курса составлена на основе:
-
Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию (от 05.03.2004 №1089);
-
Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2015 года по обществознанию;
-
Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2015 году единого государственного экзамена по обществознанию;
-
Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2015 году единого государственного экзамена по обществознанию.
Цель курса - целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации - ЕГЭ.
Задачи курса:
-
повышение предметной компетентности учеников;
-
развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету;
-
краткое изложение и повторение курса обществознания;
-
формирование умений и навыков решения типовых тестовых заданий;
-
формирование умений выполнять задания повышенной и высокой сложности.
-
воспитание положительного отношения к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена;
-
знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету; распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
-
формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
-
психологическая подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации.
Программа курса рассчитана на 34 учебных часа, из расчета 0,5 час в неделю (17 ч.) в 10 классе и 0,5 час в неделю (17 ч.) в 11классе в первом полугодии. Учебное время выделяется за счет компонента образовательного учреждения.
Программа курса состоит из трех разделов:
-
Особенности ЕГЭ по обществознанию.
-
Методика решения заданий ЕГЭ разного уровня сложности.
-
Тестовый практикум.
Практические работы в рамках курса включают следующие формы:
-
работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
-
критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
-
анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;
-
решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.
Требования к уровню подготовки выпускников
Знать и понимать
-
биосоциальную сущность человека
-
основные этапы и факторы социализации личности
-
место и роль человека в системе общественных отношений
-
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
-
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
-
основные социальные институты и процессы
-
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
-
особенности социально-гуманитарного познания
Уметь
-
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
-
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
-
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
-
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
-
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
-
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
-
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
-
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
-
подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
-
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Использовать приобретенные знания и умения для
-
самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
-
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
-
решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
-
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
-
предвидения возможных последствий определенных социальных действий
-
ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
-
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права
-
Основное содержание
10 класс - 17 часов.
Раздел 1. Особенности ЕГЭ по обществознанию. - 1ч.
ЕГЭ как способ объективной оценки качества образования. Особенности ЕГЭ по обществознанию:
- кодификатор элементов содержания
- спецификация КИМов ЕГЭ по обществознанию.
Правила заполнения бланков ЕГЭ.
Информационные ресурсы ЕГЭ.
Раздел 2. Методика решения заданий ЕГЭ разного уровня сложности. - 10 ч.
Задания, направленные на определение существенных признаков ключевых обществоведческих понятий; оценивание приведенных положений с точки зрения их соответствия современным научным представлениям; характеристику социальных объектов на основе смоделированных социальных ситуаций; осуществление поиска социальной информации, представленной в таких знаковых системах, как схемы, диаграммы, таблицы; сравнение социальных объектов, выявляя их общие черты и различия.
Задания, направленные на установление соответствия между существенными чертами и признаками изученных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; работу с рядом однородной социальной информации, определяя лишнее звено, выделяя обобщающее понятие; выявление структурных элементов с помощью схем и таблиц; соотнесение видовых понятий с родовыми; дифференциацию в социальной информации фактов и мнений; определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту.
Задания, направленные на выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде; на характеристику текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на обществоведческие знания; на использование информации текста в другой познавательной ситуации, формулирование и аргументацию оценочных, а также прогностических суждений, связанных с проблематикой текста.
Задания, проверяющие умение применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте. Задания, требующие конкретизации приведенных положений, проверяющее умение иллюстрировать примерами изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук. Задание-задача, требующее анализа представленной информации, в том числе статистической и графической, объяснения связи социальных объектов, процессов, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, а также прогностических суждений, объяснений, выводов. Задания, требующие составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Задания, требующие написать мини-сочинение (эссе) по одной теме из шести, предлагаемых экзаменуемому в форме афористических высказываний.
Раздел 3. Тестовый практикум. - 5 ч.
Решение заданий разного уровня сложности.
Решение полного варианта заданий ЕГЭ.
Итоговое повторение и обобщение. - 1ч.
11 класс
Раздел 1. Изменения в ЕГЭ по обществознанию в 2016 году - 1 ч.
Кодификатор элементов содержания, Спецификация КИМов. Правила заполнения бланков ЕГЭ. Информационные ресурсы.
Раздел 2. Тестовый практикум. - 15 ч.
Решение заданий разного уровня сложности по темам:
«Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», « Политика, «Право»,
«Духовная сфера».
Решение полного варианта заданий ЕГЭ.
Итоговое повторение и обобщение. - 1ч.
-
Календарно-тематическое планирование
10 класс
№ урока
Содержание
Виды деятельности
Формы контроля
Дата
план
Дата
факт
1
Особенности ЕГЭ по обществознанию,
кодификатор элементов содержания,
спецификация КИМов.
Правила заполнения бланков ЕГЭ.
Информационные ресурсы.
Практическая работа с документами,
заполнение бланков.
Работа с сайтами
еgе.edu.ru
fipi.ru
1/09
2
Основные типы заданий. Специфика заданий на сравнение, на классификацию.
Практическая работа с заданиями из сборников
Письменное тестирование, онлайн тестирование
8/09
3
Задания на распределение позиций по группам
Практическая работа с заданиями из сборников
Письменное тестирование, онлайн тестирование
15/09
4
Задания на установление соответствия.
Практическая работа с заданиями из сборников
Письменное тестирование, онлайн тестирование
22/09
5
Задания на соотнесение понятий и определений;
Практическая работа с заданиями из сборников
Письменное тестирование, онлайн тестирование
29/09
6
Задания на конкретизацию.
Практическая работа с заданиями из сборников
Письменное тестирование, онлайн тестирование
6/10
7
Решение задач с выбором ответа.
Практическая работа с заданиями из сборников
Письменное тестирование, онлайн тестирование
13/10
8
Характер заданий к тексту документа. Умение выделять главную мысль и позицию автора и сформулировать ответ на вопрос
Работа с текстом, выполнение заданий С1-С4
Устный опрос
20/10
9
Задание-задача, требующее анализа представленной информации, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, а также прогностических суждений, объяснений, выводов.
Решение задач С7
Письменные ответы
27/10
10
Развернутый ответ по заданной теме. Составление плана
Составление планов (задание С8)
Письменные ответы
10/11
11
Алгоритм написания эссе по обществознанию. Структура письменного рассуждения. Определение проблемы и позиции автора по высказыванию (цитате). Использование понятийного аппарата и терминологии курса «Обществознание».
Разбор структуры эссе, работа с памяткой по написанию эссе, написание эссе
Проверка написания эссе
17/10
12
Выполнение заданий с выбором ответа
Практическая работа с заданиями из сборников
Тестирование
24/10
13
Выполнение заданий с кратким ответом
Практическая работа с заданиями из сборников
Тестирование
1/12
14
Выполнение заданий с развёрнутым ответом
Практическая работа с заданиями из сборников
Тестирование
8/12
15-16
Выполнение полного варианта заданий
Тестирование
15/12
22/12
17
Итоговое повторение и обобщение.
Работа над ошибками
Устный опрос
11 класс
№ урока
Содержание
Виды деятельности
Формы контроля
Дата
план
Дата
факт
1
Изменения в ЕГЭ по обществознанию,
Кодификатор элементов содержания,
Спецификация КИМов.
Правила заполнения бланков ЕГЭ.
Информационные ресурсы.
Практическая работа с документами. Заполнение бланков.
Работа с сайтами
еgе.edu.ru
fipi.ru
1/09
2
Тема: Человек и общество.
Практическая работа с заданиями из сборников
Решение тематических тестов
8/09
3
Тема: Экономика
Практическая работа с заданиями из сборников
Решение тематических тестов
15/09
4
Тема: Политика
Практическая работа с заданиями из сборников
Решение тематических тестов
22/09
5
Тема: Право.
Практическая работа с заданиями из сборников
Решение тематических тестов
29/09
6
Тема: Духовная сфера жизни общества.
Практическая работа с заданиями из сборников
Решение тематических тестов
6/10
7
Тема: Социальная сфера.
13/10
8
Характер заданий к тексту документа. Умение выделять главную мысль и позицию автора и сформулировать ответ на вопрос
Работа с текстом, выполнение заданий С1-С4
Ответы на вопросы к тексту
20/10
9
Задание-задача, требующее анализа представленной информации, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, а также прогностических суждений, объяснений, выводов.
Решение задач С7
Письменные ответы
27/10
10
Развернутый ответ по заданной теме. Составление плана
Составление планов (задание С8)
Составить план к заданной теме
10/11
11
Алгоритм написания эссе по обществознанию. Структура письменного рассуждения. Определение проблемы и позиции автора по высказыванию (цитате). Использование понятийного аппарата и терминологии курса «Обществознание».
Разбор структуры эссе, работа с памяткой по написанию эссе, написание эссе
Проверка написания эссе
17/11
11-12
Выполнение полного варианта заданий
Практическая работа с заданиями из сборников
Тестирование
24/11
13
Работа над ошибками
Практическая работа с заданиями из сборников
Устный опрос
1/12
14-15
Выполнение полного варианта заданий
Практическая работа с заданиями из сборников
Тестирование
8/12
16
Работа над ошибками
Устный опрос
15/12
17
Итоговое повторение и обобщение.
Работа над ошибками
Устный опрос
22/12
Ожидаемые результаты
В результате изучения данного курса учащиеся должны:
-
Систематизировать и углубить теоретические знания по ключевым позициям курса;
-
Ориентироваться в дидактических смыслах и психологических механизмах заданий уровня А, В, С и достичь определенной свободы в выборе темы эссе;
-
Проявлять компетентности, позволяющие использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и преодолении психологических барьеров при подготовке к экзамену.
Литература
-
Единый государственный экзамен 2015. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская - М.: Интеллект-Центр, 2015.
-
ЕГЭ-2010: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова - М.: Астрель, 2015.
-
ЕГЭ-2010. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: Е.Л. Рутковская, О.А. Котова, Т.Е. Лискова, О.В. Кишенкова, Е.С. Королькова - М.: Эксмо, 2015.
-
Обществознание. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена/ ФИПИ авторы: Е.Л. Рутковская, А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова - М: Русское слово, 2009.
-
ЕГЭ. Обществознание. Тематическая рабочая тетрадь/ФИПИ авторы: Е.Л. Рутковская, А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова - М.: Экзамен, 2015.
-
Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2015. Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова - М.: Астрель, 2015.
-
Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская - М.: Интеллект-Центр, 2010.
-
Единый государственный экзамен 2011. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ автор-составитель: Е.Л. Рутковская - М.: Интеллект-Центр, 2010.
-
ЕГЭ-2011: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова - М.: Астрель, 2010.
Интернет-ресурсы
-
еgе.edu.ru - портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
-
mon.ru.gov.ru - официальный сайт Министерства образования и науки РФ
-
fipi.ru - портал федерального института педагогических измерений
-
school.edu.ru - российский общеобразовательный Портал
-
som.fio.ru - сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов
-
it-n.ru - российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
-
standart.edu.ru - государственные образовательные стандарты второго поколения
-
levada.ru - Левада-Центр изучения общественного мнения
-
elibrary.ru/defaultx.asp - научная электронная библиотека