• Преподавателю
  • Обществознание
  • Защита прав и свобод человека всеми способами, не запрещенными законом, - одно из основных направлений подготовки защитников РФ

Защита прав и свобод человека всеми способами, не запрещенными законом, - одно из основных направлений подготовки защитников РФ

Уроки рекомендуется проводить в 10 классе   Защита прав и свобод человека всеми способами, не запрещенными законом,  - одно из основных направлений подготовки защитников РФ   Урок-лекция 2 Защита прав и свобод человека в состоянии необходимой обороны Время: 90 минут. Методы обучения: рассказ, объяснение. План урока-лекции: 1.  Юридические условия правомерности применения физической силы и гражданского оружия гражданами в ситуациях криминального характера. 2.          Пределы /реально возможно допустимые ст.37 УК РФ/ своевременного и правомерного применения   физической   силы  и   гражданского   оружия   гражданами   в   чрезвычайных ситуациях пресечения нападения правонарушителей. Основная и дополнительная литература: 1.  Право. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: профильный уровень  /Боголюбов Л.Н., Лукашева Е.А., Матвеев А.И. и др. /Под ред. Л.Н. Боголюбова. Рос. акад. наук, Рос. акад. образования,  издательство «Просвещение». – М.: Просвещение, 2011. С. 205-207. 2.         Конституция РФ. - М., 1993. 3.         Федеральный   конституционный   закон   РФ   «О   чрезвычайном   положении»   //Собрание законодательства РФ. 2001. № 23. Ст.2277. 4.         Федеральный закон РФ «Об оружии" //Собрание законодательства РФ. 1996. №51. Ст.5681. 5.         Кондрашов  Б.П.,  Соловей  Ю.П.,  Черников  В.В.   Внимание:   оружие!   /правовые  основы применения огнестрельного оружия сотрудниками российской милиции/. -М., 1992. 6.         Панкин А.И. Личная безопасность сотрудников ОВД. Тактика и психология безопасной деятельности. - М., 1996. 7.         Новиков В.С. Применение и использование огнестрельного оружия сотрудниками милиции: проблемы и пути совершенствования /уголовно-правовой и криминологический аспекты/. -М., 2001. 8.         Новиков В.С. Применение огнестрельного оружия на упреждение. Научно-практический комментарий к статье 24 Закона «Об оружии». - М., 1997. 9.         Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментарий к Закону РФ «О милиции». - М., 2000. 10.Соловей Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции в РФ. - Омск, 1993. 11.Столяренко А.М. Психологическая подготовка личного состава ОВД. - М., 1987. Основные цели урока-лекции: •           расширить теоретические представления о юридических нормах, регламентирующих правовой режим применения физической силы и гражданского оружия гражданами в ситуациях криминального характера; •           познать    юридические   условия    правомерности    применения    физической    силы   и гражданского    оружия    гражданами     в    чрезвычайных    ситуациях    пресечения    нападения правонарушителей; •           познать  пределы /реально  возможно  допустимые  ст.37  УК РФ/ своевременного  и правомерного применения физической силы и гражданского оружия гражданами  в ситуациях криминального характера.
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

20

ОАО «Издательство «Просвещение»

Всероссийский творческий конкурс методических разработок уроков, внеклассных мероприятий и занятий системы дополнительного образования «Урок Просвещения-2014»

УМК издательства «Просвещение» в учебном процессе и готовых делиться своим практическим опытом

Вторая номинация: создание профориентационно значимых учебных ситуаций при работе с УМК…

Методическая разработка уроков

на тему: «Защита прав и свобод человека всеми способами, не запрещенными законом, - одно из основных направлений подготовки защитников РФ

»


Название УМК, которым соответствуют материалы, с указанием автора и года издания (Учебник: Право. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: профильный уровень /Боголюбов Л.Н., Лукашева Е.А., Матвеев А.И. и др. /Под ред. Л.Н. Боголюбова. Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». - М.: Просвещение, 2011. С. 205-207)


Автор: Новиков Василий Савельевич, к. ю .н., доцент, почетный академик Международной академии дополнительного образования, учитель обществознания и права МОУ - СОШ №4 г. Клин Московской области, [email protected], 8 (917) 579-37-7

2014 год

Уроки рекомендуется проводить в 10 классе


Защита прав и свобод человека всеми способами, не запрещенными законом, - одно из основных направлений подготовки защитников РФ


Урок-лекция 2

Защита прав и свобод человека в состоянии необходимой обороны

Время: 90 минут.

Методы обучения: рассказ, объяснение.

План урока-лекции:

  1. Юридические условия правомерности применения физической силы и гражданского оружия гражданами в ситуациях криминального характера.

  2. Пределы /реально возможно допустимые ст.37 УК РФ/ своевременного и правомерного применения физической силы и гражданского оружия гражданами в чрезвычайных ситуациях пресечения нападения правонарушителей.

Основная и дополнительная литература:

  1. Право. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: профильный уровень /Боголюбов Л.Н., Лукашева Е.А., Матвеев А.И. и др. /Под ред. Л.Н. Боголюбова. Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». - М.: Просвещение, 2011. С. 205-207.

  1. Конституция РФ. - М., 1993.

  1. Федеральный конституционный закон РФ «О чрезвычайном положении» //Собрание законодательства РФ. 2001. № 23. Ст.2277.

  1. Федеральный закон РФ «Об оружии» //Собрание законодательства РФ. 1996. №51. Ст.5681.

  2. Кондрашов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Внимание: оружие! /правовые основы применения огнестрельного оружия сотрудниками российской милиции/. -М., 1992.

  3. Панкин А.И. Личная безопасность сотрудников ОВД. Тактика и психология безопасной деятельности. - М., 1996.

  4. Новиков В.С. Применение и использование огнестрельного оружия сотрудниками милиции: проблемы и пути совершенствования /уголовно-правовой и криминологический аспекты/. -М., 2001.

  5. Новиков В.С. Применение огнестрельного оружия на упреждение. Научно-практический комментарий к статье 24 Закона «Об оружии». - М., 1997.

  6. Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментарий к Закону РФ «О милиции». - М., 2000.

  7. Соловей Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции в РФ. - Омск, 1993.

  8. Столяренко А.М. Психологическая подготовка личного состава ОВД. - М., 1987.
    Основные цели урока-лекции:

  • расширить теоретические представления о юридических нормах, регламентирующих правовой режим применения физической силы и гражданского оружия гражданами в ситуациях криминального характера;

  • познать юридические условия правомерности применения физической силы и гражданского оружия гражданами в чрезвычайных ситуациях пресечения нападения правонарушителей;

  • познать пределы /реально возможно допустимые ст.37 УК РФ/ своевременного и правомерного применения физической силы и гражданского оружия гражданами в ситуациях криминального характера.

  • Задачи урока - лекции:

  • ОБУЧАЮЩИЕ:

  • - обеспечить усвоение обучающими норм права, регламентирующих личную безопасность граждан РФ;

  • - формировать навыки и умения самостоятельно добывать знания, формировать навыки и умения, чтобы юридически грамотно реализовать ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст.24 ФЗ РФ «Об оружии».

  • РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • - развитие навыков и умений реализовать вышеуказанные нормы права;

  • - развитие навыков и умений использовать право на активную необходимую оборону.

  • ВОСПИТЫВАЮЩИЕ:

  • - формирование личности безопасного типа, модели безопасного поведения в ЧС криминального характера;

  • - формирование психологической культуры и юридической компетентности в целях эффективного и безопасного взаимодействия в обществе;

  • - воздержание от действий, запрещенных правом (соблюдение норм права).

  • Требования к результатам освоения урока-лекции:

  • а) личностным:

  • - развитие самостоятельности и личной юридической ответственности за свои деяния, на основе знаний о нормах права, социальной справедливости и свободе;

  • - развитие навыков и сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ЧС криминального характера, умений не создавать юридических конфликтов и находить психологически и юридически грамотные выходы из спорных конфликтных ситуаций;

  • -формирование психологической установки на безопасный образ жизни в целях эффективного и безопасного взаимодействия в обществе;

  • - освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных) в целях уметь самостоятельно добывать знания, формировать навыки и умения с учетом личностного смысла учения.

  • б) метапредметным:

  • - овладение способностью самостоятельно принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности в области личной безопасности;

  • - освоение способов самостоятельного разрешения криминальных конфликтов;

  • - формирование умений самостоятельно определять наиболее эффективный порядок пресечения криминального конфликта;

  • - формирование умений слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку юридических событий;

  • - формирование готовности конструктивно разрешать юридические конфликты посредством учета интересов субъектов конфликта и сотрудничества.

  • в) предметным:

  • - формирование уважительного отношения к правам и свободам человека и гражданина РФ;

  • - развитие навыков и умений устанавливать психологические контакты с различными категориями граждан РФ;

  • - формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных ЧС криминального характера;

  • - формирование культуры личной безопасности;

  • - формирование юридической компетентности в целях обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в различных ЧС криминального характера.

  1. Введение. Во введении педагогический работник обозначает место урока-лекции в курсе «Право», вызывает интерес у обучаемых к теме, используя данные официальной статистики по данной проблематике, настраивает их непроизвольное внимание и устанавливает рабочую атмосферу в аудитории.

  2. Основная часть урока-лекции. 1-й учебный вопрос.

Необходимая оборона - это своевременная и правомерная защита объектов уголовно-правовой охраны и некоторых объектов административно-правовой охраны от реальной угрозы объективно общественно опасного, наличного и действительного посягательства, осуществляемая гражданами путём причинения вреда здоровью /или смерти/ только посягающего в результате реализации ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии», если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны.

Содержание состояния необходимой обороны включает два основных компонента:

  • объективно общественно опасное посягательство;

  • защиту от объективно общественно опасного посягательства путём причинения вреда здоровью /или смерти / только посягающего.

Юридические условия правомерности базируются на двух парных категориях материалистической диалектики: возможность и действительность. Юридические условия правомерности, относящиеся к посягательству /возможность/, не возникают в готовом, сформировавшемся виде, а сначала существуют лишь в предпосылках, в реальной возможности, т.е. гражданин, обязан обнаружить в реальной объективной действительности юридические основания и условия правомерности к применению оружия. Гражданин должен быть очевидцем конкретного посягательства, и только тогда он имеет реальную возможность самостоятельно установить юридические условия правомерности, относящиеся к конкретному посягательству, а именно: посягательство должно быть объективно общественно опасным, наличным и действительным.

Если гражданин установил эти три вышеуказанные юридические условия правомерности, то он имеет реальную возможность своевременно и правомерно применить физическую силу и гражданское оружие. Однако, чтобы превратить реальную возможность в действительность /правомерно применить оружие/, гражданин обязан соблюдать условия правомерности, относящиеся к защите:

  • защита путём применения оружия разрешена в целях защиты исчерпывающего перечня объектов уголовно-правовой охраны, указанных в ч.1 ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии»;

  • защита осуществляется путём причинения смерти или причинения вреда здоровью только посягающего;

  • защита должна быть своевременной;

  • защита не должна превышать пределов необходимой обороны.

Проблемы, которые возникают в практике при реализации ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии» в целях нейтрализации или поражения физических лиц, обусловлены тем, что гражданам реально невозможно дать единый /общий/ универсальный рецепт для всех криминальных конфликтов, указанных в ч.1 ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии», как защитить себя и не нарушить при этом закон, как установить начальный и конечный моменты во временных границах /наличность посягательства/ данного конкретного посягательства и т.п., когда граждане вправе применять оружие на упреждение активных противоправных насильственных действий посягающих.

В каждом конкретном криминальном конфликте очень много особенностей, а также субъектных, объектных и обстановочных условий, которые реально невозможно заранее предусмотреть, но именно они должны учитываться гражданами, чтобы своевременно и правомерно реализовать ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии». Для более глубокого познания и понимания этой совокупности семи юридических условий' психологически целесообразно, чтобы они рассматривались в отдельности.

Базируясь на двух парных категориях материалистической диалектики: возможность и действительность, мы можем юридические условия правомерности применения физической силы и гражданского оружия гражданами разделить на следующие две условные группы:

  • юридические условия правомерности, определяющие реальную возможность правомерного применения оружия гражданами;

  • юридические условия правомерности, определяющие своевременность и правомерность применения оружия гражданами.

Эти юридические условия правомерности разработаны учёными и сформулированы судебной практикой в постановлении Пленума Верховного суда СССР от 16 августа 1984 г. №14 «О применении судами законодательства, обеспечивающего право граждан на необходимую оборону от общественно опасных посягательств» и в постановлении пленума Верховного Суда Российской Федерации № 19 г. от 27 сентября 2012 г. «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление».

Первое юридическое условие правомерности - это реальная угроза объективно общественно опасного посягательства против жизни, здоровья или собственности. В теории уголовного права и судебной практике под реальной угрозой посягательства или посягательством понимают только активные противоправные насильственные действия, направленные на достижение преступного результата путём применения насилия над потерпевшим либо создания реальной угрозы его немедленного применения, независимо от того, будет ли привлечено лицо, его совершившее, к уголовной ответственности или освобождено от неё в связи с невменяемостью, недостижением возраста привлечения к уголовной ответственности или по другим основаниям.

Таким образом, для возникновения права своевременно и правомерно применять оружие на упреждение активных противоправных насильственных действий посягающих не требуется, чтобы реальная угроза посягательства на исчерпывающий перечень объектов уголовно-правовой охраны, указанных в ч.1 ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии», подпадала под признаки состава преступления. Гражданину достаточно уметь самостоятельно установить, что посягательство против жизни, здоровья или собственности является объективно общественно опасным и по объективным признакам состава преступления воспринималось общественно опасным посягательством.

Так, например, в реальной жизни возможны криминальные конфликты, когда в реальной угрозе объективно общественно опасного посягательства отсутствуют субъективные признаки состава преступления /субъект и субъективная сторона/, но гражданин вправе применять оружие, например, на поражение невменяемого лица, которое создаёт реальную угрозу объективно общественно опасного посягательства на исчерпывающий перечень объектов уголовно-правовой охраны, закреплённых в ч.1 ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии». В данном криминальном конфликте отсутствуют субъективные признаки состава преступления /субъект и субъективная сторона/, так как душевнобольной не отдаёт отчёт своим деяниям и при этом не руководит ими. Это право гражданам гарантировано ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст.24 Федерального закона РФ и не может быть ограничено какими-либо соображениями.

Проиллюстрируем это положение следующим примером.

Несовершеннолетний душевнобольной Б., преследуя школьницу Т., попытался нанести ей удар металлическим штырём. Оказавшийся в это время на месте происшествия школьник Д. предотвратил убийство Т. произведя несколько выстрелов из газового пистолета.

Второе юридическое условие - это наличность /временные границы конкретного посягательства - начальный и конечный моменты/ реальной угрозы посягательства на исключительный круг объектов уголовно-правовой охраны, предусмотренных в ч.1 ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии». Наличность - это те временные границы /начальный и конечный моменты посягательства/, когда граждане имеют реальную возможность своевременно и правомерно применять оружие в целях нейтрализации или поражения посягающих. Применять оружие до начала посягательства против жизни, здоровья или собственности и по окончанию посягательства запрещено.

Проиллюстрируем это следующими примерами.

  1. Школьник П. узнал, что одноклассник Р. собирается подстеречь его утром в подъезде по месту жительства и при выходе из квартиры в школу убить школьника П. Не дожидаясь утра, когда на него будет реализовано посягательство, школьник П. пришёл к однокласснику Р. вечером домой и в упор без предупреждения двумя выстрелами из охотничьего ружья убил Р.

  2. Оперработники Б. и Т.. в кабинете сотрудника Т. избили задержанного по подозрению в совершении кражи несовершеннолетнего школьника Г., добиваясь от него признания в совершении преступления, в результате чего школьнику был причинён средней тяжести вред здоровью.

Кроме того, оперработники Б. и Т. после избиения школьника Г., приставили к его виску пистолет, угрожая ему убийством и тем, что некие ребята, которых они попросят, совершат акт мужеложства в случае, если он не сознается в совершении кражи.

Школьник Г., используя фактор внезапности, схватил пистолет оперработника Б., который лежал на столе, и без предупреждения применил огнестрельное оружие на поражение сотрудников Б. и Т.

3. Участковый уполномоченный полиции Л., заподозрив в школьнике К. насильника, последовал за ним, чтобы в удобный момент проверить личность подозреваемого. Заметив, что его преследуют, школьник К. напал на сотрудника Л., нанёс ему удар камнем по голове и пытался скрыться, но был задержан гражданами П. и Д. Участковый уполномоченный полиции Л. подбежал к школьнику К. и выстрелом из пистолета в упор ранил его. В первом криминальном конфликте школьник П. применил огнестрельное оружие до момента возникновения реальной угрозы посягательства, поэтому он не находился в состоянии необходимой обороны - это преступление против личности, так как посягательства ещё не было.

Во втором криминальном конфликте оперработники Б. и Т. совершали активные противоправные насильственные действия, которые школьник Г. вправе был пресечь, так как он находился в состоянии необходимой обороны. Школьник Г. правомерно применил огнестрельное оружие в целях самозащиты на поражение Б. и Т. без предупреждения и при этом используя фактор внезапности, независимо от того, совершал он кражу или нет.

В третьем криминальном конфликте участковый уполномоченный Л. находился в состоянии необходимой обороны в момент /попытке/ нанесения ему ударом камня по голове, а школьник К. в состоянии мнимой необходимой обороны, так как сотрудник Л. не сообщил школьнику К. о своей принадлежности к полиции. Потом состояние необходимой обороны переросло в состояние причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление, когда школьник К. был задержан гражданами П. и Д.. Однако, когда участковый уполномоченный полиции Л. подбежал к уже задержанному гражданами школьнику К. и выстрелил из пистолета в упор - это преступление против личности /самосуд/, поскольку уже не было:

а) посягательства /состояние необходимой обороны/;

б) состояния причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление, так как школьник К. уже был задержан гражданами П. и Д.

Состояние необходимой обороны, как правило, перерастает в состояние причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление.

Проиллюстрируем это положение следующим примером.

Оперработник И. пытался задержать школьника П., который находился в розыске за совершение особо тяжкого преступления против жизни. При уголовно-правовом задержании школьник П. ударил отлитым из свинца кастетом несколько раз по голове оперработника И. Теряя сознание и, руководствуясь ст. З Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, ст.45 Конституции РФ, ст.38 УК РФ и ст.18 -24 Федерального закона РФ «О полиции», оперработник И. без предупреждения успел выстрелить в школьника П., который пытался скрыться с места происшествия, и при этом причинил ему тяжкий вред здоровью.

Оперработник И. правомерно применил огнестрельное оружие в состоянии причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление. Если бы оперработник И. ожидал внезапного сопротивления и при этом применил огнестрельное оружие в целях самозащиты, когда школьник П. пытался /замахивался ударить/ оказать внезапное сопротивление, то И. находился бы в состоянии необходимой обороны.

Если мы проанализируем это юридическое условие правомерности, то можем сделать следующие выводы:

• гражданин вправе применять огнестрельное оружие на упреждение активных противоправных насильственных действий посягающих уже на ранней стадии возникновения юридических оснований и условий правомерности, связанных с реализацией ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии», - это начальный момент во временных границах посягательства, например, попытка обнажить оружие, попытка применить холодное оружие, попытка применить приёмы боевых единоборств и т.п.;

• запрещено гражданам применять оружие в целях нейтрализации посягающего, если отсутствует реальная угроза посягательства против жизни, здоровья или собственности или после фактического прекращения посягательства на эти объекты уголовно-правовой охраны;

  • момент фактического прекращения посягательства - это юридический критерий отграничения состояния необходимой обороны /конечный момент во временных границах посягательства/ от состояния причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление /начальный момент для этого состояния/;

  • если гражданин применил оружие в целях нейтрализации посягающего непосредственно за актом хотя бы и фактически прекращённого посягательства, но по обстоятельствам конкретного криминального конфликта для него не был ясен момент фактического прекращения посягательства, то гражданин находился в состоянии мнимой правомерной необходимой обороны /конечный момент во временных границах мнимой необходимой обороны/, а не в состоянии необходимой обороны;

  • своевременность и правомерность применения оружия гражданами в целях нейтрализации или поражения посягающих диалектически взаимосвязаны между собой. Эти временные границы /начальный и конечный моменты/ посягательства против жизни, здоровья или собственности гражданин обязан уметь устанавливать самостоятельно в каждом конкретном криминальном конфликте;

  • применение физической силы в целях нейтрализации или поражения посягающих должно совпадать с временными границами посягательства на объекты уголовно-правовой охраны или в процессе совершения административного правонарушения /в административном праве нет статьи приготовление к правонарушению и покушение на административное правонарушение/, а применение гражданского оружия должно совпадать с временными
    границами посягательства только на исчерпывающий круг объектов уголовно-правовой охраны, указанных в ч.1 ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии».

Третье юридическое условие правомерности - действительность реальной угрозы посягательства против жизни, здоровья или собственности. Это юридическое условие правомерности является юридическим критерием отграничения между реальной необходимой обороной и мнимой необходимой обороной.

Мнимая необходимая оборона - применение физической силы и гражданского оружия гражданином против воображаемого /существующего в психике/, кажущегося, но в реальной объективной действительности не существующего посягательства на объекты уголовно-правовой охраны, указанные в ч.1 ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии».

Проиллюстрируем это положение примером.

Ночью оперработник С. на улице был остановлен школьниками Р. и К., которые решили его «попугать». В шутку сообщили: «Мы - грабители». Оперработник С. не усомнился в сказанном, так как он возвращался с работы домой в ночное время, находился в безлюдном месте, а неизвестные школьники Р. и К. приближались к нему и угрожали ему револьвером, расстояние сокращалось.

Считая, что школьники Р. и К. потенциальные преступники, он, руководствуясь ст. З Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст.18 - 24 Закона РФ «О полиции», применил табельное огнестрельное оружие без предупреждения и при этом, используя фактор внезапности на упреждение активных «противоправных насильственных действий посягающих» Р. и К., выстрелом убил школьника Р., который в руках держал только макет газового оружия самообороны /револьвер/, а школьнику К. причинил тяжкий вред здоровью.

Оперработник С. находился в состоянии мнимой /правомерной/ необходимой обороны и правомерно применил огнестрельное оружие без предупреждения, используя фактор внезапности, так как он не сознавал, а также не должен был и не мог сознавать ошибочность своего предположения, т.е. его решения и действия исключают как умышленную, так и неосторожную вину последствий, которые наступили от применения огнестрельного оружия.

Мнимая и необходимая оборона предполагают определённые юридические условия правомерности: необходимая оборона - наличие реального посягательства против жизни, здоровья или собственности, а мнимая необходимая оборона - совершение «противоправных действий», принятых за такое посягательство.

Ознакомьтесь с примерами.

1. На гражданина К. было совершенно покушение. Киллер из автомата расстрелял его машину. Оказавшись в больнице в тяжёлом состоянии из-за полученных ранений, гражданин К. решил нанять телохранителей, чтобы они охраняли его.

Отца в палате каждый день навещал его 16-летний сын С. Приходит сын к отцу и видит у его кровати ещё двух неизвестных посетителей. Кто такие? К. в шутку шепнул сыну, кивнув на телохранителей, что это и есть заказчик убийств и киллер, а неизвестные это подтвердили. В приступе гнева школьник /сын/ ухитрился выхватить у «киллера» пистолет и начал расстреливать в упор неизвестных ему лиц. Один из хохмачей от полученных ран скончался на месте, а другой - несколько часов спустя.

2. На школьника Г., возвращавшегося ночью домой, было совершено посягательство с целью ограбления. Спасаясь от посягающих, школьник Г. в целях защиты своих прав и свобод разбил стекло в одном из окон первого этажа и проник в квартиру С. Гражданин С., услышал шум, и звон разбитого стекла, схватил охотничье ружьё и, увидев в комнате неизвестного школьника Г., приняв его за посягающего на его права и свободы, руководствуясь ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии» с расстоянии 1,5 - 2 метра применил огнестрельное оружие на поражение школьника Г. и при этом причинил
средней тяжести вред здоровью.

В первом криминальном конфликте школьник С. правомерно применил огнестрельное оружие на упреждение активных «противоправных насильственных действий посягающих» и при этом находился в состоянии правомерной мнимой необходимой обороны.

Во втором криминальном конфликте гражданин С. находился в состоянии правомерной /извинительной/ мнимой необходимой обороны и правомерно применил огнестрельное оружие, несмотря на то, что действия школьника Г. правомерны, так как он находился в состоянии крайней необходимости, когда незаконно проник в квартиру С.. Однако решения и действия гражданина С. правомерны, так как он не сознавал и не мог сознавать ошибочности своего предположения. Вся обстановка происшествия давала гражданину С. основание полагать, что школьник Г. совершает активные противоправные насильственные действия, а не законные социально полезные действия, предусмотренные ст.45 Конституции РФ, ст.39 УК РФ и ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии».

Если гражданин установил эти юридические условия правомерности, предпосылки, юридическую базу, то он имеет только реальную возможность правомерно реализовать ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии» на упреждение активных противоправных насильственных действий посягающих. Однако, чтобы превратить эту реальную возможность в действительность /своевременно и правомерно применить оружие/, гражданин обязан соблюдать юридические условия правомерности, определяющие своевременность и правомерность применения оружия.

Первое юридическое условие правомерности - это исчерпывающий перечень объектов уголовно-правовой охраны, предусмотренных в ч.1 ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии», зашита которых разрешена гражданам путём применения гражданского оружия. Этот исключительный круг объектов уголовно-правовой охраны может быть расширен только законодателем.

Следовательно, из общего круга объектов уголовно-правовой охраны, предусмотренных в Особенной части Уголовного кодекса РФ, в ч.1 ст.24 Федерального закона «Об оружии», закреплены только основные, главные, наиболее важные объекты уголовно-правовой охраны /жизнь, здоровье и собственность/, защита которых разрешена всеми способами, не запрещёнными законом, в том числе и путём применения оружия всеми гражданами независимо от их профессиональной или специальной подготовки и формального социального статуса. При этом граждане имеют право на активную необходимую оборону независимо от реальной возможности избежать реальной угрозы посягательства против жизни, здоровья или собственности или обратиться за помощью к другим физическим лицам или в правоохранительные органы.

Ознакомьтесь с примером.

Находящийся в нетрезвом состоянии гражданин Д. встретил в ночное время на улице неизвестного ему школьника П. и попросил у него закурить. Школьник П. ответил гражданину Д., что он не курит. Получив отказ, правонарушитель Д. пытался ударить школьника П. ножом. Школьник П. стал убегать, а правонарушитель Д. погнался за ним. Школьник П. поднял с земли камень, когда убегал от правонарушителя Д., а потом остановился и предупредил посягающего о своём намерении применить силу, если он не будет выполнять его законные требования. Предоставил посягающему Д. достаточно времени для того, чтобы он одумался и прекратил свою преступную деятельность. Однако посягающий Д. продолжал приближаться к школьнику П. Тогда школьник П., руководствуясь ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии» с расстояния 1,5-2 метра бросил камень в голову правонарушителю Д. и при этом причинил средней тяжести вред здоровью Д.

Школьник П. мог убежать от правонарушителя Д., но он использовал право на активную необходимую оборону и находился в состоянии необходимой обороны.

Второе юридическое условие правомерности - вынужденное причинение смерти или вреда здоровью только посягающего путём применения физической силы и гражданского оружия.

Если гражданин находился в состоянии необходимой обороны и при этом причинил средней тяжести или лёгкий вред здоровью посягающих путем применения физической силы или гражданского оружия, то его решения и активные упреждающие действия всегда правомерны. Уголовный кодекс России не предусматривает таких преступлений против личности, как причинение лёгкого или средней тяжести вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны, так как активная необходимая оборона в юридическом смысле - это причинение вреда посягающему.

Сущность активной необходимой обороны в юридическом смысле заключается в том, что защита своих прав и свобод и прав и свобод другого лица, общества и государства осуществляется путём применения физической силы и гражданского оружия и при этом в целях причинить в рамках действующего законодательства РФ вред здоровью только посягающего, а не другим гражданам, которые оказались на месте происшествия в силу случайного стечения обстоятельств.

Третье юридическое условие - своевременность применения физической силы и гражданского оружия гражданами является юридическим критерием отграничения для трёх условных групп криминальных конфликтов, когда мы обязаны:

а) применять оружие только после предупреждения правонарушителей;

б) применять оружие только без предупреждения правонарушителей;

в) применять оружие не только без предупреждения, но и при этом используя фактор внезапности, переключая внимание посягающих, усыпляя их бдительность.

Ознакомьтесь с примерами.

1. Школьники Т. и П. около кинотеатра «Мир» наносили однокласснику К. удары руками по лицу. Проходивший мимо участковый уполномоченный полиции М. потребовал от неизвестных школьников Т. и П. прекратить свою преступную деятельность. Однако они не выполнили законные требования сотрудника М. и при этом предложили ему идти своей дорогой, пока жив. Тогда сотрудник М. обнажил табельное огнестрельное оружие и при этом подал команду «Полиция! Прекратить преступную деятельность!». Потом предупредил школьников Т. и П., что, если они не будут выполнять его законные требования, он вынужден будет применить огнестрельное оружие без предупреждения в целях пресечь их преступную деятельность.

В ответ школьники Т. и П. стали наступать на сотрудника М. Сотрудник М. приказал школьникам Т. и П. стоять на месте до прибытия наряда полиции, который он попросил вызвать прохожего, а потом выстрелил вверх в целях психологического воздействия на психику школьников Т. и П. Однако школьники Т. и П. на неоднократные настойчивые законные требования не реагировали и при этом продолжали приближаться к сотруднику М. Тогда сотрудник М. без предупреждения с расстояния 1,5-2 метра применил табельное огнестрельное оружие в целях упреждения активных противоправных насильственных действий по ногам школьников Т. и П., руководствуясь ст. З Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст.18 - 24 Федерального закона «О полиции».

  1. На улице возникла драка между школьниками П. и И. Участковый уполномоченный полиции А. стал разнимать дерущихся. Тогда один из дерущихся, вытащив нож, внезапно пытался ударить сотрудника А.. Однако сотрудник А. без предупреждения применил табельное огнестрельное оружие в целях самозащиты, руководствуясь ст. З Кодекса поведения
    должностных лиц по поддержанию правопорядка, ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст.18 - 24 Федерального закона РФ «О полиции».

  2. Оперработник О. увидел, как школьник П. под угрозой револьвера пытается отобрать сумку у гражданки Б. Руководствуясь ст. З Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию
    правопорядка, ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст.18 - 24 Федерального закона РФ «О полиции», оперработник О., используя фактор внезапности, без предупреждения применил огнестрельное оружие в целях упреждения активных противоправных насильственных действий школьника П. и выстрелом убил его.

В первом криминальном конфликте участковый уполномоченный полиции М. правомерно применил огнестрельное оружие. Однако он обязан был предупредить школьников Т. и П. о своём намерении применить оружие и при этом предоставить им достаточно времени для выполнения законных требований - первая условная группа криминальных конфликтов /первый порядок/ реализации ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии».

Во втором криминальном конфликте участковый уполномоченный полиции А. правомерно применил огнестрельное оружие без предупреждения - вторая условная группа криминальных конфликтов /второй алгоритм/ реализации ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии».

В третьем криминальном конфликте оперработник О. правомерно применил огнестрельное оружие без предупреждения, используя фактор внезапности, чтобы иметь время упреждать /первым/ активные противоправные насильственные действия школьника П. - третья условная группа криминальных конфликтов /третий порядок/ реализации ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии».

2-ой учебный вопрос.


Автором была разработана нижеуказанная таблица №1, которую все граждане России, в том числе и школьники, могут использовать, когда применяют физическую силу и гражданское оружие в целях самозащиты или в целях защиты исчерпывающего перечня объектов уголовно-правовой охраны, указанных в ч.1 ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии».

Таблица №1

№ п/п

Реальная угроза посягательства на объекты уголовно-правовой охраны /только активные противоправные насильственные действия посягающих/

Пределы применения физической силы и гражданского оружия гражданами в чрезвычайной ситуации пресечения нападения посягающих

1

2

3

1

1. Реальная угроза жизни

1. Любой вред, в том числе лишение жизни посягающего

2

2. Реальная угроза причинения тяжкого вреда здоровью

2. Любой вред, в том числе лишение жизни посягающего

3

3. Реальная угроза причинения средней тяжести вреда здоровью

3. Любой вред, кроме умышленного лишения жизни посягающего, а по неосторожности - любой вред, в том числе лишение жизни посягающего

4

4. Реальная угроза причинения лёгкого вреда здоровью

4. Любой вред, кроме умышленного лишения жизни и умышленного причинения тяжкого вреда здоровью посягающего, а по неосторожности - любой вред, в том числе лишение жизни посягающего

5

5. Реальная угроза причинения побоев

5. Любой вред, кроме умышленного лишения жизни и умышленного причинения тяжкого вреда здоровью посягающего, а по неосторожности - любой вред, в том числе лишение жизни посягающего

6

6. Реальная угроза причинения истязания

6. Любой вред, кроме умышленного лишения жизни и умышленного причинения тяжкого вреда здоровью посягающего, а по неосторожности - любой вред, в том числе лишение жизни посягающего

7

7. Реальная угроза совершения особо тяжкого посягательства на объекты уголовно-правовой охраны

7. Любой вред, в том числе лишение жизни посягающего

8

8. Реальная угроза совершения тяжкого посягательства на объекты уголовно-правовой охраны

8. Любой вред, в том числе лишение жизни посягающего

9

9. Реальная угроза совершения средней тяжести посягательства на объекты уголовно-правовой охраны

9. Любой вред, кроме умышленного лишения жизни, а по неосторожности - любой вред, в том числе лишение жизни посягающего

10

10. Реальная угроза совершения небольшой тяжести посягательства на объекты уголовно-правовой охраны

10. Любой вред по неосторожности, в том числе лишение жизни посягающего, а умышленно - только средней тяжести вред здоровью посягающего. При этом если гражданин находился в состоянии необходимой обороны и в результате применения физической силы и гражданского оружия причинил только средней тяжести вред здоровью посягающего, то его юридически обязательные решения и упреждающие насильственные действия всегда правомерны

ПРЕДЕЛЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТ.45 КОНСТИТУЦИИ РФ, СТ.37 УК РФ И СТ.24 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА РФ «ОБ ОРУЖИИ» ГРАЖДАНАМИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ПРЕСЕЧЕНИЯ НАПАДЕНИЯ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ

Четвёртое юридическое условие правомерности - это пределы /реально возможно допустимые ст. 37 УК РФ / своевременного и правомерного применения физической силы и гражданского оружия гражданами.

Проиллюстрируем это положение примером.

Школьник П., находясь в нетрезвом состоянии, поссорился с одноклассником Д. из-за школьницы Б., которая пришла в гости к школьнику Д. Школьник Д. предложил школьнику П. выйти на улицу и «поговорить» для выяснения отношений. На улице школьник Д. ударил школьника П. кулаком по лицу. Тогда школьник П. выхватил из кармана револьвер и выстрелом убил школьника Д.

Школьник П. находился в состоянии необходимой обороны, но, однако, это убийство, совершённое при превышении пределов необходимой обороны.

Превышением пределов необходимой обороны гражданином признаётся только умышленное причинение /ч. З ст.37 УК РФ/ тяжкого вреда здоровью /ч.1 ст.114 УК РФ/ или умышленное причинение смерти /ч.1 ст. 108 УК РФ/ посягающему, т.е. заведомо и явно нецелесообразного /резкого, значительного и при этом очевидного для всех граждан/ несоответствия характеру и степени реальной угрозы объективно общественно опасного, наличного и действительного посягательства на объекты уголовно-правовой охраны, а также обстоятельствам, в которых причинялся нецелесообразный, без необходимости умышленно тяжкий вред здоровью посягающего или умышленно причинялась смерть посягающему путём применения физической силы и гражданского оружия гражданином.

А именно, гражданин сознаёт объективные признаки /критерии/ превышения пределов необходимой обороны; предвидит, что он применяет физическую силу и гражданское оружие без необходимости и в результате причиняет явно не вызывающийся необходимостью и целесообразностью защиты умышленно тяжкий вред здоровью посягающего или умышленно причиняет смерть посягающему, желает или сознательно допускает причинение такого вреда.

Совокупность названных семи юридических условий правомерности позволяет необходимую оборону признать правомерной по действующему законодательству РФ, а, следовательно, правомерным применением физической силы и гражданского оружия гражданами на упреждение активных противоправных насильственных действий посягающих уже на ранней стадии возникновения юридических оснований и условий правомерности, связанных с реализацией ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии».

4. Заключительная часть урока-лекции.

4.1. Преподаватель подводит итог сказанному в основной части урока-лекции и делает выводы по теме.

При совершении посягательства группой лиц гражданин вправе применять физическую силу и гражданское оружие в целях нейтрализации или поражения любого из посягающих и при этом пределы реализации ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии» определяются характером и степенью активных противоправных насильственных действий всей группы.

На условиях реальной угрозы объективно общественно опасного /первое/, наличного /второе/, действительного /третье юридическое условие правомерности/ посягательства и принципе наступательности /упреждения активных противоправных насильственных действий посягающих/ борьбы с преступностью базируются гарантии личной физической безопасности вооружённого гражданина.

4.2. Преподаватель даёт указания об организации самостоятельной работы школьников.

Задание на дом: выучить и знать юридические условия правомерности применения физической силы и гражданского оружия гражданами в чрезвычайных ситуациях пресечения нападения правонарушителей, а также изучить основную и дополнительную литературу.

  1. Преподаватель отвечает на вопросы школьников.

  2. Преподаватель объявляет очередную тему урока-лекции.

Правила безопасного поведения граждан в чрезвычайных ситуациях уголовно-правового задержания правонарушителей и устранения источников опасности.

4.5. Вопросы для контроля и самопроверки:

  1. Чем отличается пассивная необходимая оборона от активной необходимой обороны?

  2. Что означает необходимая оборона в юридическом смысле?

  3. Что является юридическим критерием отграничения необходимой обороны от преступления против личности?

  4. Почему активная необходимая оборона для сотрудников правоохранительных органов превращается из права в обязанность?

  5. Какие Вы знаете юридические условия правомерности применения физической силы и гражданского оружия школьниками?

Рефлексия:

  • Сегодня на уроке я узнал…

  • Сегодня на уроке я понял…

  • Сегодня на уроке я решил…

Тест

Закрепление полученной информации.

Проверка знаний обучающихся педагогическим работником.

Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:

1. Какие Вы знаете юридические условия правомерности реализации ст.45 Конституции РФ?

1.________________________________________________________

2.________________________________________________________

3.________________________________________________________

4.________________________________________________________

5.________________________________________________________

6.________________________________________________________

7.____________________

Ответ

1. Реальная угроза объективно общественно опасного посягательства

2. Наличность реальной угрозы посягательства

3. Действительность реальной угрозы посягательства

4. Исчерпывающий перечень объектов уголовно - правовой охраны

5. Вынужденное причинение вреда

6. Своевременность реализации ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст.24 ФЗ РФ «Об оружии»

7. Пределы реализации ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст.24 ФЗ РФ «Об оружии»

2. Какие чрезвычайные ситуации криминального характера законодатель закрепил в ст.37 УК РФ?

1. ЧС пресечения нападения правонарушителей

2. ЧС уголовно-правового задержания правонарушителей

3. ЧС устранения источников опасности

Ответ

1. ЧС пресечения нападения правонарушителей

3. Какие Вы знаете три порядка реализации ст.45 Конституции РФ?

1.________________________________________________________

2.________________________________________________________

3.___________________________________ Ответ

1.Только после предупреждения

2. Только без предупреждения

3. Не только без предупреждения, но и при этом используя фактор внезапности

4. Какие объекты уголовно - правовой охраны законодатель закрепил в части 1 статьи 24 ФЗ РФ «Об оружии»?

1.

2.

3.

Ответ

1. Жизнь

2. Здоровье

3.Собственность

5. Реализация ст.45 Конституции РФ, ст.30 ФКЗ РФ «О чрезвычайном положении», ст.37 УК РФ и ст.24 ФЗ РФ «Об оружии» в состоянии необходимой обороны для граждан РФ является:

1. Субъективным правом

2. Общественным долгом

3. Моральной обязанностью

4. Юридической обязанностью

Ответ

1. Субъективным правом

2. Общественным долгом

3. Моральной обязанностью

6. Реализация ст.45 Конституции РФ, ст.30 ФКЗ РФ «О чрезвычайном положении», ст.37,38 и 39 УК РФ и ст.18 - 24 ФЗ РФ «О полиции» в чрезвычайных ситуациях криминального характера для сотрудников правоохранительных органов является:

1. Субъективным правом

2. Общественным долгом

3. Моральной обязанностью

4. Юридической обязанностью.

Ответ

4. Юридической обязанностью

Рефлексия

1. Что нового Вы узнали сегодня на уроке-лекции?

2. Как Вы думаете, пригодятся ли знания, полученные сегодня на уроке - лекции, в реальной жизни?

3. Согласны ли Вы с тем, что юридические конфликты необходимо разрешать руководствуясь действующим законодательством РФ?

4. Какие Вы знаете способы разрешения юридических конфликтов в образовательных организациях?



© 2010-2022