Элективный учебный предмет Дискуссионные вопросы обществознания

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа элективного учебного предмета «Дискуссионные вопросы обществознания»


Пояснительная записка

Программа курса предназначена для учащихся 10-11 классов, мотивированных на углубленное изучение вопросов обществознания и рассчитана на 70 часов.

Необходимость разработки данной программы обусловлена запросами учеников и их законных представителей в осмыслении и понимании наиболее сложных и дискуссионных вопросов обществознания.

Ряд содержательных элементов, требует углубленного изучения в силу различных причин: появление новых элементов в содержании («Экономика», «Право», «Политика»), недостаточное внимание к разделу («Человек и общество»), различие в степени представленности отдельных содержательных единиц в действующих учебниках («Социальная сфера», «Политика»), слабая межпредметная интеграция учебных дисциплин, дефицит учебного времени и др.

Курс дает возможность не только повысить уровень освоения знаний, но и повышает степень овладения необходимыми интеллектуальными умениями, мыслительными операциями, способами деятельности. Так, например, более целенаправленной работы требуют также умения: соотносить теоретический материал с жизненными реалиями, оценивать справедливость суждений о социальных явлениях на основе обществоведческих знаний, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения общественных наук, оперировать терминами и понятиями в заданном контексте, решать проблемно-познавательные задачи, применяя социально-гуманитарные знания и др.

Целевые установки курса:

  • Углубленно рассмотреть темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера и имеющие дискуссионный характер; обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения;

  • Формировать умения, актуализированные целью и содержанием обществоведческой подготовки;

  • Развивать методологическую культуру при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями.

Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции,семинары, практикумы, лабораторные занятия, тренинги.

При проведении лекций и семинарских занятий основное внимание уделяется наиболее трудным и дискуссионным вопросам, недостаточно отраженным в школьных учебниках.

Практические занятиянаправлены на рассмотрение теоретического материала с помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечения достаточной системности и глубины понимания обществоведческих вопросов. Особое внимание при организации практикумов также следует уделить отработке умений учащихся раскрывать смысл афористичного высказывания и формулировать собственные суждения и аргументы по актуальным проблемам.

Лабораторные занятия ориентированы на развитие умений учащихся осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации из неадаптированных источников.

Тренинги позволят ученику выработать определенный алгоритм действий при решении различных моделей заданий и помогут объективно оценить уровень собственных знаний.

При организации занятий главное внимание уделяется личностно-ориентированному подходу по овладению программой курса, учитывающему пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика. При организации и проведении занятий используютсядидактическиематериалы Интернет-ресурсов.

Ожидаемые результаты:

  • Систематизация и углубление теоретических знаний учащихся по трудным позициям курса;

  • Развитие практических навыков в работе с обществоведческим материалом;

  • Проявление компетентностей, позволяющих использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, преодоление психологических барьеров при социализации в современном обществе





Содержание программы

1 Содержательные линии «Общество»: ключевые понятия, трудные и дискуссионные вопросы(10 ч).

Трудные вопросы. Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). Проблема общественного прогресса (понимание свойств). Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира). Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития). Мораль, ее основные категории.

Тренинг

2 Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек.» (10 ч.)

Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность, личность. Деятельность человека (определение значения понятий и их контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов). Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач).

Тренинг

3 «Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы (15 ч).

Сложные вопросы. Характеристика понятия «социальный конфликт». Оценка различных суждений о неравенстве и социальной стратификации. Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук.

Тренинг

4 Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика» (15ч.).

Сложные теоретические вопросы Экономические системы. Рыночный механизм. Измерители экономической деятельности.. Экономический рост и развитие. Роль государства в экономике Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги. Финансовые институты. Виды налогов. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система.

Тренинг

5 Содержательная линия «Политика»: систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов (12ч.).

Сложные теоретические вопросы. Характеристика понятий «политический процесс», «политический институт», «парламентаризм», функционирование «гражданского общества». Раскрытие понимания политических явлений на конкретных примерах, обоснование собственных суждений с привлечением теоретического содержания и примеров из истории и социальной практики.

Тренинг

6 Содержательная линия: «Духовная жизнь общества» (8 ч.)

Духовная культура: сложные вопросы и задания. Тренинг.

Какой круг знаний охватывают задания по вопросам, касающимся духовно-нравственной сферы? Основные понятия и проблемные вопросы по теме «Духовная культура». Что такое диалог культур? Каковы признаки массовой, народной и элитарной культуры? С чем связана интернационализация культуры?

Что такое образование? Каковы основные элементы образовательной системы РФ? Какую роль играет наука в современном обществе? В чём проявляется нравственная ответственность учёного?




Учебно-тематический план


пп

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе

Теория Практика

Формы занятий




1

Содержательные линии «Общество»: ключевые понятия и трудные вопросы

6

4

2

лекция

семинар

практикум

2

Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. »

6

4

2

лекция

семинар

практикум

3

«Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы

6

4

2

лекция

семинар

практикум

4

Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика»

6

4

2

лекция

семинар

практикум

5

Содержательная линия «Политика»: систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов

6

4

2

лекция

семинар

практикум

6

«Право»: основные теоретические положения содержательной линии и проблемные вопросы

5

4

1

лекция

семинар

практикум

Итого

35

32

54



Календарно-тематический план 10 класс

№ п/п

Разделы, темы

Дата проведения урока

План/факт

Кол-во уроков

Раздел 1. Содержательные линии «Общество»: ключевые понятия и трудные вопросы

1-2

Трудные вопросы. Общество как динамическая система

2.09

9.09


2

3-4

Проблема общественного прогресса (понимание свойств).

16.09

23.09


2

5-6

Целостность современного мира, его противоречия

30.09

6.10


2

7-8

Глобальные проблемы человечества

13.10

20.10


2

9-10

Культура и духовная жизнь

5.11

12.11


2

Раздел 2. Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях

11-13

Человек как индивид, индивидуальность, личность.

19.11

26.11

3.12


3

14-15

Деятельность человека

10.12

17.12


2

16-17

Многообразие деятельности человека. Определение значения понятий и их контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов

24.12

13.01


2

18-20

Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач)

Тренинг

20.01

27.01

3.02


3

Раздел 3. «Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы

21-22

Социальные отношения

10.02

17.02


2

23-24

Характеристика понятия «социальный конфликт»

24.02

3.03


2

25-26

Последствия и способы разрешения социальных конфликтов

10.03

17.03


2

27-29

Оценка различных суждений о неравенстве и социальной стратификации

31.03

7.04

14.04


3

30-31

Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук

21.04

28.04


2

32-33

Социальный статус личности: престиж, авторитет

5.05

12.05


2

34-35

Решение практических задач

19.05

26.05


2

Календарно - тематический план 11 класс

пп

Наименование разделов и тем

Всего часов

Дата

План факт

Формы занятий

Форма контроля

Актуальные проблемы изучения содержательной линии

«Экономика» 15ч

1

Сложные теоретические вопросы содержательной линии «Экономика»

1



лекция

семинар

практикум

Решение практических заданий части А, В, С

2

Экономические системы. Виды экономических систем

1



лекция

семинар

практикум

Решение практических заданий части А, В, С

3-4

Рыночный механизм. Измерители экономической деятельности. Экономический рост и развитие

1



лекция

семинар

практикум

Решение практических заданий части А, В, С

5

Роль государства в экономике

1



Решение практических заданий части А, В, С

6-7

Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги. Финансовые институты.

1



лекция

семинар

практикум

Решение практических заданий части А, В, С

8

Виды налогов.

1



лекция

семинар

практикум

Решение практических заданий части А, В, С

9

Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система.

1



лекция

семинар

практикум

Решение практических заданий части А, В, С

10-11

Особенности выполнения заданий с выбором ответа по теме «Экономика»

2



лекция

семинар

практикум

Решение практических заданий части А, В, С

12-13

Решение заданий части В

2




Решение практических заданий части А, В, С

14-15

Специфика решения заданий с развёрнутым ответом С1-С 4, С 5, С 6 и алгоритм их выполнения

2




Решение практических заданий части А, В, С

Содержательная линия «Политика»: систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов (12ч.).


16-

Политическая сфера: основные институты.

1



лекция

семинар

практикум

Решение практических заданий части А, В, С

17-18

Сложные теоретические вопросы. Характеристика понятий «политический процесс», «политический институт», «парламентаризм», функционирование «гражданского общества».

2



лекция

семинар

практикум

Решение практических заданий части А, В, С

19

Политическая власть.

1



лекция

семинар

практикум

Решение практических заданий части А, В, С

20

Раскрытие понимания политических явлений на конкретных примерах, обоснование собственных суждений с привлечением теоретического содержания и примеров из истории и социальной практики.

1



лекция

Решение практических заданий части А, В, С

21

Политические партии

1



семинар

Решение практических заданий части А, В, С

22-23

Решение заданий с выбором ответа, с кратким ответом по теме «Политическая сфера»

2




Решение практических заданий части А, В, С

Содержательная линия: «Духовная жизнь общества» систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов


24

Культура и духовная жизнь. Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни. Понятие «культура».

1



лекция

семинар

практикум

Решение практических заданий части А, В, С

25

Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная; молодежная субкультура. Типология культур. Основные формы: элитарная, народная, массовая. Разновидности культуры: субкультура, контркультура. Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества.

1



лекция

семинар

практикум

Решение практических заданий части А, В, С

26

Средства массовой информации. СМИ и их роль в духовной жизни общества. Функции СМИ.

1



лекция

семинар

практикум

Решение практических заданий части А, В, С

27

Искусство, его формы, основные направления. Понятие «искусство». Теории происхождения искусства. Предмет искусства. Виды и жанры. Специфические черты искусства. Функции искусства.

1



лекция

семинар

практикум

Решение практических заданий части А, В, С

28

Наука. Понятие «наука». Виды наук. Модели развития научного знания. Функции современной науки.

1



лекция

семинар

практикум

Решение практических заданий части А, В, С

29

Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Определение «религия». Происхождение религии. Религиозная вера. Культ. Атрибуты религиозного культа. Ранние формы религии: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия. Национально-государственные религии. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Основные функции религии.

1



лекция

семинар

практикум

Решение практических заданий части А, В, С

30

Мораль. Нравственная культура. Понятие «мораль». Развитие норм морали: табу, обычай, традиция, моральные правила. Происхождение морали. Понятие «нравственность». Мораль и право: общее и различия. Важнейшие функции морали в обществе. Нравственная культура личности. Важнейшие принципы современной нравственной культуры личности.

1



лекция

семинар

практикум

Решение практических заданий части А, В, С

31-32

Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С.

2




Решение практических заданий части А, В, С

33-34

Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С.






Интернет - ресурсы

1.mon.ru.gov.ru- официальный сайт Министерства образования и науки РФ

2.fipi.ru - портал федерального института педагогических измерений

3.school.edu.ru - российский общеобразовательный портал

4.elibrary.ru/defaultx.asp - научная электронная библиотека

5.standart.edu.ru - государственные образовательные стандарты второго

© 2010-2022