Урок -ученический семинар по обществознанию на тему: Проблемы молодежи в условиях современного социума

Данный урок  предназначен для студентов образовательный учреждений системы СПО для изучения по дисциплине «Обществознание». В ходе предлагаемого урока углубляется  представление студентов о социальных процессах в современной России и молодежи как социально-демографической группе, о проблемах молодежи и поиске путей их решения,  развивается  критическое мышление, умение самостоятельно анализировать статистические данные, результаты социологического опроса, документы,  формируется  навык создания...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ПАВЛОВО-ПОСАДСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»






Ученический семинар по обществознанию

на тему: «Проблемы молодежи в условиях современного социума»



Подготовила и провела: Лахман Марина Самуиловна, преподаватель общеобразовательных дисциплин

















г. Павловский Посад

2014


Цели урока:

Образовательная-

углублять представление студентов о социальных процессах в современной России и молодежи как социально-демографической группе, о проблемах молодежи и поиске путей их решения.

Развивающая -

продолжать развивать у студентов критическое мышление, умение самостоятельно анализировать статистические данные, результаты социологического опроса, документы, продолжить формирование навыка создания презентаций и исследовательских проектных работ и защиты их перед аудиторией.

Воспитательная -

содействовать воспитанию у студентов социально-значимых качеств: ответственность и самостоятельность, требовательность к себе и доверие к окружающим, потребность и готовность постоянно учиться.

Оборудование -

Презентация, плакаты с высказываниями о молодежи, коллажи.

Оформление доски:

На доске тема урока, план урока, цитаты:

Они (подростки) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, они высказывают неуважение к старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Они все время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорливы и тиранят учителей..." (Сократ- 470-399 гг. до н.э.)

"Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо это молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна" (Гесиод - ок. 720г. до н. э.)

«Почти все великое сделано молодыми.» (Б. Дизраэли)

Проблемный вопрос:

Легко ли быть молодым?

План

  1. Молодежь как социальная группа.

  2. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте.

  3. Молодежная субкультура.

Понятия, термины: молодежь, молодежная субкультура, социум.


Ход урока:

Преподаватель:

Введение в учебную деятельность

Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока: «Проблемы молодежи в условиях современного социума». Вы разделились на группы и получили опережающие задания.

Цели урока заключаются в том, чтобы у вас сформировалось представление о социальных процессах в современной России и молодежи как социально-демографической группе, о проблемах молодежи и поиске путей их решения; вы должны развивать у себя критическое мышление, воспитывать у себя ответственность и самостоятельность, требовательность к себе и доверие к окружающим, потребность постоянно учиться.

Преподаватель задает проблемный вопрос:

Легко ли быть молодым? (2 мин на обдумывание) Группе предлагается занять позицию по данному вопросу, объединиться в группы, обсудить и аргументировать свою позицию. Через 2 мин каждая группа защищает свою позицию. В ходе обсуждения формируются 3 группы: 1 считает, что молодым быть легко, другая - молодым быть нелегко, 3-я молодым быть легко и нелегко. После обсуждения преподаватель делает вывод о том, что молодым быть легко, но проблематично.

Преподаватель задает вопрос:

Как вы считаете, есть ли у современной молодежи проблемы и какие?

Студенты обсуждают вопрос в группах, а затем называют проблемы и пишут их в рабочей карте урока:

  1. Получение высшего образования.

  2. Организация досуга.

  3. Наркомания.

  4. Проблемы «отцов и детей».

  5. Одиночество.

  6. Финансовая проблема

Преподаватель:

Предлагает студентам выступить с подготовленными сообщениями по рассматриваемой теме.

Выступление студента 1. Молодежь как социальная группа

Суть выступления: В настоящий период Россия переживает сложности, связанные с мировым экономическим кризисом, как и во всем мире происходит дальнейшее расслоение на богатых и бедных.

Преподаватель:

Назовите особенности социального развития России последних лет.

Ответы студентов:

  1. на грани бедности и за ее чертой оказались вполне благополучные в социальном плане люди, среди которых много специалистов с высшим образованием (преподаватели, врачи, инженеры), произошло падение социального статуса интеллектуального труда.

  2. быстрое нарастание социальных различий по территориям. Социальные проблемы по-разному проявляются в Москве, областном центре, в поселке, городе, в разных регионах России.

  3. происходит маргинализация общества, но маргинальные слои формируются из бывших работников умственного труда (инженеров, работников НИИ, конструкторских бюро), беженцев из других республик СНГ, женщин в возрасте старше 35 лет и молодежи.

Преподаватель:

Студенты обсуждают, формируется точное определение

Какого же определение понятия «молодежь»?

Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных ими социально-психологических качеств.

Вопрос к группе:

Каковы возрастные границы понятия «молодежь»?

Ответ: От 16 до 25 лет (некоторые исследователи включают в нее людей до 30 лет).

Преподаватель:

Нам необходимо выяснить: Какое же место занимает молодежь в социальной структуре общества?

Студент 2:

Прежде всего, молодежь это будущее страны и наиболее перспективная возрастная категория в плане осуществления социальной и профессиональной карьеры. Но такие перспективы имеют далеко не все молодые люди: возможности получения образования и самореализации во многом определяются социальной принадлежностью молодого человека, имущественным положением его семьи. Отсюда и криминализация части российской молодежи. Размытость системы ценностей, низкий уровень жизни, отсутствие веры в изменение сложившегося положения с 1-й стороны и романтика красивой жизни», стремление получить какие-то блага, не прикладывая к этому труд. усилий - с другой, приводят к тому, что часть молодого населения пытается найти свой путь к социальному успеху в криминальных структурах. Так же молодые люди в поисках смысла жизни или повинуясь чувству социального протеста попадают в тоталитарные секты, экстремистские политические организации.

Преподаватель подводит итог:

Итак, вы видите, что в современном российском обществе происходит ценностное и имущественное расслоение молодежи. Поэтому нельзя говорить о российской молодежи как единой группе населения.

Преподаватель задает проблемный вопрос:

«Потерянное поколение»?! -

Типичный ярлык пожилого поколения. Согласны ли вы с такой характеристикой?

(ответы студентов)

Просмотр видеоматериал «Проблемы молодежи»

После просмотра фильма вопрос преподавателя к группе:

«Какие проблемы были поставлены в фильме? Выскажите ваше отношение к увиденному?»

Преподаватель:

Кирюхина Ксения исследовала и анализировала статистические данные по молодежи в Российской Федерации. Какие выводы ты сделала?

2. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте

Преподаватель:

Как вы знаете, роль ребенка и подростка в основном связаны с семьей(сын-дочь, брат-сестра), школой (ученик-ученица) или участник спортивной секции.

Как изменяются социальные роли человека в течении жизни?

Ответ студентов:

В дальнейшем появляются новые социальные роли: работник, студент, супруг, родитель.

Преподаватель:

Каковы факторы успеха в жизни?

Ответ студентов:

  1. Более высокий уровень образования

  2. Готовность к смене характера деятельности в соответствии с требованиями рынка труда

  3. Овладение знаниями, навыками, умениями, которые сейчас высоко ценятся (компьютер, знание ин. языка, умение водить автомобиль)

Преподаватель:

Влияет ли молодежь на развитие страны? Какова роль молодежи в будущем?

(ответы студентов)

3. Молодежная субкультура

Преподаватель:

Социально-психологические особенности молодежи как социальной группы проявляются и в существовании специфической молодежной субкультуры. Что же такое молодежная субкультура?

Преподаватель:

Какие современные субкультуры вы знаете? Над этим вопросом работали Храмова А., Ефременко И., Титова К.

Студенты выступают с небольшими подготовленными сообщениями.

Преподаватель:

Итак, сегодня на уроке мы с вами узнали, что молодежь - социально-демографическая группа, но она неоднородна и у нее существуют проблемы, но они решаемы.

Рефлексия:

Закончите фразу: «Сегодня на уроке я узнал, что…»

IV. Домашнее задание -

написать эссе на тему «Молодость - время для усвоения мудрости, старость - время для ее применения»







Самоанализ

Урок обществознания - ученический семинар «Проблемы молодежи в условиях

Цели урока:

Образовательная: углублять представление студентов о социальных процессах в современной России и молодежи как социально-демографической группе, о проблемах молодежи и поиске путей их решения.

Развивающая:

продолжать развивать у студентов критическое мышление, умение самостоятельно анализировать статистические данные, результаты социологического опроса, документы, продолжить формирование навыка создания презентаций и исследовательских проектных работ и защиты их перед аудиторией.

Воспитательная:

содействовать воспитанию у студентов социально-значимых качеств: ответственность и самостоятельность, требовательность к себе и доверие к окружающим, потребность и готовность постоянно учиться.

В соответствии с поставленными целями в структуре урока особое внимание было уделено на предъявление студентами собственного опыта, возможности вступить в диалог с преподавателем, друг с другом, с источником информации.

Важный момент урока: мотивация и целеполагание.

Рефлексия чётко прозвучала в конце урока.

В целом считаю, что урок достиг поставленных целей, состоялся не просто разговор, а решение проблемы, что может быть перенесено в жизнь за пределами техникума - что очень важно для воспитания зрелого человека и гражданина. Важно, что была возможность примерить на себя костюм взрослых, роль взрослых, что способствует пониманию и терпимому отношению к другим, взрослым, с которыми часто молодые этого периода готовы вступить в конфронтацию.

Студенты были активны, включились в работу, мне приятно было видеть интерес, достаточно интересные, даже зрелые суждения

Для более эффективной организации работы на уроке: важна импровизация, умелое ведение разговора, выдерживание генеральной линии урока, умение услышать каждого.

Д/З позволяет творчески переосмыслить изучаемую проблему.


© 2010-2022