- Преподавателю
- Обществознание
- Урок обществознания в 8 классе по теме Рыночная экономика
Урок обществознания в 8 классе по теме Рыночная экономика
Раздел | Обществознание |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кудиевская Н.В. |
Дата | 24.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: Рыночная экономика. Обществознание 8 класс
По учебнику Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой
Цель: создать условия для формирования представления о рыночном механизме регулирования экономики.
Задачи: Образовательные:
-
Научить определять условия функционирования рынка.
-
Подвести к пониманию положения: конкуренция - двигатель рынка.
-
Подвести к пониманию, что рыночный механизм - механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка.
Развивающие:
-
Развивать способность формулирования собственного мнения и позиции
-
Развивать способность выстраивать логическую цепочку рассуждений
Воспитательные:
-
Развивать познавательный интерес.
-
Формировать основы экономической и информационной культуры учащихся.
Развитие компетенций: учебно -познавательных, коммуникативных.
Образовательные ресурсы:
Глоссарий: конкуренция, спрос, предложение, равновесная цена.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: практикум
Ход урока. Организационный момент.
Знакомство с темой, целями и планом урока
Мотивация: Как называется тип рынка, который определяет цены, а продавцы и покупатели вынуждены принимать их как данное, называется: 1) конкурентным 2) несовершенным 3) централизованным 4) плановым?
-
Проверка домашнего задания Прочтение Эссе на тему : «Собственность - это кража», или «У собственности есть свои обязанности, так же как и права»
-
Изучение нового материала.
Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о рыночной экономике, рыночном механизме регулирования экономики.
Вспомните, каковы основные черты рыночной экономики?
Задание: Найдите в учебнике определение рынка и выпишите его в тетрадь.
Рынок - это система экономических отношений, проявляющаяся в сфере обмена.
Работая с учебником на стр.168, составьте кластеры:1) «Характерные черты рыночной экономики»; 2) Условия функционирования рынка
Рыночная экономика -------------свободный обмен
--------------частная собственность
--------------материальная ответственность за результаты принятых решений
Условия функционирования------------------свободное ценообразование
-----------------конкуренция
------------------ Свобода предпринимательской деятельности
Задание: прочитайте пункт «Конкуренция» на стр. 168-169 и ответьте на вопросы:
- Что такое конкуренция (борьба за достижение лучших результатов в каком-либо деле)?
-Почему конкуренцию считают главным мотором рынка? Конкуренция позволяет обойтись без общественного контроля производства, позволяя производителю свободу принятия экономических решений; Конкуренция устраняет попытки отдельных участников рыночного процесса контролировать цены и влиять на них, обеспечивая свободное ценообразование; Конкуренция стимулирует выпуск более дешёвых и качественных товаров; Государство заинтересовано в поддержке и развитии конкуренции.
-Как вы считаете, почему, если конкуренция позволяет обойтись без общественного контроля производства, то почему в экономике не воцаряется анархия и беспорядок?
Учитель: Для того, чтобы понять, как рождается рыночная цена и как она помогает согласовать поведение участников рынка, необходимо познакомиться с понятиями «спрос» и «предложение».
Как вы думаете, что такое спрос и предложение? А какие определения даются в учебники? Выпишите их в тетрадь.
Спрос - это желание и возможность потребителя купить конкретный товар или получить услугу в конкретное время и в конкретном месте.
Предложение - это желание и возможности продавца продать конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте.
Задание: прочитайте текст на стр. 169-170 и поясните на различных примерах из жизни следующие положения: а) спрос находится в обратной зависимости от цены; б) предложение находится в прямой зависимости от цены.
Проблема: можно ли каким-либо способом влиять на формирование или изменение спроса?
Учитель: между спросом и предложением существует следующая зависимость: когда спрос растёт, то растёт и предложение, но когда растёт предложение, не всегда растёт спрос. Дело в том, что предложение, т.е. выброс на рынок всё большего числа товаров, определяется, главным образом, производственными факторами: много сырья, высокая производительность, низкая себестоимость. А у потребителя всегда ограниченный спрос, который определяется:
-
Размерами индивидуального дохода;
-
Потребностями, необходимыми сегодня;
-
Модой;
-
Ценами на товары - заменители.
Следовательно, ещё одним условием функционирования рынка является свободное ценообразование. Цены выполняют две основные функции : Ограничивают потребление ресурсов и мотивация для производства
На рынке происходит невидимая глазу сложнейшая работа по выравниванию цен.
Как это происходит? Поясните на примерах.
Например, на рынке продают зелень - у одних пучок петрушки стоит 10 рублей, у других - 30 рублей(но он свежее). А какую цену можно установить, чтобы продать зелень всю?
Это и есть равновесная цена - цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате конкуренции.
Таким образом, какой главный принцип рынка? Сделка должна быть выгодна как продавцу, так и покупателю.
Задание: вам всем приходилась бывать на рынках. Вспомните, торговались ли вы по поводу цен? Если да, то каков итог и как это происходило. Если нет, то почему - стеснялись, не умели, считали ниже своего достоинства или не было нужды?
Каково влияние рынка на различные стороны на различные стороны жизни общества?
Вывод: рынок является одним из эффективных способов регулирования экономической жизни общества.
-
Закрепление изученного материала.
-
Установите соответствие между понятиями и определениями:
Понятия
Определения
-
Спрос
А) сумма денежных средств, которую покупатель может выделить из своих доходов для приобретения конкретного товара
-
Конкуренция
Б) желание и возможность продавца продать конкретный товар(услугу) в определённое время и в конкретном месте
-
Платёжеспособность
В) борьба производителей за наиболее выгодные условия производства и продажи товаров
-
предложение
Г) желание и возможность потребителя приобрести конкретный товар ( услугу) в определённое время и в конкретном месте
Домашнее задание: параграф 20 , Отвечать на вопросы стр. 174, задание №3,4письменно Подготовиться к дискуссии вопрос 5