- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программа по обществознанию 10-12 классы
Рабочая программа по обществознанию 10-12 классы
Раздел | Обществознание |
Класс | 12 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мельникова Т.В. |
Дата | 08.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 2»
Принято Утверждаю
на заседании МО Директор ГБОУ В С О Ш № 2
Протокол № ____ от _____________ _________________ Т.В.Мельникова
приказ № ___ «____» ______201 г.
М.П.
Рабочая программа
по обществознанию
10 - 12 классы
Составила Т.В.Мельникова,
учитель истории и обществознания
г. Торжок
2014 г.
Пояснительная записка
к рабочей программе по обществознанию 10-12 классы (заочная форма обучения)
Настоящая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования.
В соответствии с учебным планом на данный предмет отведено 144 ч для обязательного изучения предмета на базовом уровне в 10-12 классах при заочной форме обучения. Программа адаптирована для вечерней школы. Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Продолжительность учебного года для учащихся заочной формы обучения составляет 36 недель. В соответствии с этим и с базисным учебным планом - недельная нагрузка в 10 классе 1,5 часа в неделю (из них 1 час в неделю учебный материал изучается на групповых консультациях и 0,5 часа в неделю отводиться на самостоятельное изучение учебного материала обучающимися); в 11 классе 1 час в неделю (групповые консультации); в 12 классе 1,5 часа в неделю (из них 1 час в неделю учебный материал изучается на групповых консультациях и 0,5 часа в неделю отводиться на самостоятельное изучение учебного материала обучающимися). Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» предоставляет возможность реализовать свои права на получение общего и среднего образования осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы в ФКУ «ИК № 4 УФСИН России по Тверской области», что соответствует Конституции Российской Федерации (ст.43), Закону РФ «Об образовании в РФ «(ст.80, п.4) Уголовно-исполнительному кодексу РФ (ст.112).
Авторы: JI. Н. Боголюбов, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор; JI. Ф. Иванова, кандидат педагогических наук; А. Ю. Лазебникова, доктор педагогических наук.
Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы:
-
Закон « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
-
Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 30.06.99 № 56);
-
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. (Приказ Министерства образования от 05.03.2004 № 1089);
-
Приказ Министерства образования РФ "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" от 09.03.2004 №1312 (редакции от 01.02.2012).
-
Приказ Министерства образования РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Содержание программы
Изучение обществознания в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
-
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; развитие критического мышления, позволяющего объективно воспринимать разнородную социальную информацию (в том числе экономическую и правовую), интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
-
воспитание гражданской ответственности, правового самосознания, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
-
освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
-
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
-
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных (в том числе экономических) отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом, содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
10 класс
(1 час в неделю (групповые консультации) - 36 часов +
0,5 часа (самостоятельная работа учащихся) - 18 часов = 54 часа
РАЗДЕЛ 1. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК (13 ч)
Тема 1. Общество (3 ч)
Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе.
Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты.
Тема 2. Человек (10 ч)
Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.
Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.
Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.
Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.
Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности.
РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ (22 ч)
Тема 3. Духовная культура (6 ч)
Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации.
Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование.
Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура.
Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.
Тема 4. Экономическая сфера (4 ч)
Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и социальная структура. Взаимовлияние экономики и политики.
Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления.
Тема 5. Социальная сфера (12 ч)
Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.
Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль.
Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений.
Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Культура топоса.
Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.
Резерв времени - 1 ч.
11 класс
(1 час в неделю, всего 36 часов)
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ (8 ч.)
Тема 1. Политическая сфера (8ч.)
Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды.
Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России.
Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества.
Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология.
Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура.
РАЗДЕЛ 2. ПРАВО (7 ч)
Тема 2. Право как особая система норм (7 ч)
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.
Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.
Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.
Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.
Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.
РАЗДЕЛ 3. ЭКОНОМИКА (20 ч)
Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.
Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.
Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.
Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.
Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.
Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.
Резерв времени - 1 ч.
12 класс
(1 час в неделю (групповые консультации) - 36 часов +
0,5 часа (самостоятельная работа учащихся) - 18 часов = 54 часа
РАЗДЕЛ 1. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА (14 ч)
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.
Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей.
Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность тоталитарных сект.
Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.
Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.
Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России.
Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.
РАЗДЕЛ 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (18 ч)
Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.
Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.
Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.
Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.
Международная защита прав человека. Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право.
Заключительные уроки (4 ч)
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира. Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в информационном обществе. Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.
Резерв времени - 2 ч.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
10 класс
(1 час в неделю (групповые консультации) - 36 часов +
0,5 часа (самостоятельная работа учащихся) - 18 часов = 54 часа
№
Тема, раздел
Количество часов
аудиторные
самостоятельные
РАЗДЕЛ 1. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК
13
6
1111
Тема 1. Общество
3
2
Тема 2. Человек
10
4
РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
22
12
Тема 3. Духовная культура
6
3
Тема 4. Экономическая сфера
4
2
Тема 5. Социальная сфера
12
7
Резерв
1
Всего
36
18
Итого
54
11 класс
(1 час в неделю, всего 36 часов)
№
Тема, раздел
Кол-во часов
аудиторные
самостоятельные
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
Тема 1. Политическая сфера
8
-
РАЗДЕЛ 2. ПРАВО
Тема 2. Право как особая система норм
7
-
РАЗДЕЛ 3. ЭКОНОМИКА
20
-
Резерв
1
-
Итого
36
12 класс
(1 час в неделю (групповые консультации) - 36 часов +
0,5 часа (самостоятельная работа учащихся) - 18 часов = 54 часа
№
Тема, раздел
Количество часов
аудиторные
самостоятельные
1
РАЗДЕЛ 1. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
14
8
2
РАЗДЕЛ 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
18
10
3
Заключительные уроки
4ч
-
Всего
36
18
Итого
54
Требования к уровню подготовки по обществознанию
учеников 10-12 классов.
Формирование у учеников умений и навыков:
- определения сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов по указанным критериям;
- объяснения изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решения познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
- применения полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбора вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работы с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватного восприятия языка средств массовой информации;
- самостоятельного создания алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участия в проектной деятельности, владеть приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- формулирования полученных результатов;
- создания собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
•воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
•освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
•овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
•формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.