Урок обществознания Права ребенка 12 класс

Раздел Обществознание
Класс 12 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КСКОУ ОО «Болховская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат»



План- конспект

открытого урока

по предмету «Обществознание»

в 12 классе

на тему

«Права ребенка»

Учитель Бутримова Т.И.



г. Болхов, 2015 год

Цель: Сформировать у учащихся четкие представления о правах ребенка в обществе РФ, познакомить их с основными документами о правах ребенка.

Задачи урока:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с международными документами о правах ребёнка;

  • познакомить учащихся с правами ребёнка, закреплёнными в Семейном кодексе РФ и Гражданском кодексе РФ.

Коррекционные:

  • Формировать умения и навыки в работе с правовыми документами.

  • Способствовать повышению правовой культуры учащихся, пополнению арсенала их знаний по правам ребенка в обществе и умению анализировать и сопоставлять теоретический материал с фактами из жизни.

  • развивать способность реализовывать свои права в повседневной жизни.

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся осознанное отношение к своим правам и правам другого человека.

Основные вопросы урока:

  1. Права ребёнка, закреплённые в международных документах;

  2. Личные и имущественные права ребёнка.

Умения и навыки, отрабатываемые на уроке:

  1. Работать с текстом документов, словарём (над основными понятиями темы) и документами (Конвенция о правах ребёнка, статьи СК РФ, ГК РФ).

  2. Составлять схемы (личные и имущественные права ребёнка).

  3. Выбирать главное и правильно формулировать выводы.

  4. Отстаивать свою точку зрения.

  5. Применять полученные знания на практике (выполнение практических заданий).

  6. Развивать коммуникативные умения и навыки в процессе урока.

Тип урока: изучение нового материала.

Основные понятия урока: декларация, конвенция.

Межпредметные связи: русский язык, история.

Оборудование: сокращённый вариант Конвенции о правах ребёнка, сокращённый вариант Всеобщей декларации прав человека, выборка статей СК РФ и ГК РФ

Формы и методы работы на уроке: групповая форма, с использованием ролевых ситуаций, частично-поисковый метод, иллюстративный метод.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  1. Приветствие.

  2. Проверка готовности к уроку, рапорт дежурного.

  3. Эмоционально- психологический настрой- Цветы настроения

  • Проведение игры «Путаница»

Задание: детям нужно составить из предложенных вариантов слова:

С,Ь,Я,М,Е,
Ч,Л,О,К,Е,В,Е,
О,В,О,Щ,Е,С,Б,Т,

Д,О,Т,С,В,Е,Т,

II. Работа по теме урока.

Сообщение темы и определение задач урока.

Учитель. Я предлагаю послушать стихотворение неизвестного юного поэта. (Ученик зачитывает стихотворение, по которому учащиеся сами определяют тему урока). Звучит фрагмент песни «Прекрасное далеко».

Я - ребёнок, я - человек, я должен иметь права
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идёт война.
Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,
Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
Я имею права, чтобы мир на Земле царил везде и всегда.
Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.

Сообщение темы урока: Права ребёнка.

Учитель: Ребята! Тема нашего урока - права ребенка. Вы знаете, о ком идёт речь? (Дети отвечают, учитель корректирует, если есть необходимость). Как вы думаете: является ли эта тема актуальной в наше время? Дети отвечают. (Да, так как растёт детская беспризорность, преступность, всё больше детей при живых родителях предоставлены сами себе, увеличивается и число детей беженцев из новых независимых государств, с каждым годом всё меньше процент новорожденных детей с заключением врача "здоров").

Учитель знакомит с целями урока. Цели на доске:

  1. Познакомится с международными документами о правах ребёнка.

  2. Познакомиться с правами ребёнка, закреплёнными в Конвенции о правах ребёнка, в Семейном кодексе РФ.

Я бы хотела предложить в качестве эпиграфа к нашему уроку слова великого русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского: "Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка". Как вы думаете, ребята, о чём хотел сказать нам писатель, какой смысл он вкладывает в эти строки?

Сегодня на уроке мы будем использовать групповую форму работы.

2. Вступительная беседа.

- Подумайте и скажите, что означает слово "право"? (дети высказываются).

- За точным определением обратимся к словарю Ожегова. (Один ребенок читает вслух).

ПРАВО - есть совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми.

- Каждый человек (и взрослый, и ребенок) имеет свои права.

Права человека - это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей.

- Люди должны жить по правилам, которые заложены в обществе, определены обычаями, традициями, жизненным опытом многих поколений, тогда в этом обществе будут действовать принципы разума, справедливости, совести и порядка.

3. Повторительно- обобщающая беседа по правам человека:

- какие права человека вы знаете? Перечислите их.

Игра «Сказка - ложь, да в ней намёк»

Группам предлагаются карточки с незаконченными фразами, касающимися различных сказочных героев. Ребятам нужно выяснить, какое право сказочного героя нарушено?

1 группа.

- Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил её право на…

- Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что - Буратино воспользуется своим правом на…

- Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на…

- В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на…

2 группа.

- Полицейские из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло нарушили его право на …

- Балда из сказки А.Пушкина «Сказание о попе и о его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на…

- Царевич Иван из сказки «Иван- царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на…

- Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса, пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино…

4. Рассказ учителя о международных организациях

Молодцы, повторили основные права человека. Скажите, какие международные организации по правам человека вы знаете?

Наиболее авторитетной среди них является Организация Объединенных Наций - (ООН).

- Она возникла после Второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия и в результате которой погибло более 50 миллионов человек, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права, права на жизнь, что война - самый худший способ решения споров и проблем. Чтобы предотвратить глобальную катастрофу, народы многих стран решили объединиться, чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем. Именно с этой целью в октябре 1945 года была создана Организация Объединенных Наций (ООН).

10 декабря 1948 года государствами, входящими в ООН, была подписана Всеобщая декларация прав человека. (Показ документа).

- Это документ, в котором государства пообещали своим народам гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести, возможность верить или не верить в Бога и многое другое.

В октябре 1959 года ООН приняла еще один очень важный документ, который касался защиты прав ребенка- Декларацию о правах ребенка, в которой заключены 10 принципов защиты детей.

20 ноября 1989 года ООН приняла особый документ под названием "Конвенция о правах ребенка". (Показ документа). 15 сентября 1990 года Конвенция была признана нашим государством, а 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка.

  1. Словарная работа

Декларация ( с лат. "провозглашение"), Конвенция ( с лат. "соглашение").

Разница между ними состоит в правовых последствиях. Государство, подписавшее Конвенцию, берет на себя ответственность и готовность отвечать за невыполнение. Государство ежегодно представляет отчет в ООН о положении детей в своей стране. 54 статьи определяют природу ответственности правительств и родителей за благосостояние ребенка. Присоединение же к декларации - лишь намерение государства следовать ее положениям.

Вывод:Декларация - образец, призыв, а Конвенция - договор, обязательный для выполнения.

Ребенок тоже человек, почему возникла необходимость разработать международные документы по правам ребенка?

Причины:

1) у ребенка меньше возможности защитить самого себя;

2) ребенок отличается физической и психологической незрелостью;

3) ранимостью;

4) зависимостью от опеки старших.

- Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создает все необходимые для вашего развития условия, защищает ваши интересы и права? (Отвечают дети).

- Конечно же, в первую очередь взрослые, которые ежедневно находятся рядом с вами. Это директор, завуч, социальный педагог, воспитатели и многие др.

- Но о детях также заботятся общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей.

  1. Знакомство с сокращенным перечнем прав ребенка (чтение по цепочке).

Перечень прав ребенка

(приводиться по Конвенции о правах ребенка)

Статья 1.Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных или политических убеждений.

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 7. С момента рождения ребенок имеет право на имя и гражданство.

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статья 9. Право на свободное общение с обоими родителями.

Статья 12. Право свободно выражать свои взгляды и мысли.

Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию.

Статья 28. Право на образование.

Статья 31. Право на отдых и досуг.

Статья 32. право на защиту от экономической эксплуатации и выполнения опасной для жизни работы.

Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения.

Статья 38. Дети, не достигшие 15 - летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях.

  1. ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ( ИКТ)

III. Актуализация знаний.

Учитель.

Основные нормативно-правовые акты РФ переплетаются с Конвенцией. Рассмотрим некоторые из них: А) Конституция РФ. Б) Семейный кодекс.

Группа учеников получила задание заранее поработать с Конституцией РФ. Найти и проанализировать статьи, в которых говорится о правах детей.

Анализ Конституции учениками- выступления

Основным правовым актом в нашей стране является принятая 12 декабря 1993 г. Конституция РФ.

В Конституции РФ ряд положений, относящихся к охране детства, содержится во 2 Главе «Об основных правах и свободах человека и гражданина.

Ст.7 гласит:

  1. В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно принципам и нормам международного права.

  2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат от рождения.

  3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должны нарушать прав и свободы других лиц.

Ст. 38 говорится о правовой защите, поддержке материнства и детства (зачитывается эта ст

Ст43.

...бесплатное образование; всеобщее обязательное среднее образование молодежи. В этой статье поддерживаются различные формы самообразования.

Ст. 39

.. .говорится о социальных правах населения, в том числе и детей, которые включают в себя социальное страхование, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и соц. Защиту прав и свобод человека и гражданина РФ.

Ст. 45

.. .гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Вывод

Данный перечень статей говорит о том, что в России права ребенка на должном уровне, и они рассматриваются в различных аспектах жизнедеятельности детей.

Учитель

Семейный кодекс РФ был принят Государственной Думой Федерального Собрания

РФ 8 декабря 1995 г.. в силу вступил с 1 марта 1996 г.

Здесь довольно широко рассматриваются не только права и обязанности семьи и отдельных ее членов, но и права детей. Среди таких прав следует отметить:

Право ребенка на жизнь и воспитание в семье.

Право ребенка на защиту

Право ребенка на свое личное мнение

Право ребенка на имя, отчество и фамилию

Имущественные права детей

Рассмотрим эти права более подробно. (АНАЛИЗ СТАТЕЙ Семейного кодекса).

  1. Знакомство учащихся с основными правами ребёнка, закреплёнными в СК РФ и ГК РФ (см. приложения 4 и 5).

1. Организация работы со статьями вышеуказанных кодексов (вместе с учителем составить в тетради схему).

Личные права детей

СК РФ, ст. 54 - 59

Имущественные права ребёнка

СК РФ, ст. 60

  • Право на жизнь

  • Право на имя, отчество и фамилию;

  • Право жить и воспитываться в семье;

  • Право знать своих родителей;

  • Право на их заботу, на совместное с ними проживание;

  • Право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие;

  • Право на общение с обоими родителями, с дедушкой, бабушкой, братьями, сёстрами и другими родственниками;

  • Право на защиту своих прав и законных интересов;

  • Право выражать своё мнение;


  • Право на получение содержания от своих родителей, или лиц, их заменяющих;

  • Право на имущество, полученное в дар;

  • Право на имущество, полученное в порядке наследования;

  • Право на распоряжение собственными доходами;

  • Право на распоряжение имуществом, приобретённым на собственные средства.

Вывод

В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимой для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ( ст. 26, ст. 27)

Права детей изложены в множестве нормативно-правовых актах, как на российском, так и на международном уровнях.

Следует отметить, что права детей в России находятся на высоком уровне. Создана правовая база для реализации этих прав. Развивается система социальной защиты различных групп населения, в частности детей.

Дети - это будущее государства. Поэтому необходимо помогать детям реализовывать их права, быть гражданами, полноценными членами нашего общества.

Игра «Воздушный шар».
Цель: сформировать понимание того, что нет более важных и менее важных прав, все права человека важны и должны соблюдаться в равной степени.

Условия игры:
Учитель делит класс на группы и зачитывает ребятам следующий текст: «Ваш воздушный шар падает. Чтобы спастись, вам необходимо оставить строго определенное количество мешков (5).

Всего в воздушном шаре 10 мешков с надписями:

• Право на образование.
• Право на жилище.

• Свобода слова.

• Право на равенство перед законом.
• Право на жизнь.
• Право на свободу передвижения.

• Право на охрану здоровья.
• Право на свободу передвижения
• Право на социальное обеспечение

• Право на доступ к информации

По окончании самостоятельной работы в группах учащиеся презентуют свои результаты и обсуждают их с классом.

Легко ли вам было справиться с заданием? Что происходило между вами, когда вы решали какие права можно убрать, а какие нужно оставить?

Какие выводы вы можете сделать после проделанной работы?

Вывод: Все права важны, у других людей тоже есть права, которые нам необходимо соблюдать.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА, минутка релаксации (смех ребенка)

IV. Закрепление нового материала (практическая работа по ситуациям).

Ситуации

1. Папа с мамой осуждали предстоящий летний отдых. Сначала они хотели поехать на море, но затем, подсчитав финансы, решили остаться на даче. Ирина, их дочь, со вздохом заметила, что дача, на которой она проводит всегда свои летние каникулы, ей изрядно надоела. Мать, косо взгляну на неё, сказала: "Помолчи, не доросла ещё".

Оцените данную ситуацию с точки зрения закона.

2. Восьмиклассница Ирина (13 лет) получила ко дню рождения о дедушки и бабушки в подарок 100 рублей. Они хотели, чтобы их внучка купила в подарок то, что ей больше по душе. Ирина обрадовалась и сказала, что поскольку она очень любит музыку, то непременно на все деньги накупит аудиокассет, на что родители возразили и велели купить книгу.

Оцените данную ситуацию с точки зрения закона.

  1. Мать пятнадцатилетнего Сергея потребовала, чтобы он всю свою зарплату отдавал ей, так как она лучше, чем он, сможет ею распорядиться.

VII. Подведение итогов урока.

Рефлексия.

Сегодня на уроке мы познакомились с правами ребёнка, закреплёнными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах Российской Федерации.

Теперь каждый из Вас знает, какие права предоставляются ребёнку от рождения и какие приобретаются со временем.

Почему нам удалось рассмотреть такой широкий спектр вопросов, связанных с нашей темой?

  1. Как мы это делали?

  2. Зачем мы это делали

  3. Достигли мы сегодня тех целей, которые перед собой ставили?

В конце урока ученик рассказывает стихотворение

Этот мир многогранен и тесен,

И ребенку не просто в нем жить...

Так, чтоб обществу был он полезен

Мог дружить и, конечно, любить.

И какой бы он не был натуры,

В шутке, юморе меру чтоб знал,

Категории «долг», «честь», культура»

Без условий всегда понимал.

А поможет ему разобраться

И поверить в себя самого

Справедливый закон государства

Для защиты прав и свобод!

Мы правильно определили беспомощность, беззащитность маленького существа - ребёнка, но его духовный мир и защищённость очень важны для нас, так как он с детства закладывает в своём сознании тот образ поведения, с которым будет жить дальше, идти по дороге жизни. И мне хочется пожелать, чтобы вашим девизом стали слова древнегреческого философа Аристотеля: "Кто двигается вперёд в знании, но отстаёт в нравственности, тот больше идёт назад, чем вперёд".

Видео «Берегите своих детей»



© 2010-2022