- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программа обществознание 6 класс
Рабочая программа обществознание 6 класс
Раздел | Обществознание |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бостанова З.А. |
Дата | 13.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с углублённым изучением
отдельных предметов п. Уни
Утверждаю:
Директор
……………………………..
……………………………..
_______________
…………………….
Приказ № _от________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
6 КЛАСС
(изучение предмета на базовом уровне)
НА 2013-2014УЧ.Г.
Автор-составитель:
Ардашева О.С. учитель
истории и обществознания
высшей квалификационной категории
Уни 2013
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).
Нормативно-правовая основа рабочей программы по обществознанию
-
Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 №148-ФЗ)
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
-
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;
Материалы для рабочей программы разработаны на основе программы к учебнику Боголюбова Л.Н. Обществознание. 6 класс, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации
Программно-методическое обеспечение:
1.Учебник: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Обществознание. 6 класс. - М: Просвещение, 2013.
2. Обществознание. Человек, природа, общение 6кл. Поурочные разработки. По учебнику Л.Н. Боголюбова Волгоград 2009
3. О.А. Котова., Т.Е. Лискова. Обществознание Рабочая тетрадь 6 кл. М Просвещение 2007
Учебник соответствует рабочей программе по обществознанию в 6 классе.
4. Степанько С.Н., Обществоведение 6 кл. Поурочные разработки по учебнику Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой.- Волгоград: Учитель, 2007
Изучение обществоведения (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
-
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
-
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
-
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
-
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществоведение» на этапе основного общего образования являются:
-
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
-
владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
-
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
-
на использование элементов причинно-следственного анализа;
-
на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
-
на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
-
на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
-
на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
-
на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
-
на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
-
на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводятся учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать, сравнивать, объяснять, приводить примеры, оценивать, решать познавательные и практические задачи, осуществлять самостоятельный поиск социальной информации и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ:
В результате изучения обществознания ученик должен
Знать/понимать
-
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
-
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
-
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
-
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
-
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
-
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
-
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
-
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
-
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
-
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
-
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
-
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
-
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
-
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
-
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
-
первичного анализа и использования социальной информации;
-
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Учебно-тематический план
Рабочая программа составлена с учетом изучения права в объеме 1час в неделю (34 часа).
Распределение учебного материала в 6 кл.
№
Наименование раздела
Количество часов
1
Введение. Как работать с учебником
1
2
Человек в социальном измерении
12
3
Человек среди людей
11
4
Нравственные основы жизни
8
5
Повторение
2
Итого
34
6 класс (34 ч)
Введение в обществознание. Как работать с учебником (1ч)
Глава 1. Человек в социальном измерении (12 ч)
Цели и ценность человеческой жизни. Биологическое и социальное в человеке. Мышление и речь. Отличие человека от животных. Наследственность.
Личность как совокупность важнейших человеческих качеств. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.
Познание мира. Познание самого себя (самопознание). Самосознание и самооценка. Способности человека.
Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение). Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в детстве. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности.
Потребности человека - биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Духовный мир человека. Мысли и чувства.
Жизненный успех Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких - залог успеха. Выбор жизненного пути. Образование и его значимость в условиях информационного общества.
Тема 2. Человек среди людей (11ч)
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество.
Социальные группы (большие и малые). Одноклассники, сверстники, друзья. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.
Общение - форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.
Человек среди других людей. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.
Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.
Тема 3. Нравственные основы жизни (8ч.)
Человек славен добрыми делами. Доброе - значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро.
Быть смелым. Страх - защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу.
Человечность. Гуманизм - уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.
Повторение (2ч)
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе 6 класс
№ п/п
Раздел, тема урока
Кол-во уроков
Тип
урока
Форма урока
Элементы содержания в соответствии с ФГОС
Требования к уровню подготовки учащихся
Информационное сопровождение
Сроки
Проведения
план
Факт
1.
Вводное занятие.
Как работать с учебником?
1
Урок изучения нового материала
урок - беседа
Краткая характеристика изучаемого курса.
Структура учебника. Как работать с понятиями.
Уметь высказывать собственное мнение, работать с текстом учебника, отвечать на вопросы.
Раздел 1. Человек в социальном измерении (12 ч)
2-3
Человек - личность
2
Комбинированный
урок - беседа
Человек растёт и развивается среди людей. Сильная личность - какая она? Личность. Социализация индивида1. Человек, индивид, личность
Знать основные положения урока Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
4-5
Человек познаёт мир
2
Комбинированный
Беседа, работа с докумен
том
Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты способен Познание мира. Самопознание. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Свобода и ответственность. Социальные ценности и нормы. Мораль. Добро и зло.
Знать основные положения урока Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
6-7
Человек и его деятельность
2
Комбинированный
групповая работа
Что такое деятельность. Структура деятельности. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение).
Знать основные положения урока Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
8-9
Потребности человека
2
Комбинированный
урок - беседа
Потребности человека - биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Духовный мир человека. Мысли и чувства.
Знать основные положения урока Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
10-11
На пути к жизненному успеху
2
Комбинированный
групповая работа
Жизненный успех Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких - залог успеха. Выбор жизненного пути.
Знать основные положения урока Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
12-13
Повторение по теме
Человек - личность
2
Урок обобщения и систематизации знаний
практикум
Человек - личность. Человек среди людей. Человек и его деятельность Познание мира
Знать: основные положения по теме урока
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач
Раздел 2. Человек среди людей (11 ч)
14-15
Межличностные отношения.
Отношения между людьми
2
Комбинированный
работа с текстом учебника
урок - беседа
Что такое межличностные отношения. Чувства - основа межличностных отношений. Виды межличностных отношений Семья как малая группа. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество.
Знать: основные положения по теме урока
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
16-17
Человек в группе
2
Комбинированный
урок - беседа
Какие бывают группы. Группы, в которых мы состоим. Кто может быть лидером. Групповые нормы. Поощрения и наказания. Одноклассники, сверстники, друзья. Группы формальные и неформальные.
Знать основные положения урока Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
18-20
Общение. Зачем люди общаются
3
Комбинированный
урок - беседа
практикум
Что такое общение. Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. «Слово - серебро, молчание - золото»
Знать основные положения урока Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения.
21-22
Конфликты в межличностных отношениях
2
Комбинированный
урок - беседа
Причины возникновения конфликтов. Варианты поведения в конфликтной ситуации. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
Знать основные положения урока Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
23-24
Повторение по теме
Человек среди людей
2
Урок обобщения и систематизации знаний
практикум
Межличностные отношения
Большие и малые группы
Общение и его особенности Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
Знать: основные положения по теме урока
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач
Раздел 3. Нравственные основы жизни. (8ч)
25-26
Человек славен добрыми делами
2
Комбинированный
урок - беседа
Что такое добро. Кого называют добрым. Доброе - значит хорошее. «Золотое правило нравственности» - главное правило доброго человека.
Знать основные положения урока Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения.
27-28
Будь смелым
2
Комбинированный
урок - беседа
Что такое страх. Смелость и отвага. Имей смелость сказать злу «нет». Страх - защитная реакция человека. Преодоление страха. Противодействие злу.
Знать основные положения урока Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения.
29-30
Человек и человечность
2
Комбинированный
урок - беседа
Гуманизм - уважение и любовь к людям. Гуманизм - уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.
Знать основные положения урока Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения.
31-32
Повторение по теме
Нравственные основы жизни
2
Урок обобщения и систематизации знаний
практикум
Добро, смелость, гуманизм
Знать: основные положения по теме урока
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач
33-34
Итоговое повторение
2
Урок обобщения и систематизации знаний
практикум
Человек - личность. Человек среди людей. Нравственные основы жизни
Знать: основные положения по теме урока
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом учебника, , выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач
1 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников