Разработка урока по обществознанию ЛЕНЬ КАК СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ И ФЕНОМЕН ОБЫДЕННОСТИ

           Все наши действия, наши взаимоотношения – это поведение. Оно же, в свою очередь, зависит от воспитания, нравственной культуры человека. Именно в поведении проявляются  сущность человека, особенности его характера. В 10 классе по программе изучают тему «Человек – индивид, личность». Я  включила в рабочую программу при изучении этой темы урок- мастерскую «Лень как состояние сознания и феномен обыденности». Мир лени обширен. Она как живучий сорняк прорастает то тут, то там в обыденной жи...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок- мастерская ценностных ориентаций

Н.Я.Каляцкая учитель истории и

обществознания МБОУ «СОШ №40»

Все наши действия, наши взаимоотношения - это поведение. Оно же, в свою очередь, зависит от воспитания, нравственной культуры человека. Именно в поведении проявляются сущность человека, особенности его характера. В 10 классе по программе изучают тему «Человек - индивид, личность». Я включила в рабочую программу при изучении этой темы урок- мастерскую «Лень как состояние сознания и феномен обыденности». Мир лени обширен. Она как живучий сорняк прорастает то тут, то там в обыденной жизни. Будучи вроде бы нейтральной по способу миропереживания, она создает множество проблем, сплетаясь со скукой и завистью к чужому успеху, выражаясь в преступном легкомыслии и безответственности. А выпускники должны задуматься о своем поведении, так как поведение - это деятельность, поскольку им предстоит выбор профессии и своего жизненного пути.

Тема: «Лень как состояние сознания и феномен обыденности»

Цель:

создать атмосферу творчества, открытого общения, поддержки учащихся с разными суждениями, в диалоговой форме

Задачи:


  • побудить учащихся к самостоятельности, инициативе, активности

  • вызвать желание присмотреться к себе, своим поступкам

  • показать виды, причины лени, насколько губительна для общества лень

Формирование УУД:

  • личностные (оценивание усваиваемого материала, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор);

  • регулятивные ( прогнозирование, контроль, оценка, саморегуляция);

  • познавательные (умение строить высказывание, выделение информации, анализ, синтез, выведение следствий, смысловое чтение);

  • коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, умение выражать свое мнение, оценка ответа товарища в группе);

Урок изучения нового материала

Урок-мастерская - групповая работа

  1. Мотивация

Посмотрите видеосюжеты из сказок - мультиков (Нехочуха, Сказка про Лень, Маша больше не лентяйка)

  • Что вы увидели, услышали, почувствовали, какие у вас возникли ассоциации?

  • Бывали ли вы в ситуации, когда вам хотелось воскликнуть: «Ничего не хочу делать, ус­тал?»

  • Как выдумаете, о чем пойдет разговор, какая тема нашего урока?

2.Тема нашей мастерской - Лень. Лень как состояние сознания и феномен обыденности.

  • Как вы понимаете это слово?

Задание по карточкам № 1,2,3

1)Каждый индивидуально записывает фразу, которая его удивила в текстах карточек

2) Обсуждают в группах фразы, отмеченные самостоятельно и сообщают свое мнение от группы классу.

3) Вспомните пословицы, поговорки. Какого человека называют ленивым? (ответы уча­щихся прокомментированы в группах и классу)

4) Каждая группа выстраивает свое понимание слов: лень, инертность, скука, бездеятельность, вялость, пассивность, антистрасть, покой - в форме кластера (грозди), символа, рисунка, схемы и объясняет свою иерархию классу (в случае необходимости помощь оказывают словари).

№ 1

В русском языке много выражений, связанных с ленью. «Доленился донельзя», «Изле­нился совсем», «Наленился вдоволь», «Проленился всё лето», «Разле­нился и раскис», «Подленивается маленько», «Все вы переленились». И названия - «лени­вец», «лентяй», «»лодырь, «бездельник», «гуляка праздный» употребляются часто и указы­вают на бытовое, широко распространённое явление. Явление, которое получило отражение и в литературе. Образ Ильи Ильича Обломова гениален, ибо живописует «добрую русскую лень», прекраснодушную и бессильную, затягивающую, как болото, уютное тёплое болото, где глохнут любые порывы, а толчки извне попросту не ощущаются. И почти через сто два­дцать лет после романа Гончарова В. Высоцкий вновь пишет: «Грязью чавкая жирной да ржавою, вязнут лошади по стремена, но влекут меня

сонной державою, что раскисла, опухла от сна». Никуда она, родимая лень, не ушла.

№2

А почему, собственно, не ленись? А я хочу лениться! Мне нравится валяться допоздна, и считать ворон, и не чистить зубы! Разве состояние лени - плохое?

В том-то все дело, что о внутреннем переживании лени мы не можем однозначно сказать как о страхе: «темное мироотношение». Настоящий, не игрушечный страх ломает душу, а лень, на первый взгляд, ни чего такого скверного с нею не делает. Она домашняя, ручная и похожа на толстую кошку, которая спит весь день возле батареи. Лень эмоционально ней­тральна, может быть, даже приятна. Она становится раздражающей и враждебной лишь то­гда, когда проявляется через скуку, через томление от безделья когда начинает разру­шать сама себя.

3

Толковый словарь В. Даля определяет лень как неохоту работать, отвращение от тру­да. от дела, занятий, наклонность к праздности, тунеядству. Однако, думается, что в совре­менном языке слову «лень» дано более широкое толкование, не сводящееся к нежеланию трудиться. Лень - это вообще бездеятельность, инертность, вялость, пассивность. Извест­ный психолог Ф. Василюк считает, что лень может быть определена как «надситуативная пассивность», т. е. та, которая не спровоцирована конкретными обстоятельствами, а. напро­тив. проявляется там, где человек должен быть активен, бодро деятелен. Лень - это антидея­тельность, антистрасть, стремление покоиться, не меняя наличного положения, пребывать без изменений. Разумеется, нелюбовь к работе, стремление к праздности - конкретное про­явление лени, и, поскольку оно связано с каждодневными житейскимизаботами, постольку вызывает наибольшее нарекание.

Сообщение учителя

Разумеется, о лени как о нравственном пороке и негативном социально-психологическом явлении можно говорить лишь там и тогда, когда речь идет о здоровых людях в нормальном состоянии. О человеке, смертельно уставшем, истощённом, больном, у которого нет сил для ак­тивности и работы, нельзя сказать, что он ленив. Также не относятся к лени случаи психиче­ских заболеваний, депрессии, которая внешне может проявляться как лень, но имеет глубокие корни в нарушениях жизнедеятельности организма. Таких людей надо лечить. Мы же поведем даже речь о причинах лени у нашего «среднестатистического» современника и соотечественни­ка, не богатыря, но и не дистрофика, о таких как вы, ваших друзей, знакомых.

Задание по карточкам № 4,5,6,7

1) Прочитайте текст карточек № 4, 5, 6, 7,

2)Выделите причины лени, каждый отмечает письменно индивидуально.

3)Осуждают в группах то, что написали индивидуально.

4)Скажите, можно ли считать, что лень - результат социокультурных факторов, что ви­новато общество, государство? (от каждой группы свое суждение классу

№4

Можно выделить, по крайней мере, два основных вида причин, вызывающих к жизни лень. Это причины биопсихические и социально-психологические.Первая, биопсихическая причина, имеет энергетический характер. В соответствии с ней ленивые люди - это люди со сниженной энергетикой организма. Деятельность и страсть требуют энергетической отдачи, недюжинных сил. От природы энергичный человек не мо­жет быть ленивым в широком смысле слова, т. е. вялым, сонным, инертным, неповоротли­вым и тяжелым на подъём. Активность кипит в нем, хотя может быть разбросанной, несис­тематической и даже хаотичной. Он скорее суетлив, лихорадочен, чем ленив. В то же время энергичный человек может быть не приучен к упорному труду, и тогда он тратит свою энер­гию в развлечениях, а то и разрушениях. Это путешественники, странники, искатели Синей птицы, но не ленивые, неповоротливые увальни.Истинные лентяи не таковы.Опять обратимся к Обломову: его пассивность распро­странялась на всё, в том числе на развлечения: лежание на боку и вялые грезы он предпочи­тал реальным праздникам и реальной любви. Можно предположить, что такому человеку объективно не хватает некой важной энергетической составной. И здесь стоит внимательно взглянуть на концепцию этногенеза Л.Н..Гумилева, который считает, что высокую энергетичность сообщают народам мутанты-пассионарии, черпающие её непосредственно из Кос­моса. Пассионарии сверхэнергетичны невероятно деятельны и заразительны своей активно­стью, которая превосходит у них инстинкт самосохранения. Но постепенно пассионарный толчок теряет силу, убывает и в обществе множится число субпассионариев: пассивных, ве­домых, развинченных и, добавим, также теряющих инстинкт самосохранения, только уже на почве собственной лени. Таким образом, умножение в обществе лентяев можно в качестве гипотезы объяснить потерей этносом пассионарности.

№ 5

Вторая гипотеза биопсихического пола связана с жизнью человека до рождения во чреве матери. Я черпаю ее в данном случае из работ Ф. Василюка. опирающегося, в свою очередь, на традиции психоанализа и западной психологии. С этой точки зрения наша обыч­ная лень, нежелание делать усилия коренится в том исходном инфантильном мировосприя­тии, которое формируется в перинатальном периоде. Находясь в тепле и неге, не обладая еще пробужденным сознанием, плод получает здесь непосредственно все. Что надо ему для жизни и роста. Он не принужден проявлять активность, ставить и достигать цель, отклады­вать желаемое во времени. Все дано ему непосредственно, воспоминаний и проектов еще нет. Существование равнозначно сладкой дреме. Такое состояние не проходит бесследно, оно оставляет неизгладимый отпечаток в нашем бессознательном и впоследствии проявляется у кого в большей, у кого в меньшей степени. Это «принцип удовольствия», властно домини­рующий над «принципом реальности».

№ 6

Человечество не вымерло от лени, потому что массовая и сильная лень несовместима с самой жизнью. Реальная жизнь требует постоянного труда, чтобы вы могли жить и про­кормиться. Чтобы дать возможность существовать следующим поколениям, надо было охо­титься. Сеять, пахать, производить самые разные предметы, наконец, охранять свою землю от врагов. По мере усложнения человеческой культуры усложнялись мотивы, толкающие

чело­века к активности и трудолюбию. Это уже были не чисто биологические потребности, по­зволяющие кое-как сохранить свое собственное бытие, но и потребность жить по определен­ным социальным стандартам, и желание выразить себя в той или иной деятельности, достичь определенного положения в обществе, удовлетворить собственное любопытство и интерес. Трудолюбие людей вырастало в связи с развертыванием их многообразных интересов, и. пе­реходя к вопросу о социально-психологических причинах лени, мы можем, прежде всего, зафиксировать, что ими является слабая мотивация деятельности, отсутствие к ней интереса.

№ 7

Сегодня, когда наша страна находится на очередном историческом перепутье и вы­нуждена вновь менять формы общественной жизни, выяснилось, что великой преградой на пути возвращения в лоно цивилизации является неготовность к этому самого человека. Важ­нейшие составные такой неготовности - пассивность, лень, нежелание усердно работать, привычка к разгильдяйству. Помилуйте, может сказать кто-нибудь, наши люди трудились все минувшие десятилетия, не разгибая спины, да еще и в тех условиях, которые нередко и не назовешь человеческими: без должного вознаграждения, без жилья, без нормального пи­тания... Но в том- то все и дело, что труд, лишённый верных стимулов, не воспитывает тру­долюбия. В свое время, характеризуя современное ему классовое общество, К. Маркс отме­чал: когда к труду перестают принуждать, от труда бегут, как от чумы. Оно и понятно: на принуждении, приказе далеко не уедешь. История России это подтвердила.

Учитель обращается к группам

«Лень - мать всех пороков» - такая крайне отрицательная оценка лени выражена в широко из­вестном высказывании. Постараемся понять, есть ли законы у лентяев. Давайте подумаем над этим.

Задание группам

1)Прочитать текст карточек № 8, 9, 10;

2)создать афишу-плакат о законах лентяев так, чтобы в них было сказано «с чувством, с толком, с расстановкой»;

3) выбрать свой угол зрения и сделать анализ (типологии, философии, правила их жизни,

манеру поучать и объяснять)

Работа в группах по созданию плакатов и анализ под своим углом зрения, выступления пред­ставителя группы. № 8

Под физической ленью можно понимать стремление избегать как физического труда, так и вообще физических нагрузок. Эта лень нередко присуща тем, кто занят умственным трудом. Люди, физически ленивые, как правило, не только не занимаются спортом и физ­культурой, но находят тысячу причин для того, чтобы не делать даже обычной зарядки. Она вызывает у них приступ глубокой скуки и может быть выполнена разве что где-нибудь в са­натории из-под палки. Даже болезни и рекомендации врачей не в силах подвигнуть их на фи­зическую активность: бег, занятия в спортзале и т. п. Конечно, в нашей нынешней жизни та­кой лени способствует и отсутствие надлежащих условий: спортивные залы переполнены, стадионы далеко, воздух на улицах отравлен, и. тем не менее, инертность играет здесь пер­вую скрипку.Физические лентяи чаще всего ленивы и в быту, который требует регулярных физиче­ских усилий: стирка, уборка, ремонт и т. д. Потому они нередко в определенном смысле «безбытны» (быт) и с удовольствием жили бы на полном пансионе, который в наших условиях им никто не может предоставить даже за большие деньги.

№ 9

Интеллектуальная лень широко распространенное свойство. Особенно ярко оно начи­нает проявляться в школе, когда уже с первых лет от ребенка требуются постоянные умст­венные усилия и немалое напряжение. Интеллектуальная лень может проявляться как у че­ловека малоспособного к умственным занятиям, так и у способного ученика, которому всё даётся слишком легко, и нет мотивов для преодоления встречающихся трудностей.Интеллектуальные лентяи, не читающие книг и не беспокоящие себя метафизически­ми размышлениями, могут быть достаточно неплохими работниками, если заняты простым ручным трудом или выполняют стереотипные операции. Однако следует помнить, что ком­пьютеризация и информатизация жизни, уже захватившая мир, не терпит интеллектуальной лени. Нежелание размышлять, думать, соотносить и анализировать становится опаснейшим пороком, ибо в руках безответственного лентяя могут оказываться одновременно судьбы миллионов людей и огромные созданные человечеством богатства. Не только злой умысел, но и ленивый авось способны принести планете неисчислимые беды.

№ 10

Лень эмоциональная. Думаю, что она - дитя нашего времени, когда «физики» стали устойчиво доминировать над «лириками», произошла масштабная рационализация жизни, и в западном, и в нашем общественном сознании стали преобладать утилитарные мотивы. Человек, известный как отличный работник, великий аккуратист и заядлый спортсмен, может быть совершеннейшим лентяем в области человеческих отношений. Ему гораздо легче заглушить в себе любое переживание: будь то любовь, сочувствие или жалость, чем прочувствовать его как положено живому сознательному существу. Эмоциональные лентяи желают всеми силами сохранить покой и штиль в своем внутреннем мире, оберегают свое бесценное «я» от любых встрясок и тем более потрясений.Разумеется, правы будут те, кто скажет, что наша жизнь и так чревата множеством негативных переживаний и, рассуждая здраво, следует умерять их число, а не умножать. Все это так, но данное высказывание (как и любое другое) истинно лишь в некоторых пределах. Невротикам действительно не следует «раскачивать маятник», метаться от «ада» к «раю». Но когда человек по доброй воле превращает себя в существо со спящим внутренним миром, когда он сохраняет в душе ленивый покой ценой нарушения контакта со своими близкими, здесь, видимо, стоит бить тревогу и искать пути преодоления такого рода душевной лени.

Вопрос классу:

- можно ли согласиться, что Лень - это состояние сознания и феномен обыденности. Лень как сорняк, прораставший в обыденной жизни.

Прием свободного письма

Каждый в группе записывает на листе бумаги вопрос и ответ в течение одной минуты, затем передаёт лист соседу слева, взамен получает лист от соседа справа. Текст считается завершён­ным, когда первый лист возвращается автору, обойдя круг. В каждой группе зачитываются все тексты, от группы классу. Беседа

- Приходилось ли вас испытывать в своей жизни ненависть или стыд за лень свою и чу­жую?

(обсуждение в группе, сообщение классу) Завершая разговор о лени, нужно подчеркнуть, что тема эта далеко не исчерпана. Мир лени обширен. Она как живучий сорняк прорастает то тут, то там в обыденной жизни. Ленивое существование не знакомо с сильными стремлениями и страстями.

Рефлексия

- Что нового узнали на нашей мастерской?

- Что заставило задуматься?

- Выразите ваше отношение к теме (обсуждение в группе, сообщение классу)


© 2010-2022