Урок обществознания в 8 классе по теме Рыночная экономика

Раздел Обществознание
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Рыночная экономика. Обществознание 8 класс

По учебнику Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой

Цель: создать условия для формирования представления о рыночном механизме регулирования экономики.

Задачи: Образовательные:

  1. Научить определять условия функционирования рынка.

  2. Подвести к пониманию положения: конкуренция - двигатель рынка.

  3. Подвести к пониманию, что рыночный механизм - механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка.

Развивающие:

  1. Развивать способность формулирования собственного мнения и позиции

  2. Развивать способность выстраивать логическую цепочку рассуждений

Воспитательные:

  1. Развивать познавательный интерес.

  2. Формировать основы экономической и информационной культуры учащихся.

Развитие компетенций: учебно -познавательных, коммуникативных.

Образовательные ресурсы:

Глоссарий: конкуренция, спрос, предложение, равновесная цена.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: практикум

Ход урока. Организационный момент.

Знакомство с темой, целями и планом урока

Мотивация: Как называется тип рынка, который определяет цены, а продавцы и покупатели вынуждены принимать их как данное, называется: 1) конкурентным 2) несовершенным 3) централизованным 4) плановым?

  1. Проверка домашнего задания Прочтение Эссе на тему : «Собственность - это кража», или «У собственности есть свои обязанности, так же как и права»

  2. Изучение нового материала.

Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о рыночной экономике, рыночном механизме регулирования экономики.

Вспомните, каковы основные черты рыночной экономики?

Задание: Найдите в учебнике определение рынка и выпишите его в тетрадь.

Рынок - это система экономических отношений, проявляющаяся в сфере обмена.

Работая с учебником на стр.168, составьте кластеры:1) «Характерные черты рыночной экономики»; 2) Условия функционирования рынка

Рыночная экономика -------------свободный обмен

--------------частная собственность

--------------материальная ответственность за результаты принятых решений

Условия функционирования------------------свободное ценообразование

-----------------конкуренция

------------------ Свобода предпринимательской деятельности

Задание: прочитайте пункт «Конкуренция» на стр. 168-169 и ответьте на вопросы:

- Что такое конкуренция (борьба за достижение лучших результатов в каком-либо деле)?

-Почему конкуренцию считают главным мотором рынка? Конкуренция позволяет обойтись без общественного контроля производства, позволяя производителю свободу принятия экономических решений; Конкуренция устраняет попытки отдельных участников рыночного процесса контролировать цены и влиять на них, обеспечивая свободное ценообразование; Конкуренция стимулирует выпуск более дешёвых и качественных товаров; Государство заинтересовано в поддержке и развитии конкуренции.

-Как вы считаете, почему, если конкуренция позволяет обойтись без общественного контроля производства, то почему в экономике не воцаряется анархия и беспорядок?

Учитель: Для того, чтобы понять, как рождается рыночная цена и как она помогает согласовать поведение участников рынка, необходимо познакомиться с понятиями «спрос» и «предложение».

Как вы думаете, что такое спрос и предложение? А какие определения даются в учебники? Выпишите их в тетрадь.

Спрос - это желание и возможность потребителя купить конкретный товар или получить услугу в конкретное время и в конкретном месте.

Предложение - это желание и возможности продавца продать конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте.

Задание: прочитайте текст на стр. 169-170 и поясните на различных примерах из жизни следующие положения: а) спрос находится в обратной зависимости от цены; б) предложение находится в прямой зависимости от цены.

Проблема: можно ли каким-либо способом влиять на формирование или изменение спроса?

Учитель: между спросом и предложением существует следующая зависимость: когда спрос растёт, то растёт и предложение, но когда растёт предложение, не всегда растёт спрос. Дело в том, что предложение, т.е. выброс на рынок всё большего числа товаров, определяется, главным образом, производственными факторами: много сырья, высокая производительность, низкая себестоимость. А у потребителя всегда ограниченный спрос, который определяется:

  1. Размерами индивидуального дохода;

  2. Потребностями, необходимыми сегодня;

  3. Модой;

  4. Ценами на товары - заменители.

Следовательно, ещё одним условием функционирования рынка является свободное ценообразование. Цены выполняют две основные функции : Ограничивают потребление ресурсов и мотивация для производства

На рынке происходит невидимая глазу сложнейшая работа по выравниванию цен.

Как это происходит? Поясните на примерах.

Например, на рынке продают зелень - у одних пучок петрушки стоит 10 рублей, у других - 30 рублей(но он свежее). А какую цену можно установить, чтобы продать зелень всю?

Это и есть равновесная цена - цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате конкуренции.

Таким образом, какой главный принцип рынка? Сделка должна быть выгодна как продавцу, так и покупателю.

Задание: вам всем приходилась бывать на рынках. Вспомните, торговались ли вы по поводу цен? Если да, то каков итог и как это происходило. Если нет, то почему - стеснялись, не умели, считали ниже своего достоинства или не было нужды?

Каково влияние рынка на различные стороны на различные стороны жизни общества?

Вывод: рынок является одним из эффективных способов регулирования экономической жизни общества.

  1. Закрепление изученного материала.

  1. Установите соответствие между понятиями и определениями:

Понятия

Определения

  1. Спрос

А) сумма денежных средств, которую покупатель может выделить из своих доходов для приобретения конкретного товара

  1. Конкуренция

Б) желание и возможность продавца продать конкретный товар(услугу) в определённое время и в конкретном месте

  1. Платёжеспособность

В) борьба производителей за наиболее выгодные условия производства и продажи товаров

  1. предложение

Г) желание и возможность потребителя приобрести конкретный товар ( услугу) в определённое время и в конкретном месте

Домашнее задание: параграф 20 , Отвечать на вопросы стр. 174, задание №3,4письменно Подготовиться к дискуссии вопрос 5

© 2010-2022