Подготовка к ЕГЭ по обществознанию. доклад на РМО

В начале приводится обзор результатов ЕГЭ, достижения учащихся.При подготовке учащихся к ЕГЭ по обществознанию сначала работаем по тематическим тестам,отрабатываем теоретический материал;следующим этапом становится отработка по открытому банку заданий и примерным тестам,демоверсиям,чтобы определить степень усвоения материала ,уровень подготовки;затем работаем над эссе-отрабатываем понимание тезиса,формулирование проблемы,сопоставляем тезис и проблему,учимся формулировать проблемы по тезисам из б...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Шелеховская средняя общеобразовательная школа












Особенности подготовки к ЕГЭ

по обществознанию.


(из опыта работы учителя Валынкиной О.Л.)




Выступление на РМО

учителей истории

и обществознания

28.03.2011г.













с.Шелехово

2011г



Предмет обществознание я преподаю с 2006г.Впервые ребята выбрали мой предмет на ЕГЭ в 2007г.С этого времени практически ежегодно ребята выбирают обществознание и в 9 классе и в 11классе.

Результаты сдачи экзаменов:

год

Количество сдававших

результат

2007г

1 чел-11кл. (ЕГЭ)

«3»

2008г

-

2009г.

2 чел -11кл.(ЕГЭ)

«4» и «5» (64б)

6чел - 9 кл.

4 чел на «4-5»

2 чел на « 3»

2010г.

9 чел. - (ЕГЭ)

2 не подтвердили

1 чел-«5» (62б)

6 чел -4-3(?)

2011г.

5 чел. - (ЕГЭ)

3 чел.-9 кл.


При подготовке к ЕГЭ использую различную дополнительную литературу:

1.Справочник для абитуриентов.Обществознание.(М.Астрель,2008г)

2.Тесты по обществознанию .10,11класс. п/р С.В.Краюшкиной

3.Тесты и задания по основам государства и права.

Авт.М.Н.Козюк Волгоград,2007г.

4.Поурочные разработки по обществознанию для 11 кл. п/р Т.П.Бегенеевой.

М.,ВАКО,2009г.

5.Тестовые задания по подготовке к ЕГЭ по обществознанию.2007г.

(по темам)

6.Диск «УМК.Обществознание 9-11кл. изд. «Учитель»,2009г.

7.Интерактивное тестирование .Обществознание. «Учитель», 2009г.

8.Различные сборники типовых тестовых заданий .

Свою работу начинаю ещё на уроках, при изучении отдельных тем, делаем записи основных понятий, терминов и т.п., которые встречаются в ЕГЭ. Это облегчает затем процесс повторения изученного материала во время консультаций.

При подготовке непосредственно к экзаменам большая роль отводится самостоятельному повторению материала учащимися, т.к. недостаточно времени , чтобы проговорить, повторить весь изученный материал. На консультациях разбираем вопросы и объясняем затруднения, записываем встретившиеся понятия или непонятные моменты. Поэтому работу по подготовке к ЕГЭ можно разделить на несколько этапов.

1 этап- фронтальное повторение материала по отдельным темам:

«Познание»,«Общество», «Социальная сфера», «Политическая сфера», «Право»,др.

На этом этапе рекомендую учащимся повторять материал по справочнику абитуриента, т.к. там материал сконцентрирован и нет необходимости искать по учебникам и дополнительной литературе. На занятиях решаем тесты по этим темам

(«Тестовые задания по обществознанию. ЕГЭ 2007г.»)Ребята самостоятельно прорешивают данные тесты ,а потом по цепочке комментируем, почему выбран тот или иной ответ. Это позволяет поработать каждому ребёнку, и ставить вариант ответа не просто наугад, а осмысленно, т.к. его потом надо объяснить используя полученные знания. Тесты откатываю на всех ребят, чтобы была возможность одновременно работать всем и видеть какой вопрос обсуждается. После работы подсчитываем, сколько получили баллов за работу(т.е. сколько выполнили самостоятельно).Учитель фиксирует в своей тетради и видит, по какой теме дети подготовились слабее, на что обратить внимание в следующий раз.

2 этап- решение типовых тестовых заданий. На этом этапе работа осуществляется по той же схеме, только ребята уже привлекают знания по всему курсу. Если возникают какие-либо затруднения, учитель тут же объясняет, а ребята помечают в своих тетрадях правильный ответ на затруднивший их вопрос и потом могут ещё раз его повторить. На этом этапе мы делим работу на две части: части А и В решаем в классе, а задания части С ребята выполняют дома, т.к. это требует гораздо большего времени и сосредоточенности. Затем работы сдаются на проверку, и учитель проверяет по критериям, обязательно делается пояснение, что не соответствует критериям. Это даёт возможность увидеть, насколько ребята могут выполнить тестовое задание.(Т.е. предварительный результат).Получив представление о качестве выполнения работы и полученных баллах, учащиеся стараются в следующей работе улучшить свои результаты.(Они также фиксируются в рабочей тетради учителя).На данном этапе также важно иметь одинаковые тестовые задания для всех ребят, чтобы осуществлять групповое комментирование.

Также следует отметить, что перед тем, как ребята будут самостоятельно выполнять задания части С, с ними проводится предварительная работа.

Здесь очень важно научить ребят внимательно читать задание(многие этого не умеют) и соотносить выполненную работу с требованиями задания. Необходимо научить ребят видеть, что в некоторых заданиях содержится 2-3 части. (Н-р: дать ответ на вопрос и привести примеры и т.п.). Также следует совместно поработать над критериями, объяснить ребятам суть каждого из них.

3 этап- работа над написанием эссэ.

Здесь также можно выделить несколько моментов.

1.работа над критериями, составление алгоритма работы.

2.тренировочные упражнения по выделению и формулированию проблемы.

(отработка умения выделять проблему из приведённого высказывания)

3.работа по анализу готового текста - соответствует критериям или

нет? Почему? какие допущены ошибки в данном тексте?

4.Работа по приведению аргументов, обращение к материалам СМИ.

В ходе работы с ребятами по подготовке к ЕГЭ, я пришла к выводу, что результат во многом зависит от самого ребёнка: если у него есть желание получить хороший балл на экзамене, он серьёзно относится к подготовке, трудится и добивается поставленной цели. Задача учителя в данном случае только помочь ему, направить его работу, исправить и объяснить ошибки, подсказать что-то и т.д.

Если же ребёнок сам не заинтересован в получении хорошего результата и надеется только на то, что спишет или поставит наугад, результата не будет. И сколько бы усилий ни прилагал учитель, достигнуть поставленной цели будет очень и очень трудно.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Памятка

Как научиться писать эссе по обществознанию

1. Пойми, что эссе - это разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий ассоциаций. Чётко должна прослеживаться авторская позиция, отношение (особенно в основной части).

2. Запиши тему эссе.

3. Не забывай, что ты пишешь эссе по обществознанию, поэтому сразу на черновик набросай обществоведческие термины, цитаты, примеры, факты, приемлемые для раскрытия данной темы.

4. Определи проблему. Проблема-это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения. (см.примеры проблем)

5. Структура эссе. Выявил проблему, т.е. задачу, требующую разрешения. формулируй тезис - мысль автора по той или иной проблеме. Мысль автора выражается в виде тезиса ( Т). Но мысль должна быть подкреплена доказательствами, аргументами научного ила бытового характера. Поэтому за тезисом следуют аргументы ( А). Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, литературные ситуации, научные доказательства и т.д. Лучше (но не обязательно) приводить два аргумента в пользу того или иного тезиса, т,к. один может быть неубедитедьным, три аргумента могут перегрузить (эссе все же «малый жанр»!). Таким образом, получается кольцевая композиция эссе:

Вступление (В), проблема (П). тезис (Т), аргументы (А), вывод (В,).

1.В

2.П

3. Т

а) А1

б) А2

4. В

(Но запомни: эссе может придерживаться свободной структуры.)

6. Логике изложения материала и его структурированию способствуют выделение абзацев и красная строка. Каждый абзац - предыдущий и последующий - должны быть связаны между собой.

7. Эссе должно быть «эмоционально заряжено», но при этом важно проявить внешнюю сдержанность повествования. Экспрессивность достигается за счёт коротких, простых

предложений, разнообразных по интонации и умелого использования самого «современного» из всех знаков препинания - тире. Тире вносит в предложение особую интонацию, так необходимую для выражения своего мнения.

8.Уместно использование клише. Например:

*Для меня эта фраза является ключом к пониманию...

*Поразительный простор для мыслей открывает эта фраза.

*Я не могу присоединиться к данному утверждению и попробую обосновать свою

позицию.

*Выражая несогласие с мнением автора, ответим на вопросы: так что же такое...

*Я полностью согласна с позицией автора.

При подготовке к экзамену большое значение имеет работа по материалам СМИ, так как зачастую, для того чтобы раскрыть той или иной вопрос, нужно уметь анализировать прошедшие или текущие события в мире, а для этого как нельзя необходимо постоянно смотреть информационные передачи по телевидению и читать газеты. Кроме этого учащиеся должны хорошо знать обществоведческие термины и использовать их в эссе. Вовремя начатая работа по обучению написанию эссе поможет избежать многих проблем на экзамене и за задание С-9 вполне можно будет получить максимальную оценку. Большую помощь при подготовке к экзамену может оказать книга «ЕГЭ по обществознанию. Задание С- 8 (эссе). Методические указания и примеры выполнения заданий». Авторы Т.И. Иванова и М.Н. Краснова предлагают готовые эссе и разбирают темы, предлагая план работы и советы по написанию

Вступление. Оно должно быть четким, сильным и оригинальным. С самого начала вы должны заинтересовать читателя. Вступление сообщает о цели работы. Это привлечет внимание, покажет вашу позицию по данному вопросу. Вступление может содержать утверждение, отрицание (Например, «Я согласен с мнением...» или <Я думаю, что автор афоризма не прав»). (Утверждение положение, мысль, которой доказывают, подтверждают что-либо). Можно начать с объяснения:

«Я выбрал для эссе это изречение потому, что меня тоже волнует данная проблема». Вступление может содержать и основные понятия, которые автор собирается использовать в ходе изложения. Например, «прежде, чем начать изложение своих мыслей, я считаю необходимым раскрыть смысл основных обществоведческих понятий, без которых нельзя обойтись при рассмотрении данного вопроса».

На вступительную часть рекомендуется отводить около 20% от общего объема работы.

Основная часть.

1) Является последовательным изложением темы.

2) Состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически.

З) Представляет позицию, взгляды и преставления автора.

4) Развивает основные идеи.

5) Подкрепляет каждую идею аргументами и примерами (из собственного опыта, из

истории,СМИ, художественной литературы).

6) Содержит свидетельства и ссылки (обращение к авторитетам, цитаты, высказывания).

7) Определяет обстоятельства (Что? где? Когда?).

8) В образной форме передает взгляды и представления пишущего.

9) Использует разные средства выразительности.

На основную часть целесообразно отводить около 60% объема текста.

Заключение

В нем автор подводит итоги, поясняет содержание основной части, усиливает смысл и

значение написанного текста, делает выводы.

На заключительную часть отводится, как и на вступление, 20% объема текста.

Примеры некоторых видов проблем, соответствующие разделам курса обществознания:

Виды проблем

Примеры проблем

1 .Философские

Смысла жизни, морального выбора, познания мира, добра и зла, истинности научного знания, морально- нравственного измерения личности, потребности человека и проч.

2. Культурологические

Современной культуры, значения культуры прошлого, истинности научного знания, безграничности научного знания, этика науки, взаимоотношение науки и религия, сущность религии и её значение и проч.

3. Экономические

Уплаты налогов, конкуренции, собственности, глобализации, роли государства в рыночной экономике, рационального потребления, значения денег, взаимосвязи

экономики и политики и проч.

4.Социальные

Богатства и бедности, демографические,

межнациональных отношений, социальной стабильности, противоречивости современного мира, общественного прогресса, маргинальности, социального обеспечения и проч.

5.Политические

Власти, взаимоотношения власти и народа, разделение ветвей власти, роли политических партий, сущность демократии, политической роли, политического статуса, народовластия, политического участия и проч.

6.Правовые

Права и справедливости, справедливости и закона, соотношение морали и права, значения договорных отношений в обществе, равенства граждан перед законом, потребности права

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию.доклад на РМО

Учащимся даётся такая таблица без заполненной второй графы, и они самостоятельно формулируют проблему.

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию.доклад на РМО

Ответы: 1-2 2-1 3-4 4-8 5-7 6-10 7-3 8-5 9-9 10-6



Подготовка к ЕГЭ по обществознанию.доклад на РМО














Приложение №б

Задание: проанализируй три данные ниже текста с точки зрения требований к эссе.

Найди ошибки.

Тема: «Устойчивость обществу придают ила цепи или собственностью.»

(Ф.Искандер).

Я полностью согласна с позицией Ф. Искандера. Смысловую нагрузку в данном высказывании несёт в себе слово устойчивость», синонимом к которому является слово стабильность Попытаемся разобраться, каким образом «цепи» и «собственность» придают стабильность обществу. думаю, что существуют разные виды стабильности С одной стороны - негативная стабильность на уровне консерватизма, а с другой - позитивная на уровне либерализма.

Стабильным было каше государство в период Советской власти. Тогда отсутствовала обратная связь между потребителем и производителем. При отсутствии конкуренции такая ситуация вела к тому, что производители могли работать, невзирая на качество продукции. Поэтому государственным органам приходится специально побуждать предприятия заботиться о качестве производимого товара. Директивный план принимался центром. Государство являлось собственником произведённой продукции и осуществляло её распределение. Контроль выполнения плана, принявшего форму закона, происходил на основе административно-уголовной ответственности. При этом зарплата яс служила стимулом к труду. У многих формировалась психология социального иждивенчества. Наблюдался дефицит товаров повседневного спроса. Все эти минусы командно-административной экономики иначе как цепями не назовёшь, потому что они сдерживали развитие экономики. Но были и свои плюсы: низкие цены, гарантированные заработка, отсутствие безработных и в итоге - устойчивое развитие без экономических кризисов. Неэффективность чисто командных методов в экономике проявила себя довольно рано: в 60-70-е годы наблюдались попытки осуществления экономических реформ.

Более приемлемой формой устойчивости общества является собственность. Считаю, что Ф, Искандер имел в виду частную собственность. Потому что именно она способствует. устойчивому развитию общества.

Мы все хотим жить в стабильном обществе. Но если бы нас поставили перед выбором, что лучше. Большинство бы выбрало рыночную экономику со свободой частной собственности, а не

командно-административную экономику с её цепями..

Ответ:

Ошибки -1) авторская позиция прослеживается только в выводе.

2) Не приведено аргументов ко второму тезису.

Приложение №7

Задание: проанализируй данные ниже тексты с точки зрения требований к эссе. Найди ошибки.

Бизнес - искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая

к насилию. (М Амстердам.)

М. Амстердам дал, на мой взгляд, очень точное определение слова «бизнес». Удачно подобрано сравнение бизнеса и искусства, как вида творчества. действительно, без творческого отношения построить удачный бизнес сложно. Но словом искусство называют не только вид творчества, но и определённые умения, знание дела, Мастерство. Попробую доказать, что бизнес есть искусство.

Развитие рыночных отношений в современной России подтолкнуло к проявлению экономической самостоятельности значительное количество людей. Появилась большая социально-экономическая группа, называемая предпринимателями или бизнесменами. Не каждого ждал успех. Выстояли те, кто обладал предпринимательскими способностями.

Любой предприниматель, организуя своё дело, руководствуется принципом: доходы должны превышать расходы. Как соблюсти этот принцип?

Прежде всего, для начала бизнеса нужен стартовый капитал. Где его взять? Существуют внутренние и внешние источники финансирования. К внутренним источникам относится самофинансирование, т.е. финансирование бизнеса за свой счёт. Если же своих средств не хватает, можно взять кредит в банке или найти инвестора. Но потом придётся отдавать проценты за деньги, полученные на развитие бизнеса. Выбор кредитора, инвеститора очень ответственный шаг. Они должны быть надёжными и давать деньги под меньший процент, предоставлять отсрочки платежа. Иначе твой бизнес будет не столь успешным. Конечно, открывать своё дело за счёт личных сбережений куда выгоднее, только такое не всем начинающим бизнесменам под силу. Бывает и так, при чём очень часто, что удачный старт берут и те предприниматели, которые прибегают к внешним источникам финансирования.

Принятие самостоятельного решения что? как? для кого производить? Может не принести многим ожидаемого результата. Везёт тем, кто сумеет вовремя сориентироваться на потребности рынка и платёжеспособность потребителя.

Умение выстоять в условиях рыночной конкуренции - удел не многих бизнесменов. Знание способов цивилизованной конкуренции и законов о конкуренции делает бизнес прибыльным.

Таким образом, можно получать прибыль, не прибегая к насилию. А это настоящее искусство, мастерство, о котором говорил М. Амстердам. И мне, как потребителю, хочется, чтобы каждый бизнесмен в совершенстве овладел этим искусством. Искусный бизнесмен выгоден и обществу и государству!

ОТВЕТ: Ошибка - неправильно определена проблема, автор эссе заострил внимание на том, что бизнес -есть искусство, а речь должна идти о том, как заставить потребителя не прибегая к насилию покупать товары и услуги…

Приложение №8

Задание: проанализируй три данные ниже текста с точки зрения требований к эссе. Найди ошибки.

Тема:» Бизнес - искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не

прибегая к насилию» (М.Амстердам.)

Я полностью согласна с точкой зрения М. Амстердама, о том, что бизнес есть искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию. Автор затрагивает актуальную проблему: как бизнесмену заставить потребителя покупать именно его товар.

Действительно, на современном рынке между товаропроизводителями идёт борьба за «кошелёк потребителя». Что же делают бизнесмены, чтобы расположить потребителя к себе?

Потребитель хочет всегда одного: приобрести товар лучшего качества и по наименьшей цене. А какие методы для этого использует производитель? Многие производители с целью завоевания «кошелька потребителя» используют рекламу, стараются придать товару внешне привлекательный вид, предлагают товары, которых нет у конкурентов.

На первый взгляд, ничего предосудительного в этих методах нет. Но на самом деле та же самая реклама может принести большой вред обществу и государству. Поэтому государство приняло закон о рекламе, в котором говорится о многих тонкостях рекламы, в том числе и о том, к каким методам не следует прибегать рекламодателю. В рекламных роликах, например, запрещено популяризировать культ насилия, жестокости. Сейчас при рекламе спиртных напитков и табачных изделий запрещено использовать образы людей. Многие помнят рекламу пива, героями которой были молодые люди. В своё время она сыграла пагубную роль. Трудно было устоять перед соблазном, когда со всех экранов призывали пить пиво и быть такими же крутыми, как герои донного ролика. Результат - массовое увлечение молодёжи привело к росту алкоголизма. Эта реклама есть не что иное как насилие над сознанием потребителя с целью завладения его «кошельком».

Другим методом завоевания кошелька потребителя является создание внешней привлекательности товара. Хорошо, если внешняя привлекательностъ соответствует внутреннему содержанию. А то случается и так, что товар какой-либо фирмы не раскупается из-за низкого качества. И на какие уловки идут недобросовестные производители? Они улучшают внешний вид товара, а качество остаётся плохим. Потребитель покупает эту хитрость и оказывается обманутым. Это также насилие над сознанием потребителя.

ОШИБКА: нет заключения-вывода.

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию.доклад на РМО


© 2010-2022