Уро на тему Соц. стратификация

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Социальная стратификация

Цель: разъяснить учащимся сущность современного понимания социальной стратификации, показать её влияние на поведение, образ жизни, доходы людей, сформировать умение анализировать представителей различных классов.

Задачи:

Образовательная: сформировать у учащихся представление осоциальной стратификации и ее специфичности в различных исторических эпохах.

Развивающая: продолжить формирование навыков поисково-исследовательской деятельности; развивать умения работы с раздаточным

материалом; закрепить навыки групповой работы: учиться анализировать в коллективе полученную информацию, видеть причинно-следственные связи, вести аргументированный спор.

Воспитательная: воспитывать чувство толерантности, уважения к представителям различных социальных слоёв; формировать активную жизненную позицию.

Оборудование: Обществознание.11 класс: учебник для ОУ. Профильный уровень./ Под редакцией Л.Н.Боголюбова.- М. Просвещение. 2010 г. рабочие листы с заданиями для каждой группы; рабочие тетради; тесты; персональный компьютер, проектор, экран; специально подготовленное пространство для удобного расположения учебных групп.



п/п

Этапы работы

Содержание этапа


1.

Организационный момент, включающий:



Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы

Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы

Ожидаемые результаты

Организует самостоятельную деятельность обучающихся по введению их в проблематику урока:

  • извлечение готовых знаний из анализируемого фрагмента видеоролика;

  • самостоятельное конструирование темы урока.




Включаются в самостоятельную деятельность:

  • исследуют предложенный учителем видеоролик;

  • анализируют и делают вывод о том, какое понятие скрыто «социальная стратификация»;

  • на основе сделанного вывода конструируют тему урока.




Обучающиеся определяют общие свойства исследуемых продуктов, делают на основе личного опыта вывод и конструируют тему урока.


Цель: создать условия мотивации обучающихся к получению нового знания по теме «Социальная стратификация».

Задачи: 1) научить обучающихсяработать с неполной информацией, выявлять ключевые слова и делать выводы;

2) научить формулировать тему урока.

Цель: обучающиеся смогут выявить слова исследуемого видеоролика и на основе сделанных выводов сконструировать тему урока.

Методы, применяемые на данном этапе урока:

  • исследовательский метод;

  • метод работы с видео;

  • метод самостоятельного конструирования темы.



Содержание урока

Время

Учитель:Приветствие детей. Предложение поработать сегодня в группах. Оценивать вы тоже будете себя сами, используя лист самооценки.

Ф.И. учащегося

Работа в группе

Устные ответы

Публичные ответы

1.




2.




3.




4.




5.






Обучающиесяработают в малых группах. На столах лежит раздаточный материал с информацией по теме урока.

Задание:Ребята, сегодня наш урок начнется с видеоролика. Внимание на экран.

Вопросы к учащимся после просмотра видеоролика:

- о чем данный видеоролик?

- что такое социальное расслоение?

- существуют ли промежуточные понятия между богатыми и бедными?

Обучающиеся отвечают на вопросы:

- о социальном расслоение;

- деление людей на богатых и бедных;

-да, богатые-зажиточные-обеспеченные-малообеспеченные-бедные-нищие.

Задание: Как вы считаете, о чем сегодня пойдет речь? Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.

Обучающиесяформулируют тему урока: «Социальная стратификация»

Учитель подводит итог: Да, сегодня мы поведем разговор о социальном неравенстве или социальной стратификации.

1 мин.





3-4 мин.

Всего:

4-5 мин.



2.

Актуализация опорных знаний.

Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы

Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы

Ожидаемые результаты

Организует деятельность обучающихся по проверке качества усвоенных ими знаний. Проверяет и оценивает знания обучающихся:

  • извлечение ранее изученной информации по теме и знаний из личного опыта;

  • самостоятельные выполнения эвристического задания.

Выявляют качество знаний по изучаемой теме собственных и партнеров:

  • выполняют эвристическое задание предложенное учителем;

  • осуществляют взаимоконтроль и взаимопроверку;

  • оценивают свои знания и знания обучающихся.

Обучающие определяют уровень достижения собственных знаний, качества знаний, ошибок и их причин, путем их устранения.

Поставленная и принятая детьми как собственная задача учебной деятельности. Мотивация на ее решение. Мотив достижения успеха, самореализация в учебной деятельности и сотрудничества с другими обучающимися; осознание необходимости получения новых знаний для последующего продвижения в освоении предмета

Цель: создать условия мотивации обучающихся к проверке знаний по теме «Социальная стратификация»

Задачи:

  1. научить обучающихсяпользоваться ранее полученной информацией при выполнении упражнения на закрепление;

  2. побудить обучающихся к активным действиям в группе.

Цель: обучающиеся смогут самостоятельно анализировать понятие «социальная стратификация»

Методы, применяемые на данном этапе урока:

  • метод сравнения;

  • практический метод (упражнение);

  • метод составления определений понятий;

  • метод контроля.

Содержание урока

Время

Учитель:В начале одного очень известного романа Л. Н. Толстой утверждает: "Все счастливые семьи похожи друг на друга…" Семьи, возможно, похожи. А люди?

Все перечисленное представляет собой совокупность оснований для социальной стратификации.

Само слово "стратификация" образовано от латинских существительного stratum и глагола fasere.

Стратификация - stratum (лат.) - слой

fasere (лат.) - делать, что в переводе на русский означает - расслоение общества.

Термин "стратификация" пришел из геологии, где он означает расположение пластов Земли по вертикали. Социология уподобила строение общества строению Земли и разместила социальные слои (страты) также по вертикали. Основанием служит лестница доходов.

Богатые занимают верхнюю ступеньку, зажиточные группы - среднюю, а бедняки - низшую. Верхняя ступенька - высший класс, средняя ступенька - средний класс, а на низшей ступеньке - низший класс.

Основы теории социальной стратификации были заложены в последней трети XIX в. Максом Вебером (1864 - 1920). Немецкий ученый выявил главные компоненты неравенства (собственность, или доход, престиж, образование, власть) и ввел понятие статуса.

Статус - положение и место человека в обществе. Статус выступает обобщенным показателем стратификации.

Обучающиеся:делают вывод, что на социальную стратификацию не влияет возраст, национальность, пол.

4-5 мин.













1 мин.

Всего:

5-6 мин.

3.

Исследовательская деятельность.

Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы

Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы

Ожидаемые результаты

Организует самостоятельную деятельность обучающихся по приобретению необходимых знаний соответственно разработанному плану их получения (По извлечению готовых знаний из научных текстов.По самостоятельному созданию знаний путем исследовательской деятельности):

  • извлечение знаний из теста учебника;

  • самостоятельное приобретение знаний в процессе исследовательской работы.

Включение в самостоятельную деятельность по анализу научных статей, алгоритмизации полученной информации и созданию новых знаний путем поисковой деятельности в группе.

Формирование навыка работы с информацией и организацией исследования. Извлечение нужной информации для выполнения конкретного задания.

Цель: создать условия для получения знаний по заполнению таблицы

Задачи:

  1. научить обучающихсявыявлять главное в тексте;

  2. сформировать навыки исследования текста.

Цель: обучающиеся смогут выявить работу по сжатию текста текстаи на основе сделанных выводов выполнят задание по закреплению полученной информации.

Методы, применяемые на данном этапе урока:

  • метод сравнения;

  • исследовательский метод;

  • метод работы с тестом;

  • практический метод.

Содержание урока

Время

Учитель:Различают четыре основных типа стратификации: рабство, касты, сословия и классы.

Задание: Познакомьтесь с раздаточным материалом. Предлагаю вам провести

самостоятельный анализ отдельных типов стратификации. Результаты работы оформить в таблицу. Работа выполняется по материалу учебника & 34.

Рабство

Касты

Сословия

Классы

1.Характерные особенности.


2. Когда и где получают особое распространение?


3.Чем определялись права и обязанности индивида?


4.Для какого типа общества характерен?


Обучающиеся: Заполняют таблицу и знакомят с ее результатами учащихся других групп.

Задание: Подведем итог. Как вы считаете, всегда ли было социальное неравенство?

Обучающиеся: Неравенство зарождается вместе с человеческим обществом.

Учитель подводит итог: Указывает на ключевые особенности понятия «социальная стратификация».

1 мин.

9 мин.









5 мин

Всего:

15 мин.

4.

Закрепление учебного материала.





Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы

Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы

Ожидаемые результаты

Организует самостоятельную деятельность обучающихся по воспроизведению ими новых знаний, организует самостоятельную деятельность обучающихся по применению новых знаний:

  • извлечение новых знаний;

  • применение знаний и в новых или измененных условиях.

Воспроизводят полученные и созданные самостоятельно (в ходе исследования) новые знания; выполнять деятельность по применению новых знаний:

  • анализируют предложенные учителем задание;

  • на основе новых знаний определяют ключевые понятия темы урока.

Обучающиеся определяют умения оперировать знаниями в требуемой форме, умение проверять и оценивать свою деятельность.

Цель: создать условия для самостоятельной деятельности учащихся по закреплению и развитию полученных знаний, оказывать востребованную ими помощь.

Задача: 1) научить обучающихся находить соответствие между основными понятиями урока.

2) проверить первичное усвоение материала о социальной стратификации.

Цель: обучающиеся смогут перечислять, называть общие понятия по теме урока, проанализировать и выбрать наиболее рациональный подход к закреплению полученных знаний и применять их в новых условиях.

Методы, применяемые на данном этапе урока:

  • метод сравнения;

  • практический метод (упражнения);

  • метод контроля (лист самооценки).

Содержание урока

Время

Учитель: Предлагаю выполнить задания по группам.

Задание 1: Составить синквейн по теме «Социальная стратификация»

Задание 2: Построить шкалу престижа профессий в нашем обществе, воспользовавшись своими наблюдениями и жизненным опытом. Разместить в возрастающем порядке следующие профессии: плотник, преподаватель вуза, шахтер, банкир, сантехник, мясник, доярка, менеджер, кассир, учитель, водитель, врач, юрист, токарь, продавец, сторож. Попытайтесь объяснить, от чего зависит престиж той или иной профессии.

Задание 3:Выполнить тест.

1. Социология определяет термин «стратификация» как:

1 - разделение;

2 - объединение;

3 - интеграция;

4 -расслоение.

2. Из какой науки социология заимствовала термин «стратификация»?

1 - из этнографии;

2 - из геологии;

3 - из философии;

4 - из археологии.

3. Исторически первой системой социальной стратификации являются:

1 - страты;

2 - касты;

3 - классы;

4 - сословия.

4. Какой критерий из перечисленных не является основным для социальной стратификации:

1 - возраст;

2 - власть;

3 - доход;

4 - образование.

5. Исторически самой поздней системой социальной стратификации являются:

1 - страты;

2 - касты;

3 - сословия;

4 - касты.

6. Социальным статусом называется:

1 - степень уважения к человеку со стороны окружающих;

2 - позиция человека в обществе с определенным набором прав и обязанностей;

3 - достигнутый уровень продвижения по служебной лестнице;

4 - характер чувств (симпатии или антипатии), испытываемых к человеку со стороны друзей, сослуживцев и родственников.

7. Уровень образования индивида является важнейшим параметром при определении его места в системе:

1 - экономической стратификации;

2 - политической стратификации;

3 - профессиональной стратификации;

4 - социальной стратификации.

Обучающиеся: Выполняют в группе задание и сверяют ответ с доской.

Учитель:Подводит итог. Читает стихотворение Андрея Полникова

У него есть дом и в дому,

У него есть хлеб да и к хлебу.

Мычит корова в хлеву,

Разжигая зависть соседа.

У соседа шаром покати,

По цвету заплата к заплате.

Во дворе ни гуся, ни свиньи,

И не топлено в маленькой хате.

У него жена как жена,

И дети обуты - одеты,

Румяны и сыты всегда,

Едят дорогие конфеты.

У соседа супруга - змея,

В язвах ходят голодные дети.

Ни улыбки им, ни тепла.

Ни ответа от них, ни привета.

У него на работе лады,

Даже премию платят к зарплате.

В банке счет, и на нем не гроши,

Превышают доходы затраты.

У соседа нет ни копья

За душой, нет копья и в кармане.

Кладет зубы на полку семья,

А жена держит челюсть в стакане.

Расслоение здесь налицо

По имуществу и положению.

Но когда смерть смотрит в лицо,

Ничего не имеет значения.


  1. мин.

10 мин.























2 мин






Всего:

13 мин.

5.

Задание на дом.











Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы

Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы

Ожидаемые результаты

Организует деятельность обучающихся по самостоятельному определению содержания и объёма той работы, которую каждому нужно выполнить индивидуально дома:

  • закрепление полученных знаний о социальной стратификации;

  • закрепление навыка в применении новых знаний.

Включаются в самостоятельную деятельность по закреплению знаний, самоконтролю, выявлению итогового качества собственных знаний.

  • определяют объём домашнего задания;

  • выбирают задания;

  • разрабатывают план своих действий.

Обучающиеся определяют содержание и объём своей домашней работы. Разрабатывают или намечают план индивидуальных действий.

Цель: создать условия мотивации на дальнейшую учебную деятельность, удовлетворения собственных познавательных интересов.

Задачи: 1) научить обучающихся определять уровень знаний и собственных достижений;

2) сформировать компетенцию выявления причин ошибок и определения пути их устранения.

Цель: обучающиеся смогут воспроизвести полученные знания, выполнить деятельность по их применению.

Методы, применяемые на данном этапе урока:

  • практический метод (упражнения);

  • исследовательский метод;

  • метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (решение творческих задач).

Содержание урока

Время

Задание:Прочитать &7, ответить на вопросы стр. 68 - 77.

Написать эссе на тему «Дифференциация общества как критерий его прогресса»

Выполнить задания практикума.

Обучающиеся: Ставят цели дальнейших действий.

Учитель предлагает обучающимся заполнить лист самооценки. Подводит общий итог проделанной работе в классе.

Презентация: На слайде дается расшифровка баллов.

1 мин.

Всего:

1 мин.

Итого:

39-40 мин.



19


© 2010-2022