- Преподавателю
- Обществознание
- СОСТАВЛЕНИЕ СЛОЖНОГО ПЛАНА (ЕГЭ обществознание)
СОСТАВЛЕНИЕ СЛОЖНОГО ПЛАНА (ЕГЭ обществознание)
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Трубицына О.Н. |
Дата | 12.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
СОСТАВЛЕНИЕ СЛОЖНОГО ПЛАНА РАЗВЕРНУТОГО ОТВЕТА ПО ЗАДАННОЙ ТЕМЕ.
Отдельно следует остановиться на задании, введенном в экзамен в 2010 году, - задании С8. Оно требует составления сложного плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Выполнение этого задания предполагает
-
корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
-
полноту отражения основного содержания в плане;
-
соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Основным условием выполнения данного задания является системное, глубокое, достаточно объёмное и разностороннее знание темы, требующее привлечения обществоведческого материала, а также знаний из смежных учебных дисциплин и, по возможности, оперативных знаний, получаемых из СМИ.
При выполнении задания выпускникам предстоит:
а) с одной стороны, в заданной формулировке темы обнаружить
известный им содержательный материал;
б) с другой стороны, выстроить логику презентации знания по
теме в виде пунктов сложного плана.
Методические рекомендации по составлению сложного плана
При составлении сложного плана можно воспользоваться следующими рекомендациями:
-
представьте содержание обществоведческого курса, раскрывающее предложенную тему;
-
разделите это содержание на смысловые части, выделив в каждой из них главную мысль;
-
озаглавьте каждую часть;
-
в каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль;
-
проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы;
-
в случае необходимости внесите корректировки;
-
помните, что план должен охватывать основное содержание темы;
-
в заголовках (пунктах и подпунктах плана) нежелательно повторять сходные формулировки.
При составлении сложного плана развёрнутого ответа учащиеся могут воспользоваться универсальным алгоритмом:
I. Понятие, сущность...
II. Характерные черты, основные принципы
-
Специфические признаки...
-
Важнейшие задачи, основные функции...
V. Формы, типы, виды, классификации ...
VI. Структура...
VII. Основные этапы, стадии развития ...
VIII. Особенности развития...
IX. Тенденции развития в современном мире, в РФ
X. Значение ... в развитии общества, личности
Задания
-
Вам поручено подготовить развернутый ответ по проблеме «Биологическое и социальное в человеке». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
-
Вам предстоит выступить на школьной конференции на тему «Деятельность человека в ее многообразии». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
-
Вам необходимо написать реферат на тему «Общение как форма межличностных взаимодействий». Составьте план, в соответствии с которым вы будете ее освещать.
-
Для выступления на семинарском занятии вам нужно подготовить развернутый ответ на тему «Межличностные конфликты и способы их разрешения». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
-
Вам поручено подготовить доклад на тему «Познание человеком мира и самого себя». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
-
Вы готовитесь к зачету по обществознанию на тему «Социализация индивида». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
-
Вам поручено написать статью в школьную газету на тему «Наука в жизни современного общества»'. Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
-
Вам поручено подготовить развернутый ответ на тему «Религия как форма духовной культуры». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
9. Вам необходимо написать творческую работу на тему «Обра
зование как социальная ценность». Составьте план, в соответствии
с которым вы будете освещать эту тему.
-
Вы являетесь участником конкурса научно-исследовательских работ старшеклассников с докладом на тему «Многовариантность и движущие силы развития общества». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
-
Вам поручено написать статью в школьную газету на тему «Общественный прогресс». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
-
Вам поручено подготовить развернутый ответ на тему «Мораль как регулятор социальных отношений». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
-
Вы являетесь участником конкурса научно-исследовательских работ старшеклассников с докладом на тему «Предпринимательство в экономике». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
-
Вам необходимо написать творческую работу на тему «Политический процесс в современном обществе». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
-
Вам предстоит выступить на школьной конференции на тему «Налоги в Российской Федерации». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
-
Вам поручено подготовить развернутый ответ на тему «Система российского права». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
-
Вам поручено подготовить развернутый ответ на тему «Конституция РФ - основной закон общества и государства». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
-
Вам поручено подготовить развернутый ответ на тему «Государство в рыночной экономике». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
Ответы
Ответ к заданию 1.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки, не искажающие его смысл)
При анализе ответа учитываются:
-
корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли;
-
отражение в плане основных аспектов темы в определенной (адекватной заданной теме) последовательности.
* Ответ к заданию № 1 представляет собой образец оценивания задания С8 на ЕГЭ (согласно демонстрационному варианту, размещенному на «тему.Кима) по критериям с указанием баллов.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки, не искажающие его смысл)
Баллы
Один из вариантов раскрытия данной темы:
1. Наиболее распространенные теории происхождения человека:
а) религиозная
б)' эволюционная теория Ч. Дарвина
в) трудовая теория Ф. Энгельса
2. Основные подходы ученых к определению понятия «человек».
3. Биосоциальная природа человека:
а) человек - часть природы
б) человек - существо общественное
4. Взаимосвязь и взаимовлияние биологического и социального
в человеке.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов плана.
Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты плана охватывают основные аспекты темы и раскрывают ее в определенной последовательности
3
Формулировки пунктов плана корректны. Отдельные существенные для данной темы аспекты не нашли отражения в плане. Тема разворачивается последовательно.
ИЛИ
Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты плана охватывают основные аспекты темы, но не представлены в определенной, адекватной теме, последовательности.
2
Отдельные формулировки пунктов плана корректны. Целостного и последовательного раскрытия темы план не дает.
1
Формулировки пунктов плана не соответствуют теме.
ИЛИ
Ответ неправильный.
0
Максимальный балл
3
Ответ к заданию 2.
I. Деятельность как способ человеческого бытия.
II. Специфические особенности человеческой деятельности.
III. Структура деятельности:
1)субъект
2)объект
-
цель
-
средства
-
результат
IV. Мотивы деятельности.
V. Два основных типа деятельности:
-
практическая деятельность
-
духовная деятельность
VI. Ведущие виды деятельности в жизни человека:
-
игра
-
учение 3)труд
Ответ к заданию 3.
I. Понятие и специфические признаки общения.
II. Функции общения в формировании и развитии человека.
-
Общение как субъект-субъектное взаимодействие.
-
Типы субъектов общения:
-
реально существующие субъекты
-
иллюзорные партнеры
-
воображаемые партнеры
V. Средства общения.
VI. Виды общения:
-
непосредственное и опосредованное
-
прямое и косвенное
VII. Факторы, способствующие успешному общению:
1) взаимопонимание
2)солидарность 3)толерантность
Ответ к заданию 4.
I. Понятие и специфические особенности межличностного конфликта.
II. Участники конфликта.
-
Причины возникновения межличностного конфликта.
-
Повод для конфликта.
V. Основные концепции, раскрывающие сущность конфликта.
VI. Функции конфликтов.
VII. Виды межличностных конфликтов.
VIII. Факторы, влияющие на успешное разрешение межличностных кон
фликтов.
IX. Взаимосвязь межличностных конфликтов с другими видами социаль
ных конфликтов.
Ответ к заданию 5.
I. Познание как форма адекватного отражения действительности.
II. Структура познания:
-
субъект познания
-
объект познания
3)результат познания
1) агностицизм 2)скептицизм 3)гностицизм
IV. Формы познания:
-
чувственное (ощущение, восприятие, представление)
-
рациональное (понятие, суждение, умозаключение)
V. Виды познания:
-
научное и ненаучное познание
-
религиозное, мифологическое, художественное познание
VI. Методы познания человеком мира и самого себя.
VII. Многообразие форм человеческого знания. I,.
Ответ к заданию 6.
I. Понятие социализации.
II. Задача и функция социализации.
-
Соотношение понятий «социализация» и «воспитание».
-
Виды социализации: 1) первичная
2)вторичная
V. Факторы, способствующие успешной социализации:
-
агенты социализации
-
социальные лифты
-
социально-экономические и политические условия
Ответ к заданию 7.
I. Понятие науки:
-
наука как социальный институт
-
наука как отрасль духовного производства
-
наука как особая система знаний
II. Виды науки:
-
фундаментальные науки
-
прикладные науки.
-
классификация наук в зависимости от предмета и метода познания
-
Специфические признаки науки.
-
Функции современной науки:
-
культурно-мировоззренческая
-
познавательно-объяснительная
-
прогностическая
-
интеграционная
-
социальная
-
производственная
V. Развитие науки.
VI. Особенности научной картины мира.