• Преподавателю
  • Обществознание
  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО) по профессии: 15. 01. 19 «Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО) по профессии: 15. 01. 19 «Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин»

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Иркутской области «Усть-Илимский техникум

лесопромышленных технологий и сферы услуг»

(ГБПОУ «УИ ТЛТУ»)




УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

от 03.09.2015 №____








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)


по профессии: 15.01.19 «Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин»






















Усть-Илимск, 2015

Рассмотрена и одобрена

на заседании методической комиссии «Общеобразовательные дисциплины»

«01» 09 2015г.

Протокол № 1

Председатель комиссии

____________________Е.А. Рахманова

Автор: Кряжева Светлана Михайловна - преподаватель общеобразовательных дисциплин «Обществознание»

Рабочая программа (далее - Программа) общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание разработана на основе требований:

- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее - ФГОС СОО) среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Обществознание» (включая экономику и право);

- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);

- Примерной программы общеобразовательной дисциплины «Обществознание», одобренной Научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» и рекомендованной для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 2 от 26. 03. 2015).

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» (включая экономику и право) предназначена для изучения обществознания при подготовке квалифицированных рабочих по профессии 15.01.09 «Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин».

содержание


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ общеобразовательной УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)…………………………………………………………….

4

2. Структура и содержание общеобразовательной учебной дисциплины «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)…………………………………………………………………………..

13

3. Условия реализации рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)…………………………………………

28

4. Характеристика основных видов учебной деятельностИ, Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной учебной дисцплиы «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)……………………………………….

33




  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ общеобразовательной УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)


1.1.Пояснительная записка

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» предназначена для изучения в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) 15.01.09 «Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин» на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Обществознание» и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

Содержание программы «Обществознание» (включая экономику иправо) направлено на достижение следующих целей:

- Воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;

- Развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры подростка;

- Углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин;

- Умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;

- Содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;

- Формирование мотивации к общественно-полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;

- Применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).

Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования (ППКРС, ППССЗ).

1.2. Общая характеристика учебной дисциплины «Обществознание»

Учебная дисциплина «Обществознание» имеет интегративный характер, основанный на комплексе общественных наук, таких как, философия, социология, экономика, политология, культурология, правоведение, предметом которых являются научные знания о различных аспектах жизни, о развитии человека и общества, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Содержание учебной дисциплины направлено на формирование четкой гражданской позиции, социально-правовой грамотности, навыков правового характера, необходимых обучающимся для реализации социальных ролей, взаимодействия с окружающими людьми и социальными группами. Особое внимание уделяется знаниям о современном российском обществе, о проблемах мирового сообщества и тенденциях развития современных цивилизационных процессов, о роли морали, религии, науки и образования в жизни человеческого общества, а также изучению ключевых социальным и правовых вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.

Отбор содержания учебной дисциплины осуществлялся на основе следующих принципов: учет возрастных особенностей обучающихся, практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат обучающимся успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей

Помимо знаний, программа курса развивает социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей. Политические и социальные компетенции (способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты мирным путем), а так же развивать компетенции, необходимые для жизни в поликультурном обществе (способность жить с людьми других культур, языков, религий); коммуникативные компетенции (владеть монологической и диалогической речью, иностранным языком, навыками беглого чтения текстов); компетенции, связанные с возникновением информационного общества (владение информационно-коммуникативными технологиями, критическим мышлением); когнитивные компетенции (готовность учиться всю жизнь). В процессе освоения учебной дисциплины у студентов закладываются целостные представления о человеке и обществе, деятельности человека в различных сферах, экономической системе общества, о социальных нормах, регулирующих жизнедеятельность гражданина. При этом они должны получить достаточно полные представления о возможностях, которые существуют в нашей стране для продолжения образования и работы, самореализации в разнообразных видах деятельности, а также о путях достижения успеха в различных сферах социальной жизни.

Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки учащихся. Освоение содержания программы осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы, и др., все это открывает возможность для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

1.3. Место учебной дисциплины «Обществознание» в учебном плане профессиональной образовательной программы

Дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

Учебная дисциплина «Обществознание» (включая экономику и право) изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).

В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Обществознание» (включая экономику и право) в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО соответствующего профиля профессионального образования.

1.4. Результаты освоения учебной дисциплины «Обществознание»

Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

Результаты

Содержание

Общие компетенции

Личностные

  1. Сформированности мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире.

  2. Гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности.

  3. Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты.

4. Российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн).

5. Готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

6. Осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.

7. Ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

Метапредметные

1.Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.

2. Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

3. Готовность и способность к самостоятельной информационно- познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально- правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

4.Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.

5.Умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов.

6. Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей.

7. Владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Предметные

1.Сформированности знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов.

2. Владение базовым понятийным аппаратом социальных наук.

3. Владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов.

4. Сформированнности представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире.

5. Сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.


ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую повинность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).



1.5. Профильная направленность учебной дисциплины

«Обществознание» (включая экономику и право)

Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» (включая экономику и право) является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 15.01.09 Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин.

Программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке по профессии 15.01.09 Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин, повышении квалификации и переподготовке работников лесной промышленности при наличии основного общего образования. Опыт работы не требуется.

Обществознание как предмет имеет высокий потенциал в профессиональной подготовке ввиду того, что содержание учебной дисциплины способствует оптимизации процесса самоопределения. Курс позволяет приобрести знания по основам психологии поведения в коллективе, способы преодоления конфликтных ситуаций; развивать духовную культуру личности; знакомить с основами социальных отношений в современном обществе; соблюдать и оценивать социальные нормы и традиции, выработанные обществом; быть активным участником политических процессов современного

российского общества; ориентироваться в юридических и правовых документах РФ. В итоге у обучающегося должны сформироваться реалистичные (адекватные) оценки самовосприятия и уровня притязаний, раскрытие и развитие способностей, воспитание трудовой мотивации. В преподавании обществознания для реализации профильной составляющей используются следующие приемы и методы:

1. Создание логико-смысловых моделей, которые относятся к дидактическим наглядным средствам поддержки учебных действий;

2. Проектная работа, которая стимулирует познавательную самостоятельность учащихся в области индивидуальных содержательных интересов и предметных предпочтений; создает условия для реализации умений и компетенций, связанных с планированием работы; совершенствует коммуникативные умения в процессе групповой работы и публичного выступления на презентации.

3. Организация рефлексии профессиональных настроений учащихся.

Формами самостоятельной работы обучающихся являются: привлечение к работе с мультимедийными источниками, средствами массовой информации, разработка презентаций, рефератов, докладов.

Программа общеобразовательной дисциплины «Обществознание» (включая экономику и право) адаптирована к условиям ГБПОУ «УИ ТЛТУ».

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка

256

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

171

в том числе:


практические занятия

119

самостоятельная работа

85

контрольные работы

4

Промежуточный контроль

2

Итоговый контроль в форме дифференцированного зачета



  1. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Обществознание» (включая экономику и право)



Наименование разделов и тем

урока

Содержание учебного материала,

лабораторные работы и практические занятия,

самостоятельная работа

Объем часов

Время на

изучение темы

Уровень

освоения

1

2

3

4

5

6

Введение

1-2

Обществознание как учебный курс Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении профессии «Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин

2

2


Раздел 1. Человек и общество 20

1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества-

1.1.Природа человека, врожденные и приобретенные качества

12

12

3

Философские представления о социальных качествах человека

1

2

4

Практическая работа № 1Человек как продукт биологической и социальной революции

1

2

5

Человек, индивид, личность

1


6

Практическая работа: Индивидуальные особенности человека

1


7

Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности

1


8

Практическая работа: Структура деятельности

1


9

Деловая Игра: Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение . Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности.

1


10

Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы.

1


11

Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Цель и смысл человеческой жизни. Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние - со стороны самого человека и внешние - со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности

1

2

12

Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи.


2

13

Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления.

1

2

14

Практическая работа: Межличностные отношения



1

2


1.2. Общество как сложная система

8

1


2

1.2. Общество как сложная система

15

Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции


1

2

16

Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду.


1

2

17

Практическая работа: Общество и природа


1

2

18

Многовариантность общественного развития.

Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное)


1

2

19

Практическая работа: Развитие общества


1


2

20

Практическая работа: Особенности современного мира. Процессы глобализации.

Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества.


1

2

21

Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.


1


2

22

Контрольная работа № 1




1

2


Самостоятельная работа студентов

Рефераты:

-Общество и общественные отношения

-Современные войны

-Воздействие человека на природу

- Глобализация проблем человечества

-

Составление кроссвордов, разработка презентаций, подготовка материала к семинарскому занятию, написание рефератов, разработка брошюр, составление социологических карт, разработка проектов.

22




Раздел 2. Духовная культура человека и общества

24




2.1. Духовная культура личности и общества

2



23

Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее

значение в общественной жизни:

Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура - продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска

в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров.


1


24

Взаимодействие и взаимосвязь различных культур.

Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.


1



2.2. Наука и образование в современном мире

8


2

25

Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость

труда ученого, его особенности


1

2

26

Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом.


1

2

27

Практическая работа: Наука в современном мире


1

2

28

Ученическая конференция: Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества.



2

29

Практическая работа: Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования.


1

2

30

Система образования в Российской Федерации.


1


2


31

Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование.


1

2

32

Практическая работа: Система образования


1

2


2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

14


2

33

Мораль


1

2

34

Основные принципы и нормы морали


1

2

35

Практическая работа «Мораль» (Практикум к учебнику «Обществознание» под ред. А.Г. Важенина,

номера заданий 1, 2, 3, 4, 5);


1

2

36

Практическая работа «Мораль» (Практикум к учебнику «Обществознание» под ред. А.Г. Важенина,

номера заданий 6,7,8,9,10);


1

2

37

Гуманизм. Добро и зло.


1

2

38

Долг и совесть. Моральный выбор.


1

2

39

Практическая работа Мораль в системе социальных норм


1

2

40

Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал.


1

2

41

Религия как феномен культуры Мировые религии


1

2

42

Практическая работа Религии мира


1

2

43

Практическая работа Религии мира


1

2

44

Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации


1

2

45

Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств.


1

2

46

Практическая работа Искусство и живопись


1

2


Самостоятельная работа:

  1. Рефераты по темам:

-Мораль в системе социальных норм

-Религия и духовный прогресс

-Роль религии в жизни общества

-Мировые религии

-Традиции и обычаи народов мира (по выбору)

  1. Составление презентаций по темам:

-Моральный поступок

-Структура морального долга

-Религия как феномен культуры

-Мировые религии

-Государство и религии мира

-Взаимосвязь культуры и религий

-Искусство

-Живопись XX в. В России

-Архитектура современности.

-Эпоха классицизма

15




Раздел 3. Экономика

35




3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы

8



47

Экономика семьи.


1

2


48

Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики.


1

2


49

Практическая работа Экономические системы


1

2


50

Потребности. Виды потребностей


1

2


51

Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства. Разделение труда, специализация и обмен


1

2


52

Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.


1

2


53

Рациональный потребитель. Защита прав потребителя.


1

2


54

Практическая работа: Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения.


1

2



3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике

12




55

Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения.


1



56

Практическая работа: Спрос и предложение


1



57

Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция.


1



58

Практическая работа «Рыночная структура» (Тематическая рабочая тетрадь «Обществознание», номера заданий 1, 2, 3; практикум к учебнику «Обществознание» под ред. А.Г. Важенина, номера заданий 1, 2, 3, 4)


1



59

Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль


1



60

Производительность труда.


1

2


61

Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса.


1

2


62

Практическая работа Ценные бумаги


1

2


63

Практическая работа Акции и облигации


1

2


64

Частные и общественные блага. Внешние эффекты. Функции государства в экономике.


1

2


65

Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства


1

2


66

Практическая работа «Государство и экономика» (Практикум к учебнику «Обществознание» под ред. А.Г. Важенина, номера заданий 1, 2, , 4, 5)


1




3.3. Рынок труда и безработица

10


2


67

Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда.


1

2


68

Роль профсоюзов и государства на рынках труда.


1

2


69

Практическая работа Трудовая деятельность


1

2


70

Практическая работа Факторы предложения труда


1

2


71

Понятие безработицы, ее причины.


1

2


72

Экономические последствия безработицы


1

2


73

Практическая работа Проблема безработицы среди молодежи


1

2


74

Практическая работа Проблема безработицы среди молодежи


1

2


75

Рациональный потребитель. Защита прав потребителя.


1

2


76

Рациональный потребитель. Защита прав потребителя.


1

2



3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики

5


2

77

Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты.

1

2

78

Практическая работа Современная экономика

1

2

79

Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике

1

2

80

Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике

1

2

81

Контрольная работа по теме: Глобальные экономические проблемы

1

2


Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Рефераты по темам:

-Проблема безработицы среди молодежи

-Государственный бюджет в современной России

-Роль государства в рыночной экономике

-Типы экономических систем: централизованная (командная) и рыночная

-Основные проблемы экономики России и ее регионов.

-Глобальные экономические проблемы

- Ценные бумаги

  1. Презентации по темам:

-Экономика- искусство ведение хозяйством

-Международная торговля

-Потребности человека и экономика

-Основные проблемы экономики России и ее регионов

-Безработица

-Факторы безработицы

-Рынок труда

24




4. Социальные отношения




4.1. Социальная роль и стратификация

8


2

82

Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах.


1

2

83

Социальная стратификация. Социальная мобильность.


1

2

84

Практическая работа: Социальные группы


1

2

85

Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте.


1

2

86

Практическая работа Многообразие социальных ролей


1

2

87

Практическая работа Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.


1

2

88

Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности


1

2

89

Практическая работа Социальные статусы и роли» » (Тематическая рабочая тетрадь «Обществознание», номера заданий 1, 2,6,7,8,9


1

2


4.2. Социальные нормы и конфликты

12



90

Социальный контроль.


1

2

91

Виды социальных норм и санкций.


1

2

92

Практическая работа «Социальные нормы и отклоняющееся поведение» (Тематическая рабочая тетрадь «Обществознание», номера заданий 1, 2, 3, 4, 5, 6);


1

2

93

Практическая работа «Социальные нормы и отклоняющееся поведение» (Тематическая рабочая тетрадь «Обществознание», номера заданий 7,8,9,10,11);


1

2

94

Девиантное поведение, его формы, проявления.


1

2

95

Практическая работа Девиантное поведение, его формы, проявления.


1

2

96

Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи.


1

2

97

Практическая работа Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи.


1

2

98

Опасность наркомании, алкоголизма


1

2

99

Практическая работа Социальная и личностная значимость здорового образа жизни


1

2

100

Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов


1

2

101

Практическая работа «Социальное поведение» (Практикум к учебнику «Обществознание» под ред. А.Г. Важенина, номера заданий 1, 2, 3, 4, 5).


1

2


4.3. Важнейшие социальные общности и группы

10


2

102

Особенности социальной стратификации в современной России.


1

2

103

Практическая работа Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.


1

2

104

Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации


1

2

105

Практическая работа Особенности молодежной субкультуры


1

2

106

Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации


1

2

107

Семья как малая социальная группа. Семья и брак


1

2

108

Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Семейное право и семейные правоотношения. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство


1

2

109

Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака.


1

2

110

Практическая работа Права и обязанности супругов


1

2

111

Практическая работа Брачный договор.


1

2

112

Контрольная работа по теме: «Важнейшие социальные общности и группы»


1

2


Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Рефераты по темам:

-Есть ли в современной России средний класс, какова его роль в жизни общества?

-Молодежь как социальная группа.

-Гражданское совершеннолетие.

-Современная демографическая ситуация в России.

-Социальная структура общества

-Негативные молодежные субкультуры

-Здоровый образ жизни

-Ранние браки

-Ранняя беременность



  1. Презентации:

-«Семья и семейные отношения»

-« Молодежь как социальная группа»

-«Этнические общности»

-« Институт - Семья»

-«Семья и брак»

-«Обряды и традиции семьи»





5. Политика

22


2


5.1. Политика и власть. Государство в политической системе

10



113

Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление.


1

2

114

Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет


1

2

115

Практическая работа: Признаки государства. Государственный суверенитет


1

2

116

Практическая работа: Особенности функционального назначения современных государств


1

2

117

Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов - основные особенности развития современной политической системы


1

2

118

Формы государства: формы правления, территориально- государственное устройство, политический режим.


1

2

119

Практическая работа: Формы государства


1

2

120

Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций.


1

2

121

Практическая работа: Условия формирования демократических институтов и традиций


1

2

122

Правовое государство, понятие и признаки


1

2


5.2. Участники политического процесса

12


2

123

Личность и государство. Политический статус личности.


1

2

124

Практическая работа: Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия


1

2

125

Политическое лидерство. Лидеры и ведомые.


1

2

126

Практическая работа: Политическое лидерство. Лидеры и ведомые.


1

2

127

Политическая элита особенности ее формирования в современной России.


1

2

128

Практическая работа: Политическая элита


1

2

129

Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Абсентеизм, его причины и опасность


1

2

130

Практическая работа: Отличительные черты выборов в демократическом обществе.


1

2

131

Практическая работа: Избирательная кампания в РФ


1

2

132

Политические партии и движения, их классификация.


1

2

133

Практическая работа: Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал- демократия, коммунизм


1

2

134

Контрольная работа по теме: «Участники политического процесса»


1

2


Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Рефераты по темам:

-Демократия.

-Является ли Россия демократическим государством

-Правовое государство. Является ли Россия правовым государством?

-Мыслители прошлого о политике и ее роли в жизни людей

- Политика - наука, искусство и профессия

-Демократия - за и против

-Выборы 2015 года в Иркутской области

-Политические партии

-Современный портрет политика

-Современные идейно-политические системы

-Свободные выборы - утопия или реальность?

-Организация проведения выборов в России

-Четвертая власть и ее роль в политической жизни

-Политические партии и лидеры современной России

-Политический лидер - кто он

-Политический лидер - идеал и реальность

-Современные политические идеологии

-Политические реформы в современной России

  1. Презентации:

-Три составляющих формы государства: формы правления»

-«Гражданское общество и правовое государство»

-«Государство и политическая система»

-«Свобода выбора»

-«Честность демократических выборов»

-«Роль СМИ в политических действиях»

24




6. Право

38


2


6.1. Правовое регулирование общественных отношений

10



135

Юриспруденция как общественная наука. Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы..


1

2


136

Практическая работа: Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право


1

2

137

Основные формы права.


1

2

138

Практическая работа: Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ.


1

2

139

Правовые отношения и их структура.


1

2

140

Практическая работа: Право в системе социальных норм» (Тематическая рабочая тетрадь «Обществознание», номера заданий 1, 2, 3, 4, 5);


1

2

141

Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков.


1

2

142

Юридическая ответственность и ее задачи


1

2

143

Практическая работа: «Правонарушения и юридическая ответственность» (Тематическая рабочая тетрадь «Обществознание», номера заданий 1, 2, 3; практикум к учебнику Важенин


1

2

144

Практическая работа: «Правонарушения и юридическая ответственность» (Тематическая рабочая тетрадь «Обществознание», номера заданий 6,8,9,11; практикум к учебнику Важенин


1

2


6.2. Основы конституционного права

Российской Федерации

16



145

Конституционное право как отрасль российского права


1

2

146

Практическая работа: Основы конституционного строя Российской Федерации


1

2

147

Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление.


1

2

148

Практическая работа: Система государственных органов РФ


1

2

149

Правоохранительные органы Российской Федерации


1

2

150

Практическая работа: Правоохранительные органы Российской Федерации


1

2

151

Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат


1

2

152

Практическая работа: Судебная система Российской Федерации


1

2

153

Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ


1

2

154

Практическая работа: Порядок приобретения и прекращения гражданства


1

2

155

Основные конституционные права и обязанности граждан в России


1

2

156

Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства.


1

2

157

Практическая работа: Ветви власти




158

Право на благоприятную окружающую среду




159

Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени




160

Практическая работа: Основные конституционные права и обязанности граждан в России





6.3. Отрасли российского права

12



161

Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица


1

2

162

Практическая работа: Гражданско-правовые договоры


1

2

163

Правовое регулирование предпринимательской деятельности.


1

2

164

Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение


1

2

165

Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав


1

2

166

Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений.


1

2

167

Практическая работа: Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства.


1

2

168

Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних.


1

2

169

Административное право. Административные проступки. Административная ответственность. Уголовное право. Состав преступления. Уголовная ответственность


1

2

170

Итоговая контрольная работа


1

2

171

Итоговая контрольная работа


1

2


Самостоятельная работа обучающихся:

1) Рефераты по темам:

-Конституция РФ - основной закон жизни государства

-Местное самоуправление в России: прошлое, настоящее, перспективы.

- Федерализм в России: прошлое, настоящее, перспективы развития

-Правовое регулирование хозяйственной деятельности. - Права потребителей

-Конституционализм и конституционные идеи в России и мире. - Международная защита прав человека





Дифференцированный зачет по учебной дисциплине


2

2

Итого:

171








3. Условия реализации рабочей программы

общеобразовательной учебной дисциплины

«ОБЩЕСТВОЗАНИЕ» (включая экономику и право)



  1. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины « Обществознание» (включая экономику и право)

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

для студентов:

  1. Важенин А.Г. Обществознание. Учебник. - М.: 2015

  2. Важенин А.Г. Практикум по обществознанию. - М.: 2015

  3. Важенин А.Г. Контрольные материалы по обществознанию. - М.: 2015

4. Обществознание, 10 класс, Базовый уровень, Боголюбов Л.Н. - М.: 2014

5. Обществознание, 11 класс, Базовый уровень, Боголюбов Л.Н. - М.:

2014

6. Обществознание, 10 класс, Базовый уровень, Соболева О.Б., Кошкина

С.Г., Бордовский Г.А. - М.: 2013

7. Обществознание, 10 класс, Кравченко А.И. - М.: 201425

8. Обществознание, 11 класс, Кравченко А.И., Певцова Е.А. - М.: 2014

9. Обществознание, Марченко М.Н. - М., 2011.

10. Обществознание в схемах и таблицах. Северинов К.М. - М.: 2010

11. Обществознание в таблицах, 10-11 класс, Баранов П.А. - М.: 2012 ЕГЭ 2015. Обществознание. Типовые тестовые задания. Лазебникова

12. А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С. - М.: 2015 ЕГЭ 2015. Обществознание. Тренировочные задания. Баранов П.А., Шевченко С.В. - М.: 2014

13. ЕГЭ 2015. Обществознание. Репетиционные варианты О.А. Котова, Т.Е. Лискова.- М.: 2015

для преподавателей

1.Закон Об образовании в Российской Федерации: ФЗ от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 7.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ).

2.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413. Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.06.2012 N 24480 Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 « О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

3.Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259)

4. Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. - М.: 2014

5. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные ма-териалы. Обществознание.- М.: 2014 Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. - М.: 2014

Нормативно-правовые акты

1.Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция).26 2.Водный кодекс РФ от 3.06.2006 №74-ФЗ // СЗ РФ. - 2006, №23. - Ст. 2381.

3. Гражданский кодекс РФ: ч. I от 30.11.1994 №51-ФЗ // СЗ РФ. -1994. - №32. -Ст. 3301; ч. II от 26.01.1996 №14-ФЗ // СЗ РФ. - 1996, № 5. - Ст. 410; ч. III от26.11.2001 №146-ФЗ // СЗ РФ. - 2001, №49. - Ст. 4552; ч. IV от 18.12.2006 №230-ФЗ // СЗ РФ. - 2006, № 52 (ч. I). - Ст. 5496

4.Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 №136-ФЗ // СЗ РФ. - 2001 , № 44. -

Ст. 4147

5.Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СЗ РФ. - 2002, №1 (ч. I). - Ст. 1Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 №197-ФЗ // СЗ РФ. - 2002, № 1 (ч. I). - Ст. 3

6.Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 №63-ФЗ // СЗ РФ. - 1996, № 25. -

Ст. 2954

7.Закон РФ от 7.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ

РФ. - 1992, № 15. - Ст. 766.

8. Закон РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. - 991, № 18. - Ст. 566

9. Закон РФ от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2002.

10. Закон РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» (с изменениями и

дополнениями) // СЗ РФ. - 1995, № 10. - Ст. 823Закон РФ от 11.02.1993 г. № 4462-1 «О Нотариате» (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. - 993

11.Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ. // СЗ РФ. - 2002

12. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ // СЗ РФ. - 2012

13.Федеральный закон от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. - 1999, № 14. - Ст. 1650.

14. Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. - 2002, № 2. - Ст. 133.

15. Федеральный закон от 24.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире» // Российская газета. - 1995. - 4 мая.

16. Федеральный закон от 4.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // СЗ РФ. - 1999, № 18. - Ст. 2222.

17. Указ Президента РФ от 16.05.1996 №724 «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» // Российские вести. - 1996, 18 мая.

18. Указ Президента РФ от 7.05.2012 №596 «О долгосрочной государственной экономической политике» // Российская газета. - 2012, 9 мая.27

Интернет- ресурсы

1. history, standart. edu. ru - История России. Обществознание: Учебно- методический комплект для школы

2. openclass. ru/communities/ - Открытый класс: сетевые образовательные сообщества school-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов

3. festival. 1 september.ru/ subjects - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» base.garant.ru- «ГАРАНТ» (информационно-правовой портал)

4. istrodina.com-Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»

Дополнительные источники:

1. Касьянов, В.В. Обществознание: учеб. пособие для вузов /В.В.Касьянов. - Ростов н/Д: Феникс, 2010

2. Клименко, А.В. Обществознание: учеб. пособие для школ. ст. кл. и поступ. в вузы/ А.В.Клименко, В.В.Румынина. - М.: Дрофа, 2011

3. Никитин, А.Ф. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Ф. Никитин. - М.: Дрофа, 2008

4. Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ [Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И.Городецкая и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой. - М.: Просвещение, 2011

5. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений: профильный уровень/ [Л.Н.Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, А.Т.Кинкулькин и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова. - М.: Просвещение, 2011

6. Обществознание: учеб. пособие /М.Н.Глазунов и др; под ред. М.Н.Марченко. - М.: Проспект,2009

7. Обществознание в схемах и таблицах: Пособие для учащихся 10-11-х

классов общеобразовательных учреждений и абитуриентов/А.В. Махоткин, Н.В. Махоткина.- М.: Эксмо, 2009г.

8. Обществознание: учеб. пособие/ В.В.Барабанов, А.А.Дорская, В.Г.Зарубин и др.; под ред. В.В. Барабанова, В.Г.Зарубина. - М.: АСТ:Астрель, 2009

9. Практикум по обществознанию/ [И.Ю.Апександрова и др.]; под науч. ред. В.Н.Князева.- М.:Айрис-пресс, 2007

10. Терентьева Г.Г. Краткий словарь обществоведческих терминов для студентов всех специальностей и форм обучения, изучающих социально-гуманитарные дисциплины. - Чебоксары, 2007



  1. Материально техническое обеспечение учебной дисциплины

«Обществознание» (включая экономику и право)

Освоение программы учебной дисциплины «Обществознание» реализуется в учебном кабинете № 22. Освоение обучающимися дисциплины проходит в условиях созданной образовательной среды, как в учебном заведении, так и в организациях, соответствующих профилю изучаемой дисциплины. Изучение дисциплины: «Обществознание» (включая экономику и право) предшествует освоению дисциплин профессионального цикла. Помещение кабинета «Истории и обществознания» удовлетворяет требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН № 178-02), и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки студентов.

Оборудование учебного кабинета: - рабочее место преподавателя;

- рабочие места студентов;

- компьютерное рабочее место преподавателя: сканер;

- шкаф для литературы;

- учебно-методическая документация (комплекты таблиц, раздаточного, дидактического и методического материала, разработки уроков, учебники, учебные пособия и дополнительные источники, Интернет - ресурсы и др.)


4. Характеристика основных видов учебной деятельности.

Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной учебной дисциплины «обществознание» (включая экономику и право)

Содержание обучения

Характеристика

основных видов

учебной деятельности

Формы, методы контроля и оценки результатов обучения

Введение

Знать особенности социальных наук, специфику объекта их изучения

Формы контроля обучения:

- оперативный разбор

- устный опрос;

- контрольная работа (тест);

- домашние задания;

- практические задания;

- самостоятельные работы

- реферат, доклад, презентации.

Формы оценки результативности обучения:

- накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка.

- традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка.

- Наблюдение и оценка результатов деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы при выполнении заданий практического характера и внеаудиторных самостоятельных работ.

Методы контроля направлены на проверку умения учащихся:

- отбирать и оценивать факты, процессы, явления;

- выполнять условия задания;

- делать осознанный выбор способов действий из ранее известных;

- осуществлять коррекцию (исправление) сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий;

- работать в парах и представлять, как свою, так и общую позицию.

Методы оценки результатов обучения:

- формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе результатов текущего контроля.


Раздел 1 Человек и общество

1.1.Природа человека, врожденные и приобретенные качества

Давать характеристику понятий: человек, индивид, личность, деятельность, мышление.

Знать, что такое характер, социализация личности, самосознание и социальное поведение; Знать, что такое понятие истины, ее критерии; общение и взаимодействие, конфликты.

Формы контроля обучения:

- оперативный разбор

- устный опрос;

- контрольная работа (тест);

- домашние задания;

- практические задания;

- самостоятельные работы

- реферат, доклад, презентации.

Формы оценки результативности обучения:

- накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка.

- традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка.

- Наблюдение и оценка результатов деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы при выполнении заданий практического характера и внеаудиторных самостоятельных работ.

Методы контроля направлены на проверку умения учащихся:

- отбирать и оценивать факты, процессы, явления;

- выполнять условия задания;

- делать осознанный выбор способов действий из ранее известных;

- осуществлять коррекцию (исправление) сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий;

- работать в парах и представлять, как свою, так и общую позицию.

Методы оценки результатов обучения:

- формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе результатов текущего контроля.


1.2. Общество как сложная система

Иметь представление об обществе как сложной динамичной системе, взаимодействии общества и природы. Давать определения понятий эволюция и революция, общественный прогресс

Формы контроля обучения:

- оперативный разбор

- устный опрос;

- контрольная работа (тест);

- домашние задания;

- практические задания;

- самостоятельные работы

- реферат, доклад, презентации.

Формы оценки результативности обучения:

- накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка.

- традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка.

- Наблюдение и оценка результатов деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы при выполнении заданий практического характера и внеаудиторных самостоятельных работ.

Методы контроля направлены на проверку умения учащихся:

- отбирать и оценивать факты, процессы, явления;

- выполнять условия задания;

- делать осознанный выбор способов действий из ранее известных;

- осуществлять коррекцию (исправление) сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий;

- работать в парах и представлять, как свою, так и общую позицию.

Методы оценки результатов обучения:

- формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе результатов текущего контроля.



Раздел 2. Духовная культура человека и общества


2.1. Духовная культура личности и общества

Разъяснять понятия: культура, духовная культура личности и общества, показать ее значение в общественной жизни.

Различать: культура народная, массовая, элитарная. Показать особенности молодежной субкультуры. Освещать проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде; взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Характеризовать: культура общения, труда, учебы, поведения в обществе, этикет. Называть учреждения культуры, рассказывать о. государственных гарантиях свободы доступа к культурным ценностям .

Формы контроля обучения:

- оперативный разбор

- устный опрос;

- контрольная работа (тест);

- домашние задания;

- практические задания;

- самостоятельные работы

- реферат, доклад, презентации.

Формы оценки результативности обучения:

- накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка.

- традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка.

- Наблюдение и оценка результатов деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы при выполнении заданий практического характера и внеаудиторных самостоятельных работ.

Методы контроля направлены на проверку умения учащихся:

- отбирать и оценивать факты, процессы, явления;

- выполнять условия задания;

- делать осознанный выбор способов действий из ранее известных;

- осуществлять коррекцию (исправление) сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий;

- работать в парах и представлять, как свою, так и общую позицию.

Методы оценки результатов обучения:

- формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе результатов текущего контроля.


2.2. Наука и образование в современном мире

Различать естественные и социально-гуманитарные науки. Знать особенности труда ученого, ответственность ученого перед обществом.

Формы контроля обучения:

- оперативный разбор

- устный опрос;

- контрольная работа (тест);

- домашние задания;

- практические задания;

- самостоятельные работы

- реферат, доклад, презентации.

Формы оценки результативности обучения:

- накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка.

- традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка.

- Наблюдение и оценка результатов деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы при выполнении заданий практического характера и внеаудиторных самостоятельных работ.

Методы контроля направлены на проверку умения учащихся:

- отбирать и оценивать факты, процессы, явления;

- выполнять условия задания;

- делать осознанный выбор способов действий из ранее известных;

- осуществлять коррекцию (исправление) сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий;

- работать в парах и представлять, как свою, так и общую позицию.

Методы оценки результатов обучения:

- формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе результатов текущего контроля.


2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

Раскрыть понятия мораль, религия, искусство и их роль в жизни людей.

Формы контроля обучения:

- оперативный разбор

- устный опрос;

- контрольная работа (тест);

- домашние задания;

- практические задания;

- самостоятельные работы

- реферат, доклад, презентации.

Формы оценки результативности обучения:

- накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка.

- традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка.

- Наблюдение и оценка результатов деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы при выполнении заданий практического характера и внеаудиторных самостоятельных работ.

Методы контроля направлены на проверку умения учащихся:

- отбирать и оценивать факты, процессы, явления;

- выполнять условия задания;

- делать осознанный выбор способов действий из ранее известных;

- осуществлять коррекцию (исправление) сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий;

- работать в парах и представлять, как свою, так и общую позицию.

Методы оценки результатов обучения:

- формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе результатов текущего контроля.



3. Экономика


3.1. Экономика и экономическая наука.

Давать характеристику понятия экономика; типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.

Формы контроля обучения:

- оперативный разбор

- устный опрос;

- контрольная работа (тест);

- домашние задания;

- практические задания;

- самостоятельные работы

- реферат, доклад, презентации.

Формы оценки результативности обучения:

- накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка.

- традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка.

- Наблюдение и оценка результатов деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы при выполнении заданий практического характера и внеаудиторных самостоятельных работ.

Методы контроля направлены на проверку умения учащихся:

- отбирать и оценивать факты, процессы, явления;

- выполнять условия задания;

- делать осознанный выбор способов действий из ранее известных;

- осуществлять коррекцию (исправление) сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий;

- работать в парах и представлять, как свою, так и общую позицию.

Методы оценки результатов обучения:

- формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе результатов текущего контроля.






3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике

Давать определение понятий: спрос и предложение; издержки, выручка, прибыль, деньги, процент, экономический рост и развитие, налоги, государственный бюджет

Формы контроля обучения:

- оперативный разбор

- устный опрос;

- контрольная работа (тест);

- домашние задания;

- практические задания;

- самостоятельные работы

- реферат, доклад, презентации.

Формы оценки результативности обучения:

- накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка.

- традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка.

- Наблюдение и оценка результатов деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы при выполнении заданий практического характера и внеаудиторных самостоятельных работ.

Методы контроля направлены на проверку умения учащихся:

- отбирать и оценивать факты, процессы, явления;

- выполнять условия задания;

- делать осознанный выбор способов действий из ранее известных;

- осуществлять коррекцию (исправление) сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий;

- работать в парах и представлять, как свою, так и общую позицию.

Методы оценки результатов обучения:

- формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе результатов текущего контроля.


3.3. Рынок труда и безработица.

Знать понятия спрос на труд и предложение труда; понятие безработицы, ее причины и экономические последствия.

Формы контроля обучения:

- оперативный разбор

- устный опрос;

- контрольная работа (тест);

- домашние задания;

- практические задания;

- самостоятельные работы

- реферат, доклад, презентации.

Формы оценки результативности обучения:

- накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка.

- традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка.

- Наблюдение и оценка результатов деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы при выполнении заданий практического характера и внеаудиторных самостоятельных работ.

Методы контроля направлены на проверку умения учащихся:

- отбирать и оценивать факты, процессы, явления;

- выполнять условия задания;

- делать осознанный выбор способов действий из ранее известных;

- осуществлять коррекцию (исправление) сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий;

- работать в парах и представлять, как свою, так и общую позицию.

Методы оценки результатов обучения:

- формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе результатов текущего контроля.


3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики

Охарактеризовать становление современной рыночной экономики России, ее особенности; организацию международной торговли

Формы контроля обучения:

- оперативный разбор

- устный опрос;

- контрольная работа (тест);

- домашние задания;

- практические задания;

- самостоятельные работы

- реферат, доклад, презентации.

Формы оценки результативности обучения:

- накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка.

- традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка.

- Наблюдение и оценка результатов деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы при выполнении заданий практического характера и внеаудиторных самостоятельных работ.

Методы контроля направлены на проверку умения учащихся:

- отбирать и оценивать факты, процессы, явления;

- выполнять условия задания;

- делать осознанный выбор способов действий из ранее известных;

- осуществлять коррекцию (исправление) сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий;

- работать в парах и представлять, как свою, так и общую позицию.

Методы оценки результатов обучения:

- формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе результатов текущего контроля.



4. Социальные отношения


4.1. Социальная роль и стратификация.

Знать понятия: социальные отношения и социальная стратификация; определять социальные роли человека в обществе.

Формы контроля обучения:

- оперативный разбор

- устный опрос;

- контрольная работа (тест);

- домашние задания;

- практические задания;

- самостоятельные работы

- реферат, доклад, презентации.

Формы оценки результативности обучения:

- накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка.

- традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка.

- Наблюдение и оценка результатов деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы при выполнении заданий практического характера и внеаудиторных самостоятельных работ.

Методы контроля направлены на проверку умения учащихся:

- отбирать и оценивать факты, процессы, явления;

- выполнять условия задания;

- делать осознанный выбор способов действий из ранее известных;

- осуществлять коррекцию (исправление) сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий;

- работать в парах и представлять, как свою, так и общую позицию.

Методы оценки результатов обучения:

- формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе результатов текущего контроля.


4.2. Социальные нормы и конфликты

Охарактеризовать виды социальных норм и санкций, девиантное поведение, его формы, проявления, социальные конфликты, причины и истоки их возникновения

Формы контроля обучения:

- оперативный разбор

- устный опрос;

- контрольная работа (тест);

- домашние задания;

- практические задания;

- самостоятельные работы

- реферат, доклад, презентации.

Формы оценки результативности обучения:

- накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка.

- традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка.

- Наблюдение и оценка результатов деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы при выполнении заданий практического характера и внеаудиторных самостоятельных работ.

Методы контроля направлены на проверку умения учащихся:

- отбирать и оценивать факты, процессы, явления;

- выполнять условия задания;

- делать осознанный выбор способов действий из ранее известных;

- осуществлять коррекцию (исправление) сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий;

- работать в парах и представлять, как свою, так и общую позицию.

Методы оценки результатов обучения:

- формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе результатов текущего контроля.


4.3. Важнейшие социальные общности и группы

Объяснять особенности социальной стратификации в современной России, виды социальных групп (молодежь, этнические общности, семья

Формы контроля обучения:

- оперативный разбор

- устный опрос;

- контрольная работа (тест);

- домашние задания;

- практические задания;

- самостоятельные работы

- реферат, доклад, презентации.

Формы оценки результативности обучения:

- накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка.

- традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка.

- Наблюдение и оценка результатов деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы при выполнении заданий практического характера и внеаудиторных самостоятельных работ.

Методы контроля направлены на проверку умения учащихся:

- отбирать и оценивать факты, процессы, явления;

- выполнять условия задания;

- делать осознанный выбор способов действий из ранее известных;

- осуществлять коррекцию (исправление) сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий;

- работать в парах и представлять, как свою, так и общую позицию.

Методы оценки результатов обучения:

- формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе результатов текущего контроля.



5. Политика


5.1. Политика и власть. Государство в политической системе

Давать определение понятий: власть, политическая система, ее внутренняя структура. Характеризовать внутренние и внешние функции государства, формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Характеризовать типологию политических режимов. Знать понятие правовое государство и называть его признаки

Формы контроля обучения:

- оперативный разбор

- устный опрос;

- контрольная работа (тест);

- домашние задания;

- практические задания;

- самостоятельные работы

- реферат, доклад, презентации.

Формы оценки результативности обучения:

- накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка.

- традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка.

- Наблюдение и оценка результатов деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы при выполнении заданий практического характера и внеаудиторных самостоятельных работ.

Методы контроля направлены на проверку умения учащихся:

- отбирать и оценивать факты, процессы, явления;

- выполнять условия задания;

- делать осознанный выбор способов действий из ранее известных;

- осуществлять коррекцию (исправление) сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий;

- работать в парах и представлять, как свою, так и общую позицию.

Методы оценки результатов обучения:

- формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе результатов текущего контроля.


5.2. Участники политического процесса

Охарактеризовать взаимоотношения личности и государства; Знать понятия гражданское общество и правовое государство. Охарактеризовать избирательную кампанию в Российской Федерации

Формы контроля обучения:

- оперативный разбор

- устный опрос;

- контрольная работа (тест);

- домашние задания;

- практические задания;

- самостоятельные работы

- реферат, доклад, презентации.

Формы оценки результативности обучения:

- накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка.

- традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка.

- Наблюдение и оценка результатов деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы при выполнении заданий практического характера и внеаудиторных самостоятельных работ.

Методы контроля направлены на проверку умения учащихся:

- отбирать и оценивать факты, процессы, явления;

- выполнять условия задания;

- делать осознанный выбор способов действий из ранее известных;

- осуществлять коррекцию (исправление) сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий;

- работать в парах и представлять, как свою, так и общую позицию.

Методы оценки результатов обучения:

- формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе результатов текущего контроля.



6. Право




6.1. Правовое регулирование общественных отношений

Выделить роль права в системе социальных норм. Дать характеристику системы права.

Формы контроля обучения:

- оперативный разбор

- устный опрос;

- контрольная работа (тест);

- домашние задания;

- практические задания;

- самостоятельные работы

- реферат, доклад, презентации.

Формы оценки результативности обучения:

- накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка.

- традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка.

- Наблюдение и оценка результатов деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы при выполнении заданий практического характера и внеаудиторных самостоятельных работ.

Методы контроля направлены на проверку умения учащихся:

- отбирать и оценивать факты, процессы, явления;

- выполнять условия задания;

- делать осознанный выбор способов действий из ранее известных;

- осуществлять коррекцию (исправление) сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий;

- работать в парах и представлять, как свою, так и общую позицию.

Методы оценки результатов обучения:

- формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе результатов текущего контроля.


6.2. Основы конституционного права Российской Федерации

Дать характеристику основ конституционного строя Российской Федерации, системы государственной власти РФ, прав и свобод граждан

Формы контроля обучения:

- оперативный разбор

- устный опрос;

- контрольная работа (тест);

- домашние задания;

- практические задания;

- самостоятельные работы

- реферат, доклад, презентации.

Формы оценки результативности обучения:

- накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка.

- традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка.

- Наблюдение и оценка результатов деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы при выполнении заданий практического характера и внеаудиторных самостоятельных работ.

Методы контроля направлены на проверку умения учащихся:

- отбирать и оценивать факты, процессы, явления;

- выполнять условия задания;

- делать осознанный выбор способов действий из ранее известных;

- осуществлять коррекцию (исправление) сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий;

- работать в парах и представлять, как свою, так и общую позицию.

Методы оценки результатов обучения:

- формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе результатов текущего контроля.



© 2010-2022