Урок обществознания в 6 классе на тему Экономика семьи

Раздел Обществознание
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок обществознания в 6 классе

Разработка модели современного урока с использованием инновационных технологий, направленных на развитие творческого мышления учащихся.

Тема урока: Экономика семьи.

Класс: 6.

Цель: Создать условия для освоения понятий «хозяйство семьи», «ресурсы семьи», «бюджет семьи», их значение для экономики страны, понимания необходимости планировать семейные расходы;

Создать благоприятный психологический климат среди учащихся;

Организовать творческую работу учеников.

Задачи:

Образовательные: познакомить с понятием обязательных и произвольных расходов, продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, отвечать на вопросы; решать практические задачи в рамках темы; характеризовать каждый из ресурсов семьи; объяснять, зачем семье (человеку, фирме, государству) нужен бюджет.

Воспитательные: воспитание ответственности, коммуникабельности, личностных и нравственных качеств, воспитывать стремление реализовывать свои возможности и способности.

Развивающие: развивать мышление, логику, память, воображение, гуманизм, любовь к родным и близким, стремление к получению знаний.

Оборудование: плакат «Без нужды живет, кто деньги бережет», медиапроектор, компьютер, экран, цветные жетоны по количеству участников для разбивки на группы, конверты с заданиями, презентация.

Ход урока:

  1. Орг. момент. Метод «Радуга»

Дети по одному заходят в класс, подходят к столу учителя и тянут из мешка один из цветных жетонов. В зависимости от цвета жетона, дети распределяются на 5 групп. Места для групп организованы заранее.

Вступительное слово учителя: Ребята, мы с вами продолжаем изучать «Экономическую сферу общества». Сегодня я предлагаю обсудить очень важную проблему. Какую? Попробуйте определить это сами, посмотрев видеоопрос, проведенный в нашей школе.

(Учитель демонстрирует видео и просит учеников высказать свои предположения. Видеоопрос снят учениками 10 класса. В процессе опроса некоторые ученики школы и учителя отвечали на следующие вопросы:

- Что такое семейный бюджет?

- Как в вашей семье планируются семейные расходы?

- Что такое «обязательные и произвольные расходы»?)


  1. Работа по теме урока:

Какое понятие нам приходит на ум, когда мы слушали ответы учеников?

- Кто сможет сформулировать тему урока? (Экономика семьи).

- Какие задачи поставим перед собой? (Понять, что такое ресурсы семьи и узнать, как происходит формирование семейного бюджета)

- Поработайте в группах и попробуйте создать кластер на тему «Ресурсы семьи». Запишите в свободные ячейки, что вы уже знаете, что бы вы хотели еще узнать по этой теме.

(Дети составляют кластер, схемы даны в конвертах для каждой группы).

Ресурсы

семьи





- Посмотрите на слайд презентации, он поможет вам выбрать те ресурсы, которые вы еще не указали. Когда все группы будут готовы, один из учеников обобщает результаты работы.

Совместное составление кластера:

Информационные ресурсы

Подсобное хозяйство

Сбережения в банке

Финансовые ресурсы

Семейный бизнес

Трудовые ресурсы

Собственность

Материальные ресурсы

Ресурсы

Энергетические ресурсы






- Можете ли вы помочь своим родителям расширить ресурсы своей семьи? О каком виде ресурсов пойдет речь? (Помогая выполнять работу по дому, каждый ребенок увеличивает трудовые ресурсы семьи. Начиная с 14 лет, подросток имеет право устраиваться на работу с разрешения родителей).

-Чем отличаются семьи с фиксированными и переменными доходами? И что такое фиксированные и переменные доходы? (На фиксированные доходы семья не может повлиять: стипендия, денежный оклад. Переменные доходы могут изменяться в зависимости от изменений количества и качества труда членов семьи).


  1. Работа в группах. Метод «Автобусная остановка».

В каждой группе выбирается ведущий. Места для групп организованы заранее. У каждой группы на столе лежит конверт с заданиями. Время на ответы - 3 минуты. По сигналу учителя ведущий совершает переход из одной группы в другую. Там он выслушивает мнения товарищей и сообщает новые полученные знания, дополняя ответы одноклассников.

Задания в конвертах:

1 группа:

  • Каковы источники доходов семьи?

  • Каким образом подросток может участвовать в увеличении доходов семьи?

  • Что такое бюджет?

  • Объясните значение этого понятия на примерах.

  • Какие расходы осуществляет семья?

  • Предложите правила рационального использования ресурсов семьи.

2 группа: Заполните таблицу «Семейный бюджет на месяц»

Доходы

Расходы




ИТОГО:


3 группа: Установите соответствие между видами ресурсов семейного хозяйства и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбике, подберите соответствующую позицию во 2 столбике.

Пример

Вид ресурсов

  1. Электрическая энергия, газ

А) материальные

  1. Деньги, акции

Б) энергетические

  1. Люди с их способностями к труду

В) трудовые

  1. Холодильник, автомобиль

Г) финансовые

Ответьте на вопросы:

  • Как формируются финансовые ресурсы?

  • Какие ресурсы являются трудовыми?

  • Как формируются доходы от денежных вкладов в банк?

  • Почему необходимо вести четкое планирование семейных доходов и расходов?

4 группа: Решите кроссворд и объясни слово по вертикали.

Кроссворд.

11







22






33






44






55








  1. Запасы, источники чего-либо. Могут быть природные, трудовые, энергетические… (Ресурсы)

  2. Смета расходов и доходов. ( Бюджет)

  3. Денежный знак, изготовленный из металла, который служит узаконенным средством обращения (Монета)

  4. Металл, служащий для изготовления денег. (Золото)

  5. Обязательный платеж граждан и предприятий государству (Налог)

Дополнительные вопросы:

  • Из чего складывается экономика семьи?

  • Что относится к элементам хозяйства семьи?

  • Что относится к материальным ресурсам семьи?

  • Какой вклад в семейные ресурсы вносит подсобное хозяйство?

  • Что можно отнести к энергетическим ресурсам?

  • В чем отличительная особенность информационных ресурсов?

  • Какие источники доходов являются фиксированными, а какие к переменным доходам?

5 группа:

Какие семейные ресурсы перечислены ниже?

Семье Ивановых принадлежит квартира, домик в деревне и небольшой участок земли за городом. Родители и старший сын работают, а младшая дочь еще учится в школе, но только она умеет лучше всех в доме готовить домашнее печенье и торты. Глава семьи - владелец интернет-магазина и получает проценты от своего дела, а также проценты от вклада, помещенного в банк, а также арендную плату за жилье, которое он сдает в аренду местным жителям на лето.

(Материальные ресурсы - квартира, домик в деревне. Трудовые - родители и старший сын. Информационные - знание младшей дочери рецептов приготовления печенья и тортов. Финансовые ресурсы - зарплата родителей и старшего сына. Доход от вклада в банк- проценты. Собственность - арендная плата за жилье)


  1. Итоговая презентация. Ведущий каждой группы сообщает всему классу о новых знаниях, заполняя итоговую таблицу на доске.


  1. Итоги урока:

- Какие расходы семьи являются обязательными, а какие произвольными?

- Почему необходимо беречь заработанные денежные средства?

- Как мы можем повлиять на благосостояние своей семьи?


  1. Рефлексия

Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; получение нового знания, новой информации учеником; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. Наиболее эффективной формой работы на этом этапе является написание синквейна. (Слово «синквейн» происходит от французского слова, означающего «пять». Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк).

Первая строка

Существительное, обозначающее тему синквейна.

Вторая строка

Прилагательное, раскрывающее какие-то интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна.

Третья строка

Глагол, раскрывающий действия, воздействия и т. д., свойственные данному явлению.

Четвертая строка

Фраза, раскрывающая суть явления, предмета, усиливающая предыдущие две строки.

Пятая строка

Существительное, выступающее как итог, вывод, подводящее черту.

Синквейн позволяет научить школьников излагать личное отношение к событию, личные чувства по отношению к деятелю, подводить итоги размышления по проблеме.


  1. Домашнее задание на выбор учащихся:

  • Посчитать доходы и расходы семья за месяц, составить таблицу доходов/расходов.

  • Ответить на вопросы (приложение 6)

  • Заполнить «Маркировочную таблицу» после прочтения параграфа учебника.


З (знаю)

У (узнал)

Х (хочу узнать)


В колонки необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию. Особое требование - записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали.

Если осталось немного времени, можно обсудить вопросы (приложение 6).

© 2010-2022