Права мужчин и женщин в истории семейного права

В одной крестьянской семье муж периодически поколачивал жену. Она, как водится, убегала, причитая так громко, чтобы соседи слышали. Однажды подросший сын вступился за мать и, демонстрируя свою силу, согнул в дугу железную кочергу. Это вызвало очередной скандал: сын не мой – нагуляла. А жена, без особых усилий расправляя руками кочергу, спокойно говорит: «Да твой он, твой, просто в нашу породу пошел». Правда это или вымысел, не важно. Важно то, что на всем протяжении своего существования семья пр...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Первая общероссийская заочная научно-практическая конференция

научно-исследовательских работ обучающихся 2013-2014 учебного года.



«АГОРА-2013!»



Секция правоведения



Права мужчин и женщин в истории семейного права.



Выполнил:

Серегин Роман Александрович.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 94»,

11 класс Научный руководитель:

Карамова Светлана Владимировна,

(учитель истории и обществознания высшей категории)




г. Новокузнецк, 2013 год

Содержание.

Введение …………………………………………………………………….... 3

Основная часть.………………………………………………………………...4

1. Римское семейное право……………………………………………...…….4

2. Традиции создания семьи на Руси в догосударственный период ….........5

3. Семейное право в допетровский период………………….…...…..………5

4. Семейное право России периода империи.……………………..…………6

5. Проблема семьи как социального института в XIX-XX вв………………8

6. Семейное право России после революции…………………………….......9

7. Семейное право в современном российском обществе…………………..9

8. Результаты исследования……………………………………….…………11

Список рекомендуемой литературы ………………….………………….12

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1………………………………………………………….13

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2………………………………………………………….14




Введение.

На всем протяжении своего существования семья прежде всего держалась на традициях. С появлением государства, а, следовательно, и законодательства, возникает «семейное право», свидетельствующее о том, насколько важное значение имеет для государства институт семьи и брака.

Термин «семейное право» используется для обозначения совокупности нормативно-правовых актов, регулирующих семейные отношения. Иными словами, «семейное право» является синонимом понятия «семейное законодательство».

Семейное право устанавливает порядок заключения и прекращения брака, а также условия и последствия признания брака недействительным, регулирует имущественные и личные неимущественные отношения между супругами, родителями и детьми, а также между другими родственниками в случаях, предусмотренных законом. Устанавливает права и обязанности родителей по вопросам воспитания, образования, материального обеспечения своих детей.

Семейное право существует и развивается уже на протяжении многих веков. Оно изучено и описано учеными-правоведами.

Цель моей работы - провести временные и пространственные параллели в области семейного права и проанализировать права мужчин и женщин в истории семейного права.

Гипотеза: доказать, что институт семьи и брака не утрачивает своего значения с течением времени.

С появлением государства и в обществе в целом, и в семье отношения между мужчинами и женщинами стали строиться по формуле «власть - подчинение». Мужчины, начав превалировать над женщинами в публичной сфере, тем самым приобрели власть и в области дома и семьи. Классическая характеристика сложившейся ситуации принадлежит Ф. Энгельсу, который писал, что «ниспровержение материнского права было всемирно-историческим поражением женского пола. Муж захватил бразды правления и в доме, а жена была лишена своего почетного положения, закабалена, превращена в рабу его желаний, в простое орудие деторождения» [1].

Римское семейное право.

В древнем Риме домовладыка первоначально имел в одинаковом подчинении все, находящееся в его доме, как лица, так и вещи. Жена передавала все свое имущество мужу, входила в его семью.

С течением времени из общей власти над всем домом выделяются особые виды прав с различным содержанием над вещами, рабами, женою, детьми. Пo мере этой дифференциации происходит ослабление власти домовладыки над лицами в сравнении с властью его над вещами. В юстиниановом праве муж и жена принципиально равноправны, хотя наибольшим авторитетом в семье продолжает пользоваться муж. Жена сохраняет за собою свое раздельное имущество и остается членом своей прежней семьи и подвластной своего отца. Из патриархального союза семья начинает превращаться в союз, члены которого несут взаимные обязанности и имеют взаимные права.

Супруги должны уважат и любить друг друга; этот принцип проявляется в запрещении им вчинять друг против друга штрафные иски, а также в запрещении принуждать их к свидетельству друг против друга. Если между супругами cовершилось воровство, то иски о воровстве не допускались.

Однако главенство в брачном союзе принадлежит мужу. В частности, это положение выражается в следующем: жена получает имя и сословное положение мужа, т.е. поднимается на высоту его положения или опускается к нему, и сохраняет эти качества до вступления в новый брак. Жена должна относиться к мужу с почтением и оказывать ему услуги.

Браку предшествует помолвка. Договор этот заключается родителями жениха и невесты. Брак заключается бесформенно: достаточно простого соглашения между брачующимися и отведения невесты в дом жениха.

Условия действительности брака. 1) возраст 12 лет для женщины и 14 для мужчины. 2) Если в брак вступают лица овдовевшие, то женятся свободно, но вдовы получают это право лишь с 25-летнего возраста; до тех пор они должны спрашивать согласие отца, при его неимении - матери, за ее неимением - ближайших родственников.

Развод первоначально был совершенно свободен и допускался как пo взаимному соглашению, так и в виде одностороннего отказа одного из супругов от продолжения брака. В позднейшем праве это было запрещено Юстинианом, но затем его сын Юстин II отменил это распоряжение. Односторонний развод в Юстиниановом праве дозволен пo уважительной причине, но без вины другого супруга (вступление в монастырь, неспособность к половому сожитию) и пo вине другого супруга (любодеяние, покушение на жизнь cyпpyгa). Односторонний развод хотя и прекращал брак, но влек за собою тяжелые штрафы для разведшегося. Такие же штрафы установлены были для супруга, своей виной давшего повод к разводу. [2].

Супруги обязаны взаимно к верности; нарушение этой обязанности дает оскорбленному достаточное основание для развода и изменяет в его пользу правила о возврате приданого. Если же виновна жена, то против нее и ее сообщника наказание - смерть.

Традиции создания семьи на Руси в догосударственный период

В России до принятия христианства отношения между супругами во многом зависели от формы брака. При похищении невесты она становилась собственностью своего мужа. При заключении брака с приданным между женихом и родственниками невесты возникали, во-первых, отношения между женихом и этими родственниками, которые несколько ограничивали власть мужа. Во-вторых, появляются уже первые признаки наделения жены личными правами, хотя власть мужа все-таки была очень велика. На Руси, по-видимому, муж никогда не имел права жизни и смерти в отношении своей жены. Однако муж мог распоряжаться её свободой.

Развод в тот период производился свободно, причем в браке с приданым инициатором развода могла быть и женщина.

Согласие невесты на брак не имело большого значения, хотя уже в Уставе Ярослава содержится запрет выдавать замуж силой.

Семейное право в допетровский период

С принятием христианства на Руси стало действовать собрание византийского семейного права, дополненное русскими князьями, которое получило название Кормчей книги. Вытеснение языческих обычаев происходило очень медленно. Церковное венчание, введенное в XI веке, практиковалось только среди высших слоев общества, остальное население заключало браки по традиционным обрядам.

Возраст вступления в брак был установлен 15 лет для жениха и 13 лет для невесты. Верхний возрастной предел формально не был установлен, но священнику запрещалось венчать престарелых людей. Запрещались браки между людьми с большой возрастной разницей и между родственниками. Запрещалось вступать в брак при наличии другого не расторгнутого брака. Взаимное согласие на вступление в брак по церковным законам всегда было необходимо, но в действительности согласие невесты практически никогда не спрашивалось. Запрещалось вступать в четвертый брак. [3]

Расторжение брака все более усложнялось. Основным поводом к разводу являлось прелюбодеяние, т. к. развод за прелюбодеяние упоминается в Евангелии. Право развестись с неверной женой признавалось за всеми. Муж же считался совершившим прелюбодеяние, только если он находился в связи с замужней женщиной. Поводом к разводу считались также неспособность к брачному сожитию, бесплодие жены, безвестное отсутствие одного из супругов, неизлечимая болезнь, например проказа. В допетровский период еще был возможен развод по обоюдному согласию супругов.

Личные отношения между супругами с принятием христианства также меняются. Замужняя женщина рассматривается уже не как имущество мужа, а как относительно самостоятельное лицо. За убийство жены муж подвергался наказанию, а убившая жена, живой закапывалась в землю. Муж мог заложить жену, предоставив залогодержателю право пользоваться предметом залога.

Во многом аналогичная картина была характерна для правового положения замужней женщины и в царской России, семейное право которой складывалось под воздействием уходящего корнями в историю уложения правил семейной жизни под названием «Домострой». Согласно «Домострою» в основу взаимоотношений между супругами было положено требование «жена да убоится мужа своего»; содержал этот свод и указания о формах наказания, которым мужья могли подвергать непослушных жен. [4]

Семейное право России периода империи

Реформы Петра I положили начало новому периоду в развитии семейного права. Решающее значение стало придаваться добровольному вступлению в брак.

В 1810 году Синод составил перечень запрещенных степеней родства. Теперь запрещалось браки восходящих, нисходящих родственников, а также боковых родственников до седьмой степени включительно. В 1744 году Указом Синода были запрещены браки лиц старше 80 лет. В 1830 году повышается возраст для вступления в брак для мужчин до 18 лет и 16 лет для женщин. Для вступления в брак необходимо было получить согласие родителей независимо от возраста жениха и невесты. Брак, заключенный без согласия родителей, тем не менее, считался действительным, но дети лишались наследства. Лица, состоявшие на гражданской или военной службе, обязывались получить согласие на брак от своего начальства.

Заключение брака с 1775 года могло производиться только в приходской церкви одного из вступающих в брак. Венчанию по-прежнему предшествовало соглашение. Брак заключался при личном присутствию жениха и невесты, исключение делалось лишь для лиц императорской фамилии, венчающихся с иностранными принцессами.

Брак мог быть признан недействительным при совершении его в результате насилия или при сумасшествии одного или обоих супругов. Недействительным являлся и брак между лицами, состоявшими в запрещенных степенях родства; при наличии другого не расторгнутого брака; с лицом старше 80 лет; с лицом духовного сословия, обреченным на безбрачие; православных с не христианами.

Развод в период империи становился все менее свободным. Поводами к разводу являлись: прелюбодеяние любого из супругов, двоебрачие, неспособность к брачному сожитию, покушение на жизнь супруга, принятие монашества, ссылка на каторгу.

Процедура развода в императорской России была очень сложной. Бракоразводный процесс осуществлялся в суде. Сам процесс носил смешанный состязательно-розыскной характер. Решающее значение придавалось не убедительности доказательств для судей, а наличию строго определенных доказательств, которыми, например при прелюбодеянии, являлись показания двух или трех свидетелей очевидцев. На практике это приводило к многочисленным злоупотреблениям и подкупу лжесвидетелей. В случае многобрачия возможно было даже уголовное наказание.

Личные права и обязанности супругов в период империи также претерпели существенные изменения. Прежде всего, с восприятием европейских форм жизни изменилось само положение женщин в обществе. Власть мужа, формально сохранившаяся до 1917 года, приобретает более цивилизованные формы. Начиная с XVIII века, жена получала право требовать судебного разлучения за жестокое обращение. А с 1845 года муж не вправе подвергнуть жену физическому наказанию.

Место жительства супругов определялось по месту жительства мужа. Жена обязана была следовать за ним, иначе она могла быть водворена в дом мужа принудительно.

С петровских времен приданное жены рассматривается как раздельное имущество, которым муж не может даже пользоваться. Также жена имела право свободно распоряжаться имуществом, не требуя от мужа дозволительные или верительные письма.

Право на содержание признавалось только за женой, которую муж был обязан содержать. Эта обязанность прекращалась, если жена не выполняла свои супружеские обязанности, в частности отказывалась следовать за мужем. [5]

Проблема семьи как социального института в XIX - XX веках

Проблема семьи как социального института стала интересовать общественное мнение развитых (в первую очередь западных) стран лишь на рубеже XIX и XX веков. Толчок в этом направлении дала Французская Революция. Провозгласив свободу собственности центральной среди всех прав и свобод человека, Декларация прав человека и гражданина, а вслед за ней и Гражданский кодекс Наполеона позаботились о максимальной централизации семейного имущества в руках одного лица - главы семьи, которым был законодательно объявлен муж - от него зависело - разрешить ли жене работать по найму или нет, именно он становился собственником заработанных женой денег, распределителем денежных сумм и иного имущества, входившего в приданое жены или полученного ею в наследство. [6]

На аналогичной позиции стояло и английское так называемое общее право, перенесенное впоследствии в США. Согласно системе общего права брак рассматривался как особый вид контракта, специфика которого состояла в том, что в отличие от остальных договоров права и обязанности сторон определялись не ими самими, а закреплялись государством. При этом в основу были положены идеологические стереотипы о половых ролях, выполняемые соответственно мужем и женой в браке. В результате практически во всех штатах США была взята на вооружение принесенная колонистами концепция семейного права, согласно которой муж и жена рассматривались как некое правовое единство. Это означало, что вступая в брак, женщина теряла статус самостоятельной личности и функция защиты ее прав равно как и ответственность за ее действия переходили к мужу.

В американской специальной литературе сложившаяся под воздействием этой концепции ситуация описывалась следующим образом. С момента брака все права и обязанности женщины, имевшиеся у нее до замужества, переходят к мужу. Вся собственность жены, включая ее зарплату, становится собственностью мужа: она не может заключать договоры или отвечать по ним. Если жена совершит правонарушение, связанные с этим неблагоприятные последствия ложатся на мужа. Поскольку муж несет ответственность за ее действия, он может наказывать жену и корректировать ее поступки. Обязанность мужа включает уплату долгов, сделанных женой до брака и предоставление жене содержания. Иными словами - концепция брака согласно нормам общего права ставила женщину в полную зависимость от мужа при совершении любых правовых действий. Для этой концепции было характерно признание замужней женщины с правовой точки зрения недееспособной. [7]

Когда в XIX - XX веках выяснилось, что в истории человечества были общества, где хотя мужчины и не подчиняли себе женщин, но и женщины не подчиняли себе мужчин, то есть не было матриархата по типу знакомого всем патриархата, общим стало утверждение, что в человеческом обществе мужчина всегда занимал, и всегда будет занимать, главенствующее положение.

Семейное право России после революции.

Октябрьская социалистическая революция освободила граждан России от национального гнета, сословного неравенства. Ликвидировала она и институт главы семьи. В числе первых декретов Советской власти были изданные в декабре 1917 г. Декрет о гражданском браке, о детях и о ведении книг, а также Декрет о расторжении брака. Этими декретами были отменены действовавшие до революции законы, ставившие женщину в неравноправное положение с мужчиной в семье в отношении детей, в правах на имущество, при разводе. [8]

Оба декрета для того времени являлись весьма прогрессивными.

Семейное право в современном российском обществе.

В современном обществе все явственнее наблюдается тенденция к утрате семейных ценностей. Тем не менее, главными функциями семьи остаются репродуктивная и воспитательная. Для ребенка семья - это модель общества, главный социальный адаптер. Здесь он должен получить опыт общения с представителями разных поколений и обоих полов.

В 1994 году Государственной Думой РФ была создана рабочая группа по подготовке последнего Семейного кодекса, который был принят Госдумой РФ 8 декабря 1995 года.

В РФ семья является объектом государственной семейной политики. Цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи. Государственная семейная политика является составной частью социальной политики РФ.

Основные направления государственной семейной политики в РФ включают:

1) обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения семей, уменьшение бедности и увеличение помощи малоимущим семьям;

2) обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;

3) кардинальное улучшение охраны здоровья семьи;

4) усиление помощи семье в воспитании детей.

Основной принцип семейного права закреплен в ст. 38 Конституции РФ о защите материнства, детства и семьи государством.

Основные цели семейного права - укрепление семьи, построение семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, установление в семье отношений, создающих необходимые условия для достойной жизни, свободного развития каждого члена семьи и воспитания детей.

Цель СК РФ - установление правовых условий для укрепления семьи, удовлетворения интересов личности, достойное и свободное развитие каждого члена семьи.

Семейное право призвано обеспечить беспрепятственное осуществление и защиту прав всех членов семьи, а также не допускать в дела семьи произвольного вмешательства. Согласно СК РФ семья, материнство и детство находятся под защитой государства.

Основными принципами правового регулирования семейных отношений являются:

1) равенство прав супругов в семье;

2) добровольность заключения брачного союза между мужчиной и женщиной;

3) разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию;

4) приоритет семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии;

5) обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. [9]

Данные принципы основаны на общепризнанных правилах и нормах международного права и Конституции РФ, которые запрещают любые формы дискриминации при вступлении в брак и в семейных отношениях. Согласно СК РФ права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан.

Результаты исследования.

Учащимся 9 - 10 классов нашей школы мы предложили анонимно ответить на несколько вопросов анкеты, причем интересовали нас только полные семьи. Оказалось, что из 89 отвечавших только 60 воспитываются в полной семье. И вот какие результаты мы получили.

Практически ни у кого не вызывает сомнения, что глава семьи папа. И вот первое несоответствие: на вопрос, чье мнение в конечном итоге становится решающим, 80% ответов - мамино. При этом недальновидные женщины (обратите внимание - их немного) добиваются своего при помощи скандала или шантажа. Умная женщина прибегает к разумным доводам или хитрости. Думаю, что умом и хитростью женщины во все времена компенсировали несправедливость своего положения в отношениях с мужчинами. При этом мужчина, как правило, понимает, что «мы подумали, и ты решила», главное - сохранен авторитет главы семьи.

О том, что полного равноправия в семье не существует до сих пор, свидетельствуют ответы на вопросы 4 и 6 категорий. В большинстве семей работают и папа, и мама, однако хозяйственные заботы ложатся преимущественно на женщину.

Что касается бюджета семьи, этот вопрос вызвал наибольшие трудности: например, папа не работает, но распоряжается бюджетом семьи или папа временно не работает, мама домохозяйка, но распоряжается бюджетом семьи. И это, к сожалению, не единичный случай. В царской России содержание жены и детей вменялось мужчине законодательно, в Советской России существовала статья за тунеядство. Сегодня и мужчина, и женщина наделены равными правами, в том числе и правом на труд. К сожалению, иногда взрослые, пользуясь правом не работать, снимают с себя ответственность за остальных членов семьи.


Список рекомендуемой литературы.


  1. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 21, с. 60, изд. 2, 1961.

  2. Бохуров В.И. Римское семейное право. twirpx.com/file/196688/

  3. Белякова Е. В. Источники Печатной Кормчей // Вестник церковной истории. - 2008. - № 3(11). - С. 99-115.

  4. Домострой. СПб.: Наука, 1994. (Серия «Литературные памятники».)

  5. Мертус Д., Датт М., Флауэрс Н. Права женщин - права человека. М. 1996. Опасная традиционная практика, пагубно отражающаяся на здоровье женщин и детей. Изд. ООН Женева, 1995. О. 27 - 32.

  6. В Гражданском Кодексе Наполеона, создание которого сам Наполеон ставил выше своих прочих заслуг перед Францией, имелась ущемляющая права не только самих незаконнорожденных детей, но и их кровных родителей, статья 312, провозглашавшая: «Отцом ребенка, рожденного во время брака, является муж его матери». И через полтора века после этого ситуация в странах Европы не изменилась кардинально. Так, в СССР в послевоенные годы появились поколения детей, в свидетельствах о рождении которых в графе «отец» стоял прочерк.

  7. Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. М. 1998. С. 522-523.

  8. Поленина С.В. «Женский вопрос» и строительство социалистического правового государства//Труд, семья, быт советской женщины. М. 1990, С. 4 - 13.

  9. "СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (СК РФ) от 29.12.1995 N 223-ФЗ


ПРИЛОЖЕНИЕ № 1



Анкета.

Ответьте "да" или "нет" на следующие вопросы:

  1. Вы воспитываетесь в полной семье.

  2. Главой в Вашей семье является папа;

  3. ...мама;

  4. Главы семьи нет - родители равны в своих правах.

  5. Если обсуждается какой-то важный вопрос, в конечном итоге становится решающим мнение папы;

  6. ...мамы;

  7. Важные вопросы решаем всей семьей.

  8. Если мама хочет настоять на своем мнении, она устраивает скандал, прибегает к помощи шантажа;

  9. ...старается убедить папу в своей правоте, прибегая к разумным доводам;

  10. ...применяет хитрость.

  11. В Вашей семье зарабатывает деньги преимущественно папа;

  12. ...преимущественно мама;

  13. ...папа и мама.

  14. Семейным бюджетом распоряжается папа;

  15. ...мама

  16. В обсуждении хозяйственных расходов принимают участие все члены семьи.

  17. Работу по дому выполняет преимущественно папа;

  18. ...мама;

  19. Хозяйственные заботы распределяются между всеми членами семьи.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Права мужчин и женщин в истории семейного права.

14


© 2010-2022