Обществознание 117 часов рабочая программа

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Ярославской области

Любимский аграрно-политехнический колледж



РАССМОТРЕНО

На заседании

Протокол № ___ от ____________ г.

Председатель МС

_____________ Т.М. Смирнова

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по ОД

___________ И. В. Самойлова

«___» ____________ 2015


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Учебной дисциплины_ОДБ.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ _

по специальности:

38.02.05 « Товароведение и экспертиза качества

потребительских товаров»

уровень подготовки: базовый











Любим 2015г.


СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


7

  1. условия реализации учебной дисциплины


27

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


28


  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Обществознание (включая экономику и право).


1.1. Область применения программы

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» предназначена для изучения обществознания в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Обществознание» по программе подготовки, специалистов среднего звена: 38.02.05 « Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины

  •  развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

  •  воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  •  освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования;

  •  овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

  •  формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать/понимать

  •  биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

  •  тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

  •  необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

  •  особенности социально-гуманитарного познания;

уметь

  •  характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

  •  анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

  •  объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

  •  раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  •  осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

  •  оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  •  формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  •  подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

  •  применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным со-циальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  •  успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

  •  совершенствования собственной познавательной деятельности;

  •  критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

  •  решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

  •  ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

  •  предвидения возможных последствий определенных социальных действий.

  •  оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

  •  реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  •  осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.


1.4. Количество часов по рабочему учебному плану учебной дисциплины:

максимальная учебная нагрузка обучающегося 117 час, в том числе:

обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося включая практические занятия - 78 часов; Виды практических занятий, используемых на уроках теоретического обучения: работа с учебником и другими источниками информации, работа с справочниками, составление планов конспектов, проработка статей периодической печати , работа с таблицами, составление схем, работа с использованием ИКТ.

самостоятельная работа обучающегося 39 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка, включая практические работы (всего)

78


итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

в том числе:

Рефераты, тесты, кроссворды, ответы на контрольные вопросы, составление конспектов, работа со словарями, справочниками, интернетом.

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Обществознание»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень

освоения

1

2

3

4


Тема 1.1. Человек как творец и творение культуры

Содержание учебного материала

20

2

1-2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.

Мышление и деятельность.

Понятие культуры.

Многообразие культур.

Творчество в деятельности.

Потребности и интересы

Свобода и необходимость в человеческой деятельности.

Виды человеческих знаний

Мировоззрение. Типы мировоззрения.

Философия.

Проблема познаваемости мира.

Понятие истины и её критерии

Наука.

Основные особенности научного мышления.

Естественные и социально-гуманитарные науки.

Религия.

Искусство.

Мораль.

Право.

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с конспектом, текстом учебника и с дополнительной литературой

Подготовка сообщения на одну из предложенных тем:

«Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции», «Деятельность как способ существования людей», «Мировоззрение, его виды и формы», «Проблема познаваемости мира», «Многообразие и диалог культур», «Мировые религии».

Ответы на контрольные вопросы по тексту учебника.

Составление плана конспекта.

8

Тема 1. 2 Общество как сложная динамическая система

Содержание учебного материала

10

2

21

22-23

24

25-26

27

28

29

30

Системное строение общества: элементы и подсистемы.

Социальное взаимодействия и общественные отношения.

Основные институты общества.

Многовариантность общественного развития.

Эволюция и революция как формы социального изменения.

Понятие общественного прогресса.

Процессы глобализации.

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.

1

2

1

2

1

1

1

1

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с текстом учебника и с дополнительной литературой.

Подготовка сообщения на одну из предложенных тем:

«Глобальные проблемы», «Современные военные конфликты».

4

Тема 1.3. Социальные отношения

Содержание учебного материала

16

2

31

32

33

34

35

36

37-38

39

40

41

42

43

44

45

46

Социальные группы.

Социальная стратификация.

Социальный конфликт.

Виды социальных норм.

Социальный контроль.

Социальная мобильность людей

Молодёжь как социальная группа, особенности молодёжной субкультуры.

Этнические общности.

Межнациональные отношения.

Этносоциальные конфликты и пути их разрешения.

Конституционные принципы национальной политики в РФ.

Семья и брак.

Проблема неполных семей.

Современная демографическая ситуация в РФ.

Религиозные объединения и организации в РФ

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с текстом учебника и с дополнительной литературой.

Составление тестов.

Ответы на вопросы учебника.

6

Тема 1. 4. Политика как общественное явление

Содержание учебного материала

13

2

47

48

49

50

51

52

53

54

55-56

57

58

59

Понятие власти.

Государство, его функции.

Политическая система

Типология политических режимов.

Демократия, ее основные ценности и признаки.

Гражданское общество и государство.

Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.

Политическая идеология.

Политические партии и движения

Средства массовой информации в политической системе общества.

Политический процесс, его особенности в Российской федерации.

Избирательная кампания в РФ.

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщения на одну из предложенных тем:

«Государство его признаки и функции», «Политические режимы», «Тоталитаризм - феномен XX столетия», «Демократия и ее основные ценности и признаки», «Парламентаризм».

Проработка конспектов.

6

Тема 1.5.Человек в системе общественных отношений

Содержание учебного материала

19

2

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

Общественное и индивидуальное сознание.

Социализация индивида.

Социальная роль.

Социальная роль в юношеском возрасте.

Духовная жизнь человека.

Самосознание индивида и социальное поведение.

Мотивы и предпочтения.

Свобода и ответственность.

Ценности и нормы

Отклоняющееся поведение, его типы.

Общественная значимость и личностный смысл образования.

Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.

Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.

Человек в политической жизни.

Политическая психология личности.

Политическое поведение.

Политическое участие. Политическое лидерство.

Дифференцированный зачёт.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Самостоятельная работа обучающихся

Проработка конспектов.

Составление тестов.

Составление плана конспекта.

Ответы на вопросы учебника.

Подготовка к зачёту.

5

Всего:

117



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

Обществознание

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:

Реализация учебной дисциплины осуществляется в учебном кабинете «Социально-экономических дисциплин»

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • комплект учебно-наглядных пособий;

Технические средства обучения:

- компьютер с программным обеспечением и мультимедиапроектор.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий и дополнительной литературы:

Для студентов

Баранов П. А. Обществознание в таблицах. 10-11 класс. - М., 2012.

Баранов П. А., Шевченко С. В. ЕГЭ 2015. Обществознание. Тренировочные задания. - М.,

2014.

Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень.- М., 2014.

Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень.- М., 2014.

Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-

научного, гуманитарного профилей: учебник. - М., 2015.

Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-

научного, гуманитарного профилей. Практикум. - М., 2014.

Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-

научного, гуманитарного профилей. Контрольные задания. - М., 2014.

Воронцов А. В., Королева Г. Э., Наумов С. А. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый

уровень. - М., 2013.

Горелов А. А., Горелова Т. А. Обществознание для профессий и специальностей социально-

экономического профиля. - М., 2014.

Горелов А. А., Горелова Т. А. Обществознание для профессий и специальностей социально-

экономического профиля. Практикум. - М., 2014.

Котова О. А., Лискова Т. Е. ЕГЭ 2015. Обществознание. Репетиционные варианты. - М.,

2015.

Лазебникова А.Ю., Рутковская Е. Л., Королькова Е. С. ЕГЭ 2015. Обществознание. Ти-

повые тестовые задания. - М., 2015.

Северинов К.М. Обществознание в схемах и таблицах. - М., 2010.

Соболева О. Б., Барабанов В. В., Кошкина С. Г. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый

уровень. - М., 2013.

Для преподавателей

Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция).

Водный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 03.06.2006 № 74-ФЗ) //

СЗ РФ. - 2006. - № 23. - Ст. 2381.

Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 (введен в действие Федеральным законом от 30.11.1994

№ 51-ФЗ) // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 (введен в действие Федеральным законом от 26.01.1996

№ 14-ФЗ) // СЗ РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.

Гражданский кодекс РФ. Ч. 3 (введен в действие Федеральным законом от 26.11.2001

№ 46-ФЗ) // СЗ РФ. - 2001. - № 49. - Ст. 4552.

Гражданский кодекс РФ. Ч. 4 (введен в действие Федеральным законом от 18.12.2006

№ 230-ФЗ) // СЗ РФ. - 2006. - № 52 (ч. I). - Ст. 5496.

Земельный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 25.10.2001 № 136-ФЗ) //

СЗ РФ. - 2001. - № 44. - Ст. 4147.

Кодекс РФ об административных правонарушениях (введен в действие Федеральным за-

коном от 30.12.2001 № 195-ФЗ) // СЗ РФ. - 2002. - № 1 (Ч. I). - Ст. 1.

Трудовой кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 197-ФЗ) //

СЗ РФ. - 2002. - № 1 (Ч. I). - Ст. 3.

Уголовный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) //

СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.

Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. - 1992. -

№ 15. - Ст. 766.

Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» //

Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. - 1991. - № 18. - Ст. 566.

Закон РФ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. -

2002.

Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. - 1995. - № 10. -

Ст. 823.

Закон РФ от 11.02.1993 № 4462-1 «О Нотариате» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. - 1993.

Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре

в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2002.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» //

СЗ РФ. - 2012.

Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благопо-

лучии населения» // СЗ РФ. - 1999. - № 14. - Ст. 1650.

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. -

2002. - № 2. - Ст. 133.

Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» // Российская газета. -

1995. - 4 мая.

Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // СЗ РФ. -

1999. - № 18. - Ст. 2222.

Указ Президента РФ от 16.05.1996 № 724 «О поэтапном сокращении применения смерт-

ной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» // Российские вести. - 1996. -

18 мая.

Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической

политике» // Российская газета. - 2012. - 9 мая.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении

федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего обра-

зования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).

Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ

Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 "Об утверж-

дении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего

образования"».

Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров

и ДПО Министерства образования и наука РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по

организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных

программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с

учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой

профессии или специальности среднего профессионального образования».

Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. - М., 2014.

Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Обществознание.

- М., 2014.

Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. - М., 2014.

Интернет-ресурсы

openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).

school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).

festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).

base.garant.ru («ГАРАНТ» - информационно-правовой портал).

istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»).__



4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

знать/понимать:

биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

Устный, письменный опрос

тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

Тестирование

необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

Проверка конспектов

необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

Тестирование

Уметь:

характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития


Сообщение. Устный и письменный опрос

анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

Коллективный анализ результатов

объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

Устный и письменный опрос

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

Устный опрос

осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

Тестирование

Сообщение

оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

Коллективный анализ результатов

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

Устный и письменный опрос

подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

Сообщение, устное выступление

Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Коллективный анализ результатов





7


© 2010-2022