- Преподавателю
- Обществознание
- Конспект урока на тему: Семья в современном обществе
Конспект урока на тему: Семья в современном обществе
Раздел | Обществознание |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Володин А.Ю. |
Дата | 13.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока: «Семья в современном обществе».
Класс: 11
Учебник: Человек и общество. 10-11 классы. Л.Н. Боголюбов. Москва. Просвещение 2012.
Программа: Программы образовательных учреждений. История. Обществознание. Москва. Просвещение 2011. Человек и общество. 10-11 классы. Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Е.И. Жильцова, А.Ю. Лабезникова, Л.Ф. Иванова.
Семья как социальный институт. Исторические формы семьи. Тенденции развития семьи в современном обществе.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний в рамках изучения раздела «Социальная сфера общества».
Цель урока: формирование мировоззренческой позиции через решение проблемы: «Что ждёт государство от семьи?» (Почему 2008г. в России объявлен годом семьи?).
Задачи урока:
-
Обобщить знания учащихся о семье как важнейшем социальном институте в современном обществе.
-
Сформировать навыки и умения точно и безошибочно определять и характеризовать типы семей, а также тенденции современных семейных отношений.
-
Развивать креативное мышление.
-
Через содержание урока расширить словарный запас учащихся.
-
Развивать умение ставить и разрешать проблемы, принимать решения и нести за них ответственность.
-
Воспитывать положительное отношение к общечеловеческим ценностям (семья), высокого чувства гражданского долга.
Технология проведения урока: проблемное обучение.
Понятия урока: семья, социальный институт, нуклеарная семья, патриархальная семья, многопоколенная семья, многодетная семья.
Оборудование: технологическая карта урока, презентация, макет кристаллической решётки, макет геометрической фигуры - октаэдра.
План урока:
-
Сущность семьи, признаки семьи, определение семьи.
-
Два типа семьи (патриархальная - традиционная, современная - нуклеарная).
-
Факторы, повлиявшие на переход от одного типа семьи к другому.
-
Характерные черты современной российской семьи.
-
Современные исследователи о семье.
-
Что ждёт государство от семьи? Роль семьи в современном обществе.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап урока
Обучающимся предлагается по ходу урока заполнить технологическую карту урока, которая поможет им осуществлять самоконтроль.
II. Этап подготовки к активному усвоению знаний
На слайде перед учащимися их семейные фотографии, которые они заранее принесли на урок.
Проводится беседа в ходе, которой учащиеся отвечают на вопросы:
1.Что для них значит их семья?
2. Какую роль в их жизни играет семья?
3.Учащиеся делают вывод о роли семьи в их жизни и каждого человека.
Далее вниманию учащихся предлагается запись темы «Семья в современном обществе» и предлагается подумать, какой знак препинания (точка, многоточие, знак вопроса или восклицания) им хотелось бы поставить в конце предложения и почему?
В своих рассуждениях школьники определяют для себя проблему урока, которую под руководством учителя в процессе работы на уроке предстоит им решить. Она может быть сформулирована так: нужна ли семья человеку, какую роль должна выполнять современная семья в обществе, какие функции должна сохранить за собой семья, что ждет государство от семьи.
И, наконец, учитель подводит учащихся к ключевой проблеме урока: прочему 2008г. в России объявлен годом семьи? Учитель напоминает, о том, что обучающиеся уже владеют необходимым запасом знаний о семье и эти знания в процессе обобщения и повторения позволят сформировать собственную мировоззренческую позицию о значении семьи в жизни человека и общества.
III. Этап обобщения и систематизации изученного
1. Приём кластер
А) Определение признаков семьи. Школьникам предлагается подобрать ассоциации к слову «семья». Они называют слова, которые помогают вывести определение понятия «семья»: брак, родство, родители, дети, ответственность, группа и т.д.
Б) Из появившихся на экране слов, учащиеся самостоятельно конструируют определение:
семья - малая социальная группа, члены которой связаны взаимными правами и обязанностями, моральной и правовой ответственностью; институт социальной сферы жизни общества.
2. Учитель предлагает учащимся поразмышлять над высказыванием
В.Гюго «Семья - это кристалл общества».
Демонстрирует учащимся форму кристалла (геометрическая фигура - эксаэдр, кристаллическая решётка). Что свойственно кристаллу? (Грани). Почему уместно сравнение семьи с кристаллом? (У семьи тоже есть грани - функции, которые она должна выполнять).
3. Опережающее задание. Работа с презентацией.
Подготовить не большую презентацию «Функции семьи в современном обществе».
4. Работа с авторским текстом.
А) Учащимся предлагается авторский текст о семье. Им необходимо определить, какие два типа семьи представлены в источниках, найти характеристики этих типов. В результате работы учащиеся называют два типа семьи, указывая на их признаки (патриархальная, нуклеарная - современная). Приложение №1.
Б) Ведётся работа со словом нуклеарная через словарь иностранных слов.
В) Учащимся предлагается для закрепления определить типы семьи, представленные на репродукции картин Богданова - Бельского «Семейство за обедом» и во фрагменте мультипликационного фильма «Каникулы в Простаквашино» (на экране). Сделай те вывод, какое главное качество определяет традиционную семью, а какое нуклеарную? Учащиеся называют: качество - нуклеарная, количество - традиционную. (Работа с презентацией).
Г) Учащиеся называют факторы, которые повлияли на переход семьи от традиционной к современной. Учащиеся могут назвать причины: изменившаяся социально - экономическая ситуация, приоритет личностных достижений в ущерб семейным ценностям, женщина вышла за круг привычных ролей, появление новых семейных ценностей. (Работа с презентацией).
5. Работа с наглядностью. На экране фотографии и картинки с изображением семей, учащиеся должны выделить признак тип семьи. Какой тип семьи характеризует современное российское общество? (Работа с презентацией).
6. Задание в форме альтернативного тезиса, которое предлагается учащимся, позволит им оценить своё отношение к семье и учителю проконтролировать сформированные у обучающихся мировоззренческие позиции. Приложение №2.
IV. Разрешение проблемы урока
Учащиеся делают вывод: Почему 2008 год объявлен годом семьи? Что ждёт государство от семьи?
Учитель обобщает ответы: возрождение авторитета российской семьи, укрепление главных семейных ценностей - вот главные надежды.
V. Проверка знаний
Учащимся предлагается тест с вариантами ответов. Приложение №3.
VI. Рефлексия урока
Предлагается заполнить технологическую карту с вопросами. Приложение №4.
VII. Домашнее задание.
Параграф 13, вопросы к параграфу, записи в тетради, подготовка к семинарскому занятию «Семья и право».
Приложение.
Приложение №1.
Текст.
Прочитайте текст и выполните задания
Семейные структуры распадаются во всём мире. Частота разводов растёт и в развитом и слаборазвитом мире, так же как и число домохозяйств возглавляемых женщинами.
Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть и такие передачи); им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию семей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.
Социальные отношения не определяются экономикой - в одно и то же время может быть много возможностей, - но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действительностью. Традиционные семейные отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи.
Л.Туроу
-
В чём, по мысли автора, выражается кризис семейных отношений в современном обществе? Укажите два его проявления.
-
Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст источника, и привлекая обществоведческие знания, укажите три причины.
-
Какой тип семьи более соответствует регалиям постиндустриального общества? Привлекая знания из обществоведческого курса, укажите два её признака.
Прочитайте текст и выполните задания
Современную демографическую революцию порой сводят к изменению баланса смертности и рождаемости, т.е. делают акцент на механизмах демографического воспроизводства населения. Между тем демографическая революция - это и качественное изменение одного из важнейших общественных институтов - семьи. Для выявления социологических и социально - психологических последствий демографической революции нужно составить две формы семьи: традиционную, патриархальную, существующую многие тысячи лет…и современную, нуклеарную.
Одной из наиболее ярких демографических характеристик патриархальной семьи была её многодетность…патриархальная семья характеризовалась жёсткой авторитарностью отношений, навязываемых мужчинами женщинам, старшим - младшим членам семьи. Это означает, что в качестве социального института патриархальная семья поставляла обществу рабочую силу, ориентированную на слепое повиновение, на минимум профессиональной автономии и инициативы…
Демографическая революция разрушила патриархальную семью и на её место воздвигнула новую, нуклеарную. Начался процесс возрастающего общественного самоопределения новых поколений: достигшие совершеннолетия и вступающие в брак дети предпочитают жить отдельно от родителей и строить отношения по своему усмотрению…
Не менее важным оказались и собственно демографические последствия, связанные с процессами самоопределения женщин. Их стремление к равенству, профессиональному сам утверждению, образованию и культуре, досугу неизбежно отразились на процессе рождаемости: демографически необходимое (отданное родам, кормлению, воспитанию детей) время сократилось в пользу демографически свободного, предназначенного для удовлетворения других нужд.
Так начала формироваться малодетная семья…патриархальная семья давала количественный рост населения,… нуклеарная семья делает акцент на качестве поколения.
А. Лазебникова
-
На основе знаний курса и авторского текста назовите два типа семьи.
-
Какие факторы, по мнению автора, повлияли на переход от одного к другому типу семьи?
-
Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите характерные черты нуклеарной семьи.
Приложение №2.
Задание «Альтернативный тест»
Из предложенных утверждений выберите и обоснуйте те, которые соответствуют вашей позиции.
-
«Семья - взаимное несение тягот и школа жертвенности». Н.Бердяев
«Семья - это такая хорошая вещь. Что многие мужчины заводят две семьи одновременно». Адриан Декурсель
-
«Домашний очаг должен быть не местом пребывания, а местом, куда мы всегда возвращаемся». А. Монтерлан
«Счастье - это когда у тебя есть большая, дружная, заботливая, любящая семья в другом городе». Д.Бернс
-
«Уважение - это застава, охраняющая отца и мать, столько же и детище; первых оно спасает от огорчений, последнего - от угрызения совести». О. де Бальзак
-
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Л.Н.Толстой
«Семья - это группа людей, которых соединяют узы крови и ссорят денежные вопросы». Э.Рейн
Приложение №3.
Тест.
-
Семья - это: а) социальная группа; б) малая социальная группа; в) социальный институт; г) всё выше перечисленное.
-
Основными функциями семьи являются: а) рождение и содержание детей; б) поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи; в) накопление и передача собственности; г) всё перечисленное.
-
К числу причин кризиса современной семьи относятся: а) увеличение рождаемости; б) увеличение государства в сферу семейных отношений; в) рост трудовой занятости женщин вне дома 4 г) отсутствие законов регулирующих брачные отношения.
-
Из утверждений А и Б верно: а) современное западное общество отказалось от семейных ценностей, сделав выбор в пользу личной свободы; б) Семья остаётся одной из высших ценностей западного общества.
-
Демократическая (партнёрская) семья, в отличие от патриархальной (традиционной) характеризуется: а) совместным проживанием как минимум трёх поколений; б) справедливым распределением обязанностей; в) экономической зависимостью женщины от мужчины; г) главенствующей ролью мужчины в семье.
-
Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта и взаимной ответственностью - это: а) род; б) сословие; в) семья; г) элита.
-
Семья любого типа характеризуется: а) совместным проживанием трёх поколений; б) главенствующим положением женщины; в) влиянием на формирование личности ребёнка; г) возложением домашних обязанностей на женщину.
Приложение №4.
№4. Технологическая карта урока
Тема урока.
Проблема, которую необходимо решить на уроке.
Основные понятия и термины урока.
Главные мысли урока, необходимые мне.
Это важно!
Что осталось неясным для меня?
Удовлетворён ли я своей работой на уроке? Почему?