Рабочая программа обществознание 6 класс

Раздел Обществознание
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с углублённым изучением

отдельных предметов п. Уни






Утверждаю:

Директор

……………………………..

……………………………..

_______________

…………………….

Приказ № _от________







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

6 КЛАСС

(изучение предмета на базовом уровне)


НА 2013-2014УЧ.Г.








Автор-составитель:

Ардашева О.С. учитель

истории и обществознания

высшей квалификационной категории



Уни 2013



1.Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).

Нормативно-правовая основа рабочей программы по обществознанию

  1. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 №148-ФЗ)

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  3. Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;

Материалы для рабочей программы разработаны на основе программы к учебнику Боголюбова Л.Н. Обществознание. 6 класс, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации


Программно-методическое обеспечение:

1.Учебник: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Обществознание. 6 класс. - М: Просвещение, 2013.

2. Обществознание. Человек, природа, общение 6кл. Поурочные разработки. По учебнику Л.Н. Боголюбова Волгоград 2009

3. О.А. Котова., Т.Е. Лискова. Обществознание Рабочая тетрадь 6 кл. М Просвещение 2007

Учебник соответствует рабочей программе по обществознанию в 6 классе.

4. Степанько С.Н., Обществоведение 6 кл. Поурочные разработки по учебнику Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой.- Волгоград: Учитель, 2007





Изучение обществоведения (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:


  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях




Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществоведение» на этапе основного общего образования являются:

  • сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

  • на использование элементов причинно-следственного анализа;

  • на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

  • на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

  • на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

  • на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  • на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

  • на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

  • на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.





Результаты обучения

Результаты изучения курса «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводятся учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать, сравнивать, объяснять, приводить примеры, оценивать, решать познавательные и практические задачи, осуществлять самостоятельный поиск социальной информации и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ:

В результате изучения обществознания ученик должен

Знать/понимать

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

  • первичного анализа и использования социальной информации;

  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.


Учебно-тематический план

Рабочая программа составлена с учетом изучения права в объеме 1час в неделю (34 часа).

Распределение учебного материала в 6 кл.


Наименование раздела

Количество часов

1

Введение. Как работать с учебником

1

2

Человек в социальном измерении

12

3

Человек среди людей

11

4

Нравственные основы жизни

8

5

Повторение

2


Итого

34



6 класс (34 ч)

Введение в обществознание. Как работать с учебником (1ч)

Глава 1. Человек в социальном измерении (12 ч)

Цели и ценность человеческой жизни. Биологическое и социальное в человеке. Мышление и речь. Отличие человека от животных. Наследственность.

Личность как совокупность важнейших человеческих качеств. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.

Познание мира. Познание самого себя (самопознание). Самосознание и самооценка. Способности человека.

Деятельность человека, ее основные формы (труд, иг­ра, учение). Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в детстве. Связь между дея­тельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности.

Потребности человека - биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Ду­ховный мир человека. Мысли и чувства.

Жизненный успех Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких - залог успеха. Выбор жизненного пути. Образование и его значимость в условиях информационного общества.

Тема 2. Человек среди людей (11ч)

Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношени­ях между людьми. Сотрудничество и соперничество.

Социальные группы (большие и малые). Одноклассни­ки, сверстники, друзья. Группы формальные и нефор­мальные. Лидеры. Групповые нормы.

Общение - форма отношения человека к окружающе­му миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.

Человек среди других людей. Солидарность, лояль­ность, толерантность, взаимопонимание.

Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.

Тема 3. Нравственные основы жизни (8ч.)

Человек славен добрыми делами. Доброе - значит хо­рошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро.

Быть смелым. Страх - защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу.

Человечность. Гуманизм - уважение и любовь к лю­дям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.

Повторение (2ч)


Календарно-тематическое планирование к рабочей программе 6 класс

п/п

Раздел, тема урока

Кол-во уроков

Тип

урока

Форма урока

Элементы содержания в соответствии с ФГОС

Требования к уровню подготовки учащихся

Информационное сопровождение

Сроки

Проведения

план

Факт

1.

Вводное занятие.

Как работать с учебником?

1

Урок изучения нового материала

урок - беседа

Краткая характеристика изучаемого курса.

Структура учебника. Как работать с понятиями.

Уметь высказывать собственное мнение, работать с текстом учебника, отвечать на вопросы.




Раздел 1. Человек в социальном измерении (12 ч)


2-3

Человек - личность

2

Комбинированный

урок - беседа


Человек растёт и развивается среди людей. Сильная личность - какая она? Личность. Социализация индивида1. Человек, индивид, личность

Знать основные положения урока Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы




4-5

Человек познаёт мир

2

Комбинированный


Беседа, работа с докумен

том

Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты способен Познание мира. Самопознание. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Свобода и ответственность. Социальные ценности и нормы. Мораль. Добро и зло.

Знать основные положения урока Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы




6-7

Человек и его деятельность

2

Комбинированный


групповая работа

Что такое деятельность. Структура деятельности. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение).

Знать основные положения урока Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы




8-9

Потребности человека

2

Комбинированный

урок - беседа


Потребности человека - биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Ду­ховный мир человека. Мысли и чувства.

Знать основные положения урока Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы




10-11

На пути к жизненному успеху

2

Комбинированный


групповая работа

Жизненный успех Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких - залог успеха. Выбор жизненного пути.

Знать основные положения урока Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы











12-13

Повторение по теме

Человек - личность

2

Урок обобщения и систематизации знаний

практикум

Человек - личность. Человек среди людей. Человек и его деятельность Познание мира

Знать: основные положения по теме урока

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач




Раздел 2. Человек среди людей (11 ч)


14-15

Межличностные отношения.

Отношения между людьми

2

Комбинированный

работа с текстом учебника

урок - беседа


Что такое межличностные отношения. Чувства - основа межличностных отношений. Виды межличностных отношений Семья как малая группа. Роль чувств в отношени­ях между людьми. Сотрудничество и соперничество.

Знать: основные положения по теме урока

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы




16-17

Человек в группе

2

Комбинированный

урок - беседа


Какие бывают группы. Группы, в которых мы состоим. Кто может быть лидером. Групповые нормы. Поощрения и наказания. Одноклассни­ки, сверстники, друзья. Группы формальные и нефор­мальные.

Знать основные положения урока Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы




18-20

Общение. Зачем люди общаются

3

Комбинированный

урок - беседа

практикум


Что такое общение. Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. «Слово - серебро, молчание - золото»

Знать основные положения урока Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения.




21-22

Конфликты в межличностных отношениях

2

Комбинированный

урок - беседа

Причины возникновения конфликтов. Варианты поведения в конфликтной ситуации. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.

Знать основные положения урока Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы




23-24

Повторение по теме

Человек среди людей

2

Урок обобщения и систематизации знаний

практикум

Межличностные отношения

Большие и малые группы

Общение и его особенности Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.

Знать: основные положения по теме урока

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач




Раздел 3. Нравственные основы жизни. (8ч)


25-26

Человек славен добрыми делами

2

Комбинированный

урок - беседа


Что такое добро. Кого называют добрым. Доброе - значит хорошее. «Золотое правило нравственности» - главное правило доброго человека.

Знать основные положения урока Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения.




27-28

Будь смелым

2

Комбинированный

урок - беседа


Что такое страх. Смелость и отвага. Имей смелость сказать злу «нет». Страх - защитная реакция человека. Преодоление страха. Противодействие злу.

Знать основные положения урока Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения.




29-30

Человек и человечность

2

Комбинированный

урок - беседа


Гуманизм - уважение и любовь к людям. Гуманизм - уважение и любовь к лю­дям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.

Знать основные положения урока Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения.




31-32

Повторение по теме

Нравственные основы жизни

2

Урок обобщения и систематизации знаний

практикум

Добро, смелость, гуманизм

Знать: основные положения по теме урока

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач




33-34

Итоговое повторение

2

Урок обобщения и систематизации знаний

практикум

Человек - личность. Человек среди людей. Нравственные основы жизни

Знать: основные положения по теме урока

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом учебника, , выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач




1 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников

© 2010-2022