Статья Толерантность в системе духовно-нравственного воспитания молодежи

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Толерантность в системе духовно-нравственного воспитания молодежи.

Савина Татьяна Анатольевна

Преподаватель ГАОУ СПО

«Тольяттинский колледж сервисных технологий и предпринимательства»

Г. Тольятти

Проблема толерантности на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных и сложных в современной науке.

В нашей стране издавна, живут люди самых разных национальностей, живут мирно и дружно. Но в связи с участившимися актами насилия, терроризма, обострившимися межрелигиозными и межнациональными конфликтами, проникновения проявлений нетерпимости в общеобразовательные учреждения - значительно увеличилось количество исследований в данной области.

Существуют различные мнения, которые можно объединить в две большие группы: научное представление и практическое бытовое понимание. Во всех изысканиях в качестве одного из основных выделяется такое качество личности как толерантность.

Пристальное внимание исследователей к проблематике толерантности объясняется и четко выраженной тенденцией гуманизации науки, повышением интереса к проблемам личностного развития человека, выделением важнейшей задачи воспитания заключающейся в формировании у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности.

Система образования, наряду с воспитанием в личности чувств национального достоинства, единства, патриотизма, любви к Родине, обязана предотвращать в человеке, какие бы то ни было националистические чувства.Идеи превосходства своей нации, религии, личности над другими, которые ведут в конечном, итоги к национальной, межрелигиозной, межличностной вражде и войнам.

Таким образом, одной из важнейших задач современного образования является воспитание у учащихся толерантности как качество личности.

Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Тем не менее, склонность вести себя толерантно может стать устойчивой личностной чертой. Толерантные люди больше знают о своих достоинствах и недостатках. Относясь критично к себе они не стремятся во всех бедах обвинять окружающих. Толерантные люди лучшее знают самих себя, поэтому менее удовлетворены собой. В связи с этим потенциал для саморазвития у них выше. В то же время жизненный опыт показывает, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры, национальности, иного социального положения. Поэтому задачу формирования толерантного сознания у обучающихся в нашем учебном заведении можно назвать одной из важнейших современной педагогической практике, а тему моей работы - актуальной.

Работа по формированию толерантного качества личности осуществляется в сочетании различных форм урочной и внеурочной деятельности. Для обучающихся нашего колледжа особо значимым считаю курс обществознание, в котором поднимаются вопросы саморазвития человека, многоаспектность межличностных взаимоотношений личности и общества.

Объектом исследования в моей работе является учебный общеобразовательный процесс на уроках обществознания.

Предмет исследования: становление личности учащегося в духе уважительного отношения друг к другу, не взирая на этнические, социальные, религиозные и прочие отличия.

Цель работы: организация учебного процесса на уроках обществознания, направленного на формирование толерантного сознания обучающихся, которые проявляются в признании общечеловеческих гуманистических ценностей и реальной готовности к толерантному поведению в социуме. Особое место среди учебных дисциплин занимает курс «Обществознания», так как он имеет огромные возможности для формирования общечеловеческих ценностей, одной из которых является толерантность.

Практически в каждой теме курса обществознания имеются эпизоды толерантности, остается только выбрать эффективный прием работы с этим эпизодом.

Тема: « Этнические отношения». Учащимся предлагается выступить с мини-презентациями «Мой народ: история, быт, традиции». Задание было дано заранее, выполнялось дома. Каждая группа или отдельный учащийся за 5 минут старался дать самую интересную и, на его взгляд важную информацию.

Тема: «Толерантность».

Цель урока: Подвести учащихся к более глубокому пониманию понятия «толерантность» используя технику «мозгового штурма» разобрать с учащимися все тонкости проблемы толерантности, показать гораздо более глубокое понимание данного понятия.

Результат: работая вместе учащиеся придут к более глубокому, чем просто «терпимость», пониманию проблемы. Найдут главные ключевые слова характеризующие это понятие.

Тема: «Семья и брак». Говоря о проблеме взаимоотношений родителей и детей, необходимо уделить внимание формированию семейных толерантных отношений. Здесь применяется метод диалоговой рефлексии: это диалог педагога и учащегося, способствующий формированию отношения ученика к какой-либо значимой проблеме, вопросу, проявляющегося в соответствующем поведении и поступках. Для воспитания толерантности применяется прием «Ролевая маска» в рамках проведения рефлексивной беседы. Учащимся предлагается войти в роль своего родителя и выступить от его лица. Этот прием интересен тем, что подросток должен взглянуть на мир взаимоотношений с родителями одновременно с двух точек зрения: своей собственной и с позиции другого человека.

Вывод: авторитарная педагогика уступает место педагогике гуманной, основанной на личностно-ориентированном обучении, в педагогике сотрудничества. Активные формы обучения помогает учащимся не только овладеть общечеловеческими знаниями,но и сформировать гражданскую позицию, привить подростку понимание необходимости жить в мире толерантных отношений.

Заключение

Таким образом, в широком смысле слова «толерантность» означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относится к ним без раздражения. Основой толерантности является признание права на отличие. Задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности подростка. Ведь наша цель как педагогов - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми независимо от национальной социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения. Формирование толерантного сознания учащихся - постоянная и кропотливая работа. Нужно специально создавать необходимое для формирования толерантности у подростков педагогические условия: организацию специальных дискуссий для соотнесения их мнений в отношениях других культур; оказание помощи учащимся в овладении ими умениями вести диалог, критически мыслить, анализировать свою и чужие точки зрения. Формирование толерантности обусловлено также и особенностями позиции педагога, выражающиеся в демонстрации своего отношения к подростку как к взрослому, в толерантности к подростковой субкультуре, в признании свободы ценностного самоопределения подростков.

Список литературы:

1.Ковынева М.В. Методика активного обучения и воспитания [Текст] /М.В.Ковынева// «Феникс» - 2005 г. С. 75-99.

2.Вульфов Б.З. Воспитание толерантности, сущность и средства [Текст]/Б.З.Вульфов// Внешкольник -2002г. №6.

3. Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности [Текст]/А.Асмолов// Мемориал; 2001г. №24 С.61-63.

4.Данилюк А.Я. , Кондаков А.И. Воспитание и социализация школьников [Текст]/ А.Я.Данилюк; А.И. Кондаков.// Педагогика 2009г.№5.

europa.eu.int/comm/youth/

coe.int/youth

© 2010-2022