Рабочая программа по обществознанию 7 класс

Раздел Обществознание
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию для 7 класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта. Сборник нормативных документов. Обществознание сост. Э,Д, Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.; Дрофа, 2007год

Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года

(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.07.2003г. № 2783)

Примерной программы основного общего образования по обществознанию Сборник. -М.: Дрофа, 2007.

Авторской программы по обществознанию Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание: программа курса для 6-7 кл.-М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2008

Приказа Минобрнауки РФ от 23.12.2009 №822» Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год»

Курс 7 класса является продолжением курса «Обществознание», который учащиеся изучали в 6. При разработке содержания и основ методики курса для семиклассников учитывались не только особенности психологии младших подростков, но и уровень знаний и умений, достигнутый ими в 6 классе. Преемственность обеспечивается сохранением в структуре учебника основных рубрик, характером заданий для организации активной познавательной деятельности учащихся

Объяснить значение понятий. Называть сферы общества, характеризовать ступени развития

- общества; знать состав и проблемы современного общества, взаимосвязь человека общества и природы

Знать роль экономики в жизни общества. Характеризовать условия и правила организации бизнеса. Характеризовать возможные способы организации экономической деятельности подростка. Высказывать суждение о необходимости для подростков трудиться выявлять общее и различное в трудовом воспитании детей в разные эпохи. Объяснять смысл основных понятий. Объяснение отношений к труду, в современном обществе. Называть особенности труда несовершеннолетних. Объяснять смысл пословиц о труде

Объяснить смысл и знание понятий. Знать социальную структуру общества. Объяснять роль семьи для человека и для общества, как государство заботится о семье, какие правила и нормы регулируют поведение человека в обществе

Объяснять смысл понятий. Называть основные признаки государства. Характеризовать современное государственное устройства России. Объяснять, что такое гражданство и каковы пути его приобретения.

Объяснять значение как конституции в государстве

Рассказать о роли и сохранении правопорядка в стране. Называть правоохранительные и судебные органы. Распознать о способах защиты от несправедливости

Называть науки по их классификации. Объяснить значение понятий. Объяснить значение образования в жизни людей. Объяснить роль морали в жизни общества, поговорки о добре и зле. Уметь объяснять понятия идеал, идеалист. Конфликт ценностей

Объяснить отличия детей и взрослых. Рассказывать о воспитании детей в разные исторические эпохи. Объяснить причины конфликтов в семье и назвать пути их решения. Характеризовать современную школу. Объяснить значение понятий дружба, верность, предательство.

Требования к уровню подготовки учеников, успешно освоивших рабочую программу.

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

Знать/понимать

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

• первичного анализа и использования социальной информации;

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

  • сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

  • на использование элементов причинно-следственного анализа;

  • на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

  • на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

  • на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

  • на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  • на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

  • на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

  • на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.











Календарно-тематическое планирование по обществознанию 7 класс

№ урока

Тема

Дата по плану

Дата факт

Примечание

Раздел 1. Личность и подросток (11 часов)

1

Переходный возраст

1-6.09

1-6.09

2

Место подростка в обществе

8-13.09

8-13.09

3-4

Задачи и трудности подросткового возраста

15-20.09

15-20.09

5

Быть взрослым

22-27.09

22-27.09

6

Физические изменения

у подростков

29.09-4.10

29.09-4.10

7

Психологический портрет личности.

6-11.10

6-11.10

8

Самооценка подростка

13-18.10

13-18.10

9

Выдающиеся личность

20-25.10

20-25.10

10

Лидер и его качества

27-31.10

27-31.10

11

Повторение и обобщение

11-15.11

11-15.11

Раздел 2. Подросток в социальной среде (8 часов)

12

Социальная среда подростка

17-22.11

17-22.11

13

Подросток в группе

24-29.11

24-29.11

14-15

Межличностные отношения

1-6.12

1-6.12

16

«Мы» и «они»

8-13.12

8-13.12

17

Мир знакомых и незнакомых людей

15-20.12

15-20.12

18

Социальный портрет молодежи


22-27.12

22-27.12

19

Повторение и обобщение

29.12

29.12

Раздел 3. Подросток и закон (11 часов)

20

Юридические границы подросткового возраста

12-17.01

21

Подросток как гражданин

19-24.01

22

Права и свободы. Обязанности граждан РФ

26-31.01

23

Подросток и его права

2-7.02

24

Гражданские права

9-14.02

25

Социально- экономические и культурные права

16-21.02

26

Конвенция о правах ребенка.

23-28.02

27

Опасный путь преступной жизни

2-7.03

28

Уголовная и административная ответственность

9-14.03

29

Повторение и обобщение

16-21.03

30

Проверочная работа

23-28.03

Раздел 4. Образ жизни подростков (6 часов)

31

Подросток в обществе риска

30-4.04

32

Проблема одиночества

6-11.04

33

Подростковая культура

13-18.04

34

Образ жизни

20-25.04

30

Досуг и отдых, спорт

27-2.05

31

Повторительно-обобщающий урок по теме «Образ жизни подростка»

4-9.05

Раздел 5. Подросток и его жилая среда (3 часа)

32

Город и село

11-16.05

33

Мой дом, мое жилище

18-23.05

34

Повторение и обобщение. Итоговый урок

25-30.05



Критерии оценивания

Критерии

5 (ОТЛ.)

4 (ХОР.)

3 (УД.)

2 (НЕУД.)

1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение)

Удачное использование правильной структуры ответа (введение -основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5. Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

6. Причинно-следственные связи

Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность

Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности

Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности

Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности


Контрольная работа по обществознанию 7 класс

1 вариант

1.Дайте определение понятиям.

а) Конституция , б)правонарушение , в)бюджет.

2.Найдите общее.

а) Внешняя, оптовая, внутренняя, розничная.

б) Гражданские, политические, экономические, социальные, культурные.

3.Подумайте и объясните, чем различаются нормы морали и права.

4. Прочитай отрывок из книги В.А. Гиляровского «Москва и москвичи» о том, как иногда работали московские торговцы в конце Х1Х века и ответь на вопросы.

Здесь… насильно затаскивали покупателя. Около входа всегда галдеж от десятка «зазывал», обязанностью которых было хватать за полы проходящих по тротуарам и тащить их непременно в магазин, не обращая внимания, нужно или не нужно им готовое платье.

- Да не надо мне платья!- отбивается от двух молодцов в поддевках, ухвативших его за руки, какой - нибудь купец или даже чиновник.

- Помилте, вышздоровье… да вы только поглядите товар.

И каждый не отстает от него, тянет в свою сторону, к своей лавке.

А если удастся затащить в лавку, так несчастного заговорят, замучат примеркой и уговорят купить, если не для себя, то для супруги, для деток или для кучера… Великие мастера были «зазывалы»!

Можно ли назвать деятельность «зазывал» рекламой? Почему?

Можно ли сравнить приемы, применяемые современными специалистами по рекламе, с описанными? Аргументируй свое мнение.

Как ты думаешь, стоит что-либо изменить в деятельности подобных коммерсантов? Ответ поясни.

5. Объясните смысл фразы «Воинская служба - долг и почетная обязанность гражданина».


2 вариант

1.Дайте определение понятиям.

а)Закон, б) преступление, в)экономика.

2.Найдите общее.

А) Валюта, монета, ассигнация, банковская карта.

Б) Адвокат, прокурор, судья.

3. Подумайте и объясните, чем различаются труд высококвалифицированный и низкоквалифицированный .

4.Прочитай фрагмент из книги В.А.Гиляровского «Москва и москвичи» и ответь на вопросы.

И там и тут торговали грубой привозной обувью - сапогами и башмаками, главным образом, кимрского производства. В семидесятых годах (Х1ХВ.) еще практиковались бумажные подметки, несмотря на то что кожа сравнительно была недорога, но уж таковы были девизы и у купца, и у мастера… «не обманешь - не продашь».

Конечно, от этого страдал больше всего небогатый люд, а надуть покупателя благодаря «зазывалам» было легко. На последние деньги купит он сапоги, наденет, пройдет две-три улицы по лужам в дождливую погоду - глядь, подошва отстала и вместо кожи бумага из сапога торчит. Он обратно в лавку… «Зазывалы» уже узнали зачем и на его жалобы закидают словами и его же выставят мошенником.

Можно ли назвать деятельность описанных мастеров и купцов предпринимательством? Приведи два-три объяснения.

Сталкивался ты с подобными недобросовестными дельцами?

Сформулируй три-четыре правила, которыми могли бы руководствоваться потребители - потенциальные жертвы подобных дельцов. Какие правовые механизмы борьбы современного потребителя за свои права тебе известны?

5. Объясни своими словами смысл афоризма «Чтобы быть свободным, нужно подчиняться законам».



Итоговая контрольная работа по обществознанию за курс 7 класса

ЧАСТЬ А

1. К правам ребенка не относится право на:

1) выбор имени и фамилии 2. имущество родителей 3) жизнь и воспитание в семье4) выражение своего мнения

2. Государство, признавая права и свободы человека обязуется:

  1. принимать законы, гарантирующие каждому его права;

  2. признавать Декларацию прав человека основным законом страны.

а) верно только 1; б) верно только 2;

в) верно и 1 , и 2; г) нет верного ответа.

3. Из приведенных ниже прав человека выделите, какое не является гражданским правом.

1) право на жизнь; 2) право на свободу; 3) право на неприкосновенность личности; 4) право на труд.

4. В чем проявляется свобода человека?

а) право каждого поступать так, как ему хочется; б) возможность пользоваться своими правами;

в) строгое соблюдшие законов в обществе всеми гражданами; г) обучение в юридическом институте

5.Угроза ядерной войны в современном мире является:
а) частной б) внутренней; в) региональной; г) глобальной.

6. Кем обеспечиваются права человека.

1) город; 2) область; 3) правительство; 4) государство.
7. Внешняя дисциплина бывает основана:

  1. на самосознании и самоконтроле;

  2. на страхе перед наказанием.

а) верно только 1; б) верно только 2;

в) верно 1 и 2

8. Закон относит к соучастникам преступления наряду с преступником:

1) человека, подстрекавшего к совершению преступления;
2) человека, не сообщившего об увиденном им преступлении,
а) верно только 1; б) верно только 2;

в) верно и 1,и 2; г) нет верного ответа.

9. Несовершеннолетний будет привлечен к уголовной ответственности с 14 лет за следующие преступления:

  1. терроризм или ложное сообщение об акте терроризма, за приведение в негодность транспортных средств;

  2. подделку документов, изготовление фальшивых денег, взяточничество.

а) верно только 1; б) верно только 2;

в) верно и 1, и 2; г) нет верного ответа,

10.Какое утверждение является правильным?

  1. к правоохранительным органам не относятся таможня, ФСБ, частные детективные агентства;

  2. милиция в нашей стране делится на криминальную и милицию общественной безопасности.

а) верно только 1; б) верно только 2;

в) верно и 1, и 2; г) нет верного ответа.

11. Деловые отношения отличаются от личных тем, что это

1)отношения людей, имеющих близкие взгляды 2) отношения, основанные на общей деятельности

3) отношения, связанные с соблюдением официальных правил 4) кратковременные отношения

12.Правильным утверждением о заработной плате будет:
1) она бывает сдельной и повременной;

2) это трудовое денежное вознаграждение
а) верно только 1; б) верно только 2; в) верно и 1, и 2; г) нет верного ответа.

13. Прибыль предприятия можно определить:

  1. разницей между доходами и расходами;

  2. умножением цены на количество.

а) верно только 1; б) верно только 2;

в) верно и 1, и 2; г) нет верного ответа.

14. Менее опасные поступки людей называются:

1. преступлением 2. нарушением 3. проступками 4. хулиганством

15. Ответственность за совершённые преступления несёт:

1. только человек 2. только организация 3. только фирма 4. только группа людей

ЧАСТЬ Б

1. Найдите общее определение для перечисленных терминов.

1. Знакомство, приятельство, товарищество, дружба_________________

2. Мера стоимости, средство платежа, всеобщий эквивалент, средство обмена___________________

2. В логическом ряду перечислены проступки. Укажите пример, выпадающий из общего ряда:

Мелкое хулиганство, безбилетный проезд, проезд на красный свет, подделка денежных знаков.

3. Установите соответствие между видами норм и конкретными примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго:

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ВИДЫ НОРМ

А) Все знакомые люди должны

приветствовать друг друга при встрече

Б) Посещая Санкт-Петербург, 1) Этикет

туристы стараются попасть на набережную

Фонтанки и прикоснуться на удачу 2) Обычаи

к статуе Чижика-Пыжика

В) Мужчина при выходе пропускает

даму впереди себя и придерживает дверь

Г) Друзья ежегодно отмечают день

своего знакомства загородным пикником

4. Прочитайте текст и выполните задания: «Жителям крупного российского города был задан вопрос «Как вы поступаете, когда по телевизору начинается реклама»? Результаты опроса представлены в виде таблицы.

ВАРИАНТ ОТВЕТА

КОЛИЧЕСТВО ОПРШЕННЫХ В %

Переключаюсь на другой канал

35

Иду делать другие дела

27

Смотрю рекламные ролики от начала и до конца

8

Выключаю звук телевизора

23

Вообще выключаю телевизор

11

Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы и запишите цифры, под которыми они указаны, в порядке возрастания:

  1. Большинство опрошенных россиян не смотрят рекламу.

  2. Каждый второй россиянин смотрит рекламные ролики полностью.

  3. Телевизионная реклама не интересует основную массу опрошенных россиян.

  4. Более половины опрошенных негативно относятся к рекламе и вообще выключают телевизор.

5. Выберите номера, под которыми указаны факты экономической жизни общества? Запишите номера в порядке возрастания:

1) проведение научной конференции о международной торговле
2) изучение экономической теории в университете
3) разработка плана развития завода
4) участие в митинге о повышении пенсий
5) использование новой технологии в производстве

6. О каком виде правонарушения говорится в тексте? Укажите возраст, с достижением которого наступает частичная и полная юридическая ответственности по данному виду правонарушений?

«15-ти летний гражданин Петров вынес из магазина «Сотовая связь» дорогой смартфон. Пропажу обнаружили только спустя несколько часов, когда проверили полки с товаром. Вычислить похитителя помогли записи с камер наблюдения, расположенные в помещении магазина».







Литература

Список для учащихся:

1. Рекомендуемая литература (основная).

Кравченко А.И., Е.А. Певцова Обществознание: учебник для 7 класса. - М.; «Русское слово», 2012.

Хромова И.С. Обществознание. Рабочая тетрадь 7 класс. (К учебнику Кравченко А.И.). - М.: «Русское слово», 2012

2. Рекомендуемая литература (дополнительная).

Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 2005.

Безруких М.Я. и др. Я и другие Я, или Правила поведения для всех. М., 1991.

Василенкова О.А. Основы правовых знаний. 7 класс. М., 2012

Калинина Ю.М. Удивительные вещи: научно-популярное издание для детей. М.: 2005.

Опалев А.В. Умение обращаться с людьми… Этикет делового человека. - М.: ЮНИТИ, 1996.

Права человека: книга для чтения. 5-9 класс. Молодежный центр прав человека и правовой культуры. - М., 1998

Черникова Т.В. История России: учебник для 6-7 кл./ под редакцией А.Н. Сахарова. М.: дрофа, 1997

Шайхер В.Ю. Антология мудрости. М.: Вече, 2005

Этикет/ Авт.-сост. О.Н.Улищенко. - Харьков, 1998

Ястребицкая А.Л. Европейский город. М., 1993.





Список для учителя:

  1. Рекомендуемая литература (основная).

Кравченко А.И., Хромова И.С. Программа курса «Обществознание» для 5-7 кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Русское слово, 2006.

Кравченко А.И., Е.А. Певцова Обществознание: учебник для 7 класса. - М.; «Русское слово», 2011.

Обществознание. 7 класс. Поурочные планы по учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой. Автор-составитель Н.С.Кочетов - Волгоград, «Учитель», 2011

Поурочные планы по обществознанию. 7класс (по учебнику А.И. Кравченко). Методическое пособие с электронным приложением / авт.-сост. Е.Н. Сорокина. - М. : Планета, 2011


  1. Рекомендуемая литература (дополнительная).

Бенку И.В. Учебно-методический комплекс издательства «Русское слово» по обществознанию. М., 2005.

Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. М., 2001

Духовно-нравственные основы семьи. Этика и психология семейной жизни: Хрестоматия для учителя: В 3-х ч. М., 2001.

Дыдко С.Н. Использование схем и таблиц на уроках обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003

Кишенкова О.В., Иоффе А.Н., Держицкая Е.В. и др. Энциклопедия материалов. М, 2005

Короткова М.В. ,Студенкин М.Т. Методика обучения истории в таблицах, описаниях: Практическое пособие для учителей. М., 2009

Кравченко А.И. Основы социологии. М.; Просвещение, 2005.

Практикум по обществознанию. Под редакцией Князевой В.Н., М.; «Айриспресс», 2012.


© 2010-2022