Урок-игра посвящен 20-летию Конституции

"Описание материала: "Урок-игра посвящен 20-летию Конституции. Проведен в 9-х классах. "Тема урока: «Экзамен на гражданина России» (урок-игра). "Программа, используемая в работе, её авторы, учебник и его раздел: Рабочая программа по обществознанию, созданная на основе ФКГС и авторской Программы общеобразовательных учреждений. Право. "Количество часов в неделю, за год: 1ч, 35. "Цели урока: образовательные-сформировать у учащихся общие представления о конституционных правах человека в России и сим...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Направление по которому представлена работа: номинация 3 - Основное общее образование(урок обществознания)

Тема урока: «Экзамен на гражданина России» (урок - игра)

Программа, используемая в работе, её авторы, учебник и его раздел: Рабочая программа по обществознанию, созданная на основе ФКГС и авторской Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание,6-9 классы .Л.Н.Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. М: Изд «Просвещение»,2009. Учебник «Обществознание» 9класс: учеб.для общеобразоват.учреждений/под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева, изд-во «Просвещение»-2011г; глава II. Право.

Количество часов в неделю, за год: 1ч, 35.

Тип урока: повторительно - обобщающий.

Форма урока: поэтапная игра

Оборудование: Конституция РФ у команд на столах, гербы России и Тулы, презентация к уроку.

Цели урока:

образовательные - сформировать у учащихся общие представления о конституционных правах человека в России и символах государства;

воспитательные - воспитать чувство уважения к Конституции как к основному закону государства.

развивающие - сформировать у учащихся творческую активность, умение работать в команде.

Задачи урока:

-повторить основные понятия: Конституция, права и обязанности граждан, три ветви власти, основное содержание статей Конституции РФ;

- отработать умение работать с документами, анализировать, делать выводы и обобщения, отстаивать свою точку зрения.

Технологическая карта урока

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Примечание


  1. Сообщение темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности.

Показ практической значимости урока и постановка учебной задачи.

Мы закончили изучать главу «Право». Нам необходимо обобщить и систематизировать те знания, которые мы получили в ходе изучения этой большой темы . В этом году 12 декабря исполняется 20 лет основному закону нашего государства. Какому? Наш урок предлагаю провести в виде игры. Познакомимся с правилами игры, которую мы назовем «Экзамен на звание Гражданина России».

Участниками игры являются команды по три- пять человек.

Каждый правильный ответ, который дает команда, оценивается в два балла, если при ответе будет сделана ссылка на статью Конституции. Если ответ дан правильно, но статья не названа, то один балл. (участники получают звезды).

Представление Жюри (в состав жюри входят незаинтересованные лица из числа учителей )

Итак приступаем к игре.

Слушают учителя.

Делятся на команды.

Знакомство с правилами игры.

Призентация

Слайд 1-4

  1. Первый этап игры «Разминка»

Повторение и обобщение темы «Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ»

-Какое название более правильно - «Российская Федерация» или «Россия».? (Названия равнозначны)

-На какие три вида подразделяется власть в России? (Законодательная, исполнительная, судебная)

- С какого возраста на гражданина России распространяется основные права и свободы ? (Принадлежат ему от рождения. Ст.17)

- Чем отличаются права мужчин и женщин? (Мужчины и женщины имеют равные права)

- В каких случаях допускается арест и заключение под стражу? (По судебному решению)

- Какое разрешение требуется человеку, чтобы беспрепятственно исповедовать религию? (Никакого)

- Что, согласно Конституции, является высшей ценностью для государства? (Человек, его права и свободы. Ст.2)

- Какая партия имеет больше прав - «Единая Россия» или «ЛДПР»? (Равны. Ст. 13)

- Имеет ли право беспрепятственного въезда в Россию ее гражданин, если он прожил за границей более 5 лет ? (Да)

- Если ребенок и родители выразили письменное согласие в отказе от учебы, то основное общее образование не обязательно? (обязательно. Ст.40, п4)

С какого возраста гражданин России может самостоятельно осуществлять свои права в полном объеме? (с 18 лет)

- Забота о детях и их воспитание - право или обязанность родителей? (Право и обязанность)

- Гражданин Иванов решил создать партию, выступающую за превращение Тульской области в независимое государство. Права человека его партия ущемлять не собирается. Будет ли разрешена такая партия? (Нет, так как призывает к нарушению целостности государства. Ст.13, п.5)

- Гражданин Иванов, отдыхая у себя дома после тяжелого рабочего дня, включил музыку на полную громкость. На замечания соседей он объяснял, что согласно Конституции имеет право на отдых. Что мог бы возразить знающий Конституцию участковый, вызванный соседями? (Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Ст17,п.3)

-Гражданин Иванов заманил на свою дачу двух бомжей и , заперев их в подвале, заставил их шить женские халаты, которые потом продавал. Свой поступок он объяснил тем, что просто помогал бомжам реализовать их право на труд, поскольку за работу они получали пищу и крышу над головой. Нарушены ли были права человека? (Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. СТ.22)

ДАВАЙТЕ ПРОВЕРИМ ОТВЕТЫ.

Команды отвечают на вопросы по статьям Конституции России (гл 1, 2,4). За каждый правильный ответ получаю т по одной-две звездочки.

Слайд 5-6

  1. Второй этап «Наш герб»

Проверка знаний символов России

Вам необходимо выбрать из предложенных карточек герб России или Тулы или Узловой по жребию. Описать их: из каких частей состоит, что они символизируют. Время ограничено.

Команды выбирают из отдельных карточек гербы России или Тулы или Узловой. Готовят краткое сообщение.

Слайд 7,8,9,10

  1. Третий этап «Знатоки гимна»

Проверка знаний символов России

Перед вами текст Гимна России. Вы должны вставить пропущенные слова. Помните, время ограничено.

Давайте проверим себя, хорошо ли мы знаем гимн России (слушание гимна)

Команды вписывают отдельные слова в текст гимна России.

Слайд 11, 12, 13

  1. Четвертый этап «я имею право»

Проверка знаний по теме «Права и свободы человека и гражданина»

Теперь проверим, насколько хорошо вы знаете права и свободы Граждан РФ. Наш следующий конкурс «Я имею право». На слайде Вам будет представлено художественное произведение. Ваша задача указать, какое конкретное право, из 2 главы Конституции РФ, в указанном художественном произведении присутствует тем или иным образом.

Команды, получив карточку с заданием по слайду(название художественного произведения) , обсуждают и дают ответ на свой вопрос.

Слайд 14-23

  1. Пятый этап «Права и обязанности в нашей жизни»

Вспомним, что мы сегодня сдаем экзамен на звание Гражданина России. Поэтому наш пятый этап так и называется «Права и обязанности в нашей жизни». Вам предстоит выполнить следующее задание: 1. Из списка выбрать обязанности гражданина России, закрепленные в Конституции РФ. 2. Привести в соответствие группы и конкретные права и свободы граждан, провозглашенные в Конституции РФ.

Команды получают карточки с заданием и за отведенное время выполняют задание в карточках .

Слайд 24-26

  1. Подведение итогов

Проверка заданий и подсчет полученных звездочек. Награждение победителей и выставление оценок за урок.

Итак, закончилась наша игра. Теперь предоставим слово жюри, которое определит, как успешно вы сдали экзамен на звание Гражданина России. Конечно, мы сегодня с вами играли, но, возможно, уже завтра вы будете всерьез сдавать этот экзамен. А для того чтобы его успешно сдавать во взрослой жизни, помните о тех знаниях, которые вы получили в школе.

Успехов вам всем!

Слайд 27

  1. Домашнее задание

Представьте себе, что вы готовите подобную игру. Разработайте свои собственные задания и конкурсы для нее.

Учащиеся записывают домашнее задание

Список использованной литературы:

  1. Герб, флаг и гимн России: Изучение государственных символов Российской Федерации в школе.Методические рекомендации/ Сост. М.К.Антошин.- М: Айрис-пресс,2003г.

  2. Обществознание. 9класс: учеб для общеобразоват учреждений/ Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев и др.- изд «Просвещение».

  3. Российская городская и областная геральдика XVIII-XIXвв, Соболева Н.А.- М: Наука, 1981г.

  4. Конституция РФ.




Приложение





Текст гимна России с пропусками

Широкий простор для ________ и для жизни

Россия - ________________ наша держава, Грядущие нам открывают года.

Россия - ________________ наша страна. Нам силу дает наша __________ Отчизне.

Могучая воля, великая слава - Так было, так есть и так будет всегда!

Твое достоянье на все времена!

Припев:

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная__________народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От __________ морей до __________края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая -

Хранимая Богом родная земля.

Карточка №1

«Права и обязанности в нашей жизни»



  1. Какие из перечисленных обязанностей являются обязанностями гражданина России, закрепленными в Конституции:

  • Соблюдать законы;

  • Платить налоги;

  • Состоять в рядах какой-либо политической партии;

  • Быть членом профсоюза

  • Участвовать в выборах;

  • Защищать Отечество

  • Сохранять природу и окружающую среду;

  • Бережно относиться к памятникам истории и культуры;

  • Извещать власти о фактах нарушения Конституции

Карточка №2

«Права и обязанности в нашей жизни»

Приведите в соответствие группы и конкретные права и свободы граждан, провозглашенные в Конституции РФ.

  1. Право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей;

  2. Каждый имеет право на образование;

  3. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность;

  4. Труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;

  5. Каждый имеет право на жилище;

  6. Каждый имеет право на жизнь;

  7. Право частной собственности охраняется законом;

  8. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

А) Гражданские права и свободы

Б) Политические права и свободы

В) Экономические права и свободы.

Г) Социальные права и свободы



© 2010-2022