Рабочая программа по обществознанию 10-12 классы

Раздел Обществознание
Класс 12 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 2»





Принято Утверждаю

на заседании МО Директор ГБОУ В С О Ш № 2

Протокол № ____ от _____________ _________________ Т.В.Мельникова

приказ № ___ «____» ______201 г.

М.П.



Рабочая программа

по обществознанию

10 - 12 классы



Составила Т.В.Мельникова,

учитель истории и обществознания


г. Торжок

2014 г.

Пояснительная записка

к рабочей программе по обществознанию 10-12 классы (заочная форма обучения)


Настоящая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования.

В соответствии с учебным планом на данный предмет отведено 144 ч для обязательного изучения предмета на базовом уровне в 10-12 классах при заочной форме обучения. Программа адаптирована для вечерней школы. Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Продолжительность учебного года для учащихся заочной формы обучения составляет 36 недель. В соответствии с этим и с базисным учебным планом - недельная нагрузка в 10 классе 1,5 часа в неделю (из них 1 час в неделю учебный материал изучается на групповых консультациях и 0,5 часа в неделю отводиться на самостоятельное изучение учебного материала обучающимися); в 11 классе 1 час в неделю (групповые консультации); в 12 классе 1,5 часа в неделю (из них 1 час в неделю учебный материал изучается на групповых консультациях и 0,5 часа в неделю отводиться на самостоятельное изучение учебного материала обучающимися). Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» предоставляет возможность реализовать свои права на получение общего и среднего образования осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы в ФКУ «ИК № 4 УФСИН России по Тверской области», что соответствует Конституции Российской Федерации (ст.43), Закону РФ «Об образовании в РФ «(ст.80, п.4) Уголовно-исполнительному кодексу РФ (ст.112).

Авторы: JI. Н. Боголюбов, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор; JI. Ф. Иванова, кандидат педагогических наук; А. Ю. Лазебникова, доктор педагогических наук.

Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы:

  • Закон « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ

  • Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 30.06.99 № 56);

  • Федеральный компонент государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. (Приказ Министерства образования от 05.03.2004 № 1089);

  • Приказ Министерства образования РФ "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" от 09.03.2004 №1312 (редакции от 01.02.2012).

  • Приказ Министерства образования РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».


Содержание программы

Изучение обществознания в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; развитие критического мышления, позволяющего объективно воспринимать разнородную социальную информацию (в том числе экономическую и правовую), интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

  • воспитание гражданской ответственности, правового самосознания, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных (в том числе экономических) отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом, содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

10 класс

(1 час в неделю (групповые консультации) - 36 часов +

0,5 часа (самостоятельная работа учащихся) - 18 часов = 54 часа

РАЗДЕЛ 1. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК (13 ч)


Тема 1. Общество (3 ч)

Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об об­ществе.

Структура общества. Общество как сложная динамич­ная система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социаль­ные институты.

Тема 2. Человек (10 ч)

Природа человека. Человек как продукт биологичес­кой, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.

Человек как духовное существо. Духовная жизнь чело­века. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.

Деятельность как способ существования людей. Дея­тельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.

Познание и знание. Познание мира: чувственное и ра­циональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.

Человек в системе социальных связей. Личность, фак­торы, влияющие на ее формирование. Самосознание и са­мореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности.

РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ (22 ч)


Тема 3. Духовная культура (6 ч)

Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, мас­совая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации.

Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самооб­разование.

Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура.

Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенден­ции духовной жизни современной России.

Тема 4. Экономическая сфера (4 ч)

Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобес­печения общества. Экономика и социальная структура. Взаимовлияние экономики и политики.

Экономическая культура. Экономический интерес, эко­номическое поведение. Свобода экономической деятель­ности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления.

Тема 5. Социальная сфера (12 ч)

Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Соци­альные интересы. Социальная мобильность.

Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные ас­пекты труда. Культура труда.

Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Мно­гообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и само­контроль.

Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнацио­нальных отношений.

Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Культура топоса.

Молодежь в современном обществе. Молодежь как со­циальная группа. Развитие социальных ролей в юношес­ком возрасте. Молодежная субкультура.

Резерв времени - 1 ч.

11 класс

(1 час в неделю, всего 36 часов)

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ (8 ч.)

Тема 1. Политическая сфера (8ч.)

Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды.

Политическая система. Структура и функции политичес­кой системы. Государство в политической системе. Полити­ческие режимы. Политическая жизнь современной России.

Гражданское общество и правовое государство. Основ­ные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества.

Демократические выборы и политические партии. Из­бирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология.

Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура.

РАЗДЕЛ 2. ПРАВО (7 ч)


Тема 2. Право как особая система норм (7 ч)

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.

Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.

Правоотношения и правонарушения. Виды юридичес­кой ответственности. Система судебной защиты прав че­ловека. Развитие права в современной России.

Современное российское законодательство. Основы го­сударственного, административного, гражданского, трудо­вого, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.

Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.


РАЗДЕЛ 3. ЭКОНОМИКА (20 ч)

Экономика и экономическая наука. Что изучает эконо­мическая наука. Экономическая деятельность. Измерите­ли экономической деятельности. Понятие ВВП.

Экономический рост и развитие. Факторы экономичес­кого роста. Экономические циклы.

Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монопо­лия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложе­ния. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие цен­ные бумаги.

Роль фирм в экономике. Факторы производства и фак­торные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конку­ренции и антимонопольное законодательство.

Банковская система. Роль центрального банка. Основ­ные операции коммерческих банков. Финансовые инсти­туты. Виды, причины и последствия инфляции.

Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.

Мировая экономика. Государственная политика в об­ласти международной торговли. Глобальные проблемы экономики.

Экономика потребителя. Сбережения, страхование. За­щита прав потребителя. Экономика производителя. Рацио­нальное экономическое поведение потребителя и произво­дителя.

Резерв времени - 1 ч.

12 класс

(1 час в неделю (групповые консультации) - 36 часов +

0,5 часа (самостоятельная работа учащихся) - 18 часов = 54 часа

РАЗДЕЛ 1. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА (14 ч)

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.

Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей.

Религиозные объединения и организации в РФ. Опас­ность тоталитарных сект.

Общественное и индивидуальное сознание. Социализа­ция индивида.

Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Мно­гообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.

Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России.

Политическое лидерство. Типология лидерства. Лиде­ры и ведомые.

РАЗДЕЛ 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (18 ч)

Гуманистическая роль естественного права. Тоталитар­ное правопонимание. Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Зако­нотворческий процесс в Российской Федерации.

Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.

Экологическое право. Право граждан на благоприят­ную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.

Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имуществен­ных и неимущественных прав.

Семейное право. Порядок и условия заключения бра­ка. Порядок и условия расторжения брака. Правовое ре­гулирование отношений супругов.

Занятость и трудоустройство. Порядок приема на рабо­ту, заключение и расторжение трудового договора. Пра­вовые основы социальной защиты и социального обеспе­чения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания плат­ных образовательных услуг.

Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотре­ния. Особенности административной юрисдикции. Граж­данский процесс: основные правила и принципы. Особен­ности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституци­онное судопроизводство.

Международная защита прав человека. Международ­ная система защиты прав человека в условиях мирного времени. Международная защита прав человека в усло­виях военного времени. Международное гуманитарное право.

Заключительные уроки (4 ч)

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира. Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в информационном обществе. Социальные и гуманистические аспекты гло­бальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза со­временной цивилизации.

Резерв времени - 2 ч.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

10 класс

(1 час в неделю (групповые консультации) - 36 часов +

0,5 часа (самостоятельная работа учащихся) - 18 часов = 54 часа

Тема, раздел

Количество часов


аудиторные

самостоятельные


РАЗДЕЛ 1. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК

13

6

1111

Тема 1. Общество

3

2


Тема 2. Человек

10

4


РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

22

12


Тема 3. Духовная культура

6

3


Тема 4. Экономическая сфера

4

2


Тема 5. Социальная сфера

12

7


Резерв

1


Всего

36

18


Итого

54


11 класс

(1 час в неделю, всего 36 часов)

Тема, раздел

Кол-во часов


аудиторные

самостоятельные


РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

Тема 1. Политическая сфера

8

-


РАЗДЕЛ 2. ПРАВО

Тема 2. Право как особая система норм

7

-


РАЗДЕЛ 3. ЭКОНОМИКА

20

-


Резерв

1

-


Итого

36


12 класс

(1 час в неделю (групповые консультации) - 36 часов +

0,5 часа (самостоятельная работа учащихся) - 18 часов = 54 часа


Тема, раздел

Количество часов


аудиторные

самостоятельные

1

РАЗДЕЛ 1. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

14

8

2

РАЗДЕЛ 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

18

10

3

Заключительные уроки

-

Всего

36

18

Итого

54




Требования к уровню подготовки по обществознанию

учеников 10-12 классов.

Формирование у учеников умений и навыков:

- определения сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнения, сопоставления, оценки и классифика­ции объектов по указанным критериям;

- объяснения изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

- решения познавательных и практических задач, от­ражающих типичные социальные ситуации;

- применения полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

- обосновывать суждения, давать определе­ния, приводить доказательства (в том числе от противно­го);

- поиска нужной информации по заданной теме в ис­точниках различного типа и извлечения необходимой ин­формации из источников, созданных в различных знако­вых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудио­визуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверно­сти полученной информации, передачи содержания ин­формации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

- выбора вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- работы с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватного восприятия языка средств массо­вой информации;

- самостоятельного создания алгоритмов познаватель­ной деятельности для решения задач творческого и поис­кового характера;

- участия в проектной деятельности, владеть при­емами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что про­изойдет, если...»);

- формулирования полученных результатов;

- создания собственных произведений, идеальных мо­делей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;

Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базо­вом уровне направлено на достижение следующих целей:

развитие личности, ее духов­но-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведе­ния, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализа­ции; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

воспитание общероссийской идентичности, граждан­ской ответственности, правового самосознания, толерант­ности, приверженности гуманистическим и демократичес­ким ценностям, закрепленным в Конституции Россий­ской Федерации;

освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, пра­вовом регулировании общественных отношений, необхо­димых для взаимодействия с социальной средой и выпол­нения типичных социальных ролей человека и граждани­на, для последующего изучения социально-экономичес­ких и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

овладение умениями получать и критически осмыс­ливать социальную (в том числе экономическую и право­вую) информацию, анализировать, систематизировать по­лученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходи­мых для участия в жизни гражданского общества и госу­дарства;

формирование опыта применения полученных зна­ний и умений для решения типичных задач в области со­циальных отношений, гражданской и общественной дея­тельности, межличностных отношений, отношений меж­ду людьми различных национальностей и вероиспове­даний, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми спо­собами и средствами защите правопорядка в обществе.



© 2010-2022