- Преподавателю
- Обществознание
- Урок -ученический семинар по обществознанию на тему: Проблемы молодежи в условиях современного социума
Урок -ученический семинар по обществознанию на тему: Проблемы молодежи в условиях современного социума
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Лахман М.С. |
Дата | 18.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ПАВЛОВО-ПОСАДСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Ученический семинар по обществознанию
на тему: «Проблемы молодежи в условиях современного социума»
Подготовила и провела: Лахман Марина Самуиловна, преподаватель общеобразовательных дисциплин
г. Павловский Посад
2014
Цели урока:
Образовательная-
углублять представление студентов о социальных процессах в современной России и молодежи как социально-демографической группе, о проблемах молодежи и поиске путей их решения.
Развивающая -
продолжать развивать у студентов критическое мышление, умение самостоятельно анализировать статистические данные, результаты социологического опроса, документы, продолжить формирование навыка создания презентаций и исследовательских проектных работ и защиты их перед аудиторией.
Воспитательная -
содействовать воспитанию у студентов социально-значимых качеств: ответственность и самостоятельность, требовательность к себе и доверие к окружающим, потребность и готовность постоянно учиться.
Оборудование -
Презентация, плакаты с высказываниями о молодежи, коллажи.
Оформление доски:
На доске тема урока, план урока, цитаты:
Они (подростки) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, они высказывают неуважение к старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Они все время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорливы и тиранят учителей..." (Сократ- 470-399 гг. до н.э.)
"Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо это молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна" (Гесиод - ок. 720г. до н. э.)
«Почти все великое сделано молодыми.» (Б. Дизраэли)
Проблемный вопрос:
Легко ли быть молодым?
План
-
Молодежь как социальная группа.
-
Развитие социальных ролей в юношеском возрасте.
-
Молодежная субкультура.
Понятия, термины: молодежь, молодежная субкультура, социум.
Ход урока:
Преподаватель:
Введение в учебную деятельность
Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока: «Проблемы молодежи в условиях современного социума». Вы разделились на группы и получили опережающие задания.
Цели урока заключаются в том, чтобы у вас сформировалось представление о социальных процессах в современной России и молодежи как социально-демографической группе, о проблемах молодежи и поиске путей их решения; вы должны развивать у себя критическое мышление, воспитывать у себя ответственность и самостоятельность, требовательность к себе и доверие к окружающим, потребность постоянно учиться.
Преподаватель задает проблемный вопрос:
Легко ли быть молодым? (2 мин на обдумывание) Группе предлагается занять позицию по данному вопросу, объединиться в группы, обсудить и аргументировать свою позицию. Через 2 мин каждая группа защищает свою позицию. В ходе обсуждения формируются 3 группы: 1 считает, что молодым быть легко, другая - молодым быть нелегко, 3-я молодым быть легко и нелегко. После обсуждения преподаватель делает вывод о том, что молодым быть легко, но проблематично.
Преподаватель задает вопрос:
Как вы считаете, есть ли у современной молодежи проблемы и какие?
Студенты обсуждают вопрос в группах, а затем называют проблемы и пишут их в рабочей карте урока:
-
Получение высшего образования.
-
Организация досуга.
-
Наркомания.
-
Проблемы «отцов и детей».
-
Одиночество.
-
Финансовая проблема
Преподаватель:
Предлагает студентам выступить с подготовленными сообщениями по рассматриваемой теме.
Выступление студента 1. Молодежь как социальная группа
Суть выступления: В настоящий период Россия переживает сложности, связанные с мировым экономическим кризисом, как и во всем мире происходит дальнейшее расслоение на богатых и бедных.
Преподаватель:
Назовите особенности социального развития России последних лет.
Ответы студентов:
-
на грани бедности и за ее чертой оказались вполне благополучные в социальном плане люди, среди которых много специалистов с высшим образованием (преподаватели, врачи, инженеры), произошло падение социального статуса интеллектуального труда.
-
быстрое нарастание социальных различий по территориям. Социальные проблемы по-разному проявляются в Москве, областном центре, в поселке, городе, в разных регионах России.
-
происходит маргинализация общества, но маргинальные слои формируются из бывших работников умственного труда (инженеров, работников НИИ, конструкторских бюро), беженцев из других республик СНГ, женщин в возрасте старше 35 лет и молодежи.
Преподаватель:
Студенты обсуждают, формируется точное определение
Какого же определение понятия «молодежь»?
Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных ими социально-психологических качеств.
Вопрос к группе:
Каковы возрастные границы понятия «молодежь»?
Ответ: От 16 до 25 лет (некоторые исследователи включают в нее людей до 30 лет).
Преподаватель:
Нам необходимо выяснить: Какое же место занимает молодежь в социальной структуре общества?
Студент 2:
Прежде всего, молодежь это будущее страны и наиболее перспективная возрастная категория в плане осуществления социальной и профессиональной карьеры. Но такие перспективы имеют далеко не все молодые люди: возможности получения образования и самореализации во многом определяются социальной принадлежностью молодого человека, имущественным положением его семьи. Отсюда и криминализация части российской молодежи. Размытость системы ценностей, низкий уровень жизни, отсутствие веры в изменение сложившегося положения с 1-й стороны и романтика красивой жизни», стремление получить какие-то блага, не прикладывая к этому труд. усилий - с другой, приводят к тому, что часть молодого населения пытается найти свой путь к социальному успеху в криминальных структурах. Так же молодые люди в поисках смысла жизни или повинуясь чувству социального протеста попадают в тоталитарные секты, экстремистские политические организации.
Преподаватель подводит итог:
Итак, вы видите, что в современном российском обществе происходит ценностное и имущественное расслоение молодежи. Поэтому нельзя говорить о российской молодежи как единой группе населения.
Преподаватель задает проблемный вопрос:
«Потерянное поколение»?! -
Типичный ярлык пожилого поколения. Согласны ли вы с такой характеристикой?
(ответы студентов)
Просмотр видеоматериал «Проблемы молодежи»
После просмотра фильма вопрос преподавателя к группе:
«Какие проблемы были поставлены в фильме? Выскажите ваше отношение к увиденному?»
Преподаватель:
Кирюхина Ксения исследовала и анализировала статистические данные по молодежи в Российской Федерации. Какие выводы ты сделала?
2. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте
Преподаватель:
Как вы знаете, роль ребенка и подростка в основном связаны с семьей(сын-дочь, брат-сестра), школой (ученик-ученица) или участник спортивной секции.
Как изменяются социальные роли человека в течении жизни?
Ответ студентов:
В дальнейшем появляются новые социальные роли: работник, студент, супруг, родитель.
Преподаватель:
Каковы факторы успеха в жизни?
Ответ студентов:
-
Более высокий уровень образования
-
Готовность к смене характера деятельности в соответствии с требованиями рынка труда
-
Овладение знаниями, навыками, умениями, которые сейчас высоко ценятся (компьютер, знание ин. языка, умение водить автомобиль)
Преподаватель:
Влияет ли молодежь на развитие страны? Какова роль молодежи в будущем?
(ответы студентов)
3. Молодежная субкультура
Преподаватель:
Социально-психологические особенности молодежи как социальной группы проявляются и в существовании специфической молодежной субкультуры. Что же такое молодежная субкультура?
Преподаватель:
Какие современные субкультуры вы знаете? Над этим вопросом работали Храмова А., Ефременко И., Титова К.
Студенты выступают с небольшими подготовленными сообщениями.
Преподаватель:
Итак, сегодня на уроке мы с вами узнали, что молодежь - социально-демографическая группа, но она неоднородна и у нее существуют проблемы, но они решаемы.
Рефлексия:
Закончите фразу: «Сегодня на уроке я узнал, что…»
IV. Домашнее задание -
написать эссе на тему «Молодость - время для усвоения мудрости, старость - время для ее применения»
Самоанализ
Урок обществознания - ученический семинар «Проблемы молодежи в условиях
Цели урока:
Образовательная: углублять представление студентов о социальных процессах в современной России и молодежи как социально-демографической группе, о проблемах молодежи и поиске путей их решения.
Развивающая:
продолжать развивать у студентов критическое мышление, умение самостоятельно анализировать статистические данные, результаты социологического опроса, документы, продолжить формирование навыка создания презентаций и исследовательских проектных работ и защиты их перед аудиторией.
Воспитательная:
содействовать воспитанию у студентов социально-значимых качеств: ответственность и самостоятельность, требовательность к себе и доверие к окружающим, потребность и готовность постоянно учиться.
В соответствии с поставленными целями в структуре урока особое внимание было уделено на предъявление студентами собственного опыта, возможности вступить в диалог с преподавателем, друг с другом, с источником информации.
Важный момент урока: мотивация и целеполагание.
Рефлексия чётко прозвучала в конце урока.
В целом считаю, что урок достиг поставленных целей, состоялся не просто разговор, а решение проблемы, что может быть перенесено в жизнь за пределами техникума - что очень важно для воспитания зрелого человека и гражданина. Важно, что была возможность примерить на себя костюм взрослых, роль взрослых, что способствует пониманию и терпимому отношению к другим, взрослым, с которыми часто молодые этого периода готовы вступить в конфронтацию.
Студенты были активны, включились в работу, мне приятно было видеть интерес, достаточно интересные, даже зрелые суждения
Для более эффективной организации работы на уроке: важна импровизация, умелое ведение разговора, выдерживание генеральной линии урока, умение услышать каждого.
Д/З позволяет творчески переосмыслить изучаемую проблему.