Проблемно-эвристический урок потеемеСМИ-средства массовй информации или средства моей информации

Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проблемно-эвристический урок по теме: «СМИ - средства массовой информации или средства моей информации…»

Автор:

учитель обществознания -

Августовская Елена Борисовна


Методический комментарий к работе:

Данная методическая разработка составлена с учётом требований учебной программы по обществознанию (профильный уровень) в 11 классе, на основе Примерной программы по обществознанию на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, а также с учётом УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова, методический аппарат которого ориентирован на активную работу с различными источниками социальной информации и проектную деятельность.

Цель курса «Обществознание» - способствовать социализации школьников, их приобщению к ценностям демократии, правового государства, демократического общества, личностному развитию школьников, воспитанию гражданственности и социальной ответственности.

Исходя из требований к уровню подготовки выпускники должны…

уметь:

  • Осуществлять комплексный поиск, интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов.

  • Анализировать и классифицировать представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;

  • объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов;

  • формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по представленным проблемам.

Данный вопрос представлен заданиями ЕГЭ по обществознанию (высокий уровень сложности): фрагмент научно-популярного текста, самостоятельное раскрытие смысла ключевого обществоведческого понятия (т.е.СМИ - это…), конкретизация обществоведческого понятия /явления, анализ представленной информации и формулирование самостоятельных суждений. (Анализ заданий с использованием темы «СМИ» проведён на основе КИМов (сайт fipi) с 2007 по 2014 год)

Наибольшую ценность данный урок имеет для подбора информации при написании обществоведческого эссе по проблеме, сформулированной в теме урока.

Цель урока: способствовать выработке собственной оценки обучающимися роли СМИ в жизни общества и отдельной личности, как условия политической социализации.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Знать функции, способы отбора и каналы распространения информации в современном информационном обществе;

  • Уметь определять роль СМИ в политической системе общества;

  • Рассмотреть тезис «СМИ - четвёртая власть» с точки зрения согласия и несогласия с данной формулировкой;

  • Уметь определить роль и значение СМИ в жизни подростка («Средства моей информации»).

Развивающие:

учебно-познавательные:

  • Закрепление навыка работы, связанного с самостоятельным поиском и получением информации из различных источников (публицистического и научного характера ), необходимой для обсуждения заявленной проблемы;

  • Формирование умения аргументированно представлять субъектную позицию обучающимся.

коммуникативные:

  • Закрепление навыка работа в малой формальной группе;

  • Формирование умения вербального и невербального обмена информацией;

  • Закрепление навыка ведения полилога и монологического выступления с использованием принципов логического построения и аргументации;

информационная:

  • Навык создания иллюстративного образа, перевод текста в иную знаковую систему;

Воспитательные:

  • Создание педагогических условий для осознанного выбора обучающимися дальнейшего личностного интеллектуального развития;

  • Воспитание эмпатии, уважительного отношения к собеседнику, признание права существования иного мнения;

  • Формирование умения адекватной оценки информационного потока.

Проблемный вопрос: «Современные СМИ - это средства формирования общественного сознания и/или один из способов становления индивидуального сознания? »

Тип урока: проблемно-эвристический урок.

Форма урока: исследование.

ФОПД: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы урока:

По источнику знаний: практическое

По характеру познавательной деятельности: частично-поисковый

По дидактической цели: изучение нового материала

Оборудование урока: информационные пакеты; чистые листы формата А-3, А-4 (этап рефлексии), маркеры, фломастеры; мультимедийная доска.

План урока:

Этапы урока

Время проведения этапа

Организационный момент

1 минута

Мотивационный - Обеспечение мотивации изучения нового материала, Актуализация субъективного опыта обучающихся

2 минуты

Этап формулирования проблемного вопроса урока - ввод в проблему, осмысление обучающимися её сути

2 минуты

Решение проблемной ситуации 1 «Функции, способы отбора и каналы распространения информации в современном информационном обществе» - работа в группах - изучение публикаций, статей, учебной литературы

10 минут

Афиширование результатов работы обучающимися с последующим составлением кластера

5 минут

Решение проблемной ситуации 2 «Роль СМИ в политической системе общества» - работа в группах - изучение публикаций, статей, интервью.

10 минут

Афиширование результатов работы обучающимися с последующим созданием опорного конспекта в виде А) ключевых слов; Б) символов (рисунков);

5 минут

Мозговой штурм в группах по проблеме «СМИ - это только печатный вестник власти. Другие функции и каналы СМИ не нужны».

10 минут

Анализ предложенных обучающимися идей и аргументов - подведение обучающихся к выводу о необходимости различных функций и каналов СМИ, невозможность в информационном обществе в условиях глобализации мирового сообщества сузить роль СМИ до коммуникационного канала между субъектами политики и политическими институтами.

5 минут

Решение проблемной ситуации 3 - «СМИ - четвёртая власть» - работа в группах - изучение публикаций, статей, интервью с использованием метода эвристических вопросов - Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Каждая группа получает свою пару вопросов (их моделирование может быть осуществлено самим учителем, «слепым» выбором обучающимися). Например: 1) Кто?-Зачем? 2) Где? - Когда? 3) Что? - Как? И т.д.

10 минут

Афиширование результатов работы групп - создание кластера на доске через запись ключевых слов, словосочетаний.

5 минут

Решение проблемной ситуации 4 - «Роль СМИ в жизни подростка» - эвристическая беседа

7 минут

Анализ высказываний обучающихся - подведение их к выводу, что СМИ в жизни современного подростка выступают одним из социальных институтов, способствующий его социализации. Какую роль будут играть СМИ в формирования сознания подростка старшего возраста, зависит от множества факторов, определяющими из которых являются:

  • с позиций государства - контролирования, координации СМИ, использования их как элемента политической системы общества для формирования общественного и индивидуального сознания, мобилизации общества для реализации общественно-значимых и национальных интересов;

  • мир взрослых (контроль, отбор информации),

  • ценностных установок социальных групп, в которых находится подросток,

  • выбор САМИМ подростком ресурсов СМИ для личностного развития

2 минуты

Подведение итогов урока - обобщение материалов урока - акцентирование внимания обучающихся на значение СМИ - в рамках урока, используя статьи, публикации, интервью, мы получили новое знание, выработали своё отношение к различным аспектам деятельности СМИ, т.е. информация носит как массовый характер, так и используется для интеллектуального роста и личной осведомленности индивида.

2 минуты

Рефлексия с помощью приёма «Круги по воде»

2 минуты

Запись и комментирование домашнего задания - создание в компьютерном, рисованном варианте, в форме коллажа А) мотиватора «Газеты и журналы - с пользой проведенное время»; Б) демотиватора «Интернет и дети»

2 минуты

Карта урока:

Название этапа

Время

Развитие личностных качеств

и психологических процессов

Репродуктивные формы деятельности

Продуктивные формы деятельности

Организационный момент

1 минута Слайд 1

Внимание, память, организованность.

Любознательность,

Рефлексивность,

Целеустремленность.

Мотивационный

2 минуты

Видеосюжет (тематика сюжета определяется учителем - см.план урока)

Слайд 2

Внимание

Мышление,

Аналитичность,

Точность, уместность речи,

Активность.

Этап формулирования проблемного вопроса урока

2 минуты

Слайд 3

Внимание

Критической мышление,

Аналитичность.

Решение проблемной ситуации 1 «Функции, способы отбора и каналы распространения информации в современном информационном обществе»

10 минут

Внимание, память, мышление

Активность
Ответственность
Культура эмоций
Активное слушание
Коммуникативная культура
Аргументированность
Самостоятельность

Афиширование результатов работы обучающимися

5 минут

Слайд 4,5

Память

Мышление

Внимание

Понимание материала

Рефлексивность,

Гибкость мышления,

Глубина рассуждения,

Точность и аргументированность,

Аналитичность,

Активность,

Речевая инициатива

Решение проблемной ситуации 2 «Роль СМИ в политической системе общества»

10 минут

Внимание, память, мышление

Активность

Ответственность

Культура эмоций

Активное слушание

Коммуникативная культура

Аргументированность

Самостоятельность

Афиширование результатов работы обучающимися с последующим созданием опорного конспекта в виде А) ключевых слов; Б) символов (рисунков);

5 минут

Слайды 6,7

Память,

Точность,

Самостоятельность.

Аналитичность,

Системность,

Рефлексивность,

Творческая активность,

Креативность.

Мозговой штурм в группах по проблеме «СМИ - это только печатный вестник власти. Другие функции и каналы СМИ не нужны».

10 минут

Слайд 8

Внимание, мышление,

Память, творческой воображение.

Культура эмоций

Коммуникативная культура

Активность

Самостоятельность

Глубина рассуждений

Аргументированность

Системность

Аналитичность

Рефлексивность

Анализ предложенных обучающимися идей и аргументов

5 минут

Память,

Понимание материала.

Глубина рассуждений

Точность речи

Рефлексивность

Коммуникативная кульутра

Решение проблемной ситуации 3 - «СМИ - четвёртая власть»

10 минут

Внимание, память, мышление

Активность

Ответственность

Культура эмоций

Активное слушание

Коммуникативная культура

Аргументированность

Самостоятельность

Афиширование результатов работы групп

5 минут

Слайд 9,10

Внимание, память, организованность.

Аналитичность

Аргументированность

Точность, уместность, выразительность речи

Системность

Коммуникативная культура

Целеустремленность

Решение проблемной ситуации 4 - «Роль СМИ в жизни подростка

7 минут

Слайд 11

Внимание, память, мышление

Активность

Ответственность

Культура эмоций

Активное слушание

Коммуникативная культура

Аргументированность

Самостоятельность

Анализ высказываний обучающихся

2 минуты

Память, мышление, внимание, понимание учебного материала.

Рефлексивность

Гибкость мышления

Глубина рассуждения

Точность и аргументированность

Аналитичность

Активность

Речевая инициатива

Подведение итогов урока - обобщение материалов

2 минуты

Слайд 12

Внимание, память, организованность.

Рефлексивность
Коммуникативная культура

Рефлексия

2 минуты

Внимание, память, мышление.

Рефлексивность, ответственность,

Запись и комментирование домашнего задания 2 минуты

Внимание, память

Активное слушание

Ход урока:

  1. Подготовка обучающихся к работе на уроке. Полная готовность класса и оборудования.


  1. Приветствие учеников. Демонстрация ролика из новостей, связанного с современными событиями

Вопросы учителя:

  • Насколько, на ваш взгляд, необходимо освещение событий внутреннего характера?

  • Все ли проблемы и вопросы, которые возникают во внутренней политике государства необходимо освещать?

  • В каком ракурсе, на ваш взгляд, должны быть представлены эти репортажи (только критика или только одобрение)?

  • От чего (кого) зависит информирование и контекст передачи информации?

  • Как эта информация, её подача может, на ваш взгляд, повлиять на сознание как отдельно взятого человека, таки группы?

Формулирование целей урока обучающимися, корректировка учителем (при необходимости).

Вступительное слово учителя: В настоящее время одно из главных мест в политических процессах занимает средства массовой информации (СМИ). Их взаимодействие с политикой, её субъектами повседневно ощущается в самых различных формах и проявлениях. Значимость СМИ становится очевидной, если учесть, что инструменты массовой коммуникации как таковые являются инструментами власти («четвертая власть»). Оперативность и динамичность дают СМИ возможность эффективно воздействовать на духовную жизнь общества, на сознание широчайших масс населения. Они могут способствовать возбуждению общественного мнения в поддержку определенных целей, того или иного политического курса. В то же время они могут выполнять интеграционные функции, убеждая людей благосклонно воспринимать и усваивать господствующие социально - политические ценности. Политическое содержание просматривается в деятельности СМИ особенно в периоды различных изменений в системе общественных отношений, в формах государственного правления. Роль СМИ в политике нельзя оценивать однозначно. Они представляют собой сложный и многогранный институт, состоящий из множества органов и элементов, предназначенных реализовывать многообразные задачи информирования населения о происходящих в каждой конкретной стране и во всем мире событиях и явлениях. СМИ играют большую роль в обществе, во многом определяя «настроение умов», общественное мнение, способствуют формированию определенной системы ценностей. СМИ воздействуя на сознание, предлагая и тиражируя готовые образцы поведения (подчас не самые лучшие), становятся «властителями наших дум» и прежде всего будущего поколения нашей страны. Нередко СМИ называют четвертой властью в государстве, что подтверждает их все возрастающую роль в общественной жизни.


  1. Постановка проблемного задания 1 - «Функции, способы отбора и каналы распространения информации в современном информационном обществе». Обучающиеся в группах работают с информационным пакетом, блок 1 [1] - им необходимо составить кластер, в котором при помощи ключевых слов (существительное, наречие) или словосочетания, выделить А) функции; Б) способы отбора; В) каналы распространения СМИ. Можно предложить составить обучающимся по данному вопросу спайдограмму (сложная круговая схема).


  1. Афиширование результатов работы обучающимися с последующим составлением кластера. Кластер составляется учителем на доске, как обобщенный результат работы групп. Задача групп - скорректировать созданные в ходе работы кластеры.


  1. Постановка проблемного задания 2 - «Роль СМИ в политической систем общества». Обучающиеся работают с информационным пакетом, блок 2 [2] - им необходимо составить опорный конспект, используя ключевые слова, словосочетания, возможно схематичные рисунки.


  1. Афиширование результатов работы обучающимися с последующим созданием опорного конспекта в виде А) ключевых слов; Б) символов (рисунков). Данные опорные конспекты (так как они носят авторский характер), лучше обучающимся зарисовывать на листах формата А-3, которые затем, как конечный образовательный продукт, афишируются на доске. Задача всех групп - скорректировать созданные в ходе работы опорные конспекты.


  1. Мозговой штурм в группах по проблеме «СМИ - это только печатный вестник власти. Другие функции и каналы СМИ не нужны». Учителю нужно учесть готовность (опыт) обучающихся к ведению «мозгового штурма» в группе. На данном этапе учителю необходимо нацелить обучающихся к поиску решений, которые будут носить как характер защиты, выдвинутой проблемы, так и критики. В соответствие с этим, курировать ведение записей на листах, с целью накопления аргументов.


  1. Анализ предложенных обучающимися идей и аргументов - учитель фиксирует на доске (кратко) аргументы защиты и критики.


  1. Решение проблемной ситуации 3 - «СМИ - четвёртая власть». Обучающиеся работают с информационным пакетом, блок 3 [3]. Можно предложить обучающимся формулирование этой проблемы (заглавия этапа работы) с различным стилем - повествовательном, восклицательным, вопросительным. Осуществив свой выбор стиля высказывания, обучающиеся должны привести соответствующие аргументы.


  1. Афиширование результатов работы обучающимися с последующим составлением кластера. Кластер составляется учителем на доске, как обобщенный результат работы групп. Задача групп - скорректировать созданные в ходе работы кластеры.


  1. Решение проблемной ситуации 4 - «Роль СМИ в жизни подростка». (Этот прием рассчитан на перестройку образа мышления, позиции субъекта мышления, т.е. обучающегося. Эвристическая беседа требует от преподавателя импровизационных умений, которые основываются на свободном владении различными аспектами и уровнями решения проблемы, с одной стороны, и способами построения диалога, формами взаимодействия с аудиторией на всех этапах решения проблемы - с другой). Главными условиями успешности эвристической беседы являются:

  • Каждый из поставленных вопросов является логическим шагом поиска;

  • Вопросы взаимосвязаны;

  • Поиск ответов и решения осуществляется учениками при частичном руководстве учителя самостоятельно: учитель направляет - ученики решают шаги целостной задачи;

  • Такой поиск ориентирован на способы получения знаний или на доказательство их истинности;

  • В успехе поиска большую роль играет запас уже имеющихся знаний. [4].



  1. Анализ высказываний обучающимися.


  1. Подведение итогов урока - обобщение материалов урока. Здесь уместно обратиться к доске, на которой зафиксированы конечные образовательные продукты всех этапов урока (проблем) - 2 кластера, опорные конспекты, таблица аргументов по 3 проблеме. Необходимо выстраивать, располагать эти образовательные продукты в той последовательности, которая соответствует плану урока. Для этого лучше использовать возможности мультимедийной доски, где сохраненные файлы учитель демонстрирует в качестве иллюстрации вывода урока.



  1. Запись и корректирование домашнего задания: Мотиватор - это изображение-макрос, состоящее из картинки и комментария надписи (слогана), призывающая к позитивному действию, приносящему пользу отдельно взятому человеку, группе людей, всему обществу в целом, то есть продвижение и реализации того или иного дела. Демотиваторы - изображение-макрос, состоящее из картинки в рамке и комментирующей её надписи-слогана, составленное по достаточно строгому канону. По сути - это то, что мешает продвижению или реализации чего-либо положительного, хорошего.

[1]

Информационный пакет. Блок 1.

«Функции, способы отбора и каналы распространения информации

в современном информационном обществе».


Функции СМИ разнообразны. В любом современном обществе они в той или иной форме выполняют ряд общих политических функций. Пожалуй, важнейшей из них является информационная функция. Она состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. Добываемая и передаваемая масс-медиа информация включает не только беспристрастное, фотографическое освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку.

Конечно, далеко не все распространяемые СМИ сведения (например, прогнозы погоды, развлекательные, спортивные и другие подобные сообщения) носят политический характер. К политической информации относятся те сведения, которые имеют общественную значимость и требуют внимания со стороны государственных органов или оказывают на них воздействие. На основе получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других политических институтов, об экономической, культурной и иной жизни общества.

Информационная деятельность СМИ позволяет людям адекватно судить о политических событиях и процессах лишь в том случае, если она выполняет и образовательную функцию. Эта функция проявляется в сообщении гражданам знаний, позволяющих адекватно оценивать и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников, правильно ориентироваться в сложном и противоречивом потоке информации.

Образовательная роль СМИ тесно связана с их функцией социализации и по существу перерастает в нее. Однако, если политическое образование предполагает систематическое приобретение знаний и расширяет познавательные и оценочные возможности личности, то политическая социализация означает интернализацию, усвоение человеком политических норм, ценностей и образцов поведения. Она позволяет личности адаптироваться к социальной действительности. Информационная, образовательная и социализационная деятельность позволяют СМИ выполнять функцию критики и контроля. Эту функцию в политической системе осуществляют не только масс-медиа, но и оппозиция, а также специализированные институты прокурорского, судебного и иного контроля.

Однако критика СМИ отличается широтой или даже неограниченностью своего объекта. Их контрольная функция основывается на авторитете общественного мнения. Хотя СМИ, в отличие от государственных и хозяйственных органов контроля, не могут применять административные или экономические санкции к нарушителям, их контроль часто не менее эффективен и даже более строг, поскольку они дают не только юридическую, но и моральную оценку тем или иным событиям и лицам. СМИ не только критикуют недостатки в политике и обществе, но и выполняют конструктивную функцию артикуляции различных общественных интересов, конституирования и интеграции политических субъектов. Они обеспечивают представителям различных общественных групп возможность публично выражать свое мнение, находить и объединять единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений, четко формулировать и представлять в общественном мнении свои интересы. Все рассмотренные выше функции СМИ прямо или косвенно служат осуществлению ими мобилизационной функции. Она выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям (или сознательному бездействию), в их вовлечении в политику. СМИ обладают большими возможностями влияния на разум и чувства людей, на их образ мыслей, способы и критерии оценок, стиль и конкретную мотивацию политического поведения.

Правила отбора материалов и способы распространения информации.

Несмотря на важность эмоционального воздействия, все же главное влияние на политику СМИ осуществляют через информационный процесс. Основными этапами этого процесса являются получение, отбор, препарирование, комментирование и распространение сведений. От того, какую информацию, в какой форме и с какими комментариями получают субъекты политики, очень во многом зависят их последующие действия.

Непосредственное обладание такой властью прерогатива СМИ. Они не только отбирают сведения, поставляемые информационными агентствами, но и сами добывают и оформляют их, а также выступают их комментаторами и распространителями. Поток информации в современном мире настолько разнообразен и противоречив, что самостоятельно разобраться в нем не в состоянии ни отдельный человек, ни даже группа специалистов. Поэтому отбор наиболее важной информации и ее представление в доступной массовой аудитории форме и комментирование - важная задача всей системы СМИ. Информированность граждан, в том числе политиков, прямо зависит от того, как, с какими целями и по каким критериям отбирается информация, насколько глубоко она отражает реальные факты после ее препарирования и редукции, осуществленных газетами, радио и телевидением, а также от способа и форм подачи информации. Одно из важнейших средств политического влияния СМИ - определение тем и направлений дискуссий, концентрирующих внимание общественности и правительства. СМИ обычно сами определяют, что нужно и что не нужно выносить на суд общественности. Выбор политических тем и требований осуществляется не только в зависимости от пристрастий и интересов владельцев и руководителей СМИ, но и под влиянием специфических правил, складывающихся в условиях плюрализма информации в современном рыночном обществе. В нем главный критерий успеха СМИ и условие выживания большинства из них - внимание публики. Для того чтобы привлечь это внимание, масс-медиа, подчас даже не осознавая этого, при выборе тем публикаций и передач обычно руководствуются следующими общими принципами:

1. Приоритетность, важность (действительная и мнимая) и привлекательность темы для граждан. В соответствии с этим принципом наиболее часто сообщения СМИ касаются таких, например, проблем, как угроза миру и безопасности граждан, терроризм, экологические и иные катастрофы и т.п.

2. Неординарность фактов. Это означает, что информация об экстремальных событиях - голоде, войнах, необычайно жестоких преступлениях и т.д. - доминирует над освещением явлений будничной, повседневной жизни. Этим объясняется, в частности, склонность СМИ к информации негативного характера и сенсациям.

3. Новизна фактов. Привлечь внимание населения в большей степени способны сообщения, еще не получившие широкой известности. Это могут быть новейшие данные о результатах разви¬тия экономики или численности безработных, о полете к другим планетам, о новых политических партиях и их лидерах и т.д.

4. Политический успех. Согласно этому принципу, в передачи и статьи попадают сообщения об успехах политических лидеров, партий или целых государств. Особое внимание уделяется побе¬дителям на выборах или в рейтинговых опросах. Культ звезд в политике, искусстве, спорте - типичное явление для СМИ в рыночном обществе.

5. Высокий общественный статус. Чем выше статус источни¬ка информации, тем значительнее считается интервью или теле¬передача, поскольку предполагается, что их популярность при прочих равных условиях прямо пропорциональна общественно¬му положению людей, сообщающих сведения. В силу действия этого правила наиболее легкий доступ к СМИ имеют лица, занимающие высшие места в политической, военной, церковной или других иерархиях: президенты, военачальники, министры и т.д. Им посвящаются первые страницы газет и главные радио- и телепередачи.

В.П.Пугачёв, А.И. Соловьев. Введение в политологию


Деятельность СМИ в Российской Федерации в основном регулируют следующие нормативно-правовые акты: Конституция РФ (ст. 29 и др.). Законы РФ "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 г.; "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О средствах массовой информации" от 13 января 1995 г.; "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" от 13 января 1995 г.; "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 г.; "О чрезвычайном положении" от 17 мая 1991 г.; "О государственной тайне" от 21 июля 1993 г.; "О рекламе" от 14 июня 1995 г.; "О связи" от 16 февраля 1995 г.; Указы Президента РФ "О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию" от 31 декабря 1993 г. и "О Судебной палате по информационным спорам при Президенте Российской Федерации" от 31 декабря 1993 г., а также другие нормативно-правовые акты Российской Федерации.

Статья 29 Конституции РФ каждому гарантирует свободу мысли и слова (ч. 1), право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4), а также гарантирует свободу массовой информации (ч. 5). Свобода слова есть юридическая возможность индивида (человека и гражданина) беспрепятственно выражать свои мысли и мнения. Эти мысли могут выражаться устно, письменно, в том числе и с помощью средств массовой информации. Носителем данной свободы является индивид. Под свободой массовой информации понимается юридическая возможность беспрепятственно (без ограничений) распространять средствами массовой информации при помощи специальных технических систем и устройств сведения, адекватно отражающие процессы общественного бытия, предназначенные для неопределенного круга лиц. Носителем данной свободы являются средства массовой информации. Таким образом, различие этих свобод в том, что свободу слова реализует индивид, а свободу массовой информации - независимые средства массовой информации.

Проф. А.В. Малько подчеркивает самостоятельность конституционного права гражданина на информацию. Впервые на международном уровне о праве на информацию было сказано в ст. 19 Всеобщей декларации прав человека и в принципе воспроизведено в ч. 4 ст. 29 Конституции РФ: "каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом". По мнению проф. Малько, право гражданина на информацию состоит из целого ряда юридических возможностей и включает в себя следующие правомочия:

1) право на беспрепятственное ознакомление с любым законом, с любым нормативно-правовым актом;
2) право знать о создании и функционировании всех конкретных информационных систем, которые в какой-либо степени затрагивают сферу личной жизни гражданина;
3) право давать согласие на сбор личностной информации;
4) право проверять достоверность такой информации;
5) право доступа к ней;
6) право на достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды;
7) право на достоверную финансовую информацию; и др.

[2]

«Роль СМИ в политической системе общества».

Средства массовой информации (СМИ) - это система учреждений, созданных в обществе для открытой публичной передачи информации с помощью специальных технических средств.

К СМИ относят

в первую очередь телевидение, радио и прессу; кроме того, средствами массовой информации считают кино, видеозапись, звукозапись, массовые справочники.

Отличительными чертами СМИ являются:
периодичность, т. е. регулярный характер распространения информации;
публичность, т. е. массовый, практически неограниченный круг потребителей информации;
наличие специальных технических средств, обеспечивающих передачу и тира жирование информации;
наличие специалистов, готовящих и осуществляющих выпуски информации (журналисты, редакторы, издатели и др.);
непрямое, разделенное во времени и пространстве взаимодействие коммункационных партнеров;
однонаправленность информационного воздействия;
непостоянный характер аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате внимания, проявленного к той или иной передаче, статье или изданию.

Современные СМИ являются мощнейшим инструментом политической и предвыборной борьбы. Исторически СМИ проникали на политический рынок как органы государственной и партийной печати. Налаживая связи с населением, СМИ завоевывали должный общественный авторитет, приучали рядового гражданина чувствовать себя участником политических и общественных процессов, осознавать свою принадлежность к государству и миру политики. Именно поэтому они стали более важным институтом политической социализации, чем семья, церковь, система образования, а обозреватели популярных изданий, телекомментаторы, ведущие репортеры и специалисты по рекламе стали видными выразителями общественного мнения, войдя в круг интеллектуальной и политической элиты общества.
Основной причиной завоевания СМИ столь важного места в политической жизни современного общества стало то, что с их помощью государство и другие по литические институты могут не только информировать население о целях и ценностях своей политики, но и моделировать отношения с общественностью, касающиеся формирования представительных органов власти и правящих элит, под держания их авторитета. Иначе говоря, СМИ стали эффективным инструментом целенаправленного конструирования политических порядков, средством выстраивания необходимых власти и партиям связей и отношений с общественностью.

Политическая роль, которую играют СМИ в современном обществе, нашла свое выражение в термине «медиакратия», означающем информационную власть или власть средств массовой информации. Информационная власть обладает по сравнению с другими общественными властями целым рядом особенностей политического воздействия: незаметность влияния и как следствие меньшее сопротивление ему (или даже отсутствие такового);глобальность, быстрота и почти полная безграничность распространения; способность делать объектом рассмотрения любое общественное или личное явление (делают достоянием общественности не только собственно политические явления и процессы, но и личную жизнь политиков и общественных деятелей); опосредование политического поведения людей -современный человек полу чает политическую информацию чаще всего через СМИ и на ее основе формирует собственные суждения, делает выводы, мотивирующие его действия. Это создает возможность массового политического манипулирования.

Вместе с тем СМИ - важный механизм политического участия и для рядовых граждан. По сути, они превратились в посредника в отношениях населения и власти, инструмент в системе социального представительства интересов граждан, влияющий на правила политической игры и формирующий отношения между обществом и государством. Характеризуя место СМИ в системе политических отношений, ряд современных исследователей (Майн, Оберройтер и др.) отмечают новый феномен «медиа-тизации политики». Медиатизация политики - это такой процесс, при котором политическая жизнь перемещается в символическое пространство средств массовой информации (становится такой, какой ее представляют СМИ). Политическая борьба при этом трансформируется в череду информационных кампаний. Именно поэтому наблюдается острое соперничество в борьбе за контроль над важнейшими, в первую очередь электронными, СМИ.В России государство, финансово-промышленные группы и политические кланы стремятся максимально воздействовать на символическое пространство СМИ через формирование крупных медиа-холдингов. Для них владение акциями, а иногда и контрольными пакетами акций крупных медиа-концернов оказывается средством для отстаивания собственных интересов (как в политике, так и в бизнесе) и воздействия на общественное сознание. Создание таких медиа-холдингов в России 90-х гг. XX в. привело к формированию так называемой медиаполитической системы, в которой при отсутствии устойчивых политических институтов крупные политизированные медийные структуры стали играть роль политических партий. Сами партии, за исключением КПРФ, не обладали ни структурой, ни активом. Это были хрупкие образования, скорее выполняющие роль политических брендов. В то время как каналы воздействия на аудиторию (в первую очередь телевизионные) определяли конфигурацию политической системы, именно с их помощью разыгрывался политический спектакль и выстраивалась иерархия политических ролей.

А.С.Тургаев, А.Е.Хренов. Политология -

Учеб.пособие для студентов высш. Учеб.заведений. - М., 2005.

Важнейшим инструментом реализации политических стратегий на информационном рынке являются средства массовой информации. Еще в 1840 г., видимо, предчувствуя их будущее политическое влияние, О. де Бальзак впервые назвал прессу «четвертой властью». А уже через столетие, с превращением электронных СМИ, и прежде всего телевидения, в неотъемлемый элемент политического дискурса, главный инструмент проведения избирательных кампаний, этот социальный механизм превратился в мощнейший политический институт, буквально преобразивший системные параметры публичной власти.

Исторически СМИ проникали на политический рынок как органы партийной печати, а вместе с тем и как постоянно расширяющие свою читательскую аудиторию газетные издания. По мере развития этого процесса СМИ не только налаживали связи с населением, завоевывали должный общественный авторитет, но и приучали рядового гражданина чувствовать себя участником общесоциальных процессов, осознавать свою принадлежность к государству и миру политики. Отсутствие политического нейтралитета, систематическое и непосредственное общение СМИ с рядовыми гражданами сделало их таким же первичным институтом политической социализации, какими являются семья, церковь, система образования. В последние полтора-два десятилетия довольно ярко выявились и новые политические последствия действий СМИ на информационном рынке. Так, пытаясь вызвать как можно более широкое внимание читателей (слушателей, зрителей) к распространяемым ими сведениям, они постоянно используют приемы, направленные на привлечение и развлечение людей. Ориентируясь, таким образом, на массовое внимание, СМИ убирают одни, якобы «скучные», факты и придают сенсационный характер другим, стремятся сделать свои материалы оригинальными, своеобычно подают те или иные сообщения. В таком оформлении сообщения о политических процессах неизбежно приобретают характер развлечения, а сама политика преобразуется в некое шоу, театрализованное представление, карнавал. Конфликты в поле власти предстают в глазах обывателя не как групповая борьба, связанная с определенными структурами и доктринами, изобилующая явными и скрытыми намерениями, жесткой конкуренцией, а как жизненная драма или спортивное состязание, наполненные эпизодами из биографий своих героев, их моральными переживаниями, внешними атрибутами жизни и т.п. Вольно или невольно при таком характере информирования о политических процессах вымывается социальный смысл действий институтов власти и публичных политиков, а политика приобретает неполитическую форму функционирования.

Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии:

Учебник для студентов вузов /А. И. Соловьев. - М.: Аспект Пресс, 2006.







[3]

«СМИ - четвёртая власть».


Первоисточник - слова английского историка и политика Томаса Ба-бингтона Маколея (1800-1859): «Галерея (специально отведенное в парламенте место для представителей прессы. - Сост.), где сидят репортеры, стала четвертой властью Империи».

Маколей имел в виду прессу Британской империи. Иносказательно: средства массовой информации в демократическом обществе. Раньше, в XIX в., в Европе употреблялось в этом смысле другое выражение - «шестая великая держава», поскольку тогда на континенте традиционно насчитывали пять великих держав - Англию, Германию, Францию, Австро-Венгрию и Россию. В начале XX в., когда США начали играть активную роль в мировой политике и стали шестой великой державой, мир прессы поменял свое название - его стали именовать «седьмой великой державой».

  • В СССР термин употреблялся исключительно в отношении западной периодики. Впервые применительно к отечественной журналистике данное словосочетание употребил Евгений Додолев в газетах «Московский комсомолец» и «Московская правда» в 1986 году (в публикациях о таком явлении как гласность).

  • Бытует мнение, что журналистика является четвертой властью (если гипотетически предположить, что таковая возможна) тогда и только тогда, когда она не является самой собой.

  • Словосочетание часто применялось и по отношению к пролетариату. В Италии термин «Четвёртая власть» (Il quarto stato) журналисты употребляли, описывая масштабные пролетарские манифестации и забастовки на севере страны (Милан, Турин) в начале прошлого века.

  • Елена Блаватская (писательница и путешественница) под четвёртой понимала власть расы атлантов.

  • В парламентских дебатах 1789 года британский парламентарий, полемизируя с Уильямом Питтом (в ту пору - министром) упомянул королеву как «четвёртую власть».

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. -

М.: «Локид-Пресс». 2003.


  1. Природа СМИ построена на известной теории коммуникаций, изучающей пути распространения информации, идей и установок среди индивидов, групп, наций и целых поколений! Именно она объединяет людей в общество. СМИ строят свою работу в четком соответствии с закономерностями информационного и эмоционального обмена между людьми, вызывая определенный интерес даже к малозначимым событиям или фактам. Массовая информация передается огромному числу людей на безграничные расстояния, он не знает государственных, политических и социальных границ. Разработанная на основе данной теории новая теория М. Маклюэна о «холодных» и «горячих» СМИ не в одной стране мира совершила перевороты и «выбрала» нужное Правительство. По разработкам его последователей, например, ограничив «горячее» радио, можно изменить революционную, накаленную «температуру» целой страны или без проблем, невзирая на конкуренцию, внедрить в массовое сознание людей любой «благосклонный» политический имидж представителя криминалитета, достроив его «образ» за него и его публику. Вспомним истории некоторых депутатов, руководителей целых стран и Мэров столичных городов…

  2. Согласитесь, но именно СМИ формируют и «повестку дня» в обществе и «моду» на то, что и как нужно потреблять, чтобы быть «современным человеком». Мы все обсуждаем то, что увидели по телевизору, услышали по радио или прочитали в газете, журнале или на сайте в интернете. Весьма грубо, но реально звучат слова известного психолога Х. Ортега-и-Гассета «Масса людей не имеет мнения. Народ никогда не имел никаких идей; он не обладает теоретическим пониманием бытия вещей. Неприспособленность у теоретическому мышлению мешает ему принимать разумные решения и составлять правильные мнения. Поэтому мнения надо втискивать в людей под давлением из вне, как смазочное масло в машину».

  3. Другой психолог, Г. Лебон, установил : «В массе заразительно каждое действие, каждое чувство, и притом в такой степени, что индивид очень легко жертвует своим личным интересом в пользу интереса общего. Это - вполне противоположное его натуре свойств, на которое индивид способен лишь в качестве составной части массы». Комментировать эти слова - бессмысленно. «МММ», обманутые дольщики «чудо дворцов и усадеб», ядовитые биодобавки…

  4. В послевоенные годы, когда механизмы пропаганды и манипулирования взрослым населением были хорошо изучены, объектом стало детское население. Результаты не оставили себя долго ждать. Помимо огромных прибылей от продаж игрушек в виде детских героев и формирования в мировоззрении будущего поколения стереотипов, прямо скажем, не всегда положительного поведения, подрастает целое поколение вскормленных «дешевой пищей массмедиа» детей. Приглядитесь, чуть ли не каждый второй подросток или ребенок читает во время еды, при включенном телевизоре делаются уроки и домашние дела, некоторые даже умудряются спать!! Как это может все сказаться на психике и здоровье - обсуждать не будем. Мы обязательно остановимся в своих следующих, неприятно сенсационных материалах.

  5. СМИ выполняют основную роль в социализации человека в том или ином обществе. Как это? Обратимся к простому примеру - кино. Дети копируют поведение своих героев, взрослые - воспринимают и небольшой долей коррекции воспроизводят модели социального поведения персонажей сериалов и кинофильмов

problema-centr.ru

Интерес к средствам массовой информации как к носителю возможностей влияния на мысли и чувства людей, их побуждения и поступки возник в последние десятилетия XX в. и был тесным образом связан с глобальным распространением прессы, радио, телевидения и Интернета по всему миру. При этом, чем более увеличивался интерес, тем чаще звучало мнение о том, что СМИ по своей сути представляют не что иное, как инструмент манипулирования людьми с целью внедрения угодных властям политическим и экономическим правящим кругам идей и устремлений, формирующих мысли и потребности человека. Эти желания никогда не могут быть до конца удовлетворенными, т.к. человек, едва успев обрести вещь последней марки или модели, видит рекламу новой и снова чувствует непреодолимое желание приобрести ее.

Понятно, что четвертой властью средства массовой информации стали называть, желая продолжить список властей, на которые, согласно сложившимся канонам, разделена вся власть в государстве (законодательная, исполнительная и судебная). Что же дает аналитикам возможность говорить о СМИ как о целом аппарате управления людьми, наделенном властью? Прежде всего, следует сказать несколько слов о том, какого рода эта власть. В отличие от власти над физическими проявлениями человека (ограничением его проявлений в пространстве и времени) средства массовой информации завладевают душой и помыслами такая власть является куда более мощной и всепроникающей. Если ограничив перемещение человека или его свободу, мы не можем гарантировать, что за этим изменятся и его помыслы, то СМИ нацеливаются прежде всего на них, с тем чтобы потом исходя из искусственно сформированных идей и устремлений человек собственнолично, по «свободному» желанию ограничивал себя и во всех прочих отношениях. Пути для такого влияния многочисленны: внушение разного рода идей с экрана телевизоров, пропаганда, изображения и звуковой ряд, подобранные специалистами определенным образом для того, чтобы беспрепятственно проникать в мозг человека и воздействовать на него в нужном направлении.

Наиболее ярким примером воздействия на человека средств массовой информации может служить реклама, причем не одну только рекламу товаров народного потребления, но и рекламу политических деятелей, партий и движений и даже самих идей, мощными потоками выливаемую всеми без исключения средствами марсовой информации в период разного рода избирательных кампаний.

Однако наряду с точкой зрения о том, что СМИ представляют собой четвертую власть, манипулирующую мыслями и поступками людей и направляющую их к поставленной кем-то цели. Существует и противоположная точка о том, что это не может быть правдой, потому как власть над помыслами не означает власти над человечеством, да и так ли сильна эта власть, если во время рекламных роликов почти все человечество переключается или же попросту выключает телевизор.

На вопрос о том, являются ли средства массовой информации властной структурой, может быть названо две точки зрения:

1) СМИ - действительно четвертая власть, хотя у них нет аппарата насилия, но они могут формировать общественное мнение;

2) называть СМИ четвертой властью - ошибка. Да, так говорят, но ведь это метафора. Государство составляют три власти. Четвертой быть не может. Власть - это ответственность. Когда власть перестает быть ответственной, она перестает быть властью.

Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов высш. учеб. заведений./ Пугачев В.П., Соловьев А.И. -3-е изд., перераб.- М.: Аспект Пресс, 2000.

[4]

«Роль СМИ в жизни подростка».


Процесс социализации - важнейшее, многоаспектное явление в жизни человечества, в ходе которого происходит формирование поколения будущего. Известно, что на становление личности подростка его жизненную позицию оказывают влияние многие социализирующие факторы, в том числе и средства массовой информации (сюда относят печать, прессу, телевидение, кинематограф, радио, звукозапись, систему Интернет), без которых современный мир немыслим. Поэтому особенно важно контролировать воспитание и развитие подростка в его взаимодействии с разного рода информационными потоками получаемыми через средства массовой информации.

Именно в подростковом возрасте, когда ребенок начинает пользоваться материалами СМИ, предназначенными не только для детей возрастает роль средств массовой информации в социализации личности. Кроме того, использование СМИ в школьном образовании и воспитании позволяет выводить подготовку подрастающего поколения на уровень современных общественных требований, привлекать ранее неизвестные резервы повышения эффективности деятельности школы.

На СМИ как фактор социализации возложен ряд функций, в том числе:

1) информационная (является источником разнообразной информации);

2) рекреативная (определяет досуговое времяпрепровождение как групповое, так и индивидуальное);

3) релаксационная - снимает ощущение одиночества, служит средством отвлечения при осложнениях в общении.

Кроме того, СМИ существенно влияют на усвоение спектра социальных норм, формирование ценностных ориентаций; являются системой неформального образования и просвещения. Важно отметить, что современные условия жизни ребенка подразумевают такие ориентиры развития, которые основаны на все возрастающей роли так называемого "информационного образа жизни".

В связи с тем, что самоизменение человека в процессе социализации под воздействием СМИ имеет как положительный, так и отрицательный вектор, учеными и специалистами многих стран ставится вопрос о необходимости развития информационной экологии, формирующей здоровый информационный образ жизни людей в социальной и природной среде, помогающей создать ориентиры воспитания для подростка.

Так, международное право предусматривает возможность ограничения свободы слова в том случае, когда деятельность СМИ угрожает правам и законным интересам детей. Федеральный закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" предусматривает "защиту ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от распространения печатной продукции, аудио- и видео продукции, пропагандирующей насилие и жестокость порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение".

Помимо отрицательного воздействия СМИ на, подростка возникает опасность оторванности его от реальной жизни: у ребенка, находящегося в компьютерной виртуальной реальности, создается впечатление, что он непосредственно участвует в порожденных им же самим событиях, более того, именно он главный участник событий. В данной ситуации он осуществляется как Homo probabilis - человек Возможный или Вероятный, т. е. он все время удерживается в напряжении несовпадения с самим собой его сознание проживает опыт, не имеющий ничего общего с фактическим телесным опытом. СМИ создало совершенно новую ситуацию в процессе формирования потребностей. Кино и телевидение практически безгранично раздвигают перед каждым зрителем познание мира, показывают самые различные стандарты жизни. В результате могут сформироваться потребности, которые совершенно не соотносятся с реальными возможностями. Однако мониторинг социологических исследований, проведенный Центром социологии образования Российской Академии образования показал, что учащиеся, регулярно пользующиеся компьютером, имеют более высокие оценки не только по информатике, математике и предметам естественнонаучного цикла, но и по гуманитарным предметам (академическая успешность), а также значительно чаще посещают выставки, музеи, театры, концерты.

Таким образом, влияние средств массовой информации на социализацию подростка неоднозначно, в связи с чем перестраиваются и сфера досуга, и информационная сфера, изменяются и характеристики учебного процесса; при правильном стиле общения взрослого с ребенком с помощью СМИ, с одной стороны, можно уберечь подрастающее поколение от вредных влияний медиа, а с другой - сформировать у него критическое мышление и способность к исследовательскому анализу получаемой информации.

Никитина С.В. Влияние СМИ на социализацию подростка. - Омск, 2002

Мудрик В. А. Социальная педагогика. - М., 2000.

В ХХ веке источники массовой информации заняли особую позицию. Во-первых, среди давно установленных источников - газет, радио, появились новые - телевидение и Интернет. Они также активно влились в жизнь людей, что сегодня мы не мыслим без них своего существования. И по традиционным и новым источникам информации пропагандируются определенные ценности, которые способны формировать у людей соответствующие установки.

И в связи с этим, следует отметить, что СМИ может производить как позитивное, так и негативное воздействие на молодых людей. Таким образом, средства массовой информации имеет две стороны влияния, как две стороны медали.

Позитивные моменты: СМИ держит в курсе всех происходящих событий, средства массовой информации повышает общую культуру, в том числе и политическую культуру населения; служит для взаимного информирования властей и населения; снимают социальную напряженность.

Негативные моменты: СМИ являются также источниками пошлой информации; в современных сериалах, фильмах, и даже мультфильмах существует насилие; «взрослой» субкультурой вытесняет детскую субкультуру; снижение количества и качества передач для подростков.

Вытеснение отечественной культуры созданной для подростков, доминирование далеко не лучших образцов западной массовой культуры.

Снижение художественного и интеллектуального уровня ряда передач для детей и подростков.

С раннего возраста ребенок начинает осваивать Интернет. В Интернете он чувствуют себя как рыба в воде. Он для них удобен, это и средство развлечения, и средство доступа к миру информации. Уже в два года малыш может играть в простые игры. А в 8-12 лет, дети становятся наиболее активны в Интернете. Уже в этом возрасте часто заводят свои персональные интернет- странички, некоторые ведут дневники- блоги. По сети они общаются как с одноклассниками, так и с виртуальными друзьями. Плюсы Интернета состоят в том, что сеть предлагает образовательный и полезный опыт, правильное использование которого может улучшить их успеваемость в школе. Это вроде бы хорошо, ведь следует идти в ногу со временем.

Но при этом, дети не видят угрозы, которую несет в себе глобальная сеть. Статистика выявляет: 9 из 10 детей в возрасте от 8 до 15 лет сталкивались с порнографией в сети, около 17% регулярно заглядывают на запретные ресурсы, примерно 5,5% готовы претворить увиденное там в жизни. Здесь есть свои недостатки, такие как неточные данные, а также неподходящие для детей и подростков в области информации.

В результате дети и подростки по своей неопытности, отсутствии системы ценностей сталкивается со «взрослой информацией», которая несет угрозу и физическому и психическому здоровью.


Гинзбург Э. Когда компьютер приносит беду / Элеонора Гинзбург // Обучение в России. - 2006. - № 11

Дубинина, Т. М. Дети в Интернете / Т. Дубинина // ИКТ в образовании. - 2008. - № 14.

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации - Любое издание.

  2. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 04.08.2001 № 107-ФЗ. - Любое издание. consultant.ru

  3. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. М., Логос, 1998

  4. Дубинина, Т. М. Дети в Интернете / Т. Дубинина // ИКТ в образовании. - 2008. - № 14.

  5. Засурский Я. Н. Система СМИ в России. - М.: Аспект-Пресс, 2002

  6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

  7. Политология. Курс лекций. / Под ред. М.Н.Марченко. - М., 2000.

  8. Политология. Энциклопедический словарь. - М., 1993.

  9. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. - М., 2009.

  10. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. М., 2002.

  11. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии - Аспект Пресс, 2000.




© 2010-2022