- Преподавателю
- Обществознание
- Пробный ОГЭ по обществознанию Вариант - 5
Пробный ОГЭ по обществознанию Вариант - 5
Раздел | Обществознание |
Класс | 9 класс |
Тип | Тесты |
Автор | Журавлева С.Р. |
Дата | 15.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ПРОБНЫЙ ОГЭ ПО ОБЕСТВОЗНАНИЮ - 2016-
ВАРИАНТ - 5
1. Существуют различные значения понятия «общество». Под обществом в широком смысле понимают
1) всё человечество в прошлом, настоящем и будущем
2) группу людей, объединившихся для общения и взаимопомощи
3) объединение людей одной профессии
4) весь материальный мир
Пояснение.
Общество - обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей.
Узкое значение:
1) определённая группа людей;
2) этап развития общества;
3) совместная деятельность;
4) определенная страна.
Широкое значение: всё человечество в целом:
1) часть материального мира;
2) динамичная система;
3) совокупность способов взаимодействия и объединения.
Правильный ответ: 1.
Ответ: 1
94
1
2. Эти потребности человека выражаются в стремлении сохранить и защитить свою жизнь, своих родных и жилище от вторжения, стихийных бедствий, дискомфорта. Это
1) духовные потребности
2) социальные потребности
3) физиологические потребности
4) потребности в безопасности
Пояснение.
Классификация по уровню сложности разделяет потребности на биологические, социальные и духовные.
К биологическим можно отнести стремление человека поддерживать свое существование (потребность в пище, одежде, сне, безопасности, сексуальном удовлетворении, в экономии сил и пр.).
К социальным потребностям относится потребность человека к общению, к популярности, к господству над другими людьми к принадлежности к определенной группе, в лидерстве и признании.
Духовные потребности человека - это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации, в познании смысла своего существования.
Правильный ответ: 4.
Ответ: 4
901
4
Источник: Типовые тестовые задания по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва - 2013, вариант 20.
3. Анна узнала, что Ира рассказала одноклассникам про Анин секрет. Она не стала выяснять причины этого поступка, а просто перестала разговаривать с Ирой. Какой способ поведения в межличностном конфликте иллюстрирует этот пример?
1) сотрудничество
2) уход от конфликта
3) посредничество
4) арбитраж
Пояснение.
Анна решили уйти от конфликта, перестав общаться с подругой.
Правильный ответ: 2
Ответ: 2
1865
2
Источник: СтатГрад: Репетиционная работа по обществознанию 08.04.2015 Вариант ОБ91001.
4. Верны ли следующие суждения о деятельности человека?
А. Изучение школьного курса физики является примером познавательной деятельности.
Б. Деятельность предполагает сознательную активность человека.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Пояснение.
Деятельность - процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения).
Правильный ответ: 3.
Ответ: 3
376
3
Источник: Типовые тестовые задания по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва - 2013, вариант 3.
5. Сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых лицами, особо избранными и подготовленными для этого, называется
1) обряд
2) ритуал
3) церемония
4) нравы
Пояснение.
Ритуал - устоявшаяся и традиционно осуществляемая людьми религиозная или светская церемония.
Обряд - совокупность условных, традиционных действий, лишённых непосредственной практической целесообразности, но служащих символом определённых социальных отношений, формой их наглядного выражения и закрепления.
Церемония обряд по установленным правилам.
Правильный ответ: 2.
Ответ: 2
873
2
Источник: Типовые тестовые задания по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва - 2013, вариант 19.6. Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?
А. Наука систематизирует знания об окружающем мире.
Б. Наука помогает обществу в решении глобальных проблем.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Пояснение.
В современном обществе значительно возросла роль науки. На основе научного знания рационализируются, по сути, все формы общественной жизни. Как никогда близки наука и техника.
Надо заметить, что все же существуют три основные концепции науки: наука как знание, наука как деятельность, наука как социальный институт. Современная наука представляет собой органическое единство этих трех моментов. Здесь деятельность - её основа, своеобразная «субстанция», знание - системообразующий фактор, а социальный институт - способ объединения ученых и организации их совместной деятельности. И эти три момента и составляют полное определение современной науки.
Правильный ответ: 3.
Ответ: 3
37
3
Источник: ГИА по обществознанию 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1304.
7. Что из перечисленного характеризует командную экономику?
1) следование в процессе производства вековым традициям предков
2) частная собственность на средства производства
3) нерегулируемые цены
4) централизованное планирование производства
Пояснение.
следование в процессе производства вековым традициям предков традиционная экономика;
частная собственность на средства производства и нерегулируемые цены - рыночная;
централизованное планирование производства командная экономика.
Правильный ответ: 4
Ответ: 4
1491
4
Источник: МИОО: Тренировочная работа по обществознанию 19.05.2014 вариант ОБ91101.
8. Инициативную самостоятельную хозяйственную деятельность человека, осуществляемую на свой риск в рамках закона, направленную на получение прибыли, называют
1) предпринимательством
2) реформированием
3) производством
4) творчеством
Пояснение.
Это определение предпринимательства
Правильный ответ: 1
Ответ: 1
1652
1
Источник: Демонстрационная версия ГИА-2015.
9. В стране Z существует товарное производство и денежное обращение. Большинство занятых трудятся на промышленных предприятиях и в сфере обслуживания. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны Z имеет рыночный характер?
1) Между предприятиями отсутствуют договорные отношения.
2) В стране гарантировано равенство различных форм собственности.
3) Несовершеннолетним работникам предоставляются льготы.
4) Промышленное производство сосредоточено на крупных предприятиях.
Пояснение.
Рыночная экономика - экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами.
Правильный ответ: 2.
Ответ: 2
226
2
Источник: ГИА по обществознанию 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1324.
10. Верны ли следующие суждения о налогах?
А. Взимание прямых налогов не связано с учётом доходов или имущества.
Б. Налоги с продажи товаров и услуг относятся к косвенным налогам.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Пояснение.
Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
В общем, налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства] и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления. Прямыми налогами можно назвать такие, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и подобные. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы и другие.
Правильный ответ: 2.
Ответ: 2
10
2
Источник: ГИА по обществознанию 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1302.11. Какая социальная роль характерна как для взрослого, так и для подростка?
1) член семьи
2) директор фирмы
3) опекун
4) учащийся основной школы
Пояснение.
Оба являются членами семьи. 2,3 - только взрослый, 4 - подросток.
Правильный ответ: 1
Ответ: 1
1811
1
Источник: СтатГрад: Диагностическая работа по обществознанию 16.03.2015 Вариант ОБ90901.12. В начале прошлого века 75% трудоспособного населения России были крестьянами, 10% трудились рабочими в обрабатывающей промышленности, менее 1% были заняты на государственной службе. Эти данные характеризуют
1) социально-классовую структуру
2) государственное устройство
3) сословный строй
4) социально-территориальную структуру
Пояснение.
Соц. структура - совокупность взаимосвязанных социальных общностей и отношений между ними.
Основной характеристикой социальной структуры является гетерогенность.
Гетерогенность - совокупность показателей, определяющих степень пестроты общества (пол, национальность, вероисповедание).
Соц. общность - совокупность индивидов, отличающихся ценностью и выступающих самостоятельным субъектом исторического процесса.
Признаки соц. общности:
1) сходство условий жизнедеятельности;
2) общность потребностей;
3) наличие совместной деятельности;
4) формирование собственной культуры;
5) социальная идентификация членов.
Правильный ответ: 1.
Ответ: 1
601
1
Источник: Типовые тестовые задания по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва - 2013, вариант 10.
13. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?
А. Несовпадение интересов социальных групп может привести к социальному конфликту.
Б. Межнациональный конфликт является разновидностью социального.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Пояснение.
Социальный конфликт - высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, соц. групп, общества в целом.
Причины соц. конфликтов:
1) соц. неоднородность общества;
2) различие в уровнях доходов, власти, престиже, образовании;
3) религиозные различия;
4) социально-психологические черты человека.
Правильный ответ: 3.
Ответ: 3
323
3
Источник: Типовые тестовые задания по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва - 2013, вариант 1.
14. В государстве Н. президент формирует парламент и правительство. При этом существует парламент, который должен утвердить состав правительства, предложенный президентом. Какая форма правления представлена в государстве Н.?
1) конституционная монархия
2) парламентская республика
3) абсолютная монархия
4) президентская республика
Пояснение.
Форма правления - порядок образования и организации высших органов власти, их взаимодействие друг с другом и с населением.
Типы государств по форме правления:
1. Монархия - форма правления, при которой верховная власть передается по наследству, не является производной от какой-либо другой власти, не ограничивается временными рамками.
Самодержавная монархия - тип монархии, при которой власть монарха является сакральной.
Ограниченная монархия. Эта такая форма монархии, при которой власть монарха ограничена законами или парламентом.
2. Республика - форма правления, при которой власть находится у выборных лиц с определенным сроком полномочий, которые они получили от представительного органа или от самих избирателей.
Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства.
Правильный ответ: 4.
Ответ: 4
758
4
Источник: Типовые тестовые задания по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва - 2013, вариант 15.
15. В Италии президента страны избирает парламент. Ответственность за издаваемые им акты лежит на министрах, которые их предложили. Эти факты характеризуют политический строй Италии как республику
1) президентскую
2) федеративную
3) парламентскую
4) суверенную
Пояснение.
Парламентская республика - разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом.
Правильный ответ: 3.
Ответ: 3
511
3
Источник: Типовые тестовые задания по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва - 2013, вариант 7.
16. Верны ли следующие суждения о политической власти?
А. Политическая власть выполняет в обществе функции управления и контроля.
Б. Политическая власть обращена ко всем гражданам государства.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Пояснение.
Политическая власть - право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенные политические взгляды, установки, цели.
Признаки политической власти:
1) только она может использовать силу в пределах страны;
2) единый центр для принятия политических решений;
3) использование разнообразных средств;
4) действует на основе права от имени всего общества;
Правильный ответ: 3.
Ответ: 3
605
3
Источник: Типовые тестовые задания по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва - 2013, вариант 10.
17. В приведённом перечне действий дисциплинарным проступком является
1) невыполнение правил, предусмотренных уставом школы
2) распространение наркотических веществ на школьной дискотеке
3) отказ уступить место пожилому человеку в транспорте
4) кража документов и бумажника у прохожего
Пояснение.
1) невыполнение правил, предусмотренных уставом школы - дисциплинарный проступок
2) распространение наркотических веществ на школьной дискотеке - преступление
3) отказ уступить место пожилому человеку в транспорте - нарушение норм морали
4) кража документов и бумажника у прохожего - преступление
Правильный ответ: 1
Ответ: 1
1692
1
Источник: СтатГрад: Диагностическая работа по обществознанию 16.01.2015 Вариант ОБ90701.
18. Родители восьмилетнего Алёши часто кричат на него, ругают грубыми словами. В этой ситуации нарушается право ребёнка
1) жить и воспитываться в семье
2) на выражение собственного мнения
3) на уважение человеческого достоинства
4) на общение с родственниками
Пояснение.
Право на уважение человеческого достоинства. Это личное право тоже обеспечивается установлением запретов на противоправные действия, посягающие на человеческое достоинство.
Правильный ответ: 3.
Ответ: 3
111
3
19. Гражданин Ж. приобрел кейс черного цвета. На следующий день он вернулся в тот же магазин и попросил заменить ему кейс на коричневый. Несмотря на наличие чека, продавец отказался поменять кейсы. Какое право потребителя было нарушено?
1) на отказ от покупки в течение 14 дней
2) на замену или возврат некачественного товара
3) на замену или отказ от товара без объяснения причин в течение 14 дней
4) на достоверную информацию о товаре
Пояснение.
Право на замену или отказ от товара без объяснения причин в течение 14 дней после его приобретения входит в состав прав потребителя.
Правильный ответ: 3.
Ответ: 3
639
3
Источник: Типовые тестовые задания по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва - 2013, вариант 11.
20. Верны ли следующие суждения о Конституции Российской Федерации?
А. Все законы, принимаемые в государстве, не должны противоречить Конституции.
Б. Предложения о поправках в Конституции может вносить только Президент.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Пояснение.
Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина.
Субъектами конституционной законодательной инициативы, то есть, субъектами, которые могут вносить предложения о конституционных поправках и пересмотре положений Конституции, являются:
1) Президент Российской Федерации;
2) Совет федерации;
3) Государственная дума;
4) Правительство Российской Федерации;
5) законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;
6) группа численностью не менее одной пятой членов Совета федерации или депутатов Государственной думы.
Правильный ответ: 1.
Ответ: 1
516
1
Источник: Типовые тестовые задания по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва - 2013, вариант 7.21. В приведенном списке указаны черты сходства традиционного и индустриального общества и отличия традиционного общества от индустриального. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия:
1) развитие промышленности;
2) наличие норм общественной жизни;
3) признание прав и свобод граждан;
4) создание культурных ценностей.
Черты сходства
Черты различия
Пояснение.
Традиционное (аграрное) общество - общество, которое регулируется традицией. Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Общественный уклад в нём характеризуется жёсткой сословной иерархией
Индустриальное общество - общество, сформировавшееся в процессе и в результате индустриализации, развития машинного производства, возникновения адекватных ему форм организации труда, применения достижений технико-технологического прогресса.
Сходства: 2); 4).
Отличия: 1) и 3) характерно только для индустриального общества.
Правильный ответ: 2413.
Ответ: 2413
548
2413
Источник: Типовые тестовые задания по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва - 2013, вариант 8.22. Установите соответствие между примерами и видами прав человека. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
ВИДЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
А) свобода творчества
Б) право на информацию
В) свобода мысли, слова
Г) право на образование
Д) право на демонстрации, митинги
Е) право на охрану здоровья и медицинскую помощь
1) гражданские (личные) права
2) политические права
3) социально-экономические права
4) культурные права
А
Б
В
Г
Д
Е
Пояснение. К гражданским правам относится: В.
К политическим: Б,Д
К социально-экономическим: Г,Е
К культурным: А
Правильный ответ: 421323
Ответ: 421323
1413
421323
Источник: МИОО: Тренировочная работа по обществознанию 16.01.2014 вариант ОБ90702.23. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Мария изучает астрономию в университете. (Б) Учёба занимает много сил и времени, Мария часто посещает библиотеку и дополнительные занятия. (В) Только такой усердный подход к изучению астрономии позволяет Марии быть отличницей по своим любимым дисциплинам.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения
А
Б
В
Пояснение.
Факт - (от лат слова factum сделанное, свершившееся). Синоним понятий истина, событие, результат. Нечто конкретное, единичное в отличие от абстрактного и общего. Фактические предложения либо выражают чувственные данное, либо включают в себя результаты наблюдения, конкретные события и положения. Знание в форме утверждения, достоверность которых неоспорима. События, уже произошедшие.
Мнения должны содержать отношение автора. У человека, познающего социальные факты, складывается определенное к ним отношение, выражающееся в согласии, порицании, отрицании, утверждении, поддержке, сомнении и т. д. Как правило, в тексте оценочное суждение содержит следующие речевые обороты: «на наш взгляд», «по вашему мнению», «с нашей точки зрения», «по-видимому», «считалось», «представлялось», «как утверждал», «как говорил», «скорее всего», «как отмечал», «плохо», «хорошо», «очевидно».
правильный ответ: 112
Ответ: 112
1445
112
Источник: МИОО: Диагностическая работа по обществознанию 02.04.2014 вариант ОБ91001.24. В стране Z был проведён опрос общественного мнения. Гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Какой способ увеличения производительности труда Вы считаете наиболее эффективным?». Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Процент тех, кто рассматривает повышение оплаты труда как эффективный способ увеличения производительности труда, больше среди работников государственных предприятий, чем среди работников частных предприятий.
2) Значение модернизации производства как эффективного способа увеличения производительности труда для работников частных фирм ниже, чем для работников государственных предприятий.
3) Процент тех, кто считает повышение квалификации кадров эффективным способом увеличения производительности труда, выше среди работников государственных предприятий, чем среди работников частных фирм.
4) Равные доли работников частных фирм отмечают повышение квалификации работников и создание комфортных условий труда как наиболее эффективные способы увеличения производительности труда.
5) Мнение о повышении оплаты труда как наиболее эффективном способе увеличения производительности труда наиболее распространено среди работников обоих типов предприятий.
Пояснение.
1) Государственные 50 %. частные только34. Да. верно
2) Наоборот. Неверно
3) Нет этот параметр одинаков обеих группах. НЕВЕРНО
4) ДА. верно по 10 %
5) ДА, верно.
Правильный ответ: 145
Ответ: 145
1668
145
Источник: Демонстрационная версия ГИА-2015.
25. В странах Z и Y учёные проводили опросы общественного мнения. Совершеннолетним гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Что Вы думаете об уплате налогов?».
Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?
1) В стране Y, по сравнению со страной Z, граждане более сознательно относятся к уплате налогов.
2) В стране Z гражданам приходится платить больше налогов, чем в стране Y.
3) В обеих странах есть граждане, которых от неуплаты налогов удерживает только страх наказания.
4) В стране Z, в отличие от страны Y, законы предусматривает более жёсткое наказание за уклонение от уплаты налогов.
5) В обеих странах граждане платят налоги, заботясь о своём обеспечении в старостиПояснение. 1) В стране Y, по сравнению со страной Z, граждане более сознательно относятся к уплате налогов (да, верно, количество неплательщиков в Y меньше).
2) В стране Z гражданам приходится платить больше налогов, чем в стране Y (нет, неверно, такой вывод сделать нельзя).
3) В обеих странах есть граждане, которых от неуплаты налогов удерживает только страх наказания (да, верно).
4) В стране Z, в отличие от страны Y, законы предусматривает более жёсткое наказание за уклонение от уплаты налогов (нет, неверно, такой вывод сделать нельзя).
5) В обеих странах граждане платят налоги, заботясь о своём обеспечении в старости (да, верно, наибольшее количество граждан платит налоги в обеих странах по причине обеспечения ими пенсий и пособий).
Правильный ответ: 135.
Ответ: 135
87
135
Источник: ГИА по обществознанию 31.05.2013. Основная волна. Сибирь, Дальний Восток. Вариант 1305.Часть 2
Каждое общество ценит определённые качества личности выше других, и дети усваивают и развивают эти качества благодаря социализации. Методы социализации зависят от того, какие именно качества личности ценятся выше, и в разных культурах они могут быть очень разными. В американском обществе высоко ценятся такие качества, как уверенность в себе, умение владеть собой и агрессивность; в Индии традиционно сложились противоположные ценности: созерцательность, пассивность.
Эти культурные ценности лежат в основе социальных норм. Нормами называются ожидания и стандарты, управляющие взаимодействием людей. Некоторые нормы представлены в законах, запрещающих воровство, нападение на другого человека, нарушение контракта и т. д. Такие законы являются социальными нормами, и те, кто нарушает их, подвергаются наказанию. На наше поведение в повседневной жизни воздействует множество ожиданий: мы должны быть вежливыми по отношению к другим людям; когда мы гостим в доме друга, следует сделать подарок для его семьи; в автобусе надо уступать места пожилым и инвалидам. Эти ожидания мы предъявляем и к нашим детям.
На поведение людей влияют не только нормы. Огромное воздействие на их поступки и стремления оказывают культурные идеалы данного общества. Кроме того, поскольку эти идеалы формируются на основе многих ценностей, общество избегает всеобщего единообразия. Например, мы ценим науку, поэтому имя Альберта Эйнштейна пользуется почётом и уважением. Мы также высоко ценим спорт, присваивая знаменитым спортсменам высокий социальный статус. <...>
Социализация - двусторонний, разнонаправленный процесс. Происходит взаимовлияние между биологическими факторами и культурой, а также между теми, кто осуществляет социализацию, и теми, кто социализируется.
(По П. Смелзеру)
26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Пояснение.
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1) связь методов социализации и качеств личности, наиболее ценимых в обществе;
2) социальные нормы и ожидания окружающих;
3) воздействие культурных идеалов на поведение людей;
4) социализация - двусторонний, разнонаправленный процесс.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
Источник: ГИА по обществознанию 31.05.2013. Основная волна. Сибирь, Дальний Восток. Вариант 1305.
27. Как автор характеризует социализацию? От чего, по его мнению, зависят методы социализации?
28. Что автор называет социальными нормами? Какой вид социальных норм представлен в законах? Примеры какого другого вида социальных норм приведены автором?
29. Автор пишет о том, что в процессе социализации происходит взаимовлияние между теми, кто осуществляет социализацию, и теми, кто социализируется. Проиллюстрируйте двумя примерами это взаимовлияние.
Пояснение.
Могут быть приведены следующие примеры взаимовлияния:
1) Пётр рассказывает своему сыну Антону о том, как правильно вести себя в театре. Антон выслушал отца и указал ему на то, что сам Пётр не соблюдает этих правил. Отец задумался и в следующий раз выключил телефон во время спектакля;
2) один из уроков обществознания проходил в виде ролевой игры «Выборы», школьники смогли аргументированно обосновать важность каждого голоса для будущего страны. Учитель, ранее
пропускавший выборы, под влиянием этого урока в день выборов пошёл на избирательный участок и проголосовал за одного из кандидатов.
Взаимовлияние может быть проиллюстрировано другими примерами.
Источник: ГИА по обществознанию 31.05.2013. Основная волна. Сибирь, Дальний Восток. Вариант 1305.
30. В процессе социализации граждан активно участвует государство. Предположите, какие качества оно стремится сформировать у граждан. Укажите любые два качества и кратко поясните свой выбор.
Пояснение.
В правильном ответе должны быть указаны качества и даны соответствующие пояснения, например:
1) патриотизм(важно, чтобы человек любил своё Отечество, гордился его традициями, работал на его процветание);
2) ответственность за свои поступки(необходимо, чтобы граждане уважали законы страны и соблюдали их, осознанно относились к своим действиям, понимали и оценивали их последствия).
Могут быть указаны другие качества, приведены иные пояснения.
Источник: ГИА по обществознанию 31.05.2013. Основная волна. Сибирь, Дальний Восток. Вариант 1305.
31. Ученики одного класса, одетые в школьную форму, даже выполняя одинаковые правила и задания, остаются непохожими друг на друга. Но это не означает, что их социализация идёт неудачно. Приведите два обоснования (аргумента), подтверждающие это мнение.