Рабочая программа по русскому языку для 6 класса

Раздел Обществознание
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пролетарская средняя общеобразовательная школа №5

Рассмотрена и рекомендована Утверждена приказом

к утверждению педагогическим советом МБОУ Пролетарской СОШ №5

№1 от «31» августа 2013 года № ______от «____»______2013 г.

протокол №1


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет русский язык

Класс 6

Образовательная область филология

Учебный год 2013 - 2014




г.Пролетарск

1.1. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ,

ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ

Нормативные документы

1.

Закон РФ «Об образовании» (Статья 55, п 4)

2.

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта

3.

Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

4.

Авторская программа по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской.

5.

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.

6.

Федеральный перечень учебников, утверждённых приказом от 19.12.2012. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год.

7.

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного

образовательного стандарта.



1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы по русскому языку для основной общеобразовательной школы (V - IX классы), учебной программы общеобразовательного учреждения, авторской программы по русскому языку. 5-9 классы под редакцией М.М. Разумовской, В.И.Капинос, С.И.Львова.

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку, основное содержание курса с примерным распределением учебных часов, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащегося, информационно-методическое обеспечение.

Содержание курса русского языка представлено в программе в трёх тематических блоках, обеспечивающих формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) , а также культуроведческой компетенций.

Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средством межнационального общения и консолидации народов России.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 6 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая и лингвистическая (языковедческая), культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Главная цель обучения русскому языку состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

В соответствии с целью обучения программа под редакцией Разумовской М.М. направлена на усиление речевой направленности курса. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

Программа предусматривает уточнение и приведение в систему умения связной речи, которые отобраны и сгруппированы с учетом характера учебной речевой деятельности.

Речевая направленность курса усилена и в языковых разделах: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грамматического строя. Также направленность курса потребовала усиленного внимания к воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению.

Содержание и структура материала 6 класса имеют морфолого-орфографическую направленность и включают вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование.

Программа предусматривает двухступенчатую структуру обучения: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.

Место предмета «Русский язык» в федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в VI классе - 210 часов, 6 часов в неделю. По учебному плану школы на 2012-2013 учебный год предусматривается тоже 210 часов.

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование рассчитано на 205 часов, 6 часов в неделю, потому что 5 часов выпадают на праздничные дни: 8 Марта - 1ч, 1,3 Мая - 2часа, 9 Мая - 2 часа В связи с этим были сокращены часы в 4 четверти по темам:

Употребление местоимений в речи -1час

Произношение местоимений - 1час

Повторение речеведческих понятий - 1час.

Повторение орфографии и пунктуации - 1час.

Работа над ошибками - 1час.

Такое сокращение не повлияет на знания учащихся, так как эти темы на повторение изученного материала.

Планирование предназначено для работы по учебнику: «Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/ под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2008».

Учебник содержит два раздела: 1)«Язык. Правописание. Культура речи»; 2)«Речь». Планирование составлено так, что эти разделы изучаются не в линейном порядке, а в перемежающемся режиме.

В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала учащимися или в связи с другими объективными причинами.

Календарно-тематическое планирование включает в себя следующие компоненты: уроки развития речи - 52часа, контрольные диктанты - 2, контрольные сочинения - 2, контрольные изложения - 3 контрольные тестовые работы - 8.

Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки учащихся, которые содержат перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

Содержание учебного курса

О языке (1 ч)

Слово как основная единица языка.

Речь (38 ч)

Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых сред­ствах, характерных для изученных стилей речи (разговорного и художественного).

Текст. Развитие мысли в тексте: параллельный и последовательный (цепной) способы связи предложений, средства связи - местоимение, деепричастие. Текстовая роль повтора: нормативный повтор как средство связи предложений, как стилистический прием, повышающий выразительность речи, и повтор-недочет.

Стили речи: научный и официально-деловой стиль (сфера употребления, задача общения, характерные языковые средства). Характерные для научного стиля речи фрагменты текста (определение научного понятия, классификация научных понятий), структура и языковые средства выражения дефиниций. Характерные для делового стиля композиционные формы - инструкция, объявление.

Типы речи. Типовые фрагменты текста: описание места, описание состояния окружающей среды, деловое (информативное) повествование, рассуждение-объяснение; типовое значение, схема построения, способы выражения «данного» и «нового» в предложениях фрагмента; способы соединения фрагментов в целом тексте.

Основные умения

Чтение и аудирование. Осмысленно и бегло, с установкой на различение основной и дополнительной информации читать учебно-научные тексты, составлять план отдельных параграфов учебника. Просматривая тексты учебника, выделять в них определения научных понятий, классификационные схемы, фрагменты с информативным повествованием.

Слушая объяснение учителя, следить за ходом его рассуждения, выделять в сообщении главную информацию и запоминать ее. На уроках замечать и фиксировать в устных ответах товарищей недочеты в построении научных определений, «чтении» классификационных схем, в использовании языковых средств, в частности терминов.

Анализ текста. Определять стиль речи; находить в текстах языковые средства, характерные для научного и делового стилей; выделять в текстах художественных произведений фрагменты с описанием места и состояния окружающей среды, в учебной литературе находить информативное повествование, рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, проводить стилистический и типологический анализ текста; определять в отдельных абзацах текста способы и средства связи предложений.

Воспроизведение текста. Пересказывать учебно-научные тексты типа рассуждения-объяснения, информативного повествования. Подробно и выборочно (устно и письменно) пересказывать повествовательные тексты художественного стиля речи с описанием места и (или) состояния природы. Сохранять в тексте подробного изложения типологическую структуру исходного текста и языковые средства выразительности.

Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания: собирать материал к сочинению (с учетом стиля речи и темы) и систематизировать его (с учетом основной мысли); составлять сложный план готового текста и своего высказывания; отбирать для сочинения нужные типы речи и языковые средства, решать вопрос о способах и средствах связи предложений. Писать сочинения-описания помещения, природы. Писать краткое сообщение (аннотацию) о содержаний книги, фильма двух видов: а) о чем говорится; б) что говорится. Давать отзыв о прочитанной книге, сочинении или устном ответе учащегося, обосновывая свое мнение о прочитанном; строить устное определение научного понятия.

Совершенствование текста. Совершенствовать содержание, логику изложения и язык своего высказывания (устного и письменного), в частности находить и устранять неоправданные повторы, неудачное употребление стилистически окрашенных слов и оборотов.

Закрепление и углубление изученного в 5 классе

Грамматика (2 ч)

Морфология и синтаксис как разделы грамматики.

Глагол, имя существительное, имя прилагатель­ное; их общее грамматическое значение, морфоло­гические и синтаксические признаки

Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Главное и зависимое слова в словосочетании; главные и второстепенные члены предложения.

Простое и сложное предложение. Предложение с однородными членами, обращением и прямой речью.

Правописание (15 ч)

Орфография: употребление прописных букв; буквы ъ и ъ; орфограммы корня; правописание окончаний слов; слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными, прилагатель­ными.

Пунктуация: знаки препинания в конце предложения; запятая при однородных членах, между частями сложного предложения, при обращении; пунктуационное оформление прямой речи перед словами автора и после слов автора; тире и двоето­чие в предложениях с однородными членами и обобщающим словом; тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже.

Язык. Правописание. Культура речи

Словообразование, правописание и употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов (40 ч)

Словообразование имен существительных, прилагательных, глаголов. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, суффиксально-приставочный, сложение. Сложносокращенные слова; верное определение их родовой принадлежности. Словообразовательные цепочки однокоренных слов. Типичные словообразовательные модели имен существительных, прилагательных и глаголов.

Правописание сложных имен существительных | и прилагательных; употребление н, нн в именах прилагательных, образованных от имен существительных; правописание приставок при- и пре-, букв ы-и в корне после приставок.

Правильное и выразительное употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов.

Морфология. Орфография. Причастие и деепричастие (40 ч)

Причастие как особая форма глагола: общее; грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы причастий.

Действительные и страдательные причастия. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.

Полные и краткие страдательные причастия; их синтаксическая роль.

Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.

Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Не с причастиями.

Склонение причастий. Правописание окончаний причастий.

Употребление причастий в текстах разных стилей.

Деепричастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы деепричастий.

Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Не с деепричастиями.

Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом.

Употребление деепричастий в текстах разных стилей.

Культура речи.

Орфоэпические особенности причастий и деепричастий. Правильное построение предложений с причастными и деепричастными оборотами.

Текстообразующая функция деепричастных обо­ротов.

Имя числительное (10 ч)

Имя числительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении.

Числительные простые, сложные и составные; их правописание.

Числительные количественные, порядковые, собирательные, дробные; их значение, особенности склонения и правописания.

Нормы употребления числительных в устной речи.

Правильное чтение (с учетом грамматических норм) текстов с именами числительными.

Культура речи. Правильное употребление в речи имен числительных (в частности, составных) в косвенных падежах. Верное согласование собирательных числительных (оба, обе; двое, трое) с именами существительными. Правильное произношение имен числительных.

Местоимение (19 ч)

Местоимение как часть речи: особенности значения, морфологических и синтаксических признаков.

Разряды местоимений: значение, изменение, роль в предложении.

Правописание неопределенных и отрицательных местоимений; раздельное написание предлогов с местоимениями.

Употребление местоимений для связи предложений, в тексте.

Культура речи. Правильное, не нарушающее смысловой точности употребление местоимений в тексте. Верное образование и произношение местоимений: их (не «ихний»), о нём (не «о ём») и т. д.

Резервные часы (4 ч)

В рабочей программе отражён контроль реализации программы: стартовый и итоговый. Стартовый контроль представлен в форме диктанта, поэтому он оценивается в соответствии с нормами оценки диктантов и изложений: «5» - нет ошибок, «4» - 1/2 ошибки, «3»» - 3/4 ошибки, «2» - 5/6 ошибок. Грамматические задания оцениваются «+» выполнил задание, «-» - не выполнил задание.

Итоговый контроль представлен в тестовой форме. Критерии оценивания теста таковы:

80% - 100% - отметка «5»;

60% - 79% - отметка «4»;

50% - 59% - отметка «3»;

40% - 49% - отметка «2».


1.3. СТРУКТУРА КУРСА

Модуль (глава)

Примерное

количество

часов

1

Введение. Слово - основная единица языка

1

2

Правописание

16

3.

Части речи и члены предложения

2

4

Имя существительное

11

5

Имя прилагательное

19

6

Глагол

18

7

Причастие

27

8

Деепричастие

21

9

Имя числительное

18

10

Местоимение

19

11

Повторение

2

12

Развитие речи

52

Итого

206















2. КОНТРОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


СТАРТОВЫЙ КОНТРОЛЬ:

Диктант


Купание коней.

Река лежала без единой складочки. В ней отражались курчавые прибрежные кусты и неподвижные облака высокого неба.

Мальчики опустили поводья. Лошади жадно припали к парной воде, пили долго, не отрывая губ.

Первым оторвался от воды жеребец Гордый. Он вскинул величественную голову, вытянул мускулистую шею и призывно заржал, словно хотел оповестить всех, что утолил свою жажду и теперь свеж и бодр. Потом властно ударил копытом по водной глади. Вот вода достигла Гордому до груди, коснулась шеи. Жеребец оттолкнулся от песчаного дна, вытянулся и поплыл.

Костя сделал большой круг по реке, направил коня к берегу, сполз с мокрой спины лошади, нарвал осоки и принялся тереть бока, грудь и спину Гордого.

Грамматические задания:

1) Выполните синтаксический разбор предложения ( 2-й абзац , 4 и 5 предложения - по вариантам).

2) Выпишите из предложений все словосочетания, обозначьте в них главное слово.

3) Выполните морфологический разбор слов: лежала ( 1 вар.), опустили (2 вар).

Контрольная работа № 4

Изложение «Связанные корни»

Корень - это главная обязательная часть слова (тезис). Именно окорень выражает основное значение слова (аргумент). Сравним слова дом и дом-ик; суффикс обозначает размер - маленький, а корень - сам предмет: бежать и при-бежать: приставка обозначает «приближение», а корень - само действие(пример)

Но так бывает не всегда (тезис).

Возьмём глаголы обуть и разуть. В них чётко осознаются приставки об- и раз-, показатель неопределённой формы -ть. Где же корень? Корень -у- этот корень выделяется как остаток после вычленения приставки и других глагольных показателей. Его особенность состоит в том, что он не употребляется без приставок (пример). Такие корни, которые употребляются только в сочетании с приставками или суффиксами, называют связанными, отличая их от обычных свободных корней (вывод) (105 сл.)

(По Е.Земской)

Подробное изложение с творческим заданием научного рассуждения.

Задание: преобразовать второе рассуждение по типу первого, то есть построить по схеме: тезис - аргумент -пример

Контрольная работа № 5

Тестовая работа «Имя прилагательное»

1 вариант

А1. Морфология - это раздел науки о языке, в котором изучается (-ются)

1) значимые части слова

2.) строение и образование новых слов

3) лексическое значение и употребление слов

4) слово как часть речи

А2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1. слОговой 2) слИвовый 3) кухОнный 4) хлопкОвый

А3. Отметь слово, образованное суффиксальным способом.

  1. мореходный 3) сонный

  2. предрассветный 4) наручный

А4. Отметь ряд, в котором на месте пропусков во всех словах пишется одна буква Н.

  1. лимо…ый, соломе…ый

  2. обыкнове…ый, открове…ый

  3. серебря…ый, румя…ый

  4. исти…ый, ути…ый

А5. Отметь ряд, в котором все прилагательные пишутся слитно.

  1. (железно)дорожная станция, (общественно)политический деятель

  2. (литературо)ведческий журнал, (азотно)фосфатные удобрения

  3. (золото)добывающая промышленность, (трёх)этажный павильон

  4. (шахматно)шашечная секция, (седо)власый мужчина

А5. Определи разряд выделенного прилагательного в предложении Пастухов быстро сжал губы, изобразив обычную непроницаемую гипсовую улыбку.

  1. притяжательное

  2. качественное

  3. относительное

  4. относительное в значении качественного

А6. Укажи имя прилагательное в составной превосходной степени.

1)сильнее всех 2)упрямейший 3)аккуратнее 4)более ловкий

Прочитайте текст и выполните задания В1-В5

(1)Из кошёлки показалась продолговатая мордочка с чёрным носиком, блестящими глазками и очень маленькими стоячими ушками. (2)Мордочка у зверька была презабавная: верхняя и нижняя её части - серенькая а посередине от носа к ушам тянулись широкие чёрные полосы. (3)Похоже было на то, что зверёк надел чёрную маску. (4)Какой же он был занятный! (5)Очень толстенький, настоящий бутузик. (6)Шёрстка светлая, серебристая, а ножки тёмные, словно он нарядился в чёрные сапожки и чёрные варежки. (По Г.Скребицкому)

В1 Определи тему текста.

  1. Шерсть барсука.

  2. Неизвестное животное

  3. Занятный маленький барсучонок.

  4. Мордочка зверька

В2. Определи стиль речи.

1)разговорный

2)научно-популярный

3) художественный

4)деловой

В3. Определи тип речи.

  1. Повествование

  2. Описание

  3. Рассуждение

  4. Повествование и рассуждение

В4. Укажи восклицательное предложение.

  1. 2 2) 3 3 )4 4) 5

В5. Укажи номер предложения с недостающими знаками препинания.

1)1 2) 2 3) 4 4) 5

С1. Напиши небольшое сочинение-рассуждение на тему «Какую роль играют имена прилагательные в прочитанном тексте», приводя доказательства из текста.

Тестовая работа «Имя прилагательное»

2 вариант

А1. Синтаксис - это раздел науки о языке, в котором изучаются

1)правильное произношение звуков, слов и ударение в словах

2)правила употребления знаков препинания

3)Словосочетания и предложения, их строение

4)стили речи, их зависимость от речевой ситуации

А2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1. красивЕе 2)кЕдровый 3) домОвый 4) сливОвый

А3. Отметь слово, образованное приставочным способом.

  1. смолистый

  2. левобережный

  3. бесшумный

  4. безграмотный

А4. Отметь ряд, в котором на месте пропусков во всех словах пишется две буквы НН.

1)ветре…ый, станцио…ый

2) зелё…ый, обыкнове…ый

3)каме…ый, торжестве…ый

4) деревя…ый, сви…ой

А5. Отметь ряд, в котором все прилагательные пишутся через дефис.

  1. (широко)плечий мужчина, (светло)зелёный пиджак

  2. (живо)писный пейзаж, (татаро)монгольская орда

  3. (хлопчато)бумажная ткань, (янтарно)жёлтые лимоны

  4. (древне)русская литература, (вагоно)строительный завод

А5. Определи разряд имени прилагательного в словосочетании бархатные глаза.

  1. притяжательное

  2. качественное

  3. относительное

  4. относительное в значении качественного

А6. Укажи имя прилагательное в простой превосходной степени.

  1. Короче всего

  2. Хуже

  3. Кратчайший

  4. Самый надёжный

Прочитайте текст и выполните задания В1-В5

(1)Зимой солнышко хоть и светит, но мало греет. (2)Оно не долго остается на небе. (3)Зимние дни гораздо короче летних, ночи длиннее. (4)В России зимы продолжаются долго, и бывают иногда очень холодными. (5)Реки и озёра замерзают так, что по льду можно ходить и ездить. (6)Земля покрывается толстым слоем. (7)Снег очень полезен, потому что под ним и в сильные морозы сохраняются невредимые семена трав, цветов и хлебов. (8)Без снега семена могли бы вымерзнуть. (По Ушинскому)

В1 Определи тему текста.

  1. Зимние реки и озёра.

  2. Холодная зима.

  3. Зимнее солнце.

  4. О пользе снега зимой.

В2. Определи стиль речи.

1)разговорный

2)научно-популярный

3) художественный

4) публицистический

В3. Определи тип речи.

  1. Повествование

  2. Описание

  3. Рассуждение

  4. Повествование и рассуждение

В4. В каком варианте ответа указаны номера предложений с однородными членами?

  1. 1, 4 2) 3,4 3) 1,6 4) 7. 8

В5.Укажи номер предложения с пунктуационной ошибкой.

  1. 5 2) 3 3) 4 4) 6

С1. Напишите сочинение рассуждение о роли прилагательных в тексте, используя примеры из прочитанного текста.

Контрольная работа № 6

Тестовая работа по словообразованию для 6 класса.

А1.Укажи ряд однокоренных слов:

А) открыть, крыша, покрышка Б) расположение, сложение, ложь В) метла, мести, местный Г) взволнованный, волна, воля

А2.Выдели слово, где суффикс -ик имеет уменьшительное значение:

А) тюбик В) массовик Б) половик Г) арбузик

А3. Отметь слово, которое образовано приставочно-суффиксальным способом:

А) переезд В) городской Б) столик Г) прибрежный

А4. Найди слова, образованные бессуффиксным способом:

А) отлёт Г) тишь Б) рассмотрение Д) наушник В) погрузка Е) зазеленеть

А5. Укажи способ образования глаголов «обмолотить, засеять, посинеть»

А) суффиксальный

Б) приставочно-суффиксальный
В)) приставочный Г) сложение

А6. Выдели ряд, в котором последовательность образования слов указана неправильно:

А) пар → парник → парниковый Б) труд → трудный → трудность В) посинеть → синий → синеть

А7. Состав какого слова соответствует схеме ¬ ¬ ^ :

А) сверхмощный г) бездонный Б) подневольный д) рассветный В) удивительный

А8. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку пре-

А) пр…ворожить, пр…неприятный, пр…усадебный Б) пр…интересный, пр…терпевать, пр…града В) пр…твориться, пр…терпеться, пр…мудрый

А9. Укажи ряд, в котором все слова пишутся с буквой ы

А) из…сканный, сверх…звестный Б) без…мянный, меж…нститутский В) от…мённый, вз…скать Г) пре…меновать, пред…дущий

А10. Укажите ряд, в котором все слова не имеют приставку при-

А) приступить, придумать Б) причудливый, прибрежный В) привет, прилететь Г) привилегия, примитивный

В1. Из предложения выпишите слова, образованные сложением.

Своим названием рыба-зебра обязана многочисленными полосками, украшающими её тело.

В2.Из предложения выпишите глагол, определите время, число и лицо.

И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя. (А.Грибоедов)

В3. Запишите слова в виде словообразовательной цепочки.Укажите морфемный состав каждого слова.

Окончить, кончить, окончание, конец.


Контрольная работа № 7

Контрольная тестовая работа для 6 класса 1 полугодие. 1 вариант

А1. . В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1) пОзвонит 2) началА 3) красивЕе 4) углУбить

А2. Укажи ряд однокоренных слов.

  1. Проводить, водный, водитель

  2. Взнос, носовой, переносица

  3. Обезлесить, лесник, лесной

  4. Заречье, речь, речной

А3. Отметь ряд, в котором на месте пропусков во всех словах пишется буква Ы

1) дез…нформация, по…грать 2) вз…мать, под…скать 3)пред…юньский, с…грать 4) контр…гра, сверх…зысканный

А4. Укажи ряд, в котором на месте пропуска буква Ь не пишется. 1).Роскош…, привлеч… 2).Ноч…ник, пять задач… 3).Постираеш…, в тени рощ… 4).Сделаеш…, береч…ся

А5. Укажи ряд, в котором на месте пропуска пишется одна буква Н

  1. Румя…ый, кожа…ый

  2. Балко…ый, деревя…ый

  3. Чугу…ый, исти…ый

  4. Це…ый, подли…ый

А6. Выбери ряд, в котором все прилагательные пишутся слитно.

  1. Авто(ремонтный), горько(солёный)

  2. Азото(содержащий), южно(американский)

  3. Бело(голубой), шахматно(шашечный)

  4. Иссык(кульский), юго(западный)

А7. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку при-.

  1. Пр…мирить, пр…забавный, пр…увеличить

  2. Пр…сесть, пр…винтить, пр…спокойный

  3. Пр…брежный, пр…ползти, пр…скакать

  4. Пр…интересный, пр…твориться, пр…гореть

А8. Укажи ряд, в котором на месте пропусков во всех словах пишется буква С.

  1. Бе…жалостный, …сдавать, бе…совестный

  2. Ра…смотреть, …бросить, во…хищаться

  3. Ра…жечь, бе…хитростный, бе…характерный

  4. Во…ходить, во…рождение, и…дать

А9. Укажи слово, образованное сложением с соединительной гласной.

  1. Диван-кровать

  2. Водопровод

  3. Городовой

  4. Тепличный

А10. Укажи ряд, в котором все слова пишутся через дефис.

  1. (пол)листа, (пол)дня, (пол)Америки

  2. (био)логия, (пол)шага, (полу)шутка

  3. (пол)лимона, (пол)арбуза, (юго)запад

  4. Пыле(сос), (само)свал, (кресло)кровать

В1. Выпиши из текста словосочетания «гл + сущ.».

Вечером девочка Мила в садике клумбу разбила.

Брат её мальчик Иван тоже разбил стакан.

В2. Укажи, какое словосочетание употреблено в переносном значении.

  1. Открытая дверь

  2. Бегающие глаза

  3. Сорванный цветок

  4. Натянутые провода

В3.Укажи правильное объяснение запятой или её отсутствие в предложении. Улетают журавли () и низкие облака заволакивают небо.

  1. Простое предложение с однородными членами, пред союзом И запятая не нужна.

  2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.

  3. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая нужна.

  4. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2 вариант

А1. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1) пОзвонит 2) началА 3) красИвее 4) углубИть

А2. Укажи ряд однокоренных слов.

  1. Проводить, водный, водитель

  2. Взнос, носовой, переносица

  3. Обезлесить, лестница, лесной

  4. Заречье, речка, речной

А3. Отметь ряд, в котором на месте пропусков во всех словах пишется буква И

1) дез…нформация, под…грать 2) вз…мать, под…скать 3)пред…юньский, с…грать 4) контр…гра, сверх…зысканный

А4. Укажи ряд, в котором на месте пропуска буква Ь пишется. 1).Роскош…, привлеч… 2).Ноч…ник, пять задач… 3).Постираеш…, в тени рощ… 4).Сделаеш…, пахуч…

А5. Укажи ряд, в котором на месте пропуска пишется две буквы Н

  1. Румя…ый, кожа…ый

  2. Балко…ый, деревя…ый

  3. Чугу…ый, серебря…ый

  4. Це…ый, багря….ый

А6. Выбери ряд, в котором все прилагательные пишутся через дефис.

  1. Авто(ремонтный), горько(солёный)

  2. Азото(содержащий), южно(американский)

  3. Бело(голубой), шахматно(шашечный)

  4. Иссык(кульский), юго(западный)

А7. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку пре-.

  1. Пр…следовать, пр…забавный, пр…увеличить

  2. Пр…сесть, пр…винтить, пр…спокойный

  3. Пр…брежный, пр…ползти, пр…скакть

  4. Пр…интересный, пр…твориться, пр…гореть

А8. Укажи ряд, в котором на месте пропусков во всех словах пишется буква З.

  1. Бе…жалостный, …давать, бе…совестный

  2. Ра…смотреть, …бросить, во…хищаться

  3. Ра…жечь, бе…брежный, бе…заботный

  4. Во…ходить, во…рождение, и…дать

А9. Укажи слово, образованное сложением без соединительной гласной.

  1. Диван-кровать

  2. Водопровод

  3. Городовой

  4. Тепличный

А10. Укажи ряд, в котором все слова пишутся слитно.

  1. (пол)листа, (пол)дня, (пол)Америки

  2. (био)логия, (пол)шага, (полу)шутка

  3. (пол)лимона, (пол)арбуза, (юго)запад

  4. Пыле(сос), (само)свал, (кресло)кровать

В1. Выпишите из текста словосочетания «гл + наречие».

Вечером девочка Мила в садике клумбу разбила.

Брат её мальчик Иван тоже разбил стакан.

В2. Укажи, какое словосочетание употреблено в прямом значении.

  1. Открытая дверь

  2. Бегающие глаза

  3. Сорванный голос

  4. Натянутые отношения

В3.Укажи правильное объяснение запятой или её отсутствие в предложении. Улетают журавли () и низкие облака заволакивают небо.

  1. Простое предложение с однородными членами, пред союзом И запятая не нужна.

  2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.

  3. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая нужна.

  4. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

Контрольная работа № 11

Контрольная тестовая работа. Причастие и деепричастие.

1 вариант

А1. Отметь, признаки каких частей речи совмещает причастие:

  1. Глагола и существительного 3. Глагола и наречия

  2. Глагола и прилагательного 4. Глагола и числительного

А2. Отметь, признаки каких частей речи совмещает деепричастие:

  1. Глагола и существительного 3. Глагола и наречия

  2. Глагола и прилагательного 4. Глагола и числительного

А3. Укажите, какое слово является причастием:

  1. Детальный 3. Могучий

  2. Тонущий 4. Зелёный

А4. Укажите, какое слово является деепричастием:

  1. Висевший 3. покинуты

  2. Размахнувшись 4. падающего

А5. Укажите слова, в которых пишется одна Н:

  1. Заслуже…ый 5. Просвещё…ый

  2. Тушё…ый 6. Ветре…ый

  3. Писа…ая маслом 7. Неслыха…ый

  4. Стекля…ый 8. Бельё развеше…о

А6. Отметь словосочетания, в которых не пишется раздельно:

  1. (Не)стерпимый зной 4. (Не)чувствовать опасность

  2. (Не) чувствуя боли 5. (Не)взлюбив соперника

  3. Никем (не)опознанная вещь 6. Книга (не) прочитана

В1. Из данного предложения выпишите причастие.

Прислушайтесь хорошенько, стоя в лесу или среди цветущего поля, и вы услышите чудесные звуки земли.

В2. Из данного предложения выпишите деепричастия. Соединяя слова «высокие» и «низкие» не только в пределах одного произведения, но и ставя их часто рядом, добиваясь при этом большой выразительности, Державин открывал дорогу развитию реалистического языка.

В3. Укажите, в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые в предложении. Охотники(1) оживлённые первой удачей(2) наскоро позавтракали(3) и тронулись в дальнейший путь.

1)1,3 2) 1,2 3) 2.3 4) 1. 2, 3

В4. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

  1. Используя высказывания об устном народном творчестве, подготовьте сообщение о былинах.

  2. Под тонкими корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи.

  3. Солнце встаёт над безоблачным горизонтом, и совершает свой дневной путь, не встречаясь с облаками.

  4. Выйдя в отставку, Державин всецело посвятил себя литературным трудам

С1. Напишите, какую роль играют причастия в речи.

2 вариант

А1. Отметь, признаки каких частей речи совмещает причастие:

  1. Глагола и существительного 3. Глагола и наречия

  2. Глагола и прилагательного 4. Глагола и числительного

А2. Отметь, признаки каких частей речи совмещает деепричастие:

  1. Глагола и существительного 3. Глагола и наречия

  2. Глагола и прилагательного 4. Глагола и числительного

А3. Укажите, какое слово является причастием:

  1. алюминиевый 3. сигнальный

  2. прыгучий 4. командующий

А4. Укажите, какое слово является деепричастием:

  1. зависевший 3. коснувшись

  2. болтающего 4. напечатано

А5. Укажите слова, в которых пишется одна НН:

  1. асфальтирова…ый 5. Серебря…ый

  2. ране…ый 6. Смышлё…ый

  3. провере…а учителем 7. Конопля…ый

  4. безветре…ый 8. Копчё…ый

А6. Отметь словосочетания, в которых не пишется слитно:

  1. (Не)большой дом 4. (Не)проверены до конца

  2. (Не) отыщешь на карте 5. (Не)делая задание

  3. (Не)завершённая работа 6. (не)взрачный цветок

В1. Из данного предложения выпишите причастие. Над широко расстилающимся пшеничным полем виднеются в небе ястребы.

В2. Из данного предложения выпишите деепричастия. Читая и перечитывая Лермонтова, проникаясь героическим, активным духом его поэзии, восторгаясь её неповторимым лирическим содержанием, мы думаем о нём как о живом

В3. Укажите, в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые в предложении. Женщина замолчала(1) прислушиваясь к звукам песни (2) и (3) подождав несколько секунд (4) заговорила опять.

1)1,3.4 2) 1,2.3 3)1, 2.3.4 4) 1. 2, 4

В4. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

  1. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья, и устремив глаза свои в траву.

  2. Вся музыка, наполнявшая день, затихала и сменялась другою.

  3. Подготовьте выразительное чтение «Песни…», учитывая связь с устным народным творчеством.

  4. Пробираясь между тростников, остановились они перед наваленным хворостом.

С1. Напишите, какую роль играют деепричастия в речи.

Контрольная работа № 12

Диктант

Подъём к горному озеру, окружённому столетними соснами, оказался сравнительно нетяжёлым.

Измученные долгим блужданием по пустынным местам, путники с наслаждением погрузились в прозрачные воды озера.

Смыв пот т грязь с разгорячённых тел, они расположились на берегу и стали с наслаждением смотреть на неподвижную водную гладь. «Как хорошо, как спокойно», - думал каждый из этих людей. Глядеть на воду, когда кругом тишь т безлюдье, - особое наслаждение. О берег пленительно бьётся неугомонная волна, не спеша плывут облака, беззаботно распевают птицы, не испытывающие бессмысленной жестокости людей. Не тронутый разрушительной деятельностью человека уголок земли… Здесь восстанавливаются силы, лучше чувствуешь целительную силу природы.

Было решено заночевать под открытым небом у подножия огромной сосны. Все были очень утомлены и, перекусив, быстро стали располагаться на ночь.

Грамматические задания

1). Выполните синтаксический разбор предложения:

1 вариант. 1-е предложение. 2 вариант. 2-е предложение

2).Найти в тексте причастия и разберите их по составу.

3). Выполните морфологический разбор глагола:

1 вариант. Погрузились. 2 вариант. Расположились.

Контрольная работа № 13

Тестовая работа «Имя числительное»

1 вариант

А1. В каком ряду оба слова - числительные?

  1. четырёх, удвоить

  2. тройка, пятнадцатый

  3. второй. Двадцать

  4. шестому, пятёрка

А2. В каком числительном на месте пропуска не пишется ь?

  1. сем…надцать 3) сем…десят

  2. сед…мой 4) сем…сот

А3. Какое числительное написано с ошибкой?

  1. двенадцать 3) триста

  2. миллион 40 двести

А4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. четырёхсот двадцати делегатов

  2. о сорока килограммах

  3. семистам восьми номерам

  4. шестистами рублями

А5. Укажите пример с грамматической ошибкой (с нарушением речевой нормы)

  1. к две тысячи десятом угоду 3) на обоих сторонах

  2. двое суток 4) полутора месяцев

А6. Укажите пример, в котором нет грамматической ошибки.

  1. к семнадцатое октября 3) до трёхсот восьмой квартиры

2) в полутораста километрах 4)трое подруг

Прочитайте текст и выполните задания В1-В3,С1.

(1)Третьего ноября девятьсот пятьдесят седьмого года в нашей стране был запущен второй искусственный спутник Земли. (2)Его вес - пятьсот восемь килограммов. (3)За две тысячи оборотов спутник прошёл около девяноста миллионов километров. (4)Это составляет три пятых расстояния от Земли до Солнца.

В1. Сколько порядковых числительных в предложении 1?

В2. Выпишите из текста дробное числительное.

В3. Напишите. Каким членом предложения (2) является числительное.

С1. Напишите небольшое сочинение на тему «Первые шага в космос».

2 вариант

А1. В каком ряду оба слова - числительные?

  1. утроили, один

  2. первый, десятка

  3. седьмой, двенадцать

  4. четвёрка, пятьдесят

А2. В каком числительном на месте пропуска не пишется ь?

1)восем…сот 3) восем…десят

2)вос..мой 4) восем…надцать

А3. Какое числительное написано с ошибкой?

  1. миллиард 3) четыресто

  2. одиннадцать 4) девяносто

А4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. девятисот десяти банок

  2. двумстам тридцати граммам

  3. пятью десятью восьмью участниками

  4. о девяноста книгах

А5. Укажите пример с грамматической ошибкой (с нарушением речевой нормы)

  1. к двум пятым объёма 3) до двух тысячи десятого года

  2. у обоих берегов 4) трое котят

А6. Укажите пример, в котором нет грамматической ошибки.

  1. до двадцатое декабря 3) полтараста тоннами

  2. на шестисот десятом километре 4) семеро козлят

Прочитайте текст и выполните задания В1-В3,С1.

(1)Царь-пушка отлита литейным мастером Андреем Чоховым в тысяча пятьсот восемьдесят шестом году. (2)Её вес - сорок тонн, длина - пять метров тридцать четыре сантиметра, калибр - восемьдесят девять сантиметров. (3)Пушка должна была защищать Кремль от нашествия татар в конце шестнадцатого века. (4)Неприятель не дошёл до Москвы, и из Царь-пушки стрелять не пришлось.

В1. Из предложения 2 выпишите составные числительные.

В2. Из предложений 2-3 выпишите порядковое числительное.

В3. Напишите. Каким членом предложения (2) является числительное.

С1. Напишите небольшое сочинение на тему «Достопримечательности нашего города».

Контрольная работа № 14

Изложение с дополнительным заданием.

Задание. Изложите содержание текста, включая описание цыплёнка и причину, по которой герой отказался принять его.

Любитель музыки.

Однажды отец вернулся из похода в горы и принёс мне ежа.

Я очень обрадовался - прыгал вокруг него, трогал колючки пальцами, угощал зверька сыром.

Вечером посадил ежа в ящик, налил ему в блюдечко молока и отнёс в сени. А сам преспокойно лёг спать. Утром глянул в ящик и поразился - зверёк ночью куда-то удрал. Я искал его везде: в курятнике, в кустах малины у забора, даже под дом лазил. У кого только не спрашивал! Но ежа и след простыл.

Тётя Маша, узнав про моё огорчение, предложили мне крохотного цыплёнка, но я наотрез отказался. Её сын Женька протянул мне шарманку.

Весь вечер я не расставался с шарманкой. В небольшом ящике позванивали колокольчики и звучал старинный вальс.

Перед сном я собрался вернуть шарманку Женьке и, наигрывая, пошёл к калитке. Вдруг из кустов шиповника прямо на дорожку выкатился ёж. Прислушался, ощетинился, фыркнул, задрав мордочку.

Каждый вечер, заслышав шарманку, ёж выкатывался из кустов и прибегал к нашему крыльцу. С той поры мы так его и прозвали - любитель музыки.









ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ:

Итоговый тест

1 вариант

1.Найдите ошибку в характеристике членов предложения:

Я благодарен прекрасной русской природе за радость, подаренную мне.

а) я - подлежащее, выраженное местоимением

б) прекрасной - прилагательное, выраженное определением

в) природе - дополнение, выраженное существительным

2. Найдите неверный ответ в определении грамматических признаков.

а) действующий - страдательное причастие

б) двадцать - количественное числительное

в) себя - возвратное местоимение

3. Укажите действительные причастия.

а) улыбающийся малыш

б) засеянные поля

в) расколотый надвое

г) расшитая рубашка

д) задумавшийся над сложной темой

4. Укажите случаи раздельного написания НЕ с причастиями.

а) никем (не)защищенный

б) (не)увиденный, а услышанный

в) (не)дремлющий враг

г) (не)долетающие до нас звуки

д) (не)застеленная постель

5. Найдите предложение, в котором причастный оборот выделяется знаками препинания.

а) Ветер дующий с моря причинял нам много неудобств.

б) Хорошо учатся умеющие самостоятельно мыслить студенты.

в) Шуршащие под ногами листья напоминали красивый ковер.

6. Укажите, в каких случаях деепричастие не выделяется запятыми.

а) Спотыкаясь Яшка стал бродить по избе.

б) Все работали засучив рукава.

в) Радостно смеясь девочка побежала нам навстречу.

7. Укажите слова, в которых пишется одна буква Н.

а) шерстя..ая рубашка г) подли..ый шедевр

б) жаре..ое мясо д) нежда..ая встреча

в) ране..ый боец

8. В каком ряду в обоих причастиях на месте пропуска пишется буква Е?

а) выставля…мый, разве…на

б) завис…мый, сочт…ны

в) управля…мый, заверш…на

г) движ…мый, усе…ны

9. Укажите, какие слова пишутся через дефис?

а) (пол)страны в) (древне)русский

б) (желто)зеленый г) (юго)запад

10. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

а) пр…градить, пр…школьный, пр…одолеть

б) в…ётся, под…ёмный, прос…ба

в) отч…т, еж…нок, щ…тка

г) и…чезнуть, …бить, во…стание

11. Укажите слова, где на месте пропуска пишется И.

а) без…дейный г) вз…скать

б) сверх..нтересный д) под…тожить

12. В каком ряду в обоих словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

а) сож…ление, насл…ждаться.

б) прил…жение, с…лдат

в) прост…рается, зв…зда

г) с…дьмой, р…сток

13. Укажите термины, которые произносятся с мягким согласным перед Е.

а) тире г) морфема

б) дефис д) фонетика

в) термин

14. Укажите ошибки в характеристике звуков.

а) [а] - гласная, ударная

б) [й'] - согласный, звонкий, мягкий

в) [д] - согласный, звонкий, твердый

г) [ш ]- согласный, глухой, мягкий

д) [н] - согласный, звонкий, твердый

15. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный звук?

а) бАловаться г) повтОрит.

б) начатА в) позвОнит

16. Укажите слова, образованные приставочным способом.

а) пришкольный г) прочитаешь

б) прелестный. д) привинтить

в) приморский

17.Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания?

а) пренеприятный г) довольный

б) передвигая в) неулыбчивый

18. В каком предложении вместо слова мечтающий должно быть употреблено слово мечтательный.

а) Перед нами сидела собака, мечтающая о хозяине. б). Он посмотрел на меня мечтающим взглядом.

в). Это был спортсмен, мечтающий о победе.

19. Определите стиль фрагмента из текста.

Все знают эти простые цветы, похожие на маленькое солнце с золотыми лепестками-лучами. Все лето цветут одуванчики, а созревшие их семена собраны в легкий пушистый шарик.

А) описание Б) повествование В) рассуждение

20. В каком порядке нужно расположить предложения,
чтобы получился текст.

1) 12 апреля отмечается День космонавтики.

2) Это был Юрий Алексеевич Гагарин.

3) Этот праздник был установлен в честь первого полета человека в космос.

4) Впервые человек облетел на космическом корабле вокруг земного шара.

А). 1, 3, 2, 4; Б). 1, 3, 4, 2; В). 4, 2, 1, 3.

21. Найдите ошибки в характеристике текста.

В кабинете стало светло, но Пушкин, не замечавший этого, продолжал писать. Он не заметил, что подошла к концу еще одна бессонная ночь. Синий рассвет заглянул в незанавешенное окно. Пушкин хотел прилечь, но потом попросил шубу и отправился гулять по не очищенным от снега улицам.

а) Стиль текста - публицистический.

б) Тип речи - описание.

в) Способ связи предложений в тексте - параллельный.

г) Средства связи - лексический повтор, личное местоимение.


2 вариант

1.Найдите ошибку в характеристике членов предложения:

Вся моя мечта о море воплотилась в этом человеке.

а) мечта - подлежащее, выраженное существительным

б) моя - определение, выраженное местоимением

в) о море - существительное, выраженное дополнением

2. Найдите верный ответ в определении грамматических признаков.

а) действующий - страдательное причастие

б) двадцать - порядковое числительное

в) никто - отрицательное местоимение

3. Укажите страдательные причастия.

а) улыбающийся малыш

б) засеянные поля

в) расколотый надвое

г) расшитая рубашка

д) просвещённое общество

4. Укажите случаи слитного написания НЕ с причастиями.

а) (не)защищенный ребёнок

б) (не)увиденный, а услышанный

в) (не)дремлющий враг

г) (не)долетающие до нас звуки

д) (не)застеленная постель

5. Найдите предложение, в котором причастный оборот не выделяется знаками препинания.

а) Ветер дующий с моря причинял нам много неудобств.

б) Хорошо учатся умеющие самостоятельно мыслить студенты.

в) Листья шуршащие под ногами напоминали красивый ковер.

6. Укажите, в каких случаях деепричастие выделяется запятыми.

а) Спотыкаясь Яшка стал бродить по избе.

б) Все работали засучив рукава.

в) Девочка бежала сломя голову нам навстречу.

7. Укажите слова, в которых пишется две буквы НН.

а) шерстя..ая рубашка г) подли..ый шедевр

б) поджаре..ое мясо д) нежда..ая встреча

в) ране..ый боец

8. В каком ряду в обоих причастиях на месте пропуска пишется буква Я?

а) выставля…мый, разве…на

б) завис…мый, сочт…ны

в) взлеле…нные, посе…нный

г) движ…мый, усе…ны

9. Укажите, какие слова пишутся слитно?

а) (пол)страны в) (древне)русский

б) (желто)зеленый г) (юго)запад

10. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

а) пр… морье, пр…школьный, пр…шить

б) в…ётся, под…ёмный, прос…ба

в) отч…т, еж…нок, щ…тка

г) бе…жалостный, …бить, во…стание

11. Укажите слова, где на месте пропуска пишется Ы.

а) контр…гра г) вз…мать

б) сверх..нтересный д) под…тожить

12. В каком ряду в обоих словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

а) к…саться, зав…нтить

б) отр…сль, пеш…ход

в) прост…рается, зв…зда

г) л..довый, пот…плеть

13. Укажите термины, которые произносятся с твёрдым согласным перед Е.

а) тире г) морфема

б) дефис д) фонетика

в) термин

14. Укажите ошибки в характеристике звуков.

а) [о] - гласный, ударный

б) [й'] - согласный, глухой, мягкий

в) [д] - согласный, звонкий, твердый

г) [ш ]- согласный, глухой, мягкий

д) [н] - согласный, звонкий, твердый

15. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный звук?

а) баловАться г) повторИт

б) начатА в) позвОнит

16. Укажите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом.

а) прибрежный г) прочитаешь

б) прелестный д) привинтить

в) приморский

17.Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания?

а) пренеприятный. г) довольный.

б) передвигая. в) неулыбчивый.

18. В каком предложении вместо слова эффектный должно быть употреблено слово эффективный.

а) С прогнозом погоды зрителей познакомила эффектная девушка

б). Для эффектной работы цеха необходимо отладить все механизмы.

в). Эффектные комбинезоны были представлены на выставке рабочей одежды.

19. Определите стиль фрагмента из текста.

Леса на Земле вырубаются повсеместно, но особенно обеспокоены экологи зоной субтропиков. За последние сто лет уничтожено около половины всех влажных лесов планеты. «Облысение» обширных территорий увеличивает отражающую способность Земли.

А) описание Б) повествование В) рассуждение

20. В каком порядке нужно расположить предложения,
чтобы получился текст.

1) Но они поступают так, что мы сразу чувствуем правду, видим живых людей со всеми их противоречиями.

2) В пяти болдинских повестях Пушкин являлся в роли бытописателя, который изображает современную ему жизнь обыкновенных людей.

3) «Повести Белкина» пробуждали в народе уважение к человеческой личности.

4) Пушкин никогда не вдается в подробное объяснение поступков своих героев.

А). 1, 3, 2, 4; Б). 2, 4, 1, 3; В). 4, 2, 1, 3.

21. Найдите ошибки в характеристике текста.

Выпив чашку чая, Наташа шумно вздохнула, забросила косу за плечо и начала читать книгу в желтой обложке. Мать, стараясь не шуметь посудой, наливая чай, вслушивалась в плавную речь девушки. Но скоро, утомившись следить за рассказом, стала рассматривать гостей.

а) Стиль текста - публицистический.

б) Тип речи - описание.

в) Способ связи предложений в тексте - параллельный.

г) Средства связи - лексический повтор, личное местоимение

ПЕРЕЧЕНЬ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ ПО МОДУЛЯМ

Тема

1

Входной контроль. Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение изученного материала за 5 класс».

2

Контрольная тестовая работа № 2 по теме «Орфография».

3

Р.р. Контрольная работа № 3. Сочинение « Мало ли что можно делать в лесу, на море, в деревне…».

4

Контрольная работа №4. Изложение с творческим заданием «Связанные корни».

5

Контрольная работа №5. Тестовая работа «Имя прилагательное».

6

Контрольная работа№6. по теме «Словообразование»

7

Контрольная тестовая работа №7 за 1 полугодие.

8

Контрольная тестовая работа №8 «Причастие».

9

Р.р. Контрольная работа №9. Сочинение-рассказ с условным названием «Однажды…».

10

Р.р. Контрольная работа №10. Изложение с заменой формы глагола-сказуемого «Как заклеить камеру».

11

Контрольная тестовая работа № 11 по теме «Причастие и деепричастие»

12

Контрольная работа № 12 Диктант с грамматическими заданиями по теме «Правописание причастий и деепричастий».

13

Контрольная тестовая работа № 13 по теме «Имя числительное».

14

Р.р. Контрольная работа № 14. Изложение. «Любитель музыки».

15.

Итоговая контрольная тестовая работа за год № 16.





4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Класс: 6


сроки

К-во

час

№ урока

Тема урока

Форма контроля

Информационное обеспечение урока

Домашнее задание

1-четверть (48ч. Р.р. - 17)

Введение (1ч. Р.р. - 2ч.)

3.09

1ч.

1.

Слово - основная единица языка

объяснит. диктант


Упр.8

5.09

6.09

2ч.

2.

3.

Р.р. Что мы знаем о речи, стилях.

Р.р. Что мы знаем о типах речи.


презентация

Упр.16. Упр.24

Правописание.(16ч. р.р. - 4ч.)


6.09

1ч.

4.

Повторение орфографии и пунктуации.

словарный диктант

презентация

Упр.34

4.09

1ч.

5.

Употребление прописных букв

выборочный диктант

презентация

Упр.39

7.09

1ч.

6.

Буквы Ь и Ъ.

тест

презентация

Упр.45

10.09

11.09

12.09

3ч.

7.

8.

9.

Ор Орфограммы корня

диктант с комментированием

презентация

Упр.49.

Упр.54. Упр.56

13.09

14.09

17.09

3ч.

10.

11.

12.

Правописание окончаний слов

объяснительный диктант

презентация

Упр.59. Упр.62. ЗСП-2

13.09

1ч.

13.

К.р. № 1 Входной контроль. Диктант с грамматическими заданиями «Купание коней»

тест


Задания нет

18.09

19.09

20.09

20.09

4ч.

14.

15.

16.

17.

Слитное и раздельное написание не с глаголами, с именами существительными и прилагательными.

словарный диктант

презентация

Упр.66. Упр.71.Упр.74(1 п.)

21.09

1ч.

18.

Контрольная тестовая работа №2 по теме «Орфография».

тест


Задания нет

24.09

1ч.

19.

Работа над ошибками.

словарный диктант


Составить словарный диктант из ЗСП-1,2.

25.09

26.09

2ч.

20. 21.

Р.р. Что мы знаем о тексте.

анализ текста

презентация

Упр.77. 82.

27.09

27.09

2ч.

22.

23.

Р.р.К.р. № 3. Сочинение «Мало ли что можно делать в лесу, на море, в деревне!»

сочинение


Дописать сочинение

Части речи, их грамматические признаки.(2ч.)

28.09

01.10

2ч.

24.

25.

Части речи и члены предложения.

синтаксический разбор предложения

презентация

Упр.89. Упр.98.

Имя существительное.(11ч. Р.р.-2ч.)


02.10

1ч.

26.

Морфологические признаки имени существительного.

орфографический диктант

презентация

Упр.110

03.10

04.10

2ч.

27.

28.

Словообразование имён существительных

графический диктант

Электронное приложение к учебнику «Русский язык».6кл. под редакцией М.М.Рразумовской ООО Дрофа 2007

Упр.116.Упр.128

04. 10

05.10

2ч.

29.

30.

Правописание сложных имён существительных.

объяснит диктант

презентация

Упр.133. Упр.135

08.10

09.10

10.10

11.10


4ч.

31. 32. 33. 34.

Употребление имён существительных в речи.

творческий диктант

презентация

Упр.141.Упр.142.Упр.147.

11.10

12.10

2ч.

35. 36.

Произношение имён существительных.

творческий диктант

презентация

Упр.158. 167.

15.10

16.10

2ч.

37.

38.

Р.р. К.р. № 4. Изложение с творческим заданием «Связанные корни»

изложение


Задания нет

Речь. Стили речи.(9ч.)


17.10

18.10

2ч.

39. 40.

Р.р. Разграничение деловой и научной речи.

творческая работа

презентация

Упр.173.

18.10

19.10

2ч.

41. 42.

Р.р. Характеристика научного стиля.

анализ текста

презентация

Упр.176.

22.10

1ч.

43.

Р.р. Определение научного понятия.

анализ текста

презентация

Упр.184

23.10

24.10

2ч.

44. 45.

Р.р. Рассуждение-объяснение.

анализ текста

презентация

Упр.190(2 Задание)

25.10

25.10

2ч.

46. 47.

Р.р. Характеристика делового стиля.

анализ текста

презентация

Упр.196. Упр.199.

Имя прилагательное.(19ч.)


26.10

1ч.

48.

Морфологические признаки имени прилагательного.

словарный диктант

презентация

Упр.205


2-четверть (48 ч. Р.р. - 9ч.)

06.11

07.11

08.11

3ч.

49. 50. 51.

Словообразование имён прилагательных

тест

презентация

Упр.209.Упр.213. Упр.216

08 .11

09.11

12.11


3ч.

52. 53. 54.

Правописание сложных имён прилагательных.


тест


Упр.220. Упр.222. Упр.224.

13.11

14.11

15.11

15.11

16.11

5ч.

55.

56.

57.

58.

59.

Буквы н нн в именах прилагательных, образованных от имён существительных.

словарный диктант

проверочный диктант

комментированный диктант

презентация

Упр.227.Упр.228. Упр.231. Упр.233.Упр.235(2п.)

19.11

20.11

21.11

3ч.

60.

61.

62.

Употребление имён прилагательных в речи.

комментированный диктант

презентация

Упр.238. Упр.241

Упр.254..

22.11

22.11

2ч.

63

64.

Произношение имён прилагательных.

творческий диктант

презентация

Упр.258. Упр.261.

23.11

26.11

2ч.

65.

66.

К.р. № 5. Тестовая работа «Имя прилагательное»

Работа над ошибками.

тест


Упр.262


Текст(9ч.)


27.11

28.11

2ч.

67. 68.

Р.р. Способы связи предложений в тексте.

анализ текста

презентация

Упр.266. Упр.268

29.11

29.11

2ч.

69.

70.

Р.р. Средства связи предложений в тексте.

анализ текста

презентация

Упр.274

30.11

03.12 03.12

3ч.

71. 72.

73.

Р.р. Употребление параллельной связи с повтором.

анализ текста

презентация

Упр.282. Упр.285(3 зад.)

04.12

05.12

2ч.

74.

75.

Р.р. Как исправить текст с неудачным повтором.

творческий диктант

презентация

Упр.294. Упр.297.

Глагол.(18ч.)


06.12

1ч.

76.

Морфологические признаки глагола.

выборочный диктант

презентация

Упр.310

06 12

07.12

2ч.

77. 78.

Словообразование глаголов.

тест

Электронное приложение к учебнику «Русский язык».6кл. под редакцией М.М.Рразумовской ООО Дрофа 2007

Упр.314(3 зад.) Упр.318.

10.12

11.12

12.12

13.12

4ч.

79. 80. 81.

82.

Правописание приставок при- и пре-

комментированный диктант

презентация

Упр.322. Упр.327. Упр.331. Упр.337.

13.12

1ч.

83.

Буквы ы-и в корне после приставок.

тест

презентация

Упр.339. ЗСП-8

14.12

1ч.

84 .

К.р. №6. по словообразованию.

тест


Задания нет

17.12

18.12

19.12

20.12

4ч.

85. 86. 87. 88.

Употребление глаголов в речи.

анализ текста

презентация

Упр.342.Упр.345. Упр.349. Упр.356.

21.12

24.12

2ч.

89. 90.

Произношение глаголов.

анализ текста

презентация

Упр.359. Упр.363.

25.12

26.12

2ч.

91. 92.

Повторение орфографии.

словарный диктант


ЗСП-9, Упр.369. Упр.382.

20.12

1ч.

93. .

Контрольная тестовая работа №7 за 1 полугодие.

тест


Задания нет


Причастие.(27ч.)


27.12

27.12

28.12

3ч.

94. 95. 96.

Что такое причастие.


выборочный диктант

Электронное приложение к учебнику «Русский язык».6кл. под редакцией М.М.Рразумовской ООО Дрофа 2007

Упр.388. Упр.390. Упр392.


3-четверть. (60ч. Р.р. - 15ч.)


14.01

15.01

2ч.

97.

98.

Что такое причастие

морфологичекий разбор глаголов, прилагательных


Упр.398. Упр.400.

16.01

17.01

17.01

3ч.

99. 100. 101.

Причастный оборот


творческий диктант


Упр.406. Упр.408. Упр.410

18.01

21.01

22 01

23.01

24.01

5ч.

102. 103. 104. 105. 106.

Образование причастий. Действительные и страдательные причастия.

объяснительный диктант

Электронное приложение к учебнику «Русский язык».6кл. под редакцией М.М.Рразумовской ООО Дрофа 2007

Упр414. упр.417. Упр.419. Упр.425. ЗСП-10

24.01

25.01

28.01

29.01

30.01

5ч.

107. 108. 109. 110. 111.

Полные и краткие причастия.


выборочный диктант

Электронное приложение к учебнику «Русский язык».6кл. под редакцией М.М.Рразумовской ООО Дрофа 2007

Упр.430.Упр.434.

Упр.438. Упр.441.

31 01.

31.01


2ч.

112.

113.

Повторение изученного о причастии

Контрольная тестовая работа №8 «Причастие»

тест


Задания нет

01.02

04.02

05.02

3ч.

114. 115. 116.

Буквы н и нн в причастиях.

словарный диктант



Упр.446. Упр.449. Упр.451.

06.02.

07.02.

07.02

08.02

4ч.

117.

118. 119. 120.

Слитное и раздельное написание не с причастиями.

словварный диктант

объяснительный диктант

Электронное приложение к учебнику «Русский язык».6кл. под редакцией М.М.Рразумовской ООО Дрофа 2007

Упр.452. Упр.454. Упр.455. ЗСП-11

Типы речи. Повествование.(11ч.)


11.02

12.02

13.02

3ч.

121. 122.

123.

Повествование художественного и разговорного стилей.

анализ текста

презентация

Упр.462. Упр.470

14.02

14.02

2ч.

124. 125.

Повествование в рассказе.

творческая работа

презентация

Упр.478, 479

15.02

18.02

2ч.

126. 127.

Р.р. К.р. №9. Сочинение-рассказ с условным названием «Однажды…».

сочинение


Дописать сочинение

19.02

20.02

2ч.

128. 129.

Повествование делового и научного стилей.

Проверочный диктант

презентация

Упр.482. Упр.487.

21.02

21.02

2ч.

130. 131.

Р.р. К.р №10. Изложение с заменой формы глагола-сказуемого «Как заклеить камеру».

изложение


Задания нет

Деепричастие.(21ч.)


22.02

25.02

2ч.

132. 133.

Что такое деепричастие.

словарный диктант

презентация

Упр.491. Упр.495.

26.02

27.02

2ч.

134.

135.

Деепричастный оборот.

деформированный текст

презентация

Упр.497

28.02

1ч.

136.

Правописание не с деепричастием.

объяснительный диктант

презентация

Упр.505

28.02

01.03

04.03

05.03


4ч.

137.

138.

139.

140.

Образование деепричастий.

Деепричастия несовершенного и совершенного вида.


комментированный диктант

Электронное приложение к учебнику «Русский язык».6кл. под редакцией М.М.Рразумовской ООО Дрофа 2007

Упр.509. Упр.515. Упр.512. ЗСП-12

06.03

07.03

07.03

3ч.

141. 142. 143.

Употребление причастий и деепричастий в речи.

анализ текста

презентация

Упр.520. Упр.526. Упр.535.

11.03

12.03

13.03

3ч.

144. 145. 146.

Произношение причастий и деепричастий.

орфоэпический диктант

презентация

Упр.538. Упр.539. Упр.542.

14.03

1ч.

147.

К.р. № 11 Тестовая работа «Причастие и деепричастие»

.тест


Задания нет

14.03

15.03

18.03

3ч.

148. 149. 150.

Повторение орфографии и пунктуации.

объяснительный диктант


Упр.543.(1абзац), Упр.543.(3 зад.,6зад.)Упр.549.

19.03

20.03

2ч.

151. 152.

К.р. № 12 Диктант с грамматическими заданиями.

Работа над ошибками.

диктант


Упр.550

Типы речи. Описание.(4ч.)


21.03

21.03

22.03

23.03

4ч.

153. 154. 155 .

156.

Описание места.

анализ текста

презентация

Упр.554. упр.558. упр.568. Упр.571.

4 четверть (50ч. Р.р.- 11ч.)

Имя числительное.(18ч.)


01.04.

1ч.

157.

Что обозначает имя числительное.

выборочный диктант

Электронное приложение к учебнику

Упр.577.

02.04

03.04

2ч.

158. 159.

Простые, сложные и составные числительные. .


комментированный диктант

презентация

Упр.578. Упр.583. Упр.585(1,2 зад.). Упр.585(3 зад.).

04.04

04.04

2ч.

160.

161.

Правописание числительных



05.04

08.04

09.04

162. 163. 164.

Количественные числительные. Их разряды.

Склонение, правописание дробных числительных.

Склонение, правописание собирательных числительных.

диктант «Проверь себя»

презентация

Упр.588. Упр.595.Упр.608.

10.04

11.04

11.04

12.04


4ч.

165. 166. 167. 168.

Изменение порядковых числительных.

объяснительный диктант

презентация

Упр.612. Упр.613(2 задание). Упр.615. Упр.616

15.04

16.04

17.04

18.04

18.04

5ч.

169

170. 171. 172. 173.

Употребление числительных в речи.

Произношение имён числительных.

словарный диктант

презентация

Упр.617. упр.618. ЗСП-13. Упр.625

19.04

1ч.

174.

К.р. № 13 Тестовая работа «Имя числительное»



Упр.626. Упр.629.

Типы речи. Описание.( 5ч.)


22.04

23.04

24.04

25.04

25.04

5ч.

175.

176. 177. 178. 179.

Описание состояния окружающей среды.

анализ текста

Электронное приложение к учебнику

Упр.623. Упр.635. Упр.637. Упр.643.

Местоимение (19ч. Р.р. 2ч.)


26.04

29.04


2ч.

180. 181.

Какие слова называются местоимениями.

словарный диктант

Электронное приложение к учебнику

Упр.648. Упр.650.

30.04

1ч.

182.

На какие разряды делятся местоимения по значению.

тест

Электронное приложение к учебнику

Выписать из произведений предложения с местоимениями

05.05

1ч.

183.

Личные местоимения.

распределительный диктант

Электронное приложение к учебнику

Упр.659

05.05

1ч.

184.

Возвратное местоимение себя.

словарный диктант

Электронное приложение к учебнику

Упр.663.

06.05

1ч.

185.

Притяжательные местоимения.

комментированный диктант

Электронное приложение к учебнику

Упр.667. ЗСП-14

07.05

1ч.

186.

Указательные местоимения.

анализ текста

Электронное приложение к учебнику

Упр.671.

08.05

10.05

2ч.

187. 188.

Определительные местоимения.

предупредительный диктант

Электронное приложение к учебнику

Упр.676. Упр.678.

13.05

14.05

2ч.

189. 190.

Вопросительно- относительные местоимения.

распределительный диктант

Электронное приложение к учебнику

Упр.680. Упр.682.

15.05

16.05

2ч.

191. 192.

Р.р. К.р № 14. Подготовка и написание изложения «Любитель музыки».

изложение

Задания нет

16.05

17.05

2ч.

193. 194.

Отрицательные местоимения.

словарный диктант

Электронное приложение к учебнику

Упр.684. Упр.687.

20.05

1ч.

195.

Неопределённые местоимения.

выборочный диктант


Упр.690

21.05

22.05

23.05

23.05

24.05


4ч.

196. 197. 198.

199.

200.

Употребление местоимений в речи.

анализ текста

Электронное приложение к учебнику

Упр.695. Упр.697.


анализ текста


Упр.701. упр.702.

27.05


1ч.

200.

Произношение местоимений.

диктант с грамматическим заданием


Упр.726

Речь. Текст.(4ч.)

28.05

29.05

2ч.

201.

202.

Р.р. Соединение в тексте разных типовых фрагментов.

анализ текста


Упр.706. Упр.711.

30.05

1ч.

203

Р.р. Повторение речеведческих понятий.

творческая работа


Упр.722

30.05

1ч.

204

Р.р. Повторение речеведческих понятий.



31.05

1ч.

205

Итоговая контрольная работа. № 16

тест


Задания нет

31.05.

1ч.

206

Работа над ошибками.




3. Требования к уровню подготовки учащихся

К концу 6 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:

  • по орфоэпии: правильно произносить употребительные сложносокращенные слова; употребительные слова изученных частей речи;

  • по лексике и фразеологии: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, с учетом условий и задач общения; избегать засорения речи иноязычными словами; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; пользоваться различными видами словарей.

  • по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа; составлять словообразовательную цепочку слов, включающую 3-5 звеньев; различать морфологические способы образования изученных частей речи.

  • по морфологии: квалифицировать слово как часть речи; образовывать употреблять формы изученных в 6 классе частей речи в соответствии с нормами литературного языка; определять грамматические признаки изученных частей речи.

  • по орфографии: характеризовать изученные орфограммы и объяснять написание слов; правильно писать слова, написание которых подчиняется правилам, изученным в 6 классе, а также слова с непроверяемыми орфограммами, написание которых отрабатывается в словарном порядке, свободно пользоваться орфографическим словарем;

  • по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи, изученных в 6 классе; правильно строить и произносить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи.

5. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: УМК

АВТОР

НАЗВАНИЕ

ИЗД-ВО

Год

1

Под редакцией

М.М.Разумовской

Учебник для общеобразовательных учреждений «Русский язык» 6 класс

Дрофа

2008

2

М.М.Разумовская

Методические рекомендации к учебному пособию для 6 класс общеобразовательных учреждений

Москва

1999

3

О.В.Беляева, О.А.Даценко

Универсальные поурочные разработки по русскому языку. 6 класс к учебнику М.М.Разумовской

Москва

«ВАКО»

2010

4.

Н.В.Егорова

Контрольно-измерительные материалы для 6 класса

Москва «ВАКО»

2009


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

АВТОР

НАЗВАНИЕ

ИЗД-ВО

Год

1

Т.А.Захарова, О.В.Левина и др.

Уроки русского языка с применением информационных технологий. 5-6 классы

Москва «Планета»

2010

2.

Н.М.Сулицкая

Творческая работа на уроках русского языка. 5-11 классы

Волгоград

2012

3.

А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова

Раздаточные материалы по русскому языку. 6 класс

Дрофа

2011



ПРИНЯТЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ


Р.р.

Развитие речи

К.р.

Контрольная работа

К.т.р.

Контрольная тестовая работа




© 2010-2022